После капремонта двигательной системы, снятия нагара с клапанов или при их замене на новые обязательно проводится притирка клапанов.
Благодаря процедуре удаляются мелкие неровности и повреждения, возникшие в процессе эксплуатации, а также повышается герметичность ДВС.
- Для чего нужно притирать клапаны
- Когда пора задуматься о притирке
- Стандартный набор инструментов для притирки
- Как правильно притереть клапаны: основные методы
- Способ 1. Притирка клапанов дрелью
- Метод 2. С помощью ручного инструмента
- Метод 3. С помощью пневматического инструмента (вращательный метод)
- Метод 4. С помощью пневмомашинки (метод пристукивания)
- Как проверить работоспособность
- Как должен выглядеть притертый клапан
- Зачем нужно притирать клапана
- Как добиться результата в домашних условиях
- Методы формирования геометрии сопряжения
- Основные правила и секреты
- Как выполнить своими руками правильно
- Инструменты для притирочных работ
- Притирка своими руками на ВАЗ 2109 с помощью пасты
- Как притереть на станке
- Видео: притирка клапанов ВАЗ
- Способы притирки
- Станки
- Ручные фрезы
- Верстак и трубка с Т-образной ручкой
- Проверка работоспособности
- Где они находятся и для чего нужны
- Для чего нужно притирать клапаны
- Почему важно поддерживать правильный уровень компрессии в двигателе
- Основные методы притирки
- Собираем все необходимое для притирки
- Притираем клапаны в домашних условиях
- Видео: притирка клапанов вручную без инструментов
- Притирка клапанов
- Берём в руки шуруповёрт
- Нюансы, о которых стоит знать
- Проверка качества выполненной работы
- Небольшое отступление о притирочных пастах
- Когда нужна притирка
Видео:Как притереть клапана--БЫСТРО--ПРАВИЛЬНО--КАЧЕСТВЕННО-- #движпариж #влогСкачать
Для чего нужно притирать клапаны
Новые клапаны притираются для лучшего прилегания к посадочному месту. В процессе эксплуатации на клапанной системе образуется нагар, вследствие чего герметичность прилегания тарелки клапана к седлу нарушается.
Это приводит к нарушению работы топливной системы. Когда выпускной коллектор утрачивает свои первоначальные характеристики, это провоцирует прогар клапанной системы, падение мощности двигателя, износ направляющей втулки, повреждения посадочного седла и другие неприятности. Чтобы наладить четкую работу ГБЦ и снизить риск образования нагара, после очистки клапанов проводится их притирка — как следствие, клапаны и седла хорошо прилегают один к одному.
Видео:Притирка клапанов, прирезка сёдел - ЧТО, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ? (10 минут ликбеза 😈)Скачать
Когда пора задуматься о притирке
Чтобы понять, необходима ли притирка, можно использовать разные методы проверки — с их помощью можно уточнить степень разгерметизации клапанной системы.
- Производится демонтаж ГБЦ.
- Головка очищается от сажи, маслянистой пленки и загрязнений.
- Проводится проверка головки БЦ и подшипников. Они должны быть без каких‐либо деформаций и механических повреждений.
- Проверяются опоры распределительного вала. Они также не должны иметь повреждений, заусенцев и металлических наплывов.
- Для контроля герметичности клапанной системы необходимо установить ГБЦ на ровную поверхность, налить в камеры сгорания немного керосина или бензина и оставить на некоторое время. Если уровень керосина начнет понижаться, значит, есть утечка и герметичность клапанной системы нарушена.
При появлении утечки (то есть разгерметизации) мотор работает неравномерно, поэтому необходимо провести притирку.
Видео:как притереть клапан и проверить качество притиркиСкачать
Стандартный набор инструментов для притирки
Самым важным инструментом является абразивная, или алмазная паста. Ее необходимо наносить на кромку клапана — паста создаст эффект наждачки и позволит быстрее притереть тарелку к седлу.
По типу обработки пастообразный состав отличается размером абразивных элементов — от крупнозернистого до мелкозернистого. Крупноабразивная используется для первичной притирки. Финишная притирка осуществляется с помощью мелкозернистой пасты — тогда головка компонента будет плотно установлена на посадочное место.
Пасты различаются и по цене — от недорогих для личного использования до фирменных составов для профессиональной притирки. Провести самостоятельную обработку можно составом средней стоимости. Важно следить за состоянием самих клапанов и корректностью процесса притирки.
Следующим шагом будет выбор инструмента для работы. Притирка может осуществляться посредством:
- Электродрели.
- Деревянного приспособления с присосками.
- Пневматического инструмента.
- Специальной пневмомашинки для пристукивания.
У мастером‐любителей наибольшей популярностью пользуется электродрель для притирки — из‐за своих доступности и универсальности. В ремонтных мастерских может быть использован специальный станок для шлифовки фаски.
Обработка седел и их восстановление требуют применения особого инструмента. Это шарошка для удаления выработки — приспособление, сделанное по форме посадки клапана. Шарошка надевается на дрель, так как сверло обычно имеет некрупные размеры.
Инструмент используется в том случае, если головки клапанов повреждены вследствие прогара.
Также потребуется рассухариватель, чтобы снять «сухари» — детали, соединяющие тарелки пружины с клапаном.
Видео:Притирать или не притирать . Ремонт ГБЦ.Скачать
Как правильно притереть клапаны: основные методы
Существует четыре основных метода обработки.
Способ 1. Притирка клапанов дрелью
Для проведения работ потребуется кусок шланга. Один его «хвост» закрепляется на стержне клапана, а второй — на дрели. На сам клапан и посадочное место следует нанести небольшое количество притирочного состава, после чего деталь устанавливается на свое рабочее место в ГБЦ.
Процесс имеет несколько особенностей:
- Притирка осуществляется на малых оборотах — рекомендуется использовать дрели, способные работать на таких оборотах, или шуруповерты.
- В момент соприкосновения тарелки и седла необходимо сделать сброс — отпустить курок электродрели.
- В процессе притирки нельзя прикладывать усилия — это может спровоцировать повреждение элементов клапанной системы.
- Притирку рекомендуется проводить в несколько этапов — сначала крупнозернистой пастой, затем средне‐, а в конце провести финишную обработку мелкозернистым составом.
Важна практика — если такого рода работы будет выполнять любитель, есть риск, что его неквалифицированные действия приведут к тому, что машине понадобится дорогой ремонт.
Метод 2. С помощью ручного инструмента
Такой способ представляет собой что-то вроде процесса добывания огня первобытными людьми – на деревянную палочку крепятся присоски, ими фиксируется стержень, а сама палочка вращается руками. Этот так называемый «дедовский» метод был в ходу, когда не было электроинструмента. Его плюс — минимальный риск испортить клапанную систему. Но времени занимает очень много — до получаса на каждый клапан.
Метод 3. С помощью пневматического инструмента (вращательный метод)
Притирка клапанов своими руками при использовании пневмоинструмента проходит быстро, просто и с минимальными затратами сил. Устройство представляет собой двигатель, соединенный со штифтом. На последний крепится специальная присоска, которой фиксируется клапан. В рабочее состояние система приводится с помощью сжатого воздуха.
Достоинство способа в том, что риск сделать ошибку практически отсутствует, даже если вы не имеете опыта. Инструмент контролирует весь процесс — угол вращения, частоту оборотов и их интенсивность. И все это происходит даже быстрее, чем при использовании электродрели — на один клапан уходит всего пара минут.
Метод 4. С помощью пневмомашинки (метод пристукивания)
Отличие пневмомашинки от предыдущего инструмента — технология притирки. Инструмент работает не вращательными движениями, а имитирует работу клапанов в реальных условиях.
Инструмент прост в использовании и делает притирку наиболее точной и качественной.
Важно! После притирки абразивный состав должен быть тщательно удален. Если он попадет в двигатель, то это выведет из строя цилиндры и другие детали.
Видео:Притирать клапана или нет.Скачать
Как проверить работоспособность
После того как клапаны были притерты, следует проверить качество притирки. Существует несколько вариантов.
Самый простой и распространенный способ проверки — это положить ГБЦ на ровную поверхность тарелками кверху и налить в камеру сгорания бензин или керосин. Клапан должен удерживать жидкость собственным весом. Засухаривать компонент в этом случае не нужно.
Второй метод аналогичен первому, только клапаны необходимо засухарить, перед тем, как наливать керосин.
Проверка качества притирки третьим способом проводится несколько иначе. Клапаны засухаривают, ГБЦ укладывают на бок, в камеры наливают керосин/бензин. Правильно притертый компонент будет удерживать жидкость только усилием пружины.
Сделать притирку самостоятельно не так уж и трудно – главное, правильно рассчитать усилие при работе с дрелью и частоту вращений. Если же вы опасаетесь нанести вред топливной системе автомобиля, обратитесь к квалифицированным мастерам автосервиса DDCAR. Вам не придётся переживать по поводу того, что вашему любимому «железному коню» будет причинён непоправимый ущерб!
Читайте также: Набор для всасывающих шлангов обратный клапан с фильтром адаптер
Видео:Как притереть клапана | Лучший способСкачать
Как должен выглядеть притертый клапан
Всем привет! Многие, когда перебирают двигатель не уделяют должного внимания притирке и регулировке клапанов. Мол, все же нормально работало, зачем их трогать? Если вы вскрыли двигатель, то трогать их обязательно надо! Это гарантирует безболезненный ремонт, после которого не придется вновь все разбирать.
Перед притиркой обязательно надо почистить клапана. Я зажимал в дрель и счищал нагар с выпускных всякими абразивными и острыми приспособлениями)) Впускные обычно не загаживаются и их достаточно пройти мелкой наждачкой. Итак, результат
После очистки выпускных клапанов, понял что им хана, ибо раковины уже конкретные. Впуск оказался в идеале.
Обязательно замеряем люфт клапанов в направляющих! Если не в допуске, меняем на новые. Если оставите разбитые направляющие, то маслосъемные колпачки долго не проживут.
Для притирки использовал классическую пасту. Она мелкоабразивная и подходит в самый раз для целых клапанов. Главное не берите алмазную, запорете и фаску на клапане и седло.
Поскольку притирать совсем немного, в ход пошел шуруповерт с гибким шлангом:)) Можно использовать реверсивную дрель на малых оборотах, но это если нужно много снимать. В моем случае впуск притирался очень быстро. На выпуске надо было притереть именно седла, поскольку клапаны новые и притираются быстро.
Вот, кстати, седло прогоревшего клапана. Видно прилипший ошметок, возможно остался от самого клапана.
Смазываем направляющую, вставляем клапан и начинаем вращать используя реверс. Давить сильно не надо.
Фаска должна быть однородная по всей длине, как на клапане, так и на седле. ГБЦ держал на боку, чтобы абразив ненароком не попал в направляющую. После притирки клапана тщательно протираем весь абразив.
На выпускных седлах видно много артефактов, их и нужно убрать
Притираем, вытираем все, смотрим. Если остались артефакты, притираем еще.
Тема в разделе «Ремонт Ауди», создана пользователем zmey1251, 12 апр 2009 .
Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Практически каждый владелец старенького автомобиля отечественного или иностранного производства предпочитает ремонтировать его своими силами. В том числе и перебирать двигатель. В связи с этим довольно часто приходится делать притирку клапанов в домашне-гаражных условиях. И многие задают закономерный вопрос о том, для чего требуется эта процедура и как правильно притереть клапана.
Видео:ПРИТИРКА КЛАПАНОВ за 5 минут!!! Быстро, дешего, легко! Притираем клапана своими руками!Скачать
Зачем нужно притирать клапана
Если не выполнить процедуру, клапана могут работать некачественно — например, пропускать бензин и воздух в закрытую камеру сгорания. Это ухудшит ходовые характеристики двигателя и со временем может привести к поломке. Притирка помогает добиться максимальной герметичности. Выполнять работу надо не только после установки новых клапанов — нередко она нужна и в случаях, когда изделия давно не менялись. Причиной «дёрганий» авто на холостых оборотах может являться разность компрессии в цилиндрах. Притирка — единственный способ справиться с проблемой.
Видео:Притирка клапанов. Как притереть клапана своими рукамиСкачать
Как добиться результата в домашних условиях
- С помощью специального станка. На самом деле такой агрегат не выполняет притирку — он нарезает фаску седла и клапана, благодаря чему удаётся добиться как можно более жёсткой центровки и обеспечить точное сопряжение. Результатом становится нарезанный профиль высокой прочности, обеспечивающий качественную работу двигателя. Преимуществом метода является простота — после обработки останется только помыть и собрать головку.
Притирка клапанов с помощью станка
Притирка клапанов своими руками
Видео:Как проверить герметичность клапанов?Скачать
Методы формирования геометрии сопряжения
Придать правильную форму клапану и седлу можно как вручную, так и на специальном станке, но при этом точность размеров будет отличаться на порядок. Наибольшую точность даёт станок для обработке сёдел и клапанов, наименьшую- ручная притирка клапана об седло при помощи абразивной притирочной пасты.
Клапана притирают при замене клапанов, а также притирают старые клапана при текущем ремонте, когда износ в пределах допустимого.
Станки. Станок для притирки клапанов на самом деле ничего не трёт, он предназначен для нарезания фаски седла и клапана позволяет сделать максимально точное сопряжение за счёт жёсткой центровки. Таким образом, получается высокоточный нарезанный профиль, который даёт максимальное качество. После данной обработки не требуется больше никаких действий, просто помыть и собрать головку.
Ручные фрезы. За неимением возможности обработать детали на высокоточном оборудовании можно воспользоваться ручными фрезами. Они бывают разного диаметра для разных моделей двигателей. На сёдлах нарезают три фаски- под 30 и 60 градусов, а сверху них- под 45 градусов. Новые клапана в таких случаях не обрабатывают, а если используются старые, то их нужно направить или притереть.
Притирка клапанов абразивной пастой- приспособления для притирки клапанов своими руками. Притирка поможет только в том случае, если плоскость ответных деталей- клапана и седла- совпадает и не надо ничего править, а требуется лишь убрать некоторые неровности, иначе поможет только правка фрезой. В этом случае на кромку клапана, в местах сопряжения по всему периметру наносится притирочная паста. Клапан вставляется в своё посадочное место. Далее клапан надо одновременно слегка прижимать к седлу и в то же время вращать вокруг оси, тем самым давая стираться неровностям на поверхности.
После притирки обязательно смойте все абразивные частицы с деталей!
Видео: притирка клапанов Daewoo Lanos
Видео:Нужно ли притирать клапана в Двигателе? Вот вам две причины зачем это делать!Скачать
Основные правила и секреты
Для осуществления процесса нужно снять головку блока цилиндров.
- Чтобы извлечь клапана из втулок, которые их направляют, надо предварительно убрать пружины клапанов. Для этого можно применять инструменты для клапанов, доступные в специализированных магазинах.
- Обычно на стержень приспособления надевают резиновый шланг и хомуты. Вместо этого можно использовать наконечник со сквозным резьбовым отверстием в боковой стенке. В это отверстие вворачивается болт, фиксирующий стержень клапана.
- Перед притиркой осмотрите клапана. Если на них есть следы деформации (погнутости и трещины) – такие изделия использовать нельзя. Замените их новыми. Имеется нагар? Очистите его — для этого можно применять жёсткую щётку.
Видео:КАК СНЯТЬ КЛАПАНА БЕЗ ИНТСРУМЕНТА И ПОСТАВИТЬ. БЫСТРЫЙ СПОСОБ. КАК ЗАСУХАРИТЬ, РАССУХАРИТЬ КЛАПАНА.Скачать
Как выполнить своими руками правильно
Притирать клапана можно несколькими способами. Оптимальный вариант — использование станков и фрез, но они не всегда есть рядом. В таком случае лучше прибегнуть к ручному варианту.
Инструменты для притирочных работ
Приспособления для притирки подразделяются на 2 группы.
- Зажимающие клапан сверху, фиксирующиеся на стержне. На одной из сторон располагается ручка. Для достижения результата её нужно тянуть и вращать.
- «Присоски». Фиксируются на тарелке клапана, также оснащаются ручкой. Для использования надо прижать клапан к тарелке и вращать приспособление в разные стороны.
Инструмент для притирки клапанов: зажимающая сверху модель
При отсутствии инструмента подойдут шуруповёрт или дрель.
Вне зависимости от выбранного инструмента вам понадобятся следующие приспособления:
- абразивная или алмазная паста;
- пружина — такая, чтобы можно было без труда сжать руками и надеть на клапан;
- керосин.
Нет возможности раздобыть абразивную пасту? Приготовьте её! Для этого понадобится наждачная бумага с мелким зерном или стружка наждачного камня. Снимите с неё камни и смешайте их с солидолом или аналогичным веществом в пропорции 2 к 1. По консистенции смесь должна напоминать шампунь. В крайнем случае в качестве основы сгодится и стандартное моторное масло.
Важный этап притирки клапанов: нанесение абразивной пасты
Притирка своими руками на ВАЗ 2109 с помощью пасты
- Возьмите клапан в руки и наденьте на него пружину. Верните клапан на место, обратно в машину.
- Подожмите его пальцами и установите на ножку заранее подготовленный инструмент.
- Винтом зафиксируйте инструмент на клапане.
- Нанесите на притирочную плоскость тарелки абразивную пасту.
- Вращайте клапан в обе стороны, выполняя притирку. Нужно выполнить около 5 движений, после чего следует поднять изделие, перевернуть его на 90 градусов и повторить действия.
- Выполняйте процедуру, пока на тарелке и седле головки не появится матовое кольцо серого цвета.
- По завершении работ со всеми клапанами протрите их керосином и тщательно вытрите ветошью.
Читайте также: Клапан фазорегулятора рено меган 2 к4м артикул
Так должен выглядеть клапан после притирки
Как притереть на станке
Если есть доступ к станку, лучше воспользоваться им.
- Зажмите клапан в специальном фиксаторе, включите станок. Шлифовальный круг быстро вращается в одну сторону, клапан — в другую, медленнее. Аккуратно подводите изделие к кругу и притирайте его.
- Не шлифуйте изделие слишком сильно. Прекратите обработку, как только процесс шлифовки станет непрерывным.
- Остановите агрегат, снимите клапан и протрите его керосином.
- После этого нужно осмотреть головку блока цилиндров. Изучите седла, запрессованные в головке. Притирать их можно только при отсутствии повреждений. Если на сёдлах имеется прогар, обработайте его шарошкой — пока серое кольцо не возникнет по всему кругу.
Чтобы обработать седла, нужна вот такая шарошка
Видео: притирка клапанов ВАЗ
Видео:Притирка клапанов своими руками. Как правильно притереть клапана шуруповертом (дрелью).Скачать
Способы притирки
Так как правильно притереть клапана можно разными способами, стоит ознакомиться с каждым из них. Разница между упомянутыми далее способами существенная: использование станка даёт наиболее точный результат, тогда как вручную притирать клапана достаточно сложно и долго, а качество выполненных работ наименее высокое.
Станки
Максимальной точности нарезки и сопряжения седла и фаски клапана можно добиться только посредством жёсткой центровки детали, и без станка в данном случае не обойтись. В итоге профиль качественно нарезается и отличается высокой точностью. Дополнительные манипуляции при такой процедуре не нужны, кроме сборки ГБЦ и предварительной промывки клапанов.
Ручные фрезы
Так как притереть клапана в домашних условиях можно и без высокоточного станка, стоит рассмотреть метод с использованием ручной фрезы. Диаметр такого инструмента может быть разным, а подбирать его следует с учётом конкретной модели двигателя. Необходимо на сёдлах вырезать три фаски под углом в 60, 45 и 30 градусов. Помните, что данный метод применим исключительно для обработки старых деталей.
Верстак и трубка с Т-образной ручкой
Рассматриваемый метод принято считать наиболее трудоёмким и долгим, зато он способен обеспечить достойный уровень качества. Рассмотрим этапы процесса:
- Подготовьте трубку с ручной Т-образной формы и отверстием, куда стержень клапана без проблем войдёт.
- Сбоку конструкции создайте отверстие и нарежьте резьбу, вкрутите болт. Клапан должен фиксироваться максимально прочно и надёжно.
- Разберите ГБЦ, установите на верстак. Не забывайте о надёжности фиксации.
- Вставьте клапан в отведённый для него участок и закрепите собранную ранее конструкцию на другом его конце.
- Пасту на данном этапе следует применить для обработки области соприкосновения с седлом.
- Воспользуйтесь сконструированным приспособлением для перемещения клапана, чтобы просвет исчез полностью.
- Периодически меняйте направление круговых движений, параллельно дополнительно обрабатывайте зону клапана абразивной пастой.
- О высоком качестве выполненной работы будет свидетельствовать полоса с матовой поверхностью, которую вы найдёте на главных составляющих элементах клапана. Ширина дорожки должна ориентировочно составлять 1,5 мм.
Результат проделанной работы может вас разочаровать, в некоторых случаях это будет вполне логично. Например, если ранее сёдла были криво прирезаны или на рабочих фасках заметны существенные дефекты.
Приобретение новых деталей станет единственным решением проблемы.
Видео:Как ПРАВИЛЬНО шарошить седла клапановСкачать
Проверка работоспособности
Есть три способа проверки правильности притирки клапана.
- С помощью вакуум-тестера. Самый надёжный и простой вариант. Подключите инструмент к каждому отверстию со сторон впускного и выпускного коллекторов. Теперь используйте его. Если клапана притёрты плохо, уровень разряжения на манометре будет недостаточным.
- С помощью керосина. Установите клапана на место, положите головку вверх камерой сгорания и налейте сверху керосин. Оставьте их так на несколько часов. Если керосин не вытек — всё в порядке. Эксперты не рекомендуют использовать этот метод, так как он не слишком надёжен.
- С помощью карандаша. Рисуем радиальные линии по всей окружности рабочей кромки седла клапана. Устанавливаем клапан на место, крепко прижимаем его и вращаем по кругу. Достаём изделие и смотрим на узор. Если линии стёрлись и равномерно закрасили поверхность — всё в порядке. Если имеются неровности — притирка выполнена неправильно.
Видео:Притирка клапанов и проверка на герметичность тремя способамиСкачать
Где они находятся и для чего нужны
Находятся клапана в головке блока цилиндров. На каждый цилиндр по два клапана, либо по четыре, в современных моторах.
Подразделяются на впускные и выпускные.
Впускные позволяют обогащать горючую смесь воздухом из впускного коллектора.
Выпускные позволяют выбрасывать отработавшие газы через выпускной коллектор в глушитель.
«Тарелкой» обычно называют головку клапана, она соприкасается с седлом, в закрытом положении, запирая камеру сгорания.
В момент детонации в ней горючей смеси, если он не плотно прилегает, раскаленные газы прорываются в щель, перегревая его, и он начинает «гореть» и постепенно выходит из строя, но происходит это не сразу.
Видео:так бежит направляющая клапана , большой расход маслаСкачать
Для чего нужно притирать клапаны
Приведённые ниже способы решения задачи ориентированы в большей мере на владельцев ВАЗовской классики (ВАЗ 2101–2106), но и в случае с моделями ВАЗ 2108–2109 процесс мало чем будет отличаться. Во многих пунктах он вообще универсален.
Чаще всего с необходимостью притирки клапанов сталкиваются при капитальном ремонте двигателя. Заменены поршневые кольца с прокладками, установлены прочие важные компоненты, так что теперь самое время проверить клапаны на герметичность: так выявляется необходимость их притирки.
Следует также помнить, что эта процедура будет нелишней и при проведении иных ремонтных работ. В частности, тех, при которых происходит демонтаж блока цилиндров. Всегда лучше перестраховаться.
Почему важно поддерживать правильный уровень компрессии в двигателе
Одной из важнейших качественных характеристик работы мотора является наличие в камерах сгорания цилиндров рекомендуемого производителем уровня компрессии. Зависит эта характеристика от:
- степени износа самого цилиндра, его поршневых колец, а также поршня;
- качества и целостности уплотняющей прокладки, находящейся между ГБЦ и непосредственно блоком цилиндров;
- насколько плотно впускные клапаны, а вместе с ними и выпускные прилегают к своим посадочным сёдлам во избежание пропуска газов через зазоры.
В идеале во всех цилиндрах компрессия должна быть на одном уровне. А так как износ компонентов поршневой группы практически одинаков, то факт обнаружения в цилиндрах отличной друг от друга компрессии может свидетельствовать о плохой работе клапанов.
По величине компрессии можно предварительно судить о состоянии двигателя: если в цилиндах она неодинакова, пора притирать клапаны
Видео:Что будет,если не притирать клапана? Тест новых шарошек (зенкеров)Скачать
Основные методы притирки
Притирать клапаны можно с использованием специализированного оборудования или подсобного инструмента:
- Первым вариант — использование автоматизированного станка. В этом случае даже притирки как таковой нет: просто нарезается фаска клапана и седла, чем обеспечивается максимально жёсткая центровка и точность сопряжения. На выходе получаем высокопрочный профиль, способный обеспечить отличную работу мотора.
Автоматизированный процесс притирки клапанов на станке
- Притирать клапаны можно на ручном фрезерном станке. Есть немало станков, в том числе и предназначенных для двигателей определённых модификаций. Здесь тоже всё делается достаточно быстро и точно.
Если в гараже есть ручной фрезерный станок, притирка клапанов может быть выполнена качественно и оперативно
Специальный ключ для ручной притирки клапанов упростит ручную работу
Видео:КАК ПРИТЕРЕТЬ КЛАПАНА НА АЛЬФЕ)Скачать
Собираем все необходимое для притирки
Притирка клапанов в домашних условиях не требует специфичных навыков, специализированного инструмента и крупных вложений. Ниже приведен перечень необходимого инвентаря и материалов.
- Притирочная паста. Продается или в однокомпонентном варианте, или более профессиональном, двухкомпонентном (для грубой и чистовой притирки). Если нет опыта в этом вопросе – выбираем самую дешевую однокомпонентную пасту.
- Любой нежирный растовритель.
- Чистая, безворсовая ветошь.
- Инструмент для притирки.
Инструмент для притирки можно изготовить из подручных материалов. Для начала смотрим на тарелку клапана. У некоторых двигателей в ней выполняется проточка для упрощения притирки. Если проточка есть – притирать будем с внутренней стороны ГБЦ. В качестве приспособления для притирки ищем любой подходящий под эту проточку инструмент (отвертку, биту шуруповерта, стамеску и т.д.). Вставляем подходящий инструмент в проточку и с легким нажатием будем вращать клапан в седле с периодическим изменением направления.
Читайте также: Клапан по воде свк
Видео:Притирка клапанов!На мотоблоке!Скачать
Притираем клапаны в домашних условиях
Чтобы провести работу быстро и получить качественный результат, необходимо соблюдать такую последовательность действий:
- Разобранная ГБЦ устанавливается на верстак и надёжно закрепляется.
- Нужный клапан размещается на своём месте, а в инструменте фиксируется его стержень.
- На контактную зону клапана со своим седлом наносится слой притирочной пасты.
- Затем клапан размещается таким образом, чтобы полностью отсутствовали просветы.
- Делаются круговые движения по часовой стрелке и против.
- Спустя некоторое время клапан переворачивается, новым слоем наносится абразивная паста и возобновляется вращение.
- Процесс притирки продолжается до тех пор, пока на седле клапана и его тарелке не образуется матовая однородная полоска толщиной 1,5–2,0 миллиметра.
Видео: притирка клапанов вручную без инструментов
Метод сам по себе довольно утомительный. Зато позволяет полностью контролировать процесс притирки и отслеживать получаемый результат.
Видео:как прирезать или прошарошить седло клапанаСкачать
Притирка клапанов
Для того чтобы притереть клапана к головке в домашних условиях, потребуется дрель (желательно с реверсом) и специальная паста. Для проведения этой процедуры клапана придется рассухарить и снять. Кстати, заодно можно произвести замену маслосъемных колпачков, если в этом есть необходимость.
- Перед работой рекомендуется обезжирить клапан и седло при помощи растворителя. На рабочую фаску клапана равномерно наносится небольшое количество притирочной пасты. Очень важно следить за тем, чтобы она не попала на шток клапана, ведь паста – сильнейший абразив (как правило, алмазный). Если останутся повреждения на штоке, то маслосъемные колпачки будут намного быстрее выходить из строя и существенно увеличится расход масла. Для препятствия этому на шток можно надеть кусочек войлока.
- Прижимание происходит при оттяжке дрели на себя. Вращение нужно делать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении. Обычно на все про все уходит не более двух минут. Чтобы понять, что процесс окончен, нужно знать как выглядит притертый клапан. На его фаске образуется характерная матовая полоска шириной в пару миллиметров. Точно такая же полоска, кстати, будет и на фаске седла. Иногда после описанной процедуры проводят еще финишную обработку. Она ничем не отличается от процесса притирки, кроме того, что вместо притирочной пасты используется паста ГОИ, разведенная с моторным маслом. Перед нанесением тряпочкой необходимо тщательно удалить предыдущее притирочное средство.
- Проверять качество притирки нужно не только по упомянутой выше полоске, но и при помощи все той же заливки керосина или бензина в камеру сгорания или в коллекторы. Перед сборкой головки блока цилиндров все детали необходимо тщательно промыть бензином. Ведь если в процессе работы абразив из пасты попал на другие поверхности, то последствия могут оказаться весьма печальными – алмазный порошок станет причиной возникновения дефектов.
Видео:Теория ДВС: Как притереть клапана (Ремонт ГБЦ)Скачать
Берём в руки шуруповёрт
Так как далеко не все располагают нужным количеством свободного времени, терпения и усидчивости, народными умельцами был внедрён ещё один метод с использованием шуруповёрта.
Ещё часто рекомендуют дрель, но у её патрона значительно выше обороты вращения, что не лучшим образом может сказаться на итоговом результате. Так что если всё же останавливаться на дрели, то брать нужно инструмент с возможностью регулировки оборотов и функцией реверса. Притирать клапаны в данном случае можно либо через камеры сгорания, либо просто сверху.
Нюансы, о которых стоит знать
Опытному ремонтнику приведённые ниже советы могут показаться излишнимися, но начинающему мастеру стоит обязательно запомнить следующее:
- Все рокеры (стоящие на клапанах кулачки) лучше сразу не снимать. Необходимо, чтобы каждый клапан получил обратно свой же рокер. Во время работы двигателя кулачок распредвала и соответствующий ему рокер притираются и если их «разлучить», то могут появиться неприятные щелчки при работе клапанов, несмотря на то, что они перед этим были как следует отрегулированы.
- И также надо понимать, что каждый клапан должен вернуться на своё место. Менять их местами даже после притирки будет не самой лучшей идеей.
- В работе можно использовать различные абразивные пасты. Начать можно с самых крупных и закончить самыми мелкими. Это позволит улучшить получаемый результат.
- Для лучшего прилегания на финишном этапе иногда предлагается использовать машинное масло.
Притирка клапанов осуществляется с использованием различных абразивных паст
Проверка качества выполненной работы
Проверить, насколько герметично прилегают клапаны можно, как уже говорилось вначале, при помощи керосина. Это самый распространённый метод. Клапаны собираются, на них устанавливаются пружины, затем блок головок переворачивается так, чтобы камеры сгорания смотрели вверх. После этого головка цилиндра, где надо проверить притёртые клапаны, заполняется керосином. Если по прошествии 10–15 минут протечек не произошло, то можно переходить к притирке следующих «клиентов».
Не менее надёжным будет использование вакуум-тестера. Прибор подключается к отверстиям со стороны впускного и выпускного коллекторов. Если показания манометра ниже необходимых, значит, плотность прилегания клапанов недостаточна и нужно повторить их притирку.
Есть ещё метод с применением карандаша. Для этого на рабочую кромку седла клапана вдоль всей окружности наносятся линии. Следующим шагом будет установить клапан на своё место, прижать его и провернуть пару раз по часовой стрелке и обратно. После этого достаём клапан и смотрим на сделанные карандашом отметки. Всё в порядке, если линии исчезли и поверхность закрасилась равномерно. При наличии неровностей притирку следует продолжить.
Наглядное сравнение притёртого и непритёртого клапанов
Небольшое отступление о притирочных пастах
Как ни притирай клапаны, но нужно ещё понимать, что двигатель автомобиля всё равно «доведёт их под себя». Можно потратить кучу времени и сил, добиваясь идеального результата, а после запуска мотора (спустя несколько часов) герметичность клапанов станет хуже. А можно всё небрежно и по-быстрому сделать, а через некоторое время плотность прилегания клапанов только улучшиться.
В итоге окажется, что двигатель приработал клапаны до некоего своего «удобного» состояния. Вследствие этого бытует мнение, что возня с разными пастами и прочей финишной доводкой до идеального результата является не чем иным, как пустой тратой времени.
Вовремя и правильно проведённая притирка клапанов обеспечит чёткую и выверенную работу двигателя. При капитальном ремонте эта процедура одна из обязательных к исполнению. Задача не является особо сложной, кроме того, всегда можно обратиться за советом к более опытным товарищам или мастерам.
Когда нужна притирка
Проверить прилегание клапанов без снятия головки двигателя и не получится. Значит проверяем когда, когда снимается головка блока мотора:
- Подошел капитальный ремонт, все равно разбирать мотор.
- Пора сменить маслоотражающие колпачки, по причине их протекания, в процессе тоже снимается головка.
- Повреждение клапана (прогорел, погнуло).
- Замена клапанов.
- Проблемы с компрессией из-за клапанов.
Если к клапанам нет претензий, но головку пришлось снять по иной причине, существует простейший тест на необходимость процедуры притирания. Головку кладут на верстак, чтобы «тарелки» клапанов (широкая часть) смотрели вверх.
Постарайтесь достичь ровного положения, после этого, в углубления, где клапана находятся залейте керосин, через 12 часов проверьте, если уровень керосина не снизился значит притирка не нужна, если хотя бы в одной группе клапанов керосин ушел, или понизился уровень, притиркой пренебрегать нельзя!
Когда мотор тарахтит и дергается, при холостом ходе, возможно нарушается компрессия цилиндров, и причиной может стать нагар на клапанах, который препятствует их закрыванию, в результате тарахтение и потеря мощности.
Мне пришлось наблюдать картину, когда водитель заправился некачественным бензином, нагар на клапанах и свечах поражал своей толщиной и плотностью, тяга снизилась до минимума. Попал на чистку головки и притирку соответственно.
Вывод: во избежание лишних проблем с мотором, заправляться надо на фирменных проверенных и рекомендуемых заправках, а покупка за пол цены слитого непонятно где и смешанного непонятно с чем топлива до добра не доводит.