Блок цилиндров (рис. 17) отлит из специального низколегированного чугуна. Для повышения жесткости нижняя плоскость блока опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала.
Высота блока цилиндров двигателя модели 2103 увеличена’ на 8,8 мм по сравнению с блоком цилиндров двигателя модели 2101.
У некоторых блоков в верхней части ‘цилиндров запрессованы короткие сухие гильзы. При ремонте гаких блоков гильзы не вы-прессовываются и не заменяются. Цилиндры с гильзами растачиваются и хонингуются так же, как и обычные.
Цилиндры блока по диаметру через 0,01 мм разбиты на пять классов: А, В, С, D, Е. Класс цилиндра помечен на нижней плоскости блока.
В нижней части блока расположены пять опор коренных подшипников с тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами. Крышки подшипников крепятся к блоку самоконтрящимися болтами. Отверстия под коренные подшипники обрабатываются в сборе с крышками, поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемы и для различия имеют на наружной поверхности риски (см. рис. 112). Счет опор подшипников и соответствующих им крышек ведется от переднего торца блока цилиндров.
В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец.
Рис. 17. Блок цилиндров (вид снизу)
Проверка технического состояния и ремонт
Перед проверкой блок цилиндров необходимо промыть, погрузив его на 20 мин в ванну, содержащую содовый раствор, подогретый до температуры 80-85° С. Затем струей того же раствора поддавлением промыть блок цилиндров, чтобы устранить засорения во внутренних каналах.
Тщательно продуть и просушить сжатым воздухом весь блок цилиндров и в особенности систему масляных каналов.
Для качественной очистки рубашки охлаждения и масляных каналов при капитальном ремонте блока цилиндров необходимо вынуть и затем вновь установить заглушки.
Рис. 18. Оправки для запрессовки заглушек блока цилиндров и масляных каналов коленчатого и распределительного валов
Колпачковые заглушки на боковых сторонах блока цилиндров следует устанавливать оправкой А.86040 (рис. 18), а заглушки на верхней плоскости — оправкой А.86025. Заглушки масляных каналов зачеканить в трех точках.
Осмотреть блок цилиндров. Если в опорах или в других местах блока цилиндров имеются трещины, проходящие через масляные каналы, то блок цилиндров подлежит замене.
После очистки блока проверить зеркало цилиндров. Если обнаружатся незначительные риски, достаточно подшлифовать их мелкозернистой шлифовальной шкуркой, намотанной на хонинговальную головку. После этой операции проверить, не превышает ли зазор между цилиндром и поршнем 0,15 мм. Этот зазор проверяют в плоскости, перпендикулярной к оси пальца на расстоянии 52,40 мм от днища поршня (рис. 19).
Затем следует проверить диаметр цилиндра по трем поясам — в верхнем, среднем и нижнем. В каждом поясе делают два замера: один в продольном, другой в поперечном направлении двигателя. Нутромер необходимо устанавливать на нуль по калибру А.96137 (рис. 20). При этом, если овальность или износ меньше 0,15 мм. Достаточно отхонинговать цилиндры, а если превышает 0,15 мм, необходима расточка. Максимальная расточка не должна превышать 0,6 мм относительно номинального диаметра для двигателей Моделей 2101 и 2103 и 1,0 мм для двигателя модели 21011.
Ласточку и хонингование следует проводить под увеличенный Диаметр поршней с ремонтными размерами (на 0,2-0,4-0,6 мм для двигателей модели 2101 и 2103 и на 0,4-0,7-1,0 мм для двигателя модели 21011) и с учетом зазора между поршнем и цилиндром.
Читайте также: Главный тормозной цилиндр лада калина ремонт
Рис. 19. Проверка зазора между поршнем и цилиндром
Рис. 20. Измерение цилиндров нутромером: 1 — нутромер; 2 — калибр А.96137
Видео:Как промерять плоскость Блока Цилиндров.Скачать
Монтажный зазор между поршнем и цилиндром, замеренный в плоскости, перпендикулярной к пальцу, на расстоянии 52,40 мм от днища поршня должен быть равен 0,050-0,070 мм, для двигателей моделей 2101 и 2103 и 0,060-0,080 мм для двигателя модели 21011, а предельно допустимый — 0,15 мм. Хонингование выполнять сначала набором среднезернистых абразивных брусков, затем — мелкозернистых. Для достижения наилучшей чистоты рабочую поверхность цилиндра доводят мелкозернистой шлифовальной шкуркой, намотанной на хонинговальную головку.
Плоскость разъема блока с головкой цилиндров проверяют на поверочной плите, смазанной сажей. Если при этом обнаружено повреждение поверхности (коробление, деформации), ее следует прошлифовать на плоскошлифовальном станке с тем расчетом, чтобы снимать как можно меньше металла. Плоскость разъема блока с головкой цилиндров можно проверить при помощи линейки и щупов. Линейку устанавливают по диагоналям плоскости блока цилиндров, а также в середине в продольном направлении. Неплоскостность не должна быть более 0,1 мм.
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
Проверка деталей блока цилиндров и шатунно-поршневой группы
Номинальные и предельно допустимые значения приведены в разделе «Сервисные данные и спецификация» данной главы.
1.Осевой зазор коленчатого вала:
• Индикатором часового типа (а) измерить зазор между упорным кольцом и коленчатым валом, перемещая его в продольном направлении.
• Если результаты измерений превышают предельно допустимое значение, заменить упорные кольца новыми и провести измерения заново Если полученные значения по-прежнему превышают норму, заменить коленчатый вал.
2. Боковой зазор шатунов:
• Измерить боковой зазор между шатуном и коленчатым валом, используя набор плоских щупов (А)
• Если результаты измерений превышают предельно допустимое, заменить шатун новым и провести измерения заново. Если полученные значения по-прежнему превышают норму, заменить коленчатый вал.
3. Зазор между поршневым пальцем и поршнем:
• Нутромером (А) измерить внутренний диаметр отверстия в поршне.
• Микрометром (А) измерить наружный диаметр поршневого пальца.
• Вычислить зазор между поршневым пальцем и поршнем как разность наружного и внутреннего диаметров.
• Если величина зазора превышает предельно допустимую, заменить поршень с поршневым пальцем в сборе.
4. Боковой зазор поршневых колец:
• Измерить боковой зазор между поршневым кольцом и канавкой в поршне, используя набор плоских щупов (А).
• Если результаты измерений превышают предельно допустимое значение, заменить поршневое кольцо и провести измерения заново. Если полученные значения по-прежнему превышают норму, заменить поршень.
5. Зазор в замке поршневого кольца:
• Убедиться в том, что диаметр отверстия цилиндра соответствует норме.
Видео:Как проверить плоскость блока цилиндров, когда она на первый взгляд идеальнаяСкачать
• Нанести свежее моторное масло на поршень (1) и поршневое кольцо (2), после чего протолкнуть (А) поршневое кольцо поршнем до середины цилиндра (В) и измерить зазор в замке поршневых колец при помощи набора плоских щупов (С)
• Если результаты измерений превышают предельно допустимое значение заменить поршневое кольцо новым.
6. Изгиб и кручение шатуна:
• Проверку шатуна проводить с помощью специального стенда.
• Если превышаются максимальные значения, заменить шатун новым. |
А. Изгиб. В. Кручение, С. Плоский щуп
7. Диаметр нижней головки шатуна:
• Надеть крышку на шатун (не вставляя вкладыши) и затянуть шатунные болты установленным моментом.
• Измерить диаметр постели шатунных вкладышей при помощи нутромера.
1. Шатунная крышка. 2. Шатун. А. Пример. В. Диаметр
• Если размер превышен, заменить шатун новым.
8. Зазор в верхней головке шатуна:
• Измерить внутренний диаметр втулки при помощи микрометрического нутромера (А).
• Измерить наружный диаметр поршневого пальца с помощью микрометра (А).
• Вычислить масляный зазор в верхней головке шатуна как разность между внутренним и наружным диаметрами.
• Если масляный зазор больше предельно допустимого, заменить шатун и/или поршень и поршневой палец. При замене поршня с пальцем руководствоваться информацией по подбору поршня и шатунных вкладышей.
9. Неплоскостность блока цилиндров:
• С помощью скребка удалить с верхней плоскости блока цилиндров остатки прокладки и также очистить поверхности от масла, нагара и других загрязнений.
Соблюдать осторожность, не допускать попадания остатков прокладки в масляные каналы и каналы для охлаждающей жидкости в блоке цилиндров.
• При помощи поверочной линейки (А) и плоского щупа (В) измерить коробление блока цилиндров в нескольких точках в шести направлениях (С-Н). |
• Если измеренное значение не соответствует техническим условиям, заменить головку блока цилиндров.
10. Диаметр постели коренных вкладышей:
• Не устанавливая коренные вкладыши, установить коренные крышки, а затем затянуть коренные болты установленным моментом.
• Измерить диаметр постели коленчатого вала в пяти миллиметрах от края в двух направлениях при помощи нутромера.
1. Блок цилиндров. 2. Крышка коренной опоры.
Видео:Проверяйте плоскость блока цилиндров на кривизнуСкачать
Стрелка указывает переднюю часть двигателя.
• Если измеренное значение не соответствует техническим условиям, заменить блок цилиндров с коренными крышками в сборе.
Крышки коренных подшипников не могут заменяться отдельно, поскольку они обрабатываются совместно с блоком цилиндров.
11. Зазор между поршнем и цилиндром:
• При помощи нутромера измерить износ, овальность и конусность каждого цилиндра в шести точках. (В плоскостях «X» и «Y» в сечениях «А», «В» и «С»), плоскость («Y» совпадает с продольной осью двигателя).
Для определения размерной группы цилиндра измерить диаметр в сечении «В».
• Если измеренные значения превышают максимально допустимые или есть царапины и задиры на поверхности, заменить блок цилиндров новым.
Ремонтные размеры для поршней и блока цилиндров отсутствуют.
• При помощи микрометра (А) измерить диаметр юбки поршня.
• Зазор между поршнем и цилиндром вычисляется как разность между наружным диаметром юбки поршня и внутренним диаметром отверстия цилиндра (плоскость «X» сечение «В»).
• Если полученное значение не соответствует техническим нормам, заменить поршень с поршневым пальцем в сборе и/или блок цилиндров.
12. Диаметр коренных шеек коленчатого вала:
• Измерить наружный диаметр коренной шейки коленчатого вала с помощью микрометра (А).
• Если измеренное значение не соответствует норме, измерить зазор в коренном подшипнике и в случае необходимости использовать уменьшенные вкладыши коренных опор.
• Измерить наружный диаметр шатунной шейки коленчатого вала с помощью микрометра.
• Если измеренное значение не соответствует норме, измерить зазор в шатунном подшипнике и в случае необходимости использовать уменьшенные шатунные вкладыши.
14. Овальность и конусность шеек коленчатого вала:
• Измерить диаметр каждой коренной и шатунной шейки в четырёх точках, как показано на рисунке.
• Овальность определяется разностью размеров «X» и «Y» в точках «А» и «В»
• Конусность определяется разностью размеров «А» и «В» в точках «X» и «Y».
• Если измеренные величины не соответствуют техническим условиям, то перешлифовать или заменить коленчатый вал.
• После перешлифовки проверить масляный зазор на обработанных шейках. Затем подобрать коренные и/или шатунные вкладыши.
Видео:Как проверить ГБЦ своими руками? ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ.Скачать
15. Биение коленчатого вала:
• Установить V-образные призмы на разметочную плиту и положить на призмы коленчатый вал.
• Установить индикатор часового типа (А) напротив средней коренной шейки (№ 3).
• Вращая коленчатый вал, измерить биение коленчатого вала по сред ней коренной шейке (амплитуда стрелки).
• Если измеренное значение не соответствует техническим условиям, заменить коленчатый вал.
16. Зазор на шатунной шейке:
А) Расчётное определение зазора:
• Установить шатунные вкладыши в шатун и в шатунную крышку, затянуть шатунные болты установленным моментом.
осевом направлении на шатунной шейке, но не на масляное отверстие.
• Установить шатунные вкладыши в шатун и в шатунную крышку, затянуть шатунные болты установленным моментом.
Не проворачивать коленчатый вал.
• Снять крышку шатуна с вкладышем и по шкале калибра (А) определить величину радиального масляного зазора.
Если зазор больше максимального, принимаемые меры такие же, как и в случае расчетного метода.
17. Зазор на коренной шейке
А) Расчётное определение зазора:
• Установить коренные вкладыши в блок цилиндров и в коренные крышки, установить коренные крышки постели коленчатого вала и затянуть коренные болты установленным моментом.
• Измерить диаметр постели коленчатого вала при помощи нутромера.
• Вычислить зазор как разность диаметров отверстия коренной опоры и коренной шейки.
1. Блок цилиндров 2. Коренная крышка 3. Коренной вкладыш А. Пример В. Диаметр
• Если полученное значение не соответствует техническим условиям, подобрать коренные вкладыши, исходя из диаметра постели коренных вкладышей, диаметра коренной шейки и необходимого масляного зазора.
В) Измерение зазора деформируемым калибром:
• Тщательно протереть коренную шейку и коренные вкладыши.
Видео:На сколько фрезеровать головку блока цилиндров для поднятия степени сжатия двигателя?Скачать
• Отмерить и отрезать пластиковый калибр по длине чуть меньше ширины подшипника и установить его в осевом направлении на коренной шейке, но не на масляное отверстие.
• Установить коренные вкладыши в блок цилиндров и в крышку коренной опоры, затянуть коренные болты установленным моментом.
Не проворачивать коленчатый вал.
Снять крышку коренной опоры с вкладышем и по шкале калибра (А) определить величину радиального масляного зазора.
Если зазор больше максимального, принимаемые меры такие же, как и в случае расчетного метода.
18. Выступание коренного вкладыша:
• После снятия коренной крышки с вкладышем, которая была затянута установленным моментом, торец вкладыша должен выступать над разъёмом постели.
1. Коренной вкладыш А. Пример В. Выступание вкладыша
• В случае отсутствия выступания заменить вкладыши.
19. Выступание шатунного вкладыша:
• После снятия шатунной крышки с вкладышем, которая была затянута установленным моментом, торец вкладыша должен выступать над разъёмом постели.
1. Коренной вкладыш А. Пример В. Выступание вкладыша
• В случае отсутствия выступания заменить вкладыши.
20. Наружный диаметр коренного болта:
• Если утончение болта проявляется вне сечения «d2», принимать это значение в качестве диаметра «d2» Предельно допустимая разность («d1» — «d2»): 0,2 мм.
• Если разность больше предельно допустимой, заменить коренной болт новым.
21. Наружный диаметр шатунного болта:
• Измерить диаметр «d» шатунного болта, как показано на рисунке.
• Если утончение болта проявляется вне сечения «d», рассматривать этот диаметр как «d» Предельно допустимое значение: 7,75 мм.
• Если болт тоньше предельно допустимого значения «d» заменить его новым.
• Индикатором часового типа (А) измерить биение рабочей поверхности маховика, как показано на рисунке
« Если измеренное значение превышает 0,25 мм, заменить маховик новым.
🎥 Видео
Зачем шлифовать ГБЦ , если она итак ровная ?Скачать
Целесообразность сварки заварки ГБЦ ресурс и пробег таких головок, стоимость работ и другоеСкачать
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕЗТИ ГОЛОВКУ БЛОКА НА ФРЕЗЕРОВКУ/ШЛИФОВКУСкачать
Трещина в ГБЦ: какие признаки и как проверить? Ремонт ГБЦ трещин 3 способа!Скачать
МЕХАНИКИ НЕ ХОТЯТ ЧТОБ ВЫ ОБ ЭТОМ ЗНАЛИ ЗАМЕНА ПРОКЛАДКИ ГБЦСкачать
блок цилиндров проверка шлифовать надо или нетСкачать
Что лучше - отремонтировать головку блока цилиндров или сразу заменить? | Два вариантаСкачать
С чего начинать ремонт ГБЦ общие сведения капремонт головки блока цилиндров двигателя предисловиеСкачать
Проверка плоскости ГБЦ "на коленке" 3 способаСкачать
Шлифуем блок цилиндров. Без разбора.Скачать
ошибка при сборки головки блока цилиндров (гбц) ваз 2108 -- 15.Скачать
расточка головки блока цилиндров двигателя volvoСкачать
ШЛИФОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ.Скачать
Ремонт блока цилиндров гильзовкой l Почему иногда это НЕ РАБОТАЕТ?Скачать
"ГТ" Шлифовка блока цилиндров своими руками или рекомендации при сборке двигателя!Скачать