Система дренажа топлива предназначена для дренирования утечек и сливов топлива из коллекторов и возврата топлива в систему топливопитания двигателя. Система содержит дренажный бак и подкачивающее устройство, разделенные отсечным клапаном. В баке установлен датчик уровня топлива, соединенный с управляющей полостью поршня, пружинная полость которого соединена с баком по линии нижнего уровня топлива. Если уровень топлива в баке выше нижнего, пружинная полость поршня заполняется топливом, понижая уровень, а если ниже — то воздухом. При этом накопленное в полости топливо используется для повышения уровня топлива в баке при сработке датчика уровня. Это уменьшает количество сработок датчика и повышает надежность системы. 1 з.п.ф. 1 ил.
Полезная модель относится к топливным дренажным системам и может быть использована для дренирования различных утечек и сливов топлива из коллекторов и возврата топлива в систему топливопитания двигателя.
Известна топливная система ГТД с устройством возврата дренируемого топлива (см. патент США №3.774.394, F23N 5/24, 1971 г.), содержащая дренажный бак, соединенный с клапаном возврата топлива в систему через эжекторное устройство, связанное с входом и выходом подкачивающего насоса.
Клапан возврата топлива содержит подпружиненный поршень, с одной стороны которого установлен подпружиненный отсечной клапан, разделяющий дренажный бак и камеру смешения эжектора, с другой стороны расположена управляющая полость, соединенная с трубопроводом высокого давления топливной системы.
Недостатком данного устройства является низкая надежность, обусловленная тем, что перед запуском двигателя поршень находится в положении, когда с помощью его выточки выход топлива из насоса высокого давления соединен со входом эжектора, а пружина отсечного клапана находится в положении минимального поджатия, т.к. она контактирует с поршнем, который при останове двигателя переместился влево до упора.
При запуске двигателя топливо высокого давления сразу подается через выточку поршня к эжектору, в камере смешения которого создается определенное разряжение, передаваемое к отсечному клапану, пружина которого находится в расслабленном состоянии и возможно его открытие, что приведет к дополнительной (несанкционированной) откачке топлива из дренажного бака и к возможности попадания воздуха в топливную систему двигателя.
Кроме этого, т.к. возврат топлива в топливную систему двигателя происходит при его выключении, то на режимной работе, в случае повышенных дренажных утечек из элементов системы топливопитания, возможно переполнение дренажного бака и перетекание топлива в атмосферу, что ухудшает экологическую обстановку.
Наиболее близкой к заявляемой полезной модели является система дренажа топлива (см. патент РФ на полезную модель №42626. кл. F23N 5/24. 2004 г.), содержащая дренажный бак с установленным в нем датчиком уровня топлива, соединенный с управляющей полостью подпружиненного поршня, на котором установлен подвижный отсечной клапан, разделяющий дренажный бак и откачивающее устройство.
Эта система недостаточно надежна, т.к. работает в режиме «частой откачки топлива и останова». Это происходит потому, что при малых поступлениях топлива в бак у датчика уровня появляется такое положение, когда сопло рычагом прикрывается не полностью и поршень то откроет сопло на откачку топлива, то закроет его при понижении уровня топлива в баке. Это отрицательно сказывается на ресурсе устройства.
Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение надежности системы за счет уменьшения количества сработок на откачку топлива из бака и стабильной работы датчика уровня топлива в баке.
Технический результат достигается тем, что в системе дренажа топлива, содержащей дренажный бак с установленным в нем датчиком уровня топлива, соединенным с управляющей полостью подпружиненного поршня, на котором установлен отсечной клапан, разделяющий дренажный бак и откачивающее устройство, пружинная полость поршня соединена с дренажным баком по линии нижнего уровня топлива в баке и может быть дополнительно соединена с баком выше линии нижнего уровня топлива.
Видео:Водяная помпа для откачки воды без электричества и насосаСкачать
Отличительные признаки, а именно, соединение пружинной полости поршня с дренажным баком по линии нижнего уровня топлива в нем позволяет повысить надежность системы за счет уменьшения количества
сработок на откачку топлива из бака и стабильной работы датчика уровня топлива в баке.
Предложенная система дренажа топлива описана ниже и представлена на чертеже, где показана система дренажа при закрытом отсечном клапане.
Система дренажа топлива содержит дренажный бак 1, в котором установлен датчик 2 уровня топлива, выполненный, например, в виде поплавка 3, соединенного посредством рычага 4 с соплом 5, которое через управляющую полость 6 подпружиненного поршня 7 и жиклер 8 соединена с выходом 9 подкачивающего насоса 10.
Дренажный бак 1 через сопло 11 и подпружиненный отсечной клапан 12, установленный на поршне 7 с возможностью перемещения, соединен с камерой смешения 13 эжектора 14 (т.е. с откачивающим устройством).
На поршне 7 выполнен продольный паз 15, в котором установлена ось 16, закрепленная в отсечном клапане 12. Пружина 17 отсечного клапана 12 установлена с упором в корпус 18.
Читайте также: У дастера гнет клапана при обрыве грм
Пружинная полость 19 поршня 7 каналами 20 и 21 соединена с баком 1, преимущественно, по линии I-I нижнего уровня топлива и каналом 22 с баком 1 выше линии нижнего уровня топлива.
Система работает следующим образом.
При остановленном двигателе отсечной клапан 12 под действием пружины 17 прижат к седлу 11, не допуская перетечек топлива в дренажный бак 1, а подпружиненный поршень 7 находится в крайнем левом положении.
При запуске двигателя и при его режимной работе на выходе 9 подкачивающего насоса 10 появляется избыточное давление топлива, которое через жиклер 8 подается в управляющую полость 6 поршня 7 и к соплу 5 датчика 2 уровня топлива в дренажном баке 1.
Если в дренажном баке 1 уровень топлива такой, что поплавок 3 находится в нижнем положении, линия I-I, сопло 5 открыто, и избыточное давление из полости 6 стравливается на вход подкачивающего насоса 10, подпружиненный поршень 7 находится в крайнем левом положении, при
этом он может или упираться в корпус 18, тогда усилие его пружины не будет воздействовать на отсечной клапан 12, и клапан будет прижат к седлу 11 пружиной 17, обеспечивая герметичность, или через ось 16 поршень будет прижат к отсечному клапану 12, который будет находиться под воздействием двух пружин, т.е. с большим усилием прижиматься к седлу 11, обеспечивая более высокую герметичность.
Видео:насос Dub Divertron 1200 и дренажный клапан GardenaСкачать
При повышении уровня топлива выше линии I-I топливо по каналам 21 и 20 будет поступать в пружинную полость 19 поршня 7, вытесняя воздух в бак 1 по каналу 22.
При дальнейшем повышении уровня топлива в дренажном баке 1, примерно, до максимально допустимого, поплавок 3 датчик 2 переместится вверх и левым концом рычага 4 прикроет сопло 5. Давление топлива в управляющей полости 6 увеличится, и поршень 7, преодолевая усилие своей пружины, начнет перемещаться вправо, вытесняя топливо из полости 19 по каналам 20, 21, 22 в бак 1, еще больше увеличивая в нем уровень топлива.
Поплавок 3 датчика 2 дополнительно переместится вверх и левым концом рычага 4 закроет сопло 5, увеличивая давление топлива в управляющей полости 6 поршня 7.
Так как отсечной клапан 12 поджат к седлу 11 пружиной 17, поршень 7 перемещается относительно оси 16, закрепленной в отсечном клапане 12.
При дальнейшем ходе поршня 7 вправо, когда левый торец паза 15 коснется оси 16, клапан 12 начнет перемещаться вместе с поршнем 7, сжимая пружину 17 и открывая выход топлива из дренажного бака 1 через сопло 11 к камере смешения 13 эжектора 14 (т.е. к откачивающему устройству).
Начнется откачка топлива из бака 1.
Поршень 7 будет двигаться вправо до упора в корпус 18, вытесняя топливо из полости 19 в бак 1.
Таким образом, дренированное топливо будет возвращено в топливную систему двигателя через подкачивающий насос 10.
При понижении уровня топлива в дренажном баке 1 до минимально допустимого, когда поплавок 3 окажется в нижнем положении, левый конец рычага 4 откроет сопло 5, за счет чего уменьшится давление топлива в управляющей полости 6 поршня 7, который под действием своей пружины начнет перемещаться влево, образуя зазор между левой стороной паза 15 и осью 16.
Так как отсечной клапан 12 установлен на поршне 7 с возможностью относительного осевого перемещения, он вместе с осью 16 под действием пружины 17 начнет перемещаться на уменьшение проходного сечения между седлом 11 и клапаном 12 до их соприкосновения.
Откачка топлива из бака 1 прекращается.
Дальнейшее перемещение поршня 7 влево происходит до упора поршня 7 или в корпус 18 или через ось 16 в отсечной клапан 12, увеличивая усилие прижатия клапана к седлу 11.
Перемещение поршня 7 влево сопровождается заполнением пружинной полости 19 топливом через каналы 20 и 21, если уровень топлива в баке выше линии I-I и тем самым понижая уровень, или воздухом через каналы 20, 21, 22, если уровень топлива в баке находится на линии I-I или ниже ее. Это зависит от точности срабатывания датчика 2.
Видео:Дренажный клапан топлива Cummins 3028325, 216737, 3015026, 3032871.Скачать
Таким образом, соединение пружинной полости поршня с дренажным баком по нижнему уровню топлива в нем позволяет дополнительно накапливать в ней дренированное топливо, использовать его для повышения максимального уровня топлива в баке с дальнейшим возвратом его в систему топливопитания двигателя.
Это не только повышает стабильность работы датчика уровня топлива, но и уменьшает количество его сработок, что повышает надежность устройства.
1. Система дренажа топлива, содержащая дренажный бак с установленным в нем датчиком уровня топлива, соединенным с управляющей полостью подпружиненного поршня, на котором установлен отсечной клапан, разделяющий дренажный бак и откачивающее устройство, отличающаяся тем, что пружинная полость поршня соединена с дренажным баком по линии нижнего уровня топлива в нем.
Читайте также: Редукционного клапана для mwm
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что пружинная полость поршня дополнительно соединена с баком выше линии нижнего уровня топлива в баке.
Подсистема дренажа топливных баков
Подсистема дренажа топливных баков предназначена:
— для поддержания в баках давления близкого к атмосферному с целью предотвращения их разрушения на всех этапах эксплуатации, включая заправку и слив топлива;
— для обеспечения пожаробезопасности топливной системы путем выведения паров топлива за борт самолета.
В общем случае подсистема дренажа включает:
— воздухозаборники, обычно расположенные на нижней панели крыла в дренажных баках;
— систему трубопроводов, по которой воздух подается во все топливные баки системы;
— предохранительные клапаны, предотвращающие повышение давления в баках выше заданного;
Видео:Теперь я не жалею, что не выбросил ПЛАСТИКОВУЮ КАНИСТРУ от ТОСОЛА!Скачать
— вакуум- клапаны, обеспечивающие связь баков с атмосферой в случае засорения заборных патрубков;
— устройства, предотвращающие попадание пламени в подсистему дренажа при аварийных ситуациях (пламепреградители) и др.
В конструкции подсистемы учитывается, что на основных этапах полета (набор высоты, крейсерский полет, движение по аэродрому) наиболее «высокими» точками являются области отсеков вблизи передних лонжеронов. Именно в эти области выводятся выходные патрубки системы основного дренажа. Однако на некоторых этапах полета (торможение, аварийное снижение) топливо приливает к переднему лонжерону и перекрывает выходные патрубки основного дренажа. В этом случае на ряде самолетов используется система дополнительного дренажа, выходные патрубки которого расположены в области заднего лонжерона крыла.
Рассмотрим конструкцию и работу подсистем дренажа современных самолетов.
На рис.1.5 приведена схема дренажной системы самолета Ил-76.
Дренажная система выполнена раздельно для баков левого и правого полукрыла. В каждом полукрыле предусмотрено два дренажа: основной, обеспечивающий дренирование баков в горизонтальном полете, в наборе высоты и на земле, а также дополнительный, обеспечивающий дренирование баков при планировании (аварийном снижении), когда выходные патрубки основного дренажа будет залит топливом.
В каждом полукрыле имеется дренажный бак для сбора топлива, попадающего в дренажный трубопровод. Накопившееся в дренажных баках топливо автоматически перекачивается в резервные топливные баки двигателя 1 (из левого дренажного бака) и двигателя 4 (из правого дренажного бака). Перекачка может быть включена вручную с центрального пульта летчиков. Каждый дренажный бак сообщается с атмосферой посредством воздухозаборника, выведенного под нижнюю поверхность концевой части крыла.
Воздухозаборник 6 дренажа состоит из трех патрубков: заборного, клапанного и внутрибакового. Конец заборного патрубка, выведенный под нижнюю панель крыла, имеет срез под углом 46° к направлению набегающего в полете потока воздуха. В расточках четырех приливов клапанного патрубка установлены три вакуумных клапана 5 и один предохранительный 4. Вакуумные клапаны 5 служат для сообщения дренажной магистрали с атмосферой, если перекроется заборный патрубок и в надтопливном пространстве баков образуется разрежение, предохранительный клапан 4 сообщает дренажную магистраль с атмосферой при повышении давления в магистрали.
В горизонтальном полете и наборе высоты при наличии топлива в баке магистраль дополнительного дренажа перекрыта заслонками поплавковых клапанов. Дренирование топливного бака происходит через магистраль основного дренажа: поток набегающего воздуха через воздухозаборник создает избыточное давление в дренажном баке и через трубопровод дренажной магистрали в надтопливном пространстве бака. Если перекрыто входное сечение воздухозаборника (обмерзание), дренажная магистраль разобщается с атмосферой и в баках при снижении самолета или по мере выработки топлива в горизонтальном полете будет уменьшаться давление. При увеличении перепада между давлением в дренажном баке и давлением в дренажной магистрали и топливных баках до величины 0,02кгс/см 2 откроется три вакуумных клапана, установленных в клапанном патрубке воздухозаборника, и соединят дренажную магистраль и надтопливное пространство баков с атмосферой. Если давление в топливных баках будет выше атмосферного, срабатывает предохранительный клапан, установленный в клапанном патрубке воздухозаборника, надтопливное пространство баков через дренажную магистраль соединится с атмосферой и давление в баках выравнивается.
Бак 1Г |
Бак 1Р |
Бак 2Г |
Бак 2Р |
Бак 2Д |
Бак 1Д |
Трубопроводы основного дренажа |
Трубопровод дополнительного дренажа |
Поплавковые клапаны |
Дренажный бак |
Рис.1.5. Принципиальная схема системы дренажа топливных баков самолета Ил-76,где 1- топливный насос; 2- сигнализатор давления; 3- фильтр; 4- предохранительный клапан; 5- вакуумный клапан; 6- воздухозаборник |
Дренажная система топливных баков самолета Суперджет предназначена для предотвращения возникновения таких величин перепадов давлений между баками и атмосферой, которые могли бы привести к повреждению топливных баков. Кроме того, дренирование баков позволяет снизить пожаробезопасность путем выведения топливно-воздушной смеси за борт ЛА.
Система дренажа топливных баков, схема которой показана на рис.1.6, поддерживает давление воздуха в надтопливном пространстве топливных баков близким к давлению наружного воздуха во всех ожидаемых условиях эксплуатации, в том числе в процессе:
Читайте также: Если зажат клапан может пропасть компрессия
— заправки или слива топлива на земле;
— набора высоты и снижения самолета.
Видео:Предохранительный клапан. Устройство и принцип работыСкачать
Система дренажа топливных баков включает:
— два воздухозаборника дренажа, расположенные под пламепреградителями в дренажных баках левой и правой консоли;
— дренажный короб, соединяющий дренажные баки;
— трубопроводы дренажа, откачки;
— струйные насосы и трубопроводы откачки;
— предохранительные пружинные клапаны;
— предохранительные разрывающиеся диски;
Надтопливное пространство топливных баков сообщается с атмосферой с помощью трубопроводов дренажа через два воздухозаборника 1, расположенные в каждом дренажном баке в местах вне вероятных зон удара молнии. Дренажный короб, выполненный между стрингерами верхних панелей крыла, соединяет дренажные баки. Каждый топливный бак соединяется с дренажным коробом трубопроводом, передний конец которого выведен к переднему лонжерону. На заднем конце этого трубопровода установлен поплавковый клапан, предотвращающий попадание топлива в дренажный короб. На ответвлениях дренажного трубопровода в центральном баке установлены поплавковые клапаны, предотвращающие попадание топлива в дренажный короб при кренах самолета. На нервюре 16 установлены поплавковые клапаны, предотвращающие попадание топлива из отсеков №2 в дренажные баки через отверстия, соединяющие надтопливные полости. Также на нервюрах 16 установлены клапаны сброса давления (на рисунке не показаны), отрегулированные на избыточное относительно атмосферы давление 40кПа (0,4 кгс/см 2 ).
Дренажный короб |
Активное топливо |
Переливной короб |
Поплавковый клапан |
Поплавковый клапан |
Дренажный бак |
Топливные отсеки левой консоли крыла |
Рис.1.6. Принципиальная схема системы дренажа самолета Суперджет,где 1- воздухозаборник; 2- пламепреградитель; 3- разрывающийся диск; 4- струйный насос перекачки топлива из дренажного бака |
В дренажных баках на нижней обшивке консоли крыла между нервюрами 16 и 17 установлены разрывающиеся диски 3, которые рассчитаны на разрушение в случае повышения избыточного давления в топливных баках выше 70кПа (0,7кгс/см 2 ) относительно атмосферного давления и в случае создания отрицательного перепада давления относительно атмосферного давления более 15 кПа (0,15кгс/см 2 ). В нижней зоне каждого из дренажных баков установлен датчик – сигнализатор уровня (на рисунке не показан), посылающий сигнал в систему заправки топливом на блокировку заправки при заполнении 1/3 высоты дренажного бака топливом, и всасывающие патрубки струйных насосов 4, предназначенных для откачки топлива, попавшего в дренажные баки.
В отсеках №2 каждой консоли установлено по одному струйному насосу 4, предназначенному для удаления из дренажного бака топлива, попавшего в дренажный бак при рулении или эволюциях самолета. На всасывающих патрубках установлены обратные клапана. Сопла струйных насосов подключены к напорным трубопроводам активного топлива, а выходные патрубки сообщены с отсеками №3, куда подается топливо из дренажных баков. Для предотвращения проникновения пламени в топливные баки, в случае аварийной посадки, в воздухозаборниках дренажной системы между нервюрами 17 и 18 установлены пламепреградители.
Описание основных элементов конструкции подсистемы дренажа, размещенных в дренажном баке (см. Рис.1.7) приведено ниже.
Разрывающийся диск установлен внутри дренажного бака на обшивке крыла между нервюрами №16, 17. Разрывающийся диск предназначен для предотвращения резкого изменения давления в топливных баках относительно атмосферного давления. При повышения избыточного давления в топливных баках выше 70кПа (0,7кгс/см 2 ) относительно атмосферного давления и в случае создания отрицательного перепада давления относительно атмосферного давления более 15кПа (0,15кгс/см 2 ) происходит разрушение разрывного диска и выравнивание внутрибакового давления с атмосферным.
Видео:Меняйте клапан обратки на топливном фильтре раз в несколько лет на Sprinter 313CDI 2.1d OM611Скачать
Пламепреградитель установлен внутри дренажного бака между нервюрами №17, 18. Пламепреградитель предназначен для предотвращения проникновения пламени в топливные баки при аварийной посадке. Пламепреградитель работает по принципу лабиринтного воздушного фильтра, отсекая пламя, возникшее снаружи самолета в систему дренажа, где присутствуют пары топлива.
Клапан сброса давления установлен на нервюре №16. Клапан предназначен для сброса избыточного давления в баках относительно атмосферного давления воздуха. Клапан сброса давления закрыт при внутрибаковом давлении менее 40кПа (0.4кгс/см 2 ). Тарелка клапана под действием загрузочных пружин плотно прижата к седлу клапана и закрывает отверстие, соединяющее полости дренажного бака с отсеком №2 крыльевого топливного бака. При повышении давления внутри топливного бака до 40кПа (0.4кгс/см 2 ) избыточное давление преодолевает усилие пружин и открывает клапан, стравливая давление.
Принципиальная схема подсистемы дренажа самолета А-320 показана на рис.1.8. По конструкции и принципу работы она подобна подсистеме дренажа самолета Суперджет.
Рис.1.8. Система дренажа топливных баков на самолете А-320,где 1- воздухозаборник; 2- пламепреградитель; 3- разрывающийся диск; 4- поплавковый клапан; 5- обратный клапан; 6- предохранительный клапан |
Дренажный бак |
Дренажный трубопровод в межстрингерном пространстве |
Дренажный трубопровод центрального бака |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
📽️ Видео
Топливный обратный клапанСкачать
Клапан электромагнитный прямого действия нормально закрытый и нормально открытыйСкачать
Дренажный клапан 0,18 барСкачать
регулятор давления топливаСкачать
ШИКАРНАЯ ИДЕЯ ИЗ ВОДЯНОГО СЧЕТЧИКА!Скачать
НИКОГДА НЕ ПОКУПАЙ обратный клапан НЕ ПОСМОТРЕВ ЭТО ВИДЕОСкачать
Дренажный клапанСкачать
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КЛАПАН В ЗАПРАВОЧНОЙ ГОРЛОВИНЕ БАКА АВТОСкачать
КЛАПАН ОБРАТКИ ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И ПОДКЛЮЧЕНИЕСкачать
Как работает регулятор давления топлива и обратный клапан в топливной системе.Скачать
Клапан ограничения давления топлива Cummins неисправностьСкачать
💧 РЕГУЛИРОВКА предохранительного/обратного клапана давления бойлера (водонагревателя). Зачем болтик.Скачать
Запрещенный Вечный Двигатель Раскрытие СекретаСкачать
ОБРАТНЫЙ КЛАПАН НЕ ДЕРЖИТ , РЕМОНТ ЗА 5 МИНУТСкачать