На автомобиле Лада Гранта с двигателем ВАЗ-21126 гидротолкатели клапанов (гидрокомпенсаторы), выполненные в виде цилиндрических толкателей, расположенных между распределительным валом и клапанами, совмещают две функции: передачи усилия от распредвала к клапанам и устранения зазоров в их приводе.
Гидротолкатели клапанов (гидрокомпенсаторы)
Работа гидрокомпенсатора основана на принципе несжимаемости моторного масла, постоянно заполняющего при работе двигателя внутреннюю полость гидротолкателя и перемещающего его плунжер при появлении зазора в приводе клапана. Таким образом, обеспечивается постоянный контакт толкателя клапана с кулачком распредвала без зазора. Благодаря этому отпадает необходимость регулировки клапанов при техническом обслуживании автомобиля.
Принцип действия гидрокомпенсатора показан на рисунке:
Схема работы гидротолкателя в клапанном механизме двигателя ВАЗ 21126:
а – работа гидротолкателя в момент открытия клапана;
б – работа гидротолкателя в момент закрытия клапана;
2 – пружина обратного клапана;
3 – обратный клапан;
4 – головка блока цилиндров;
5 – кулачок распределительного вала;
6 – толкатель;
7 – плунжер;
8 – пружина плунжера;
10 – корпус обратного клапана;
Видео:лада гранта,маслянный клапан гбц часть 3Скачать
А, Б – полости гидротолкателя;
В – масляный канал.
Масло под давлением, необходимым для работы гидротолкателя, подается во внутренние полости А и Б из канала В системы смазки двигателя через боковое отверстие в толкателе 6, выполненное в кольцевой проточке его цилиндрической поверхности. При закрытом клапане 1 толкатель 6 (через плунжер 7) и гильза 9 распирающим усилием пружины 8 прижаты соответственно к кулачку 5 распредвала и торцу стержня клапана. Давление в полостях А и Б одинаково, обратный клапан 3 гидротолкателя прижат к седлу в плунжере 7 пружиной 2 — зазоры в клапанном механизме отсутствуют. При вращении распределительного вала кулачок 5 набегает на толкатель 6, перемещая его и связанный с ним плунжер 7. Перемещение плунжера 7 в гильзе 9 приводит к резкому повышению давления в полости Б.
Несмотря на небольшие утечки масла через зазор между плунжером и гильзой, толкатель 6 и гильза 9 перемещаются за одно целое и открывают клапан 1. При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок 5 уменьшает давление на толкатель 6 и давление масла в полости Б становится ниже, чем в полости А. Обратный клапан 3 открывается и пропускает масло из полости А, соединенной с масляной магистралью двигателя, в полость Б. Давление в полости Б возрастает, гильза 9 и плунжер 7, перемещаясь относительно друг друга, выбирают зазор в клапанном механизме.
Давление масла, подводимого к гидротолкателям, регулируется клапаном, установленным в головке блока цилиндров.
Размещение противодренажного клапана масляного канала в ГБЦ
Противодренажный клапан масляного канала ГБЦ
Поскольку после остановки двигателя из каналов, идущих от масляного насоса, масло стекает в масляный картер, а каналы подвода масла к гидротолкателям остаются заполненными, после пуска двигателя в полостях последних могут образоваться воздушные пробки. Для их устранения в каналах подачи масла предусмотрены калибровочные компенсационные отверстия, обеспечивающие автоматическую продувку полостей гидротолкателей.
Кроме этого компенсационные отверстия позволяют несколько снизить давление масла, поступающего в гидротолкатели при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя, когда давление в полости гидротолкателя клапана может стать настолько велико, что его толкатель, опершись на затылочную часть кулачка распредвала, приоткроет клапан в момент, не соответствующий фазе газораспределения.
Практически все неисправности гидротолкателей клапанов диагностируют по характерному шуму, издаваемому газораспределительным механизмом в различных режимах работы двигателя. Стук от клапанов иногда удается устранить небольшим поворотом пружины или клапана вокруг продольной оси. Как менять неисправные гидрокомпенсаторы, смотрите в этой статье.
Читайте также: Синдромы при стенозе митрального клапана
У кого изначально 16-ти клапанный ВАЗовский мотор, или кто приобретал 16-ти клапанную ГБЦ в сборе, могут и не задумываться по поводу этого вопроса. Но, если при каждом пуске мотора у вас, некоторое время, “стучат” гидротолкатели или ваш турбонагнетатель испытывает масляное голодание, то проблема может заключаться именно в масляном клапане, и нужно провести его ревизию. Если же приобретается “голая” ГБЦ, то по необходимости приходится этот клапан устанавливать самостоятельно, что мне и пришлось сделать.
Первым делом, когда столкнулся с этим вопросом, зашел в несколько магазинов запчастей своего города, где, после моих слов, видел лишь удивленные лица продавцов. Но в одном магазине соседнего города, находящегося не так далеко, я всё-таки нашел одну деталь от этого клапана – пружину. Цена за одну составляла пару рублей, поэтому я купил несколько штук.
Далее мой поиск продолжился на просторах интернета. Единственное, что мне удалось найти в продаже, это направляющую втулку масляного клапана. Вместе с другими деталями, необходимыми для нового мотора, сделал заказ в интернет-магазине.
Каталожные номера деталей, из которых состоит масляный клапан ГБЦ:
2112-1003346 втулка;
2112-1003348 пружина;
2112-1003349 шарик.
Видео:Нужен ли дренажный клапан в 16 клапанной головке ДвигателяСкачать
Кроме этого, здесь, на Drive2, я натыкался на несколько записей об этом клапане. Спасибо большое пользователям Ne-Fedor и Mihej , именно в их БЖ я нашел необходимую для себя информацию по этому клапану.
Когда направляющая втулка оказалась в моих руках, для полной комплекции клапана, мне оставалось найти лишь обыкновенный стальной шарик. Но этот вопрос отошел на второй план, так как заказанная втулка не подходила по посадочному диаметру к моему отверстию в ГБЦ, которое имело следующие размеры:
Приобретенная втулка имела посадочный диаметр 13,23 мм. Интуиция подсказывала мне, что что-то здесь не так. Тем более в этот момент я вспомнил, что собираю ВАЗовский мотор, поэтому все сомнения отпали сразу – так быть недолжно. К тому же, товарищ Mihej пояснил, что втулка должна садиться в отверстие с небольшим натягом, примерно как маслосъемный колпачок, ну и по логике, в отверстие диаметром 14,12 мм.
В скором времени мой друг savel89 , работающий в магазине автозапчастей, сообщает мне о наличии данного клапана (в сборе) у него в магазине. Его я тоже привлекал к поиску данной детали, но появилась она у него в магазине лишь спустя некоторое время. Естественно я приобретаю этот клапан. И тут я обращаю внимание на некоторый факт. Втулка клапана, который я купил у друга в магазине, была выполнена из алюминиевого сплава, когда та втулка, из интернет-магазина, была стальной.
Если же устанавливать втулку из алюминиевого сплава, то натяг может быть не столь значительным, так как при нагреве, головка блока и втулка будут расширяться практически равномерно, что сохранит работоспособность клапана.
После этих размышлений я проверил размеры алюминиевой втулки, они не отличались от размеров стальной. Выходит, что отверстие под масляный клапан в моей ГБЦ выполнено не по допуску. Значит, придется вытачивать втулку по размерам имеющегося отверстия.
Гидротолкатели двигателя ВАЗ-21126, выполненные в виде цилиндрических толкателей, расположенных между распределительным валом и клапанами, совмещают две функции: передачи усилия от распределительного вала к клапанам и устранения зазоров в их приводе.
Читайте также: Замена масляного насоса лада калина 16 клапанов
Работа гидротолкателя основана на принципе несжимаемости моторного масла, постоянно заполняющего при работе двигателя внутреннюю полость гидротолкателя и перемещающего его плунжер при появлении зазора в приводе клапана.
Таким образом, обеспечивается постоянный контакт толкателя с кулачком распределительного вала без зазора.
Благодаря этому отпадает необходимость регулировки клапанов при техническом обслуживании.
Масло под давлением, необходимым для работы гидротолкателя, подается во внутренние полости А и Б из канала В системы смазки двигателя через боковое отверстие в толкателе 6, выполненное в кольцевой проточке его цилиндрической поверхности.
При закрытом клапане 1 толкатель 6 (через плунжер 7) и гильза 9 распирающим усилием пружины 8 прижаты соответственно к кулачку 5 распределительного вала и торцу стержня клапана.
Давление в полостях А и Б одинаково, обратный клапан 3 гидротолкателя прижат к седлу в плунжере 7 пружиной 2 – зазоры в клапанном механизме отсутствуют.
При вращении распределительного вала кулачок 5 набегает на толкатель 6, перемещая его и связанный с ним плунжер 7.
Перемещение плунжера 7 в гильзе 9 приводит к резкому повышению давления в полости Б.
Видео:гбц ваз 16 кл обратный клапан 1Скачать
Несмотря на небольшие утечки масла через зазор между плунжером и гильзой, толкатель 6 и гильза 9 перемещаются за одно целое и открывают клапан 1.
При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок 5 уменьшает давление на толкатель 6 и давление масла в полости Б становится ниже, чем в полости А.
Обратный клапан 3 открывается и пропускает масло из полости А, соединенной с масляной магистралью двигателя, в полость Б.
Давление в полости Б возрастает, гильза 9 и плунжер 7, перемещаясь относительно друг друга, выбирают зазор в клапанном механизме.
Давление масла, подводимого к гидротолкателям, регулируется клапаном, установленным в головке блока цилиндров.
Поскольку после остановки двигателя из каналов, идущих от масляного насоса, масло стекает в масляный картер, а каналы подвода масла к гидротолкателям остаются заполненными, после пуска двигателя в полостях последних могут образоваться воздушные пробки.
Для их устранения в каналах подачи масла двигателя предусмотрены калибровочные компенсационные отверстия, обеспечивающие автоматическую продувку полостей гидротолкателей.
Кроме этого компенсационные отверстия позволяют несколько снизить давление масла, поступающего в гидротолкатели при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя, когда давление в полости гидротолкателя может стать настолько велико, что его толкатель, оперевшись на затылочную часть кулачка распределительного вала, приоткроет клапан в момент, не соответствующий фазе газораспределения.
Практически все неисправности гидротолкателей диагностируют по характерному шуму, издаваемому газораспределительным механизмом в различных режимах работы двигателя.
Шум от клапанов иногда удается устранить небольшим поворотом пружины или клапана вокруг продольной оси.
Для этого выполните следующее.
1. Проверните коленчатый вал в положение, при котором клапан, издающий шум, начнет приоткрываться.
2. Немного поверните пружину — одновременно повернется и клапан.
3. Пустите двигатель. Если шум не исчезнет, повторите операции 1 и 2.
4. Если поворот пружины и клапан не дает желаемого результата, проверьте состояние пружины и измерьте зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.
Устраните увеличенные (по сравнению с номинальным) зазоры.
Если клапан и пружина исправны, а стук клапанов все равно прослушивается при работе двигателя, гидротолкатель неисправен. Замените его следующим образом.
Работу выполняйте через 20–30 мин после остановки двигателя.
1. Снимите крышку головки блока цилиндров.
Видео:Приора, потеря давления масла после ремонта.Скачать
2. Снимите распределительные валы.
3. Для проверки гидротолкателя нажмите на него.
Если гидротолкатель исправен, он должен утапливаться со значительным усилием, если это усилие невелико, гидротолкатель неисправен.
Читайте также: Аортальный клапан сердца диета
Также необходимо проверить легкость вращения гидротолкателя в гнезде головки блока.
Если гидротолкатель не вращается или вращается с большим усилием, его необходимо заменить.
4. Извлеките гидротолкатель из гнезда головки блока цилиндров.
Извлекать гидротолкатель удобно подходящим по размерам магнитом.
5. Смажьте гидротолкатель и гнездо в головке блока цилиндров моторным маслом и установите гидротолкатель в гнездо
6. Остальные гидротолкатели заменяют аналогично.
7. Установите распределительный вал и детали привода газораспределительного механизма в порядке, обратном снятию
После замены гидротолкателя двигатель при первом пуске может непродолжительное время работать с повышенным шумом до тех пор, пока не прокачаются гидротолкатели.
Для ускорения прокачки гидротолкателей дайте двигателю поработать с повышенной частотой вращения в течение 1–2 мин.
Возможные неисправности гидротолкателей, их причины и способы устранения
Повышенный шум сразу после пуска двигателя:
Вытекание масла из части гидротолкателей во время длительной стоянки.
Шум, исчезающий спустя несколько секунд после пуска двигателя, не является признаком неисправности, так как из части гидротолкателей, находившихся под нагрузкой клапанных пружин открытых клапанов (каналы подачи масла остались открытыми), вытекло масло, недостаток которого восполняется в начале работы двигателя
Видео:гбц ваз 16 кл обратный клапан 3Скачать
Прерывистый шум в режиме холостого хода, исчезающий при повышении частоты вращения коленчатого вала:
— Повреждение или износ шарика обратного клапана
— Загрязнение механизма гидротолкателя продуктами износа при несвоевременной замене масла или его низком качестве
Очистите детали механизма от загрязнений. Применяйте масло, рекомендуемое в руководстве по эксплуатации
Повышенный шум в режиме холостого хода прогретого двигателя, исчезающий при повышенной частоте вращения коленчатого вала и полностью отсутствующий на холодном двигателе:
— Перетекание масла через увеличенные вследствие износа зазоры между плунжером и гильзой гидротолкателя
Замените изношенный гидротолкатель в сборе
Повышенный шум, возникающий при высокой частоте вращения коленчатого вала и исчезающий при малой частоте:
— Вспенивание при избытке масла (выше верхней метки на щупе) в масляном картере из-за его взбалтывания коленчатым валом. Попадание воздушно-пенной масляной смеси в гидротолкатели нарушает их работу
Доведите уровень масла в масляном картере до нормы
— Засасывание воздуха масляным насосом при чрезмерно низком уровне масла в масляном картере
Доведите уровень масла в масляном картере до нормы
— Повреждение маслоприемника из-за деформации масляного картера при ударе о дорожное препятствие
Отремонтируйте или замените дефектные детали
Постоянный шум одного или нескольких клапанов, не зависящий от частоты вращения коленчатого вала:
— Возникновение зазора между толкателем и кулачком распределительного вала из-за повреждения или загрязнения деталей гидротолкателя
Снимите крышку головки блока цилиндров, установите поочередно кулачки распределенного вала выступами вверх и проверьте наличие зазора между толкателями и кулачками. Утапливая (например, деревянным клином) проверяемый гидротолкатель, сравните скорость его перемещения с остальными. При наличии зазора или повышенной скорости перемещения разберите гидротолкатель и очистите его детали от загрязнений или замените гидротолкатель
*Возможны следующие причины повышенного шума в режиме холостого хода, усиливающегося с ростом частоты вращения коленчатого вала до 1500 мин -1 и не связанного с работой гидротолкателей:
— увеличенные зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками;
Видео:Ремонт гбц ваз 21126 (притирка клапанов , замена колпачков, сальников,как наложить лактаитСкачать
— увеличенная до значения, превышающего допустимое значение, несоосность клапана и седла;
— непараллельность торцов клапанных пружин;
— большее, чем допустимое, биение фаски головки клапана.
🔍 Видео
гбц ваз 16 кл обратный клапан 2Скачать
Дренажный клапанСкачать
Опрессовка системы смазки ГБЦ ВАЗ 16VСкачать
Как вытащить дренажный клапан вазСкачать
Ваз 2112 пропало давление масла.Скачать
Проверка,и выставление преднатяга клапанных пружин ГБЦ ВАЗ-21126Скачать
Как наносить герметик на постель распредвалов ваз 2112Скачать
Пропало давление масла?! ДВС Lada Priora и 2110. Одна из причин.Скачать
разница распредвалов гбц ваз 16 клапанов 124, 126Скачать
Нет давления масла ВАЗ- 16 клапанов.диагностика своими руками .притирка ГБЦ дома .Скачать
Обрыв ремня ГРМ на приоре 21126 ремонт головки.Скачать
Где же давление масла? Ваз 2170 Приора, давайте найдёмСкачать
Герметизация 16-ти клапанной ГБЦ ВАЗ. На СТО так не делают.Скачать
Клапана 31-27 в стандартное седло ВАЗ 21126. В этом мне поможет ручная машинка Mira VG21.Скачать