Дуговая защита шин пуэ

Нужна ли дуговая защита в ячейках РУ-6 кВ типа КСО-IХ?

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Видео:Дуговая защитаСкачать

Дуговая защита

Сообщений 7

1 Тема от lik 2011-09-26 14:45:02

Тема: Нужна ли дуговая защита в ячейках РУ-6 кВ типа КСО-IХ?

В ПТЭ говорится только о необходимости выполнения ЗДЗ в компл. РУ(КРУ). А в НТП ФСК (п.9.14), что ЗДЗ надо выполнять во всех РУ-6…35 кВ.
КСО хоть и не КРУ, но тоже, в принципе, закрытого типа.
А кстати, если РУ-35 открытого типа (а такие тоже есть), тоже согласно НТП ФСК надо делать ЗДЗ? Это я шучу ? , но если придерживаться буквы…

2 Ответ от evdbor 2011-09-27 07:53:04

Re: Нужна ли дуговая защита в ячейках РУ-6 кВ типа КСО-IХ?

Леонид, относительно дуговой в ОРУ 35 кВ я уже задавал тот же вопрос
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … _start=101
Теперь относительно НТД.
Кроме ПТЭ и НТП ПС, требования о необходимости ЗДЗ содержаться в ГОСТ 14693-90. Устройства комплектные распределительные негерметизированные в металлической оболочке на напряжение до. 10 кВ п. 3.2.
Согласно ПУЭ 7 издание п. 4.2.5 Разновидностью КРУ является КСО — камера сборная одностороннего обслуживания.
Исходя из вышесказанного, в КСО с закрытыми сборными шинами должна быть дуговая защита. Об древних КСО-2, КСО-266, КСО-272 и т.д. с открытыми сборными шинами речь не идет.
Современные КРУ и КСО практически не отличаются по конструкции. Есть только нюансы в политике сертификации.
Но здесь проявляется лукавство некоторых производителей КСО с закрытыми сборными шинами, которые отказываются выполнять дуговую защиту. Они заявляют, что КСО это не КРУ и предъявляют сертификат соответствия в котором упоминается ГОСТ 12.2.007.4-75* Шкафы комплектных распределительных устройств и комплектных трансформаторных подстанций, камеры сборные одностороннего обслуживания, ячейки герметизированных элегазовых распределительных устройств, а ГОСТ 14693-90 где есть требования о наличии ЗДЗ не упоминается.
В малогабаритных КСО, где кабельный отсек совмещен с отсеком выключателя, ЗДЗ единственное спасение. При действии дуги более 0,5 с в таком КСО ячейку требуется менять. Имело место разрушение совмещенного отсека при пробое концевой разделки в КСО без отдельного кабельного отсека. ЗДЗ конструкцией этого КСО не была предусмотрена.

3 Ответ от lik 2011-09-27 08:35:15

Re: Нужна ли дуговая защита в ячейках РУ-6 кВ типа КСО-IХ?

Ясно. В принципе, усиление безопасности не является нарушением правил. Если я даже поставлю ЗДЗ на ВЛ-750 кВ, то никото не может сказать, что я нарушитель (попытка юмора ? ). Если РУ закрытое, то, несмотря на все лукавство кого-то, я вправе туда поставить ЗДЗ. Тем более, современное оптоволоконное ЗДЗ не требует механического изменения конструкции РУ.

4 Ответ от lik 2011-09-27 15:25:36

Re: Нужна ли дуговая защита в ячейках РУ-6 кВ типа КСО-IХ?

Чтобы не множить темы, помещу вопрос здесь. Тем более вопрос сходен с предыдущими.
Как кто относится к дуговой защите типа БКО-1М. Слышал — хвалят. Ну а как впечатлеия форумчан? Кто имеет опыт общения с этой ЗДЗ?
А вообще все эти посты поместить бы куда-то в раздел вроде «Дуговая защита» (не нашел).
Спасибо за ответы.

5 Ответ от GOhardrock 2016-09-07 10:32:25

  • GOhardrock
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2014-06-04
  • Сообщений: 2
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Нужна ли дуговая защита в ячейках РУ-6 кВ типа КСО-IХ?

Уважаемые коллеги, несмотря на вроде бы поставленные точки над i, хотелось бы отметить что ГОСТ 14693-90, на который выше была отсылка не распространяет свои требования на КСО, цитата:

Стандарт не распространяется на КРУ:
— предназначенные для работы в пожаро- и взрывоопасных зонах;
— подвергающиеся действию газов, паров и химических отложений, вредных для изоляции;
— специальные (например, предназначенные для работы в сейсмоопасных зонах, на объектах
атомной энергетики, а также в электротермических и передвижных установках, судовых
распределительных устройствах, на экскаваторах);
— на сборные камеры одностороннего обслуживания (типа КСО);
— герметизированные с элегазовой изоляцией.

Окончательного решения по поводу обязательной установки ЗДЗ закреплённой нормами не существует, в частности некоторые производители ячеек КСО, при наличии ТО на вводах выдают рекомендации, что установка ЗДЗ является нецелесообразной.

6 Ответ от evdbor 2016-09-07 23:30:06

Re: Нужна ли дуговая защита в ячейках РУ-6 кВ типа КСО-IХ?

Уважаемые коллеги, несмотря на вроде бы поставленные точки над i, хотелось бы отметить что ГОСТ 14693-90, на который выше была отсылка не распространяет свои требования на КСО, цитата:

Об этом говорилось в сообщении #2.
Все зависит от конструкции КСО. Для «классических» КСО с открытыми сборными шинами дуговую защиту выполнить затруднительно. Современные КСО с закрытыми сборными шинами практически являются КРУ одностороннего обслуживания. Если дуговое повреждение в таком КСО (КРУ) не отключить за 0,1 -0,2 с то размер разрушений будет весьма значительным. Не совсем добросовестные изготовители таких КСО не ставят дуговую защиту ссылаясь, что это не КРУ.
Для обоснования установки дуговой защиты можно сослаться на п. 4.2.5 ПУЭ: «Разновидностью КРУ является КСО — камера сборная одностороннего обслуживания». А раз это так, то дуговая защита должна быть установлена в соответствии с ПТЭ электрических станций и сетей РФ (2003 г.) п. 5.4.1 и НТП ПС.

Добавлено: 07-09-2016 23:21:20

некоторые производители ячеек КСО, при наличии ТО на вводах выдают рекомендации, что установка ЗДЗ является нецелесообразной

Здесь можно сказать таким производителям, что сало за желудком не бегает.
Не хотите устанавливать дуговую защиту найдем тех, кто установит.

Добавлено: 07-09-2016 23:30:06

Плюс. Повышение уровня безопасности. См. обсуждение:
Доход с модернизации.

7 Ответ от GOhardrock 2016-09-08 06:26:19

  • GOhardrock
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2014-06-04
  • Сообщений: 2
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Нужна ли дуговая защита в ячейках РУ-6 кВ типа КСО-IХ?

Для обоснования установки дуговой защиты можно сослаться на п. 4.2.5 ПУЭ: «Разновидностью КРУ является КСО — камера сборная одностороннего обслуживания». А раз это так, то дуговая защита должна быть установлена в соответствии с ПТЭ электрических станций и сетей РФ (2003 г.) п. 5.4.1 и НТП ПС.

Небольшая поправка, в ПТЭ электрических станций и сетей РФ (2003 г.) о необходимости установки ЗДЗ указывается в п. 5.4.19.

Комплектные распределительные устройства 6-10 кВ должны иметь быстродействующую защиту от дуговых коротких замыканий внутри шкафов КРУ.

Таким образом мы действительно имеем нормативные основания для требования об установке ЗДЗ в КСО (т.к. КСО по ПУЭ являются КРУ). Но справедливо стоит отметить, что фактически не все КСО имеют техническую возможность по установке ЗДЗ (как было указано ранее про КСО 200 серии), как, по Вашему, в таком случае быть, если тот же Энергонадзор во главу угла для себя ставит требования ПУЭ и ПТЭ, а ГОСТы будет рассматривать в последнюю очередь? Цель данного вопроса в простом желании быть подготовленным со всех сторон.

Видео:Курс по РЗиА. Часть 1. Логическая защита шин.Скачать

Курс по РЗиА. Часть 1. Логическая защита шин.

Дуговая и логическая защита шин

Дуговая защита — особый вид быстродействующей защиты от коротких замыканий, основанный на регистрации спектра света открытой электрической дуги.

Значительную опасность для комплектных распределительных устройств (КРУ) напряжением 6-10 кВ представляют внутренние короткие замыкания (КЗ), сопровождаемые электрической дугой (ЭД). Температура электрической дуги может достигать значений порядка 7000 … 12000 °C за время менее одного периода промышленной частоты.

Электрическая дуга воздействует на элементы конструкции КРУ, вызывая повреждения различной степени тяжести, а в случае отсутствия адекватных и своевременных мер по её ликвидации неминуемо приводит к их разрушению. Опыты, проведенные в научно-исследовательском центре испытаний высоковольтной аппаратуры (НИЦ ВВА), показывают, что открытая электрическая дуга в изолированных отсеках КРУ приводит к повреждению изоляции (как правило, это проходные изоляторы). Степень ущерба зависит от типа изоляционного материала, величины тока КЗ и времени его протекания.

Дуговая защита шин (ДуЗШ) или защита от дуговых замыканий (ЗДЗ) применяется для защиты сборных шин и элементов ошиновки распределительных устройств 6-10 кВ, размещенных в закрытых отсеках (КРУ или КРУН). Работа защиты основана, в основном, на физическом принципе. Может реагировать на два фактора: вспышка света в отсеках распредустройства и на механическое воздействие дуги. В связи с этим может применяться только в КРУ, где все токоведущие части размещены в закрытых отсеках.

ЗДЗ клапанного типа

На повышение давления воздуха в ограниченном отсеке ячейки КРУ реагирует ЗДЗ клапанного типа. В ЗДЗ этого типа в качестве датчика, реагирующего на повышение давления воздуха, используются специальные разгрузочные клапаны с путевыми выключателями, смонтированные в КРУ.

ЗДЗ с мембранным выключателем

Представляет из себя систему из шлангов, вентилей обратного давления и мембранного выключателя. В каждый защищаемый отсек ячейки подводится шланг, объединение шлангов производится через вентили обратного давления, объединённый участок подключается к мембранному выключателю, реагирующему на волны давления, создаваемые электрической дугой.

ЗДЗ фототиристорного типа

На световую вспышку от электрической дуги реагируют ЗДЗ фототиристороного типа. В качестве датчика, реагирующего на световую вспышку от электрической дуги используется фототиристор.

ЗДЗ волоконно-оптического типа

Как и ЗДЗ фототиристорного типа, данный тип ЗДЗ реагирует на световую вспышку от электрической дуги. В качестве датчика, реагирующего на световую вспышку от электрической дуги используется волоконно-оптический датчик (ВОД).

Логическая защита шин ЛЗШ

Логическая защита шин (ЛЗШ) может использоваться как в открытых, так и в комплектных распредустройствах. На первом рисунке приведена простейшая схема логической защиты шин в комплексе с МТЗ на вводе 10 кВ. При КЗ на шинах или на отходящей линии пускается защита на вводе от питающего трансформатора (срабатывает реле KA). МТЗ на вводе отстроена по времени от защит отходящих линий и действует на отключение выключателя в двух случаях:

— отказе защит или выключателя отходящей линии;

— коротком замыкании на сборных шинах.

Но отстройка по времени от защит отходящих линий затягивает отключение повреждения и приводит к излишнему повреждению оборудования. Для обеспечения достаточно быстрого и селективного отключения можно выполнить дополнительную цепочку из последовательно включенных контактов токовых реле отходящих линий.

При коротком замыкании на любой отходящей линии (КЛ1 – КЛn) срабатывает токовое реле KA1 в ее схеме и токовое реле KA в схеме ввода. Контактами KA1 блокируется действие защиты на реле KL.

При КЗ на шинах срабатывает реле KA в схеме ввода и нет срабатывания ни одного из реле KA1 в схемах отходящих линий. Реле KL срабатывает и действует на отключение выключателя ввода с запретом АПВ.

Схема достаточно простая, но имеет ряд недостатков:

  1. При выводе в проверку защиты любого присоединения разрывается вся цепь, защита выводится из работы.
  2. Большое количество последовательно соединенных элементов снижает надежность схемы в целом. Нарушение контакта в любом токовом реле или в соединительных проводах приводит к отказу защиты.

Более удобна и надежна схема, приведенная на следующем рисунке. Токовые реле всех отходящих линий соединены параллельно. Для исключения случайного срабатывания защиты при проверках РЗА присоединений включается последовательно с контактами собственных выключателей. В данном случае реле KL выступает в роли блокирующего.

Видео:Логическая защита шин. Принцип действия и особенностиСкачать

Логическая защита шин. Принцип действия и особенности

ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7

Видео:ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ШИН: ЧТО ЗАЩИЩАЕТ, КАК РАБОТАЕТ, КАК РЕАЛИЗОВАНА, КАК ПРОВЕРИТЬ В РЕАЛЬНОМ ЗРУ!!Скачать

ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ШИН: ЧТО ЗАЩИЩАЕТ, КАК РАБОТАЕТ, КАК РЕАЛИЗОВАНА, КАК ПРОВЕРИТЬ В РЕАЛЬНОМ ЗРУ!!

Раздел 3. Защита и автоматика

Видео:Максимально токовые защитыСкачать

Максимально токовые защиты

Глава 3.2. Релейная защита

Видео:Зачем нужна дуговая защита?Скачать

Зачем нужна дуговая защита?

Защита шин, защита на обходном, шиносоединительном и секционном выключателях

3.2.119. Для сборных шин 110 кВ и выше электростанций и подстанций отдельные устройства релейной защиты должны быть предусмотрены: ¶

1) для двух систем шин (двойная система шин, полуторная схема и др.) и одиночной секционированной системы шин; ¶

2) для одиночной несекционированной системы шин, если отключение повреждений на шинах действием защит присоединенных элементов недопустимо по условиям, которые аналогичны приведенным в 3.2.108, или если на линиях, питающих рассматриваемые шины, имеются ответвления. ¶

3.2.120. Для сборных шин 35 кВ электростанций и подстанций отдельные устройства релейной защиты должны быть предусмотрены: ¶

  • по условиям, приведенным в 3.2.108;
  • для двух систем или секций шин, если при использовании для их разделения защиты, установленной на шиносоединительном (секционном) выключателе, или защит, установленных на элементах, которые питают данные шины, не удовлетворяются требования надежности питания потребителей (с учетом возможностей, обеспечиваемых устройствами АПВ и АВР).

3.2.121. В качестве защиты сборных шин электростанций и подстанций 35 кВ и выше следует предусматривать, как правило, дифференциальную токовую защиту без выдержки времени, охватывающую все элементы, которые присоединены к системе или секции шин. Защита должна осуществляться с применением специальных реле тока, отстроенных от переходных и установившихся токов небаланса (например, реле, включенных через насыщающиеся трансформаторы тока, реле с торможением). ¶

При присоединении трансформатора (автотрансформатора) 330 кВ и выше более чем через один выключатель рекомендуется предусматривать дифференциальную токовую защиту ошиновки. ¶

3.2.122. Для двойной системы шин электростанций и подстанций 35 кВ и выше с одним выключателем на присоединенный элемент дифференциальная защита должна быть предусмотрена в исполнении для фиксированного распределения элементов. ¶

В защите шин 110 кВ и выше следует предусматривать возможность изменения фиксации при переводе присоединения с одной системы шин на другую на рядах зажимов. ¶

3.2.123. Дифференциальная защита, указанная в 3.2.121 и 3.2.122, должна быть выполнена с устройством, контроля исправности вторичных цепей задействованных трансформаторов тока, действующим с выдержкой времени на вывод защиты из работы и на сигнал. ¶

3.2.124. Для секционированных шин 6-10 кВ электростанций должна быть предусмотрена двухступенчатая неполная дифференциальная защита, первая ступень которой выполнена в виде токовой отсечки по току и напряжению или дистанционной защиты, а вторая — в виде максимальной токовой защиты. Защита должна действовать на отключение питающих элементов и трансформатора собственных нужд. ¶

Если при указанном выполнении второй ступени защиты не обеспечивается требуемая чувствительность при КЗ в конце питаемых реактированных линий (нагрузка на шинах генераторного напряжения большая, выключатели питаемых линий установлены за реакторами), следует выполнять ее в виде отдельных комплектов максимальных токовых защит с пуском или без пуска напряжения, устанавливаемых в цепях реакторов; действие этих комплектов на отключение питающих элементов должно контролироваться дополнительным устройством, срабатывающим при возникновении КЗ. При этом на секционном выключателе должна быть предусмотрена защита (предназначенная для ликвидации повреждений между реактором и выключателем), вводимая в действие при отключении этого выключателя. При выделении части питающих элементов на резервную систему шин должна быть предусмотрена неполная дифференциальная защита шин в исполнении для фиксированного распределения элементов. ¶

Если возможны частые режимы работы с разделением питающих элементов на разные системы шин, допускается предусматривать отдельные дистанционные защиты, устанавливаемые на всех питающих элементах, кроме генераторов. ¶

3.2.125. Для секционированных шин 6-10 кВ электростанций с генераторами мощностью 12 МВт и менее допускается не предусматривать специальную защиту; при этом ликвидация КЗ на шинах должна осуществляться действием максимальных токовых защит генераторов. ¶

3.2.126. Специальные устройства релейной защиты для одиночной секционированной и двойной систем шин 6-10 кВ понижающих подстанций, как правило, не следует предусматривать, а ликвидация КЗ на шинах должна осуществляться действием защит трансформаторов от внешних КЗ и защит, установленных на секционном или шиносоединительном выключателе. В целях повышения чувствительности и ускорения действия защиты шин мощных подстанций допускается применять защиту, включенную на сумму токов питающих элементов. При наличии реакторов на линиях, отходящих от шин подстанций, допускается защиту шин выполнять по аналогии с защитой шин электростанций. ¶

3.2.127. При наличии трансформаторов тока, встроенных в выключатели, для дифференциальной защиты шин и для защит присоединений, отходящих от этих шин, должны быть использованы трансформаторы тока, размещенные с разных сторон выключателя, чтобы повреждения в выключателе входили в зоны действия этих защит. ¶

Если выключатели не имеют встроенных трансформаторов тока, то в целях экономии следует предусматривать выносные трансформаторы тока только с одной стороны выключателя и устанавливать их по возможности так, чтобы выключатели входили в зону действия дифференциальной защиты шин. При этом в защите двойной системы шин с фиксированным распределением элементов должно быть предусмотрено использование двух сердечников трансформаторов тока в цепи шиносоединительного выключателя. ¶

При применении отдельных дистанционных защит в качестве защиты шин трансформаторы тока этих защит в цепи секционного выключателя должны быть установлены между секцией шин и реактором. ¶

3.2.128. Защиту шин следует выполнять так, чтобы при опробовании поврежденной системы или секции шин обеспечивалось селективное отключение системы (секции) без выдержки времени. ¶

3.2.129. На обходном выключателе 110 кВ и выше при наличии шиносоединительного (секционного) выключателя должны быть предусмотрены защиты (используемые при проверке и ремонте защиты, выключателя и трансформаторов тока любого из элементов, присоединенных к шинам); ¶

  • трехступенчатая дистанционная защита и токовая отсечка от многофазных КЗ;
  • четырехступенчатая токовая направленная защита нулевой последовательности от замыкания на землю.

При этом на шиносоединительном (секционном) выключателе должны быть предусмотрены защиты (используемые для разделения систем или секций шин при отсутствии УРОВ или выведении его или защиты шин из действия, а также для повышения эффективности дальнего резервирования): ¶

  • двухступенчатая токовая защита от многофазных КЗ;
  • трехступенчатая токовая защита нулевой последовательности от замыканий на землю.

Допускается установка более сложных защит на шиносоединительном (секционном) выключателе, если это требуется для повышения эффективности дальнего резервирования. ¶

На шиносоединительном (секционном) выключателе 110 кВ и выше, предназначенном и для выполнения функции обходного выключателя, должны быть предусмотрены те же защиты, что на обходном и шиносоединительном (секционном) выключателях при их раздельном исполнении. ¶

Рекомендуется предусматривать перевод основных быстродействующих защит линий 110 кВ и выше на обходной выключатель. ¶

На шиносоединительном (секционном) выключателе 3-35 кВ должна быть предусмотрена двухступенчатая токовая защита от многофазных КЗ. ¶

3.2.130. Отдельную панель защиты, предназначенную специально для использования вместо выводимой на проверку защиты линии, следует предусматривать при схемах электрических соединений, в которых отсутствует обходной выключатель (например, четырехугольник, полуторная схема и т. п.); такую отдельную панель защиты следует предусматривать для линий 220 кВ, не имеющих отдельной основной защиты; для линий 330-500 кВ. ¶

Допускается предусматривать отдельную панель защиты для линий 110 кВ, не имеющих отдельной основной защиты, при схемах электрических соединений «мостик» с выключателями в цепях линий и «многоугольник», если при проверке защиты линии ликвидировать повреждения на ней в соответствии с предъявляемыми требованиями более простыми средствами технически невозможно. ¶


📸 Видео

Логическая защита шин (ЛЗШ)Скачать

Логическая защита шин (ЛЗШ)

Базовая логика дуговой защитыСкачать

Базовая логика дуговой защиты

Исследование чувствительности дуговой защиты Лайм.Скачать

Исследование чувствительности дуговой защиты Лайм.

Дифференциальная защитаСкачать

Дифференциальная защита

РЗ #51 Дифференциальная защита шин (часть 1)Скачать

РЗ #51 Дифференциальная защита шин (часть 1)

2.4 Защита 6 10 кв 2 1Скачать

2.4 Защита 6 10 кв 2 1

Виды заземления нейтралиСкачать

Виды заземления нейтрали

ДЗШ 110кВ на ПС 220/110/10кВСкачать

ДЗШ 110кВ на ПС 220/110/10кВ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ/ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ?КАК РАБОТАЕТ?ЧТО ЗАЩИЩАЕТ?ПРОГРУЗКА ДИФЗАЩИТЫ!Скачать

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ/ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ?КАК РАБОТАЕТ?ЧТО ЗАЩИЩАЕТ?ПРОГРУЗКА ДИФЗАЩИТЫ!

[11] Дифференциальные защиты №1Скачать

[11] Дифференциальные защиты №1

3.1 ДЗШ 110 кВ УРОВ 110 кВ 1Скачать

3.1 ДЗШ 110 кВ  УРОВ 110 кВ 1

ЧТО МОЖЕТ СПАСТИ ДОМ ОТ СТАРОЙ ИСКРЯЩЕЙ ПРОВОДКИ? Разбираем новое устройство #энерголикбез #уздпСкачать

ЧТО МОЖЕТ СПАСТИ ДОМ ОТ СТАРОЙ ИСКРЯЩЕЙ ПРОВОДКИ? Разбираем новое устройство #энерголикбез #уздп

Ноль в счётчик нельзя! Подключение PEN строго по ПУЭ.Скачать

Ноль в счётчик нельзя! Подключение PEN строго по ПУЭ.

Заземление. Кто придумал? Зачем? Какие бывают системы заземления. Мощный #энерголикбезСкачать

Заземление. Кто придумал? Зачем? Какие бывают системы заземления. Мощный #энерголикбез
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток