Двигатель Honda ZC получил характерную для внутреннего рынка Японии маркировку из двух латинских букв, которая не несет никакой информации для пользователя. Мало того, конструкция максимально схожа с моторами серии D, что приводит к некоторой путанице:
- производитель Хонда стал устанавливать движки ZC на экспортные автомобили;
- в сопроводительной документации некоторые из них сохранили оригинальную маркировку;
- другие переименованы в серию D.
Всего существует 4 поколения моторов ZC, сильно отличающихся конструкцией:
- I поколение – двойной карбюратор Keihin горизонтального типа, мощность 105 л. с.;
- II поколение – впрыск GM-FI, мощность 120 л. с.;
- III поколение – карбюратор 105 л.с. или инжектор 120 л. с., аналог D16;
- IV поколение – система.
Существуют версии ДВС серии ZC с двухвальной ГБЦ и механизмом газораспределения DOHC. Их объем в общем количестве не превышает 10%. Созданы моторы под конкретную модель Honda Integra, позже устанавливались на Civic, Domani, Ballade, Concerto и CRX.
Читайте также: Регулируемый предохранительный клапан расценка в смете
Видео:Двигатель Honda D16A - Надежность, Ремонт, ПроблемыСкачать
Технические характеристики Honda ZC 1,6 л/105 – 130 л. с.
Изначально в двигателе первого поколения серии ZC использовался газораспределительный механизм с одним распредвалом SOHC, поперечная установка под капотом, двойной карбюратор, рядно расположенные 4 цилиндра, вращение вала против часовой стрелки.
Одновальная схема двигателя позволяла применить систему VTEC для комплектации моделей завода Хонда Интегра наравне с ДВС серии D или Хонда CRX вместо мотора B серии.
При использовании двух распредвалов по схеме DOHC систему VTEC установить невозможно. В головке ГБЦ появляется уже 16 клапанов, мощность движков возрастает до 130 л. с. вместо 120 л. с. у инжекторных версий или 105 л. с. у двухкарбюраторных вариантов. При этом в любой комплектации моторы ZC имели одинаковые объемы камер сгорания – 1,6 л (1590 см3).
В нижнюю таблицу сведены технические характеристики моторов линейки ZC:
смешанный цикл 10 л/100 км
болт сцепления – 22 – 40 Нм
крышка подшипника – 68 – 90 Нм (коренной) и 43 – 53 Нм (шатунный)
Видео:Почему гнет клапана двигателя, на каких двигателях гнет клапанаСкачать
Особенности конструкции
Предназначен двигатель ZC для поперечной компоновки в подкапотном пространстве. Имеет четыре рядных цилиндра внутри чугунного блока. Изначально ГБЦ была 16 клапанной с одним распределительным валом механизма ГРМ.
Затем добавился механизм VTEC – электронная система, управляющая высотой подъема клапанов и временем их открытия. При использовании одного распредвала (SOHC VTEC) все 16 клапанов расположены в один ряд, в отличие от двухвальных систем DOHC VTEC. При этом изменяется только режим впускных клапанов.
В принципе, описание ZC SOHC идентично моторам D16A6 либо D16Y4, но кулачки распредвала здесь более агрессивные. В свою очередь, производитель рекомендует рассматривать ZC SOHC VTEC, как полный аналог двигателя D16Z6. Мотор ZC DOHC похож на варианты D16Z5, D16A9, D16A8, D16A3 и D16A1, поэтому навесное и, даже головку ГБЦ с них можно переставить для тюнинга своими руками.
Видео:Honda Domani двигатель zcСкачать
Перечень модификаций ДВС
Изготовителем выпущено несколько поколений серии ZC со следующими особенностями конструкции:
- базовая версия – головка блока цилиндров с одним распредвалом по схеме SOHC, двойной карбюратор Keihin, мощность 105 л. с., крутящий момент 138 Нм;
- второе поколение – форсировка до 148 Нм и 120 л. с. за счет системы VTEC и распределенного впрыска;
- третье поколение – потребовалось увеличить мощность до 130 л. с., крутящий момент снизился до 147 Нм;
- четвертое поколение – система газораспределения DOHC, два распредвала.
При этом навесное оборудование изменяло свое местоположение. Часть автомобилей для внутреннего рынка была с правым рулем, экспортные варианты имели руль слева.
Видео:Как проверить клапана при обрыве ГРМ, простой 100 действующий метод.Скачать
Плюсы и минусы
Моторов ZC осталось на старых японских иномарках много. Несмотря на заявленный ресурс производителя 500000 км пробега, в реальности они служат вдвое дольше, то есть являются «миллионниками», без всяких ограничений. Официальный мануал, конечно, содержит сроки замены масла и прочих расходников, однако ДВС считается «неубиваемым», даже при безалаберной эксплуатации:
- он заведется в -25 градусов с разными свечами, ресурс которых просрочен;
- будет работать на старом масле неизвестного качества и без антифриза в системе охлаждения;
- при разнице компрессии в соседних цилиндрах больше 5 единиц будет уверенно тянуть авто в тяжелом кузове.
Владельцы десятилетиями производят капитальный ремонт в полевых условиях «на коленке», не посещая СТО.
Минусами являются снятие с производства, некоторый дефицит запчастей, физический износ. При обрыве ременной передачи не гнет клапана на любых оборотах.
Видео:Гнет ли b20b мотор клапана?Скачать
Список моделей авто, в которых устанавливался
Японский мотор ZC использовался в нескольких автомобилях производителя Honda:
- ZC SOHC – Ballade, Civic, Domani, Integra в 1984 – 2001 годах;
- ZC SOHC DualCarb – Civic, Concerto, Integra в 1988 – 1992 годах;
- ZC SOHC VTEC – Civic Ferio EJ3 в 1991 – 1993 годах, Civic EJ1 в 1992 – 1995 годах, Domani MA4 в 1992 – 1992 годах;
- ZC DOHC – Ballade CRX AS в 1984 – 1987 годах, Civic AT в 1984 – 1987 годах, Integra AV/DA1 в 1985 – 1987 годах, CRX EF7 в 1986 – 1991 годах, Civic EH1 в 1992 – 1995 годах.
При комплектации одно и двухвальными ГБЦ, карбюраторами и инжекторным впрыском характеристики двигателя заметно отличались, что и позволило монтировать моторы на широкий ряд авто производителя Хонда.
Видео:Honda CR-V гнет клапана?Скачать
Регламент обслуживания Honda ZC 1,6 л/105 – 130 л. с.
В руководство по эксплуатации заложены следующие сроки замены расходных элементов, которые имеет двигатель ZC:
- после 100 тысяч пробега замена ремня ГРМ;
- через 50 тысяч км следует менять ремни, приводящие во вращение навесное оборудование;
- тепловые зазоры клапанов следует регулировать каждые 25 тысяч км;
- АКБ служит около 2 лет или 40 000 км пробега;
- фильтры меняют через 10, 30 и 40 тысяч пробега (масляный вместе со смазкой, топливный и воздушный, соответственно);
- вентиляцию в картере прочищают через 20 тысяч км;
- ресурса антифриза хватает на 40 000 км пробега, затем замена ОЖ.
При соблюдении указанных сроков капремонт наступит, не раньше 500000 км по спидометру. Устройство ДВС позволяет производить улучшение систем для повышения крутящего момента и мощности. Однако, если производилась модернизация, указанные сроки сокращаются на 30% минимум из-за повышенного износа деталей трения.
Важной особенностью всех модификаций ZC является очень надежная конструкция ДВС.
Видео:Почему гнет клапанаСкачать
Обзор неисправностей и способы их ремонта
Несмотря на то, что мотор ZC является очень надежным силовым приводом, для него характерны неполадки:
Механический тюнинг и турбирование мотора резко увеличивают вероятность указанных неисправностей.
Видео:А гнет ли ваш мотор клапаны?Как узнать это без снятия головки?Скачать
Варианты тюнинга мотора
Поскольку двигатель ZC является классикой японского моторостроения, возможен традиционный тюнинг за счет комплекса мероприятий:
- увеличение степени сжатия;
- расширение фаз ГРМ;
- балансировка и облегчение распредвала и маховика;
- доработка впускного и выпускного тракта;
- чипование ЭБУ.
С другой стороны, тюнинг должен учитывать тот факт, что версии моторов ZC существенно отличаются конструкцией, поэтому возможны варианты. Для получения 130 л. с. необходима установка механизма VTEC, а это возможно только для одновальной ГБЦ, поэтому потребуется замена штатной головки на Z6 или Y8 с камерами сгорания 34,6 см3 или 32,8 см3, соответственно. Степень сжатия увеличится до 9,2 или 9,7 единиц, мощность до 130 л. с. или 128 л. с..
Впускной тракт оснащается дросселем 62 мм, фильтром нулевого сопротивления, шлифуются перегродки и каналы. Можно поставить поршни от Р29 с купольной поверхностью с углублениями для большей безопасности клапанов. В этом случае необходим распредвал с широкой фазой, увеличенным подъемом кулачков. В результате получится мощность около 140 л. с.
Таким образом, моторы линейки ZC обеспечивают ресурс от 500 тысяч км пробега, считаются «неубиваемыми» и очень надежными. Имеют один или два распредвала системы ГРМ, в первом варианте дополнительно оснащаются VTEC.
💡 Видео
Гнет или нет клапана при обрыве ремня грм?Скачать
НИКОГДА НЕ РЕГУЛИРУЕТЕ КЛАПАНА ?Скачать
Загнуло ли клапана при обрыве ГРМ? Двигатель D13B Honda PartnerСкачать
НЕ спеши снимать ГБЦ после обрыва ГРМСкачать
Регулировка клапанов Honda Integra zcСкачать
Про авто: Регулирование тепловых зазоров HondaСкачать
ЗАГНУЛИСЬ КЛАПАНА ИЛИ НЕТ? КАК УЗНАТЬ ? HOW TO KNOW THE VALVE IS DEFLECTED OR NOT?Скачать
Как проверить загнуло клапана или нет? (без разборки мотора)Скачать
Самый Надёжный Двигатель HONDA. «Миллионник» о котором вы не знали.Скачать
Как проверить гнет ли клапана при обрыве ремняСкачать
На каких двигателях клапана не гнутся при обрыве ремня ГРМСкачать
Honda Partner" Обрыв Ремня ГРМ...Скачать