Видео:Сборка двигателя мотоцикла ВосходСкачать
Многоцелевой двухтактный двигатель на основе мотора «Привет-22»
Моделист-Конструктор, №5, 1981
В журнале уже сообщалось о преимуществах золотникового газораспределения в двухтактных двигателях внутреннего сгорания («М-К» № 11 за 1974 год и № 10 за 1977 год). Вот вкратце их достоинства: достижение наивысшей удельной мощности и экономичности двигателя, улучшение запуска и упрощение конструкции цилиндров (нет впускных окон и патрубков).
В настоящее время в двигателях многих серийных зарубежных дорожных и спортивных мотоциклов используется золотниковое газораспределение. Применяют его и на большинстве серийных лодочных моторов. В СССР дисковые золотники имеют подвесные лодочные моторы «Вихрь», «Салют», «Спутник» (у них золотники текстолитовые), «Нептун» (капроновый) и «Привет-22» с золотником из пружинной стали толщиной 1-1,2 мм.
«Привет-22» обладает наилучшей экономичностью и удельным весом среди всех отечественных лодочных моторов, выпускаемых в настоящеа время. На базе этого мотора, заменив цилиндры водяного охлаждения на цилиндры воздушного охлаждения от двигателя мотоцикла «Восход», удалось создать легкий двухцилиндровый рядный двигатель АГ-2Р с максимальной мощностью 30 л. с. Его может построить любой конструктор-любитель, имеющий слесарные навыки. Лодочный мотор «Привет-22» есть во многих магазинах, а отдельные узлы и детали к нему можно получить наложенным платежом с Казанского моторостроительного завода. Цилиндры и головки цилиндров двигателя мотоцикла «Восход» нетрудно приобрести через базы Посылторга.
От лодочного мотора используется картер с коленвалом, системы запуска, питания и зажигания — в сборе с маховичным магдино. Используется и устройство принудительной подачи топлива через диафрагменный бензонасос.
Продольный разрез двигателя показан на рисунке 1. Двигатель двухтактный воздушного охлаждения, двухцилиндровый рядный (цилиндры расположены в одном горизонтальном ряду); рабочий объем — 346 см3; диаметр и ход поршня соответственно 61,75 мм и 53 мм; максимальная мощность 30 л. с. при 5300-6000 об/мин; степень сжатия (геометрическая) — 9,5; бензин ДИ-93 или А-76 в смеси с авиационным маслом МС-20 в пропорции 1:25.
Рис. 1. Продольный разрез двигателя АГ-2Р: 1, 19, 20, 23, 28 — части картера, 2 — шарикоподшипник № 36205, 3 — манжетное уплотнение, 4 — стакан, 5 — коленчатый вал, 6 — набор прокладок, ? — цилиндр воздушного охлаждения, 8 — гильза цилиндра, 9 — асбестовая прокладка, 10 — головка цилиндра, 11 — поршень с двумя кольцами, 12 — игольчатый подшипник верхней головки шатуна, 13 — поршневой палец, 14 — стопорное кольцо, 15 — шатун, 16 — шарикоподшипник № 205, 17 — маховик магдино, 18 — основание магдино, 21 — стяжной болт разъемных частей коленвала, 22 — уплотнительное резиновое кольцо, 24 — золотник из пружинной стали, 25 — гайка крепления золотника, 26 — сегментная шпонка, 27 — втулка золотника, 29 — средний шарикоподшипник.
Картер двигателя, взятый полностью от мотора «Привет», состоит из пяти деталей, отлитых из алюминиевого сплава. Поверхности стыка их вертикальны: две по оси цилиндров и две в плоскости золотников. Между деталями узкие уплотнительные прокпадки. Каждый разъем перед сборкой необходимо смазывать герметиком (клей БФ-2). Детали картера между собой соединяются шпильками и винтами М6.
Для установки цилиндров необходимо из картера вывернуть восемь шпилек М8 крепления цилиндров, резьбовые отверстия заглушить дюралюминиевыми пробками длиной 25 мм и резьбой М8, просверлить новые отверстия глубиной 25 мм под резьбу М8 (рис. 2). Можно установить специальные шпильки, сваренные из двух стержней, смещенных друг относительно друга (рис. 3). Коленчатый вал двигателя полностью заимствован у мотора «Привет». Вал состоит из двух кривошипов с цанговым соединением в предпоследней щеке коленвала со стороны маховика. Стяжной болт цангового соединения (см. рис. 1) затягивается с усилием 6 ±0,5 кг/см. В картере двигателя для его стяжки специальным торцевым ключом предусмотрено отверстие с резьбовой пробкой. Четыре коренных опоры коленвала снабжены широко распространенными шарикоподшипниками № 36205. Нижние головки шатунов неразъемные, установлены на двухрядных роликовых подшипниках с сепараторами. Верхние головки стоят на игольчатых подшипниках тоже с сепараторами.
Легкие поршни имеют по два узких стальных хромированных кольца шириной 1,5 мм. Такое решение шатунно-поршневой группы мотора обеспечивает минимальное трение в узлах и значительно повышает надежность работы двигателя.
Читайте также: Какая компрессия в цилиндрах двигателя зил 130
Возможна установка на шатуны поршней от мотоцикла «Восход». Но так как их высота больше, то между картером и цилиндрами необходимо поместить дюралюминиевые про-ставки толщиной 12 мм. При подборе поршней и цилиндров зазор между юбкой поршня и цилиндром должен быть 0,06. 0,08 мм.
Отличительная особенность двигателя — применение на впуске дисковых золотников Ø120 мм из пружинной стали толщиной 1,1 мм (рис. 4), которые помещены в специальные полости картера и свободно скользят по шпонкам на коленчатом валу. Так сделано для их оптимального расположения в щелевых полостях картера. Шпонки на коленвале расположены через 180°.
Всасывание смеси в картер происходит по кратчайшему пути — под поршень через впускной канал. Благодаря этому значительно снижено сопротивление всасывающего тракта и обеспечена хорошая герметизация полости картера при сжатии, так как обоймы золотников имеют свободную в осевом направлении посадку на цапфу. При правильной установке золотников необходимо, чтобы гайки крепления были слева от дисков. Для установки в ряд двух цилиндров с межцентровым расстоянием 142 мм ребра охлаждения их головок укорачиваются с одной стороны на 1 см. В районе выхлопных патрубков перемычки между ребрами пропиливаются для сквозного обдува ребер воздухом.
Гильзы цилиндров снизу укорачиваются на 4. 5 мм, а вырезы внизу гильз расширяются — пропиливаются — до 35 мм в ширину и 25. 27 мм в высоту до совпадения с кромками продувочных каналов в картере.
Если для крепления цилиндров будут применены специальные сварные шпильки, то в нижних ребрах цилиндров сверлятся овальные отверстия на высоту 35 мм для прохода утолщенной части шпилек.
Необходимая степень сжатия в камере сгорания подбирается набором прокладок общей толщиной до 2 мм (между цилиндром и картером). Из-за того, что сальниковое уплотнение коленчатого вала на лодочном моторе «Привет» расположено не в картере, а на подмоторной плите дейдвуда, для установки нового манжетного уплотнения непосредственно в картере нашего двигателя на выходе коленвала необходим новый дюралюминиевый стакан (рис. 5). Вот в него-то и запрессовывается любой подходящий сальник под вал Ø25 мм. Крепится стакан к привалочкой плоскости картера на четырех потайных винтах М6.
Рис. 2. Установочные размеры для шпилек М8 на картере мотора «Привет-22» под цилиндры мотора «Восход»: 1 — оси отверстий в картере «Привета», 2 — контур продувочного канала «Восхода», 3 — контур продувочного канала «Привета», 4 — дополнительный продувочный канал «Привета», 5 — оси отверстий в цилиндрах «Восхода».
Карбюратор двигателя АГ-2Р — от лодочного мотора «Привет» или от мотоцикла Иж (карбюратор типа К-36 или К-62 с центральной поплавковой камерой). При этом цилиндры двигателя располагаются горизонтально, а между впускным отверстием картера и выпускным патрубком карбюратора устанавливается переходник из дюралюминия (рис. 6).
Принудительную систему питания топливом с диафрагменным насосом можно использовать от лодочного мотора «Вихрь-М». Система зажигания и освещения полностью от мотора «Привет». Это: двухискровое маховичное магдино МН-1 с выносными высоковольтными трансформаторами ТЛМ и свечи зажигания типа СИ12РТ. Наибольший угол опережения зажигания — 30° (2,5. 3 мм до верхней мертвой точки). Магдино можно взять от лодочного мотора «Нептун-23», а электронную систему зажигания — от лодочного мотора «Ветерок-12».
Система запуска двигателя, состоящая из зубчатого венца на маховике, стартера с пусковой шестерней, шкива-вала с намотанным шнуром, — полностью от мотора «Привет».
Автор надеется, что легкий двухцилиндровый двигатель средней мощности АГ-2Р заинтересует конструкторов аэросаней, глиссеров, экранолетов и аппаратов на воздушной подушке.
Видео:Редкий советский мотор. // "Привет 22-Предсерийный"Скачать
Обзор лодочного мотора Привет
Мотор «Привет» – это уникальная конструкция 60-х годов разработки, которая была создана на Казанском заводе. Конструкторы изначально отказались от идеи копировать зарубежные и отечественные двигатели. В основе концепции лежала задача создания мотора, который будет превосходить «Вихрь» в отношении всех параметров. Забегая наперёд, отметим – цель была достигнута, и мотор получился лёгким, надёжным и экономичным.
Видео:Легенда лодочный мотор Привет 22Скачать
Общее описание
Главное достоинство в характеристиках мотора «Привет-22» стал небольшой вес, всего 36 кг. Для сравнения мотор Вихрь на 20 л. с. имеет вес 48 кг. Достижение экономичности также оказалось по плечу, удалось снизить расход до 7,6 кг/час (на 1,4 кг меньше). Высокое качество мотора было обеспечено благодаря длительному процессу разработки, в серийное изготовление он поступил только в 1973 году. За период оттачивания конструкции многочисленные узлы претерпели изменения для достижения лучшей надёжности, это повлекло повышение веса до 38 кг.
Читайте также: Прокладка гильзы цилиндра т 150к
В конструкции лодочного мотора «Привет» было использовано много уникальных решений, которые позволили сделать его достойной альтернативой зарубежным образцам. Двигатель имеет объём камеры сгорания 346 см3. Конструкция продувки устроена из 3 каналов по типу возвратно-петлевой схемы. Впуск производится с помощью золотников из стали дискообразной формы, они расположены в отдельных картерных полостях. За счёт удачного размещения и реализации впуска достигается снижение газодинамического сопротивления.
Мотор «Привет» – это уникальная конструкция 60-х годов разработки
Конструкция цилиндров раздельная, выполнена по взаимозаменяемому принципу. Здесь устроена «рубашка» для охлаждения, которая располагается в полости между корпусом цилиндра и гильзой. Технология позволила повысить эффективность теплообмена.
Отличительной чертой мотора «Привет-22» является использование стальных поршневых колец с напылением хрома. Цель внедрения технологии – высокое качество компрессии, герметичность и устойчивость к износу.
Коленчатый вал лодочного мотора «Привет-22» обладает разборным соединением по цанговому принципу. Соединение выполнено в области нижней щеки сверху кривошипов. Конструкция соединения показала себя значительно надёжнее, чем в «Вихре».
Впервые за всю историю отечественного строения подвесной мотор «Привет» использовал подшипник игольчатого типа, который сопряжён с кольцами поршней и верхней головкой шатуна. Такое конструктивное решение привело к повышению надёжности узла.
Дополнительным достоинством стала система зажигания, которая в полной мере унифицирована с «Нептуном-23». Выбор пал на магдино МН-1 с внешними трансформаторами ТЛМ по причине хороших пользовательских отзывов и стабильной работы. Унификации был подвержен и топливный насос, его можно устанавливать с мотора «Нептун» и «Вихря». Изначально был использован карбюратор из «Вихрь-М», но в последующих модификациях он подвергся модернизации.
Цапфа, расположенная снизу коленвала, имеет уплотнительные манжеты для защиты от влаги и газов. Благодаря подгонке и конструкции манжеты достигается лучшая защита и герметичность среди всех отечественных аналогов. По всему размеру дейдвуда установлена перегородка, она устроена метод литья. Перегородка отделяет пути отвода газов и расположения вертикального вала. Для охлаждения в дейдвуд встроена трубка перекачки воды, это сделано с целью упрощения ремонта.
Коленчатый вал лодочного мотора «Привет-22» обладает разборным соединением по цанговому принципу
В основе системы охлаждения используется насос вихревого типа с бесконтактной системой управления. Из-за минимального количества движущихся элементов насос практически не изнашивается, также может регулироваться тип работы ещё до запуска и поддерживается непродолжительная работа без подачи жидкости.
Характеристики водного сопротивления в редукторе мотора «Привет» при сравнении с аналогами значительно снижены, это стало возможным за счёт уменьшения площади сечения корпуса и стойки, а также высококачественной профилировки. По показателям надёжности редуктор лучший в своей нише, что достигается за счёт применения подшипников качения, установки шестерен направления движения на разных подшипниках и отсутствия соединения с гребным валом. Подобное устройство снижает потери мощности в редукторе.
Разработка модернизированного мотора «Привет-25» пришлась на 1977 год. Удачная конструкция 22-сильного мотора не нуждалась в сильной переработке, соответственно, отличия не слишком большие:
- в основе дейдвуда встроена система настроенного выведения газов. При аналогичном объёме рабочей камеры, такое решение позволило повысить мощность на 3 л. с. Экономичность от этого решения не пострадала;
- изменено устройство головок цилиндров. Необходимость появилась после проведения многочисленных испытаний, во время которых была установлена возможность улучшения системы охлаждения с помощью усиления редукторных шестерен.
Производитель в скором времени предоставил небольшое количество модифицированных «Приветов-25» с пометкой «Спорт». Ограниченное количество моделей поступило на вооружение в спортивные команды. При их использовании было получено несколько наград и выиграны чемпионаты в Европе.
В конце 1970-х годов была проведена модернизация «Привет-22». Заметные изменения появились:
- в маховике были использованы магниты с большей мощностью из ЮНДК-24. Теперь искра стала сильнее и стабильнее, увеличив пусковые характеристики двигателя;
- в поддоне добавлен ролик, он защищает пусковой трос от повреждений;
Читайте также: Как разбирать цилиндр подъемника
Мотор “Привет-25” использовали даже для спорта
- в карбюраторе были проведены некоторые изменения для предотвращения избыточного количества жидкости в поплавковой камере при движении и расплескивания горючего в случае откидывания мотора;
- в головках цилиндров стала использоваться улучшенная конструкция и более прочные шестерни;
- для улучшения качества движения с полной загрузкой и для установки на грузовые суда стал поставляться грузовой винт, его шаг 250 мм.
Конструкция «Привета-22» имела ряд недостатков, которые разработчикам устранить не удалось:
- в зазоре дейдвуда и поддона присутствует кольцевой зазор, при движении в волнение это провоцирует заливание свечей. Недостаток можно устранить самостоятельно с помощью самодельного резинового уплотнителя. Отлично подойдёт резина с багажника авто;
- крыльчатка помпы выполнена из капрона, это неплохо, но из-за некачественной подгонки она проворачивалась на валу. Причина в установке крыльчатки со слишком свободным зазором. Мастера самостоятельно дорабатывали крыльчатку с помощью установки шпонки, штифта или пластины из металла. В остальных случаях просто покупается новая запчасть;
- негерметичное устройство электрической сети и неудачное расположение. Кнопка активации стоп-сигналов и розетка имели уязвимые места и находились в месте частого попадания воды на борт. Впоследствии появлялись проблемы с зажиганием, они усиливались при эксплуатации судна в море. Для устранения риска замыкания стоит удалить стандартный разъём и заменить его другим, только уже под защитным кожухом двигателя;
- окраска была некачественная, скорее всего, причина в отсутствии слоя грунтовки, так как даже без влияния абразивных веществ краска облазила довольно быстро. Сам материал устойчив к коррозии, но декоративные качества значительно ухудшались.
Технические характеристики «Привет-22»
Видео:Тюнинг -ПЛМ Привет-22Скачать
Технические характеристики «Привет-22»
Характеристики лодочного мотора «Привет-22» всегда оставались ведущими в отечественном моторостроении, а прекращение выпуска связано с повышением цены горючего и самой конструкции:
- мощность – 20,5–23,5 л. с.;
- количество тактов – 2;
- цилиндров – 2 шт.;
- объём рабочей камеры – 346 см3;
- предельное количество оборотов – 5 000 об./мин.;
- размер цилиндра – 61,75 мм;
- движение поршня – 58 мм;
- геометрическое сжатие – 9,5;
- расход горючего на полном ходу – до 7,6 кг/час;
- бак для горючего – располагается снаружи, вмещает 22 л;
- диаметр скоростного и грузового винтов – 235 и 250 мм;
- шаг винтов – 285 и 250 мм;
- вес двигателя – 38 кг.
Видео:Редуктор Привет-22 под правое вращение.Скачать
Технические характеристики «Привет-25»
Отличия в конструкции небольшие, но они способствуют улучшению технических характеристик модели:
- мощность – 25 л. с.;
- количество тактов – 2;
- цилиндров – 2 шт.;
Технические характеристики «Привет-25»
- объём рабочей камеры – 346 см3;
- предельное количество оборотов – 6 000 об./мин.;
- размер цилиндра – 61,75 мм;
- движение поршня – 58 мм;
- геометрическое сжатие – 9,5;
- расход горючего на полном ходу – до 7,6 кг/час;
- бак для горючего – располагается снаружи, вмещает 22 л;
- диаметр скоростного и грузового винтов – 235 и 250 мм;
- шаг винтов – 285 и 250 мм;
- вес двигателя – 38 кг.
Видео:Привет 22... от А до ЯСкачать
Отзывы владельцев
«Достался мотор в качестве наследства от деда и по сей день работает исправно. Всегда доплываю на нём до нужного места, даже при выходе из строя никогда не приходилось ставать на вёсла. В конструкции практически всё можно причислить к плюсам, недостатки – это ослабленный штифт на винте и большая шумность на полном ходу».
«Выбирал между „Привет-22“ и импортным мотором с аналогичной мощностью, мне пошли навстречу и дали попробовать оба. Выбор отдал „Привету“ из-за высокой производительности, быстрого набора скорости и многих других преимуществ при значительно меньшей цене. На высоких оборотах действительно много шума, но на низких и средних – идёт идеально».
«Недостатков в конструкции весьма немного. Для меня стало важно – заливание свечи через щель в поддоне, но своими силами удалось устранить недочёт. Раньше были проблемы с запуском без очевидных причин, хотя искра стабильна, а пропуска воздуха не было. Помогла добавка нескольких капель масла с небольшим количеством песка и прогонка мотора на берегу несколько минут».
🎥 Видео
Лодочный мотор в условиях Крайнего Севера. Неман-1 и Привет-22.Скачать
Лодочный мотор Привет 22, после трехгодовалой спячки.Скачать
Привет 22 редуктор после ремонта и доработок - вскрытие после небольшого пробегаСкачать
⚙️🔩🔧Лодочный мотор за 10 000 рублейСкачать
Ремонт редуктора лодочного мотора Привет 22.Скачать
Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать
Лучший советский лодочный мотор. "Привет 22" Переборка.Скачать
Привет 22 ремонт редуктора лодочного мотора ч2Скачать
ВИХРЬ-20 / НЕПТУН-23 / ПРИВЕТ-22. Что лучше?Скачать
Редкий лодочный мотор СССР. Предсерийный "Привет"Скачать
⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотораСкачать
Улучшаем мотор Минска и Восхода! ставим роликовый подшипник в правую половинкуСкачать
Привет 22+ Южанка (испытания винтов)Скачать
Привет 22 купили завелиСкачать