Двигатель ваз 2199 8 клапанов

Авто помощник

ВАЗ-21099 «Спутник» (простореч. название «девяносто девятая») — советский и российский переднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа седан. Представляет собой наиболее полноразмерную модель в семействе Лада «Спутник».

Машина была подготовлена к конвейерному выпуску в марте 1990 года, но начало производства было отложено в связи с задержкой в поставках комплектующих от предприятий-смежников[4]. Серийно выпускался на заводе АвтоВАЗ с 22 декабря 1990 года по 30 июня 2004 года. До конца 2011 года собирался на Украине на заводе «ЗАЗ» из российских машинокомплектов с оформлением салона, как у, ВАЗ-2115. На экспорт ВАЗ-21099 шёл под названиями Lada Forma, Lada Sagona, Lada Diva, Lada Sable.

Видео:Отличия всех модификаций 8 клапанных двигателей ВАЗ переднеприводного семействаСкачать

Отличия всех модификаций 8 клапанных двигателей ВАЗ переднеприводного семейства

Особенности двигателя ВАЗ 21099

С момента начала производства в разные годы выпускались модификации с карбюраторными и впрысковыми двигателями рабочим объёмом 1,3 л (ВАЗ-210993) и 1,5 л (ВАЗ-210990). В модельном ряду ОАО «АВТОВАЗ» представлены модификации ВАЗ-21099 с карбюраторным и впрысковым двигателями 210992 (ВАЗ-21099i). Также выпускалась версия с постоянным полным приводом (Лада-Виктори), но из-за низких продаж выпуск прекратили. А модель с турбированным 8-клапанным двигателем (Lada Sport) производилась только по индивидуальному заказу. В 1997 году появилась модификация 21099-91 с роторным двухсекционным двигателем ВАЗ-415.

В конце 2004 г. ВАЗ-21099 снят с производства на АвтоВАЗ и полностью заменён моделью ВАЗ-2115, после чего была куплена лицензия на производство модели на Украине ЗАО ЗАЗ. В конце 2011 года производство ВАЗ-21093 (хэтчбек) и ВАЗ-21099 (седан) было окончательно прекращено

Видео:Капитальный ремонт двигателя. ВАЗ 21099Скачать

Капитальный ремонт двигателя. ВАЗ 21099

Двигатель ВАЗ-2111 новый для ВАЗ 2108-099, 2110-2112, 2113, 2114, 2115 инжектор

► Блок цилиндров в сборе с поршневой группой и коленвалом — 51000 руб. ► Блок цилиндров в сборе, ГБЦ в сборе, без навесного оборудования — 80000 руб. Отправляем по 10% предоплате по всей России!

Видео:Троит только на холостых. Нашёл причину. ВАЗ 2111, инжектор, 8 клапанов.Скачать

Троит только на холостых. Нашёл причину. ВАЗ 2111,  инжектор,  8 клапанов.

Двигатель для ВАЗ-21083, 2109, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115 (карбюратор) новый купить

► Блок цилиндров в сборе с поршневой группой и коленвалом — 51000 руб. ► Блок цилиндров в сборе, ГБЦ в сборе, без навесного оборудования — 65000 руб. Отправляем по 10% предоплате по всей России!

Видеоотчёты

Двигатель ваз 2199 8 клапанов

По России и Казахстану доставляем транспортными компаниями

Двигатель ваз 2199 8 клапанов Двигатель ваз 2199 8 клапановДвигатель ваз 2199 8 клапанов

Двигатель ваз 2199 8 клапановДвигатель ваз 2199 8 клапановДвигатель ваз 2199 8 клапанов

Список городов доставки

Абакан Адлер Альметьевск Ангарск Апатиты Арзамас Армавир Архангельск Асбест Астрахань Ачинск Балаково Балашиха Барнаул Белгород Белорецк Бердск Березники Бийск Благовещенск Борисоглебск Боровичи Братск Брянск Бузулук Великие Луки Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волгодонск Волжский Вологда Воркута Воронеж Воскресенск Воткинск Всеволожск Выборг Гатчина Глазов Горелово Грозный Дзержинск Димитровград Дмитров Домодедово Ейск Екатеринбург Железнодорожный Забайкальск Зеленоград Златоуст Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камышин Качканар Кемерово Керчь Киров Кирово-Чепецк Клин Клинцы Ковров Коломна Колпино Комсомольск-на-Амуре Кострома Котлас Красногорск Краснодар Краснокамск Красноярск Кузнецк Кумертау Курган Курск Ленинск-Кузнецкий Ливны Липецк Магнитогорск Майкоп Махачкала Миасс Москва Мурманск Муром Мытищи Набережные Челны Наро-Фоминск Нефтекамск Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новомосковск Новороссийск Новосибирск Новочебоксарск Новочеркасск Новый Уренгой Ногинск Ноябрьск Обнинск Одинцово Октябрьский Омск Орел Оренбург Орехово-Зуево Орск Пенза Первоуральск Пермь Петрозаводск Подольск Псков Пушкин Пушкино Пятигорск Рославль Россошь Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салават Самара Санкт-Петербург Саранск Саратов Севастополь Северодвинск Сергиев Посад Серов Серпухов Симферополь Смоленск Солнечногорск Сосновый Бор Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Ступино Сургут Сызрань Сыктывкар Таганрог Тамбов Тверь Тобольск Тольятти Томилино Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Усинск Уссурийск Усть-Кут Уфа Ухта Хабаровск Ханты-Мансийск Чайковский Чебоксары Челябинск Череповец Чехов Чита Шахты Шереметьево Энгельс Ярославль

Видео:Замена 8-ми клапанного на 16-ти клапанный мотор на ВАЗ 21099Скачать

Замена 8-ми клапанного на 16-ти клапанный мотор на ВАЗ 21099

Устройство двигателя ВАЗ 21099

В период выпуска ВАЗ 21099 с 1990 по 2011, автомобиль оснащался разными вариантами двигателей. Самый массовый из них – карбюраторного типа от ВАЗ 21083. Кроме того, есть машины с инжекторным двигателем. Основное их отличие друг от друга – разница в системе подачи топлива и воздуха.

Читайте также: Клапан обратный gl 1040

Вообще, во всей линейке ВАЗ не так уж и много модификаций мотора. Рассмотрим особенности карбюратора и инжектора данной марки. А также определим основные неисправности мотора и варианты его ремонта.

Видео:Замена ремня ГРМ, метки зажигания 8 клапанный двигатель ВАЗ 2108-2109, 2114Скачать

Замена ремня ГРМ, метки зажигания 8 клапанный двигатель ВАЗ 2108-2109, 2114

Карбюраторный тип

В ВАЗ 21099 имел не только двигатель с карбюратором. Карбюраторный силовой агрегат – это тип двигателя внутреннего сгорания, оснащённый автономным зажиганием и внешним смесеобразованием. Как говорилось выше, такой тип самый распространённый в этой модели автомобиля. Мотор четырёхцилиндровый, 8-ми клапанный. Рассмотрим подробнее его устройство:

  • карбюратор Солекс;
  • ГРМ (газораспределительный механизм);
  • пылезащита (крышка) ремня ГРМ;
  • генератор;
  • помпа;
  • шкив коленвала;
  • маховик;
  • блок цилиндров;
  • масляный фильтр;
  • сливное отверстие для моторного масла;
  • картер;
  • бензонасос.
  • питание мотора – карбюратор;
  • расположение цилиндров – в ряд;
  • объём мотора – 1.5 л.;
  • мощность – 73 л. с.;
  • 4 цилиндра;
  • 2 клапана;
  • топливо – бензин;
  • 82 мл. – диаметр цилиндров;
  • ресурс мотора – 125;
  • моторное масло – 5W-30;
  • расход бензина – 7.8/100;
  • объём требуемого масла – 3.5;
  • требуемая замена моторного масла – 1 раз на 15000 км;
  • рабочая температура – 93 о С.

Видео:Пол дня работы и двигатель на авто опять как новый!Скачать

Пол дня работы и двигатель на авто опять как новый!

Инжектор тип

После распада Советского союза автолюбители получили возможность пересесть на иностранные машины. Выпуск российских автомобилей резко снизился. Производитель попытался выйти на международный рынок и стал выпускать ВАЗ 21099 с новым типом мотора – инжекторным. К сожалению, эти автомобили не имели популярности в Европе, они остались только на российском рынке.

По сравнению с карбюраторным типом, инжекторный имеет следующие отличия в строении:

  1. Разная система подачи воздуха и топлива. В карбюраторе это происходит за счёт разницы в давлении атмосферы и давлением впускного коллектора, то есть смесь всасывается. В инжекторе топливно – воздушная подача происходит благодаря современной электронной системе, то есть подаётся методом впрыска.
  2. Реже ломается. Тем не менее, ремонт обходится дороже.
  3. Более придирчив к качеству топлива. Но спокойно переносит минусовые температуры, легко заводится в мороз.
  4. Имеет другой внешний вид. Снаружи к нему крепятся модуль зажигания, датчик детонации.
  5. Легко набирает обороты.
  6. Более экологичен. Количество вредных выбросов от него значительно меньше.
  7. Экономный. Требует меньше топлива.
  8. Разная рабочая температура. Разница составляет примерно 10 градусов.
  • питание – инжетор;
  • четырёхтактный тип;
  • топливо – бензин;
  • мощность – 77 л.с.;
  • 4 блока цилиндров, расположенных в ряд;
  • 8 клапанов;
  • 82 мл. диаметр цилиндра;
  • рабочий объём – 1490 см 3 ;
  • распределительный впрыск топлива;
  • рабочая температура – не меньше 100 о C;
  • 3000 оборотов/мин. частота вращения коленвала.

Видео:Цена капиталки мотора вазСкачать

Цена капиталки мотора ваз

Основные причины ремонта

Перед тем, как приступить к ремонту следует обзавестись схемой двигателя. Большинство автовладельцев предпочитают ремонтировать силовой агрегат в домашних условиях. Это значительно экономит средства. Замена свечей зажигания, форсунок, водяного насоса и термостата под силу даже начинающему водителю. Капитальный ремонт могут осилить только опытные автовладельцы. Для этого зачастую приходится его снимать. Как говорилось выше, двигатели ВАЗа достаточно крепкие механизмы. Но они имеют ряд слабых мест.

Определимся с общими проблемами обоих моторов:

  • перегрев;
  • плавают обороты на холостом ходу;
  • перегорела свеча зажигания;
  • засорился масляный фильтр;
  • проблемы с проводкой;
  • выход из строя одного из механизмов.

Для продления срока службы двигателя следует соблюдать некоторые правила:

  1. Если при покупке ВАЗ 21099 есть выбор между карбюратором и инжектором, лучше выбирать инжектор.
  2. Следить за качеством бензина. Для серьёзной поломки достаточно даже одной заправки некачественным топливом. Важно не допускать попадания, мусора, воды и других жидкостей в бак с горючим.
  3. Следить за показаниями датчиков температуры и масла.
  4. Не допускать перегрев. Это может случиться из – за проблем с системой охлаждения. В неё всегда должна быть залита качественная охлаждающая жидкость.
  5. Регулярно проводить техническое обслуживание. Рекомендуется делать это каждые 10000 км пробега. Проверять качество проводов, свечей зажигания, форсунок, моторного масла. При необходимости менять их.
  6. Моторное масло использовать только от проверенных производителей.
  7. Следить за состоянием топливного фильтра.
  8. Желательно хранить машину в гараже.
  9. Проводить ремонт сразу после выявления неисправностей.

При бережном отношении к двигателю, он прослужит многие годы и не потребует капитального ремонта.

Читайте также: У какого ваза не гнутся клапана

Видео:Все Причины ПЕРЕГРЕВА и КИПЕНИЯ Двигателя. Устранение причин перегрева двигателя ВАЗ 2109, 2114....Скачать

Все Причины ПЕРЕГРЕВА и КИПЕНИЯ Двигателя. Устранение причин перегрева двигателя ВАЗ 2109, 2114....

О двигателях для ВАЗ 21099 Самара

Переднеприводный седан ВАЗ-21099 называют также Lada Samara, Lada Forma и «девяносто девятая». Модель была собрана в 1990 году на «тележке» ВАЗ 2109 и большой разницы между ними нет. Силовые агрегата Лада Самара повторяют двигатели ВАЗ 2108 и 2109: две рядных четверки и один инжектор.

Двигатель ВАЗ 2108 1,3 л

Базовая модель двигателя для «восьмерки» на 1,3L был создана с нуля и совершенно не совпадает по характеристикам с мотором 21011 с тем же объемом. На основе этого двигателя позже появились 1,1 и 1,5 литровые модификации.

Карбюраторный рядный мотор получил четыре цилиндра и верхнее расположение распредвала, а также ременной привод ГРМ.

Специалисты утверждают, что при щадящей эксплуатации и качественных расходниках двигатель способен пробежать до 200 тысяч километров, вместо предполагаемых производителем 125-ти.

Среди недостатков двигателя ВАЗ 2108 преждевременное старение деталей охладительной системы, частая регулировка клапанов, смена масляных фильтров и подтекание масла сквозь крышку клапана.

Карбюраторы типа «Солекс» не отличаются надежностью. Если обрывается ремень ГРМ, гнутся клапаны.

Встречаются проблемы с зажиганием, вследствие чего появляется троение, детонация и прочее. 2

Двигатель ВАЗ 21083 1,5л

Силовой агрегат ВАЗ 21083 стал предшественником всех современных двигателей LADА. Рядный мотор на 1,5 литра получил 4 цилиндра и верхнее расположение распредвала. К основным отличиям 83-й модели от 08-й причисляют увеличенные поршни и диаметр отверстий под цилиндры. Также расширились отверстия под цилиндры в прокладке ГБЦ, а карбюратор получил иные тарировочные данные.

К положительным моментам мотора ВАЗ 21083 причисляют то, что при обрыве ремня привода ГРМ клапана не гнутся.

Основными минусами называют износ деталей охладительной системы, регулярную смену масляного фильтра, проблемные датчик-распределитель и топливный насос. Иногда обламываются крепления приемной трубы выхлопа.

Также отмечают в 83-ем стук в моторе вызванный необходимостью регулировать клапаны. При троении мотора нужно замерять компрессии, чистить карбюратор или искать причины в электрике. 3

Двигатель ВАЗ 2111 1,5л

В народе двигатель ВАЗ 2111 получил название 2114 и в целом во многом повторяет характеристики 83-го агрегата. Но в 2111 вместо карбюратора используется инжектор, также изменился плавающий шатунный палец и распредвал. Помимо этого на шесть лошадиных сил возросла мощность агрегата. И как следствие, на основе двигателя ВАЗ 2111 были созданы все современные моторы для автомобилей LADA.

При правильном обслуживании и щадящей эксплуатации ресурс двигателя возрастает до 200 и более тысяч километров.

К приятным особенностям мотора относят то, что при обрыве ГРМ клапана не гнутся.

Основные недостатки ВАЗ 2111 такие же, как и у вышеописанных вазовских агрегатов 2108 и 21083.

Помимо этого встречаются плавающие обороты и глохнущий двигатель. Троение и неровная работа вызваны чаще всего прогоревшим клапаном или проблемами с прокладкой, также причиной неровной работы мотора может стать модуль зажигания.

При неотрегулированных клапанах возникает стук и шум, и еще посторонние стуки возникают при неисправности коренных подшипников коленвала, шатунных подшипников или поршней цилиндра. 3

Видео:Купил двигатель ПОСЛЕ КАПИТАЛКИ 21083 на OLX. Я В ШОКЕ.....Скачать

Купил двигатель ПОСЛЕ КАПИТАЛКИ 21083 на OLX. Я В ШОКЕ.....

Двигатель ВАЗ 21099 – продолжение легендарной серии

Одним из не менее легендарных силовых агрегатов отечественного автопрома считается — двигатель ВАЗ 21099. Он выпускался в нескольких модификациях и на просторах разных стран, таких как СССР, Россия и даже Украина. История этого мотора достаточно обширная, но с концом старой эпохи отечественного автопрома завод АвтоВАЗ решил отказаться от производства двигателя на ВАЗ 21099.

Видео:Установка турбо на 8кл двигатель ВАЗСкачать

Установка турбо на 8кл двигатель ВАЗ

Технические характеристики

Движок 21099 исполнялся в нескольких интерпретациях — карбюратор и инжектор. Так, с появлений новых новшеств в автопроме был разный объем двигателя. Итак, стоит рассмотреть, отдельно технические характеристики для каждого мотора.

Двигатель ваз 2199 8 клапанов

Фото реклама ВАЗ 21099. Начало 90-х.

Бензин (возможность установить ГБО)

6,4 литра на 100 км пробега

Двигатель ваз 2199 8 клапанов

Бензин (возможность установить ГБО)

Бензин (возможность установить ГБО)

Таким образом, видно, что мощность двигателя существенно не выросла за период разработки и внедрения в массовую эксплуатацию. Но, стабильность — это тоже хорошо .

Двигатель ВАЗ 21099 считается одним из самых простых и надежных со всей серии моторов 2108-21099.

Видео:Двигатели 21083 и 2111 | Отличия. Проблемы с переоформлениемСкачать

Двигатели 21083 и 2111 | Отличия. Проблемы с переоформлением

Обслуживание силовых агрегатов

Обслуживание двигателя, в данном случае, не зависит от его объема и мощности, поскольку конструктивными особенностями карбюратор и инжектор особо не отличались, кроме как системой впрыска. Так, рассмотрим порядок проведения технического обслуживания силового агрегата 21099.

Читайте также: Обратный клапан омывателя лобового стекла киа рио 3

Двигатель ваз 2199 8 клапанов

Устройство и конструкция двигателя ВАЗ 21099.

Поскольку, двигатели перестали выпускать в 2011 году, то техническая схема будет приведена для силового агрегата, который прошел капитальный ремонт.

ТО — 1. Проводится спустя 1000 км пробега. Согласно рекомендаций в данном обслуживании стоит поменять масляный фильтр и смазку силового агрегата.

ТО — 2. Проводится на 10000 км. Здесь проводится замена не только смазочных элементов, то и топливного фильтра.

ТО — 3. Спустя 20000 км пробега приходит необходимость отрегулировать клапана, заменить все фильтра, которые имеются, а также провести диагностику двигателя на предмет подтеков. Также, рекомендуется замерить компрессию и отрегулировать клапана.

ТО — 4. В этом техническом обслуживании проверяются элементы газораспределительного механизма, водяной насос, сцепление. Также, кроме стандартной процедуры замены масла и фильтра меняется еще и прокладка клапанной крышки. Данное ТО делается при пробеге 30 тыс. км пробега.

Последующее проведение технического обслуживания проводиться по схеме 2-5 технической карты расписанной ниже. Не стоит забывать, что несвоевременное обслуживание силового агрегата может повысить износ внутренних элементов, а также снизить ресурс мотора.

Видео:ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-21083 || ВАЗ-21083 ХАРАКТЕРИСТИКИ || ВАЗ-21083 ОБЗОР || ВАЗ-21083 ОТЗЫВЫСкачать

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-21083 || ВАЗ-21083 ХАРАКТЕРИСТИКИ || ВАЗ-21083 ОБЗОР || ВАЗ-21083 ОТЗЫВЫ

Ремонт и ремонтные операции

Ремонт двигателя ВАЗ 21099 — стандартный для всех моторов этой серии. Если просмотреть ремонтные операции моторов 2108 и 2109, то по большому счету проблемы одни и те же.

Двигатель ваз 2199 8 клапанов

Капитальный ремонт мотора 21099.

Своевременный ремонт и замена газораспределительного механизма убережет владельца от неприятных последствий. Поскольку конструктивные особенности автомобиля достаточно легкие, а двигатель — простой, то большинство автомобилистов проводят ремонт двигателя 21099 своими руками, что значительно экономит денежные средства и время поездки на автосервис.

Еще одной довольной частой проблемой для этого типа силовых агрегатов является водяной насос. Не надежность этого элемента подводит автомобилистов в пути. Поэтому, рекомендуется или возить запасную деталь, или установить спортивный вариант. Обычно автомобилисты склоняются ко второму.

На инжекторном типе, мотор может столкнуться с проблемой частой выхода со строя датчиков двигателя. Этот показатель зачастую связан с проводкой или непосредственно с самим электронным блоком управления двигателем. Так, во многих случаях перепрошивка может помочь устранить проблему.

По истечению 250 000 км пробега двигателю 21099 потребуется капитальный ремонт. Поскольку, в основном, на них установлены блоки цилиндров 2108, то проблем с расточкой и ремонтом не должно возникать. Хотя, в последнее время многие автолюбители стали использовать контрактные двигатели, поскольку силовые агрегаты все менее пригодны к ремонту.

Двигатель ваз 2199 8 клапанов

Ремонт головки блока цилиндров. Прогоревшие клапаны.

Видео:Какое Масло заливать в мотор Ваз / LADAСкачать

Какое Масло заливать в мотор Ваз / LADA

Тюнинг и доработка

Тюнинг двигателя ВАЗ 21099 почти ничем не отличается от доработки мотора 2108. Так, для увеличения мощности механическим путем — мотор подвергается расточку, а также замене комплектующих на более легкие.

Что касается внешних механических доработок, то обычно перебирается карбюратор, в котором меняют жиклеры, а также меняется ремонтный комплект. Не многие автомобилисты рискуют ставить на 21099 моноинжектор, поскольку он плохо приживается и требует замены головки блока.

Еще при механической наружной доработка устанавливается спортивный или фильтр с «нулевым» сопротивлением. Таким образом, стоит понимать, что модификации должен поддаваться и карбюратор (обычно меняется на улучшенный), или меняется дроссельная заслонка (для инжекторного движка).

Двигатель ваз 2199 8 клапанов

Доработка мотора ВАЗ 21099.

Конечно, были попытки, для увеличения мощности, установить на двигатель — компрессор. В случае карбюраторного двигателя ставили с трактора МТЗ. В данном случае, если все сделано, верно, эксперимент удачный. А вот на инжекторный мотор данная процедура доработки запрещена, поскольку двигатель просто сгорает от высокого давления.

Видео:расход масла основная причина ( ВАЗ 8 клапанов )Скачать

расход масла основная причина ( ВАЗ 8 клапанов )

Вывод

Мотор ВАЗ 21099 — это еще одна легенда отечественно автопрома, которая верой и правдой выпускалась 20 лет. Эксплуатация этих силовых агрегатов продолжается и по сегодняшний день. Это связано с простотой в ремонте и обслуживании, а также наличием дешевых запасных частей.

В последнее время появилась мода на проведения тюнинга отечественного автопрома. Среди любимцев автолюбителей оказался и ВАЗ 21099, который с легкостью переносит новшества в свою конструкции, а простота строения позволяет владельцам проводить доработку своими руками.

🔍 Видео

Что выбрать 8 клапанный или 16 клапанный двигатель ВАЗ?Скачать

Что выбрать 8 клапанный или 16 клапанный двигатель ВАЗ?

ВАЗ 21099 - Тазик на 200 сил!Скачать

ВАЗ 21099 - Тазик на 200 сил!

Ремонт 8 клапанного двигателя с ВАЗ 2110 1 ЧастьСкачать

Ремонт 8 клапанного двигателя с ВАЗ 2110 1 Часть

ТНВ №3 Ваз 21099.Правильная 99 1.5 8кл 120 л.с.Скачать

ТНВ №3 Ваз 21099.Правильная 99 1.5 8кл 120 л.с.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-2111 || ВАЗ-2111 ХАРАКТЕРИСТИКИ || ВАЗ-2111 ОБЗОР || ВАЗ-2111 ОТЗЫВЫСкачать

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-2111 || ВАЗ-2111 ХАРАКТЕРИСТИКИ || ВАЗ-2111 ОБЗОР || ВАЗ-2111 ОТЗЫВЫ

МЕТКИ ГРМ НА ВАЗ 8VALVE БЕЗ ЛИШНЕЙ ВОДЫ ТОЛЬКО СУТЬ , 2114,2109,2110 итд 8 клапанов восмиклоп грмСкачать

МЕТКИ ГРМ НА ВАЗ 8VALVE БЕЗ ЛИШНЕЙ ВОДЫ ТОЛЬКО СУТЬ , 2114,2109,2110 итд 8 клапанов восмиклоп грм
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток