1. На большинстве бензиновых двигателей и на некоторых дизельных моделях устанавливаются толкатели клапанов с гидрокомпенсаторами. Величина клапанных зазоров на таких двигателях устанавливается автоматически и в регулировке не нуждается. Ниже приводится описание процедур проверки и регулировки только для двигателей, требующих регулировки тепловых зазоров — Z16XEP, Z19DT, Z17DT(L/H).
Видео:Регулировка тепловых зазоров клапанов z16xer, z18xer - подгонка размера регулировочного стаканчикаСкачать
Общая информация
2. В процессе работы двигателя детали силовой установки, и в частности газораспределительного механизма (ГРМ), нагреваются до высоких температур, в результате происходит тепловое расширение и некоторое увеличение размеров деталей. Для компенсации тепловых деформаций необходимо иметь определенный зазор между кулачками распределительных валов и толкателями клапанов.
3. При малых зазорах могут не закрываться полностью клапаны, что приведет к снижению эффективности работы двигателя, а в отдельных случаях к деформации клапанов или же подгоранию их посадочных седел.
4. При больших зазорах также снижается эффективность работы двигателя, возникает повышенный механический шум, работа двигателя становится неравномерной.
5. При регулировке величины зазоров необходимо учитывать состояние клапанов — уплотнение в клапанах удовлетворительное, клапаны не имеют чрезмерных зазоров в направляющих и концы стержней клапанов не разбиты. При несоблюдении данных условий произвести правильную регулировку тепловых зазоров не представляется возможным.
6. Проверка и регулировка клапанов производится по мере необходимости, как правило при проведении работ очередного планового ТО, а также после ремонта/разборки ГРМ или при наличии шума при работе клапанов.
Замечание: Тепловые зазоры клапанов проверяются и регулируются на «холодном» двигателе — двигатель охлажден до температуры окружающей среды.
7. При выполнении процедуры проверки величины зазоров рекомендуется заранее составить табличку/схему с нумерацией клапанов для удобства записи результатов измерений.
8. Перед началом работ отсоедините аккумуляторную батарею и при необходимости снимите правое переднее колесо (см. Введение).
Видео:Регулировка клапанов Z16XER/F18D4. Как подобрать толкатели.Скачать
Двигатель Z16XEP
9. Снимите воздушный фильтр (см. Главу 4).
10. Снимите модуль зажигания (см. Главу 1, Раздел 22)
11. Снимите крышку головки цилиндров (см. Раздел 10).
12. Приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия (см. Раздел 6), при этом кулачки впускных клапанов 2-го цилиндра и выпускных клапанов 3-го цилиндра (см. сопр. иллюстрацию) должны быть направлены вверх и расположены симметрично под небольшим углом внутрь (к центру головки цилиндров).
13. На этих кулачках с помощью щупа лезвийного типа (см. сопр. иллюстрацию) проверьте зазоры. Если зазор превышает/не достигает нормативного значения (см. Спецификации), определите реальную величину зазора при помощи набора щупов и запишите полученное значение.
14. Проверните коленчатый вал на пол-оборота в направлении вращения двигателя — это соответствует ¼ оборота зубчатых колес распределительных валов (ориентируйтесь по меткам на колесах). В этом положении проверьте зазор на кулачках впускных клапанов 1-го цилиндра и выпускных клапанов 4-го цилиндра. При отклонении результата измерения от нормативного также запишите его.
15. Проверните коленчатый вал еще на пол-оборота — проверьте зазор на кулачках впускных клапанов 3-го цилиндра и выпускных клапанах 2-го цилиндра.
16. Проверните коленчатый вал еще на пол-оборота — проверьте клапанный зазор на кулачках впускных клапанов 4-го цилиндра и выпускных клапанов 1-го цилиндра.
17. На данном двигателе регулировка зазоров клапанов производится при снятых распределительных валах. После снятия распределительных валов (см. Раздел 10) извлеките при помощи приспособления КМ-845 (см. сопр. иллюстрацию) регулировочные втулки клапанов.
18. На внутренней стороне втулок (см. сопр. иллюстрацию) нанесен регулировочный размер, которому соответствуют втулки с определенной толщиной — например размеру 20 соответствуют, втулки с толщиной 3.20 мм.
Читайте также: Клапан сердца это гистология
Замечание: Таблица значений регулировочных размеров должна поставляться вместе с втулками.
19. Расчет толщины новой регулировочной втулки производится по формуле: N = Т + А — S
Т = толщина снятой втулки, (например, 3.20 мм, регулировочный размер 20)
А = измеренный зазор в клапане (например, для впускного клапана — 0.31 мм)
S = регулировочное значение зазора в клапане (например, для впускного клапана — 0.25 мм)
Для данного примера толщина новой регулировочной шайбы N должна быть 3.26 мм. Ближайший к данному значению регулировочный размер 27 — 3.265 мм.
Замечание: Запишите и сохраните для возможных будущих регулировок размеры всех установленных втулок.
20. По окончании регулировки установите на место все снимавшиеся элементы. Операция по установке крышки головки блока цилиндров подробно описана в Разделе 10.
Видео:Opel Astra H 1.6 Z16XE1 регулировка клапановСкачать
Двигатель Z19DT
21. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите защиту картера двигателя (см. Раздел 5).
22. Опустите автомобиль и снимите крышку двигателя (см. Раздел 2).
23. Отсоедините 2 вакуумных шланга, для чего выверните крепежные болты (см. сопр. иллюстрацию).
24. Отсоедините 2 шланга, предварительно ослабив и полностью сдвинув назад хомуты (см. сопр. иллюстрацию).
25. Отверните болты крепления и снимите крышку корпуса распределительного вала (см. сопр. иллюстрацию).
26. Проверните коленчатый вал так. чтобы кулачки первой пары (см. сопр. иллюстрацию) были направлены вверх.
Замечание: Способы проворачивания коленчатого вала приведены в Разделе 6.
27. Проверьте зазоры указанных кулачков с помощью набора лезвийных щупов — соответствующий щуп (см. Спецификации) должен входить в зазор очень плотно с легким «закусыванием», в противном случае требуется регулировка зазора. При отклонении величины зазора от нормативных показателей необходимо определить действительное значение зазора — запишите измеренное значение.
28. Проверните коленчатый вал на пол-оборота в направлении вращения двигателя и проверьте зазоры клапанов у второй (см. иллюстрацию 9.26) пары кулачков (кулачки должны быть направлены вверх). При отклонении величины зазора от контрольного значения запишите результат реальных измерений. Затем проверните коленчатый вал еще на пол-оборота и проверьте зазор клапанов у третей и четвертой (см. там же) пары кулачков.
29. Поверните коленчатый вал так, чтобы кулачок привода подлежащего регулировке клапана развернулся пяткой к толкателю.
Замечание: Удостоверьтесь в то, что двигатель не находится в положении ВМТ соответствующего клапана, поскольку для замены регулировочной шайбы потребуется сжать клапанную пружину, что может привести к упору клапана в днище поршня.
30. Поверните чашечный толкатель пазом наружу (см. сопр. иллюстрацию).
31. При отсутствии под рукой специального приспособления Opel-EN-46797 и EN-46799, введите большую отвертку с плоским жалом меду краем толкателя и основанием распределительного вала. Аккуратно, действуя отверткой как рычагом, утопите толкатель до появления возможности удалить регулировочную шайбу. Извлечение шайбы проще всего произвести при помощи намагниченного стержня (см. сопр. иллюстрацию).
32. Протрите шайбу и микрометром измерьте её толщину.
Замечание: На шайбах имеется маркировка (см. сопр. иллюстрацию), которая однако в результате износа может оказаться утраченной.
33. Расчет толщины новой регулировочной шайбы производится по формуле: N = Т + А — S
Т = толщина снятой шайбы, (например — 3.15 мм)
А = измеренный зазор в клапане (например — 0.45 мм)
S = регулировочное значение зазора в клапане (например — 0.35 мм)
Для данного примера толщина новой регулировочной шайбы N= 3.25 мм.
Замечание: Возможно удастся произвести требуемую регулировку путем простой перестановки шайб с одних толкателей на другие. Запишите и сохраните для возможных будущих регулировок толщины всех шайб.
34. Приготовьте шайбу требуемой толщины, смажьте ее чистым двигательным маслом. Отожмите толкатель и уложите в него шайбу маркировкой вниз.
35. Действуя в аналогичной манере, откорректируйте зазоры оставшихся нуждающихся в регулировке клапанов.
Читайте также: Запорный орган клапана это
36. Несколько раз проверните коленчатый вал с целью усадки шайб на толкателях, затем выполните контрольную проверку зазоров перед установкой крышки корпуса распределительного вала. Очистите уплотнительные поверхности и установите крышку на новую прокладку. Затяните 7 болтов с усилием 10 Нм.
37. Установите на место все снимавшиеся элементы. Установите защиту картера и колесо, затем опустите автомобиль на землю и затяните колесные болты с требуемым усилием. Подсоедините аккумуляторную батарею.
Видео:1 Часть Подробный Ремонт Двигателя Opel Z16XE 1 6 с ДоработкамиСкачать
Двигатели Z17DT(L/H)
38. Для выполнения проверки и регулировки клапанов необходимо снять форсунки (см. Главу 4).
Внимание: Топливная система очень чувствительна к попаданию даже мелких частиц загрязнения — строго выполняйте все указания соответствующего раздела, иначе система может выйти из строя и потребуется дорогостоящий ремонт двигателя!
39. Проверните коленчатый вал, чтобы кулачки соответствующих пар (см. сопр. иллюстрацию) были направлены вверх.
40. Проверьте клапанные зазоры указанных пар с помощью набора лезвийных щупов — соответствующий щуп (см. Спецификации) должен входить в зазор очень плотно с легким «закусыванием», в противном случае требуется регулировка зазора. При отклонении величины зазора от нормативных показателей необходимо определить действительное значение зазора — запишите измеренное значение. Регулировку можно производить сразу или после проведения проверки зазоров у всех клапанов.
41. Затем проверьте и отрегулируйте зазоры поочередно у второй и шестой, третей и пятой, первой и четвертой (см. сопр. иллюстрацию) пар кулачков, проворачивая каждый раз коленчатый вал двигателя на пол-оборота по ходу вращения (по часовой стрелке) — кулачки обеих регулируемых пар должны смотреть вверх.
42. Зазор в клапане регулируется путем замены регулировочных шайб. Для извлечения старых шайб поверните чашечный толкатель так, чтобы паз толкателя показывал наружу, после чего прижмите чашечные толкатели с помощью специального приспособления Opel-KM-6090 (см. сопр. иллюстрацию).
Внимание: При использовании данного инструмента обратите внимание на маркировку: «IB» для впускных клапанов, «ЕХ» — для выпускных клапанов!
43. Порядок расчета толщины новой регулировочной шайбы приведен в параграфе 33. Перед установкой шайбы смажьте ее чистым моторным маслом.
44. По окончании регулировки несколько раз проверните коленчатый вал с целью усадки шайб на толкателях и еще раз проверьте величину зазоров на всех клапанах. Установите все снимавшиеся компоненты на место.
Видео:Перечисляем слабые места и важные особенности двигателя Opel Z16XEPСкачать
Двигатель Opel Z16XE1
Двигатель Opel Z16XE1 не сумел получить широкого распространения и за всю историю производства устанавливался только Опель Астру и Зафиру. Тем не менее конструкционная простота двигателя благоприятно повлияла на стабильность конструкции силовой установки, сделал мотор одним из наиболее выносливых в серии.
Видео:Z18XER: Регулировка клапанов, замена теплообменникаСкачать
Возникновение и история производства двигателя
Конвейерное производство силового агрегата началось в 2002 года и с начала 2004 мотор Opel Z16XE1 стал устанавливаться на Астру 3 поколения в кузовах универсал или хэтчбек. Основным центром производства стал завод Szentgotthard engine plant, который специализировался в то время на изготовлении крупных партий моторов рядной 4-цилиндровой архитектуры из чугуна.
С начала 2005 года компания-производитель решила установить данный двигатель также на Опель Зафира В, где мотор получил чуть большую популярность, нежели в комплектации с Астрой. Большинство российских водителей оценили данный мотор только спустя несколько лет после его производства, когда Астра и Зафира уже появились на вторичном рынке. Причина – не ясна, однако на сегодня спор Opel Z16XE1 намного выше.
Видео:Что не так с 1,6-литровым двигателем Opel (Z16XE) ? Почему он поедал масло?Скачать
Технические характеристики Opel Z16XE1
Двигатель имеет 4-цилиндровую компоновку, где на каждый цилиндр приходится 4 клапана. Блок цилиндров вылит из чугуна, также в двигателе предусмотрена инжекторная система питания, нагнетающая установка отсутствует.
Компоновка | Рядная |
---|---|
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Емкость силового агрегата, куб. см | 1598 |
Ход поршня, мм | 81.5 |
Диаметр цилиндра, мм | 79 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 103/6000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 147/3600 |
Степень сжатия | 10.05.2019 |
Оптимальным топливом для мотора Opel Z16XE1 является бензин класса АИ-95. Среднестатистический расход топлива в городских условиях составляет 9.2 л на сотню пробега, на автомагистрали двигатель потребляет от 5.9 л. Выхлоп силовой установки соответствует европейским стандартам класса Евро 4.
Рекомендуемый производителем типом масла для мотора Opel Z16XE1 является 5W30. Всего для полной заправки двигателя потребуется примерно 4.5 л технической жидкости, расход масла на 1000 км пробега достигает 600 мл. Плановый срок замены масла составляет каждые 15 000 км пробега, однако на практике технические жидкости рекомендуется менять не реже раза в 7 500 км пробега.
На практике ресурс выработки двигателя составляет 300 000 км пробега. Конструкция мотора также предусматривает возможность капитального ремонта или незначительного тюнинга для увеличения мощностного потенциала. Вин-номер мотора расположен по бокам на картерной крышке.
Мотор Opel Z16XE1 в начале 2002 года получил весьма серьезную доработку – производитель решил установить головку блока цилиндров Твинпорт, имеющей интегрированный впускной коллектор.
Данное внедрение благоприятно повлияло на динамику двигателя и обеспечило большую тягу на низких оборотах – при отметке в 2 000 оборотов в минуту половина клапанов впуска закрывается, что гарантирует неплохой КПД при наборе скорости. При наборе более высоких оборотов в двигателе открываются все клапана, что заставляет силовую установку работать как стандартный 16-клапанник.
Видео:Проверка клапана рециркуляции картерных газов (КРКГ/КВКГ/CVV) на двигателе Z16XER/Z18XER/F16D4/F18D4Скачать
Неисправности, возникающие в период эксплуатации
Данный двигатель имеет некоторый ряд недостатков, которые четко прослеживаются на определенных этапах эксплуатации силового агрегата. Типовыми проблемами мотора Opel Z16XE1 являются:
- Появление стука клапанов – отсутствие гидрокомпенсаторов приводит к появлению неприятного стука на холостых оборотах, который прослеживается при пробеге свыше 150 000 км. Клапанные зазоры на данном моторе должны равняться 0.25 мм на впуске и 0.30 мм на выпуске. Замер должен обязательно проводиться на холодном двигателе;
- Обрыв ремня ГРМ – несмотря на то, что в некоторых сервисах говорят об отсутствии необходимости в замены ремня ГРД до окончания ресурса эксплуатации самого двигателя, деталь может оборваться уже при пробеге от 150 000 км. Пренебрежение заменой ремня, в связи с конструкционными особенностями данного двигателя, гнет клапана цилиндров, что в разы увеличивает стоимость ремонта силового агрегата;
- Выход из строя Твинпорта – диагностируется неисправность снижением напряжением на диагностическом датчике двигателя, а также заметным падением мощностного потенциала. В большинстве случаев данный клапан не поддается ремонту, что заставляет многих владельцев либо полностью отключать систему, либо устанавливать новые комплектующие. В любом случае после подобных мероприятий обязательно требуется внести корректировки в работу электронного блока управления силового агрегата;
- Засорение системы EGR – также причиной снижения мощности двигателя может является засорение сажей элементов EGR. Проблема легко устраняется механической прочисткой, однако большинство водителей также любят полностью отключить данную систему и перепрошивать ЭБУ, чтобы не ждать проблем в дальнейшем.
В остальном мотор Opel Z16XE1 является стандартным 16-клапанником, для стабильного функционирования которого достаточно лишь своевременно проходить плановые диагностики и менять масло.
Видео:Проблемы и решения двигателя ECOTEC Z16 XER/Z18ZER F16D4/F18D4 Часть №1Скачать
Тюнинг и модернизация двигателя Opel Z16XE1
Мотор Opel Z16XE1 можно свободно «раскочегарить» на 30-35 лошадиных сил, однако данная процедура будет весьма ресурсозатратной. Для увеличения мощности силового агрегата потребуется:
- Монтировать распредвалы dbilas 262;
- Поставить синхронизированный с распредвалами впускной коллектор;
- Установить прямоточный выхлоп с коллектором 4-1;
- Перепрошить соответствующим образом ЭБУ двигателя.
Весь комплекс рекомендаций заметно увеличит мощность двигателя, в дальнейшем же – любая модернизация будет необоснованной тратой денежных средств.
В случае подбора авто на вторичном рынке с мотором Opel Z16XE1 важно проверить наличие тюнинга в конструкции – большинство механиков забывают после апгрейда перенастроить ЭБУ, что негативно сказывается на ресурсе эксплуатации.
💡 Видео
Регулировка клапанов - КАК узнайть КАКОЙ ЗАЗОР? ПОДЖАТЫЕ КЛАПАНА и т.д.Скачать
Что дизелит в моторе z16xep ,z18xep ?! Стук двс opel AstraСкачать
Opel z16xer капиталим мотор. Регулировка клапановСкачать
Opel Astra, Ремонт Двигателя 1.6 Z16XEPСкачать
Замер зазоров клапанов (допуски), замена прокладки клапанной крышки, свечи для а/м Opel Astra HСкачать
Opel Astra G Z16XE ремонт двсСкачать
Влияние неправильной регулировки клапанов на работу двигателяСкачать
Сборка клапанов 16ти клапанной ГБЦ от Opel Zafira 1.6 Ecotec шаг за шагомСкачать
Вылечил дизеление Опель Астра, Зафира, Шевроле круз, Авео.Скачать
Опель Астра. Неровная работа двигателя.Скачать
Opel Zafira регулировка КЛАПАНОВ замена СТАКАНЧИКОВ АвторемонтСкачать