Дизели ЧН16/17 предназначены для использований в качестве главных судовых двигателей.
Общий вид дизеля 42ЧНСП16/17 показан на рис. 58, поле допустимых нагрузок — рис. 59. Поперечный разрез дизеля М-503А приведен на рис. 60.
Рис. 58. Общий вид дизеля 56ЧНСП16/17 (М-504)
Рис. 59. Поле допустимых нагрузок дизелей 42ЧНСП16/17 (а) и 56ЧНСП16/17 (б):
1 — верхняя ограничительная характеристика; 2 — нижняя ограничительная характеристика
Рис. 60. Поперечный разрез дизеля 42ЧНСП16/17
Картер дизеля туннельного типа представляет собой стальную секционную конструкцию, состоящую из шести секций для дизелей 42ЧНСП16/17 и из восьми секций для дизелей 56ЧНСП16/17, скрепленных между собой болтами. На картере монтируются семь блоков, расположенных звездообразно с углом развала 51°25ЧЗ», верхний блок расположен вертикально.
К переднему фланцу картера крепится переходник, в котором размещены передача на механизм газораспределения, а также топливные насосы и механизм автоматического изменения угла опережения впрыска топлива. К переходнику монтируется корпус нагнетателя, в котором размещены передачи к турбокомпрессору и приводы к насосам пресной воды, к регулятору скорости, к нагнетательному масляному и топливному насосам.
Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава, при этом рубашка отлита совместно с головкой цилиндра (моноблок).
В головке цилиндров имеется по два впускных и выпускных клапана, по одной форсунке и по одному пусковому клапану на каждый цилиндр. В головки впрессованы и завальцованы бронзовые седла клапанов.
В блок запрессованы охлаждаемые гильзы цилиндров, уплотняемые в нижней части резиновым пакетом. Блоки цилиндров крепятся к картеру при помощи силовых шпилек, ввернутых в поперечные перегородки секций картера.
Поршни, штампованные из алюминиевого сплава, имеют два компрессионных и два или три маслосъемных кольца. Поршневой палец полый, плавающего типа.
Шатунный механизм каждой звезды состоит из разъемного главного и шести прицепных шатунов.
Коленчатый вал из легированной стали имеет шесть или восемь кривошипных шеек, непосредственно переходящих в развитые опоры под роли-ковые подшипники. Опоры одновременно являются щеками коленчатого вала. Коленчатый вал укладывается в картере на роликовых подшипниках, один из которых фиксирует вал в осевом направлении.
Механизм газораспределения каждого блока имеет собственный распределительный вал, кулачки которого посредством коромысел воздействуют на впускные и выпускные клапаны. Распределительный вал и коромысла расположены в «блок-насосе», который крепится на верхнем торце блока. Привод валов осуществляется от коленчатого вала через вертикальную передачу при помощи конических и цилиндрических шестерен.
Регулятор скорости всережимный, непрямого действия.
Топливная система состоит из отдельно стоящего фильтра грубой очистки, топливоподкачивающе-го шестеренчатого насоса, сдвоенного фильтра тонкой очистки, насосов высокого давления и форсунок закрытого типа. Одноплунжерные топливные насосы высокого давления смонтированы в корпусе «блок-насосов» и приводятся от распределительного вала. Камера сгорания открытая с непосредственным впрыском топлива.
Система смазки — циркуляционная под давлением с «сухим» картером. В нее входят шестеренчатый маслонагнетающий насос, сетчатый фильтр, сливной коллектор, маслоотстойник, насосы, откачивающие масло из двух нижних блоков в маслоотстойник реверсивной муфты, и основной мас-лооткачивающий насос.
Система охлаждения — двухконтурная с водо-водяным охладителем. Моноблоки, выхлопные коллекторы, газопроводы и газосборник дизеля охлаждаются пресной водой с добавлением хромпика; отдельно стоящие масляный и водяной холодильники, судовой газовыхлоп и водовоздушные радиаторы охлаждения наддувочного воздуха охлаждаются забортной водой с использованием динамического напора от хода судна. Система охлаждения дизеля пресной водой — закрытая, с избыточным давлением на входе в насос. Дизель имеет два центробежных насоса пресной воды и самовсасывающий насос забортной воды. На дизеле М-503Б установлен центробежный насос забортной воды.
Читайте также: Цилиндр с поршнем 42мм для stihl fs 450 арт 41280201211
Наддув дизеля производится турбокомпрессором, состоящим из одноступенчатого центробежного компрессора, одноступенчатой осевой турбины и привода, осуществляющего механическую связь через гидромуфты между ротором турбокомпрессора и коленчатым валом.
Пуск дизеля производится сжатым воздухом.
Дизели снабжаются реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Реверсивная муфта смонтирована1 в литом алюминиевом картере, который крепится при помощи фланца к картеру дизеля. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается одноступенчатый или двухступенчатый редуктор.
Дизели с одноступенчатым редуктором имеют встроенный упорный подшипник для восприятия осевого давления от гребного винта.
Дизели с двухступенчатым редуктором имеют динамометр, позволяющий производить текущий замер крутящего момента, развиваемого дизелем.
Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля.
К дизелю подключаются приборы для замера температуры и давления масла, воды, топлива, выхлопных газов, давления воздуха, управления реверсивной муфтой.
На судовой фундамент дизели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами.
Дизели могут выпускаться как правого, так и левого вращения в общепромышленном, экспортном и тропическом исполнениях.
Дизель М507А-2 состоит из двух дизелей («отсеков») 56ЧН16/17, объединяемых главной передачей. Отбор мощности производится от фланца главной передачи. Главная передача обеспечивает работу одновременно обоих отсеков на общий вал отбора мощности или работу одного отсека на вал, а другой при этом может быть отключен. В корпусе главной передачи смонтирован механизм реверса и редуктор, понижающий частоту вращения выходного вала.
На корпусе главной передачи установлен главный регулятор, управляющий работой обоих отсеков при их совместной работе на выходной вал.
Габаритный чертеж дизелей ЧНСП16/17 приведен на рис. 61, технические характеристики дизелей — в табл. 27.
Рис. 61. Габаритный чертеж дизелей типа 42ЧНСП16/17 и 56ЧНСП16/17
Видео:Принцип действия поршневого авиационного двигателяСкачать
Двигатель звезда 60 цилиндров
ПАО «ЗВЕЗДА» является единственным предприятием в России, разрабатывающим и производящим высокооборотные судовые дизельные двигатели мощностью от 500 до 7400 кВт с минимальными весогабаритными показателями. За почти 60 лет дизелестроительной истории ПАО «ЗВЕЗДА» разработано и передано в эксплуатацию более 200 модификаций двигателей типоразмеров ЧН18/20 и ЧН16/17. Ими оснащены практически все построенные на верфях СССР и России пассажирские суда на подводных крыльях, значительная часть скоростных кораблей ВМФ и Пограничных войск, которые успешно эксплуатируются не только в России, но и во многих странах мира.
Современные патрульные катера «Мираж», «Сокжой», «Меркурий» на базе двигателей ПАО «ЗВЕЗДА» ЧН16/17 достигают скорости 50 и более узлов, а пассажирское судно на подводных крыльях «Ласточка-М», оснащенное двигателями ЧН18/20, развивает рекордную скорость до 90 км/час.
Дизельные двигатели размерности ЧН16/17 – легкие высокооборотные 42- или 56-цилиндровые четырехтактные дизельные двигатели водяного охлаждения с газотурбинным наддувом, диаметром цилиндра 160 мм, ходом поршня 170 мм.
Расположение цилиндров в виде 7-лучевой звезды с углом развала между блоками 51°25’43″.
Дизельные двигатели размерности ЧН18/20 — легкие высокооборотные 12- или 6-цилиндровые четырехтактные дизельные двигатели водяного охлаждения с газотурбинным наддувом, диаметром цилиндра 180 мм, ходом поршня 200мм.
Расположение цилиндров V-образное с углом развала между блоками 600 (12ЧН18/20) или рядное (6ЧН18/20) с вертикальным расположением моноблоков.
Читайте также: Гильза блока цилиндров 100
К двигателям 2-го поколения относятся 12-ти цилиндровые дизели типа М401А, М417А, М419. Судовые дизели типоразмерного ряда 18/20 2-го поколения широко используются на пассажирских судах на подводных крыльях. скоростных катерах.
К двигателям 3-го поколения относятся 12-ти цилиндровые дизели типа М470. Отличительной особенностью двигателей 3-го поколения является применение модульного принципа компоновки, позволяющего легко адаптировать конструкцию к требованиям конкретного заказчика.
Двигатели ПАО «ЗВЕЗДА» размерности ЧН18/20 сертифицированы классификационным обществом Germanischer Lloyd, Российским Морским Регистром Судоходства и Российским Речным Регистром.
Видео:Теория ДВС: Авиационный двигатель АШ-62 (просто видео)Скачать
Пыхтим и дымим на месте
Источники Mil.Press FlotProm позволяют в публикациях сделать вывод о том, что ситуацию с двигателями для МРК проекта 22800, фактически зашедшую в тупик, вряд ли получится вывести из тупика не то что к 2021 году, возможно, проблема останется проблемой и в 2022 году.
И это несмотря на то, что Минобороны и производственники неоднократно делали заявления о том, что ситуация будет исправляться, положение сложное, но не критическое и так далее.
Однако винты крутят не заявления, а двигатели. К огромному сожалению.
И не менее огромное сожаление вызывает факт того, что два завода оказались по уши в судебных тяжбах, процесс производства двигателей был заторможен, а гособоронзаказ фактически сорван. И перспективы совершенно не радужные.
2 июля 2019 года ПАО «Звезда» обратилось в суд с исками к 51-му центральному конструкторско-технологическому институту судоремонта (ЦКТИС) и Кингисеппскому машиностроительному заводу. ЦКТИС должен был способствовать разворачиванию производства дизелей «Звезды» на КМЗ.
Дело в том, что производственные мощности «Звезды» не позволяют выпускать дизели М507 для серии МРК проекта 22800 в количествах, необходимых для полного удовлетворения потребностей Минобороны. А только для «Каракуртов» нужно 8-9 двигателей в год. А в соответствии с планами количество кораблей должно только расти. Значит, нужно и больше двигателей.
Логичное решение – привлечь к сборке двигателей завод, который и находится недалеко от основной площадки (от Санкт-Петербурга до Кингисеппа около 120 км), и имеет непосредственное отношение к двигателестроению. Кингисеппский мехзавод выпускает запчасти для высокооборотистых звездообразных двигателей.
И, как обычно, у нас получилось не очень. И «Звезда», когда сроки задымились как неотрегулированный дизель, пошла в суд.
Суд прошел. Разбирательство шло сложно, откладывалось несколько раз, но в итоге суд отказал ПАО «Звезда» в удовлетворении иска о признании договора между двумя предприятиями от 21 декабря 2018 года незаключенным.
Что же произошло и почему такой внезапный расклад?
21 декабря 2018 года истец и ответчик заключили договор, который предусматривал изготовление и поставку дизельной продукции для комплектования заказа зав. № 805 проекта 22800. То есть двигательная установка для МРК «Тайфун», заложенного на Зеленодольском заводе имени Горького.
По итогам судебного разбирательства суд определил виновным в срыве исполнения договора… истца! То есть ПАО «Звезда».
Что же инкриминировали санкт-петербургскому заводу?
А причиной неисполнения договора, оказывается, стала затянутая донельзя передача технологической документации. Вообще, «Звезда» должна была передать документы на двигатели еще в 2018 году, но почему-то этого не сделала.
В итоге 51-й ЦКТИС не получил документы и на две трети двигателей из списка. Соответственно, процесс не смог пойти вообще никуда, а тем более на сборочные линии.
Читайте также: Гильзы для цилиндров любых размеров
Но что по факту? А по факту двигателей нет, Минобороны выдвигает претензии и «Звезде», и КМЗ, которые как бы обязаны утвердить рабочий план-график, в соответствии с которым начать, собственно, то, ради чего все затевалось. То есть выпуск корабельных дизелей.
Однако на дворе уже не 2018 год. И даже не 2019-й. Мы сейчас, в 2020-м году, имеем то, что два предприятия, вместо того, чтобы работать на благо военного флота России, с которым, прямо скажем, у нас не блестяще дела обстоят, выясняют, кто больше неправ, в судах.
А документация на двигатели М507А и М507Д по-прежнему не передана. Вполне логично: когда заниматься какими-то там документами на дизели, если надо готовить документы в суды?
Ситуация просто прекрасная. Завод, который может выпустить двигатели, стоит. Страдает, поскольку это деньги. Верфь, которая строит корабль, тоже теряет деньги, поскольку нет двигателей. Флот теряет терпение и нервы, поскольку сдача ему боевых кораблей очередной раз откладывается.
Хорошо только юристам и адвокатам. Они при деле, расходуют ящиками бумагу, деньги идут на оплату их работы и госпошлины.
Простите, на море вместо кораблей тоже будут адвокаты работать?
Да, МРК – это не эсминец или фрегат. Но у нас и в отношении крупных кораблей жуть что происходит. А теперь еще и с малыми кораблями началось…
И если бы только с малыми.
В целом в Зеленодольске не очень радужные настроения. Под стать и в Санкт-Петербурге, на «Пелле». Ну и в Минобороны тоже, поскольку никакими совещаниями выправить ситуацию не получается.
А между тем проблемы с двигателями угрожают срыву второй серии боевых кораблей. Это корабли противоминной защиты проекта 12700. Да, с двигателями и дизель-генераторами для «Александритов» тоже начинаются проблемы.
Верфи могут пострадать по полной программе, поскольку простои и убытки на гособоронзаказе – это не то, о чем могли бы мечтать судостроители.
Но неисполнение двигателестроителями своих обязанностей уже не вызывает беспокойства. Ситуация фактически безвыходная. Очень сложно сказать, по какой причине в Санкт-Петербурге не могут организовать производство в Кингисеппе столь нужных флоту двигателей, но вот не могут. Предпочитают бегать по судам и в духе времени писать оправдательные письма.
Задумаемся. В планах у Минобороны значится постройка 23 МРК проекта 22800 «Каракурт» и порядка 30 морских тральщиков проекта 12700 «Александрит».
Как уже было сказано выше, мощность производства «Звезды» составляет максимум 10 двигателей в год.
Но двигатели «Звезды» ставятся не только на «Каракурты» и «Александриты». Их (за неимением других) хотят ставить на МРК проекта 21631 «Буян-М», ракетные катера проекта 12418
Дизели и дизель-генераторы, созданные в советские годы на ленинградской «Звезде», ставят на тральщики проекта 12700, малые ракетные корабли проекта 22800, ракетные катера проекта 12418 и 1234.
Ситуация непростая. И решать ее все равно придется, и решать не в судах. А на судостроительных заводах. Ибо нам нужны не суды, а суда и корабли.
Вообще, это надо понять некоторым господам, которые вместо того, чтобы давать флоту двигатели, дают работу судьям и юристам.
На самом деле их не для того посадили в кресла руководителей.
📽️ Видео
работа звездообразного двигателяСкачать
Запуск самых мощных двигателей в мире!Скачать
Как работает четырёхтактный двигатель скутераСкачать
9 Огромнейших Поршневых авиадвигателей в истории (СССР, США, ГЕРМАНИЯ) | Моторы ВОЙНЫСкачать
Этому не учат, а стоило бы. Чем отличается звезда от треугольника? #звезда #треугольник #двигательСкачать
Войны Цилиндров - История Двигателей V12 и V16 в США и ЕвропеСкачать
Что нужно сделать что-бы мопед был мощным ,ехал 100 км в часСкачать
Все конфигурации двигателя | B2B На РусскомСкачать
#001."Звезда" или "Треугольник"?Скачать
Как трехфазный асинхронный двигатель работает на одной фазе? #энерголикбезСкачать
Запуск двигателя по схеме "ЗВЕЗДА/ТРЕУГОЛЬНИК"Скачать
Система смазки автомобильного двигателя.Скачать
Фазы на распредвалах, какое перекрытие выставить? Что такое "фаза распредвала"?Скачать
Cамый мощный лодочный мотор в мире Seven Marine 557 и 627 л.c. 6,2 V8Скачать
Сенсоры и Датчики Двигателей - "Глаза и Уши Механика" при работе ДвигателейСкачать
BMW N62 V8 Двигатель. Капремонт Инструкция. 2 ЧастьСкачать
Асинхронные и Синхронные двигатели и генераторы. Мощный #энерголикбез ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙСкачать
BMW Двигатель M60B30 (разборка, обзор конструкции)Скачать