Речь пойдет о том как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ. Данный тип ЭБУ устанавливается на автомобили ОАО АвтоВАЗ с 2011 модельного года. Как правило ЭБУ устанавливается в салоне автомобиля автомобиля, внизу центральной консоли для автомобилей ПП и под «бардачком» для автомобилей «классической» компоновки.
Принципиально ЭБУ построен на базе процессора Infineon SAK-XC2755X для автомобилей ПП привода и ST10xxxxx для «Классики».
Полный размер ПО данного ЭБУ составляет 832(851 968)кБ для ПП автомобилей и 576 (589824)кБ для автомобилей «классической» компоновки.
Программирование ЭБУ осуществляется после снятия последнего с автомобиля в режиме «На столе».
На текущий момент с данным ЭБУ умеют работать:
• CombiLoader с доп. модулем.
Модуль предназначен для чтения-записи FLASH/EEPROM ЭБУ М74, основанных на процессорах Infineon семейства XC27x5 через встроенный BootStrapLoader процессора.
J1 — отключаемое напряжение (К15)
B2 — разрешение программирования (12В)
A4 -разрешение программирования (12В)
H1;H2 — не отключаемое напряжение (К30)
F2 — отключаемое напряжение (К15)
Программирование ЭБУ осуществляется после снятия последнего с автомобиля в режиме «На столе».
На текщий момент с данным ЭБУ умеют работать:
• CombiLoader через доп. модуль М73\Я72+
• CombiLoader через BSL-режим ST10F27x
B2 — отключаемое напряжение (К15)
J2 — не отключаемое напряжение (К30)
М3 — 12В после главного реле
Программирование ЭБУ осуществляется после снятия последнего с автомобиля в режиме «На столе».
На текщий момент с данным ЭБУ умеют работать:
• CombiLoader с доп. модулем.
Модуль предназначен для чтения-записи FLASH/EEPROM ЭБУ М74, основанных на процессорах Infineon семейства XC27x5 через встроенный BootStrapLoader процессора.
J1 — отключаемое напряжение (К15)
B2 — разрешение программирования (12В)
A4 -разрешение программирования (12В)
K1 -Перемычка 510 Ом на Е3
H1;H2 — не отключаемое напряжение (К30)
F2 — отключаемое напряжение (К15)
1. Перед записью всегда производите чтение FLASH для обеспечения возможности восстановления ЭБУ. Также, учитывайте возможности процессора ЭБУ по защите FLASH: стороннее ПО может установить биты защиты процессора, что приведет к невозможности работы с ЭБУ в дальнейшем.
2. При ремонте автомобилей укомплектованных электронным приводом дроссельной заслонки и контроллером М74, связанным с заменой контроллера ЭСУД или его «сбросом» с инициализацией посредством диагностического оборудования, а так же при пробной установке контроллера, необходимо выполнить:
— адаптацию нуля положения дроссельной заслонки. Для этого первое включение замка зажигания после замены контроллера должно сопровождаться выдержкой ключа в положении «зажигание включено» не менее 30 секунд до начала запуска ДВС. При этом температура окружающего воздуха и двигателя должна быть не менее +7?С. В противном случае двигатель будет работать в аварийном режиме;
Программа WinFlash ECU для репрога блоков М74 совершенно бесплатно.
Более подробный и полный мануал о том как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ, можно скачать по ссылке:
Видео:Простая проверка CAN шины. Сканер не видит автомобиль через OBD2. Как правильно выбрать изоленту.Скачать
Эбу ваз с can шиной
Видео:С чего начать ремонт ЭБУ: Типы шин данных, CANСкачать
Модуль Combiloader M 74 (+J 2534 )
Модуль предназначен для чтения-записи FLASH/EEPROM ЭБУ М 74 , основанных на процессорах Infineon семейства XC 27 x 5 через встроенный BootStrapLoader и предназначен для замены имеющихся модулей BSL режим XC 27 x 5 и M 74 CAN (J 2534 ).
Возможности модуля по работе с ЭБУ определяются наличием соответствующих лицензий:
• ЭБУ с шиной К‑Line поддерживаются при наличии лицензии на модуль BSL режим XC 27 x 5 .
• ЭБУ с шиной CAN поддерживаются при наличии лицензии на модуль M 74 CAN (J 2534 ).
При подключении к ЭБУ модуль автоматически подбирает поддерживаемые режимы связи с ЭБУ для установки соединения.
Видео:ЭБУ от Приоры CAN на Калину 1. Ещё одна функция электроникиСкачать
Модуль Combiloader М 74 (ВАЗ) [ 011 / 019 ]
Программирование ЭБУ M 74 (+J 2534 )
- Работа с ЭБУ производится на столе, подключение производится специализированным кабелем M 74 CAN или универсальным кабелем.
- Кабель должен соответствовать актуальному назначению контактов ( 3 варианта K‑Line).
- На автомобиле, через диагностическую колодку, M 74 и М 74 _CAN не программируется.
- Начиная с ПО версии xxxxxIxx (например I 444 CI 07 ) вместо внешней микросхемы EEPROM в ЭБУ используется внутренняя FLASH процессора для хранения данных. При работе с EEPROM ЭБУ всегда выбирайте соответствующее расположение области хранения данных.
- При работе с FLASH контроллера область ( 0 xC 0000 — 0 xD 0000 ), отведённая для использования в качестве внутренней EEPROM, не считывается и не записывается независимо от выбора типа EEPROM. Используйте вкладку EEPROM с выбором «Внутр.EEPROM» для получения доступа к данной области. В серийных версиях ПО, предназначенных для ЭБУ с внешней EEPROM, указанная область не используется.
- В случае отсутствия выбора J 2534 -совместимого адаптера или невозможности работы с ним по каким-либо причинам (например устройство не подключено или уже используется другой программой) модуль не будет выдавать сообщения об ошибке. Продолжение работы будет доступно только в режиме соединения по К‑линии.
Окно программы содержит следующие вкладки:
Вкладка FLASH
Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:
Наличие галочки в поле Общее действ. позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.
Вкладка EEPROM
Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера, выбора типа ЭБУ и кнопок управления:
Наличие галочки в поле Общее действ. позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.
Вкладка Дополнительно
Вкладка содержит окно выбора опций программы.
Дополнительные функции:
Идентификация ЭБУ – позволяет запросить идентификационные данные ЭБУ
Подключение контроллера, снятого с автомобиля, возможно произвести универсальным кабелем Загрузчика.
Для этого расположите ЭБУ на столе разъёмами к себе и произведите соединения с в соответствии с типом ЭБУ.
Для подключения ЭБУ к программатору используется кабель M 74 _CAN . При программировании ЭБУ M 74 _CAN обмен данными идет через адаптер J 2534 , который должен быть подключен к соответствующей колодке OBD-II на кабеле, при работе с М 74 обмен идет по K‑Line, адаптер подключать не нужно.
Схема кабеля для самостоятельного изготовления:
Видео:Как проверить К-линию.Скачать
Эбу ваз с can шиной
За основу взята статья многоуважаемого Д.Б.Дударя «История в лицах».
Впервые на российских авто появились ЭСУД (Электронные Системы Управления Двигателем) разработки General Motors (GM). Они были двух типов: центрального (для полноприводных автомобилей ВАЗ 21214 и «классики» – 21073 , 21044 ) и распределенного (переднеприводные ВАЗ) впрыска топлива.
Обе системы имеют в комплектации датчик кислорода и катализатор. Первоначально системы были спроектированы и откалиброваны производителем (GM) для норм токсичности США- 83 , которые впоследствии были перестроены для удовлетворения требований токсичности Евро‑ 2 . Позднее появилась версия для норм России (только для 16 -ти клапанного двигателя ВАЗ- 2112 ).
В качестве ПЗУ в данных блоках используются микросхемы с УФ стиранием, емкостью 32 Кб, «упакованные» в специальный фирменный переходник GM. Доступ к ПЗУ производится без полной разборки блока, через специальное окошко, закрытое крышкой. Двигатель в аварийном режиме может быть заведен без ПЗУ.
Вторым серийным семейством ЭСУД на отечественных авто стали системы «Январь‑ 4 », которые разрабатывалось как функциональный аналог блоков управления GM (с возможностью использовать при производстве тот же состав датчиков и исполнительных механизмов) и предназначались для их замены. Поэтому при разработке были сохранены габаритные и присоединительные размеры, а также цоколевка разъемов. Естественно, блоки ISFI- 2 S и «Январь‑ 4 » являются взаимозаменяемыми, но полностью отличаются схемотехникой и алгоритмами работы. «Январь‑ 4 » предназначен для норм России, из состава были исключены датчик кислорода, катализатор и адсорбер, и введен потенциометр регулировки СО. Семейство включает в себя блоки управления «Январь‑ 4 » (была выпущена очень небольшая партия) и «Январь‑ 4 . 1 » для 8 ‑ми ( 2111 ) и 16 -ти ( 2112 ) клапанных двигателей.
Версии «Квант» скорее всего отладочная серия с прошивкой J 4 V 13 N 12 аппаратно и, соответственно, программно несовместимы с последующими серийными контроллерами. То есть прошивка J 4 V 13 N 12 не будет работать в «неквантовских» ЭБУ и наоборот. Фото плат ЭБУ КВАНТ и обычного серийного контроллера Январь 4 .
Следующим шагом была разработка совместно с «Bosch» ЭСУД на базе системы «Motronic» M 1 . 5 . 4 , которая могла бы производиться в России. Были применены другие датчики расхода воздуха (ДМРВ) и резонансный детонации (разработки и производства «Bosch»). ПО и калибровки для этих ЭСУД было впервые полностью разработаны на АвтоВАЗ. В ПО этих ЭБУ существует серьезный недостаток – данные АЦП не отображаются в диагностическом протоколе из-за неверно указанного порта.
Для норм токсичности Евро‑ 2 появляются новые модификации блока M 1 . 5 . 4 (имеет неофициальный индекс «N», для создания искусственного отличия) 2111 – 1411020 — 60 и 2112 – 1411020 — 40 , удовлетворяющие этим нормам и имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер.
Так же, для норм России был разработан ЭСУД для 8 ‑кл. двигателя ( 2111 – 1411020 — 70 ), являющийся модификацией самого первого ЭСУД 2111 – 1411020 . Все модификации, кроме самой первой, используют широкополосный датчик детонации. Этот блок начал производиться в новом конструктивном исполнении – облегченный негерметичный штампованный корпус с выдавленной надписью «MOTRONIC» (в народе «жестянка»). Впоследствии и ЭБУ 2112 – 1411020 — 40 тоже стали выпускаться в данном конструктивном исполнении. Замена конструктива, на мой взгляд, полностью неоправданна – герметичные блоки были более надежны. Новые модификации, скорее всего, имеют отличия в принципиальной схеме в сторону упрощения, так как канал детонации в них работает менее корректно, «жестянки» больше «звенят» на одинаковом ПО.
Читайте также: Датчик давления в шинах mitsubishi eclipse cross
ЯНВАРЬ 5 . 1 .Х |
Параллельно с системой M 1 . 5 . 4 , АвтоВАЗ совместно с «ЭЛКАР» спроектировал функциональный аналог блока M 1 . 5 . 4 , который получил название Январь‑ 5 . Первоначально были выпущены варианты под нормы Евро‑ 2 ( 2112 – 1411020 — 41 ) имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер. Позже началось серийное производство и установка систем на базе блоков управления «Январь‑ 5 . 1 . 2 » для 16 -ти ( 2112 – 1411020 — 71 ) и Январь‑ 5 . 1 . 1 для 8 ‑ми ( 2111 – 1411020 — 71 ) клапанных двигателей под нормы России. Все эти блоки имеют ПО и калибровки разработки ОАО «АвтоВАЗ». Это первый из серии блоков, считывание/запись которых производится без разборки блока. В данных модификациях используется процессор Siemens Infineon C 509 , тактовая частота 16 Мгц. ПО и калибровки записаны в Flash ёмкостью 128 кб, что позволяет записывать в них, после соответствующей доработки, 2 разные программы, например, эконом + динамик и оперативно переключаться между ними во время движения. Схемотехнически ЭБУ Январь – 2112 – 41 ( 2112 – 71 ) могут несколько отличаться друг от друга, в первую очередь применением других сильноточных драйверов. В новых реализациях блоков микросхемы – драйверов фирмы Motorola MC 33385 , вместо привычных TLE 5216 . Эти микросхемы различаются протоколом считывания драйверной диагностики. Поэтому ПО поддерживающее драйверную диагностику, написанное под TLE 5216 будет некорректно диагностироваться на блоках, где управление форсунками реализовано на м/сх Motorola и, соответственно, наоборот.
Для автомобилей классической компоновки используется модификация Январь 5 . 1 . 3 2104 – 1411020 — 01 в комплектации Евро‑ 2 , без датчика детонации. От версии 5 . 1 отличается только не запаянными элементами канала детонации.
ЯНВАРЬ 5 . 1 .х Новой аппаратной реализации |
В декабре 2005 г. НПП «Автэл» выпустило в запасные части (на конвейер ВАЗ это никогда не поставлялось. ) ЭБУ «Январь 5 . 1 .х» с измененной аппаратной частью. Изменения коснулись микросхемы обработчика сигнала канала детонации. Вместо снятой с производства HIP 9010 стали устанавливать HIP 9011 отличающаяся протоколом программирования по SPI, с небольшим изменением топологии печатной платы и модифицированном для работы с этой микросхемой ПО. Как это водится, в России первая партия этих контроллеров накрывалась «старыми» крышками с шильдиком J 5 xxxxxx. Позднее шильдик заменили на соответствующий программному обеспечению А 5 ххххх.
Для этой реализации Автел выпустил серию прошивок начинающихся на литеру «A», например, A 5 V 05 N 35 , A 5 V 13 L 05 . При использовании прошивок серии J 5 в новом ЭБУ канал детонации неработоспособен, что приводит к появлению ошибок «Обрыв датчика детонации», «Низкий уровень шума двигателя» и невозможности работы алгоритма определения детонации. В диагностике АЦП ДД = 0 .
Впрочем, этой беде оказалось достаточно легко помочь – для адаптации «старых» прошивок к «новым» ЭБУ достаточно модифицировать их специальной утилитой от SMS-Software – Patch-J 5 -HIP 9011
Следующим шагом в борьбе за экологичность выхлопа была разработка по заказу ОАО АвтоВАЗ фирмой «Bosch» более современного блока, который мог бы удовлетворить более жестким нормам токсичности и диагностики Евро‑ 2 и Евро‑ 3 , получившая название MP 7 . 0 . В данной модификации и аппаратная часть и программная разработаны фирмой «Bosch», окончательную калибровку и доводку систем выполнял ОАО «АвтоВАЗ». Это семейство также расширяется и уже дополнилось системами под нормы Евро‑ 3 для 8 ‑ми и 16 -ти клапанных двигателей переднеприводных автомобилей, а также для полноприводных автомобилей ВАЗ- 21214 и ВАЗ- 2123 (нормы Евро‑ 2 и Евро‑ 3 ).
В качестве ПЗУ в данных блоках использована микросхема FLASH, емкостью 256 Kb, из которых только 32 Kb содержат калибровочные таблицы и могут быть считаны и перезаписаны. Вернее, записать можно все 256 Кб, а вот считать только 32 кб. Считывание /запись этих блоков (без вскрытия блоков) поддерживает программатор Combiloader от SMS – Software. Возможно так же программировать flash внешним программатором через переходник, подключаемый к шине ЭБУ.
В данном ЭБУ использован 16 -разрядный процессор B 58590 (внутренняя маркировка фирмы Bosch), 20 – разрядная шина и, в качестве ПЗУ, для хранения ПО и калибровок, использована flash – память 29 F 200 .
ЭБУ разных модификаций аппаратно различаются. ЭБУ под нормы Е 3 ( 1411020 – 50 ) имеет дополнительный драйвер для подогревателя 2 ‑го датчика кислорода. Так же возможны различия по каналу ДТВ.
Красивая бумажная наклейка (встречается и такое), поверх штатного шильдика – скорее всего детище ОПП, такие блоки устанавливались на некоторые «Нивы» и «Надежды», перешитые на ОПП из обычных «нивских».
Этот тип ЭБУ поддерживает не отключаемую драйверную диагностику. Поэтому при установке ГБО на них строго обязательно применение безразрывного отключения форсунок.
VS 5 . 1 |
НПО «Итэлма» (г. Москва) разработало для применения в автомобилях ВАЗ новый ЭБУ, получивший название VS 5 . 1 . Это полнофункциональный аналог ЭСУД Январь 5 . 1 , то есть использует тот же жгут, датчики и исполнительные механизмы. В VS 5 . 1 применен тот же процессор Siemens Infenion C 509 , 16 МГц, но выполнен на более современной элементной базе. Модификации 2112 – 1411020 — 42 и 2111 – 1411020 — 62 предназначены для норм Евро‑ 2 имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер, в данном семействе не предусмотрены норм Р‑ 83 для двигателей 2112 . Для 2111 и норм Россия- 83 выпускается только версия ЭСУД VS 5 . 1 1411020 – 72 с одновременным впрыском.
С сентября 2003 г. на ВАЗ устанавливается новая АППАРАТНАЯ модификация VS 5 . 1 , несовместимая по ПО и аппаратно со «старой».
— 2111 – 1411020 — 72 с прошивкой V 5 V 13 K 03 (V 5 V 13 L 05 ). Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 13 I 02 , V 5 V 13 J 02 ).
– 2111 – 1411020 — 62 с прошивкой V 5 V 03 L 25 . Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 03 K 22 ).
– 2112 – 1411020 — 42 c прошивкой V 5 V 05 M 30 . Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 05 K 17 , V 5 V 05 L 19 ).
По проводке блоки взаимозаменяемы, но только со своим, соответствующим блоку, ПО.
Почти все автомобили 2110 – 2112 выпуска позднее июня 2003 года выпущены с этим блоком, а модификация 2111 – 1411020 — 72 частый гость на новых 2109 – 2111 .
В этом семействе применен процессор Infenion SAF C 509 , тактовая частота 16 Мгц. Отличительной особенностью является «более правильный» канал синхронизации по датчику коленвала и применение в качестве ПЗУ микросхему флэш – памяти 29 F 200 , емкостью 2 мбит, из которых используется только половина – 128 К, а так же наличием системной шины и предусмотрена возможность установки в блок элементов МЗ (данная функция так и не была реализована), позволяющая исключить из системы МЗ.
В «новой» аппаратной реализации однозначно отсутствуют элементы необходимые для переключения двухрежимных прошивок и для реализации переключения двух прошивок, их необходимо установить.
Для «классики» объемом 1 , 45 л. выпускается модификация VS 5 . 1 2104 – 1411020 — 02 , с ДК (Евро-II) и без канала детонации. Является функциональным аналогом блока Январь 5 . 1 . 3 и взаимозаменяем с ним по проводке, естественно со своим ПО.
Эти ЭСУД сняты с производства в начале 2005 г.
BOSCH M 7 . 9 . 7 выпускается под нормы токсичности Евро‑ 2 и Евро‑ 3 . Устанавливается на автомобили с сентября 2003 г. ЭБУ конструктивно похож на «консервную» модификацию Bosch M 1 . 5 . 4 , но меньшего размера, разъем другой, 81 -контактная колодка. Процессор Siemens Infenion B 59 759 , ПЗУ Flash Am 29 F 400 BB, практически все микросхемы с внутренней маркировкой Bosch. Внутри блока собрано управление катушками зажигания, МЗ не используется. ПО этих ЭБУ построено на основе разработанной Bosch «моментной» модели двигателя (Torque-Based) и содержит более тысячи калибровок. Маска ошибок и комплектация хоть и присутствует, но ввиду сложности алгоритмов системы пока не поддерживается программами редактирования калибровок, что накладывает некоторые трудности чип-тюнингу. Но и тех калибровок, что доступны для редактирования на данный момент, вполне достаточно для эффективной настройки ДВС.
Двигатель с ЭСУД 2111 – 1411020 — 80 комплектуется новым ДМРВ ( 116 ), новым ДФ, встроенным в ЭБУ управлением катушками зажигания (часть функций МЗ) с применением внешних катушек зажигания Bosch; форсунки – тонкие, черного цвета, Bosch; нет «обратки», РДТ находится в баке, в сборе со стаканом бензонасоса. (это касается двигателей 1 , 6 . На 1 , 5 будет собираться «гибрид» – с обычным БН и рампой форсунок нового образца с РДТ).
Внутри этого семейства имеются аппаратные различия. Как видно на рисунке внизу, ЭБУ для 8 кл. модификаций ( 2111 – 1411020 — 80 и 21114 – 1411020 — 30 ) содержат два ключа управления зажиганием. Блоки для 16 -клапанных двигателей 1 , 6 ( 21124 – 1411020 — 30 ) имеют 4 встроенных ключа управлением зажигания.
Контроллеры с ПО для 16 -кл. двигателей под нормы Евро‑ 3 поддерживают функцию программного переключения пусковых калибровок Европа/Россия с диагностического оборудования. Данная функция, по мнению разработчиков, должна облегчить пуск на бензинах низкого качества. По умолчанию на заводе установлено «Европа». C помощью, например, тестера ДСТ‑ 2 можно поменять пусковые характеристики.
Подробнее о двигателях ВАЗ 21114 и 21124 читайте здесь.
Следующий ЭБУ не заставил себя ждать. Как всегда «без объявления войны», ВАЗ выпустил на конвейер ЭСУД с Bosch M 7 . 9 . 7 другой модификации. Он содержит другой процессор (Thompson) и ПО прошито внутри процессора, то есть flash – памяти в них нет, применена так же и другая eeprom.
Читайте также: Хендай матрикс колеса размер шин
Первые прошивки в новом блоке – B 103 EQ 12 для двигателя 2111 ( 1 , 5 л) и B 120 EQ 16 (Нива). Впоследствии появились так же прошивки новой реализации и на все остальные системы впрыска. Все они с фазированным впрыском, как 8 , так и 16 -клапанные. Прошивки «старой» реализации не подходят для «новой» и наоборот. Совместимости нет. На «новый» тип контроллеров уже (по стостоянию на январь 2006 ) вышло обновленное ПО. Серия EQ заменена на конвеере на ER. С чем это связано, какие изменения и улучшения внесены, как повелось на ВАЗ, не сообщается.
Чтение/программирование flash и eeprom данного блока поддерживается обновленной версией ПАК‑ 2 «Загрузчик» Combiloader. (Сведений о других типах загрузчиков с поддержкой 797 + пока нет). Для обеспечения возможности перепрограммирования так же, как и на старой реализации, необходимо поработать паяльником.
Данное направление активно развивается и пополняется. Уже появились версии на «классику» – B 120 ES 01 , правда, «сделанные» из блоков 2111 .
Некоторые блоки имеют непривычную идентификацию: 22 XC 052 S, 33 XC 0305 . 22 XC 052 S это копия B 122 HR 01 , 33 XC 0305 – B 120 ER 17 . На самом деле это название одной и той же прошивки, но в первом случае по классификации Bosch, а во втором случае по классификации ВАЗ.
22 XC 052 S – System Supplier ECU SoftwareNumber
B 122 HR 01 – Vehicle Manufacturer ECU SoftwareNumber
Прошивка 22 YB 072 S (последняя версия ПО для НИВА-Шевроле) не имеет «привычного» аналога. Данная «неразбериха» с большой долей вероятности связана с тем, что торговый бренд «Нива» уже не имеет никакого отношения к АвтоВАЗу, и полностью принадлежит марке Chevrolet.
ЭБУ производятся в разных местах, страна – производитель указана на шильдике. До недавнего времени их было два – Германия и Россия, несколько позже появились «французы» а в конце 2007 г. стали появляться ЭБУ родом из поднебесной, made in China.
Первая партия автомобилей «Лада Приора» начала сходить с конвейера ВАЗа в начале 2007 года. И тоже с ЭБУ Bosch M 7 . 9 . 7 + (прошивка B 173 DR 01 , шильдик «самодельный», наклеен поверх фирменного).
Вообще на ВАЗе постоянно происходят какие-то видоизменения – последнее «поступление» – а/м Калина, выпуска 2008 г., на самодельном шильдике поверх фирменного – B 104 (Переднеприводной идентификатор 8 V) СR 02 (вполне «калиновский» идентификатор) и 21114 – 1411020 — 40 .
ЯНВАРЬ 7 . 2 |
Январь 7 . 2 – функциональный аналог блока Bosch M 7 . 9 . 7 , «параллельная» (или альтернативная, кому как нравится) с М 7 . 9 . 7 отечественная разработка фирмы «Итэлма». Январь 7 . 2 внешне похож на M 7 . 9 . 7 – собран в аналогичном корпусе и с таким же разъемом, его можно без всяких переделок использовать на проводке Bosch M 7 . 9 . 7 с использованием того же набора датчиков и исполнительных механизмов.
В ЭБУ используется процесcор Siemens Infenion C‑ 509 (такой же, как в ЭБУ Январь 5 , VS). ПО блока является дальнейшим развитием ПО Январь 5 , с улучшениями и дополнениями (хотя это вопрос спорный) – например, реализован алгоритм «anti-jerk», дословно «противотолчковая» функция, призванная обеспечить плавность при трогании и переключениях передач.
ЭБУ выпускается фирмами «Итэлма» (хххх- 1411020 – 82 ( 32 ), прошивка начинается на букву «I», например, I 203 EK 34 ) и «Автэл» (хххх- 1411020 – 81 ( 31 ), прошивка начинается на букву «А», например, A 203 EK 34 ). И блоки и прошивки этих блоков полностью взаимозаменяемые.
ЭБУ серий 31 ( 32 ) и 81 ( 82 ) совместимы аппаратно сверху вниз, то есть прошивки для 8 ‑кл. будут работать в ЭБУ 16 -кл., а наоборот – нет, т.к в 8 ‑кл блоке «не хватает» ключей зажигания. Добавив 2 ключа и 2 резистора можно «превратить» 8 ‑кл. блок в 16 кл. Рекомендуемые транзисторы: BTS 2140 — 1 B Infineon / IRGS 14 C 40 L IRF / ISL 9 V 3040 S 3 S Fairchild Semiconductor / STGB 10 NB 37 LZ STM / NGB 8202 NT 4 ON Semiconductor.
Для «классики» разработан ЭБУ 21067 – 1411020 — 11 ( 12 ) под комплектацию без датчика детонации, с ДМРВ «Сименс-VDO». Такая модификация устанавливается на двигатели объемом 1 , 6 литра. И, как водится, в блоке не установлены элементы канала детонации. На фото, представленном ниже видны «недостающие» элементы. Таким образом, применить такой ЭБУ на переднем приводе нельзя (хотя вообще, конечно, можно, но без канала ДД, с тщательно настроенным зажиганием), а наоборот, естественно, можно.
Первое ПО на 1 , 5 литровые двигатели – 203 EK 34 и 203 EL 35 попило много крови у владельцев авто с таким ПО. На этих модификациях постоянно возникал «протрой» при переключении передач. ВАЗ выпустил версию 203 EL 36 без этого дефекта и распорядился, не привлекая внимания, перешивать ЭБУ на сервисных станциях технического обслуживания во время прохождения ТО.
Для данного типа ЭБУ реализовано полное программное отключение ДК и регулировка содержания СО в отработанных газах, то есть, перевод на нормы токсичности Россия- 83 .
ЭБУ «Январь 7 . 2 » производимый для установки на а/м «Калина» являются аппаратной «мутацией» и несовместимы с «переднеприводными». Отличия незначительны – в канале управления клапаном адсорбера и бензонасоса, но они не дают использовать ПО от модификаций 2111 / 21114 , то есть «калиновские» ЭБУ можно использовать только с соответствующим «родным» ПО или ПО на его основе.
Внимание! В марте 2007 г. появилась еще одна «рукотворная» модификация ПО для «длинной» Нивы, скорее всего от ОПП. Под знакомой по Bosch M 7 . 9 . 7 «самопальной» наклейкой – обычный Январь 7 . 2 21114 – 1411020 — 32 с идентификатором I 204 DO 57 . Прошивка внутри названа не без юмора – I 233 LOL 1 .
Январь 7 . 2 + Новая аппаратная реализация |
В августе 2007 г. на новых автомобилях и в продаже появились новые блоки управления Январь 7 . 2 собранные на принципиально новой элементной базе. Используется процессор SGS Tomphson с внутренним flash. Непонятно высокое предназначение этого блока, т.к буквально через несколько месяцев, в декабре 2007 г. он был сменен на М 73 для норм Евро‑ 3 .
Вычислительные возможности процессора ST 10 F 273 , который используется в данном ЭБУ позволяют реализовать сложные алгоритмы управления с применением матмодели двигателя для выполнения норм токсичности Евро‑ 3 и Евро‑ 4 . Несмотря на это, АвтоВАЗ пошел по несколько иному пути: ПО для данного ЭБУ алгоритмически практически полностью повторяет ПО Января‑ 7 . 2 последних версий (прошивки CO/DO). Скорее всего, этот тип ЭБУ изначально планировался как «переходный» вариант к принципиально новым алгоритмам управления двигателем, реализованным в ЭБУ M 73 .
Производитель ЭБУ (в данном случае НПО «Итэлма») и тут не смог обойтись без сюрпризов. Была выпущена небольшая партия ЭБУ, с аппаратными различиями в канале обработчика датчика скорости без изменения шильдиков и идентификации прошивок. Т.е прошивки таких блоков имеют те же наименования, что и «обычные», но запись в блок прошивок от «старой» аппаратной реализации приводит к отсутствию сигнала ДС и ошибок, связанных с датчиком скорости. Для того, что бы адаптировать прошивки к данному ЭБУ, необходима небольшое изменение кода программы, которое можно произвести специальной утилитой.
Работа с блоком Январь‑ 7 . 2 + в полном объеме поддерживается в нашем загрузчике CombiLoader и в редакторе калибровок ChipTuningPRO. Учитывая тот факт, что алгоритмы управления идентичны предыдущему поколению «Январей», не возникает никаких сложностей по калиброванию этого ПО.
С точки зрения диагностики, эти ЭБУ имеют точно такой же диагностический протокол, как обычные Январи‑ 7 . 2 , полностью поддерживаемый в новой версии SMS-Diagnostics 2 .
2008 ‑й год поставил вне закона установку на новые автомобили ЭСУД, удовлетворяющих нормы токсичности хуже ЕВРО‑ 3 . В связи с этим на новых автомобилях появились новые ЭБУ – М 73 . Схемотехнически это – «родственник» Микас- 11 и Январь 7 . 2 +.
Новые контроллеры М 73 производятся двумя заводами: НПО ИТЭЛМА и АВТЭЛ.
Аппаратно контроллеры идентичны, но софт там принципиально разный.
Автэловские проекты (софт АВТЭЛ):
21124 – 1411020 — 12 854 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3
21114 – 1411020 — 12 855 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3
21114 – 1411020 — 12 855 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3
Итэлмовские проекты (софт ВАЗ):
21067 – 1411020 — 22 851 . 3763 . 000 – 01 45 7311 XXXX М 73 Е 3
21114 – 1411020 — 42 «Калина»
(обратите внимание, что эти контроллеры может выпускать и АВТЭЛ, то есть, прошивка будет начинаться с A)
Проекты АВТЭЛ имеют ПО, родственное Микас- 11 . Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации (в Микас- 11 реализована модель АВТЭЛ, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен Микас‑ 7 . 1 , а в ПО M 73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ Январь‑ 5 / 7 ). Теоретически, данное ПО может работать и с ДАД, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).
Проект ВАЗ (для «классики») имеет собственное ПО, которое является дальнейшим развитием ПО Январь‑ 7 . 2 . Многие калибровки в данном ПО похожи на аналогичные калибровки ЭБУ Январь‑ 7 . 2 как по названию, так и по алгоритмическому назначению.
Аппаратно блок практически идентичен Январь 7 . 2 +, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями, произвести переделку М 7 . 3 в Январь 7 . 2 +
Читайте также: Давление в шинах иж 2717
Редактирование прошивок и программирование этих блоков поддерживается продукцией SMS-Software: Combiloader и ChipTuningPro c соответствующими модулями.
Производитель предпринимает попытки защитить свою продукцию от несанкционированного доступа – с середины 2009 года часть контроллеров пр-ва «Автэл» защищены от чтения и записи (аналогично контроллерам Микас- 11 ЕТ). В 2010 должна быть внедрена защита и в контроллерах «Итэлма». Будьте внимательны, программировать без риска «завалить» блок их можно только программатором «Combiloader» со специальным модулем для защищенных блоков (Микас- 11 /М 73 А).
Аппаратно блоки постоянно модифицируются. В начале 2010 г. появились разновидности ЭБУ с заводской наклейкой-стикером «ДПКВ» (Смотрите на фото) справа от основного стикера. При этом идентификатор прошивки (в данном случае, A 317 DB 04 ) остался прежним, при том, что конфигурация процессора изменена и некоторые элементы. В таких ЭБУ изменена полярность подключения датчика положения коленчатого вала на обратную (это связано с изменениями в проводке автомобиля).
Блоки для «классики» не работают, если пытаться переделать их в Январь 7 . 2 + или запрограммировать в них предыдущее ПО. С передним приводом такого не происходит.
Начиная с конца 2009 года все новые версии ЭБУ M 73 и Микас- 11 являются «закрытыми», то есть защищенными от чтения и записи прошивки обычными способами. При попытке чтения такого ЭБУ через BootLoader процессора, считанный дамп будет содержать «мусор» в виде последовательности байт: 9 B 00 9 B 00 9 B 00 … При попытке чтения диагностическим методом (без вскрытия ЭБУ) загрузчик выдаст сообщение «Ошибка запуска бутлоадера». Обратите внимание, что в этом случае нельзя производить попытку записи прошивки в блок обычными способами, это может привести к полной неработоспособности ЭБУ!
В 2010 г. появились новые версии аппаратной реализации ЭБУ M 73 . С целью удешевления из схемы была исключена микросхема TDA 3664 , которая обеспечивала питание процессора и ОЗУ во время отключения зажигания. Разумеется, при этом все накопленные данные адаптаций терялись бы, но в новых прошивках I(А) 303 CF 06 и I(А) 327 RD 08 перед отключением питания процессора данные адаптаций записываются в EEPROM. При включении зажигания содержимое из EEPROM записывается в ОЗУ, таким образом, ЭБУ ведет себя точно также, как если бы питание не отключалось. Для того, чтобы реализовать этот алгоритм, в блоке должна быть установлена микросхема EEPROM 95160 (или Atmel 25160 ), вместо ранее устанавливаемой 95080 . Таким образом, получается, что для работы старых версий прошивок в ЭБУ должна быть установлена TDA 3664 и EEPROM любого размера, а для новых прошивок — TDA 3664 не нужна (но если установлена, то не помешает работе), а EEPROM должна быть удвоенной емкости ( 95160 или 25160 ). Учитывайте данные особенности при чип-тюнинге этих ЭБУ, в противном случае, система не сможет нормально работать. Следует заметить, что последние блоки M 73 старой аппаратной реализации уже имели EEPROM удвоенной емкости, поэтому, они наиболее универсальны, в них можно «лить» любую прошивку. И, разумеется, на новых модификациях «не прокатит» народный метод обнуления данных самообучения и ошибок методом «снятия клеммы АКБ».
В конце 2016 г. появились новые аппаратные версии ЭБУ (например, T 21126 — 1411020 – 32 с прошивкой I 373 DB 03 ), в которых канал ДПКВ выполнен не на специализированной микросхеме TA 8025 L, а на сдвоенном компараторе общего назначения LM 2903 . В старых аппаратных версиях ЭБУ применялся процессор ST 10 F 273 -CEG, который по факту являлся процессором ST 10 F 276 с 832 кБ Flash и 68 кБ RAM. В новых версиях применили процессор ST 10 F 273 M-ABG 3 . Вот этот процессор уже является «истинным 273 ‑м», у него 512 кБ Flash и 36 кБ RAM. Других аппаратных отличий пока не выявлено.
На этом, собственно, можно поставить точку в истории ЭСУД с механическим дроссельным узлом.
ЭБУ с поддержкой электронного дроссельного узла (с конца 2010 г.)
На исходе 2010 года на а/м семейства ВАЗ начали устанавливать серийно электронную дроссельную заслонку, электронную педаль и поддерживающие данные устройства контроллеры Bosch M 17 . 9 . 7 (а/м «Приора») и М 74 (производство «Итэлма», а/м «Калина»). Контроллеры имеют оригинальную проводку и разъемы, не совместимы с предыдущими ЭСУД и несовместимые между собой.
Bosch M 17 . 9 . 7 |
Этот ЭБУ, с процессором семейства TriCore, впервые появился в 2009 ‑м году на автомобилях УАЗ, а в ноябре 2010 -го «поехали» первые серийные (на несерийных образцах данный блок впервые был обнаружен на авто 2007 года) автомобили «Приора», оснащенные данным контроллером. На автомобилях УАЗ существуют две модификации М 17 . 9 . 7 (механическая педаль газа) и ME 17 . 9 . 7 (с электронным дросселем EGAS).
На а/м ВАЗ устанавливается только МЕ 17 . 9 . 7 . Программирование данного блока возможно с помощью программатора Combiloader в режиме BSL (J 2434 , чтение/запись flash/eeprom) с помощью адаптеров J 2534 Dialink (или OpenPort 2 . 0 ) или диагностическим методом (К‑Line или CAN). ЭБУ МЕ 17 . 9 . 7 для ВАЗ и УАЗ аппаратно практически идентичны, отличие только в одном резисторе. Программное обеспечение (ПО) для данных ЭБУ может иметь различие и быть несовместимо. Например, прошивка а/м «Приора» B 574 DD 02 , созданная для работы с определенным типом приборной панели и имеющая функции управления панелью по CAN, несовместима с более ранними версиями. При записи более старой прошивки в такой ЭБУ перестает работать индикация на приборной панели.
Bosch ME 17 . 9 . 7 заставил старушку «Ниву» с новым именем «Lada 4 x 4 » выполнять нормы Евро‑ 6 ! Смотрите шильдик B 516 HK 05 с автомобиля, поставляемого на экспорт. В идентификаторе 4 ‑й символ – нормы токсичности.
В конце 2015 г., вслед за автомобилями УАЗ, на Нива-Шевроле появилась очередная модификация: Bosch M(E) 17 . 9 . 71 , 21230 – 1411020 — 50 . Блок аппаратно отличается от 17 . 9 . 7 , программируется модулем Combiloader Tricore TC 17 xx (BSL) или Bosch ME 17 . 9 . 7 OBD, но, только после снятия защиты (разблокировки) ЭБУ с помощью модуля BSL Tricore TC 17 xx.
М 7 . 4 (M 74 K) |
Впервые данные ЭБУ появились в ноябре 2010 года на автомобилях семейства «Калина», оснащенных электронным дросселем и электронным приводом дроссельной заслонки.
С 2011 года все новые автомобили, сходящие с конвейера, включая автомобили классической компоновки, должны соответствовать нормам Евро‑ 4 . Блоки М 74 и М 74 К несовместимые и разные по схемотехнике. М 74 К, по сути, не является М 74 , это «глобальная» модификация блока М 73 , т.е используется процессор ST 10 F 273 (такой же, как в Январь 7 . 2 + и М 73 ), чтение/запись программатором Combiloader возможны в режиме М 73 .
ЭБУ М 74 не совместим по проводке/разъему ни с одним ранее применявшимся ЭБУ.
Программирование М 74 возможно программатором Combiloader c соответствующим модулем (XC 27 x 5 ) в BSL режиме. Т.к производитель вывел вход разрешения программирования на колодку (есть мнение, что это временно), то возможен перевод в BSL режим без разборки ЭБУ.
Следует иметь ввиду, что данные блоки постоянно дорабатываются производителем и уже имеют различие в аппаратном и программном обеспечении. Например, прошивки для Калины I 444 CB 02 и I 444 CC 03 построены на одном аппаратном уровне и программно взаимозаменяемы, а I 444 CD 04 уже имеет различия и несовместима с предыдущими сериями.
На автомобилях «Лада Гранта» устанавливаются контроллеры М 74 11186 – 1411020 — 12 , чтение/запись которых осуществляется только по CAN шине. Для чтения/записи этих контроллеров необходим модуль Combiloader M 74 _CAN, адаптер Dialink (или OpenPort 2 . 0 ) и соответствующий кабель.
В связи с появлением данного типа контроллера кабель М 74 для Combiloader дополнен доп. разъемом OBD, старый кабель снят с производства.
Аппаратные различия, внутри одного семейства, на этом не заканчиваются, М 74 , берущие сигнал скорости с ДС на КПП и, отличаются аппаратно от М 74 , сигнал на которые идет с АBS. Различия наглядно представлены на фото.
Начиная с ПО версии xxxxxIxx (например I 444 CI 07 ) вместо внешней микросхемы EEPROM в ЭБУ используется внутренняя FLASH процессора для хранения данных. При работе с EEPROM ЭБУ всегда выбирайте соответствующее расположение области хранения данных. Программатор «Combiloader» при работе с FLASH контроллера область ( 0 xC 0000 — 0 xD 0000 ), отведённая для использования в качестве внутренней EEPROM, не считывается и не записывается независимо от выбора типа EEPROM. Используйте вкладку EEPROM с выбором «Внутр.EEPROM» для получения доступа к данной области. В серийных версиях ПО, предназначенных для ЭБУ с внешней EEPROM, указанная область не используется.
По состоянию на конец 2015 года АвтоВАЗ просто поражает многообразием модификаций М 74 , установленных на автомобили. В настоящее время существует несколько аппаратных вариантов блоков: 4 . 12 , 4 . 15 , 6 . 36 , 6 . 37 , 6 . 38 . Причем самая неразбериха происходит с блоком 11186 – 1411020 — 22 (а/м «Гранта»). С одинаковым номером может быть версия 4 . 12 (условно – «старая») и 6 . 36 («новая»). Никаких внешних отличий нет, ориентироваться можно только по идентификатору ПО. Всего существует (на 12 . 2015 ) 16 вариантов по PN. Только для а/м «Гранта» существует 9 модификаций ( 11183 – 62 , 11186 – 22 , 11186 – 23 , 11186 – 90 , 11186 – 49 , 21126 – 67 , 211126 – 77 , 21127 – 62 , 21127 – 63 ).
Поздние версии M 74 могут иметь двойную маркировку (например, 21127 – 1411020 — 54 и 8450104480 , прошивка I 475 MD 02 ). Осуществляется переход на новую маркировку, взамен привычной «ВАЗовской».
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📸 Видео
Все модификации блоков управления двигателем (ЭБУ) ВАЗ для электронного дросселя (ЕГАЗ)Скачать
CAN шина👏 Как это работаетСкачать
Компьютерная диагностика авто. K-линия и CAN шинаСкачать
Магия CAN-шиныСкачать
Проблема: не работает диагностика по K-line лада КалинаСкачать
Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать
Лада Гранта нет связи с ЭБУ М74 CAN, ремонт блока ремонт автомобиляСкачать
Экспресс диагностика CAN шины на автомобиле. №21Скачать
С чего начать ремонт ЭБУ: Типы шин данных, k lineСкачать
причина отказа связи по can-шине щиток приборов ЩП8099 с ЭБУ ДВС ЯМЗ651Скачать
Проверим разъём OBD-2 мультиметром.Скачать
Нет подключения к ЭБУ автомобиля. Ищем причину.Скачать
Как работает LIN шина автомобиля. K-Line L-Line шины данных. Лин шина автомобиля. Lin-bus networkСкачать
Не подключается сканер к ЭБУ авто. Проверь ЭТО в первую очередь!!!Скачать
Анализ CAN-шины Гранта. CAN-hacker.Скачать
Прошиваем ЭБУ ВАЗ М74Скачать