Утверждено Советом факультета актерского искусства и режиссуры 01 марта 2007 г.
Алфёрова Л. Д., кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценической речи СПбГАТИ
Данное пособие предназначается для абитуриентов, собирающихся поступать в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства.
Оно может быть также полезно студентам первых-вторых актерских курсов и начинающим преподавателям предметов «Сценическая речь».
Рекомендовано широкому кругу лиц, желающих улучшить дикцию и речь.
© М.В. Смирнова, 2009 © Санкт-Петербургская ISBN 978-5-88689-063-1 государственная академия театрального искусства, 2009
В словаре С.И.Ожегова мы можем прочитать: «Скороговорка — это искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь».
Обычно именно так и рассматривают скороговорки, считая, что их использование ограничивается лишь сферой отработки дикции. Однако любой практикующий специалист по сценической речи может внести в данное определение существенные дополнения, которыми нам и хочется поделиться с вами.
Да, конечно, скороговорки являются верными и надежными помощниками для абитуриентов и студентов в нелегкой работе на пути налаживания и оформления артикуляции, улучшения и оттачивания дикции. Но кроме этого они являются прекрасным материалом для тренинга на телесное и дыхательное освобождение; для работы по голосоведению и освоению резонаторной системы, расширению звуковысотного и темпоритмического диапазонов, совершенствованию фонематического слуха, развитию чувства ритма и т. д.
От других тренировочных текстов скороговорку отличают краткость, емкость, динамичность и ритмичность высказывания. Кроме того, в скороговорке обязательно присутствует игра звуков, которые путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются, дразня и предлагая померяться с ними силами, испытать свою память, сообразительность и подвижность артикуляционного аппарата. Специально подобранные по звуковому составу слова, соединяющиеся в забавные оригинальные, коротенькие истории, могут быть простыми предложениями, а могут быть зарифмованы в небольшие стихотворения.
В детстве скороговорка — это веселая, занимательная учеба для детей, а позже — отличная школа дикционных упражнений для взрослых, чья профессия немыслима без полноценного речевого общения.
Скороговорки придумываются поэтами и писателями, рождаются в народе, откликаясь на нелепости и несуразности казенного языка:
Крепче крепить крепость крепежной крепи.
Спикер у спикера спёр скипетр.
Протокол про протокол протоколом запротоколировал.
Нужен риэлтеру электорат, как импичмент спичрайтеру.
Приватизировали, да не выприватизировали.
Многие скороговорки возникают в стенах театральных вузов и училищ на уроках по сценической речи. Чаще всего их придумывают студенты по заданию педагога.
Вот, например, рассказ-скороговорка студента, стремящегося улучшить произнесение звука Ш:
«Шесть шажков шишку до шеф-повара. Спешил шишок, тушил в горшке картошку, сушил шиповник, и, шмыгая, швырял в мешок. Шумит камыш, у шишка на шампуре шипит шашлык. Зашумели крылышки, и мушка шмякнулась на шашлык. Шасть мушка по картошке, прошмыгнула, что мышка, по шанежкам и сушкам. Шишок шибко спешил, шустро зашиб мушку в сушках. Засушил, потушил, перемешал с кашей и вермишелью и вышел в лучшие шеф-повары».
Или стихотворение студентки, также занимающейся исправлением «шепелявости»:
Сочиняя тренировочные тексты, окунаясь в мир фонетики, звукового разнообразия слов, словосочетаний, фраз, студенты начинают с большим интересом, бережнее и осмысленнее относиться к каждому звуку, тем самым обогащая и расширяя свой словарный запас, активизируя мышление и воображение. Это, конечно, вносит в процесс обучения элемент творческого поиска и личностной заинтересованности.
Попробуйте сочинить небольшие тексты в прозе или в стихах. Постарайтесь использовать как можно больше слов, содержащих необходимый для тренинга звук.
Огромную пользу приносят скороговорки при обучении иностранных студентов. Говорящие на других языках учащиеся удивляются количеству, разнообразию и изобретательности русских скороговорок. Почти каждый день появляющиеся в тренинге новые сложные тексты — для них «и мука, и отрада». Все это позволяет улучшить качество владения русским языком, познать поэтику звука, познакомиться с юмором и самобытностью народных высказываний, расширить лексический запас.
Кстати, следует отметить, что и для русскоговорящих студентов во многих скороговорках встречаются неизвестные слова и понятия, для расшифровки которых необходимо обратиться к словарю:
Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
Рододендроны из дендрария.
Инженеры нивелировали да не вынивелировали.
Антиквары отдают приоритеты раритетам.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Знакомство с подобными скороговорками дает повод для самостоятельной работы студентов со словарями и другой справочной литературой. Большую пользу приносит подготовка небольших сообщений об узнанном с приведениями примеров из научной и художественной литературы.
1. Впишите ниже значение слов:
2. Составьте с этими словами новые скороговорки:
Для учащихся, имеющих говорные отклонения, скороговорки могут стать первыми текстами для письменного и устного орфоэпического разбора. В любой из взятых в работу скороговорок обязательному контролю должны подвергаться гласные А и О, а также Е и Я, редуцирующиеся (то есть изменяющие свое качественное и количественное звучание) в определенных позициях (предударных и заударных). Но в данном пособии мы не будем рассматривать эту проблему. Подробнее о работе над исправлением говоров вы можете узнать в специальной литературе по предмету.
Видео:Охотники за удачейСкачать
Развлечение «Покатаем Машеньку»
Светлана Лаврова
Развлечение «Покатаем Машеньку»
Ведущий (показывая красиво одетую куклу). Ребята, посмотрите, какая красивая кукла.
Бабушка Танюше Куклу подарила:
Глазки голубые И румянец милый.
А мы тоже умеем умываться. Правда, дети?
Ведущий. Умыли куколку, теперь будем ее завтраком кормить. (Усаживает куклу за стол.)
Песня «Варись, варись, кашка»
Читайте также: Шины корея летние hankook
Машеньке-красавице Кашка очень нравится.
В коляске Машеньку катать.
Игра «Покатаем Машеньку»
Покатаю Машеньку, куколку свою
Девочка катает под песню куклу в коляске.
Покатаю Машеньку, песенку спою.
Я в коляске Машеньку, Машеньку везу.
Я коляску с Машенькой Матвею подвезу.
Игра повторяется с другими детьми.
Ведущий. Покаталась кукла в коляске и решила покататься на чем? (Показывает машину.)
Двигательное упражнение «Машина»
Дети идут по кругу топающим шагом, руки согнуты перед грудью («держат руль»).
Машина, машина, Куда ты идешь? Машина, машина, Кого ты везешь? Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина, Ты нас покатай. Машина, машина, Быстрей поезжай! Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина, Народ впереди. Машина, машина, Погромче гуди! Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина, Ты всех обгони. Машина, машина, Направо сверни! Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина, Вези нас домой. Машина, машина, Приехали! Стой! Би-би-би, би-би-би! (Л. Некрасова)
Ведущий (показывает пса)
Шла она тенистым парком. Повстречалась ей овчарка. Пес на лапу показал, Заскулил и «Гав!» сказал.
В благодарность страшный пес Щеки облизал и нос.
Ребята, кукла вытащила занозу из лапки, теперь Бобик совсем здоров.
А куколке было так радостно на прогулке, что она захотела поплясать. Выбирай, кукла, с кем будешь танцевать.
Кукла в новеньких сапожках
Дети сидят на стульчиках, ведущий с куклой ходит перед ними.
Кто получше топнет ножкой, Топают и хлопают.
Ведущий одному ребенку отдает куклу, он с ней танцует.
С куклой Машей поплясать.
Все остальные малыши хлопают в ладоши.
Игра повторяется. С куклой в кругу ходит ребенок.
Фотоотчет «Осеннее развлечение» с 23 по 25 октября в нашем детском саду прошли традиционные осенние развлечения. Дети нарядные пришли на встречу с осенью. Осень в начале.
Игра «Покатаем мяч» в группе раннего развития Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста устойчивой мотивации к физкультурным занятиям. Задачи: разучить комплекс упражнения.
Конспект НОД по физической культуре «Покатаем — поиграем» с обручами для детей старшего дошкольного возраста Цели: формировать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, формировать стремление детей к осознанному отношению по сохранению.
Конспект прогулки в группе раннего развития «Покатаем кукол на саночках» Конспект прогулки в группе раннего развития «Покатаем кукол на саночках» Программное содержание: 1. Формировать представление о зиме.
Конспект речевого развития в первой младшей группе «Покатаем кукол» конспект речевого развития в 1 младшей группе «Покатаем куклу Катю с горки» Цель: 1. Формировать представление о зиме. Уточнить представление.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Покатаем кукол на машине» с детьми ОИН в младшей группе Цель. Учить детей объединяться по 2-3 для самостоятельных игр. Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Покатаем кукол с горки» с детьми ОИН в младшей группе Цель. Приучать детей в играх с куклами использовать сооружения из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться.
Развлечение «Газетный марафон» Программное содержание: Создать условия для досуга,воспитывать навыки дружеских взаимоотношения детей друг с другом, воспитывать любовь.
Развлечение по ПДД Программное содержание: — закреплять знания детей о правилах дорожного движения на улице, о дорожных знаках (предупреждающих, запрещающих,.
Спортивное развлечение «В здоровом теле — здоровый дух». Развлечение «Зимние забавы» Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни и закреплять представления о положительном влиянии занятий физическими упражнениями для здоровья.
Видео:ФИКСИК про КЛЮЧИСкачать
«Про правила дорожного движения»
Часть 1. Торопыжка — пешеход.
Перед вами – Торопыжка, сорванец и шалунишка!
Он веселый, озорной, непоседливый, смешной.
Всем хорош, но вот беда – он торопится всегда!
Сидел дома Торопыжка и смотрел картинки в книжке.
Тут вдруг Машенька звонит, Торопыжке говорит:
У меня сегодня праздник, мне исполнилось шесть лет.
Приглашаю тебя в гости к нам на праздничный обед!
Мама торт мне испекла, я друзей всех позвала.
Торопыжка, приходи, не забудь — начало в три!»
Нарядился Торопыжка, надел новые штанишки.
И на день рожденья к Маше он отправился скорей,
Чтобы Машеньку поздравить самым первым из друзей!
Растерялся Торопыжка: как по улице пройти?
Пешеходы и машины у мальчишки на пути.
Он торопится, спешит и вдоль улицы бежит.
А вокруг него народ по своим делам идёт.
Тротуар — для пешеходов, здесь машинам нету хода!
Чуть повыше, чем дорога, пешеходные пути,
Чтобы все по тротуару без забот могли идти,
Чтоб машины не въезжали, пешеходов не пугали!
И скорей по тротуару Торопыжка побежал,
По пути всех пешеходов задевал он и толкал!
Почему он всех толкает, всех локтями задевает?
Торопыжке говорят: «Перейди-ка в правый ряд!
Другим людям дай пройти, не мешайся на пути!»
Извинился Торопыжка, в правый ряд он перешёл.
И теперь идти мальчишке стало очень хорошо:
Он теперь со всеми вместе в одну сторону шагает,
Никого из пешеходов Торопыжка не толкает!
Там где движутся машины, люди не должны ходить,
Потому что очень просто под машину угодить.
На улице такое место проезжей частью называется,
И по проезжей части людям ходить строжайше запрещается!
Видишь белую полоску? Что она обозначает?
Она полосы движенья друг от друга отделяет.
Для машин есть правил много — знать их нужно на дороге!
Но есть правило одно, очень важное оно:
Все водители должны держаться правой стороны!
Возле края тротуара Торопыжка наш стоит,
На высокий дом красивый через улицу глядит.
Там цветочный магазин, на всей улице — один!
Очень хочет Торопыжка Машеньке цветы купить,
Чтоб потом, на дне рожденья, всех приятно удивить!
Как пройти через дорогу Торопыжке в магазин?
Очень, очень, очень много на его пути машин!
Может, стоит расспросить, где и как переходить?
Торопыжка не такой! Он на всё махнул рукой,
И через дорогу прямо к магазину побежал.
В это время на дороге появился самосвал!
Шофёр мальчика увидел, самосвал остановил,
А не то бы Торопыжка под колёса угодил.
Торопыжка испугался, Торопыжка растерялся.
Говорит ему шофёр: Паренёк, ты больно скор!
Без оглядки ты бежишь — под машину угодишь!
Вот послушай, объясню я, как тебе себя вести,
Чтоб ты мог дорогу эту безопасно перейти!
Есть подземный переход — он тебя переведёт. Видишь — знак вон там висит? Этот знак всем говорит: «Чтоб в беду не угодить нужно здесь переходить!» Под землёю, это ясно, идти людям безопасно. Но дорожку под землёю не везде можно построить! | |
Вот обычный переход. По нему идёт народ. Здесь специальная разметка, «Зеброю» зовётся метко! Белые полоски тут через улицу ведут! Знак «Пешеходный переход», где на «зебре» пешеход, Ты на улице найди и под ним переходи! |
Не дослушал Торопыжка, сразу к зебре он спешит,
Чтобы перейти дорогу. — Стой! — шофёр ему кричит.
— Ты куда так побежал? Я не всё тебе сказал:
К зебре подошёл — и жди, не спеши вперёд идти:
Ты налево погляди, если нет машин — иди.
Полдороги перейди — и немного подожди.
Вправо смотришь — нет машин, всё, шагай в свой магазин!
По дороге не несись, ты вначале оглядись,
Не спеша иди вперёд, как нормальный пешеход!
Если будешь ты бежать, то беды недолго ждать:
Вдруг споткнёшься, упадёшь, под машину попадёшь!
А машина быстро мчится, вмиг ей не остановиться!.
С добрым дядею шофёром Торопыжка попрощался,
И скорее снова к зебре он вдоль улицы помчался.
Как шофёр его учил, Торопыжка поступил:
Не бежит через дорогу, возле зебры он стоит
И налево и направо вдоль всей улицы глядит.
Слева нет машин — вперёд Торопыжка наш идёт.
Полдороги позади, Полдороги впереди.
Торопыжка вправо смотрит, Продолжает переход.
Появляется машина и не замедляет ход!
Что же делать Торопыжке? Постоять? Назад идти?
Как с машиной разминуться и дорогу перейти?
Здесь цветов красивых много — и мимоза-недотрога,
И фиалки, и тюльпаны, и чего тут только нет!
Торопыжка выбрал Маше замечательный букет!
Но еще подарок Маше Торопыжка не купил,
И про магазин «Игрушки» он у продавца спросил.
Улыбнулся продавец: — Ах, какой ты молодец!
Чтобы в магазин «Игрушки» поскорей тебе пройти,
Через шумный перекресток тебе надо перейти!
Часть 2. Торопыжка переходит дорогу
Торопыжка торопился, он про правила забыл
И на красный свет помчался, побежал что было сил.
Закричали пешеходы: — Мальчуган, куда бежишь?
Ты же так легко и просто под машину угодишь!
Чтобы время перехода мог ты правильно узнать,
У большого светофора надо маленький искать.
Посмотри-ка, у него есть два глазика всего:
Если красный глаз горит, человечек в нём стоит.
Значит, надо переждать, у дороги постоять.
Светофор свой цвет меняет, глаз зелёный зажигает.
Человечек в нём идёт — всё, свободен переход!
Вот зелёный человечек загорелся впереди.
Торопыжка перекрёсток наконец-то смог пройти.
В детский магазин «Игрушки» Торопыжка забегает.
Надо поспешить мальчишке, а не то он опоздает!
И купил там Торопыжка Машеньке в подарок мишку!
И с цветами, и с подарком он по улице идёт.
Правил много теперь знает образцовый пешеход!
Вдруг какая-то машина замигала огоньком,
Ход замедлила, свернула в переулок за углом.
Если сбоку у машины
Огонёк мигать начнет,
Это значит, что машина
В эту сторону свернёт!
Видит новый перекрёсток Торопыжка впереди.
Знает он теперь что делать, легко сможет перейти.
Значит, сломан светофор?
Значит, будет здесь затор?
Здесь машин немного ездит, но ты всё же не забудь:
Переходишь перекрёсток — повнимательнее будь!
Перекрёсток Торопыжка переходит, не спешит,
А потом он что есть духу вдоль по улице бежит.
Очень медленно пешком мы по улице идем.
Хочешь двигаться быстрей — так в автобус сядь скорей!
Вот автобус показался, видно, что места в нём есть,
Но не знает Торопыжка, где ему в автобус сесть.
Ну а рядом знак висит, этот знак всем говорит:
«Хочешь ехать — подходи! Нет? Тогда пешком иди!»
Торопыжка к остановке торопливо подошёл
И в поъехавший автобус в дверь открытую вошёл!
Вот закрыл автобус двери и по улице несётся.
Кто в его салоне едет, пассажиром тот зовётся!
А для пассажиров тоже правил всяких есть немало.
Соблюдать их каждый должен, а не ездить как попало!
Надо проходить вперед, не задерживать народ,
Возле двери не стоять, выходящим не мешать.
И за поручни держаться, стоять прямо, не кривляться,
Старшим место уступать — старших нужно уважать!
Весело автобус ехал, а потом остановился.
— Что такое? Что случилось? — Торопыжка всполошился.
Впереди на перекрестке вдруг затор образовался.
Торопыжке интересно, он к окошку перебрался.
Видит: множество машин, в центре дяденька один.
Он в фуражке, в сапогах, держит палочку в руках.
Своим жезлом полосатым быстро крутит, ну и ну!
Пешеходы и машины подчиняются ему!
Для чего движенья эти? Торопыжка их не знает.
Старичек с седой бородкой Торопыжке объясняет:
— Вот смотри: регулировщик может руки опустить,
Значит, спереди и сзади можно нам переходить!
Правая рука вперед — за спиной народ идет,
А вверх правая рука — надо постоять пока!
Тут автобус перекрёсток переехал, и опять
За окном дома, деревья стали весело мелькать.
Неожиданно автобус снова замедляет ход.
В чём же дело? Что случилось? Торопыжка не поймёт.
Вдруг автобус очень резко на дороге тормозит,
Кое-кто из пассажиров Просто кубарем летит!
На дороге впереди — два мальчишки лет пяти!
Посреди проезжей части они в мяч играть решили.
Просто чудо, что машины сорванцов не задавили!
Из автобуса сердито шалунам кричит шофёр:
— Ну-ка, марш с проезжей части!
В парк идите, в сквер, во двор!
Торопыжка теперь знает — на дороге не играют!
Это всем должно быть ясно — здесь играть очень опасно!
У метро большой автобус завершает свой маршрут.
Торопыжка идёт к двери — он, как все, выходит тут.
Теперь к метро ему идти, но вот преграда на пути:
автобус надо обойти, через дорогу перейти.
На тротуаре Торопыжка стоит, не знает, как же быть.
Тут из школы первоклассник, решил помочь и научить:
Вот у доброй тёти в кассе он один билет купил
И, зажав его в ладошке, к турникету поспешил!
Чтобы турникет пройти, в него билетик опусти.
Потом слева обойди, к эскалатору иди.
Словно в сказочный дворец входит Торопыжка!
Очень станция красива, нравится мальчишке!
Вот и поезд подъезжает. Торопыжка поспешил И в последнее мгновенье В двери лихо заскочил! Ему люди говорят: — Это что за детский сад?! Вдруг бы дверь тебя прижала? Ведь тебе бы больно стало! |
Если ты не успеваешь в двери поезда войти,
Ты постой одну минутку, другой поезд подожди!
Тут до нужной остановки Торопыжка доезжает,
Эскалатор Торопыжку вверх, на землю, поднимает.
Да, сегодня Торопыжка много нового узнал
Про дороги, перекрёстки, мотоцикл и самосвал.
Подарил он Маше мишку и цветы ей подарил.
Вежливо поздравить Машу Торопыжка не забыл.
И потом на дне рожденья Торопыжка не молчал,
Он про правила движенья всем подробно рассказал!
Чтобы правила движенья все детишки знали,
Чтоб на улице они все их выполняли!
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Автоподбор © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер🎦 Видео
МаШиНа ЕхАлА КоЛёСа ТёРлИсЯ ВЫ Не ЖдАлИ нАс А Мы ПрИпЁрЛиСяСкачать
Перекрёсток семи дорогСкачать
Шумер, Dze - Город распилов (Подстава/Ар хударга ost)Скачать
Машина Времени - Наш дом (1992)Скачать
Машина Времени - Наш Дом (Audio)Скачать
Кедр - Русские шинелиСкачать
ПОКУПАЮ МАШИНУ😳#shorts #прикол #машина #автоСкачать
КВН Басков в гараже - СОК СТЭМСкачать
Ольга Зарубина "Заговорные слова" (1986)Скачать
Сыграй что-нибудь ритмическое. Вокзал для двоихСкачать
Машина ехала колеса терлисяСкачать
Не бойся, я с тобой (1981) - Рука крошит отточенную сталь!Скачать
Я люблю автономно-самаСкачать
МАШИНА ЕДЕТ. Мульт-песенка УГАДАЙКА для малышей. Наше всё!Скачать
У РУЛЯ 🚗 ПЕСЕНКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 🎵 МУЛЬТИК ПРО МАШИНКИ И ЦВЕТА🎵 COLORS 🌈Скачать
Олег Анофриев "Песенка шофера" (1963)Скачать
Машина Времени - Синяя птица (1992)Скачать
Как то так 😅Скачать