Видео:Криминалистика. Трасологическая экспертиза автомобильного транспортаСкачать
ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Этот вид трасологической экспертизы подразумевает исследования следов, оставляемых транспортными средствами. При этом решается весьма широкий круг экспертных задач, к которым относятся диагностические, идентификационные, классификационные, а в некоторых случаях реконструкционные. К категории диагностических задач относится установление места столкновения (наезда), определение взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения, направления их движения при столкновении, перемещения транспортных средств после столкновения, взаимного положения транспортного средства и пешехода в момент наезда (переезда) и т.п.
В настоящем разделе рассматривается пример решения идентификационной задачи — отождествление следообразующих элементов транспортных средств по оставленным ими следам. К таким элементам в первую очередь относятся следообразующие поверхности рельефного рисунка колесных шин, другие выступающие элементы ходовой части.
В то же время вопросы, представляемые на разрешение эксперта, могут быть как диагностического, так и идентификационного характера.
Наиболее часто встречающиеся вопросы диагностического характера могут иметь следующую редакцию:
1. В каком направлении двигалось транспортное средство ?
2. Каким видом автотранспорта (грузовым, пассажирским) могли быть оставлены следы, обнаруженные на месте происшествия?
3. Какой моделью шины был оставлен представленный на исследование след протектора?
4. На какие модели транспортных средств могут устанавливаться шины данной модификации?
5. Возможно ли по следам разворота транспортного средства, обнаруженным на месте происшествия, определить его базу?
Идентификационные вопросы имеют весьма разнообразные формулировки и касаются установления тождества транспортного средства или его отдельной части по следам. Например:
1. Не оставлен ли след, представленный на исследование, правым передним колесом автомобиля ВАЗ 2106?
2. Не оставлен ли след, обнаруженный на одежде потерпевшего, бампером автомобиля ГАЗ — 2410?
Оформление результатов идентификационного исследования выполняется в соответствии с общепринятыми требованиями. Иллюстративный материал представляется в виде фототаблицы, в которой на фото 1 показывается общий вид объектов, поступивших на исследование, на фото 2 выносится изображение исследуемого следа или его копии, изъятой с места происшествия. Сравнительная стадия иллюстрируется фото 3 и 4, на которых производится сопоставление или совмещение совпадающих и различающихся признаков. При сопоставлении обязательно приводятся контрольные фотоснимки.
Образец 12. Экспертиза следов транспортных средств
На экспертизу представлены:
1. Лист бумаги со следом, изъятый с места происшествия.
2. Шина правого переднего колеса автомобиля ВАЗ-2106 .
Перед экспертом поставлены вопросы:
1. Пригоден ли след, изъятый с места происшествия, для идентификации?
2. Если да, то не оставлен ли след протектором шины представленной на исследование?
Лист бумаги со следом поступил на исследование упакованным в конверт из бумаги светло-коричневого цвета с размерами сторон . х . мм. Клапан конверта заклеен и опечатан оттиском круглой печати «Для пакетов . РОВД города . «. Целостность упаковки и печати не нарушена. Шина правого переднего колеса автомобиля ВАЗ-2106 поступила на исследование без упаковки. К шине на шпагате прикреплена бирка, на которой красителем синего цвета выполнен рукописный текст, указывающий, где была изъята шина, а также имеются подписи понятых, следователя, специалиста и оттиск круглой печати «Для пакетов . РОВД города . » Количество, состояние и внешний вид объектов соответствует описанию в постановлении следователя о назначении экспертизы.
Поступивший на исследование лист бумаги белого цвета прямоугольной формы с размерами сторон . х . мм (фото 1) имеет с одной стороны след наслоения вещества черного цвета, по форме близкий к прямоугольной с размерами: наибольшая длина . мм, наибольшая ширина . мм. В следе отобразился рельефный рисунок, состоящий из окрашенных и пробельных участков. Центральная часть следа представляет собой три окрашенные ломаные линии шириной от . мм до . мм, участки которых расположены параллельно друг другу, длина сторон ломаной линии от . до . мм. Углы при вершинах ломаной линии составляют . градусов. Данные ломаные линии разделены пробельными ломаными линиями шириной от . мм до . мм. Общая ширина центральной части следа составляет . мм. Слева и справа от центральной части следа имеются окрашенные участки в виде шестиугольников с размером сторон от . мм до . мм, соединенные между собой пробельными ломаными линиями шириной от . мм до . мм. На всех окрашенных элементах следа имеются упорядоченные пробельные ломаные линии размерами длиной от . мм до . мм и шириной от . мм до . мм.
Судя по форме, размерам и рисунку, отобразившихся в следе, можно сделать вывод, что след, поступивший на исследование, оставлен участком протектора беговой дорожки шины и пригоден для групповой идентификации.
При сравнении следа со справочными данными (указать источники) установлено, что след оставлен шиной модели . предназначенной для эксплуатации на следующих модификациях автомобилей . . . .
При визуальном исследовании следа, а также с помощью увеличительных приборов установлено, что в нем отобразились пробельные и окрашенные участки, различные по форме и размерам, расположению и взаиморасположению, которые могут быть объяснены как наличием признаков, индивидуализирующих протектор беговой дорожки шины, оставившей след, так и процессом следообразования.
Шина, поступившая на исследование, изготовлена из материала черного цвета и имеет следующие размеры: наружный диаметр . мм, внутренний (посадочный) диаметр . мм, ширина поперечного сечения (профиля) . мм, высота поперечного сечения (профиля) . мм. На боковой поверхности шин имеются маркировочные обозначения: . (фото 2).
Рисунок протектора беговой дорожки шины состоит из выступающих элементов, которые в центральной части представляют собой ломаные линии шириной от . мм до . мм, расположенные параллельно друг другу вдоль осевой линии беговой дорожки, длина сторон ломаной линии от . мм до . мм, углы при вершине ломаных линий составляют . градусов. Данные ломаные линии разделены углублениями в виде ломаных линий шириной от . мм до . мм. Слева и справа от центральной части беговой дорожки имеются выступающие элементы (грунтозацепы) в виде шестиугольников с размером сторон от . мм до . мм, соединенных между собой у основания. Данные шестиугольники разделены между собой углублениями в виде ломаных линий шириной от . мм до . мм. На всех выступающих элементах беговой дорожки имеются упорядоченные углубления в виде ломаных линий с наибольшей шириной . мм, длиной от . мм до . мм. При сравнении рисунка протектора беговой дорожки шины со справочными данными (указать источники), установлено, что шина модификации . предназначена для эксплуатации на автомобилях следующих моделей: . . . .
При исследовании протектора беговой дорожки шины установлено, что на ней имеются потертости, отсутствие отдельных элементов рисунка протектора, вырывы, порезы различной формы и размеров. Это свидетельствует о том, что шина находилась в эксплуатации.
Для проверки устойчивости отображения признаков и получения образцов для сравнительного исследования проводился экспертный эксперимент, в ходе которого шина монтировалась на диск и устанавливалась на переднюю ось автомобиля ВАЗ 2106. На протектор беговой дорожки шины тонким слоем наносилась типографская краска. Давление внутри шины соответствовало рекомендуемому техническими условиями эксплуатации. После чего в процессе движения автомобиля колесо прокатывалсь по поверхности белой бумаги размерами . х . мм, уложенной на ровной асфальтированной дороге. В результате были получены поверхностные оттиски, в которых полно и четко отобразился рисунок протектора беговой дорожки шины и его особенности.
Читайте также: Шина ds2 рендж ровер
При сравнении следа, изъятого с места происшествия, с полученными экспериментальными оттисками протектора беговой дорожки методом сопоставления установлено их совпадение по следующим общим признакам: форме и размерам элементов рисунка беговой дорожки шин, а также частным признакам (фото 3, 4):
— пробелу, по форме близкому к прямоугольной, с размерами: наибольшая длина . мм, наибольшая ширина . мм, расположенному в . мм от правого края листа бумаги и в . мм от верхнего края листа бумаги (отм. 1);
— пробелу треугольной формы с размерами сторон . мм, расположенному в . мм от правого края листа бумаги и в . мм от верхнего края листа бумаги (отм. 2);
— пробелу, по форме близкому к прямоугольной, с размерами: наибольшая длина . мм, наибольшая ширина . мм, расположенному в . мм от левого края листа бумаги и в . мм от нижнего края листа бумаги (отм. 3);
— пробелу линейной формы с размерами: длина . мм, ширина . мм, расположенному в . мм от нижнего края листа бумаги (отм. 4).
Выявленные совпадающие признаки устойчивы, в своей совокупности существенны, индивидуальны и достаточны для категорического положительного вывода о том, что след протектора беговой дорожки шины изъятый с места происшествия, оставлен участком протектора беговой дорожки шины представленной на исследование.
В процессе исследования применялись: линейка измерительная, штангенциркуль, транспортир; использовались: валик дактилоскопический, типографская краска, листы бумаги, фотоустановка «Уларус», фотоаппарат «Зенит-122», фотопленка ФН-64, фотоувеличитель «УПА-5М», фотобумага.
1. След протектора беговой дорожки шины, изъятый с места происшествия, пригоден для идентификации.
2. След протектора беговой дорожки шины, изъятый с места происшествия, оставлен участком протектора беговой дорожки шины, представленной на исследование.
К настоящему заключению прилагается фототаблица на двух листах со следующими фотоснимками: фото 1. Общий вид листа бумаги с поверхностным следом, изъятым с места происшествия; фото 2. Общий вид шины, правого переднего колеса автомобиля ВАЗ — 2106, представленной на исследование; фото 3. Изображение поверхностного следа протектора шины, изъятого с места происшествия; фото 4. Изображение экспериментального поверхностного следа беговой дорожки шины правого переднего колеса автомобиля ВАЗ — 2106, представленной на исследование; фото 5 и 6 Контрольные фотоснимки.
Примечание: на фото 4 и 5 красителем красного цвета указаны совпадающие признаки.
Видео:Дактилоскопическая экспертизаСкачать
Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств
1. Предмет и объекты экспертизы следов транспортных средств.
Вопросы разрешаемые криминалистической экспертизой транспортных средств.
2. Экспертиза следов колес.
Методика производства экспертизы и оформление материалов.
3. Идентификация транспортных средств по отделившимся деталям и частям.
Экспертиза осколков рассеивателей фар и указателей поворотов.
Методика производства экспертизы и оформление материалов.
Трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз. Ее содержание отличается своими особенностями, которые заключаются в том, что для трасологической экспертизы характерно исследование следов-отражений для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов.
Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов экспертизы.
Объектами трасологической экспертизы являются следы-отражения, то есть материально-фиксированные отражения единичных объектов — предметов, людей, животных.
Объектами экспертизы транспортных средств являются:
— слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;
— фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии;
— предметы со следами (одежда, обувь) ;
— части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;
— человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).
Перед экспертом-трасологом ставятся вопросы в зависимости от объектов и предмета исследования, целей и задач исследования необходимых для разрешения трасологической экспертизой.
Рассмотрим три основные группы вопросов, которые могут быть поставлены эксперту трасологу.
Вопросы, относящиеся к установлению групповой принадлежности транспортных средств:
— каким видом транспорта оставлены следы?
— соответствуют ли форма, размеры и взаимное расположение следов соударению автомобилей (транспортных средств) определенных типов, видов, марок?
— какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия?
— мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?
Вопросы, относящиеся к установлению конкретного транспортного средства: — не данным ли транспортным средством оставлены следы?
— одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы?
— не данной ли шиной оставлены следы на месте происшествия?
Вопросы, относящиеся к установлению целого по частям: — не принадлежат ли обнаруженные на месте дорожного происшествия части деталей поломанным деталям данного транспортного средства?
— не составляли ли ранее единое целое осколки стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия и на транспортных средствах?
2. Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств как и всякой другой криминалистической экспертизы состоит из следующих стадий:
— оценка результатов исследования;
— оформление материалов экспертизы;
На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с поступившими материалами, изучает состояние упаковки и объектов, соответствие объектов указанных в постановлении о назначении экспертизы, при необходимости фотографирует упаковку, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные материалы.
Рассмотрим более подробно три последующие стадии исследования диагностической экспертизы, выясним их особенности.
Детальное исследование — это стадия более глубокого изучения объектов экспертизы.
Исследование вещественных доказательств, как правило, начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия.
При осмотре объектов экспертизы нужно придавать значение характеру следов, принимать во внимание, каким веществом образованы следы наслоения и на каком материале.
Во время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая часть протектора, в каком объеме и с какой степенью четкости в них отражена, достаточно ли имеющегося отражения, чтобы решить поставленный вопрос. Если исследуемый слепок с объемного следа, важно выяснить, на каком материале образован след, состояние материала, глубину следа, когда и каким способом изготовлен исследуемый слепок.
Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он находится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора.
Возможность определения модели шины по ее следу обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это, прежде всего, размеры шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов.
В следе, исследуемом в натуре и по фотоснимку, в первую очередь предстоит выявить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их сравнения со специальными справочными материалами.
Читайте также: Шины для экскаватора размеры
Самой благоприятной ситуацией является, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины отражения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической, в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе.
Названных двух параметров — ширины беговой дорожки и рисунка протектора чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами.
При неполном отражении ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка протектора, которая отражена в следе. Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов рисунка, которые отражены в следе.
Подлежащие измерению параметры выбираются с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные выступы, например, измеряются по их продольным и поперечным диагоналям, зигзагообразные по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах.
В процессе сравнения и при оценке результатов необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать.
Это объясняется: — нечеткостью отражения протектора в следе и неизбежными при этом ошибками измерений; — деформацией протектора, его выступающий частей под действием нагрузки на шину; — износом протектора.
Выступы на беговой дорожке имеют в сечении форму трапеции, с меньшим основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов, соприкасающаяся с дорогой постепенно увеличивается, в зависимости от степени износа разница в длине и ширине может достигать 2-3 мм. При значительном износе протектора наиболее ценную информацию будут нести угловые величины фигур.
Общий вывод по результатам исследования может быть либо определенным, когда установлена одна конкретная модель шины, либо альтернативным с указанием двух или более равновероятных моделей и объяснением причин этого.
Далее рассмотрим стадию оформления материалов, исследовательская часть заключения начинается краткой характеристикой поступивших на исследование объектов, в частности предмета, на котором находится след, или объекта содержащего результаты фиксации следа.
Затем идет описание следа вместе с данными о его виде, размерах, качестве отражения протектора. При описании рисунка протектора сосредотачивается внимание на той части, которая отражена в следе: общий вид, форма и размеры основных элементов, степень выраженности.
После выполнения сравнительного исследования требуется изложить его результаты, приводятся источники, из которых использованы справочные материалы. Перечисляются обнаружившиеся в следе признаки, которые совпадают с особенностями той или иной модели шины, дается их криминалистическая оценка. Если модель шины почему-либо не установлена или эксперт не смог прийти к категорическому выводу об одной модели, надо указать причины, обусловившие такой результат, либо назвать вероятные модели.
Вывод по экспертизе фиксируется в виде ответа на поставленный вопрос. Если при исследовании следов выявлены броские особенности шины, эксперт указывает о них в своем выводе, такие данные важны для организации розыска шины.
В качестве иллюстрации к заключению об установлении модели шины прилагаются фотоснимок общего вида объекта экспертизы и отдельно более крупным планом фото снимок следа. Помещать фотоснимок рисунка протектора из справочных материалов не всегда целесообразно, однако в отдельных случаях использование таких снимков необходимо, когда след нечетко отражает небольшую часть протектора или когда использовались другие справочные материалы.
Другой вид экспертизы по следам транспортных средств — это идентификационная экспертиза, то есть установление конкретной шины, оставившей след на месте происшествия. Как и в других идентификационных экспертизах, исследованию подвергаются разные виды объектов: следы, если они изъяты вместе с предметом, или результаты их фиксации (слепки, оттиски, фотоснимки), а так же шина или несколько шин.
Направление на экспертизу вместо проверяемой шины ее экспериментальных следов нельзя считать правильным. Не изучив непосредственно шину и используя только экспериментальные следы, невозможно определить идентификационную значимость деталей строения протектора, отличить групповые признаки от единичных, определить устойчивость их отображения.
При осмотре следов особое внимание уделяется физическим свойствам поверхности, на которой образован след, поскольку от них зависят полнота и качество отражения протектора в следе.
Если представлен сам объект с поверхностным следом, то ложные детали должны быть выявлены при предварительном осмотре.
Предварительным исследованием шины определяются ее конструктивные данные и маркировочные обозначения; тип и модель, общие размеры, ширина беговой дорожки и рисунок протектора, серийный и гаражный номера.
Выясняется, не заменялся ли протектор покрышки, основным признаком замены является кольцевой выступ на боковине, образуемый краем нового протектора. Учитывается и общее состояние шины:
-степень изношенности протектора,
-наличие или отсутствие хорошо выраженных дефектов и признаков местного ремонта.
На стадии детального исследования объекты изучаются и сравниваются по общим и частным признакам. Поскольку некоторые общие признаки внешнего строения шины одновременно характеризуют и ее конструктивные особенности.
Первоначально определяют модель шины, оставившей след и полученные данные сопоставляют с моделью проверяемой шины. Различие моделей служит основанием для бесспорного вывода об отсутствие тождества, совпадение требует продолжение исследования по другим общим признакам — как производственным, так и эксплуатационным. Существенные различия этих признаков тоже могут служить основанием для отрицательного вывода.
В том случае, если результаты сравнения общих признаков не позволяют исключить проверяемую шину, необходимо перейти ко второму этапу детального исследования — изучению и сравнению объектов экспертизы по их частным признакам и деталям. Частные признаки по происхождению делятся на производственные и эксплуатационные.
К первой группе относятся:
— раковины различных форм и размеров,
— срывы (выкрошенность) отдельных краев участков выступающих частей.
Ко второй группе признаков относятся:
— пробоины или проколы (сквозные или несквозные),
— выкрошенность и срезание отдельных частей рисунка,
— наличие заплат и пластырей.
При изучении следа необходимо выделить в нем наиболее четкие и крупные отражения деталей, определить их форму, размер, расположение относительно друг друга, а так же относительно краев беговой дорожки и плоскостей выступающих элементов рисунка протектора.
При исследовании шин устанавливают, нет ли на их поверхности вулканизационных швов, заплат, случайно застрявших в углублениях протектора мелких камней, внедрившихся в резину острых металлических предметов и т. П., кроме того выясняют, не устанавливались ли на шинах средства противоскольжения. Указанные признаки наряду с особенностями самой шины могут использоваться для идентификации.
Читайте также: Шины пирелли скорпион верде all season описание
Признаки, отобразившиеся в следах и контактные поверхности шин с характерными неровностями фиксируются путем их фотографирования в одном масштабе и описываются в заключении. Сравниваться они могут или непосредственно или путем сопоставления фотоснимков.
В целях определения устойчивости отображения признаков в следах и получения равноценного объекта для сравнительного исследования экспериментальные следы оставляются контактными поверхностями шин.
Если сравнению подлежат объемные следы, то в большинстве случаев сопоставляют между собой гипсовый слепок следа и слепок экспериментального следа. Если исследованию подлежат поверхностные следы, то перед экспериментом выступающие элементы окрашиваются сходным по цвету веществом и экспериментальные следы воспроизводят на листах бумаги, кусках обоев.
Заключительная часть детального исследования состоит в сравнении результатов анализа следа и участка беговой дорожки проверяемой шины, одноименные детали сопоставляют по форме, размерам и относительному расположению, чтобы уточнить расположение деталей принимают во внимание их размещение на плоскости выступов с этими деталями в системе других элементов рисунка. С той же целью измеряю расстояния между деталями и величины углов, которые образуются линиями, соединяющими не менее трех деталей.
При исследовании небольших по площади следов или их отдельных участков могут быть использованы координатные сетки, целесообразно так же практиковать совмещение одномасштабных фотоснимков. Независимо от способа сравнения необходимо всегда учитывать возможные различия, возникающие из-за деформации шины и иных условиях следообразования.
Общий вывод по экспертизе основывается на идентификационной ценности совпадающих признаков и на объяснении наблюдающихся различий.
Оформление материалов при проведении идентификационной экспертизы заключается в следующем:
— в водной части заключения излагаются обстоятельства дела и данные о следах, кроме того, излагаются данные о поверяемой шине.
— в исследовательской части заключения должны быть представлены результаты осмотра и первоначального исследования, данные по модели шины, которой образован след, ее особенности. При описании результатов сравнения необходимо дать перечень совпадающих и различающихся признаков, указать их идентификационную значимость.
От результатов исследования и формы выводов зависит содержание фототаблицы, прилагаемой к заключению эксперта. При установлении шины на фотоснимках показывают общий вид шины, основные детали, совпадение которых послужило основанием для вывода. Детали по сравнению с беговой дорожкой, как правило, незначительны по размеру, поэтому на фототаблице показывают часть беговой дорожки, обозначив участок по которому проводилось сравнение, а затем на отдельных увеличенных фотоснимках выявленные детали то есть частные признаки и отметить особенности их внешнего строения.
3. Экспертизы осколков разбитых фарных рассеивателей и подфарников так же как и экспертизы следов шин делятся на диагностические и идентификационные, то есть установление групповых свойств фарного рассеивателя способствует определению модели автомобиля, на который они ставятся, установление факта, что осколки, изъятые с места происшествия и обнаруженные в фаре конкретного автомобиля ранее составляли единый рассеиватель.
Трасологическое исследование в целях установления взаимной принадлежности осколков основывается на изучении признаков идентификационной значимости, различающихся по происхождению:
— производственные признаки, возникающие при изготовлении фарных рассеивателей;
— признаки, возникающие во время их эксплуатиции;
— признаки, возникающие в процессе разрушения стекла;
Для того, чтобы уяснить идентификационную значимость производственных признаков необходимо знать основные этапы технологии производства фарных рассеивателей. Рассеиватели изготавливаются под давлением на пневматическом автомате, состоящем из вращающихся в горизонтальной плоскости матриц и вертикально перемещающегося пуансона с ограничительным кольцом.
Расплавленная стекломасса по ограничительному кольцу подается из печи в одну из матриц. Опускаясь в матрицу, пуансон формует рассеиватель. Когда пуансон поднимается, под него подается вторая матрица со стекломассой и операция повторяется вновь. После снятия в специальных печах внутренних напряжений производственный цикл заканчивается.
Внешние признаки рассеивателей возникают в самом начале процесса: при выдавливании стекломассы через отверстие на расплавленной капле от его краев образуются неровности в виде параллельных углубленных полос. Они частично исчезают при сжатии массы в пресс-форме, но в виду быстрой теплоотдачи полосность в той или иной форме сохраняется. Чаще всего этот признак можно обнаружить со стороны действия матрицы, то есть со стороны внешней поверхности рассеивателя.
Полосность как трасологический признак имеет высокую идентификационную значимость. Хотя этот признак формируется краями одного и того же ограничительного кольца, взаиморасположение и протяженность отдельных полос в рассеивателях различна, так как их формирование определяется случайными изменениями теплового, давящего, вибрационного и других режимов работы автомата.
Значительная протяженность отдельных полос, последовательность их чередования и достаточная выраженность позволяют использовать этот признак для идентификации целого по частям даже при отсутствии общей линии разделения.
При растекании стекломассы по матрице в результате значительной теплоотдачи с поверхностного слоя капли на ее поверхности образуются наплывы в виде полос дугообразной формы (кованость), которые, как и полосность частично сохраняются на готовом изделии. Этот признак также индивидуален для каждого рассеивателя и может быть использован для идентификации целого по частям. Идентификационная значимость этого признака ниже чем полосности, так как при отсутствии общей линии разделения использование этого признака затруднено из-за веерообразного расположения и слабой выраженности наплывов.
Групповые признаки, возникающие в результате ремонта матрицы и пуансона рассматривать как групповые.
После того как фарный рассеиватель установлен на автомобиле, на нем возникают эксплуатационные признаки, которые впоследствии могут быть использованы для установления осколков одному рассеивателю. Так, при нахождении рассеивателя в фаре на его буртике могут отпечатываться контуры края рефлектора, уплотнительного резинового кольца или удерживающего металлического кольца. В них обычно не отражаются индивидуальные признаки, но по наличию этих отпечатков, их величине и конфигурации можно определить краевые осколки рассеивателя.
В процессе эксплуатации на рассеивателях возникают случайные следы: наслоения и мазки краски, грязи, царапины и раковины. В силу случайности своего происхождения они имеют высокую идентификационную значимость.
Наиболее ценными признаками для установления принадлежности стеклянных осколков единому целому являются признаки, возникающие в процессе разрушения стекла то есть следы разлома. Поверхности разлома имеют трехмерное измерение, здесь сравнительному исследованию подлежит объемная конфигурация следов.
Если рассеиватель разрушается вследствие непосредственного удара о его поверхность твердого тела, этому может предшествовать образование пробоины в стекле или откол части стекла с поверхности рассеивателя. Образующаяся при этом раковина находится на поверхности разделенных осколков и имеет важное идентификационное значение при установлении принадлежности их одному рассеивателю.
И. И. Пророков Криминалистическая экспертиза следов
Криминалистическая экспертиза. Выпуск 8.
Судебно-трасологическая экспертиза. Выпуск 3.
Судебная транспортно-трасологическая экспертиза.
Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми
Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь!
💥 Видео
Как преступники выдают себя ? — ТОПЛЕССкачать
Реализация маркированных шин / Шинный ЭкспертСкачать
ГУДКОВ, КЛАСКОВСКИЙ: Лукашенко за прокол на параде в РФ оправдывается, Путин, война | Обычное утроСкачать
КАК РАСКРЫВАЮТ УБИЙСТВА. ОТДЕЛ ПРОИСШЕСТВИЙ 18+Скачать
Трасологическая экспертизаСкачать
Экспертиза запаховых следов человекаСкачать
5 ТрасологияСкачать
ТРАСОЛОГИЯ "Следы ног человека" (Учебный фильм 2015 год)Скачать
Дактилоскопическая экспертиза ч1Скачать
Прием маркированных шин от поставщика / Шинный ЭкспертСкачать
ЗАТЕРЯННЫЕ В ПЕСКАХ / ПРОДОЛЖАЙТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КАК УБРАТЬ ПЕСОК ЗАДАНИЕ ЗОЛОТАЯ СТРАНА ГРЕЗ ГЕНШИНСкачать
Запаховая экспертизаСкачать
Растопите все замерзшие фрагменты | Genshin impact задание "в горах" | прохождениеСкачать
ПО СЛЕДАМ ПОЛКОВНИКА РАЗВЕДКИ СССР!Скачать
По следам британских ученых. Зачем медицине несерьезные исследования #ВодовозовСкачать
Блок 1. 1-й урок "История становления экспертизы"Скачать
Открытие гробницы Иисуса ХристаСкачать
Мало кто знает, но Бланка ветеран войны бесконечности 🦸🏻♀️ | Бланка и Рома | Shaykin #юмор #шортсСкачать