Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Эксплуатация шин РУ. Основной задачей эксплуатации шин РУ является надзор за их состоянием и нагревом.

При эксплуатации шин особое внимание обращают на болтовые контактные соединения шин РУ друг с другом и с выводами аппаратов. Эти соединения должны удовлетворять следующим основным требованиям:

  • плотность тока в контактном соединении шин не должна превышать 0,3 А/мм2 для медных, 0,16 А/мм2 для алюминиевых и 0,075 А/мм2 для стальных;
  • падение напряжения в контактном соединении не должно превышать более чем па 20% величину падения напряжения для целого участка шины равной длины;
  • сопротивление контакта при температуре шин 70°С не должно превышать более чем на 20% сопротивление целого участка шипы, равного длине контактного соединения при той же температуре.

Сопротивление в болтовом контактном соединении ( R кон) ориентировочно определяют из выражения n

Эксплуатация шин и изоляторов РУ

где n — число болтов; Е — усилие затягивания болта, кГ; k — коэффициент, равный 1,2 для меди, 10 — для алюминия и 75 — для стали.

Температура нагрева контактного соединения шин при нормальных режимах и рабочих токах не должна превышать температуру целого участка шины па расстоянии 1,5-2 м от места соединения. Контроль температуры нагрева осуществляется цветовыми индикаторами, отпадающими указателями или термосвечами.

Проверку нагрева контактных соединений следует производить в часы наибольших нагрузок. Сила затягивания болтов контактного соединения шин должна обеспечивать нормируемые величины переходного сопротивления и стабильность контакта. Болты затягивают специальным ключом с регулируемым усилием (крутящим моментом) или гаечным ключом, но с применением динамометра.

При завертывании болтов и гаек обычными (гаечными, разводными и др.) ключами применение рычага не допускается. Плотность прилегания шин в контактном соединении контролируют щупом (10X0,05 мм), который не должен входить между контактными поверхностями шин на глубину более чем 6 мм. Сборные и соединительные шины РУ должны иметь расцветку фаз, предусмотренную ПУЭ.

Эксплуатация изоляторов РУ . Одноэлементные опорные и проходные изоляторы РУ периодически подвергают испытаниям напряжений промышленной частоты, величины которых приведены в табл. 1.

Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Примечание. Опорные многоэлементные изоляторы испытывают путем приложения напряжения 50 кВэфф промышленной частоты к каждому элементу изолятора в течение 1 мин.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Видео:#3 Изоляторы шинные дистанционные SMСкачать

#3 Изоляторы шинные дистанционные SM

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШИН И ТОКОПРОВОДОВ

Сборные и соединительные шины закрытых РУ 6—10 кВ выполняются из одной или нескольких алюминиевых по­лос, закрепляемых на опорных изоляторах. Для установок с большими токами (более 2000 А) применяются шины швеллерного профиля. При изменениях температуры изме­нения длины жестких шин воспринимаются компенсатора­ми— пакетами изогнутых медных или алюминиевых лент, соединенных последовательно с шинами. На открытых РУ шины выполняются из гибкого провода или жестких труб. Гибкая ошиновка крепится к гирляндам подвесных изоля­торов типа ПФ6, а в условиях загрязненной атмосферы — к гирляндам изоляторов с развитой боковой поверхностью, например серии ПФГ.

При эксплуатации не допускается нагрев шин выше 70° С при температуре окружающего воздуха 25° С. Зада­чей эксплуатации является контроль за исправностью кон­тактных соединений шин (методы контроля изложены в § 2.6, 2.7) и состоянием изоляции. Опорные фарфоровые одноэлементные изоляторы внутренней и наружной уста­новок испытываются повышенным напряжением промыш­ленной частоты, значение которого приведено ниже; про­должительность испытаний 1 мин.

Номинальное напряжение изолятора, кВ. 3 6 10 20 35

Испытательное напряжение изолято­ра, кВ . 25 32 42 68 100

Опорно-стержневые изоляторы напряжением 35 кВ и выше в эксплуатации не подвергаются электрическим ис­пытаниям.

Состояние подвесных изоляторов на подстанциях конт­ролируется штангой с переменным искровым промежутком.

На электростанциях соединения выводов генераторов с блочными трансформаторами выполняются открытыми шинными мостами или комплектными пофазно экраниро­ванными токопроводами. По сравнению с открытыми ши­нами токопроводы обладают рядом эксплуатационных преимуществ: токоведущие части и изоляторы предохраня­ются от пыли и атмосферных осадков; исключается возмож­ность возникновения междуфазных КЗ на генераторном напряжении; обеспечивается безопасность обслуживания.

Экраны токопроводов делают составными из ряда сек­ций с телескопическим перемещением подвижных цилиндров по неподвижным, закрепленным на станинах. Такая конст­рукция обеспечивает доступ к изоляторам при их чистке и ремонте. Для осмотра контактных соединений в кожухах токопроводов предусмотрены смотровые окна.

При осмотре токопроводов измеряется температура экранов и поддерживающих конструкций, которая не долж­на превышать 50° С. Металлические конструкции, находя­щиеся в электромагнитном поле переменного тока нагруз­ки, нагреваются вихревыми токами, для уменьшения кото­рых отдельные секции экранов изолируют друг от друга резиновыми уплотнениями. Одну из опорных станин каж­дой секции заземляют, а другую изолируют от земли во избежание образования замкнутых контуров. При ремонте проверяют состояние изоляционных прокладок станин и уп­лотнений между секциями. Их сопротивление, измеренное мегаомметром на 1000 В, должно быть не менее 0,1 МОм.

Читайте также: Что такое дорожный рисунок шины

Оборудование, встроенное в токопроводы (изоляторы, измерительные трансформаторы, разрядники и др.), под­вергается электрическим испытаниям в соответствии с ус­тановленными для него нормами.

Видео:Преимущества полимерных изоляторов SMLСкачать

Преимущества полимерных изоляторов SML

Для чего окрашивают шины токопроводов

Токопровод представляет собой электротехническое устройство для передачи электроэнергии на малые расстояния (например, от генератора к повышающему трансформатору). Токопровод с литой изоляцией — это устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из проводников, изолированных от заземлённых частей твёрдыми диэлектрическими материалами, защитных оболочек, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций.

Общие описания и условия применения приведены в документах:
СТО 56947007-29.120.60.106-2011 «Токопроводы с литой (твёрдой) изоляцией на напряжение 6-35 кВ. Технические требования», «ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК» (ПУЭ).

Эксплуатация шин и изоляторов РУЭксплуатация шин и изоляторов РУ

Эксплуатация шин и изоляторов РУЭксплуатация шин и изоляторов РУ

Эксплуатация шин и изоляторов РУ Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Токопроводы предназначены для передачи и распределения электроэнергии, как правило — между блоками одной электроустановки. Они состоят из шин, изоляторов, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций, могут включать защитные кожухи (оболочки или экраны) и другие элементы.

Токопроводы различаются по конструктивному исполнению, области применения и способу изготовления, рисунок ТР-1.

По конструктивному исполнению различают токопроводы с гибкими и жесткими шинами.

Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Рисунок ТР-1. Классификация токопроводов.

• токопроводы предназначенные для передачи энергии между генераторами и силовыми трансформаторами;

• гибкие линии связи 35 кВ и выше;

• гибкую ошиновку распределительных устройств (РУ) 35 кВ и выше и подвесные токопроводы для электроснабжения промышленных предприятий.

Токопроводы с жесткими шинами разделяют на открытые и закрытые кожухами или экранами.

• шинные линии используемые для ошиновки РУ, токопроводы связи генераторов и силовых трансформаторов;

• жесткую ошиновку РУ 110 кВ и выше;

• подвесные жесткие токопроводы промышленных предприятий.

• закрытую ошиновку и шинные мосты комплектных распределительных устройств (КРУ)

• токопроводы с твердой изоляцией;

• токопроводы 110 кВ и выше с воздушной или элегазовой изоляцией.

Применение видов токопроводов при передаче и распределении электроэнергии

Применение различных видов токопроводов на ТЭЦ средней мощности, крупных блочных электростанциях (КЭС), атомных электростанциях (АЭС), гидроэлектростанциях (ГЭС), гидроаккумулирующих электростанциях (ГАЭС), тепловых электростанциях (ТЭЦ), мощных подстанциях показано на примерах схем электрических соединений, показанных на рисунке ТР‑2, А) — В), где цифры соответствуют идентификаторам токопроводов, показанных в кружочках на рисунке ТР-1.

Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Рисунок ТР-2. Применение различных типов токопроводов. А) — ТЭЦ, Б) — КЭС, В) — подстанции.

В зависимости от участка электрической цепи применяются следующие конструкции токопроводов:

1. На ТЭЦ, рисунок ТР-2, А), в пределах машинного зала электростанций от выводов генератора до фасадной стены (участок АБ) используют жесткие шинные линии 4, а в цепях генераторов мощностью 60 МВт и выше — экранированные токопроводы 9. На участке БВ между машинным залом и закрытым распределительным устройством (ЗРУ) генераторного напряжения устанавливают гибкие токопроводы связи 1, жесткие открытые шинные линии (жесткие токопроводы связи) 4 или экранированные токопроводы 9. В ЗРУ электрические соединения (ВГ, ГЖ), в том числе сборные шины ДЕ, выполняют жесткой ошиновкой (шинными линиями) 4.

От токоограничивающего реактора до выключателей отходящих кабельных линий (участок ПР) устанавливают открытые шинные линии (мосты) 4 или закрытые 7 шинные мосты КРУ. Сборные шины КРУ (участок УФ) обычно выполняют ошиновкой 7, защищенной металлическими стенками отсеков шкафов КРУ.

Между ЗРУ и трансформатором связи Т1 на участке ЖЗ используют гибкие 1 или жесткие 4 токопроводы связи. В распределительном устройстве высшего напряжения (обычно РУ ВН 35 кВ и выше) все электрические соединения (ИК, ЛМ, НО и др.), включая сборные шины ЛН, выполняют гибкими 3 или жесткими 5.

Между ЗРУ и трансформатором собственных нужд Т2 при небольшой длине участка СТ применяют жесткие шинные линии 4, а при удаленной установке трансформатора Т2 от ЗРУ ‑ гибкие токопроводы 1. В РУ 6 кВ собственных нужд ТЭЦ, собранном из ячеек КРУ, сборные шины ХЦ выполняют в виде закрытых линий 7, а ответвления от них — закрытыми 7 или открытыми 4 шинными мостами.

2. На КЭС и АЭС, мощных ТЭЦ и ГЭС, рисунок ТР — 2, Б), участок АВ в блоке генератор — трансформатор Т1 и отвод БГ к трансформатору собственных нужд Т2 выполняют экранированным токопроводом 9. На ГЭС средней мощности на участке АВ применяют токопроводы с твердой изоляцией 8. Так как трансформаторы Т1 на КЭС, АЭС и крупных ГЭС обычно расположены на значительном удалении от РУ ВН (110 кВ и выше), на участке ДЕ используют гибкие линейные связи 2. Электрические соединения в РУ ВН выполняются гибкой 3 или жесткой 5 ошиновкой. На ГЭС и ГАЭС распределительные устройства ВН могут быть элегазовыми. В этом случае применяют закрытые элегазовые токопроводы 10.

Читайте также: Мишлен шины всесезонные маркировка

На участке ИК в цепи низшего напряжения трансформатора собственных нужд Т2 устанавливают экранированные токопроводы 9. Электрические соединения РУ собственных нужд 6 кВ выполняют так же, как на ТЭЦ. Открытую жесткую ошиновку используют в РУ 0,4 кВ. От сборных шин отходят кабельные линии. В настоящее время в сети низкого напряжения 0,4 кВ для питания мощных и ответственных потребителей (участок ПР) широко применяют закрытые шинопроводы 6 (см. «Магистральные шинопроводы»).

На подстанциях рисунок ТР — 2, В), электрические соединения РУ высшего и средних напряжений, включая сборные шины АБ и ВГ, часто выполняют открытой гибкой 3 или жесткой 5 ошиновкой. В РУ подстанций крупных городов иногда используют закрытые элегазовые токопроводы 10. Так как автотрансформаторы (или трансформаторы) при этом могут быть удалены от одного из распределительных устройств, то для соединения, например, на участке ДЕ, применяют гибкие линейные связи 2.

От автотрансформатора (трансформатора) до ЗРУ низшего напряжения (участок ЖЗ) используют гибкие 1 или жесткие 4 токопроводы, далее до токоограничивающего реактора, участок ЗИ, устанавливают только жесткие токопроводы-шины 4. За реактором на участке КЛ применяют закрытые 7 шинные вводы КРУ. Электрические соединения в ЗРУ выполняют, как правило, закрытой 7 ошиновкой и шинными мостами КРУ.

По способу изготовления все токопроводы делятся на сборные и комплектные. Сборные токопроводы собирают и монтируют из отдельных деталей на месте установки. Блоки (элементы, секции) комплектных токопроводов изготавливаются в заводских условиях. На строительной площадке блоки собираются в готовое устройство. Комплектный подход особенно широко применяется для создания шинопроводов, т.е. токопроводов на номинальное рабочее напряжение до 1000 В. Помимо самих токопроводящих секций в комплекты поставки шинопроводов могут входить приборы учёта, управления и безопасности.

Также существуют комплектные решения для электроподстанций на наиболее типовые условия применения. Как элементы комплектных подстанций выпускаются элегазовые токопроводы, которые поставляются с коммутационными и другими аппаратами.

Токопроводы и процесс их создания должны соответствовать соответствующим стандартам и нормативам. Это, в том числе, предполагает выполнение заданных требований по:

• удобству монтажа и эксплуатации;

Проводниками в токопроводах служат гибкие и жесткие шины.

Гибкие шины

Гибкие шины широко используются в токопроводах для наружной установки 35 кВ и выше и в ряде видов токопроводов 6 — 20 кВ. В качестве гибких шин чаще используют многопроволочные витые алюминиевые, витые сталеалюминевые, полые алюминиевые провода.

Алюминиевые провода выпускаются сечением от 16 до 800 мм 2 . Они свиваются из 7 — 61 проволок круглого сечения диаметром 2 — 3 мм. Скрутку смежных повивов выполняют в противоположных направлениях, причем наружный повив имеет правое направление, рисунок ТР-3, А).

В сталеалюминевых проводах, рисунок ТР-3, А), сердечник 1 выполняется из стальной проволоки, а верхние повивы 2 — из алюминиевой. Стальной сердечник увеличивает механическую прочность провода, алюминиевая часть является токопроводящей. Сечение стального сердечника обычно в пять раз меньше, чем алюминиевых проволок, он воспринимает около 40% всей механической нагрузки. Такие провода имеют сечение алюминиевой части от 10 до 1000 мм 2 .

Полые алюминиевые провода состоят из проволок фасонного сечения, образующих один повив и соединенных друг с другом в замок без поддерживающего каркаса, рисунок ТР-3, Б). Сечение полых алюминиевых проводов 500 и 640 мм 2 при наружном диаметре провода 494 и 655 мм, соответственно.

Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Рисунок ТР-3. А) витой провод: 1 — сердечник, 2 — повивы. Б) полый провод.

В зависимости от номинальных тока и напряжения в одной фазе токопровода может быть от 1 до 8 проводов. В токопроводах напряжением до 330 кВ использование шин из нескольких проводов обусловлено большими рабочими токами. В установках напряжением от 330 кВ и выше на проводах малых и средних сечений возникает нежелательный коронный разряд. Для снижения направленности электрического поля и устранения условий его возникновения применяют провода большого диаметра, в том числе — полые. Широко используется расщепление шин: для каждой фазы токопровода на некотором расстоянии друг от друга устанавливается несколько проводов.

Читайте также: Где находиться датчик давления в шинах

Если число проводов в фазе три и более, то их, как правило, с помощью распорок и зажимов на изоляторах располагают по вершинам правильного равностороннего многоугольника.

Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Рисунок ТР-4. Дистанционные распорки. А) — парная, Б) лучевая, В) — рамная.

Наиболее широко жесткие шины используют в токопроводах до 110 кВ для наружной и для внутренней установки. При напряжениях 110 кВ и выше жесткие шины используются реже. Жесткие шины изготовляют из стали, меди, алюминия и его сплавов.

Сталь имеет высокую механическую прочность, но низкую электрическую проводимость. Она подвержена коррозии, что

требует дополнительной защиты стальных шин.

Поэтому сейчас стальные шины в токопроводах практически не применяют.

Медь обладает высокой механической прочностью и отличной проводимостью, но относительно дорога. Медь используется в шинопроводах повышенной надёжности, там, где важно учитывать габариты шинопровода.

Алюминий АДО при хорошей проводимости и более низкой, чем у меди, стоимости, имеет невысокую прочность. Используется, главным образом, в токопроводах до 1 кВ, а также при низких уровнях токов короткого замыкания (точнее — при незначительных электродинамических нагрузках, вызванных взаимодействием токов КЗ в шинах).

Использование алюминия и меди в токопроводах до 1 кВ, т.е. шинопроводах, рассмотрено в разделе «Магистральные шинопроводы».

В токопроводах применяют шины следующих профилей: прямоугольные, коробчатые, круглые и квадратные трубы, швеллеры двойное Т, П-образные швеллеры и равнобокие угольники, составные многополосные шины, шины из двух коробчатых профилей, из двух полутруб (рисунок ТР-5).

Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Рисунок ТР-5. Распространённые профили шин токопроводов. А) — прямоугольный, Б) — коробчатый, В) ‑ швеллер, Г) — двойное «Т», Д) — двухполосная шина, Е) ‑ шина из двух коробчатых профилей, Ж), З) ‑ круглая и квадратная трубы, И) — П — образный швеллер, К) — равнобокий угольник, Л) — трёхполосная шина, М) — шина из двух полутруб.

Многообразие профилей обусловлено широким диапазоном номинальных токов и напряжений, поиском эффективных решений. условиями монтажа и др.

В установках от 110 кВ и выше в основном используют круглые трубчатые шины, которые обладают высокой механической прочностью и создают при работе на своей поверхности электрическое поле относительно низкой напряженности, что препятствует развитию коронного разряда.

Изоляторы предназначены для крепления и изоляции шин, а также других токоведущих частей аппаратов от земли и других частей электроустановок. В токопроводах выше 1 кВ наиболее широко применяют фарфоровые или стеклянные опорные, проходные и подвесные изоляторы. В элегазовых токопроводах используют опорные изоляторы, выполненные из эпоксидных смол.

Для токопроводов с номинальным напряжением до 1 кВ используют пленочные изоляции на основе полиэтилентерефталата, литую изоляцию и литые изолирующие корпуса из эпоксидных смол, «Токопроводы и шинопроводы. Вводный раздел».

На электростанциях для связи мощных генераторов с трансформаторами и трансформаторов с шинами РУ применяют экранированные токопроводы, с пофазным экранированием, рисунок ТР-6.

В качестве экранов используются трубы преимущественно круглого сечения. Каждая фаза токопровода состоит из кожуха-экрана 1, токоведущей шины 2, изоляторов 3.

Шина закрепляется к изолятору специальным держателем. Изоляторы крепятся к крышкам, закрепленным на кожухах-экранах.

В экранированных токопроводах исключается возможность возникновения междуфазных коротких замыканий на генераторном напряжении, обеспечивается безопасность обслуживания.

При использовании экранированных токопроводов уменьшается нагрев расположенных вблизи его трассы металлических и железобетонных строительных конструкций. Кожух — экран также защищает токоведущие шины от воздействий окружающей среды.

Эксплуатация шин и изоляторов РУ

Рисунок ТР-6. Токопровод с пофазным экранированием. 1 — кожух-экран, 2 — токоведущая шина, 3 — изолятор, 4 — несущая балка.

Более полную информацию по магистральным шинопроводам можно найти в следующих разделах:
«Каталоги и инструкции» — Документация по брендам для более подробного ознакомления с шинопроводами от производителей.
«Терминология» — Основные термины и определения из нескольких ГОСТ и ТУ.
«ГОСТ и ТУ» — Перечень основных стандартов и регламентов связанных с шинопроводом.
«Бренды» — В разделе наглядно указаны типы шинопровода которые есть у того или иного производителя.
«Серии» — Подробный обзор серий и моделей шинопровода
«Монтаж» — Приведены рекомендации по руководящим документам, а также ссылки на видео монтажа шинопроводов от различных производителей.
«Выбор» — Дана информация по основным подходам при выборе шинопроводов.
«Как заказать» — Описаны подходы в расчете и оценке стоимости проектов на основе шинопроводов.
«Поставщики» — Раздел предназначен для поиска и выбора поставщиков того или иного бренда.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    📹 Видео

    Тарелочки на проводах. Изоляторы, виды-назначение и конструкция. #изоляторы#тарелочкиСкачать

    Тарелочки на проводах. Изоляторы,  виды-назначение и конструкция. #изоляторы#тарелочки

    Замена проходных и опорных изоляторов на ТПСкачать

    Замена проходных и опорных изоляторов на ТП

    Штыревой изолятор ШФ-20Г, ШФ-10Скачать

    Штыревой изолятор ШФ-20Г, ШФ-10

    Изоляторы ИПТ и ИПТВСкачать

    Изоляторы ИПТ и ИПТВ

    Устройство силового трансформатора 6/0.4 киловольт. Изоляторы, расширительный бачок, радиаторы.Скачать

    Устройство силового трансформатора 6/0.4 киловольт. Изоляторы, расширительный бачок, радиаторы.

    Изолятор ИПУСкачать

    Изолятор ИПУ

    Провода, токопровод, шиныСкачать

    Провода, токопровод, шины

    Разрушение колонки разъединителя 110 кВ при его отключенииСкачать

    Разрушение колонки разъединителя 110 кВ при его отключении

    Как определить напряжение ЛЭП по внешнему виду и по количеству изоляторов?Скачать

    Как определить напряжение ЛЭП по внешнему виду и по количеству изоляторов?

    Следственный изолятор | Видеоэкскурсия (2021)Скачать

    Следственный изолятор | Видеоэкскурсия (2021)

    Изолятор Миленина. Практика применения. Плюсы и минусы.Скачать

    Изолятор Миленина. Практика применения.  Плюсы и минусы.

    Как присоединить проводники из меди и алюминия к оцинкованной шинеСкачать

    Как присоединить проводники из меди и алюминия к оцинкованной шине

    Для энергетиков. КРУ-6кВ и выключатель ВЭМ-6.Скачать

    Для энергетиков. КРУ-6кВ и выключатель ВЭМ-6.

    Metaenergy блог с Анатолием. Как правильно затягивать изоляторы?Скачать

    Metaenergy блог с Анатолием. Как правильно затягивать изоляторы?

    Шинный изолятор EKF SM-25/51 как альтернатива орешковому (тест на разрыв) RA0LKGСкачать

    Шинный изолятор EKF SM-25/51 как альтернатива орешковому (тест на разрыв) RA0LKG

    Изоляция матки, плюсы и минусы изоляторов.Скачать

    Изоляция матки, плюсы и минусы изоляторов.

    Полимерные штыревые изоляторыСкачать

    Полимерные штыревые изоляторы

    Учебный фильм «Монтаж высоковольтных вводов с RIP-изоляцией производства завода "Изолятор"»Скачать

    Учебный фильм «Монтаж высоковольтных вводов с RIP-изоляцией производства завода "Изолятор"»
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток