Элегаз и его свойства

Элегаз — электротехнический газ — представляет собой шестифтористую серу SF6 (шестифтор) . Элегаз является основным изолятором в элементах ячеек с элегазовой изоляцией .

При рабочих давлениях и обычной температуре элегаз — бесцветный газ, без запаха, не горюч, в 5 раз тяжелее воздуха (плотность 6,7 против 1,29 у воздуха), молекулярная масса также в 5 раз больше, чем у воздуха.

Элегаз не стареет, т. е. не меняет своих свойств с течением времени, при электрическом разряде распадается, но быстро рекомбинирует, восстанавливая первоначальную диэлектрическую прочность.

Элегаз и его свойства

При температурах до 1000 К элегаз инертен и нагревостоек, до температур порядка 500 К химически не активен и не агрессивен по отношению к металлам, применяемым в конструкции элегазовых распределительных устройств.

В электрическом поле элегаз обладает способностью захватывать электроны, что обусловливает высокую электрическую прочность элегаза. Захватывая электроны, элегаз образует малоподвижные ионы, которые медленно разгоняются в электрическом поле.

Видео:ДЕВУШКА С ПИСКЛЯВЫМ ГОЛОСОМ ВДОХНУЛА ЭЛЕГАЗ!Скачать

ДЕВУШКА С ПИСКЛЯВЫМ ГОЛОСОМ ВДОХНУЛА ЭЛЕГАЗ!

Эксплуатационная способность элегаза улучшается в равномерном поле, поэтому для эксплуатационной надежности конструкция отдельных элементов распределительных устройств должна обеспечивать наибольшую равномерность и однородность электрического поля.

В неоднородном поле появляются местные перенапряженности электрического поля, которые вызывают коронирующие разряды. Под действием этих разрядов элегаз разлагается, образуя в своей среде низшие фториды (SF2, SF4), вредно действующие на конструкционные материалы комплектных распределительных элегазовых устройств (КРУЭ) .

Во избежание разрядов все поверхности отдельных элементов металлических деталей и экранов ячеек выполняются чистыми и гладкими и не должны иметь шероховатостей и заусенцев. Обязательность выполнения этих требований диктуется тем, что грязь, пыль, металлические частицы также создают местные напряженности электрического поля, а при этом ухудшается электрическая прочность элегазовой изоляции.

Высокая электрическая прочность элегаза позволяет сократить изоляционные расстояния при небольшом рабочем давлении газа, в результате этого уменьшается масса и габариты электротехнического оборудования. Это, в свою очередь, дает возможность уменьшить габариты ячеек КРУЭ, что очень важно, например, для условий севера, где каждый кубический метр помещения стоит очень дорого.

Элегаз и его свойства

Высокая диэлектрическая прочность элегаза обеспечивает высокую степень изоляции при минимальных размерах и расстояниях, а хорошие способность гашения дуги и охлаждаемость элегаза увеличивают отключающую способность коммутационных аппаратов и уменьшают нагрев токоведущих частей.

Применение элегаза позволяет при прочих равных условиях увеличить токовую нагрузку на 25% и допустимую температуру медных контактов до 90°С (в воздушной среде 75°С) благодаря химической стойкости, негорючести, пожаробезопасности и большей охлаждающей способности элегаза.

Видео:Элегаз смог заменить синюю изоленту? Серьезный разбор темы! #энерголикбезСкачать

Элегаз смог заменить синюю изоленту? Серьезный разбор темы! #энерголикбез

Недостатком элегаза является переход его в жидкое состояние при сравнительно высоких температурах, что определяет дополнительные требования к температурному режиму элегазового оборудования в эксплуатации. На рисунке приведена зависимость состояния элегаза от температуры.

Диаграмма состояния элегаза в зависимости от температуры

Для работы элегазового оборудования при отрицательной температуре минус 40 гр. С необходимо, чтобы давление элегаза в аппаратах не превышало 0,4 МПа при плотности не более 0,03 г/см3.

При повышении давления элегаз будет сжижаться при более высокой температуре. поэтому для повышения надежности работы электрооборудования при температурах примерно минус 40°С его следует подогревать (например, бак элегазового выключателя во избежание перехода элегаза в жидкое состояние нагревают до плюс 12°С).

Дугогасительная способность элегаза при прочих равных условиях в несколько раз больше, чем воздуха. Это объясняется составом плазмы и температурной зависимостью теплоемкости, тепло- и электропроводности.

В состоянии плазмы молекулы элегаза распадаются. При температурах порядка 2000 К теплоемкость элегаза резко увеличивается вследствие диссоциации молекул. Поэтому теплопроводность плазмы в области температур 2000 — 3000 К значительно выше (на два порядка), чем воздуха. При температурах порядка 4000 К диссоциация молекул уменьшается.

Читайте также: Наконечник для накачки шин лучший

Видео:Элегаз и его свойстваСкачать

Элегаз и его свойства

В то же время образующаяся в дуге элегаза атомарная сера с низким потенциалом ионизации способствует такой концентрации электронов, которая оказывается достаточной для поддержания дуги даже при температурах порядка 3000 К. При дальнейшем росте температуры теплопроводность плазмы падает, достигая теплопроводности воздуха, а затем снова увеличивается. Такие процессы уменьшают напряжение и сопротивление горящей дуги в элегазе на 20 — 30% по сравнению с дугой в воздухе вплоть до температур порядка 12 000 — 8000 К. При дальнейшем снижении температуры плазмы (до 7000 К и ниже) концентрация электронов в ней уменьшается, в результате электрическая проводимость плазмы падает.

При температурах 6000 К сильно уменьшается степень ионизации атомарной серы, усиливается механизм захвата электронов свободным фтором, низшими фторидами и молекулами элегаза.

При температурах порядка 4000 К диссоциация молекул заканчивается и начинается рекомбинация молекул, плотность электронов еще больше уменьшается, так как атомарная сера химически соединяется с фтором. В этой области температур теплопроводность плазмы еще значительная, идет охлаждение дуги, этому способствует также удаление свободных электронов из плазмы за счет захвата их молекулами элегаза и атомарным фтором. Электрическая прочность промежутка постепенно увеличивается и в конечном счете восстанавливается.

Особенность гашения дуги в элегазе заключается в том, что при токе, близком к нулевому значению, тонкий стержень дуги еще поддерживается и обрывается в последний момент перехода тока через нуль. К тому же после прохода тока через нуль остаточный столб дуги в элегазе интенсивно охлаждается, в том числе за счет еще большего увеличения теплоемкости плазмы при температурах порядка 2000 К, и электрическая прочность быстро увеличивается.

Нарастание электрической прочности элегаза (1) и воздуха (2)

Такая стабильность горения дуги в элегазе до минимальных значений тока при относительно низких температурах приводит к отсутствию срезов тока и больших перенапряжений при гашении дуги.

В воздухе электрическая прочность промежутка в момент прохождения тока дуги через нуль больше, но из-за большой постоянной времени дуги у воздуха скорость нарастания электрической прочности после прохождения значения тока через нуль меньше.

Видео:Что, если тяжелый и легкий газ вдохнуть одновременно?Скачать

Что, если тяжелый и легкий газ вдохнуть одновременно?

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Шинопровод с элегазовой изоляцией на ультравысокие напряжения

Изоляция электрооборудования высокого напряжения и вентильные разрядники. Труды ВЭИ, 1982, вып. 91, с.46—50.
Приводятся методики выбора изоляционных расстояний шинопроводов с элегазовой изоляцией на ультра высокие напряжения, даны рекомендации по уменьшению потерь в оболочке шинопровода и созданию конструкции, в целом удобной для монтажа и эксплуатации; проводятся результаты тепловых испытаний и испытаний высоким напряжением.
Библиогр.: 3.

Элегаз и его свойства

Видео:Что, если тяжелым и легким газом накачать мячи?Скачать

Что, если тяжелым и легким газом накачать мячи?

В. H. Вариводов, А. А. Панов, А. А. Демкин, А. С. Лисичкин
ШИНОПРОВОД С ЭЛЕГАЗОВОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ НА УЛЬТРА ВЫСОКИЕ КЛАССЫ НАПРЯЖЕНИЯ
Шинопровод для комплектно-распределительных устройств с основной изоляцией SF6 (КРУЭ) представляет собой участки сборных шин подстанции, а также токопроводы, соединяющие отдельные аппараты распределительного устройства, и является одним из наиболее ответственных элементов КРУЭ.
Основные требования, которые предъявляются при разработке электрооборудования, в том числе и шинопроводов, — это высокая надежность в работе и возможно более низкая стоимость. Для шинопроводов ультра высоких классов напряжения эти требования особенно жестки, так как короткое замыкание на шинах — наиболее тяжелый вид аварии на подстанции, а стоимость шинопровода составляет значительную часть стоимости всего оборудования КРУЭ.
Это обусловливает ряд особенностей работы шинопровода: повышенную рабочую напряженность электрического поля на токоведущих жилах (она примерно в 2 раза выше, нежели в оборудовании 110— 220 кВ), большие рабочие токи, что предопределяет наряду со значительной протяженностью шинопровода КРУЭ и большие потери на нагрев в оболочке.
В результате при разработке конструкции шинопровода возникает необходимость решения следующих задач: создания изоляции, способной длительно выдерживать высокие рабочие напряженности поля; уменьшения потерь в оболочке; создания конструкции, удобной для монтажа и эксплуатации.

Рис. 1. Секция шинопровода:
а— конструкция; б — не герметична я респорка и распределение максимальных напряженностей в ее толще (Ζ) и на поверхности диэлектрика (2)

Оболочка секции шинопровода 1 (рис. 1, а) выполнена в виде трубы из конструкционной стали, в которой для уменьшения потерь по рекомендации [1] установлены шины обратного тока 2 из стандартного алюминиевого прутка, расположенные под углом 120 относительно друг друга. Указанные шины привариваются к алюминиевым кольцам 3 и алюминиевым фланцем 4, к кольцам же крепятся и негерметичные распорки (изоляторы 5). Токоведущая жила, выполненная в виде алюминиевой трубы, поддерживается негерметичными опорными изоляторами через алюминиевые втулки 6, которые к тому же позволяют задавать необходимую конфигурацию электрического поля вблизи распорок. Для удобства монтажа секции в алюминиевых кольцах имеются катки 7. В результате смонтированная система в виде токоведущей жилы, втулок, распорок и колец достаточно легко вкатывается в оболочку. На концах секции предусмотрена возможность установки унифицированных герметичных изоляторов 8 со втычными контактами.
Оболочка поворотных элементов (колена, тройника, крестовины) изготовляется, как правило, из немагнитной стали или алюминия.
Одним из основных узлов поворотных элементов являются герметичные изоляционные распорки с электростатическими экранами. Трубчатые экраны имеются и на оболочке в местах стыка труб. Контактные узлы изоляционных распорок соединены между собой медными трубами. Для удобства монтажа в колене предусмотрен люк.
Расчет основной элегазовой изоляции шинопровода необходимо осуществлять на максимальную его длину (примерно 2 км) в соответствии с методикой, изложенной в [2],и с учетом того, что аппаратуру ультра высоких классов напряжения необходимо рассчитывать по коммутационным перенапряжениям.
Критерием работоспособности элегазовой изоляции оборудования переменного тока является выполнение следующего соотношения [2]:
Элегаз и его свойства
гдеЭлегаз и его свойства— максимальная напряженность электрического поля,
возможная в эксплуатации при воздействии импульсных перенапряжений; E1 доп. и — допустимая напряженность поля в элегазовой изоляции при воздействии импульсного напряжения.
Допустимую напряженность поля при заданной вероятности пробоя Р в конструкциях с большими активными площадями можно определить по следующему соотношению:
Элегаз и его свойства

Читайте также: Шины арктик трак это

где Е — электрическая прочность единичного элемента при вероятности пробоя, равной 0,63; S — активная площадь электродов [2].

Элегаз и его свойства

Нижний предел по известным данным для давления элегаза 0,4 МПа можно принять 140—160 кВ/см.
В соответствии с данными [2] , рассматривая под единичным элементом участок шинопровода с площадью внутреннего электрода 0,5 м2, получаем что его электрическая прочность составляет 180 кВ/см. В результате расчета по этому соотношению при пессимистической оценке получаем Е > 142 кВ/см.
Радиальные размеры выбирают по следующему соотношению:
где r — радиус жилы; К — радиус оболочки; Красп — коэффициент, учитывающий снижение электрической прочности на поверхности распорок и равный примерно 1,1; Ку— коэффициент, учитывающий изоляционных распорках на основе литых эпоксидных компаундов можно рассчитать с помощью разработанной методики, по предварительной оценке она составляет примерно 4,5—6 кВ/мм.
На основании вышеуказанных требований, анализа (с помощью ЭВМ) электростатических полей различных изоляционных узлов, а также с учетом условий технологичности монтажа была разработана негерметичная изоляционная распорка.
Как показывают проведенные расчеты, напряженность электрического поля в толще диэлектрика распорок не превышает 5,5 кВ/мм, а на поверхности составляет не более 9С% максимальной напряженности на токоведущей жиле. Это дает возможность предполагать высокие напряжения пробоя по толще и перекрытия по поверхности распорок (рис. 1,б).
Основное требование при выборе опорной изоляции шинопровода — это высокая электрическая и механическая прочность изоляционных распорок. При выборе их конструкции нужно учитывать, что пробой твердой изоляции может происходить как в толще диэлектрика, так и по его поверхности.
Известно, что высокое напряжение перекрытия изоляционных конструкций, находящихся в элегазе, имеет место, если напряженность на поверхности изолятора ниже, чем напряженность электрического поля на поверхности токоведущей жилы. Это, очевидно, можно принципиально учитывать и при конструировании опорной изоляции шинопроводов ультра высоких классов напряжения.
Важным для изоляции оборудования ультра высоких классов напряжения вследствие высоких рабочих напряженностей на токоведущих жилах является выбор рабочих напряженностей поля в толще твердого диэлектрика газонаполненной аппаратуры.
Как показано в [3] , длительно допустимую напряженность поля в возможные локальные усиления поля на поверхности жилы и равный примерно 1,3.

Видео:Как работает элегазовый выключатель. Разрез настоящей колонкиСкачать

Как работает элегазовый выключатель. Разрез настоящей колонки

Читайте также: Как поменять батарейку в датчике давления в шинах хендай крета

Рис. 2. Результаты испытаний секции шинопровода высоким напряжением при различных давлениях элегаза:
1 — воздействие грозовой волны (3,5×50 мкс); 2 — воздействие коммутационной волны (230х35 000 мкс); 3 — воздействие напряжения промышленной частоты

Элегаз и его свойства

Металлические электроды перед заливкой обязательно подвергаются специальной химической обработке с целью повышения адгезии.
Высокая электрическая и механическая прочность распорок разработанной конструкции была подтверждена при испытаниях секции шинопровода, имеющего диаметр оболочки 1020 мм.
Испытания линейной секции шинопровода высоким напряжением проводились при разных формах воздействующего напряжения и различном давлении элегаза, причем при импульсных испытаниях определялась электрическая прочность, соответствующая 1% вероятности пробоя (по методике МЭК), а при испытаниях напряжением промышленной частоты — 50%-ная электрическая прочность.
Электроизоляционные характеристики секции шинопровода таковы (рис. 2), что позволяют ее использовать при напряжении 1150 кВ.
Проведенные тепловые испытания секции показали, что при номинальном токе 4 кА и температуре окружающей среды 40°С температура на поверхности оболочки не превышает 53°С, а использование шин обратного тока приводит к снижению потерь в оболочке в 4—5 раз.
Список литературы

  1. Карасев В. В., Филиппов А. Е. Методика снижения потерь в стальной оболочке высоковольтного токопровода. — Электротехника, 1977, № 4, с. 14-18.
  2. Бортник И. М. К выбору рабочих и испытательных напряженностей высоковольтного оборудования с изоляцией SFft. — Электричество, 1974, № 12, с. 20-27.
  3. Панов А. А., Вариводов В. Н. Расчет литой эпоксидной изоляции газонаполненных высоковольтных устройств переменного напряжения. — Электротехническая промышленность. Сер. Аппараты высокого напряжения, трансформаторы, силовые конденсаторы, 1977, вып. 10 (78), с. 10—14.
  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    📽️ Видео

    Его голос очень низкий #ShortsСкачать

    Его голос очень низкий #Shorts

    Выключатель элегазовый ВГТ-110 (Gas-insulated circuit breaker VGT-110)Скачать

    Выключатель элегазовый ВГТ-110 (Gas-insulated circuit breaker VGT-110)

    Элегаз! Гексафторид серы в шарах!Скачать

    Элегаз! Гексафторид серы в шарах!

    Вернется ли ГОЛОС, если Спеть под Элегазом, а потом ПОВЫСИТЬ Автотюном?Скачать

    Вернется ли ГОЛОС, если Спеть под Элегазом, а потом ПОВЫСИТЬ Автотюном?

    Галилео. Эксперимент. Сера при нагреванииСкачать

    Галилео. Эксперимент. Сера при нагревании

    ТЕСТИРУЕМ МЕТАЛЛ, ПЛАВЯЩИЙСЯ В РУКЕ!Скачать

    ТЕСТИРУЕМ МЕТАЛЛ, ПЛАВЯЩИЙСЯ В РУКЕ!

    Закачка элегазаСкачать

    Закачка элегаза

    Элегазовый выключательСкачать

    Элегазовый выключатель

    Гадолиний. Необычный лантаноид про который лучше не знать.Скачать

    Гадолиний. Необычный лантаноид про который лучше не знать.

    ОДИН МАГНИТ РАСКАЛИЛИ, А ДРУГОЙ ЗАМОРОЗИЛИ!Скачать

    ОДИН МАГНИТ РАСКАЛИЛИ, А ДРУГОЙ ЗАМОРОЗИЛИ!

    Что, если надуть лодку гелием?Скачать

    Что, если надуть лодку гелием?

    Высоковольтные элегазовые выключатели SIEMENSСкачать

    Высоковольтные элегазовые выключатели SIEMENS

    Самый старый человек в мире 1,5 века 😱😱😱Скачать

    Самый старый  человек в мире 1,5 века 😱😱😱

    Как устроен привод элегазового выключателяСкачать

    Как устроен привод элегазового выключателя
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток