Для РУ 110 — 220 кВ с большим числом присоединений применяется схема с двумя рабочими и обходной системами шин с одним выключателем на цепь (рис. 2.6, а). Схема обладает всеми оперативными свойствами схем с двумя системами сборных шин и, кроме того, предоставляет возможность вывода в ремонт выключателя любой электрической цепи без перерыва в ее работе и отключения электрической цепи обходным выключателем при неполадках в работе выключателя цепи, когда отключение его невозможно (неисправен привод масляного выключателя, поврежден фарфор камер воздушного выключателя и т. д.).
Как правило, обе системы шин находятся в работе при соответствующем фиксированном распределении всех присоединений: линии W1, W3, W5 и трансформатор Т1 присоединены к первой системе шин Al, линии W2, W4, W6 и трансформатор Т2 присоединены ко второй системе шин А2, шиносоеденительный выключатель QA включен. Такое распределение присоединений увеличивает надежность схемы, так как при КЗ на шинах отключаются шиносоединительный выключатель QA и только половина присоединений. Если повреждение на шинах устойчивое, то отключившиеся присоединения переводят на исправную систему шин. Перерыв электроснабжения половины присоединений определяется длительностью переключений.
Рис. 2.6. Схема с двумя рабочими и обходной системами шин:
а – основная схема; б, в – вариант схем
Рассмотренная схема рекомендуется для РУ 110 — 220 кВ на стороне ВН и СН подстанций при числе присоединений 7-15 [3], а также на электростанциях при числе присоединений до 12.
Особенности схемы с двумя системами шин были рассмотрены ранее. Здесь следует отметить, что для РУ 110 кВ и выше существенными становятся недостатки этой схемы:
отказ одного выключателя при аварии приводит к отключению всех источников питания и линий, присоединенных к данной системе шин, а если в работе находится одна система шин, отключаются все присоединения. Ликвидация аварии затягивается, так как все операции по переходу с одной системы шин на другую производятся разъединителями. Если источниками питания являются мощные блоки турбогенератор—трансформатор, то пуск их после сброса нагрузки на время более 30 мин может занять несколько часов;
повреждение шиносоединительного выключателя равноценно КЗ на обеих системах шин, т. е. приводит к отключению всех присоединений;
большое количество операций разъединителями при выводе в ревизию и ремонт выключателей усложняет эксплуатацию РУ;
необходимость установки шиносоедипительного, обходного выключателей и большого количества разъединителей увеличивает затраты на сооружение РУ.
Некоторого увеличения гибкости и надежности схемы можно достичь секционированием одной или обеих систем шин.
На ТЭС и АЭС при числе присоединений 12-16 секционируется одна система шин, при большем числе присоединений — обе системы шин.
На подстанциях секционируется одна система шин при U = 220 кВ при числе присоединений 12—15 или при установке трансформаторов мощностью более 125 MB-А; обе системы шин 110—220 кВ секционируются при числе присоединений более 15 [3].
Если сборные шины секционированы, то для уменьшения капитальных затрат возможно применение совмещенных шиносоединительного и обходного выключателей QOA (рис. 2.6, б). В нормальном режиме разъединители QS1, QSO, QS2 включены и обходной выключатель выполняет роль шиносоединительного. При необходимости ремонта одного выключателя отключают выключатель QOA и разъединитель QS2 и используют, обходной выключатель по его прямому назначению. В схемах с большим числом линий количество таких переключений в год значительно, что приводит к усложнению эксплуатации, поэтому имеются тенденции к отказу от совмещения шиносоединительного и обходного выключателей [3].
В схеме с секционированными шинами при повреждении на шинах или при КЗ в линии и отказе выключателя теряется только 25 % присоединений (на время переключений), однако при повреждении в секционном выключателе теряется 50% присоединений.
Дли электростанций с мощными энергоблоками (300 МВт и более) увеличить надежность схемы можно, присоединив источники или автотрансформаторы связи через развилку из двух выключателей (рис. 2.6, в). Эти выключатели в нормальном режиме выполняют функции шиносоединительного. При повреждении на любой системе шин автотрансформатор остается в работе, исключается возможность потери обеих систем шин.
Читайте также: Давление в шинах ваз гранта седан
Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ+ОСШСкачать
Д) Схема с двумя рабочими и обходной системами шин
Для РУ напряжением 110 кВ и выше с большим числом присоединений широко применяется схема с двумя рабочими и обходной системами шин с одним выключателем на цепь (рис. 5-15, а). Как правило, в установках 110 кВ и выше применяется фиксированное распределение присоединений: линии Л1, Л2 и источник ИП1 присоединении 1-й системе шин, линии ЛЗ, Л4 и источник питания ИП2 присоединены ко 2-й системе шин, перемычка с разъединителем Р включена и обходной выключатель служит одновременно шиносоединительным (ШСОВ).
При необходимости использования ШСОВ по прямому назначению надо отключить его, разделив тем самым рабочие системы шин, затем отключить разъединитель Р и воспользоваться обходным выключателем
Если размыкание шин недопустимо вследствие возможности нарушения параллельной работы источников питания, то предварительно переводят все присоединения на одну систему шин. Чем больше присоединений к сборным шинам, тем больше операций необходимо произвести для освобождения обходного выключателя и тем большее время он будет занят для замены выключателей присоединений, поэтому отказ от отдельного шиносоединительного выключателя допустим при числе присоединений не более семи и мощности агрегатов меньше 160 МВт 5.
е) Схемас двумя системами шин и тремя выключателями на две цепи
Враспределительных устройствах 330—500 кВ применяется схема с двумя системами шин и тремя выключателями на две цепи. Как видно из рис. 5-16, на шесть присоединений необходимо девять выключателей, т. е. на каждое присоединение «полтора» выключателя (отсюда происходит второе название схемы: «полуторная» или «схема с 3/2 выключателями на цепь»).
Каждое присоединение включено через два выключателя. Для отключения линии Л1 необходимо отключить выключатели В1, В2, для отключения, трансформатора Т1 — В2, ВЗ.
В нормальном режиме все выключатели включены, обе системы шин находятся под напряжением. Для ревизии любого выключателя отключают его разъединители, установленные по обе стороны выключателя. Количество операций для вывода в ревизию — минимальное, разъединители служат только для отделения выключателя при ремонте, никаких оперативных переключений ими не производят. Достоинством схемы является то, что при ревизии любого выключателя все присоединения остаются в работе. Другим достоинством полуторной схемы является высокая ее надежность,
так как все цепи остаются в работе даже при повреждении на сборных шинах. Так, например, при к. з. на первой системе шин отключатся выключатели ВЗ, В6, В9, шины останутся без напряжения, но все присоединения сохранятся в работе. При равенстве числа источников питания и линий работа всех цепей сохраняется даже при отключении обеих систем шин; при этом может лишь нарушиться параллельная работа на стороне повышенного напряжения.
Схема позволяет в рабочем режиме без операций разъединителями производить опробование выключателей. Ремонт шин, очистка изоляторов, ревизия шинных разъединителей производится без нарушения работы цепей (отключается соответствующий ряд шинных выключателей), все цепи продолжают работать параллельно через оставшуюся под напряжением систему шин.
ж) Схема с двумя системами шин и с четырьмя выключателями на три цепи
В схеме на рис. 5-17, ана девять присоединений требуется 12 выключателей, т. е. на каждое присоединение 4/3 выключателя. Наилучшие показатели схема имеет, если число линий в 2 раза меньше или больше числа трансформаторов.
Схема с 4/3 выключателя на присоединение имеет все достоинства полуторной схемы и кроме того:
схема более экономична (1,33 выключателя на присоединение вместо 1,5);
секционирование сборных шин требуется только при 15 присоединениях и более;
надежность схемы практически не снижается, если в одной из цепочек будут присоединены две линии и один трансформатор вместо двух трансформаторов и одной линии;
конструкция ОРУ по рассмотренной схеме достаточно экономична и удобна в обслуживании, если принять компановку с двухрядным расположением выключателей (рис. 5-17, б) 5.
Схема находит применение в РУ 330—500 кВ мощных КЭС.
Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШ+ОСШСкачать
Вопрос 37 Схема РУ с двумя системами сборных шин. Особенности, достоинства, недостатки, область применения.
В этой схеме каждый элемент присоединяется через развилку двух шинных разъединителей, что позволяет осуществлять работу как на одной, так и на другой системе шин. На рисунке схема в рабочем состоянии. Здесь, система шин А2 является резервной, напряжение на ней нормально отсутствует. Обе системы шин могут быть соединены между собой ШСВ QA1 и QA2, которые в нормальном режиме отключены.
Читайте также: Волтайр шины где производят
Возможен также режим работы, когда обе системы шин находятся под напряжением и все присоединения распределяются между ними равномерно – работа с фиксированным присоединением цепей (применяется на шинах повышенного напряжения).
Прим. в ГРУ 6-10кВ для надежного питания электроприемников 1 и 2 категории, а также на расширяемых ТЭЦ, на которых ранее была выполнена такая схема.
— возможность производить ремонт одной системы шин, сохраняя в работе все присоединения, так как при ремонте А1 все присоединения переводят на резервную А2;
— высокая надежность, так как при аварии на сборных шинах, присоединения отключаются только на время перевода их на оставшуюся в работе систему шин;
– шиносоединительным выключателем можно заменить выключатель любого присоединения.
Недостатки: – большое количество разъединителей, изоляторов, токоведущих материалов и выключателей;
– сложная конструкция РУ, что ведет к увеличению кап. затрат на сооружение ГРУ;
– разъединители используются для оперативных переключений, что приводит к возможности ошибочного отключения тока нагрузки разъединителями;
– повреждение ШСВ приводит к отключению всех присоединений, так как это равносильно КЗ на обеих системах шин.
Вопрос 38 Схема электрического соединения РУ с 2 рабочими и обходной системами шин. Достоинства, недостатки, область применения, особ. эксплуат.
В этой схеме каждый элемент присоед. через развилку 2ух шинных разъед., что позволяет осущ. работу как на одной, так и на другой системе шин. Обе системы шин обычно находятся в работе при соответствующем фиксированном распределении всех присоед.: линии W1, W3, W5 и тр-р Т1 присоед. к 1ой системе шин А1, линии W2, W4, W6 и тр-р Т2 – ко 2ой системе шин А2, ШСВ QA включен. Такое распределение присоед. увеличивает надежность схемы, так как при КЗ на шинах отключаются присоединительный выключатель QA и только половина присоед. Если поврежд. на шинах устойчивое, то отключившиеся присоед. переводят на исправную систему шин. Перерыв электроснабж. половины присоед. определяются длительностью переключений. линии.
Достоинства: — возможность производить ремонт одной системы шин, сохраняя в работе все присоединения;
— надежность, так как при аварии на сборных шинах, присоединения отключаются только на время перевода их на оставшуюся в работе систему шин;
– обходным выключателем можно заменить выключатель любого присоединения.
Недостатки: – отказ одного выключателя при аварии приводит к отключению всех источников питания и линий, присоединенных к данной системе шин, а если в работе находится одна система шин, отключаются все присоединения;
– все операции по переходу с одной с-мы шин на другую производятся разъединителями, что затягивает ликвидацию аварии. Если источниками питания являются мощные блоки ТГ – тр-р, то пуск их после сброса нагрузки на время более 30 минут может занять несколько часов;
— повреждение ШСВ приводит к отключению всех присоединений, так как это равносильно КЗ на обеих системах шин;
– большое кол-во операций разъединителями при выводе в ревизию и ремонт выключателей усложняет эксплуатацию РУ;
– необх. установки ШСВ, ОВ и большого кол-ва разъед. увеличивает затраты на сооруж. РУ.
Некоторого увеличения гибкости и надежности схемы можно достичь секционированием одной или обеих систем шин. Если СШ секционированы, то для уменьшения кап. затрат возможно применение совмещенных ШСВ и ОВ, однако в связи с большим количеством переключений в схемах с большим число линий, это приводит к усложнению эксплуатации, поэтому совмещение ШСВ и ОВ применяется редко.
В схеме с секционир. шинами при повреждении на шинах или КЗ в линии и отказе выключателя теряется только 25% присоединений(на время переключений), однако при повреждении в секционном выключателе, теряется 50% присоединений.
Читайте также: Какие зимние шины лучше для лада веста св кросс
Для ЭС с мощными энергоблоками (300МВт и выше) источники и АТ связи присоединяются через развилку из 2ух выключателей, что увеличивает надежность схемы. Эти выкл. в норм. реж. выполняют ф-цию ШСВ. При повыреждении на любой системе шин, АТ остается в работе, искл. возможность потери обеих систем шин.
Схема с 2мя рабочими и обходной системой шин применяется для РУ 110-220кВ с большим числом присоединений: на стороне ВН и СН ПС 110-220кВ при числе присоед. 7-15, на электростанциях при числе присоединений до 12. На ТЭС и АЭС с 12-16 присоед. секционируется одна система шин, а при большем числе присоед. – обе. На ПС секционируется одна система шин при U=220кВ и числе присоед. 12-15, либо при установке тр-ров 125МВА и выше; обе системы шин – при U=110, 220кВ и числе присоед. более 15.
Вопрос 39 Схема 3/2 и с двумя выключателями на цепь. Достоинства, недостатки, область применения, особ. эксплуат.
В схеме с двумя системами шин и тремя выкл. на две цепи (3/2 или полуторная) на шесть присоединений необходимо 9 выключателей, т.е 1,5 на каждое присоед. Кажое присоединение включено через 2 выключателя. Для отключения линии W1 необходимо откл. выкл. Q1 и Q2, для откл. тр-ра Т1 – Q2 и Q3. В норм. режиме все выключатели вкл., обе системы шин находятся под напряжением. Для ревизии любого выкл. отключают его и разъед., установленные по обе стороны выключателя.
Достоинства: – высокая надежность, так кк все цепи ост. в работе даже при повреждении на СШ. При одинаковом числе источников питания и линий работа всех цепей сохраняется даже при откл. обеих систем шин, при этом может лишь нарушится параллельная работа на стороне повышенного напряжения;
– минимальное кол-во операций разъединителями при выводе в оборудования в ревизию. Они служат только для отделения выключателя при ремонте, никаких операций и переключений ими не произв.
– при ревизии любого выключателя или шинного разъединителя, ремонте шин, очистке изоляторов все присоед. остаются в работе
Для увеличения надежности схемы одноименные элементы присоед. к разным системам шин: тр-ры Т1, Т3 и линия W2 – к первой, тр-р Т2 и линии W1 и W3– ко второй. В этом случае, при повреждении любого элемента или СШ при одновременном отказе в действии одного выключателя и ремонте выкл. другого присоед., отключается не более одной линии и одного источника питания.
В рассматриваемой схеме к СШ присоединены три цепочки, при пяти таких цепочках шины рекомендуется секционировать выключателем.
Недостатки: – отключение КЗ на линии двумя выключателями, что увеличивает общее кол-во ревизии выключателей;
– удорожание РУ при нечет.числе присоед,т.к. одна цепь должна присоед. через 2 выкл.
– снижение надежности схемы, если кол-во линий не соотв. числу тр-ов;
– усложнение цепей релейной защиты;
– увеличение количества выключателей в схеме.
Схема 3/2 широко применяется в РУ 330-750кВ на мощных электростанциях, а также на узловых ПС при числе присоединений 8 и более. При меньшем кол-ве присоед., линии включаются в цепочку из трех выключателей, как на рис., а тр-ры присоед. непосредственно к шинам без выключателей, образуя блок тр-р – шины.
Схема с двумя выключателями на цепь представляет собой схему схему трансформатор-шины с присоединением линий через два выключателя. Применяется в РУ узловых подстанций 330-750кВ при 3ех или 4ех линиях. Здесь, в цепи каждой линии 2 выключателя, а тр-ры (АТ) присоед. к шинам без выключателя (устанавл. разъед. с дистанц. приводом). При повреждении Т1, отключаются все выключатели, присоед. к А1, но работа линий при этом не нарушается. После откл. Т1 со всех сторон откл. дистанц. разъед. QS1 и схема со стороны ВН восстанавл. включением всех выкл.,присоед. к 1ой системе шин А1.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💡 Видео
Электрические подстанции #2 - Виды главных схем распределительных устройствСкачать
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШСкачать
2-КТП Комплектная трансформаторная подстанцияСкачать
Как читать электрические схемы.Отличие секции от системы шинСкачать
РУ 110-220 кВ со сборными шинами (схемы 110-9, 13, 13Н)Скачать
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШСкачать
Типы электрических схемСкачать
Схема АВР на двух контакторах и с реле контроля фазСкачать
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 3/2Скачать
Лекция 310. Шина USB - функциональная схемаСкачать
Одна, секционированная выключателем, система шин 6-10 кВ (схема 6(10)-1)Скачать
Модель подстанцииСкачать
Принципиальная электрическая схема АВР на 2 ВводаСкачать
ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВУХСКОРОСТНЫХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРО ДВИГАТЛЕЙСкачать
Оперативные блокировки в распределительных устройствахСкачать
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВВОД РЕЗЕРВА - Как собрать схему АВР? Как работает схема АВР? Для чего нужно АВР?Скачать
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 4/3Скачать
Однолинейные схемыСкачать