Электрические лодочные моторы с gps

Последние два-три года я постоянно отвечаю на вопросы своих знакомых и знакомых знакомых о том, какой электромотор для рыбалки им купить. В основном речь идет о моторах оборудованных GPS-якорем, так называемым Ай-Пайлотом. Устройство, которое, без преувеличения, произвело революцию в лодочной рыбалке, как iPhone изменил навсегда мобильный телефон.

Первым, кто додумался оснастить GPS-приемником носовой троллинговый мотор, который используют американские рыбаки при ловле большеротого окуня, были инженеры компании MinnKota в далеком 2010 году.

Мотор, получив сигнал от небольшого пульта в руках рыболова, фиксирует положение катера на точке, постоянно сверяя положение датчика с GPS-координатами. Если лодка сместилась относительно заданных координат, процессор вычисляет направление, актуатор поворачивает штангу привода и включает с необходимой скоростью электромотор. Лодка быстро занимает прежнее положение на точке. Порой это происходит так быстро, что вы даже не сможете заметить, как это произошло. И все.

Таким образом, система i-Pilot выполняет функции якоря без веревки, удерживая ваш катер на месте, благодаря точному приемнику GPS. Теперь вы можете не опасаться, что ваш якорь застрянет в корягах, или крупная рыба на вываживании замотает шнур за якорный фал! Вам доступно якорение над любыми глубинами, хоть над Марианской впадиной! Никаких мокрых веревок, никаких грязных якорей и сорванной спины.

Электрические лодочные моторы с gps

Те, кто много ловит джигом с лодки, знает, как важно бывает занять позицию относительно рельефа или препятствия на дне, где стоит рыба. Ошиблись на пару метров и все: пустые проводки одна за одной. С GPS-якорем такая проблема вас больше не будет волновать. Точка будет занесена в память мотора и вы сможете снова и снова возвращать катер на то же место, с точностью до метра, где у вас уже состоялась поимка рыбы.

Не менее интересна и другая функция — Track Back. Вы можете запомнить трек, по которому только что двигались, и функция Track Back i-Pilot сама, автоматически, вернет вас в исходную точку и провезет еще раз по этому маршруту! Незаменимая вещь, позволяющая курсировать медленно вдоль бровки или стенок камыша, не занимая при этом рук. Мотор, работающий от одного или нескольких аккумуляторов по 12 вольт, может часами бесшумно двигаться по водоему, не распугивая при этом рыбу, пока вы ее ловите.

А в 2013 году произошла вторая революция, благодаря неуёмным инженерам MinnKota. Появился интерфейсный протокол Link, который связал в единый комплекс электромотор и картплоттеры Humminbird высших серий линейки. Ловля рыбы с лодки заиграла новыми красками. Кроме популярных функций GPS-якоря и Track Back, мотор стал понимать команды GoTo — движение к заданной точке, Autopilot — движение с заданной скоростью по заданному маршруту и так далее.

Видео:Выбор электромотора для надувной лодки ПВХСкачать

Выбор электромотора для надувной лодки ПВХ

Работа рыбопоискового комплекса стала более наглядной, благодаря большому экрану картплоттера, стало возможным запоминать больше точек или даже наносить их заранее. Очень интересная функция — движение по заданной глубине — изобате. К сожалению пока доступна только на водоемах со специальной картографией LakeMaster. В России таких водоемов, увы, пока нет.

Кроме этих функций мотор оснащен рядом других приспособлений:

Управляющий мотором педальный узел позволяет легко двигаться на катере в нужном направлении, останавливаться и задерживаться на месте, при этом ваши руки остаются совершенно свободными и вы можете совершать забросы приманки, не пропустив ни одного интересного места! Встроенная система контроля заряда аккумуляторов вовремя известит вас о необходимости подзарядки. Универсальный датчик эхолота имеет возможности для подключения к эхолотам Humminbird, Lowrance, Garmin и др. И вы можете наблюдать на экране эхограмму непосредственно под вашим судном, а не то, что уже осталось за кормой!

Очень многих волнует вопрос — насколько «прочно» стоит на GPS-якоре лодка во время сильного ветра и волн. Смею вас заверить — настолько «прочно», что многим якорям и не снилось. У меня есть опыт ловли с одной и той же лодки оборудованной якорем и электромотором в шквалистый ветер 10 м/с на крупном волжском водохранилище. И если мой тяжеленный якорь постоянно стаскивало с песчаного дна, то в том же самом месте, при такой же силе ветра год спустя, мой катер стоял как влитой. А бонусом было то, что так как нос не привязан веревкой ко дну, то его и не захлестывало накатывающей волной.

В 2013 году вслед за MinnKota выпустил свой мотор с GPS-якорем второй именитый производитель рыболовных электромоторов — MotorGuide. Во многом повторив конструкцию предшественника, инженеры учли недоработки моторов MinnKota и новый MotorGuide Xi5 быстро завоевал популярность у немалого количества рыболовов. Он легче, его процессор быстрее и мощнее, а за позиционирование отвечает более совершенный чипсет GPS. Кроме того, его управляющая педаль не имеет шнура и связывается с мотором при помощи wi-fi, что безусловно удобнее и практичнее, чем вечно болтающийся под ногами провод.

Читайте также: Электро моторы сделай сам

Электрические лодочные моторы с gps

Появление MotorGuide Xi5 с системой PinPoint GPS и интерфейсного кабеля MotorGuide GateWay Kit сделало доступными функции GoTo и Autopilot для владельцев картплоттеров Lowrance серии HDS GEN2 и GEN3. А недавно, испытав новый модуль Lowrance 3D Scan, мне стало очевидно, что по части позиционирования лодки на рельефе, инженеры группы Brunswick, куда входят марки Lowrance и MotorGuide, уже обогнали инженеров MinnKota. Но и последние не стояли на месте, и предложили рынку модель MinnKota Ulterra, оборудованную функцией автоматического опускания штанги мотора. Правда, первая партия Ulterra вышла с каким то заводским браком и по отзывам на американских форумах, у моторов перегорала управляющая плата. Первую партию отозвали и устранили недостаток. На сегодняшний день это единственный мотор с автоматической системой опускания штанги, что дало новый импульс в развитии этой техники, я уверен.

Часто, у потенциальных пользователей возникает вопрос — насколько надежна данная техника? Для начала, я бы хотел всех предостеречь от неквалифицированной установки. С виду, установка носового троллингового мотора не кажется сложной, но тем не менее требует определенного опыта и квалификации. Это касается и качества электрических соединений и монтажа на катер. Контакты проводки должны быть тщательно обжаты, подобраны силовые кабеля надлежащего сечения, и обязательно, в цепь должно быть установлено тепловое реле, которое защитит довольно дорогой узел — управляющий блок мотора от выгорания при превышении нагрузок на мотор. Деталька эта не из дешевых — около 300 долларов. А фирменное миннкотовское реле — около 50 долларов.

Видео:ТО ЧТО НАДО! SEA-PRO ЭЛЕКТРОМОТОР НОСОВОЙ. GPS ЯКОРЬ и МАРШРУТЫ.Скачать

ТО ЧТО НАДО! SEA-PRO ЭЛЕКТРОМОТОР НОСОВОЙ. GPS ЯКОРЬ и МАРШРУТЫ.

Электрические лодочные моторы с gps

За несколько лет обслуживания и ремонта троллинговых моторов, мы в boatlab.pro, накопили статистику по наиболее распространенным поломкам троллинговых моторов и решений ремонта по ним. Советую вам опасаться намотки на вал винта мотора плетеной лески — она моментально уползает под сальник и быстро разбивает его, делая силовую часть мотора — электродвигатель, доступной для воды. А это в 90% случаев — замена якоря электромотора — очень дорогое удовольствие.

Еще одна распространенная проблема — ударные нагрузки в районе двигателя. Часто, при швартовке, уставший за день интенсивной рыбалки капитан невнимательно подходит к причалу и смонтированный на носу катера мотор получает повреждения от соприкосновением с причальными сооружениями. На вид у мотора может и не быть видимых повреждений, но, даже незаметное искривление вала винта, способно быстро вывести из строя сальник и открыть доступ воде к электродвигателю. Или кусочек мощного магнита может отколоться от стенок мотора и тоже нанести непоправимый вред ротору двигателя.

Кроме того, мы выявили еще одну особенность, присущую правда только моторам MotorGuide Xi5 — травмирование при доставке. Упаковка мотора спроектирована в расчете на аккуратных американских грузчиков, а не на реалии российских почтовых и грузо-перевозок. Защита вала винта и самого узла, где находится электродвигатель явно недостаточна и мы часто наблюдаем, как к нам привозят моторы с погнутыми валами и даже отколотыми кусочками корпуса. Если вы покупаете мотор самостоятельно в США, убедительно рекомендую вам поговорить с продавцом о дополнительной защите вашей покупки — иначе есть вероятность, что по приходу к вам долгожданной игрушки, вы получите не радость от покупки, а гнев и разочарование. Все остальные компоненты, при правильном монтаже и подключении будут служить вам годами, хотя, как вы и сами понимаете, ничто не вечно и любая техника может дать сбой. И поэтому особенно важно кто и как обслуживает ваш катер и ваш рыбопоисковый комплекс.

Электрические лодочные моторы с gps

Заканчивая статью, хотел бы ответить еще на один, пожалуй самый распространенный вопрос — какой мощности мотор нужен для какого катера. Сразу скажу — что подбирать мотор исходя только из размеров катера не совсем правильно. Важен ряд параметров, кроме длины. Надводная и подводная парусность, водоизмещение, тип судна и так далее. Кроме того, учитывайте также и район основного базирования — где вы больше всего рыбачите, на каких водоемах. На мощном нижневолжском течении, или в закрытых тростником лиманах краснодарского края? Это также играет роль. Но от себя скажу так: «Запас карман не тянет». И чтобы ваш GPS-якорь доставлял вам удовольствие, а не проблемы — берите всегда с небольшим превышением.

Ответить на все вопросы в скромной статье не представляется возможным. Я попытался обозначить ответы на самые волнующие и распространенные. И напоследок, хотел бы заметить, что носовой троллинговый мотор — обязательный атрибут всех профессиональных американских спортсменов-рыболовов. На подавляющем большинстве катеров российского профессионального турнира Pro Anglers League установлены моторы с GPS-якорем! А в Италии применение системы i-Pilot в соревнованиях даже запрещена — такое огромное преимущество над соперниками дает использование этой системы!

Электрические лодочные моторы с gps

Официально предупреждаю вас: однажды попробовав рыбачить с лодки при помощи троллингового мотора с GPS-якорем, вы уже не сможете вернуться к тяжелому якорю и мокрой веревке.

Видео:ЭЛЕКТРОМОТОР для ЛОДКИ. Какая СКОРОСТЬ? На сколько ХВАТИТ аккумулятора?Скачать

ЭЛЕКТРОМОТОР для ЛОДКИ. Какая СКОРОСТЬ? На сколько ХВАТИТ аккумулятора?

Читайте также: Лодочные моторы sea pro t 25s

Как выбрать электромотор с GPS-якорем. Применение, эксплуатация, особенности

Электрические лодочные моторы с gps

Последние два-три года я постоянно отвечаю на вопросы своих знакомых и знакомых знакомых о том, какой электромотор для рыбалки им купить. В основном речь идет о моторах оборудованных GPS-якорем, так называемым Ай-Пайлотом. Устройство, которое, без преувеличения, произвело революцию в лодочной рыбалке, как iPhone изменил навсегда мобильный телефон.

Первым, кто додумался оснастить GPS-приемником носовой троллинговый мотор, который используют американские рыбаки при ловле большеротого окуня, были инженеры компании MinnKota в далеком 2010 году.

Мотор, получив сигнал от небольшого пульта в руках рыболова, фиксирует положение катера на точке, постоянно сверяя положение датчика с GPS-координатами. Если лодка сместилась относительно заданных координат, процессор вычисляет направление, актуатор поворачивает штангу привода и включает с необходимой скоростью электромотор. Лодка быстро занимает прежнее положение на точке. Порой это происходит так быстро, что вы даже не сможете заметить, как это произошло. И все.

Таким образом, система i-Pilot выполняет функции якоря без веревки, удерживая ваш катер на месте, благодаря точному приемнику GPS. Теперь вы можете не опасаться, что ваш якорь застрянет в корягах, или крупная рыба на вываживании замотает шнур за якорный фал! Вам доступно якорение над любыми глубинами, хоть над Марианской впадиной! Никаких мокрых веревок, никаких грязных якорей и сорванной спины.

Электрические лодочные моторы с gps

Те, кто много ловит джигом с лодки, знает, как важно бывает занять позицию относительно рельефа или препятствия на дне, где стоит рыба. Ошиблись на пару метров и все: пустые проводки одна за одной. С GPS-якорем такая проблема вас больше не будет волновать. Точка будет занесена в память мотора и вы сможете снова и снова возвращать катер на то же место, с точностью до метра, где у вас уже состоялась поимка рыбы.

Видео:HASWING CAYMAN 55 GPS, 4 года в моей лодке, ОТЗЫВ ОБ Эксплуатации.Скачать

HASWING CAYMAN 55 GPS, 4 года в моей лодке, ОТЗЫВ ОБ Эксплуатации.

Не менее интересна и другая функция — Track Back. Вы можете запомнить трек, по которому только что двигались, и функция Track Back i-Pilot сама, автоматически, вернет вас в исходную точку и провезет еще раз по этому маршруту! Незаменимая вещь, позволяющая курсировать медленно вдоль бровки или стенок камыша, не занимая при этом рук. Мотор, работающий от одного или нескольких аккумуляторов по 12 вольт, может часами бесшумно двигаться по водоему, не распугивая при этом рыбу, пока вы ее ловите.

А в 2013 году произошла вторая революция, благодаря неуёмным инженерам MinnKota. Появился интерфейсный протокол Link, который связал в единый комплекс электромотор и картплоттеры Humminbird высших серий линейки. Ловля рыбы с лодки заиграла новыми красками. Кроме популярных функций GPS-якоря и Track Back, мотор стал понимать команды GoTo — движение к заданной точке, Autopilot — движение с заданной скоростью по заданному маршруту и так далее.

Работа рыбопоискового комплекса стала более наглядной, благодаря большому экрану картплоттера, стало возможным запоминать больше точек или даже наносить их заранее. Очень интересная функция — движение по заданной глубине — изобате. К сожалению пока доступна только на водоемах со специальной картографией LakeMaster. В России таких водоемов, увы, пока нет.

Кроме этих функций мотор оснащен рядом других приспособлений:

Управляющий мотором педальный узел позволяет легко двигаться на катере в нужном направлении, останавливаться и задерживаться на месте, при этом ваши руки остаются совершенно свободными и вы можете совершать забросы приманки, не пропустив ни одного интересного места! Встроенная система контроля заряда аккумуляторов вовремя известит вас о необходимости подзарядки. Универсальный датчик эхолота имеет возможности для подключения к эхолотам Humminbird, Lowrance, Garmin и др. И вы можете наблюдать на экране эхограмму непосредственно под вашим судном, а не то, что уже осталось за кормой!

Очень многих волнует вопрос — насколько «прочно» стоит на GPS-якоре лодка во время сильного ветра и волн. Смею вас заверить — настолько «прочно», что многим якорям и не снилось. У меня есть опыт ловли с одной и той же лодки оборудованной якорем и электромотором в шквалистый ветер 10 м/с на крупном волжском водохранилище. И если мой тяжеленный якорь постоянно стаскивало с песчаного дна, то в том же самом месте, при такой же силе ветра год спустя, мой катер стоял как влитой. А бонусом было то, что так как нос не привязан веревкой ко дну, то его и не захлестывало накатывающей волной.

В 2013 году вслед за MinnKota выпустил свой мотор с GPS-якорем второй именитый производитель рыболовных электромоторов — MotorGuide. Во многом повторив конструкцию предшественника, инженеры учли недоработки моторов MinnKota и новый MotorGuide Xi5 быстро завоевал популярность у немалого количества рыболовов. Он легче, его процессор быстрее и мощнее, а за позиционирование отвечает более совершенный чипсет GPS. Кроме того, его управляющая педаль не имеет шнура и связывается с мотором при помощи wi-fi, что безусловно удобнее и практичнее, чем вечно болтающийся под ногами провод.

Читайте также: Мотор привода дворников ваз характеристики

Электрические лодочные моторы с gps

Видео:Электромотор для лодки - выбор и опыт 3-х летней эксплуатацииСкачать

Электромотор для лодки - выбор и опыт 3-х летней эксплуатации

Появление MotorGuide Xi5 с системой PinPoint GPS и интерфейсного кабеля MotorGuide GateWay Kit сделало доступными функции GoTo и Autopilot для владельцев картплоттеров Lowrance серии HDS GEN2 и GEN3. А недавно, испытав новый модуль Lowrance 3D Scan, мне стало очевидно, что по части позиционирования лодки на рельефе, инженеры группы Brunswick, куда входят марки Lowrance и MotorGuide, уже обогнали инженеров MinnKota. Но и последние не стояли на месте, и предложили рынку модель MinnKota Ulterra, оборудованную функцией автоматического опускания штанги мотора. Правда, первая партия Ulterra вышла с каким то заводским браком и по отзывам на американских форумах, у моторов перегорала управляющая плата. Первую партию отозвали и устранили недостаток. На сегодняшний день это единственный мотор с автоматической системой опускания штанги, что дало новый импульс в развитии этой техники, я уверен.

Часто, у потенциальных пользователей возникает вопрос — насколько надежна данная техника? Для начала, я бы хотел всех предостеречь от неквалифицированной установки. С виду, установка носового троллингового мотора не кажется сложной, но тем не менее требует определенного опыта и квалификации. Это касается и качества электрических соединений и монтажа на катер. Контакты проводки должны быть тщательно обжаты, подобраны силовые кабеля надлежащего сечения, и обязательно, в цепь должно быть установлено тепловое реле, которое защитит довольно дорогой узел — управляющий блок мотора от выгорания при превышении нагрузок на мотор. Деталька эта не из дешевых — около 300 долларов. А фирменное миннкотовское реле — около 50 долларов.

Электрические лодочные моторы с gps

За несколько лет обслуживания и ремонта троллинговых моторов, мы в boatlab.pro, накопили статистику по наиболее распространенным поломкам троллинговых моторов и решений ремонта по ним. Советую вам опасаться намотки на вал винта мотора плетеной лески — она моментально уползает под сальник и быстро разбивает его, делая силовую часть мотора — электродвигатель, доступной для воды. А это в 90% случаев — замена якоря электромотора — очень дорогое удовольствие.

Еще одна распространенная проблема — ударные нагрузки в районе двигателя. Часто, при швартовке, уставший за день интенсивной рыбалки капитан невнимательно подходит к причалу и смонтированный на носу катера мотор получает повреждения от соприкосновением с причальными сооружениями. На вид у мотора может и не быть видимых повреждений, но, даже незаметное искривление вала винта, способно быстро вывести из строя сальник и открыть доступ воде к электродвигателю. Или кусочек мощного магнита может отколоться от стенок мотора и тоже нанести непоправимый вред ротору двигателя.

Кроме того, мы выявили еще одну особенность, присущую правда только моторам MotorGuide Xi5 — травмирование при доставке. Упаковка мотора спроектирована в расчете на аккуратных американских грузчиков, а не на реалии российских почтовых и грузо-перевозок. Защита вала винта и самого узла, где находится электродвигатель явно недостаточна и мы часто наблюдаем, как к нам привозят моторы с погнутыми валами и даже отколотыми кусочками корпуса. Если вы покупаете мотор самостоятельно в США, убедительно рекомендую вам поговорить с продавцом о дополнительной защите вашей покупки — иначе есть вероятность, что по приходу к вам долгожданной игрушки, вы получите не радость от покупки, а гнев и разочарование. Все остальные компоненты, при правильном монтаже и подключении будут служить вам годами, хотя, как вы и сами понимаете, ничто не вечно и любая техника может дать сбой. И поэтому особенно важно кто и как обслуживает ваш катер и ваш рыбопоисковый комплекс.

Электрические лодочные моторы с gps

Заканчивая статью, хотел бы ответить еще на один, пожалуй самый распространенный вопрос — какой мощности мотор нужен для какого катера. Сразу скажу — что подбирать мотор исходя только из размеров катера не совсем правильно. Важен ряд параметров, кроме длины. Надводная и подводная парусность, водоизмещение, тип судна и так далее. Кроме того, учитывайте также и район основного базирования — где вы больше всего рыбачите, на каких водоемах. На мощном нижневолжском течении, или в закрытых тростником лиманах краснодарского края? Это также играет роль. Но от себя скажу так: запас карман не тянет. И чтобы ваш GPS-якорь доставлял вам удовольствие, а не проблемы — берите всегда с небольшим превышением.

Ответить на все вопросы в скромной статье не представляется возможным. Я попытался обозначить ответы на самые волнующие и распространенные. И напоследок, хотел бы заметить, что носовой троллинговый мотор — обязательный атрибут всех профессиональных американских спортсменов-рыболовов. На подавляющем большинстве катеров российского профессионального турнира Pro Anglers League установлены моторы с GPS-якорем! А в Италии применение системы i-Pilot в соревнованиях даже запрещена — такое огромное преимущество над соперниками дает использование этой системы!

Видео:Haibo iPenguin стоит ли покупать? Обзор. Опыт использования.Скачать

Haibo iPenguin стоит ли покупать? Обзор. Опыт использования.

Электрические лодочные моторы с gps

Официально предупреждаю вас: однажды попробовав рыбачить с лодки при помощи троллингового мотора с GPS-якорем, вы уже не сможете вернуться к тяжелому якорю и мокрой веревке.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🔥 Видео

    ЭЛЕКТРОМОТОР для ЛОДКИ NISUS 36 LBS (HDX 36L). ЗАМЕР СКОРОСТИ/краткий обзор.Скачать

    ЭЛЕКТРОМОТОР для ЛОДКИ NISUS 36 LBS (HDX 36L). ЗАМЕР СКОРОСТИ/краткий обзор.

    Электромотор Sea-Pro 80L 72" первый опыт использованияСкачать

    Электромотор Sea-Pro 80L 72" первый опыт использования

    MOTORGUIDE или MINN KOTA! Сколько СТОИТ и КАК ВЫБРАТЬ Троллинговый Мотор!Скачать

    MOTORGUIDE или MINN KOTA! Сколько СТОИТ и КАК ВЫБРАТЬ Троллинговый Мотор!

    САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ обзор. ВЫБИРАЕМ ЭЛЕКТРОМОТОР с GPS якорем. СОВЕТЫ от Профи. MINNKOTA. РЫБАЛКАСкачать

    САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ обзор. ВЫБИРАЕМ ЭЛЕКТРОМОТОР с GPS якорем. СОВЕТЫ от Профи. MINNKOTA. РЫБАЛКА

    Watersnake Geo Spot описание и основные возможностиСкачать

    Watersnake Geo Spot описание и основные возможности

    Лодочный электромотор HDX 36 #ОБЗОРСкачать

    Лодочный электромотор HDX 36 #ОБЗОР

    Китайский носовой электромотор SEA-PRO 65L GPS. Что за зверь?Скачать

    Китайский носовой электромотор SEA-PRO 65L GPS. Что за зверь?

    Первый тест Электромотора Haswing Cayman-B 55Lbs GPS.Скачать

    Первый тест Электромотора Haswing Cayman-B 55Lbs GPS.

    Носовой электромотор с функцией якоря Haibo 65 iPenguin - нюансы установки. Gps якорь для лодкиСкачать

    Носовой электромотор с функцией якоря Haibo 65 iPenguin - нюансы установки. Gps якорь для лодки

    Электроякорь на лодку - выбор, опыт эксплуатации. Полный обзор Minn Kota Terrova 55 i-PilotСкачать

    Электроякорь на лодку - выбор, опыт эксплуатации. Полный обзор Minn Kota Terrova 55 i-Pilot

    Навесной лодочный электродвигатель ePropulsion Spirit 1.0Скачать

    Навесной лодочный электродвигатель ePropulsion Spirit 1.0

    Haswing Cayman 2021 Обзор и тест на водеСкачать

    Haswing Cayman 2021 Обзор и тест на воде

    Электромотор для лодки. Как выбрать?Скачать

    Электромотор для лодки. Как выбрать?

    Haswing 55lb 12v - тестируем по ПОЛНОЙ! Электромотор из Китая с правом на жизнь. Лодка Volzhanka 46Скачать

    Haswing 55lb 12v - тестируем по ПОЛНОЙ! Электромотор из Китая с правом на жизнь. Лодка Volzhanka 46
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток