Знакомьтесь, электромотор!
15/06/2013
Электродрель, электропила, электрофен, электроплита… Все эти вещи прочно вошли в нашу жизнь и окружают нас повседневно. Так почему же электричество так робко поступает на службу нашему любимому занятию – рыбалке? Давайте пройдемся по основным моментам, связанным с выбором, эксплуатацией и обслуживанием электромоторов, а их накопилось немало. Форма статьи «вопрос–ответ» в данном случае представляется наиболее приемлемой.
В каких случаях оправдано приобретение электромотора?
– Электромотор (ЭМ) применим в абсолютно разных ситуациях: от рыбалки с небольшой ПВХ-лодки длиной менее 3 м где-нибудь на укромном лесном озерце до ловли с восьмиметрового катера на просторах крупного водохранилища в качестве маневрового движителя. Основное достоинство ЭМ – это тихоходность и маневренность. Лодка, снабженная таким двигателем, способна разворачиваться практически на месте из-за того, что румпель можно вращать на 360 градусов, а так же, в отличие от подвесных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), мгновенно переключаться на заднюю передачу (их, кстати, в современных ЭМ минимум две). Кроме того, даже на самом тихом ходу отлаженный «четырехтактник» будет издавать несравнимо больше шума, нежели, практически бесшумный ЭМ. Нужно подойти к рыбе на минимальное расстояние, скажем к кувшинкам – ЭМ придется очень кстати, нужно аккуратно протроллить акваторию, проведя разведку боем на мелководье, где рыба более осторожна – ЭМ снова на высоте. Добавим к этому тот факт, что двигатели внутреннего сгорания запрещены на многих наших водоемах, а уж троллинг с их использованием – так и вовсе почти повсеместно. Становится понятно, что ЭМ не только имеют «право на жизнь», но и оказывается в некоторых ситуациях просто незаменимыми помощниками на рыбалке.
В какой мере электромотор можно использовать в качестве замены ДВС?
Однако, не стоит расценивать ЭМ как аналог-заменитель двигателей внутреннего сгорания. Это не так. Мы же не сравниваем, к примеру, силиконовые приманки с воблерами – и то, и другое может дополнять друг друга, но заменять – нет.
ЭМ мало применим в качестве основного так же при ловле на крупных реках. Рекомендуется начинать рыбалку с движения вверх против течения, чтобы всегда можно было сплавиться к лагерю в случае разряда аккумулятора.
Если это понимать и трезво смотреть на вещи, ваш ЭМ будет доставлять вам только приятные эмоции.
Какая мощность у электромотора (л.с. к/вт)?
Большинство ЭМ, встречающихся у нас на рынке, очень похожи. Линейки фирм-производителей начинаются от самого маломощного и заканчиваются самым «сильным». Отличия между производителями по большей части только в количестве промежуточных моторов между самым большим и маленьким.
Приведем в пример моторы Outland и Minn Kota. Линейка Outland’а начинается с 800-й серии, т.е. с ЭМ, предусматривающих использование на лодках снаряженной массой до 800 кг, обозначаемой ТР28. Далее по возрастающей: 1100 кг – ТР34, 1300 кг – ТР44 и самый мощный ТР54 для лодок массой до 1750 кг. У Minn Kot’ы модельный ряд несколько шире и начинается с Endura 30 С2 для лодок массой до 600 кг и заканчиваются Endura 55 для лодок снаряженной массой до 1200 кг.
Теперь давайте разберемся, какую мощность в привычных нам лошадиных силах развивает самый маломощный в линейке Outland TP 28? Тяга этого мотора (сила в толчке) равна 12,7 кг, что примерно равно значению в 0,38 л.с. самый мощный мотор TP54 развивает тягу в 24,47 кг – т.е около 0,85 л.с. Этого вполне достаточно, чтобы развить крейсерскую скорость в полтора-два раза большую, чем на веслах. Но не стоит без нужды гнаться за самыми мощными ЭМ, ведь чем мощнее мотор, тем больше он потребляет мощности, а это значит – быстрее разряжает аккумулятор. Палка о двух концах. На одном – быстрая езда, но не продолжительная, на другом – более экономичная, но медленная. Здесь необходимо найти компромисс для вашего случая. Для большой лодки, скажем 3,3-3,8 метра, лучше взять модель ТР44 по шкале Outland. Для небольшой лодки длиной 2,6-3 метра рассмотрите вариант ТР28-ТР34.
С какой скоростью можно передвигаться на лодке с применением электромотора на озерах и реках?
Здесь также все зависит от совокупности факторов: размеров и массы лодки, скорости ветра и загруженности. Однако средние цифры вполне можно представить – это 5-10 км/ч при безветренной погоде, что примерно соответствует скорости пешехода в ускоренном темпе. Хотя недавно на ПВХ-лодке длиной 3,8 метра с мотором Outland 1300 ТР44 и аккумулятором 100 Ah удалось развить скорость 12 км/ч, правда, лодка двигалась по ветру. Вышеприведенные цифры справедливы для стоячей воды, при ловле на течении, понятно, нужно делать поправку на него.
Читайте также: Zd1636 мотор стеклоочистителя рено колеос
Что из себя представляет электромотор?
Теперь разберемся с конструкцией мотора. Каждая модель имеют разную длину штанги (фото 1), на которой крепится струбцина (для крепления к транцу лодки), винт с электромотором и румпель. Причем чем больше мощность, тем длиннее штанга – самые мощные ЭМ рассчитаны на применение в серьезных катерах, там и может потребоваться длинная штанга. Сама ручка румпеля также регулируется по вылету (фото 2). Струбцина крепит мотор к транцу, и ее конструкция (фото 3) позволяет регулировать глубину погружения мотора, тем самым позволяя использовать ЭМ в самых заросших акваториях. Также как и на ДВС, есть возможность поднятия мотора в верхнее положение, когда винт не касается поверхности воды (фото 4).
Какой нужно использовать аккумулятор?
Сколько стоит аккумулятор и где можно его купить?
Существует два принципиально отличающихся аккумулятора, адаптированных под использование с электромоторами: гелевый, допускающий глубокий разряд и хранение в разряженном состоянии, и свинцово-кислотный тяговый АКБ, который допускает глубокий разряд, но не переносит длительного хранения в состоянии глубокого разряда.
Гелевый вариант весьма дорог – около 350-400 у.е. за 100 ампер-часов, поэтому лучше использовать второй вариант – свинцово-кислотный тяговый. Хотя и он не такой дешевый: средняя цена около 200 у.е. за 100Аh. Купить аккумулятор можно там же, где вы покупали мотор. Фирмы производители могут быть разные, например Sznajder (фото 5).
Второй вариант – это обратиться в специализированный магазин, где торгуют импортными аккумуляторами для автомобилей. Как правило, в линейке серьезных фирм-производителей есть специальные «кемпинговые» аккумуляторы, т.е. те же самые тяговые. Тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы предназначены для обеспечения непрерывной работы транспортных средств на электротяге – лодочных электромоторов, электроколясок, электропогрузчиков, штабелеров и даже трамваев и троллейбусов. Принципиальные отличия таких АКБ от стандартных стартовых аккумуляторов состоит в конструкции и количестве свинцовых пластин.
Автомобильный аккумулятор, повторимся, не переносит глубокого разряда. В нем происходит разрушение пластин, после чего он теряет свою емкость и приходит в негодность. «Убить» его можно за одну-две рыбалки с ЭМ. Тяговый же аккумулятор приспособлен к этому и допускает глубокий разряд, которой происходит по завершении многих рыбалок с ЭМ.
Как отличить тяговый аккумулятор от стартового? Тяговые АКБ имеют обычно на своем корпусе специальные обозначения в виде значка лодки, либо, как в случае со Sznajder, наклейку с изображением лодки.
Разряженный АКБ хранить нельзя, поэтому примите за правило сразу после рыбалки ставить аккумулятор на зарядку при силе тока 3,5-7А и напряжении 12V. В качестве зарядного устройства подойдет автомобильное с возможностью настройки силы тока.
Насколько хватает заряда аккумулятора?
Это самый главный вопрос, который интересует всех. На самом деле, все зависит от многих факторов: загруженности лодки и ее размеров, степени изношенности АКБ, мощности ЭМ, волнения воды, наконец.
У нас в эксперименте было два мотора фирмы Outland 1300 ТР44 и две лодки «Мнев и Ко» длиной 3,3 метра и 3,8 метра. Испытания проводились на Вилейском водохранилище, погода, как часто бывает, – ветреная. Восточный ветер 5 м/с. Лодка длиной 3,8 метра проехала 2,3 часа на 5-й передаче, 3,3 метра – без малого 3 часа. Емкость АКБ – 100Аh, аккумулятор новый (2-я рыбалка).
Однако, передвижение на ЭМ в режиме «полный газ» вряд ли оправданно. Глиссера вы все равно не получите, а вот аккумулятор подсядет заметно.
Если касаться обычной рыбалки, например троллинга, то АКБ хватит на 7-10 часов непрерывного движения на 2-3-й передаче для лодки длиной около 3 метров с двумя пассажирами. Если же мотор использовать только для перехода с одного места ловли на другое, и при этом не использовать 5-ю передачу вовсе, а 4-й пользоваться изредка, то полностью заряженного 100-амперного аккумулятора хватит на полноценный день ловли (с утра и до позднего вечера).
Также необходимо упомянуть про индикатор разряда – фото 6. Например, на этом, что на фото, при ярко-зеленом огоньке – 100% зарядка, чем больше тускнеет огонек, тем меньше заряда осталось. При черном свечении – аккумулятор разряжен.
Читайте также: Самодельный подвесные лодочные моторы
Каков срок службы аккумулятора?
Средний срок службы АКБ около 3-4 лет интенсивного использования (это около 400-500 циклов зарядки и разрядки), при правильной и своевременной зарядке. В конце названного периода емкость постепенно падает – уменьшается время работы мотора от АКБ.
Нужно ли регистрировать электродвигатель и получать права на управление?
Покупая электромотор, не забудьте его зарегистрировать. Наличие мотора вписывается в судовой билет. Права на мотор не нужны, так как его мощность не превышает 5 л.с.
Каково техническое обслуживание электромотора?
В конце сезона открытой воды не забудьте хорошо просушивать мотор и снять винт. Смазка, как правило, не требуется по всему сроку службы. Если в процессе использования вас что-то беспокоит – можно обратиться на сервис. Рабочий винт должен иметь все лопасти (фото 7), которые предусмотрены конструкцией. Если таковые отсутствуют, то необходима замена, то есть покупка нового.
Лодочный электромотор
Лодочный электромотор
Во я заморочился. В общем сижу и думаю- стоит прикупить такую хреновину или это будут выброшенные деньги- http://www.badger.ru/shop/catalog/boats. /32711.php или вот даже может лучше такую- http://www.badger.ru/shop/catalog/boats. /32710.php.
Идея как бы в чём- первое, это видимо удобно одному с лодкой управляться-маневрировать одной рукой, пока во второй руке спин. второе- можно применять на озёрах, куда бензомотор я даже не повезу. Это в плюсе.
во первых батарейка. Тяжелая и в поле от машины на холостом заряжать несколько несерьёзно, хотя и можно. то есть основной запас хода на 1 — 2 аккумулятора из дома. Аккумы не жалко, автомобильные есно. Мотор 15-30 А берёт, то есть нашего аккума на час хода может и хватит, это 4-5 км. от силы. не впечатляет конечно, кататься на нем не выйдет, только маневрировать. На переход всё равно на вёсла садиться. Батарейка села- бросай фигню в багажник, отплавался на моторе.
во-вторых, эту муть надо на полном серьёзе регистрировать как типо мотор, в судовой вписывать. дешевле утопить. совсем сдурели.
Учитывая заряд батарейки, получается игруха для однодневных выездов, с тасканием аккумулятора на верхние этажи и обратно. Как то не впечатляет. С другой стороны много народу пользуется ими, радуюцца.
Но геморрой то себе купить хоть и недорого не хочется. Да и поехать можно сразу туда, где можно на мерке ходить. Только мысля бывает иногда на красивые любимые озёра съезить, там хорошо. или просто жену по Разливу покатать, и при этом хоть полчаса не грести
Вот кто что думает про эти моторчики, может и пользуется?
Видео:ЭЛЕКТРОМОТОР для ЛОДКИ. Какая СКОРОСТЬ? На сколько ХВАТИТ аккумулятора?Скачать
Мощность и скорость лодочного электромотора
Полный КПД лодки с двигателем внутреннего сгорания около 15%. Это значит, что 85% энергии, заключенной топливе теряется впустую. Одна треть потерь приходится на трение в подшипниках и редукторе, остальное — потери на винте.
Плотность энергии различных источников. У литиевых аккумуляторных батарей она почти в сто раз меньше, чем у бензина или дизельного топлива. Источник: компания Torqeedo
Для судна с электромотором неэффективная работа силовой установки – непозволительная роскошь. Ведь единственный источник энергии на борту аккумуляторная батарея, плотность энергии которой в несколько раз меньше чем у бензина или дизельного топлива.
Плотность связывает количество хранимой энергии с размерами хранилища. Чем меньше плотность, тем больше места занимает источник энергии. Поскольку пространство, отводимое под аккумуляторные батареи ограничено, то добиться запаса хода в несколько десятков километров, можно, если свести потери к минимуму.
Видео:Mercury 2,5 против Watersnake 30Lb #батл #лодка #рыбалка #2021Скачать
Сопротивление судна
Лодочный электромотор преобразует запасенную в аккумуляторной батарее энергию в механическую энергию вращения винта и расходует ее на преодоление силы, действующей в противоположном движению направлении. Сопротивление, возникающее из-за действия этой силы, зависит от скорости, водоизмещения и формы корпуса судна и складывается из сопротивления трения, остаточного и аэродинамического сопротивлений.
Сопротивление трения зависит от размера подводной части корпуса и от коэффициента трения. Во время движения сопротивление трения изменяется пропорционально квадрату скорости судна и возрастает при загрязнении корпуса.
Остаточное сопротивление состоит из волнового и вихревого сопротивлений. Волновое сопротивление характеризует энергию, расходуемую на образование волн во время движения, а вихревое – потери из-за перемешивания слоев воды, обтекающих судно. Волновое сопротивление быстро растет с увеличением скорости, поэтому для судна существует предел после которого дополнительная мощность не повышает скорость, а целиком идет на образование волн, создающих впечатление быстрого движения.
Читайте также: Tiguan 1 рестайлинг моторы
В спокойную погоду сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости судна и площади поперечного сечения над ватерлинией. Оно составляет около 2% от общего сопротивления и в некоторых случаях его не учитывают.
Чем меньше полное сопротивление, тем меньше мощность, которая требуется для движения с заданной скоростью, больше запас хода и время работы от аккумуляторов
Общее сопротивление возрастает из-за волн, ветра и течения и увеличивается на 50-100% от сопротивления в тихую погоду.
Видео:Электромотор Для Лодки. На Сколько Хватит Аккумулятора.Скачать
Мощность электромотора
Если известны зависимость полного сопротивления лодки от скорости и общий КПД силовой установки, то можно вычислить мощность электромотора для движения с заданной скоростью. Для этого по сопротивлению корпуса определяют эффективную мощность, и разделив ее на общий КПД получают мощность лодочного электромотора.
При полном КПД лодочного электромотора 50% (такая эффективность у электромоторов Torqeedo) катеру с длиной ватерлинии 21 фут для движения со скоростью 5 миль в час достаточно двигателя мощностью 1,6 кВт.
Если данных о сопротивлении корпуса на различных скоростях нет, приближенное значение сопротивления вычисляют по формулам, выведенным в результате испытаний судов различного класса.
Видео:Тест LiFePO4 на дальность хода с лодочным мотором. Испытания в реальных условиях эксплуатации.Скачать
Скорость лодки с электромотором
Большинство лодок с электромотором двигаются в водоизмещающем режиме. При этом типе движения на носу и на корме возникают волны, расходящиеся по диагонали от корпуса и волны, идущие вдоль него от носа к корме. Расстояние между гребнями двух соседних волн зависит от скорости и растет вместе с ней.
График изменения коэффициента волнового сопротивления судна в зависимости от относительной скорости. Чем больше скорость, тем выше сопротивление и больше потребляемая электромотором мощность.
После того как относительная скорость (отношении скорости к длине ватерлинии) достигает 0,4, длина волны сравнивается с длиной ватерлинии. Под лодкой остается всего два волновых гребня один из которых расположен на носу, а другой на корме. Скорость лодки в таком состоянии — максимальная скорость экономичного движения в водоизмещающем режиме.
Если двигатель обладает достаточной мощностью скорость можно увеличить. В этом случае гребень второй волны уйдет за корму и останется позади, нос лодки поднимется выше на передней волне, а корма окажется во впадине. Длина волны превысит длину лодки, сопротивление воды увеличится и для движения потребуется дополнительная мощность.
Зависимость эффективной мощности от скорости. При скорости 5 миль в час , эффективная мощность 800 Вт (чуть более 1 л.с.). С ростом скорости требуемая мощность возрастает, значит увеличивается ток, потребляемый электромотором и сокращается время работы от аккумуляторов
Катеру с длиной ватерлинии 21 фут достаточно 1 л.с. (746 Вт) чтобы двигаться со скоростью 5 миль в час. При скорости 6 миль в час эффективная мощность возрастает в два раза и растет с увеличением скорости, поэтому оптимальная экономичная скорость в водоизмещающем режиме — 75% от максимальной.
Мощность пропорциональна третьей степени скорости. Это значит, что если на скорости 5 миль в час уменьшить скорость на 5% (на 0,25 миль в час), потребляемая мощность уменьшится на 14%, а запас хода возрастет на 16%.
Видео:ОБЗОР ЛОДОЧНОГО ЭЛЕКТРОМОТОРА С КОМПАКТНОЙ БАТАРЕЕЙ . greenworks 9000207 .Скачать
Запас хода и размер аккумулятора
Типичный 12 В свинцово-кислотный аккумулятор глубокого разряда (аккумулятор Trojan SCS225) обладает емкостью 105 Ач при пятичасовом разряде и емкостью 135 Ач при двадцатичасовом. Вес такого аккумулятора 30 кг, а удельная емкость 12 х 105/30 = 42 втч/кг при разряде в течении 5 часов и 54 втч/кг при разряде в течении 20 часов. Зная характеристики аккумуляторов определим количество батарей для движения на лодке, сопротивление корпуса которой представлено на графике. При этом предполагаем, что скорость движения составит 3-5 миль в час, полный КПД электромотора 50%.
Поскольку даже самые хорошие свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы для электромоторов не рекомендуется разряжать более 80% емкости, увеличим вес батареи на 25%.
Скорость, миль в час | Мощность на винте, Вт | Электрическая мощность, Вт | Потребляемая мощность в течении 10 часов | Вес батареи, кг | Количество АКБ, шт |
3 | 140 | 280 | 2800 | 65 | 2 |
3,5 | 220 | 440 | 4400 | 102 | 3 |
4 | 320 | 640 | 6400 | 148 | 5 |
Если запас хода 30-40 миль больше чем требуется, размер аккумуляторной батареи можно уменьшить. Повышение скорости так же сократит запас хода.
Задайте вопрос,
и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты
🌟 Видео
Определяем запас хода LiFePO4 аккумулятора 105 а•чСкачать
Электромотор для лодки. Идем на электромоторе Haswing вверх по реке !Скачать
Выбор электромотора для надувной лодки ПВХСкачать
Тест лодочного электромотора Aiqidi E7 5.1KW 7 л.с. с акб 48V100Ah на реке Обь с нагрузкой 600 кгСкачать
Первые испытания лодочного электромотораСкачать
Про Электро мотор и стартерный аккумуляторСкачать
Электромотор для лодки Minn Kota Endura 30. Обзор, тест на воде. Сравнение с меньшим мотором.Скачать
Обзор лодочного электромотора Aiqidi 5.1Kw(7 л.с.). Новые технологии уже в России!Скачать
РЕЗКАЯ КАК… )) Электро "ВОЛЖАНКА" - НЕРЕГИСТРАТ из БУДУЩЕГО 9.9 ( 25 л.с.)Скачать
Навесной лодочный электродвигатель ePropulsion Spirit 1.0Скачать
Электромотор Для Лодки. На Сколько Хватит Аккумулятора. Тест HaiboСкачать
ВНИМАНИЕ на сколько хватает заряда тягового аккумулятора для лодочного электромотора все ОТ А ДО Я.Скачать
⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать
Тест. Какой лодочный мотор быстрее: бензиновый или электрический. Электромотор едет!!! #электромоторСкачать
АКБ для лодочного электромотора | какой выбрать аккумулятор.Скачать