Всем известно, что подавляющее большинство лодочных моторов, мощностью свыше 30 л.с., оснащаются своим собственным генератором. Зачастую у них также есть и электростартер для пуска от аккумулятора в 12В. Генератор вместе с зарядным устройством на таких моторах позволяют в случае необходимости подзарядить севший невзначай эхолот или запитать от него бортовые огни вашей лодки. А что же делать владельцам моторов, у которых сил меньше чем 30? Об это мы и расскажем.
Если у вас мотор выдает меньше 30 л.с. и у вас нет ни генератора ни электростартера, то все это можно доустановить и вы сможете получать электроток во время его работы. Некоторые модели, у которых в названии есть слово “SailPower” (посмотрите, может у вас оно имеется) имеют в своей конструкции все необходимые компоненты для такой доработки. Но по нашему опыту такие моторы встречаются довольно редко и чаще всего это экземпляры с длинным дейдувом, изначально предназначенные для яхт.
Для более наглядного примера установки генератора возьмем парочку одних из самых популярных моторов на сегодня не только у наших рыбаков и охотников. Это Mercury ME 4 и Mercury ME F 6. Первый это двухтактный, а второй четырехтактный. У обоих объем 123 куб.см. Для перевода механической энергии мотора в электрическую нам понадобиться следующее:
- набор генератора переменного тока (№1 на рис.)
- набор заряда аккумуляторной батареи (№9 на рис.)
Во втором наборе идет маховик, который необходимо установить вместо штатного на ваш мотор. Правильная установка обоих наборов даст вам ток 2А при мощности в 25Вт на максимальных оборотах мотора. Цена наборов 570 USD, плюс установка около 1700 рублей .
Для четырехтактных моторов Mercury ME F 8 M и Mercury ME F 9.9 M понадобиться лишь комплект “набор заряда аккумуляторной батареи”. В итоге вы сможете получать на макс. оборотах до 6А и 75Вт. Сам набор обойдется вам в 320 USD и установка 2500 рублей .
Двухтактные моторы Mercury ME 25 M и Mercury ME 30 M производятся в Японии и у них также предусмотрена установка генератора. Для этого нужно будет купить “набор преобразователя тока переменного в постоянный” (см. рис.) Это даст вам 6А и 80Вт и опять же при максимальных оборотах мотора. Набор – 210 USD, установка – 900 рублей.
Устанавливать такое оборудование необходимо только в авторизованных сервисах, которые занимаются обслуживанием водномоторной техники. При установке где-то “на стороне” вы автоматически теряете гарантию.
Видео:Tohatsu 9.8 ставим катушку генератора и зарядку с защитойСкачать
Генератор для лодочного мотора
У мощных лодочных моторов, свыше 15-20 л.с. и особенно у тех, которые оснащены электростартером, всегда есть выходной разъем для подключения аккумулятора, а уже на сам аккумулятор вешается нагрузка от эхолота, ходовых огней и холодильника с пивом. А вот на маломощных моторах зачастую даже катушки света нет, а если и есть, то она идет как отдельная опция при покупке.
Генераторы для аккумулятора являются штатной комплектацией на многих лодочных моторах мощностью от 9,9 л.с. Если же у вас мотор 4 или 5 л.с., то на нем вы найдете лишь штатное место для установки катушки света, да и то не всегда, не все производители задумываются об этом.
Место установки генератора (два выступа с отверстиями под винты), как и сам генератор, если он присутствует, находится под маховиком, там же где и магдино, которое по сути тоже генератор, только для системы зажигания. Понять, есть ли у вашего мотора генератор, достаточно просто, от него всегда выходят два проводка (чаще всего зеленого цвета), которые вы найдете под маховиком, со стороны блока цилиндров.
Читайте также: Запчасти для лодочных моторов в калининграде
Катушка света
Некоторые не совсем родные генераторы предполагают еще и замену штатного маховика лодочного мотора. В принципе можно использовать такую же катушку магдино, как и у вашего мотора, а если вдруг у вас есть друг-электрик, то попросите его сделать вам катушку с необходимыми параметрами. Если посадочные места у вашего мотора имеются, новая катушка встанет как раз напротив магдино, а провода нужно будет прокинуть под корпус маховика и вывести наружу. Но бывает и так, что посадочное место под генератор есть, а вот отверстий нет (например у Mercury ME 5M), но проблема решается дрелью и резбовёртом.
Зарядный комплект для мотора Honda 5
Видео:Генератор на ПЛМ подвесной лодочный мотор малой мощностиСкачать
Снятие маховика лодочного мотора
Самостоятельная установка генератора потребует снять сам маховик, а это не такая простая задача. Сначала нужно снять ручной стартер, после чего можно будет добраться до гайки, которая натягивает маховик на коленвал. Момент затяжки у гайки большой и открутить её будет трудно. Лучше перед этим открутить шкив храпового механизма ручного стартера, которая прикручивается к маховику тремя болтами.
Снятие маховика. a) Шкив стартера; b) Болты (3 шт.); c) Шкив стартера; d) Ключ с обвязочной лентой; e) Гайка маховика
Чтобы открутить гайку маховика нужно застопорить сам маховик с помощью металлического стержня, установив его между уступами сверху, а гайку откручивать накидной головкой с удлинителем. Но на некоторых моделях таких уступов может не быть, в этом случае, если у вас нет специального съемника, надо стопорить поршневую, сделать это можно через свечное отверстие. Если же для откручивания гайки требуется слишком большое усилие, то лучше сделать специальный ключ с обвязочной лентой (см. рисунок выше).
Откручивание гайки маховика. a) Металлический стержень
Еще в качестве варианта можно вкрутить в те отверстия, которые держали чашку стартера три болта (но не те самые, а другие, не нужные) и, вставив между ними силовую отвертку или стальной прут, создать тем самым противодействующий рычаг. Но будьте готовы, что болты эти могут сломаться у основания, так что не затягивайте их сильно. Но даже если это случиться, болты обычно ломаются, оставляя небольшой торчащий зубец, за который их можно выкрутить плоскогубцами.
Ну и конечно кайку маховика можно сбрызнуть той же WD-40 или т.п. жидкостями и дать ей немного отмокнуть. И вот когда гайка будет откручена, маховик можно снимать.
Съемник маховика. a) Съемник
Видео:⚡ 💡 Электричество в лодке от подвесного мотораСкачать
Съемник для маховика
Для снятия маховика нужен специальный инструмент – съемник, т.к. маховик сильно натянут на конусную часть коленвала. Есть и не очень дружественные для мотора способы разделения этих двух деталей – на перевернутом моторе ударить (возможно несколько раз) молотком по коленвалу с наживленной на резьбу гайкой до тех пор пока маховик не удастся стронуть с конуса. Но мы не рекомендуем так делать. При таких нагрузках можно сорвать резьбу, да и подшипники поршневой вам спасибо не скажут. Хотя такой “варварский” метод снятия маховика часто применяют на “сервисах”, не захотели или не смогли купить нужный съемник.
Установка маховика. a) Шпонка маховика; b) Маховик; c) Шайба; d) Гайка
А ведь на самом деле съемники для маховика не такая уж и распространенная вещь, найти нужный не так просто. Моделей лодочных моторов сейчас развелось ооочень много и даже универсальные съемники зачастую не подходят.
Читайте также: Комплект дистанционного управления для мотора вихрь
Универсальный съемник маховика
Но выбора у вас нет, либо молоток либо съемник, хоть сами его изобретайте и изготавливайте. Принцип работы у них у всех одинаковый. Три болта через толстую стальную пластину съемника вкручиваются на место болтов чашки для стартера, а третий, бОльшего размера, проходит через резьбу в центральном отверстии съемника и упирается своей заостренной частью в специально созданную для этого площадку на торце коленвала. При закручивании центрального болта, пластина поднимается и, учитывая, что через нее проходят болты, прикрученные к маховику, тянет маховик за собой вверх. Но есть варианты съемников, которые вкручиваются в резьбу на маховике в углублении вокруг оси коленвала. Иногда, но не везде, в комплекте съемника идет еще и длинная ручка, которая поможет работать с упорным болтом и с гайкой маховика.
Главное не забыть, после того как вы все закончите и установите маховик на место, затянуть его как следует, вращается он с большой скоростью, да еще и масса у него большая.
Места крепления генератора вы найдете как раз под маховиком (для того то мы его и снимали). Если специальных мест крепления нет, значит у вашего лодочного мотора не предусмотрена установка катушки света, информацию о такой возможности вы найдете в документации к мотору.
После того, как вы болтами закрепили катушку на её месте (как раз напротив магдино), провода от неё выводите туда же, где идут провода от магдино и укладывать их нужно так, чтобы они не перетерлись вращающимся маховиком.
Установка катушки света. a) Выводы катушки; b) Катушка; c) Винты (2); d) Хомут крепления выводов; e) Винт Установленная катушка света на лодочном моторе Tohatsu 9.8. a) Магдино; b) Катушка света
Видео:ЭТО САМЫЙ ДЕШЁВЫЙ ГЕНЕРАТОР из электродвигателя и ДВС!Скачать
Генератор для зарядки аккумулятора от лодочного мотора
Но на установке катушки дело получения электричества на вашей лодке не заканчивается, т.к. эта самая катушка вырабатывает переменный так, а это нам не подходит. Большинство мощный лодочных моторов от 25 л.с. уже имеет у себя контроллер заряда, маломощные моторы оснащаются исключительно генератором. Так что, чтобы получить постоянный ток для заряда аккумулятор, нам нужно сделать выпрямитель. По сути это простой диодный мост, который можно спаять самому своими руками, или снова попросить знакомого электрика. Если же вы хотите все оригинальное, то вам тогда нужно купить такую штуку как “преобразователь переменного тока в постоянный” и стоит эта “уникальная” штука для мотора в 5 л.с. будет около 6-8 тыс. рублей.
И еще нам нужен будет стабилизатор, который будет ограничивать напряжение, т.к. обороты лодочный мотор выдает разные, и при максимальных, напряжение на генераторе может переваливать за 30 вольт, а это для зарядки аккумулятора многовато. А вот стабилизатор будет ограничивать напряжение 13-14 вольтами, что для 12-вольтового аккумулятора самое то.
С силой тока немного сложнее, её надо смотреть уже конкретно на каждом генераторе. Так же нужно учитывать и требования вашего аккумулятора к силе тока при зарядке. Для большинства АКБ сила тока для зарядки равна 10% от их ёмкости. Но для литиевых аккумулятора такой способ не подходит.
Лодочный мотор в 5 л.с. выдает в ток среднем 2-2,5А, более мощные моторы – 6А.
Пару раз нам встречались владельца маломощных моторов в 2,5 л.с., которые вырабатывали от них электроэнергию не совсем обычным способом. К маховику прижимался упругий валик, который вращал уже генератор постоянного тока, снятый с какого нибудь старого электродвигателя. Мотору это не доставляло никаких проблем, а энергии вырабатывалось достаточно. Так что немного воображения и вы сможете осветить свой путь в ночи, зарядить севший телефон или подключить эхолот. Но аккумулятор для этого все же понадобиться.
Читайте также: 406 мотор гнет ли клапана при обрыве
Ни в коем случае не подключайте ваши электроприборы к генератору лодочного мотора без стабилизатора и выпрямителя. Посчитайте выходные характеристики своей новой катушки света и вашего лодочного АКБ, который будет выступать в роль буфера в вашей электрической цепи на лодке, а дальше ищите старые электроприборы, в который если и не найдете готовые части цепи, то уж компоненты к ним точно обнаружите. А дальше паяльник в руки и … Или вы хотите купить у своего дилера мотора простейшие электрические приблуды по цене этого самого мотора?
Видео:МОЩНЫЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР ИЗ ГЕНЕРАТОРА на аккумуляторах 36 вольт ! реально своими руками !)Скачать
Генератор в ПЛМ. (Просматривают: 2)
Африканыч
Заблокирован
Думаю ни для кого не секрет, что 12 вольтовый источник энергии пригодится в любой лодке, даже если он не 200 ватт, и даже не 30, а может только зарядить мобильник или запитать эхолот, и это уже неплохо, а иногда просто необходимо.
Какое-то время назад, я установил генераторы в несколько мелких моторов, в которые генератор впринципе не устанавливается на заводе.
Точно знаю, что человек 15 повторили мои конструкции, и с удовольствием пользуют, некоторым из них, мысль о генераторе например в Ямахе 3, даже в голову не приходила, возили с собой 700 ваттный Фубаг, а оказалось Ямаха 3 может генерить полноценные 60 ватт, обеспечивая за ходовой день все потребности в электричестве.
На создание этой темы натолкнули письма, постоянно приходящие в почту, и просьбы соседей по палате — собрать данные темы в одну ветку.
Вопросов больше чем у меня ответов, то есть конкретно по тому что я делал, о чём точно знаю, я конечно отвечаю, но на вопрос : — Подойдёт ли генераторная катушка от какого либо китайского мотора на Ямаху или Тохатсу — я не знаю, и какой генератор в том или ином моторе, тоже не упомню.
Здесь есть ветки по всем моторам, есть отдельная ветка по регуляторам, но регулятор на маломощном генераторе — дело десятое, при большом расходе и ёмком аккумуляторе, он впринципе не нужен, ибо 60 ваттным генератором не вскипятить аккумулятор даже в 60 амперчасов, если от него запитан например холодильник или вечернее освещение в дальнем походе.
Попрошу воздержаться от выступлений тех, кому что-то кажется, то есть по теме сказать нечего, но ему кажется, что такой генератор неуместен, или ему что-то об этом рассказывал сосед.
ОБСУЖДЕНИЯ КИТАЙСКИХ СКУТЕРНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ЗДЕСЬ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО, КАК СОБСТВЕННО ЛЮБЫХ РЕГУЛЯТОРОВ, ПО НИМ УЖЕ ЕСТЬ ТЕМА — ТОЛЬКО ГЕНЕРАТОР.
БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА К ТЕМ, КТО ПО КАКОЙ-ТО ПРИЧИНЕ СНЯЛ МАХОВИК С МОТОРА — ХОТЕЛОСЬ БЫ УВИДЕТЬ КАЧЕСТВЕННОЕ ФОТО ГЕНЕРАТОРА, ИЛИ МЕСТА НА КОТОРОЕ ОН УСТАНАВЛИВАЕТСЯ, С УКАЗАНИЕМ ПОЛНОГО ИМЕНИ МОТОРА, ВНУТРЕННЕГО ДИАМЕТРА МАХОВИКА И МЕЖЦЕНТРОВОГО РАССТОЯНИЯ ГЕНЕРАТОРНЫХ КАТУШЕК. Что бы любой человек, сомневающийся в том — какая катушка подойдёт на его мотор, мог воспользоваться данной темой как справочником.
Так же приветствуются фото самостоятельного изготовления катушек, и любых мероприятий по разметке, центровке,креплению и.т.д.
К сожалению замеров никаких не проводил, и местоположение получившихся отверстий не зафиксировал, т.к. катушки самодельные, все отверстия отфонаря.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📺 Видео
Электричество в лодке ПВХ! Устанавливаем розетку и выпрямитель стабилизатор на лодочный мотор!Скачать
Электричество в лодке. часть-1Скачать
Электричество в лодку - это просто. Зарядка аккумулятора от лодочного мотора.Скачать
Gladiator G9.8FHS + комплект электричества. Монтаж катушки генератора и стабилизатора напряжения.Скачать
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО на ПЛМ NS MARINE 9 8!!! СТАВИТЬ или НЕТ?Скачать
Тохатсу 9.9 генератор и зарядка аккумулятораСкачать
Установка генератора на Меркури 15 | Питание эхолота от лодочного мотора | FishingSib видеоСкачать
Доп глушитель 4 Установка на гарантийный бензоинструментСкачать
Хотел бы себе инжекторный двигатель Loncin 460EFI?#двигатель #loncin #лончин #силоваятехникаСкачать
Генератор для лодочного мотораСкачать
Электричество в лодке. Зарядка АКБ от мотора Yamaha 9.9 / 15, а также китайских аналогов.Скачать
Установка генератора и стабилизатора на Tohatsu 9.8Скачать
Установка катушки генератора на Tarpon 9.9-15 (все копии Yamaha 9.9)Скачать
Установка генератора на Hangkai 9.9 от сата25Скачать
Что выбрать для заряда АКБ от ПЛМ. Ответ на комментарииСкачать