Электронный термометр для лодочного мотора

Для контроля температуры подвесного лодочного мотора (ПЛМ) мною была собрана и испытана схема, предложенная В. Сиволобовым (см. «КиЯ» №106).

Как и предлагалось, в качестве термодатчика был применен диод Д220. В процессе эксплуатации обнаружилось, что при повышении температуры воздуха на 10°С показания прибора при неизменной температуре измерительного элемента увеличивались примерно на 6—9 градусов. Если учесть, что суточные изменения температуры могут достигать 15° и более (например, от 10°С ранним утром до 25—40°С в полдень), становится очевидной необходимость коррекции балансировки измерительного моста, выполняемой в походных условиях «на глаз». Это не позволяет обнаружить износ водопомпы системы охлаждения, который проявляется устойчивым повышением температуры двигателя всего на 5—10°С по сравнению с первоначальным уровнем. Поэтому отказ системы охлаждения может случиться совершенно неожиданно для владельца ПЛМ.

Как удалось установить, при нагреве стабилизатора тока ток питания моста, хоть и незначительно, но возрастает. Изменение питающего тока приводит к «дрейфу» показаний прибора.

Этот недостаток мне удалось устранить, введя компенсирующий диод Д220, обозначенный VD4, в соседнее плечо моста. Для достижения наилучшей компенсации в схему введены еще два подстроенных резистора: R8 («балластный») и R9 (шунтирующий). Увеличивая величину R9, мы усиливаем влияние термокомпенсирующего элемента, и наоборот. Одновременно с уменьшением R9 следует несколько увеличить величину R8, чтобы сохранить достаточный запас балансировки моста переменным резистором R6.

Видео:Тахометр с датчиком температуры для лодочного мотора и не толькоСкачать

Тахометр с датчиком температуры для лодочного мотора и не только

Другие элементы схемы, обведенные штриховой линией, облегчают требования к выбору источника питания. Конденсатор С1, резистор R10 и стабилитрон VD5 образуют дополнительный стабилизатор напряжения. Ограничение напряжения питания величиной 12—14 В позволяет заменить транзистор МП37Б любым другим из этой серии, либо МП35, МП38с любым индексом, а МП40А — транзисторами МП39 — МП42 или аналогичными им.

Если же мотор не имеет выпрямителя, следует добавить выпрямительный мостик VD6—VD9, например на диодах КЦ402А или Д226 и т. п. При установке всех указанных элементов прибор получится «универсальным» в смысле питания.

Настраивают прибор в следующем порядке. Сначала собирают стабилизатор и контролируют его ток, который должен составлять 1,2—1,7 мА (в зависимости от примененных диодов VD1, VD2 и типа транзисторов VT1, VT2). Ток должен оставаться практически постоянным при изменении напряжения на стабилизаторе от 2 до 12 В. Затем монтируют остальные элементы.

Термодатчик VD3 помещают в сосуд с колотым льдом (0°С), включают питание (напряжение 10—12 В или иное, в зависимости от источника, который предполагается использовать) и движком R6 устанавливают стрелку прибора на 0. Движок при этом должен находиться по возможности в среднем положении; в ином случае изменяют величину R5 в пределах ±200 Ом. Величину R7 устанавливают равной нулю, что соответствует максимальной чувствительности прибора. Затем плату с собранной схемой нагревают на 30—40°С по сравнению с первоначальной температурой и выдерживают в течение 20—30 мин, чтобы все элементы схемы нагрелись до одной и той же постоянной температуры. В домашних условиях это можно сделать, например, при помощи фена и т. п.; температуру нагрева контролируют при помощи термометра. Выносной термодатчик VD3 по-прежнему должен оставаться при нулевой температуре.

После окончания прогрева схемы проверяют балансировку. Если показания прибора возросли, следует увеличить R9, вначале на 50—100 Ом, если баланс нарушился существенно, несколько уменьшить R8. Если же показания прибора изменятся в сторону меньших значений («отрицательное зашкаливание»), уменьшают R9 и при необходимости несколько увеличивают R8. Подбор продолжают до тех пор, пока показания не станут практически постоянными, вне зависимости от температуры элементов схемы.

Видео:Обзор тахометра для лодочного мотора за 1600р в сравнении с дешевым за 400р!Скачать

Обзор тахометра для лодочного мотора за 1600р в сравнении с дешевым за 400р!

При окончательной настройке прибора сначала производится окончательная балансировка R6 при температуре датчика 0 °С После этого датчик нагревают до температуры +70 ± +85 °С (например, погружением в емкость с горячей водой) . Температуру при этом необходимо контролировать при помощи термометра. Вращая ось подстроенного резистора R7 (не трогая R6!), устанавливают показание прибора соответствующим показанию термометра. На этом настройку можно считать законченной.

Читайте также: Из контрольного отверстия лодочного мотора идет дым

В заключение можно еще раз проконтролировать величину дрейфа прибора: она не должна превышать ±3—5°С при изменении температуры окружающего воздуха на 35—50°С и условии, что температура датчика не меняется.

При монтаже схемы компенсирующий диод VD4 должен быть расположен по возможности ближе к стабилизатору тока, в идеальном варианте — между транзисторами VT1 и VT2. В качестве индикатора применяется прибор М2003 или аналогичный ему микроамперметр с током полного отклонения стрелки 100 мкА. Резисторы — любые, R10 должен быть рассчитан на мощность рассеяния не менее 0,5 Вт. При отсутствии диодов Д104, Д10З для VD1 и VD2 могут быть использованы любые другие, с прямым падением напряжения не менее 0,6—0,8 В при токе порядка 0,5—1 мА. В крайнем случае можно собрать стабилизатор с теми диодами, которые есть в наличии, и проверить его работоспособность.

При номиналах, указанных на схеме, прибор сохраняет работоспособность даже при напряжении питания 4,5 В.

Видео:Как установить температурный датчик, терморегулятор на лодочный мотор.Скачать

Как установить температурный датчик, терморегулятор на лодочный мотор.

Электронный термометр для подвесного мотора

Владельцы лодочных моторов знают, насколько важен контроль теплового режима двигателя. Нарушение теплового режима свидетельствует о выходе из строя системы охлаждения мотора. Если своевременно не заметить указанную неисправность, это может привести к заклиниванию поршней, надирам на зеркале цилиндра, а иногда и к полному выходу двигателя из строя. В то же время упустить момент перегревания мотора при работе с дистанционным управлением очень легко.

Описываемое устройство, по существу, является измерителем температуры и позволяет, осуществляя непрерывный контроль температуры, заранее выявить динамику температурного режима двигателя. Диапазон измеряемых температур (+20. +110°С) может быть расширен в любую сторону. Точность измерения равна ±0,5 °С и зависит от точности первоначальной калибровки.

Ток потребления — не более 8 мА. Измеритель может работать от любого источника постоянного тока с напряжением от 8 до 15 В. Одной батареи типа «Крона» достаточно для питания прибора в течение сезона.

Показания термометра не зависят от изменения напряжения питания, поэтому введения в схему стабилизатора напряжения не требуется.

Видео:Выносной датчик температуры. Длина шнура и точность измерения?Скачать

Выносной датчик температуры. Длина шнура и точность измерения?

В качестве датчика температуры используется термистор R1, который включен в одно из плеч моста, составленного из резисторов R1, R3, R7. R9. При балансе моста, что соответствует минимальной измеряемой температуре, ток через прибор ИП1 не течет. По мере прогрева двигателя увеличивается разность потенциалов между точками А и В, через прибор течет ток, пропорциональный измеряемой температуре.

Питание моста осуществляется от источника стабильного тока, собранного на транзисторе VT1. Стабилитрон VD3 обеспечивает питание моста стабилизированным напряжением.

Для регулировки и калибровки измерителя потенциометром R9 устанавливают ИП1 на ноль при температуре термистора +20°С.

Потенциометром R6 устанавливают ИП1 в максимальное положение измеряемого тока при температуре термистора 110°С.

При калибровке желательно пользоваться термокамерой или ртутным термометром. Для этого термистор помещают в воду, нагревают ее и через каждые 10° делают отметки на шкале ИП1. В пределах диапазона 10° шкалу можно сделать линейной. Точку шкалы 110°С получают аппроксимацией. При выполнении этой работы термистор необходимо изолировать от воды, например, поместив его в полиэтиленовый пакет.

Видео:Предотвращения перегрева лодочного мотораСкачать

Предотвращения перегрева лодочного мотора

При желании измеритель можно дополнить пиковым индикатором (см. правую часть схемы). Когда температура двигателя становится выше критической, срабатывает компаратор D1 и загорается светодиод VD4. Яркость свечения светодиода регулируется резистором R16. Порог срабатывания компаратора устанавливается потенциометром R11.

В качестве термодатчика можно использовать любой термистор с номиналом 0,5—2 кОм. Возможно, потребуется подбор резисторов моста R3, R4, R7.

ИП1 — любой стрелочный микроамперметр с током полного отклонения до 200 мкА. Потенциометры R6, R9, R11 желательно иметь многооборотные. Транзисторы подойдут любые из серии КТ361, КТ362, КТ363, VD1, VD2 — любые выпрямительные диоды.

Микросхему D 1 можно заменить на 140УД12. Допустимо применять другие операционные усилители, но при этом возрастет ток потребления термометра.

Читайте также: Установка ремня 272 мотор

Видео:ТАХОМЕТР - НАСТРОЙКА и УСТАНОВКА. Для лодочного мотора, мотоблока, бензопилы, лодки, гибрида ветерокСкачать

ТАХОМЕТР - НАСТРОЙКА и УСТАНОВКА. Для лодочного мотора, мотоблока, бензопилы, лодки, гибрида ветерок

Измеритель испытан, показал хорошие результаты, очень надежен.


🔥 Видео

Гладиатор 9.8 установка датчика термометра.Скачать

Гладиатор 9.8 установка датчика термометра.

Датчик температуры для двухтактного лодочного мотора почти своими рукамиСкачать

Датчик температуры для двухтактного лодочного мотора почти своими руками

Электронный термометр с выносным датчикомСкачать

Электронный термометр с выносным датчиком

Тахометр на лодочный мотор, мотоцикл, квадроцикл, снегоход | Как настроить и подключить?Скачать

Тахометр на лодочный мотор, мотоцикл, квадроцикл, снегоход | Как настроить и подключить?

Супер пупер счётчик мото часов с датчиком темп. и другие девайсы, тахометр RL-HM035TСкачать

Супер пупер счётчик мото часов с датчиком темп. и другие девайсы, тахометр RL-HM035T

Указатель температуры двигателя цифровойСкачать

Указатель температуры двигателя цифровой

Цифровой Мото Tермометр Runleader RL-TM003AСкачать

Цифровой Мото Tермометр Runleader RL-TM003A

Лучший многофункциональный тахометр с Алиэкспресс 👉 Runleader RL-HM032BСкачать

Лучший многофункциональный тахометр с Алиэкспресс 👉 Runleader RL-HM032B

датчик температуры для лодочного мотораСкачать

датчик температуры для лодочного мотора

Продолжение истории. Датчик температуры на Parsun 30 установка электронного датчикаСкачать

Продолжение истории. Датчик температуры на Parsun 30 установка электронного датчика

Датчик температуры на ПЛМСкачать

Датчик температуры на ПЛМ

Указатель и датчик температуры для лодочного мотора.Скачать

Указатель и датчик температуры для лодочного мотора.

Тахометр для лодочного мотора / Установка, настройкаСкачать

Тахометр для лодочного мотора / Установка, настройка

Тахометр ТС-011,счетчик моточасов. Описание и настройка.Скачать

Тахометр ТС-011,счетчик моточасов. Описание и настройка.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток