С развитием технологий покупка подержанного автомобиля становится чуть более простой задачей. О машине можно многое узнать по ее VIN еще до личной встречи, а диагностика перед покупкой давно не сводится к осмотру подвески, считыванию ошибок и замеру компрессии. Один из современных инструментов, позволяющих узнать больше об автомобиле, – это эндоскоп. Давайте разберемся, что это такое, зачем он нужен и как делают эндоскопию.
Эндоскоп в технике – это прибор для осмотра внутренних полостей агрегатов. По сути, он представляет собой камеру с подсветкой, закрепленную на конце стержня. Вывод изображения с камеры производится либо на собственный экран эндоскопа, либо на подключаемое внешнее устройство – компьютер или смартфон. Соответственно, осмотр агрегата с использованием эндоскопа и называется эндоскопией. Эндоскопия может быть полезна при осмотре разных труднодоступных полостей в автомобиле вроде впускного тракта или турбины, но самое широкое применение она получила в диагностике состояния цилиндропоршневой группы и клапанов.
Эндоскопия проводится на заглушенном и не прогретом двигателе. Для осмотра цилиндра выкручиваются свечи зажигания (или свечи накаливания, если речь идет о дизельном моторе), и зонд эндоскопа через свечной колодец погружается в цилиндр. В зависимости от цены и возможностей эндоскопа зонд может быть гибким или иметь возможность управления камерой, а также оснащаться не только обычной, но и инфракрасной подсветкой. Самыми широкими возможностями обладают именно эндоскопы с управляемой поворотной камерой: она позволяет детально изучить все интересующие области внутреннего пространства цилиндра.
Эндоскопия – один из методов аппаратной диагностики двигателя, позволяющий получить много информации о его состоянии. Причем, в отличие от некоторых других методов диагностики, эндоскопия предоставляет не косвенные, а прямые данные об имеющихся проблемах: задирах, трещинах, деформациях, протечках и так далее. Давайте вкратце перечислим все, что может выявить эта процедура.
Одна из ключевых задач эндоскопии – оценка состояния цилиндропоршневой группы, поскольку один из главных показателей к капитальному ремонту двигателя – это как раз повреждения цилиндров и поршней. С помощью эндоскопа можно осмотреть стенки цилиндров на предмет наличия задиров, каверн, царапин и других дефектов, оценить состояние стенок в зоне перекладки поршня, а также наличие хонинговочной сетки, которое говорит об отсутствии значительного износа и нормальной работе цилиндропоршневой группы – в частности, поршневых колец. Кроме того, по состоянию цилиндра можно косвенно определить правдивость показания пробега на одометре: мотор с пробегом в 100 тысяч будет неизбежно отличаться от мотора с пробегом в 250. Однако для некоторых двигателей проверка эндоскопом крайне желательна из-за врожденных недостатков, проявляющихся даже на сравнительно небольших пробегах. Например, риски могут поджидать не только при покупке подержанной BMW или Subaru, но и при выборе некоторых автомобилей концерна Hyundai-Kia, где задиры порой возникают из-за проблем с катализатором.
Осмотр поршня позволяет прежде всего убедиться в его целостности – отсутствии трещин и признаков разрушения. Ну а внешнее состояние поршня позволяет судить о работе двигателя. Чистые сухие головки поршней без нагара и остатков несгоревшего топлива и масляного налета говорят о том, что двигатель исправен и работает нормально. При наличии дефектов можно определить и их причины: например, масло и нагар на поршне свидетельствуют о проблемах с поршневыми кольцами, остатки топлива – о неисправностях форсунок или зажигания, а коррозия и следы антифриза – о повреждении прокладки ГБЦ и протечке охлаждающей жидкости в цилиндр.
Следующий пункт осмотра – клапаны. Как и для поршней, для начала здесь оценивается целостность самих клапанов и отсутствие повреждений, а также состояние и геометрия седел клапанов. При отсутствии видимых проблем с «железом» можно оценить работу клапанного механизма и мотора в целом. О проблемах будет говорить обильный нагар на клапанах или масло на них, а следы масла вокруг седла клапана укажут на негерметичность сальников клапанов (маслосъемных колпачков). И если замена задубевших сальников – процедура несложная и не очень дорогая, то «шуба» на клапанах может говорить о более затратных проблемах с EGR, вентиляцией картера, опять-таки поршневыми кольцами и так далее.
На моторах с непосредственным впрыском при осмотре цилиндров эндоскопом можно также оценить состояние топливных форсунок. Если сопла форсунки покрыты нагаром или масляным налетом, это неизбежно влияет на качество распыла топлива, ухудшает качество и скорость его сгорания и повышает его расход. В крайнем случае избыточно льющая форсунка может даже стать причиной гидроудара. Исправная же форсунка, как и все остальное в камере сгорания, должна быть чистой и сухой.
Те, кто хочет взглянуть, как проводится осмотр цилиндров эндоскопом, могут обратиться к нашему практическому материалу. В нем показана разница между дешевым и дорогим эндоскопами, а также процесс и результаты эндоскопии конкретного автомобиля.
- Глубже и глубже: как правильно проверять мотор эндоскопом
- Что такое эндоскоп?
- На первый-второй рассчитайсь!
- Железное нутро
- Эндоскопы для вашего авто: экспертиза «За рулем»
- Зачем эндоскоп автомобилисту?
- Что можно проверить эндоскопом?
- Программа и методика испытаний
- Предуведомление
- МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
- Выводы
- 🎦 Видео
Видео:Эндоскопия - развод на бабки или диагностика?Скачать
Глубже и глубже: как правильно проверять мотор эндоскопом
До недавнего времени заглянуть внутрь мотора без его разборки было просто невозможно. Но сейчас легко купить эндоскоп, который, как обещают производители и продавцы, может показать вам всё, что раньше можно было увидеть только после снятия головки блока цилиндров. Причём обещают это продавцы приборов и за 500 рублей, и за 50 тысяч. Есть ли между приборами существенная разница, и нужно ли платить больше? Мы купили два эндоскопа и сравнили их работу.
Читайте также: Мотор печка тойота дюна
Что такое эндоскоп?
Н ачнём с небольшого теоретического введения. Итак, что это зверь такой — эндоскоп? Для чего он нужен и как устроен?
Общая для всех эндоскопов часть — зонд, на конце которого установлена камера и светодиодная подсветка. Зонд можно ввести, например, в свечное отверстие цилиндра и увидеть камеру сгорания, стенки цилиндров, поршень и клапаны. При желании им можно разглядеть цепь ГРМ, кулачки распредвалов и даже щёточный узел генератора. Правда, последнее можно увидеть не везде, а только на тех машинах, где есть возможность подлезть зондом к этим деталям. Мы будем использовать наши эндоскопы самым простым образом — для разглядывания камеры сгорания.
Зонд может быть выполнен по-разному. Это может быть просто гибкий провод (как на нашем дешёвом образце), а может быть жёсткая конструкция с гибким наконечником. Дорогой образец — как раз такой.
Способ вывода информации и интерфейс тоже могут быть различными. Некоторые эндоскопы имеют свои собственные экраны, на которых можно видеть то, что показывает камера. Но качество экранов обычно невысокое, и что-то на них разглядеть бывает проблематично. Оба наших эндоскопа имеют выходы USB для подключения к устройству на Android или ноутбуку. Первый эндоскоп мы будем тестировать через телефон, второй подключим к ноутбуку.
Оба наших эндоскопа также умеют записывать видео и делать фото. Те, которые этих функций не имеют, нам не интересны в принципе: гораздо проще посмотреть потом запись и фотографии внутренностей мотора, чем пытаться разобраться в картинке в режиме онлайн.
Для подсветки в эндоскопах используются светодиоды. Есть ещё устройства с инфракрасной подсветкой, но мы такой брать не стали: это слишком уж дорого. Да и без ИК-подсветки, как выяснилось, картинка может быть хорошей.
Этой теории нам вполне хватит. Давайте посмотрим на наши устройства.
На первый-второй рассчитайсь!
Первый эндоскоп куплен на AliExpress за 475 рублей. Его описание вызывает безудержный восторг: “Высокое качество 5.5 мм Len 5 м Android OTG USB Эндоскопа Камера Гибкая Змея USB Труба инспекции телефона Android USB бороскоп камера”. Само собой разумеется, что в характеристиках тип устройства указан соответствующий: “Тип Змея Промышленного Эндоскопа”. Пресмыкающееся имеет датчик CMOS с разрешением 640 х 480, запись видео с частотой 30 кадров в секунду, 85 градусов обзора и обладает “водостотьким” свойством.
В комплекте с зондом идёт зеркало-насадка для бокового обзора. Но у нас его не было.
Выглядит этот эндоскоп, конечно, несерьёзно. Просто шнур с камерой и светодиодами. Но ведь главное, как он показывает, не так ли? Так что наматываем этот эндоскоп на кулак и смотрим второй.
Второй эндоскоп относится к достаточно высокому классу. Этот прибор называется jProbe ST, стоит он 19 500 рублей. И на свои деньги он, если честно, выглядит.
Во-первых, с ним в комплекте есть кейс для переноски и хранения как и самого эндоскопа, так и всего, что с ним полагается. В карман его, конечно, не засунешь, но всё равно удобно.
Во-вторых, дистальная часть зонда имеет одностороннюю артикуляцию на 180°, что теоретически должно позволить увидеть не только поршень и стенки цилиндра, но и клапаны. А вот разрешение указано такое же, как и у предыдущего эндоскопа — 640 х 480 с теми же 30 к/с при записи видео. Правда, его формат будет avi, а предыдущего — mp4.
Комплект аксессуаров довольно богатый: кроме самого эндоскопа с кабелем USB есть защитный колпачок на камеру, кабель-переходник USB-micro — USB, набор из пяти защитных насадок на дистальную часть, инструмент для смены насадок и руководство пользователя на русском языке. А вот софт нужно качать с официального сайта. Честно говоря, не очень удобно, хоть в инструкции и указаны QR-коды для быстрого скачивания софта для Windows и Android, а также ссылки в текстовом виде. В принципе, QR-сканер на смартфон поставить недолго, но мой ноутбук, к которому я планировал подключать эндоскоп, коды читать не может. Так что адрес пришлось вводить вручную. Раздражение прошло быстро: “весит” софт мало, ставится быстро, интерфейс простой и удобный. И даже не глючит, что вообще радует.
Кстати, можно просто зайти на сайт и скачать программное обеспечение по прямой ссылке на странице товара. Но я это заметил слишком поздно.
А вот по степени защиты более дешёвый эндоскоп “уделал” своего дорогого собрата. Он имеет уровень IP67, а jProbe ST — IP66. Первая цифра тут говорит о том, что они оба полностью пыленепроницаемые, но дешёвый эндоскоп можно кратковременно погружать в воду на глубину до одного метра, а дорогой может только выдержать натиск сильных водяных струй. Видимо, первый просто не так жалко, ибо выглядит он не слишком серьёзно. Да и защита от воды тут вторична, главное — как переносят эндоскопы попадание масла. Для этого нужно работать ими обоими долго, но мы этого делать не стали.
Читайте также: Контрактный мотор чери фора
И ещё одну порцию оптимизма нам дарят продавцы с Алиэкспресса заявлением о температуре, который может пережить их прибор: от минус 20 до плюс 100 градусов. Это несомненный успех, хотя больше похоже на детскую хвастливость.
Эндоскоп jProbe ST способен работать при температурах от -20 до +60. И ещё одно его преимущество — в случае поломки в продаже есть все его детали по отдельности. Правда, дешевле первого эндоскопа целиком стоит только комплект из четырёх защитных оболочек. Но мы это всё равно поставим в плюс.
Железное нутро
Нашим подопытным автомобилем станет Volkswagen Passat B5 с пробегом чуть за триста тысяч. Может, получится увидеть что-то интересное.
Сначала нам, конечно же, придётся снять катушки зажигания, а затем — выкрутить свечи. Это сделать несложно. А вот теперь запускаем внутрь наш первый прибор.
Видео:ЗАДИРЫ и ЭНДОСКОПИЯ ЦИЛИНДРОВ. Как правильно проверять двигатель на задиры?Скачать
Эндоскопы для вашего авто: экспертиза «За рулем»
Видео:Сравнение эндоскопов: какой лучше? jProbe ST vs NTСкачать
Зачем эндоскоп автомобилисту?
Хирург, прежде чем хватать скальпель, пытается провести диагностику, заглянуть «внутрь» пациента. То же относится и к автомобилю: разбирать различные узлы и агрегаты трудоемко, дорого, а бывает, что и бесполезно: причина неисправности может сидеть в ином месте.
В политехническом словаре полувековой давности эндоскоп (éndon — «внутри» + scopéō — «смотрю» в переводе с греческого) значится как прибор в виде трубки, «снабженной осветительной аппаратурой и оптической системой». По сути с тех пор ничего не изменилось, хотя устройство для заглядывания во всякие укромные места стало миниатюрным и доступным. И теперь это не трубка с окуляром, в который диагност смотрел глазом, а зонд с миниатюрной видеокамерой, передающей изображение на экран.
Видео:Эндоскопия двигателя - Краткое пособие для автоэкспертов - дефекты цилиндровСкачать
Что можно проверить эндоскопом?
- Цилиндропоршневая группа. Можно осмотреть поверхности цилиндров на предмет сохранности хона и наличия задиров. На днище поршня и поверхности головки блока цилиндров оценить количество нагара. А также увидеть состояние клапанов и даже проверить состояние седел.
- Каталитический нейтрализатор. Вывернув первый лямбда-зонд, можно оценить состояние керамических сот на предмет их разрушения. Если на машине установлен катколлектор, то разрушение сот особенно опасно из-за возможности заброса керамических крошек в цилиндр. Также можно определить забивание сот частицами нагара, что снижает пропускную способность.
- Впускной тракт. Проверяем состояние (люфт) заслонок управления длиной впускного трубопровода, а также количество отложений из системы вентиляции картера.
- Турбокомпрессор. Можно посмотреть на состояние рабочих колес, а также клапанов перепуска и управляемых сопловых аппаратов.
- Коробка передач. У некоторых коробок можно оценить состояние механизма переключения, вилок, а также шестерен.
- Главные передачи. Оцениваем состояние зубьев шестерен и дифференциала.
- Глушитель и резонатор. Осматриваем их полости на предмет коррозии, разрушения перегородок, а также наличия большого количества воды.
- Утечка любых жидкостей из труднодоступных мест. Позволит во многих случаях даже без подъемника определить места течей.
- Поддон картера. При сливе масла можно проверить наличие и следы работы форсунок, подающих струйки масла на днища поршней.
- Системы охлаждения и кондиционирования. Осматриваем пространство между конденсатором кондиционера и радиатором системы охлаждения на предмет зарастания грязью. Проверяем полости отопителя на предмет загрязнений, плесени, попадания посторонних предметов и поломок заслонок.
- Скрытые полости кузова. Можно оценить наличие и состояние антикора, есть ли коррозия или следы кузовного ремонта.
- Люк в крыше. Проверяем состояние дренажных шлангов и механизма привода люка на предмет засорения грязью и листьями.
С помощью дополнительных насадок — крючков, магнитиков и тому подобного удобно доставать упавшие гаечки и прочую мелочевку. Или протягивать провода в скрытых местах.
Видео:Двигатель Volkswagen - осмотр эндоскопом: пробег 173 000 км!Скачать
Программа и методика испытаний
Для экспертизы мы приобрели четыре электронных эндоскопа по цене от 700 до 17 000 рублей.
Оценка эргономики: от удобства пользования приборами до простоты сохранения данных в смартфоне или на компьютере.
Проверка качества изображения:
- на компрессорном колесе турбокомпрессора с длинным изогнутым входным патрубком;
- при осмотре трещин улитки турбины в районе клапана перепуска газов;
- при осмотре внутренней поверхности стронгера (пламягасителя выхлопной системы);
- при осмотре внутренней поверхности масляного фильтра;
- при осмотре внутренней поверхности сетчатого фильтра.
Предуведомление
Высказанное нами мнение относится только к конкретной выборке изделий и не может служить основанием для оценки одноименной продукции в целом.
Примерная цена 700 ₽ Заявленная длина зонда 2 м Фокусное расстояние от 30 мм Заявленный угол обзора 70 град Диаметр камеры 5,5 мм Разрешение камеры 0,3 Мп; 640×480 п Работает в паре со смартфоном на платформе Android или с ПК на ОС Windows. Сигнал передается через разъем USB и микро-USB. Для современных смартфонов с USB типа C нужен переходник. Скачанное на компьютер или смартфон приложение позволяет сохранять фото и видео. В комплект входит зеркальный наконечник, позволяющий осматривать объекты сбоку от камеры, а также крючок и магнитная ловушка. Рабочая зона подсвечивается шестью светодиодами, имеющими три градации яркости. Провод мягкий, что не позволяет протолкнуть его в изогнутые каналы и, тем более, обеспечить наведение на объект в глубине полости. Качество изображения настолько низкое, что едва позволяет понять, что находится перед камерой. Реальное фокусное расстояние 15–30 мм, но у камеры очень низкая светосила. Изображение хуже, чем у первых камер сотовых телефонов. Недорогая игрушка — рекомендовать не можем. |
Читайте также: Как увеличить мощность лодочного мотора хайди
Примерная цена 4000 ₽ Заявленная длина зонда 3 м Фокусное расстояние 3–500 см Заявленный угол обзора 70 град Диаметр камеры 5,5 мм Разрешение камеры 640×480 п Эндоскоп имеет встроенный аккумулятор, заряжаемый по кабелю с наконечником микро-USB от любого телефонного зарядника. Полная зарядка обеспечивает около полутора часов съемки. Изображение выводится на цветной дисплей с диагональю 2,4 дюйма. На конце длинного жесткого зонда расположены камера и шесть светодиодов с тремя режимами яркости. Возможность проникновения зонда в скрытые полости хорошая. Но ввести трехметровый зонд в узкие каналы на полную длину проблематично. Прибор укомплектован насадками для бокового обзора, крючком и магнитом. Фото и видео можно сохранять на карту памяти микроSD емкостью до 64 Гб и просматривать на компьютере. Но после каждой установки карты эндоскоп требует отформатировать ее. Реальное фокусное расстояние — от 15 мм и до бесконечности. Качество изображения камеры разрешением 0,3 Мп дает возможность обнаружить серьезные, крупные повреждения, но не позволяет рассмотреть мелкие детали. Недешевая игрушка для любителей гаджетов — рекомендовать не можем. |
Примерная цена 17 000 ₽ Заявленная длина зонда 80 см Фокусное расстояние 20–60 см Заявленный угол обзора 70 град Диаметр камеры 8,5 мм Разрешение камеры 1 Мп; 1280×720 п Самый дорогой в нашей выборке прибор представляет собой, по сути, приставку к смартфону, работающему на Android. У него отсутствует источник питания и дисплей. Остается лишь видеокамера с неплохим разрешением и регулируемой подсветкой шестью светодиодами. Главная фишка в том, что с помощью колесика на рукоятке камеру на конце кабеля можно поворачивать на 180 градусов. Конструкция довольно нежная, а потому никаких насадок на наконечник с камерой не предусмотрено. Смартфон с помощью магнитной опоры крепится к устройству. Входящим в комплект проводом смартфон соединяется с гнездом микро-USB на устройстве. Изображение понравилось, но тест закончить не удалось. Гнездо под кабель в ходе испытаний начало шататься и оторвалось совсем. Удивительно, почему у прибора столь слабый разъем малого формата. По-хорошему, там должен быть или большой порт USB-A, или хотя бы более прочный USB-C. Ведь устройство должно использоваться в условиях гаража, где условия не очень тепличные. Очень дорого и ненадежно — рекомендовать не можем. |
Примерная цена 8000 ₽ Заявленная длина зонда 1 м Фокусное расстояние 3–300 см Заявленный угол обзора не указан Диаметр камеры 5,5 мм Разрешение камеры 12800×720 п Устройство солидной фирмы не стали снабжать русскоязычной инструкцией. Работает от четырех батареек формата АА. Изображения сохраняются во встроенной памяти устройства. Дисплей имеет не очень качественную цветопередачу. Реальное фокусное расстояние — от 7 мм до бесконечности. Устройство имеет пятипозиционный цифровой зум. Кабель жесткий, что позволяет проникать в неглубокие полости сложной формы. Эндоскоп, с учетом цены, мог бы заслужить довольно высокую оценку, если бы не поломка. Наконечник в момент вытягивания зонда из полости двери оторвался от кабеля, обнажив плату с камерой и микросхемами. После этого шуткой выглядит использование крючка, который по резьбе должен наворачиваться на наконечник, позволяя вытягивать из скрытых полостей какие-то объекты. В таком варианте использования наконечник точно оторвется. Это — прибор, а не игрушка, но из-за поломки рекомендовать не можем. |
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Провод пробирается по каналам не так, как показывают в кино, где фантастический червь быстро пролетает внутрь по сложным каналам. Эндоскоп с мягким зондом-кабелем не пролезет ни в какую полость сложной конфигурации, застряв на первом же изгибе. С жестким кабелем можно проникнуть даже в изогнутый канал с переменным радиусом, но путь с острыми углами в форме буквы Z ни один зонд не преодолеет. И уж совсем сложно будет заставить камеру «смотреть» туда, куда нужно. А если на пути попадется вязкий антикор или нагар — она и вовсе ослепнет.
Видео:Что проверяется при эндоскопии двигателяСкачать
Выводы
Несмотря на огромный разброс цен, все опробованные эндоскопы подойдут скорее для ознакомления с общими принципами их работы, но не для профессионального использования. Простые модели помогут разглядеть крупный, хорошо заметный дефект или объект — только отдавайте предпочтение эндоскопам с регулируемой подсветкой (будет меньше бликов) и фокусным расстоянием не более 40–50 мм. Если такой удастся найти в пределах пары тысяч рублей — есть смысл взять в запас: это лучше, чем ничего.
Но для сложных задач — осмотра цилиндропоршневой группы или клапанов — нужен уже серьезный эндоскоп с поворотным наконечником и качественной картинкой. В этом случае лучше обратиться на сервис, где есть более совершенный прибор ценой в 30–40 тысяч рублей и больше. И обязательно — грамотный диагност.
Всем счастливого пути и подольше обходиться без помощи эндоскопов!
- Как подключить приборы к бортсети автомобиля, подробно рассказано тут.
- Средство для обработки стекол «Антидождь» обеспечит видимость в любую погоду. Капли приобретают форму шариков и легко скатываются с поверхности стекла, а еще средство уменьшает блики от фар встречных автомобилей.
- Теперь вы можете дополнить или уменьшить перечень компонентов автонабора в зависимости от своих потребностей. И приобрести именно то, что необходимо вам.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
⚡ЛУЧШИЙ ДЛЯ ANDROID и IOS: ЭНДОСКОП с гибкой камерой на 360 градусов для двигателя и автомобиляСкачать
Убили мотор при эндоскопии! КАК ТАК МОЖНО!?Скачать
Про такую проверку двигателя должен знать каждый водитель!Скачать
Эндоскоп с АлиЭкспресс. Задиры в цилиндрах.. Диагностика.. Endoscope AliExpressСкачать
Обзор эндоскопов с АлиЭкспресс F408A и F406A RALCAMСкачать
Ходос Авто Эндоскопия двигателя перед покупкой.Скачать
5 лучших эндоскопов/best endoscopes с AliExpressСкачать
Почему важно выбрать правильный эндоскоп для работыСкачать
ЗАДИРЫ в ЦИЛИНДРАХ, что это? Почему задирает моторы G4KD, G4FG в КОРЕЙСКИХ авто? Эндоскопия-что это?Скачать
Обновил эндоскоп - теперь видно всеСкачать
Лучшие эндоскопы с Алиэкспресс | Топ-10 устройств с AliexpressСкачать
Эндоскопия в диагностике двигателя на конкретных примерах.Скачать
Заглянул в цилиндр эндоскопом за 9$Скачать
Делаем управляемый эндоскоп из USB камеры за 600рСкачать