Бортовые системы электроники в современных легковых и грузовых автомобилях обладают огромным количеством дополнительных устройств и исполнительных механизмов. Для того, чтобы обмен информацией между всеми устройствами был максимально эффективен, в автомобиле должна быть надежная коммуникационная сеть. В начале 80-ых годов 20 века компания Bosch и разработчик Intel предложили новый сетевой интерфейс – Controller Area Network, который в народе называется Can-шина.
Видео:CAN шина простыми словами на примере Nissan X-TrailСкачать
О принципе работы сетевого интерфейса CAN-шина
Кан-шина в автомобиле предназначена для обеспечения подключения любых электронных устройств, которые способны передавать и получать определенную информацию. Таким образом, данные о техническом состоянии систем и управляющие сигналы проходят по витой паре в цифровом формате. Такая схема позволила снизить негативное влияние внешних электромагнитных полей и существенно увеличить скорость передачи данных по протоколу (правила, по которым блоки управления различными системами способны обмениваться информацией).
Кроме того, диагностика ЭБУ различных систем автомобиля своими руками стала проще. За счет применения подобной системы в составе бортовой сети автомобиля высвободилось определенное количество проводников, которые способны обеспечивать связь по различным протоколам, например, между блоком управления двигателем и диагностическим оборудованием, системой сигнализации. Именно наличие Кан-шины в автомобиле позволяет владельцу своими руками выявлять неисправности контроллеров и ошибки с помощью специального диагностического оборудования.
CAN-шина – это специальная сеть, с помощью которой осуществляется передача и обмен данными между различными узлами управления. Каждый из узлов состоит из микропроцессора (CPU) и CAN-контроллера, с помощью которого реализуется исполняемый протокол и обеспечивается взаимодействие с сетью автомобиля. Шина Кан имеет минимум две пары проводов – CAN_L и CAN_H, по которым и передаются сигналы посредством трансиверов – приемо-передатчиков, способных усиливать сигнал от управляющих устройств сети. Кроме того, трансиверы выполняют и такие функции как:
- регулировка скорости передачи данных посредством усиления или уменьшения подачи тока;
- ограничение тока для предотвращения повреждения датчика или замыкания линий передачи;
- тепловая защита.
На сегодняшний день признаны два вида трансиверов – High Speed и Fault Tolerant. Первый тип наиболее распространен и соответствует стандарту (ISO 11898-2), он позволяет передавать данные со скоростью до 1МБ в секунду. Второй тип приемопередатчиков позволяет создать энергосберегающую сеть, со скоростью передачи до 120 Кб/сек, при этом подобные передатчики не имеют чувствительности к каким-либо повреждениям на самой шине.
Видео:CAN шина👏 Как это работаетСкачать
Особенности работы сети
Следует понимать, что данные по CAN-сети передаются в виде кадров. Наиболее важные из них – это поле идентификатора (Identifire) и система данных (Data). Наиболее часто используемый тип сообщения по Кан-шине – Data Frame. Данный тип передачи данных состоит из так называемого арбитражного поля и определяет приоритетную передачу данных в том случае, если сразу несколько узлов системы передают данные на CAN-шину.
Каждое из подключенных к шине устройств управления имеет свое входное сопротивление, а общая нагрузка рассчитывается из суммы всех подключенных к шине исполняемых блоков. В среднем, входное сопротивление систем управления двигателем, которые подключаются на CAN-шину, составляет 68-70 Ом, а сопротивление информационно-командной системы может составлять до 3-4 ОМ.
Видео:Nissan March K12 | Сильные и слабые стороны бюджетной малолитражки. Стоит ли брать?Скачать
CAN — интерфейс и диагностика системы
Системы управления CAN имеют не только различное нагрузочное сопротивление, но и разную скорость передачи сообщений. Этот факт усложняет обработку однотипных сообщений внутри бортовой сети. Для упрощения диагностики на современных автомобилях используется межсетевой интерфейс (преобразователь сопротивления), который либо выполнен в качестве отдельного управляющего блока, либо встроен в ЭБУ двигателя автомобиля.
Читайте также: Can шина в грунтах
Подобный преобразователь также предназначен для ввода или вывода определенной диагностической информации по проводу «К»-линия, который подключается во время диагностики или изменения параметров работы сети либо в диагностический разъем либо непосредственно к преобразователю.
Важно отметить, что определенных стандартов для разъемов сети Can на сегодняшний день не существует. Поэтому каждый из протоколов определяет свой тип разъемов на CAN-шине, в зависимости от нагрузки и других параметров.
Таким образом, при проведении диагностических работ своими руками используется унифицированный разъем типа OBD1 или OBD2, который можно встретить на большинстве современных иномарок и отечественных автомобилей. Однако, некоторые модели автомобилей, например Volkswagen Golf 5V, Audi S4, не имеют межсетевого интерфейса. Кроме того, схема блоков управления и CAN-шины индивидуальна для каждой марки и модели авто. Для того, чтобы провести диагностику CAN-системы своими руками, используется специальная аппаратура, которая состоит из осциллографа, анализатора CAN и цифрового мультиметра.
Работы по выявлению неисправностей начинаются со снятия напряжения сети (снятие минусовой клеммы АКБ). Далее определяется изменение сопротивления между проводами шины. Самыми распространенными видами неисправности Кан-шины в автомобиле является замыкание или обрыв линии, выход из строя резисторов нагрузки и снижение уровня передачи сообщений между элементами сети. В некоторых случаях без применения анализатора Can выявить неисправность не получается.
Основные режимы работы CAN-шины: активный (зажигание включено); спящий (при выключенном зажигании); пробуждение и засыпание (при включении и выключении зажигания). Во время спящего режима ток потребления шины минимальный. Однако при этом по шине (с меньшей частотой) передаются сигналы о состоянии открытия дверей и окон, других систем, связанных с охранными функциями автомобиля.
В большинстве современных диагностических устройств предусмотрен режим диагностирования ошибок по CAN-шине. Технически это организовано непосредственным подключением проводников к диагностическому разъему.
Преимущества и недостатки применения КАН-шины в автомобиле Начать следует с того, что, если бы в 80-х годах прошлого века не был предложен стандарт CAN, его место обязательно занял другой вид взаимодействия систем автомобиля. Можно, конечно, разместить все блоки управления системами автомобиля в едином суперблоке, в котором программно обеспечить взаимодействие разных систем. Такие попытки были у французских производителей. Однако, с увеличением функциональности и производительности значительно увеличивается вероятность отказов. Сбои, например, дворников, могут привести к отказу запуска двигателя. Основные преимущества применения CAN-шины: возможность проведения оперативного контроля и диагностики всех систем автомобиля; объединение потоков информации в едином помехозащищенном канале; универсальность, способствующая унификации процессов диагностирования; возможность подключения охранных систем по CAN-шине (нет необходимости тянуть проводку к каждому элементу контроля). Недостатки CAN-шины: невысокая надежность; повреждение одного из блоков управления может привести к полной неработоспособности CAN-соединения. Устранение неисправностей На приборной панели автомобиля отсутствует индикаторная лампа неисправности CAN. Судить о том, что работоспособность CAN-шины нарушается, можно по косвенным показателям: на приборной панели одновременно загорелись несколько индикаторных ламп неисправностей; пропали показатели температуры охлаждающей жидкости, уровни топлива; загорелся «CHECK ENGINE». Прежде всего, следует выполнить диагностику. Если она покажет на неисправность CAN-шины, следует приступить к устранению проблемы. Последовательность работ: Найти проводники витой пары шины. Часто они имеют черный (высокий уровень) и оранжево-коричневый (низкий) цвета. Проверить при включенном зажигании с помощью мультиметра напряжения на проводниках. Уровни не должны быть равны 0 или более 11 Вольт (обычно около 4,5 Вольта). Выключить зажигание, снять клемму аккумуляторной батареи. Измерить сопротивление между проводниками. Если оно будет стремиться к нулю, значит, в шине присутствует короткое замыкание, если к бесконечности – обрыв. Приступить к поиску обрыва или короткого замыкания. Если есть подозрение на то, что замыкание шины происходит по причине отказа какого-либо блока управления, можно последовательно отключать блоки управления и контролировать сопротивление и работоспособность шины. Неисправность CAN-шины относится к сложным неисправностям электрооборудования автомобиля. Если у автовладельца нет необходимых навыков ремонта электрики, то лучше воспользоваться услугами специалиста.
Читайте также: Где находится гоночные шины mad max
CAN-шина – это электронное устройство, встроенное в электронную систему автомобиля для контроля технических характеристики и ездовых показателей. Она является обязательным элементом для оснащения автомобиля противоугонной системой, но это лишь малая часть её возможностей.
Источник: lubimauto.ru, voditeliauto.ru.
Видео:Экспресс диагностика CAN шины на автомобиле. №21Скачать
Есть ли can шина в ниссан марч
Группа: Пользователи
Сообщений: 231
Регистрация: 12.9.2012
Из: на реке Zeay + Amur , космодром .
Спасибо сказали: 13 раз
Мой автомобиль:
Nissan March K11 1.0
Назначение выводов диагностического разъема
Вывод Назначение
1 RX — Data In — Принимаемые ЭБУ данные
2 TX — Data Out — Отправляемые от ЭБУ данные
4 Линия диагностики ABS
6 CHK — Check to ECCS
7 Питание +12В
8 Масса
9 CLK — Сигнал синхронизации
Следует весьма внимательно относиться к соответствию таблицы неисправностей для каждого конкретного двигателя, потому что на автомобилях Nissan разного года выпуска, разной комплектации они могут различаться, и различаться существенно. Однако в дальнейшем фирма Nissan на более современных моделях автомобилей (начиная с 1993 года) перешла к более удобному способу и принципам проведения самодиагностики. Диагностика производится с помощью диагностического разъёма, вид которого представлен на рисунке. Данный диагностический разъем располагается справа внизу от рулевой колонки. Для считывания кодов неисправностей следует проделать следующие действия:
включить зажигание;
замкнуть контакты 8 и 9 не менее, чем на 2 секунды;
снять перемычку;
на панели приборов лампочка CHECK начнет мигать, показывая код неисправности. Например: три вспышки (продолжительность примерно 0,6 сек) через короткие промежутки времени (около 0,6 сек), затем длинная пауза (около 0,9 сек) и две короткие вспышки (длиной по 0,3 сек через паузу 0,3 сек) — код 32. Пауза между кодами 2,1 сек.
УДАЛЕНИЕ КОДОВ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
снять перемычку с контактов 8 и 9;
лампочка CHECK должна выдавать код 55 -«все ОК».
_____________________________________________________
у кого есть опыт с общением самодиагностики замыканием перемычкой и , или сброса чека , пожайлуста отпишитесь , указывая год выпуска , из указаной информации , оказывается есть отличие
всем спасибо .
Сообщение отредактировал SergeyS-S — 5.12.2015, 19:39
Видео:Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать
A93 2can Lin gsm nissan march правый руль
Здравствуйте, подскажите какую машину выбрать в настройках can в замен моей, потому как мой march отсутствует в перечне. Пробовал выбирать juke, работала аварийка, концевые дверей и все. Сменил на patrol, тоже самое. Выбрал note, работало тоже самое плюс ц.з. Вообще хотел добиться что бы по can видела сигналка статус заведенного двигателя. Потому как по аналогу +генератора не очень надежно в зимний период, а тахосигнал найти не смог. Спасибо
Ответы 5
llian, здравствуйте.
подскажите какую машину выбрать в настройках can в замен моей,
будет:»пробовать все Nissan близких годов»
и искать такую, с которой будет работать максимально возможное количество статусов-командНу или заработают те, которые Вам наиболее интересны. (подсказка — в первую очередь надо пробовать машины с таким же силовым агрегатом, как у Вас и с тами же блоком BodiControlModule). Всё незаработавшее — в настройках CAN-адаптера по «чужому»коду надо будет запретить и сделать по старинке-проводным подключением. Так придется сделать по причине мой march отсутствует в перечне.
Однако есть и другой вариант — сделать сразу всё обычным проводным монтажом без использования CAN-адаптера. Работать будет стабильнее и адекватнее. И бюджетнее на 2000р (CAN-адаптер надо оязательно удалить при этом с платы главного блока. ). Правда с подключениями придется повозиться подольше (но не дольше, чем перебор разных прошивок и проверки после их заливки по очереди — что работает, а что нет).
Вообще хотел добиться что бы по can видела сигналка статус заведенного двигателя. Потому как по аналогу +генератора не очень надежно в зимний период, а тахосигнал найти не смог.
То на кузове DBA-K13 с двигателем HR15 уже две зимы без проблем отработала StarLine A91 после перемонтажа по правилам (досталась клиенту с «кривым монтажом», сгороевшими дорожками в блоке и т.д. вместе с купленой машиной, а менять её на А93 он был финансово не готов. Перемонтаж А91 с восстановлением дорожек блока вышел ему дешевле).
Контроль по лампе заряда (желтый провод приборной доски — 6 справа в нижнем ряду). Но есть НЮАНС — серо-черный провод сигнализации надо подключать через два последовательных диода — анодами к приборной доске, катодами ко входу сигнализации, чтобы понизить потенциал при незаведенном моторе (там многовато -1,7. 2 вольта при незаведенном).
С тахо-сигналом в салоне там действительно засада, нет его в салоне.
Если не справитесь сами — воспользуйтесь услугами профессиональных установщиков. Только поищите потщательнее. Нужен именно мастер, а не мастУр. Сарафанное радио и вот ЭТО в помощь
Спасибо за советы. У меня к12 марч. Решил подключать по аналогу, про тахосигнал, посоветовали сесть на форсунку под капотом. Но если что буду садиться на провод табло. Звмерю что там с напряжением и если нужно, поставлю диоды. Еще раз спасибо
У меня к12 марч.
Ну вообще-то этот автомобиль выпускался по 2005 год. Откуда у Вас машина 2010г? Рестайлинг какой-то ? Ограниченная серия? Или Вы ошиблись с годом? На кузове К12 в свое время даже StarLine A9 и В9 вставали без проблем.
В нем, разумеется, другая проводка. Не такая, как в К13 и провод лампы заряда кажется синий (но может зависеть от года выпуска и быть другим).
про тахосигнал, посоветовали сесть на форсунку под капотом.
Не исключено. что потребуется сигнал не с одной форсунки (если частота с одной форсункуи будет слишком низкая и сигналка будет перекручивать стартер или прерывать запуск по причине потери захвата сигнала, не понимая, что мотор работает из-за низкой частоты) и такая схема, как ЗДЕСЬ
Так как у Вас упомянут GSM в профиле — рекомендую просчитать еще и ЭТО, до начала монтажа, чтобы не переделывать монтнаж из-за допущеной ошибки .
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📽️ Видео
поиск нерабочей can шины, часть дваСкачать
Nissan Micra k12 stanceСкачать
Что такое CAN шинаСкачать
Компьютерная диагностика авто. K-линия и CAN шинаСкачать
Nissan march не заводитсяСкачать
Подробно про CAN шинуСкачать
Рич-трак. Множественные ошибки логики и CAN - шины. Причина найдена.Скачать
Насколько серьезная ошибка U1000Скачать
Мерседес разьем CAN шины, как выглядит и где?Скачать
Nissan march k12 (детальный вид)Скачать
Как сделать агрессивным Nissan Micra? #nissan #tuningcar #micra #nissanmicra #ниссан #миккимаусСкачать
Ниссан Марч К12 увеличился расход топлива?Скачать
Поиск неисправности в шине CAN мультиметром. Suzuki Grand Vitara. U1073, P1674, B1553.Скачать
Блог о Nissan March 12sr Autech - всё сломать и собрать заново.Скачать
Ниссан Марч CR14DE ЖРЁТ БЕНЗИН! Любительская диагностикаСкачать