Для обеспечения постоянного положения оси вращения зубчатых колес, звездочек, шкивов и других вращающихся деталей их устанавливают на валах или осях.
Вал — это деталь, предназначенная для передачи крутящего момента вдоль своей оси и поддержания установленных на нем вращающихся деталей. При работе вал испытывает изгиб и кручение. Валы, только передающие вращающий момент от одной детали к другой называют торсионными.
Ось — это деталь, предназначенная только для поддержания сидящих на ней деталей. В отличие от вала ось не передает вращающего момента и, следовательно, не испытывает кручения. Оси могут быть неподвижными или вращаться вместе с посаженными на них деталями. Например, ось колеса автомобиля не вращается, а вагонная ось вращается вместе с колесами.
Классификация валов.
1. По назначению различают:
а) валы передач, на которых устанавливают зубчатые колеса, шкивы, муфты и др. детали передач;
б) коренные валы, несущие рабочие органы машины турбины, патроны, кривошипы, маховики;
2. По геометрической форме валы делятся на: прямые, коленчатые и гибкие.
Коленчатые валы предназначены для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот.
Гибкие валы предназначены для передачи вращающего момента между агрегатами со смещенными в пространстве осями. Они имеют высокую жесткость при кручении, малую жесткость при изгибе, в результате чего при работе могут иметь криволинейную ось.
Прямые валы и оси, в зависимости от распределения нагрузок и условий сборки, выполняют гладкими или ступенчатыми, близкими по форме к балкам равного сопротивления изгибу.
Гладкие валы более техничны и получают в последнее время большое распространение. Соединения деталей с такими валами осуществляют при помощи посадок.
По типу сечения валы бывают сплошные и полые для размещения внутри другой детали, смазки и уменьшения массы.
Конструктивные элементы и материалы валов и осей.
Цапфы— участки вала или оси лежащие в опорах. Они подразделяются на шипы, шейки и пяты. Шипомназываются цапфа, расположенная на конце вала и передающая радиальную нагрузку, а шейкой расположенная в средней части вала. Пятойназывают цапфу, передающую осевую нагрузку.
Посадочные поверхности валов под ступицы насаживаемых деталей выполняют цилиндрическими или коническими. При соединении с натягом эти участки делают на 15 — 20% больше соседних. Для посадки подшипников на валах делают упорные буртики, их высота должна обеспечивать демонтаж подшипников и подвод смазочного материала.
Читайте также: Рено сандеро замена сальника первичного вала
Переходные участки валов между двумя ступенями выполняют следующих типов:
а) с канавкой для выхода шлифовальных кругов;
б) с галтелью постоянного радиуса;
в) с галтелью специальной формы.
Для изготовления валов используют:
углеродистые стали: Ст5; Ст6; 20; 30; 40; 45; 50,
легированные стали: 20Х, 40Х, 40ХН, 18Х2Н4МА. Быстроходные валы, работающие в подшипниках скольжения, изготовляют из цементируемых сталей: 12Х2Н4А, 18ХГТ, 20Х.
Выбор материала и термической обработки определяются конструкцией вала, опор и условиями эксплуатации.
Валы и оси обрабатывают на токарных станках с последующим шлифованием цапф и посадочных поверхностей.
Расчет валов
Основными критериями работоспособности валов являются сопротивление усталости и жесткость, т.к. разрушение валов в большинстве случаев носит усталостный характер, поэтому основным является расчет на сопротивление усталости.
Основными расчетными силовыми факторами являются крутящие Т и изгибающие М моменты. Влияние продольных сил невелико и в большинстве случаев не учитывается.
Расчет и конструирование валов обычно ведут по трехэтапной схеме:
1 — этап — предварительный расчет по пониженным допускаемым напряжениям на кручение;
2 — этап — разработка конструкции вала обеспечивающей технологичность изготовления и сборки;
3 — этап — проверочный уточненный расчет вала на сопротивление усталости.
1-этап: Предварительный расчет.
На первом этапе при отсутствии данных об изгибающих моментах определяют диаметры выходных концов валов, а для промежуточных валов диаметр под колесом. При этом влияние изгиба, концентрации напряжений и характера нагрузки компенсируется понижением допускаемых напряжений на кручение:
где Т – Н·мм, крутящий момент;
[τ]к = 15. 25 МПа (Н/мм 2 ) для выходных концов;
[τ]к =10. 20 МПа для промежуточного вала под колесом.
Полученное значение округляют до ближайшего стандартного.
По конструктивным соображениям диаметр входного бустроходного вала должен быть:
где dэд — диаметр вала электродвигателя.
2 — этап: Конструирование валов.
Наиболее технологичные в сборке – распространенные сейчас ступенчатые валы.
Для уменьшения концентрации напряжения разность диаметров между соседними ступенями делают не значительной, а радиус галтели принимают равным:
но не больше радиуса или фаски устанавливаемой на месте детали.
Читайте также: Подшипник первичного вала дэу матиз
3 – этап: Проверочный уточненный расчет валов на сопротивление усталости.
При расчете валов и осей на сопротивление усталости учитывают все основные факторы, влияющие на их прочность, а именно: характер напряжения, статические и усталостные характеристики материалов, изменение предела выносливости вследствие концентрации напряжений и влияния абсолютных размеров оси или вала, состояние поверхности и поверхностное упрочнение. Для учета всех этих факторов конструкция и размеры вала должны быть известны. Расчет заключается в определении для всех предположительно опасных сечений действительного коэффициента запаса прочности S и сравнении его с допускаемым [S]:
[S] =1,5 –для обеспечения прочности;
[S] =2,5 –для обеспечения прочности и жесткости.
где σ-1 – предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба; для углеродистых сталей σ-1=0,43σВ; для легированных сталей σ-1=0,35σВ+(70…120)МПа;
τ-1 – предел выносливости стали при симметричном цикле кручения τ-1=0,58 σ-1;
kσ ,kτ –эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
β – коэффициент шероховатости поверхности;
ψσ , ψτ – коэффициенты чувствительности к асимметрии цикла;
σv , τv – амплитуда цикла нормальных и касательных напряжений;
σv , τv – среднее напряжение цикла нормальных и касательных напряжений.
При необходимости вал дополнительно проверяют на статическую прочность и жесткость, а в отдельных случаях на колебания.
Для правильной работы передач и подшипников, оси и валы должны быть достаточно жесткими.
Для обеспечения жесткости на изгиб оси или вала, необходимо чтобы действительные значения θ – угла наклона поперечного сечения и прогиба оси вала – y, не превышали допускаемых значений:
[y] ≤ (0,01…0,03)·m – для вала под колесом;
[θ] ≤ 0,001 рад. – под шестерней и в подшипнике скольжения;
[θ] ≤ 0,01 – шарикоподшипники радиальные;
[θ] ≤ 0,05 – сферические шарикоподшипники.
Дата добавления: 2015-12-16 ; просмотров: 1996 ;
Видео:Расчет вала на прочность и жесткость. Эпюра крутящих моментовСкачать
11.1. Порядок расчета вала
1. Из условия равномерного вращения вала определить диаметры зубчатых колес и.
2. Изобразить в масштабе схему нагружения вала.
3. Определить реакции опор вала во взаимно перпендику
лярных плоскостях, указанных на схеме нагружения вала.
4. Рассчитать изгибающие и крутящие моменты в поперечных сечениях вала, построить эпюры изгибающих и
Читайте также: Обороты коленчатого вала топливного насоса
5. Рассчитать диаметры вала на прочность по эквивалентным напряжениям (приведенному моменту
)
в наиболее опасных сечениях вала. Опасным сечением вала считать то, в котором приведенный момент нагрузки на вал максимален.
6. Рассчитать вал на жесткость при кручении.
Видео:9.4. Расчет валов и осейСкачать
10.2. Расчет вала на прочность.
При одновременном действии крутящего и изгибающегомоментов расчет вала ведут по эквивалентному моменту в сечении (четвертая теория прочности)
=, где— суммарный изгибающий момент в сечении вала.
Опасным сечением вала считать сечение, в котором приведенный момент нагрузки на вал максимален.
Диаметр вала определяется по формуле
,
где = 50 МПа — допускаемое нормальное напряжение материала вала.
Если на вал или его участок действует только крутящий момент , то его диаметр можно определить из условия прочности на кручение:
,
где = 0,5— допускаемое касательное напряжение материала вала.
Видео:9.1 Расчет валов приводаСкачать
10.3. Расчет вала на жесткость
С целью уменьшения упругого мертвого хода в точных и силовых механизмах углы закручивания сечений валов друг относительно друга ограничиваются допускаемым углом закручивания . Условие жесткости вала при кручении имеет вид
,
где — допустимая величина угла закручивания вала на рабочей длине(при расчете принять= 20 угловых минут, то естьрад).
Рабочая длина вала определяется суммированием длин участков вала, на которых крутящий момент вала отличен от нуля.
Диаметр вала на закручиваемом участке определяется по формуле
,
где 8*10 4 МПа – модуль сдвига материала вала (стали).
Если при диаметре условие жесткости вала не выполнено, то есть, то в качестве диаметра вала принимают наибольший из диаметрови. Полученный диаметр выражают в миллиметрах и округляют до целого числа из предпочтительного ряда размеров, в котором числа заканчиваются цифрами 0, 2, 4, 5, 6, 8.
Видео:КРУЧЕНИЕ ВАЛА. Касательные напряжения. Сопромат.Скачать
11. Задача №7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ И ГЛАВНЫХ ПЛОЩАДОК
Для напряженного состояния в точке тела, заданного компонентами тензора напряжений определить главные напряжения и полдожения главных площадок. Исходные данные определить по табл. 7.1, где напряжения заданы в Мпа.
Величины компонентов тензора напряжений выбираются из столбцов табл. 7.1 по цифрам . Остальные компоненты тензора напряжений определить на основании закона парности касательных напряжений.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
Как разработать технологический процесс изготовления детали. 9 основных этаповСкачать
расчет валов редктораСкачать
Проверочный расчет вала (ru)Скачать
ДМ.КП.24 - Расчет вала в АПМ (2020 05 30 10 57 55)Скачать
Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистовСкачать
Лекция 9. Валы и осиСкачать
Расчет валов, каф. МеханикаСкачать
Что такое технологический процесс? Введение.Скачать
6.2 Кинематический расчет приводаСкачать
Э03 01 1 Эскизная компоновкаСкачать
Чертеж вал шестерни. Процесс изготовления валов с зубчатым венцомСкачать
Прочность и жесткость валов. Часть 6: Эпюры моментов выходного вала (цилиндрическая передача).Скачать
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Вид Грубейшего Нарушения ТРЕБОВАНИЙ ТБ при работе на СТАНКАХ.Скачать
Расчетная схема ведомого валаСкачать
Детали машин. Лекция 4.1. Валы и оси.Скачать
Компоновка узла "Вал в опорах".Скачать