- Сбор и переработка шин: производители против новых изменений в законодательстве
- Что такое РОП
- Новая концепция Минприроды
- «ЭкоШинСоюз» против реформирования
- Последствия принятия новой концепции
- Зачем разрушать то, что работает
- Переработка шин
- Нерезиновая проблема
- Пустой рынок
- Ломозаготовитель
- Дорогая логистика
- Освоить имеющееся
- 📺 Видео
Видео:Оборудование для переработки шинСкачать
Сбор и переработка шин: производители против новых изменений в законодательстве
Ведущие производители и импортеры шин, входящие в ассоциацию «ЭкоШинСоюз», выступили против нововведений в закон «Об отходах производства и потребления», предлагаемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Компаниям хотят запретить самостоятельную утилизацию отходов, несмотря на всю созданную ими инфраструктуру по переработке, и обязать платить налог в государственный бюджет.
Некоммерческая ассоциация «ЭкоШинСоюз» была основана в 2017 году для создания эффективной системы обращения с шинными отходами в рамках РОП — расширенной ответственности производителя. Сейчас в ассоциацию входят шесть компаний — мировых лидеров по производству шин: Nokian Tyres, Bridgestone, Michelin, Hankook, Continental и Yokohama.
Что такое РОП
Расширенная ответственность производителя (РОП) — это механизм регулирования деятельности производителей и импортеров, согласно которому изготавливаемая/ поставляемая ими продукция в конце ее жизненного цикла должна быть утилизирована.
Цель РОП — сократить количество отходов, попадающих на свалки, и обеспечить максимальную вторичную переработку.
Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», реализация РОП может проходить по двум условным направлениям: самостоятельно или с помощью государства.
Для самостоятельной реализации РОП бизнесу можно:
- использовать мощности собственных производств;
- заключить договор с компанией-переработчиком напрямую;
- заключить договор с переработчиком через отраслевую ассоциацию.
Если производитель или импортер отказывается сам обеспечивать РОП, то ему нужно заплатить в государственный бюджет экологический сбор, который рассчитывается по нормативам утилизации конкретных видов товаров.
Законодательно принцип РОП в России введен с 1 января 2015 года. При его разработке за основу был взят опыт европейских стран, где самостоятельное исполнение РОП — основная практика для построения качественной системы утилизации отходов.
Новая концепция Минприроды
В начале октября 2019 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложило усовершенствовать к началу 2020 года существующий институт РОП.
Основные аспекты этой реформы:
• ввести 5-летний мораторий на самостоятельное исполнение РОП (кроме собственных мощностей), обязав бизнес платить экологический сбор;
• создать Фонд для сбора налога с бизнеса;
• передать функции администрирования по учету экосбора в федеральную налоговую службу;
• назначить распорядителем средств Фонда госкомпанию «Российский экологический оператор».
Необходимость внесения этих поправок в закон со стороны Минприроды объясняется тем, что 90% производителей и импортеров не исполняют обязательства в рамках расширенной ответственности и подделывают справки об утилизации своей продукции без ее реальной переработки.
«ЭкоШинСоюз» против реформирования
На конференции в пресс-центре «Россия Сегодня» 20 ноября 2019 года представители всех компаний, входящих в ассоциацию, высказали свое резко негативное отношение к планируемым изменениям.
По словам Сергея Подойникова — исполнительного директора «ЭкоШинСоюза», 95% шинного рынка исполняет расширенную ответственность либо через ассоциацию, либо самостоятельно через прямые договоры с заводами-переработчиками.
Менее чем за три года работы ассоциация «ЭкоШинСоюз» смогла утилизировать 136 тысяч тонн отработанных шин в 16 регионах страны и вложила в отрасль переработки около 500 млн рублей. В программу сбора вовлечено 19 заводов-переработчиков, более 950 шиномонтажных центров, установлено более 350 контейнеров для приема подобных отходов у населения, запущены пилотные акции с розничными шинными сетями по сбору шин.
Также Союз активно участвует в общественных инициативах, помогает волонтерским и региональным движениям организовывать специальные акции для борьбы с несанкционированными свалками. Благодаря таким мероприятиям уже удалось собрать 8400 тонн шин и очистить 28 гектаров земли от мусора.
Последствия принятия новой концепции
По мнению «ЭкоШинСоюза», реформа приведет к:
1. Деградации системы сбора и утилизации, в частности шинных отходов.
Все успешно действующие программы по сбору и утилизации шин перестанут работать. А одномоментное введение 100%-го норматива не приведет к 100%-й утилизации. Сейчас в нормативах для бизнеса стоит конкретная задача по утилизации определенного количества отходов. Шинный бизнес с ней справляется, с каждым годом наращивая мощность и объемы переработки.
2. Росту цен. Если на шины цена вырастет примерно на 4%, что может показаться незначительным, то для других групп товаров, по оценкам экспертов, показатель роста составит 13-20%. Это значит, что подорожают не только шины, но и другие товары, ведь РОП охватывает 54 группы продукции: от упаковки и одежды до шин и электроники.
3. Невозможности дальнейшего сотрудничества государственных органов и бизнеса, т.к. производители вообще не будут вовлечены в процесс обращения с отходами.
Читайте также: Как списать шины автомобильные в бюджетном учреждении в 2019 году
4. Монополизации рынка утилизации, в частности изношенных шин. Отказ от рыночной модели развития приводит к отсутствию конкуренции на рынке утилизации. А это ведет к отсутствию мотивации на поиск инновационных решений и способов утилизации, поскольку компании-монополисту не нужно что-то оптимизировать.
5. Отсутствию индивидуального подхода переработки к различным категориям отходов.
Зачем разрушать то, что работает
Генеральный директор Continental Kaluga и председатель правления «ЭкоШинСоюза» Георгий Ротов так прокомментировал этот вопрос: «По моему мнению, эту реформу хотят провести по двум причинам: во-первых, Минприроды и другие контролирующие ведомства не смогли организовать должного контроля за запретом захоронения покрышек, который ввели в 2018 году. Во-вторых, реформа обращения с ТКО в России со стороны населения была воспринята неоднозначно. Люди не понимают, за что они платят, видят недостаточную организацию в области обращения с коммунальными отходами, начинают меньше доверять системе в силу медленного развития всей этой мусорной реформы. Поэтому власти сейчас хотят пойти по легкому пути и уменьшить социальное напряжение за счет бизнеса: ввести на производителей дополнительный налог и использовать эти средства для компенсации расходов на утилизацию ТКО».
Текущее законодательство тем не менее позволило добиться впечатляющих результатов «ЭкоШинСоюзу» менее чем за 3 года. Существующее положение вещей позволяет бизнесу направлять средства на реальную утилизацию, контролируя расходование средств таким образом, чтобы деньги шли на ежегодное увеличение объемов сбора и утилизации отходов. При этом нагрузка на потребителей — минимальна.
На конференцию приглашали в том числе и представителей Минприроды, Минпромторга и Минэкономразвития, чтобы дискуссия о законодательстве не была односторонней, однако предложения были отклонены.
А пока в Министерствах решают какие концепции еще добавить для усовершенствования системы РОП, «ЭкоШинСоюз» предложил несколько своих вариантов улучшения существующего закона:
1. Усилить контроль Росприроднадзора за фактическим осуществлением утилизации переработчиками;
2. Перевести отчетность в работающий электронный формат. Создать возможность сквозных проверок и мониторинга пути изношенных шин от образователя отходов до утилизатора со всеми промежуточными итерациями;
3. Внести изменения в лицензионные требования для возможности отзыва лицензии при обнаружении фальсификации актов утилизации со стороны предприятий-переработчиков;
4. Охватить всех ответственных в рамках регулирования РОП.
Переработка шин
Также представители компаний рассказали о развитии рынка продукта вторичной переработки шин.
Сейчас в 95% случаев из шин делают резиновую крошку. Для того, чтобы не вызвать в скором времени переизбыток материала на рынке, «ЭкоШинСоюз» активно прорабатывает вопрос дооснащения предприятий-утилизаторов дополнительным оборудованием для развития альтернативных технологий переработки и производства новых продуктов: регенератов, модификаторов для дорожных покрытий, термоэластопластов и др.
Гендиректор компании Michelin в Восточно-Европейском регионе Дмитрий Молоканов объяснил: «Шины изначально создаются для того, чтобы не быть разрушенными. Это сложный продукт и для его утилизации нужны специальные технологии. Благодаря ассоциации мы можем объединить усилия в области РОП, совместно искать новые технологические решения и прийти к цели даже быстрее, чем это было сделано в Европе — к своему показателю 80-90% переработки они шли в течение 12-15 лет. Но если процесс утилизации будет монополизирован, то вряд ли вторичная переработка будет развиваться как направление».
Видео:Об утилизации шинСкачать
Нерезиновая проблема
Компания «Орис Пром» — российский лидер рынка вторичной переработки шин. Рынок большой, проблемный, капиталоемкий. Однако, если шины не перерабатывать, страна будет накапливать более миллиона тонн опасных отходов в год
Если с бытовыми отходами в России все пусть и не слишком хорошо, но налажено — их регулярно собирают и вывозят в специальные места, то проблема утилизации более сложных и опасных отходов, например использованных автомобильных шин, с каждым годом становится все актуальнее.
Автомобильная шина практически не подвергается внешнему воздействию и разлагается очень медленно — 120–140 лет. При производстве шин используют синтетические полимеры, каучуки, примеси смолы, сажу, кремниевую кислоту, технический углерод — все эти компоненты вредны для человека и окружающей среды. Ежегодно в России выбрасывается более миллиона тонн изношенных автопокрышек. Основной способ их утилизации — захоронение на специальных полигонах, но с 2019 года это запрещено.
Если не брать в расчет невысокий процент переработки, основным способом утилизации продукта, как и раньше, остаются стихийные свалки в лесу или в местах скопления бытовых отходов. На какое-то время это решит проблему — места в стране достаточно. Но учитывая темп роста количества автомобилей в стране, проблема уже в обозримом будущем грозит обернуться настоящей катастрофой.
Читайте также: Размеры шины медной электротехнической шины
Московская компания «Орис Пром» перерабатывает лом и отходы черных и цветных металлов, электронное и электрическое оборудование, бытовую технику, строительные материалы и отходы железобетона, изношенные шины. На предприятии из старых покрышек получают резиновую крошку, которую потом используют в качестве добавки в резиновые смеси при производстве резинополимерных композиций, спортивных покрытий и детских игровых площадок.
Видео:Переработка шин как бизнес | ПромышленностьСкачать
Пустой рынок
За последнее десятилетие парк транспортных средств в России увеличился на треть. Только в Москве, по словам мэра столицы Сергея Собянина, каждую пятилетку становится на миллион машин больше.
Общее количество автомобилей в России — 52,9 млн штук (легковых из них 84%), из них около четырех миллионов в Москве: на тысячу жителей приходится 315 машин, хотя это и не рекордный для России показатель. К примеру, на Камчатке на тысячу жителей приходится 540 автомобилей, в Приморском крае — 460.
При таких темпах роста автопарка (и это не считая спецтехники, авиатехники и прочего) развитие переработки автошин не просто полезно, а жизненно необходимо. Автомобильные шины — ценное сырье для вторичной переработки. Амортизированная шина — это 65–70% резины, 15–25% технического углерода, 10–15% металла, и все это используется для производства продукции бытового и технического назначения.
«Изношенные шины, а также металлолом, упаковка, пластик — это не мусор, а сырье для вторичной переработки и актуальный бизнес», — считает заместитель генерального директора компании «Орис Пром» Владимир Кощеев.
Нет ничего удивительного в том, что при такой концентрации автотранспорта в Москве компания «Орис Пром» занялась переработкой сложного отхода — автошин. Этот рынок практически пуст. Сегодня в России в переработку попадает около 35% от объема образованных отходов шин. При этом основной объем поступлений приходится на организации. От населения на переработку поступает лишь каждая десятая шина.
Россия в переработке шин значительно отстает от Европы, где перерабатывается в среднем 90%, хотя наш показатель несколько выше среднемирового — 20%.
«Еще в 2001 году, на старте, в основе нашей деятельности лежала идея создания новаторского предприятия на территории РФ, способного давать новую жизнь вторичным ресурсам, не вредя окружающей среде», — отмечает Владимир Кощеев.
Видео:Этапы переработки шин в резиновую крошку. #оборудованиеСкачать
Ломозаготовитель
«Орис Пром» — крупнейший в Москве ломозаготовитель. Однако в последние годы компания расширяет спектр своей деятельности. Новым направлением для переработчика стала утилизация бытовой техники.
«В прошлом году мы начали активно принимать крупногабаритную технику — холодильники, стиральные машины, микроволновки. Мы и раньше ее принимали, но не выделяли это в отдельное направление деятельности, — отметили в компании. — В этом направлении мы только выходим на рынок и наращиваем обороты. Мощности у компании большие, и в течение нескольких лет мы собираемся стать лидерами в этом сегменте».
Еще одно растущее направление — переработка шин. Москва и Московская область ежегодно производят 130 тыс. тонн отработанных шин. «В прошлом году мы собрали 37 тысяч тонн, в этом наша цель — 55 тысяч тонн, то есть почти 40 процентов образуемых в Москве и области отходов», — рассказали в компании.
На производстве установлены две комплектные линии Eldan Recycling для обработки всех типов шин. Переработка позволяет получить несколько видов сырья.
Из шин извлекается металлокорд, который проходит очистку от дополнительных примесей и прессуется в брикеты на специальных прессах. Такой доработанный материал имеет статус стопроцентной готовой продукции на рынке вторичных металлов.
Еще одна составляющая — текстильный корд. Он может использоваться при утеплении подвалов, погребов, бетонных перекрытий и т. д. Из текстильного корда «Орис Пром» также производит инновационную полимерную плитку, аналогов которой, как отмечают в компании, на современном рынке строительных материалов и тротуарной плитки в России нет. Она влагоустойчива, не крошится и не ломается от механического воздействия, устойчива к химическим агрессивным средам и способна прослужить не менее 30 лет. Одно из важнейших ее свойств, особенно актуальных в российском климате: плитка не скользит и может выдержать перепады температуры до минус 70 градусов. Компания планирует развивать еще одно направление переработки текстильного корда — для изготовления топлива. Текстиль имеет очень высокую эффективную теплоту сгорания и, следовательно, может быть смешан с другими материалами, чтобы увеличить эффективное значение горения этого материала.
Читайте также: Размер шин ниссан куб 2000 года
Самый распространенный способ переработки самой резины — получение резиновой крошки и порошка. С точки зрения бизнеса этот путь наиболее эффективен, поскольку, во-первых, он безотходный, а во-вторых, спрос на эту продукцию в России высок.
Спектр применения резиновой крошки очень широкий. Она используется в качестве добавки в резиновые смеси, в производстве резино-полимерных композиций, спортивных покрытий, искусственных газонов и детских игровых площадок, при тампонировании нефтяных скважин, изготовлении погонажных изделий. Резиновый порошок добавляют в асфальт.
Заводы «Орис Пром» перерабатывают автопокрышки в резиновую крошку и резиновый порошок, предназначенные для сбыта по всей России. Их производственная мощность — до 62 тыс. тонн в год.
Видео:Станок для удаления металлического корда | Переработка шинСкачать
Дорогая логистика
Главная проблема в переработке шин — их сбор. Сегодня у любого россиянина есть три пути утилизации отработанных покрышек: отвезти в лес, доставить до точки сбора мусора (но далеко не все компании принимают этот вид отходов), отдать старые покрышки в специализированные точки сбора. Последний путь — самый перспективный. Это и экологично, и удобно для последующей переработки.
«Орис Пром» работает в Москве и Московской области, где расположено более ста контейнеров для всех видов использованных шин. Ежедневно там собирается 170 тонн продукции для последующей переработки.
Кроме того, предприятие участвует в программе «Мегабак», цель которой — популяризация раздельного сбора мусора (в том числе отработанных шин) и снижение количества полигонов. Весь контейнерный парк «Орис Пром» составляет 1500 штук.
«Сфера деятельности переработчика определяется максимальным радиусом действия, в котором может работать предприятие. Можно ли заниматься переработкой шин на расстоянии в тысячу километров? Можно, но будет ли это экономически эффективно для компании? Нет. В таких условиях работа строится или на получении прибыли, или на дотациях», — рассуждает Владимир Кощеев.
Что касается дотаций, «Орис Пром» активно использует механизм расширенной ответственности производителя (РОП). Производитель, который получает прибыль, закладывает в себестоимость своей продукции затраты на ее утилизацию. Сумма это небольшая, в случае с шинами — 7000 рублей за тонну. «Эти средства идут на погашение наших затрат, связанных со сбором, транспортировкой и переработкой», — рассказали в «Орис Пром». «Самое главное, РОП — это не просто бизнес, это миссия, ответственность перед городом и его жителями», — уверен Владимир Кощеев.
«Да, можно собирать шины в своем регионе и перерабатывать, но, если вы хотите заниматься этим более профессионально, стремитесь к расширению бизнеса и более динамичному росту прибыли, делать это надо по схеме РОП. Без РОП мы не смогли бы возить шины на расстояние 400 километров. Сейчас мы создаем свою оптимальную структуру перевозок — удобную и экономически эффективную», — рассказали в компании.
Видео:Линия по переработке шин в крошку ЛПШСкачать
Освоить имеющееся
В последние годы выручка компании стабильно превышает шесть миллиардов рублей в год, чистая прибыль — более 100 млн рублей. В компании работает более 500 человек.
На сегодняшний день компания сосредоточена на развитии нескольких основных направлений. «Пока этого достаточно, чтобы развиваться как предприятию, зарабатывающему прибыль и сохраняющему рабочие места», — заявили в «Орис Пром». Компания сотрудничает более чем с 4500 предприятий и организаций Москвы и Московской области, имеет большой парк специализированной техники с круглосуточно действующим диспетчерским центром.
За последние пять лет объем инвестиций предприятия только в переработку шин составил примерно миллиард рублей. «Если точнее, то 750 миллионов рублей вложено в производство и переработку шин плюс собственные оборотные средства», — рассказали в компании. Дальнейшие затраты, отметил Владимир Кощеев, зависят от того, как будет развиваться рынок: каждое направление переработки требует своих вложений.
Не менее значимая инвестиция в бизнес — добросовестность и честность, считают в компании: «Если взялся за дело, доводи его до конца — полностью отвечай за весь процесс, от сбора до обработки. Второе — не обманывать никого. Если сказали, что утилизируем шины бесплатно, — значит бесплатно, и никаких других условий».
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📺 Видео
Получение технического углерода и печного топлива из шинСкачать
Киевский школьник изобрёл новый способ утилизации шинСкачать
Рециклинг – мировой и российский: опыт и продукты переработкиСкачать
Адгезия и диффузия при вулканизации шины. Углерод и каучук. Состав резиновой смеси. Почему это важноСкачать
Переработка резины, как бизнес. Шины и резиновая крошка. Сколько на этом можно заработать?Скачать
Линия по переработке шин РДК 650. Принцип работы с комментариями.Скачать
Как СОХРАНИТЬ экологию в России в 2024 году? Выставка Wasma!Скачать
Переработка шин в Европе | Европейский подход к переработке шинСкачать
Один час работы линии по переработке шин за 5 минут - производительность 500 кг в час.Скачать
Этапы переработки шин на оборудовании, часовая производительность линии по переработке шин.Скачать
Рентабельный бизнес - Переработка покрышек! Легко. На уникальном оборудовании.Скачать
Оборудование для переработки изношенных автомобильных шин в резиновую крошкуСкачать
Утилизация старых шин: перспективы развитияСкачать
Производство резиновой крошки - Оборудование для переработки шин. г.Владивосток.Скачать