Рекуперация энергии появилась в Формуле-1 ещё в 2009 году. Но новый этап внедрения гибридных технологий столь радикальный, что повлиял даже на официальный язык: в документах вместо слова Engine появилось сочетание Power Unit. На фото показан такой «юнит» от Renault под названием Sport Energy F1-2014.
С сезона 2014 года в Формуле-1 уходит эпоха атмосферных моторов V8 2.4, трудившихся с 2006 года. По новому регламенту на болидах появятся турбомоторы объёмом всего 1,6 л. Звучит знакомо. Но если в обычной жизни это рядные «четвёрки», то в спорте — малолитражные V-образные «шестёрки» с высокопроизводительным одиночным турбонаддувом (давление не регламентировано). Да и частота вращения коленвала внушительна — лимитатор по правилам будет срабатывать на 15 000 об/мин. А ещё на этих движках стоит система двойной рекуперации, способная утилизировать не только кинетическую энергию автомобиля во время торможения, как было в недавнем прошлом, но и энергию выхлопных газов. Да-да, в формульном моторе турбина соединена с генератором — как на заправской электростанции! Потому буковка К (kinetic) из общего наименования системы пропала, теперь это просто ERS (Energy Recovery System).
С сезона 2014 года мгновенный расход у двигателя внутреннего сгорания на Формуле-1 не должен выходить за рамки 100 кг/час, и 100 килограммами ограничен общий запас топлива на одну гонку. Ранее пиковый расход не регламентировался (а по факту был на 40% выше). Что до суммарного запаса топлива, то его не ограничивали (нельзя было только дозаправиться), но типично в бак помещалось около 160 кг горючего. Так что теперь инженерам команд будет весьма непросто настраивать системы рекуперации на гонку и выбирать стратегию в данной части.
Если раньше от системы KERS разрешено было получать максимальную добавочную мощность 60 кВт (81 л.с.) в течение 6,7 секунды за один круг, то теперь лимит повышен до 120 кВт (162 л.с.), и такую мощность можно будет развивать по 33 секунды на каждом круге. Ещё французские инженеры указывают, что если в прошлом году поломка «керса» стоила гонщику лишних 0,3 с на круг, то теперь выход из строя гибридной составляющей болида Формулы-1 фактически оставляет машину за пределами хоть какой-то борьбы.
В сезоне 2014 года 11 команд будут использовать двигатели всего от трёх поставщиков. Red Bull, Lotus, Toro Rosso и Caterham возьмут на вооружение мотор Renault Sport Energy F1-2014. Команды Mercedes, McLaren, Force India и Williams возложили свои надежды на агрегат Mercedes-Benz PU106A Hybrid. Наконец, болиды Ferrari увлекать вперёд призваны двигатели Ferrari 059/3, и они же оживят болиды Marussia и Sauber. Творение итальянцев «живьём» пока не показывали, но о нём кое-что уже известно, как и о моторе Mercedes. Однако наиболее детальные сведения о новом двигателе предоставила французская компания.
В новой установке есть два мотор-генератора, способных как вырабатывать ток, так и действовать в роли электродвигателя. Первый называется MGU-K (Motor-Generator Unit-Kinetic). Он соединён с коленвалом ДВС и собирает энергию на торможении, отдавая её высоковольтному накопителю. При разгоне MGU-K добавляет свою мощность к мощности основного агрегата. Эта добавка как раз лимитирована по регламенту 120 киловаттами. Ещё есть ограничение по количеству энергии, которую можно собрать на одном круге (два мегаджоуля), и энергии, которую можно использовать для разгона на одном круге (четыре мегаджоуля), что, к слову, в десять раз больше, чем разрешено было в 2013 году для старого «керса».
Устройство MGU-H (Motor-Generator Unit-Heat) — самое интересное в новой Формуле. Это электрическая машина, сидящая на валу турбокомпрессора. И работать она может в обе стороны: извлекать энергию из выхлопных газов и раскручивать турбокомпрессор для сокращения турболага. Причём, в отличие от MGU-K, величина потоков энергии (выработка в качестве генератора и работа как электромотора) правилами не ограничена. Это даёт инженерам мощный рычаг для управления балансом энергии в машине. Если учесть работу ДВС и MGU-K, в сумме энергия в болиде может перекачиваться по семи направлениям.
Читайте также: Мотор в новой ладе калине
Вспомним, что обычный «керс» вводился под соусом помощи мира Формулы-1 массовой автомобильной индустрии в деле сохранения окружающей среды. Мол, в Королеве автоспорта будут проверяться идеи и технологии, которые далее могут в том или ином виде найти свой путь к обычным автомобилям. Новый регламент — заметный шаг в этом направлении. Болиды в 2014 году просто вынуждены стать экономичнее, а ключ к экономичности — хитроумная гибридная система. Вполне вероятно, что мы скоро увидим что-то похожее на серийных автомобилях. Собственно, это уже происходит. Вспомним опыты Audi c электрическим приводом компрессора. От него недалеко до утилизации энергии выхлопа (такие турбогенераторы тоже предлагались в разное время, но развития не получили) и объединения подобных устройств в единый комплекс.
- Мотор «Феррари» для «Ф-1» прибавил 40 л.с. – ускорил болиды на секунду с круга. Данные с тестов доказывают
- «Феррари» тонет сама и топит клиентов в «Ф-1» упавшей мощностью мотора. Причина – в этих скандальных технических директивах
- Новую «Феррари» для «Ф-1» занизили и снарядили улучшенным мотором. Ради возвращения скорости на прямых и спасения шин
- Болид Райкконена пошел в клинч с трендами «Ф-1»: на нем опустили подвеску, пока остальные команды их задирают
- Теперь «Феррари» зарубится за подиумы? Вряд ли: «Макларен» и «Астон Мартин» тоже прибавили, а в Маранелло победили не все трудности
- Моторы Ф1 сравнили по мощности. У Mercedes и Ferrari оказалось по 990 л.с.
- Эксперты изучили данные, собранные во время квалификации Гран При Бахрейна, и расставили силовые установки разных производителей по мощности.
- 🌟 Видео
Видео:РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ FERRARI - ФЕРРАРИ РЕШИЛИ СКОПИРОВАТЬ MERCEDES? / ФОРМУЛА 1 / FORMULA 1 / F1Скачать
Мотор «Феррари» для «Ф-1» прибавил 40 л.с. – ускорил болиды на секунду с круга. Данные с тестов доказывают
Главная слабость устранена.
Самая популярная команда «Формулы-1» провалила 2020-й настолько, что едва удержала шестое место в Кубке конструкторов, а ее лидер Шарль Леклер не набрал даже сотни очков и оказался восьмым. Себастьян Феттель же и вовсе выжал худший результат в карьере за все 13 полных сезонов – 33 балла – и оказался 13-м в общем зачете.
Причину кошмара не нужно было долго искать: еще перед стартом чемпионата Скудерия вляпалась в историю с тайным соглашением с Международной автомобильной федерацией насчет прекращения расследования по возможному моторному читерству в 2019-м. Никто никого официально не обвинил, но ФИА выпустила несколько дополнительных технических директив – и мощность силовых установок из Маранелло резко упала, утащив на дно и обладателей клиентских агрегатов «Хаас» с «Альфа Ромео».
«Феррари» тонет сама и топит клиентов в «Ф-1» упавшей мощностью мотора. Причина – в этих скандальных технических директивах
Внезапное снижение возможностей двигателя здорово поломало всю концепцию SF1000 – и потому для нового сезона итальянские инженеры обещали не только доработать силовой агрегат, но и переделать аэрообвес. На презентации SF21 миру показали результат – машину действительно радикально пересмотрели (наконец-то разработав и внедрив вменяемую четкую философию) и пообещав ускорение только за счет обновлений мотора. Правда, лишь на 0,1 секунды с круга.
Новую «Феррари» для «Ф-1» занизили и снарядили улучшенным мотором. Ради возвращения скорости на прямых и спасения шин
Правда, тесты (прошли с 12 по 15 марта в Бахрейне) вскрыли небольшую консервативность или осторожность в оценках инженеров из Маранелло: похоже, реальный отыгрыш времени и мощности оказался намного выше.
К примеру, на второй же день тестов аккредитованный ФИА итальянский журналист Джулиано Дукесса со ссылкой на анонимный источник в инженерном подразделении «Феррари» поделился инсайдом: прибавка оказалась большой, но надежность пока вызывает вопросы.
«Мощность увеличилась больше, чем на 40 л.с., – написал он на страницах Formu1a.uno. – В зависимости от надежности (которая пока волнует «Феррари» больше всего).
Пока в «Феррари» все очень напряжены и осторожны. Пока предполагаемые возможности [мотора] не выбраны до конца, но их рассматривают как вполне достижимые».
«Мы не знаем, сколько именно лошадиных сил отыграли, но у меня есть приблизительное представление, – уточнил многолетний тест-пилот Скудерии Марк Жене. – Не думаю, что мы отыграли всю потерянную мощность по сравнению с тем, что было в 2019 году, но большую часть из потерянного «Феррари» отыграла».
И данные с тестов подтвердили сдержанный оптимизм, доносящийся из Маранелло: на второй день обкаток с первых же быстрых выездов Антонио Джовинацци из «Альфа Ромео» проехал аж на 1,3 секунды быстрее времени, показанного им же в первом сегменте квалификации на Гран-при Бахрейна в прошлом году. Стоит учесть минимальные изменения в болиде и отсутствие возможности масштабно дорабатывать технику из-за ограничения нового регламента, а также срезку днища, диффузора и тормозных воздуховодов для сокращения прижимной силы на 10 процентов – вряд ли маленький «Заубер» так прыгнул исключительно благодаря собственным силам.
Читайте также: Мотор для швейной машинки hf s 07250
Болид Райкконена пошел в клинч с трендами «Ф-1»: на нем опустили подвеску, пока остальные команды их задирают
Похоже, именно на машине ближайшего клиента-сателлита «Феррари» и проверила реальные возможности обновленного мотора в симуляции квалификаций на низких загрузках топлива. Кими Райкконен в итоге вообще закончил третий день в топ-4 прямо за Сайнсом и попал в пятерку лучших времен в сводной таблице по всем сессиям.
На собственных же болидах Скудерия, очевидно, не проверяла полную мощность: Леклер лишь в первый же день поехал на 2-3 км/ч быстрее лучшего результата «Феррари» в точках замера «максималок» по сравнению с прошлым годом – причем алый болид явно гнал со значительной топливной загрузкой.
После Скудерия не удивляла пиковой скоростью и вообще каким-то заметным темпом – видимо, в Маранелло решили не выкладывать все карты на стол и сконцентрировались на более неприятных трудностях с балансом SF21.
А клиенты «Феррари» признали: да, прогресс определенно есть.
«По сравнению с тем, что было в прошлом году, новый двигатель стал лучше», – многословно и подробно – в фирменном стиле – резюмировал Кими Райкконен.
«Не могу сказать, что они сделали большой шаг вперед, – более сдержано прокоментировал ситуацию босс «Хааса» Штайнер в интервью RTL. – Тогда я бы показал «Феррари», что доволен. А такого я позволить не могу. В автоспорте нельзя быть довольным: если тебе всего хватает, значит, что-то идет не так.
Думаю, Скудерия сделала средний шаг: мотор улучшился по сравнению с прошлым годом. Но мы не знаем, что сделали другие производители. У нас нет этих данных, у меня даже данных по «Феррари» нет. Но я верю, когда «Феррари» говорит об улучшениях».
А команда из Маранелло и правда подчеркнула их по результатам тестов.
«Скорость на прямых уже не является проблемой, поскольку и мотор и аэродинамика стали работать эффективнее», – заключил шеф «Феррари» Маттиа Бинотто в пресс-релизе.
Похоже, теперь все официально: главная проблема Скудерии пока решена.
Видео:Ferrari F1 312B2 Dyno VideoСкачать
Теперь «Феррари» зарубится за подиумы? Вряд ли: «Макларен» и «Астон Мартин» тоже прибавили, а в Маранелло победили не все трудности
Сдержанность банды из Маранелло вполне объяснима: самая титулованная команда «Ф-1» решила лишний раз не обнадеживать фанатов без четкой уверенности в прорывах. И сомнения взялись не на ровном месте: хоть и без раскручивания мотора на полную мощность и с большой топливной загрузкой Скудерия не показала блестящего темпа.
Бывший технический директор «Джордана» и «Стюарта» Гэри Андерсон на основе замеров GPS с бахрейнских заездов приблизительно прикинул объемы горючего в бензобаках всех болидов на их лучших кругах и скорректировал итоговые времена по топливу и износу шин, составив рейтинг на The Race. «Феррари» оказалась четвертой – примерно наравне с «Маклареном», «Альфа Таури» и «Астон Мартин».
Квалификационная скорость Скудерии по расчетам официального сайта «Ф-1» – и вовсе восьмая (между «Альфа Ромео» и «Хаасом» с отставанием в 0,8 секунды от топ-3).
С гоночным темпом все чуть получше – здесь «Феррари» шестая, но остает от «Мерседеса» на 1,5 секунды с круга.
Однако эти графики основаны только на третьем дне тестов – так что, вероятно, результаты Андерсона все же чуть-чуть ближе к истине.
С другой стороны, инженеры из Маранелло так пока и не решили проблему баланса: по наблюдению бывшего пилота «Ф-1» Каруна Чандока, SF21 уступал в стабильности даже «Альфа Таури».
«На треке ни Карлос Сайнс, ни Шарль Леклер не выглядели так, словно счастливы балансом болида, – написал эксперт для Autosport. – Качество проезда по выбоинам не сравнится даже с «Альфа Таури» и «Маклареном».
«Сайнс сражается на входе в поворот, недостаточно вращает машину к середине и продолжает работать над траекторией в той фазе, когда уже надо бы разгоняться, – уточняет эксперт The Race Эдд Стро. – В общем, «Феррари» слегка нервная. Не медленная повсюду, но не может собрать все воедино».
Читайте также: Лодочные моторы из лаппеенранты
Что ж, похоже, ребята из Маранелло прошли только половину пути по дороге возвращения в топ «Формулы-1». Уже неплохо всего лишь для одной зимы.
Видео:Новый регламент Формулы 1 2026. Обгонная кнопка вместо DRS, задушенный мотор и активная аэродинамикаСкачать
Моторы Ф1 сравнили по мощности. У Mercedes и Ferrari оказалось по 990 л.с.
Видео:Регламент силовых установок 2026 года Формулы 1. Запрет дельфинирования 2022-2023. Авария Джоу. ФИАСкачать
Эксперты изучили данные, собранные во время квалификации Гран При Бахрейна, и расставили силовые установки разных производителей по мощности.
Два технических института использовали в Сахире свои новейшие разработки, в которых задействован принцип фонометрии – анализа работы устройства, исходя из звуковых данных.
После расшифровки информации, собранной в субботу, были сделаны несколько очень интересных выводов. Во-первых, современные моторы Ф1 вплотную приблизились к отметке в 1000 лошадиных сил, но все же не смогли преодолеть ее.
Мощность Ferrari 064 и Mercedes-AMG F1 M10 EQ Power +, исходя из результатов анализа, оказалась равной – по 990 л.с. Это значит, что двигатели 2019 года уступают тем, что использовались в прошлом сезоне. Главная причина снижения мощности – более строгие ограничения на сжигание масла.
По сути, действующие ограничения лишили команды возможности использовать эту практику, повышая мощность мотора. Тем не менее, отдача силовых установок все равно увеличивается с каждым следующим сегментом, достигая максимума к третьему. Это реализовано средствами картографии.
Можно ожидать, что с переходом на вторую и третью спецификацию двигателя мощность вырастет еще больше. Резерв скрыт и в топливе, способном без детонации выдерживать более высокое давление в камере сгорания.
Двигатель 064 на Ferrari SF90
Фото: Мау Саттон / Sutton Images
Анализ данных позволяет заключить, что при равной суммарной мощности в Ferrari и Mercedes по-разному добиваются этой величины. У Скудерии чуть лучше работает тепловой мотор-генератор MGU-H, тогда как чемпионская команда смогла построить более эффективный блок внутреннего сгорания.
В точке замера скорости Ferrari превосходила Mercedes, но это объясняется лишь настройками аэродинамики – инженеры итальянской команды выбрали не такие большие углы атаки антикрыльев.
При этом в гонке соперники понизили мощность своих силовых установок, и картина выровнялась: 331,1 км/ч у Себастьяна Феттеля, 330,3 км/ч у Льюиса Хэмилтона и 329,2 км/ч у Шарля Леклера.
Двигатель Mercedes F1 W10
Что же два других производителя? Результат анализа наверняка вас удивит. По опыту последних лет у Honda сложилась не самая лучшая репутация – многочисленные поломки во время сотрудничества с McLaren и не самая высокая скорость Toro Rosso в 2018-м не могли не сказаться на таком восприятии японских моторов.
Между тем, данные анализа показывают, что в Honda смогли серьезно прибавить. Сначала это стало понятно после подиума Макса Ферстаппена в Мельбурне, а данные анализа показывают, что пиковая мощность мотора RA618H составляет 952 л.с.
Самое примечательное, что это даже больше, чем есть у Renault, хотя отставание французов составляет всего семь «лошадей».
Даже если данные, полученные в Бахрейне, не являются полностью верными, они позволяют сделать выводы о расстановке сил в нынешнем сезоне. Red Bull останется третьей силой в чемпионате, но бороться с двумя другими топ-командами ей будет сложно.
Льюис Хэмилтон по ходу уик-энда в Сахире оценил отставание Honda в десять лошадиных сил – но это, по всей видимости, просто был комплимент соперникам, которые не представляют серьезной угрозы.
Если вспомнить, что в гонке Карлос Сайнс на McLaren атаковал Макса Ферстаппена на Red Bull, оценка экспертов выглядит гораздо более близкой к реальности. Кстати, и в квалификации между двумя гонщиками была всего одна десятая.
Для Renault ситуация осложняется еще и хроническими проблемами с мотор-генератором MGU-K. Это началось не вчера – отказы продолжаются уже пятый год, и именно этот компонент силовой установки не позволяет повышать мощность.
И хотя команда так и не раскрыла причины двойного схода в самом конце гонки в Бахрейне, как минимум у Даниэля Риккардо он точно был связан с системой повторного использования энергии.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🌟 Видео
Этапы рождения двигателя FerrariСкачать
Ferrari F1 V10 vs V12 EPIC Sounds!Скачать
У кого самый мощный двигатель в Ф-1 в 2022?Скачать
Ferrari Formula 1 Corse Clienti - EPIC Line up! V8/V10/V12Скачать
Ракетное топливо в Формуле 1. Как BMW создали болид, выдающий более 1400 л.с. Чемпионство Пике 1983Скачать
F1 - скоростной рекорд 370 км/ч.Скачать
🏎️ Maximizando el desarrollo en F1: Mejoras de Ferrari, Red Bull y McLaren #shorts #shortsviralСкачать
BEST Formula 1 Sounds - V6, V8, V10 and V12Скачать
Как завести болид Формулы 1? И почему на это нужно несколько часов?Скачать
Путь Хонды от провала c Макларен до чемпионства. Как Хонда помогла Ферстаппену стать чемпионом мира?Скачать
Scuderia Ferrari - когда ждать чемпионство? История легендарной командыСкачать
Ferrari F1 Pit Stop PerfectionСкачать
Двигатель за 11млн$!!! на чем едет формула 1?Скачать
Самые мощные болиды в истории – Турбо эра Формулы 1. От "Желтого Чайника" и до 1400 л.с. 1977-1988Скачать
ПОЧЕМУ БОЛИД F1 стоит 1,5 миллиарда? ЦЕНА ДЕТАЛЕЙ БОЛИДА ФОРМУЛЫ 1!Скачать
вот почему FERRARI победят в 2024 / F1Скачать