Изложены сведения об устройстве подвесных лодочных моторов «Ветерок», даны рекомендации по их эксплуатации и ремонту. Рассмотрены наиболее характерные неисправности моторов, способы их обнаружения и устранения. Обобщен опыт многих любителей по самостоятельной разборке, сборке и усовершенствованию узлов мотора, приведены чертежи и схемы специальных приспособлений и устройств, применяемых при разборке и сборке моторов. Имеются справочные сведения, необходимые для мастеров-ремонтников.
В нашей стране, располагающей огромным количеством водоемов и водных путей, широко используемых для народного хозяйства, развития водного туризма, отдыха и спорта, большое распространение получило такое универсальное транспортное средство, как моторная лодка с подвесным лодочным мотором. Она применяется для перевозки людей и грузов, промысла рыбы, ведения водного хозяйства, на лесосплаве, для проведения гидротехнических работ и спасательных операции на воде, для отдыха населения и занятий спортом.
В отличие от стационарных энергетических установок подвесной лодочный мотор более удобен в эксплуатации, не занимает места в лодке, легок, прост в обслуживании и ремонте, и это сделало его популярным у многотысячной армии владельцев моторных лодок. Одними из наиболее часто применяемых отечественных лодочных моторов являются подвесные моторы семейства «Ветерок» мощностью 5,9 и 8,8 кВт (8 и 12 л. с), изготовленные Ульяновским моторным заводом производственного объединения «АвтоУАЗ». Моторы «Ветерок-8» выпускаются с 1965 г., «Ветерок-12» — с 1967 г. В 1969—1971 гг. заводом было освоено производство и выпущены небольшие партии модификаций моторов с удлиненным дейдвудом («Ветерок-8У», «Ветерок-12У») и в грузовом исполнении («Ветерок-8М», «Ветерок-12М»). В 1978 г. предприятие перешло на выпуск моделей с электронной бесконтактной системой зажигания («Ветерок-8Э», «Ветерок-12Э»).
Надежная работа моторов в течение длительного срока во многом зависит от умелой эксплуатации, квалифицированного обслуживания и своевременного ремонта. Недостаточность существующей сети мастерских по ремонту и обслуживанию лодочных моторов, с одной стороны, и желание приложить руку к своему мотору — с другой, приводят к тому, что большинство владельцев моторов «Ветерок» проводят обслуживание и профилактический ремонт моторов самостоятельно, не располагая, как правило, достаточными сведениями по особенностям конструкции, условиям разборки, сборки и регулировки узлов, способам повышения надежности и эксплуатационных качеств.
Цель настоящей книги — помочь владельцам «Ветерка» правильно эксплуатировать, ремонтировать и обслуживать моторы.
Вопросам теории работы двухтактных двигателей, широко освещенным в специальной литературе, уделено в книге минимальное внимание, в ней дается лишь общее представление о принципах работы узлов мотора.
Конструкция моторов постоянно совершенствуется, поэтому к моменту выхода книги возможно появление некоторых конструктивных изменений в узлах и деталях, проведенных с целью повышения надежности и долговечности, улучшения эксплуатационных качеств.
- Фишбейн ремонт мотора ветерок
- На вопросы по «Ветерку» и другим моторам отвечает Е. И. Фишбейн
- Магдино для «Ветерка»
- Как «усилить» искру на «Москве-12,5»
- О моторе «Стрела»
- О стационарном двигателе «Л-12»
- О моторе «Нептун-М»
- О моторе «ЗИФ-5»
- Масло для мотора «Сузуки»
- Усовершенствование узла газораспределения моторов «Вихрь»
- 💥 Видео
Видео:Ремонт поршневой Ветерок 8Скачать
Фишбейн ремонт мотора ветерок
Система питания «Ветерков» состоит из топливного бака с соединительным шлангом, диафрагменного топливного насоса и карбюратора (рис. 1).
Все элементы топливной системы моторов «Ветерок-8», «-12» и модифицированных моделей с электронным зажиганием одинаковы, за исключением карбюратора. Карбюратор 8-сильной модели КЗЗБ имеет. диаметр диффузора 16 мм, 12-силь-ной-19 мм.
БЕНЗОБАК (рис. 2). Основной Дефект при его эксплуатации-засорение при заправке грязным топливом. Соблюдение чистоты при заправке бензобака и использование воронки с мелкой сеткой для фильтрации топлива избавят владельца мотора от многих неисправностей топливной системы.
Перед началом работы мотора необходимо отвернуть винт на пробке топливного бака. Иногда отверстие пробки, перекрываемое этим винтом, оказывается засоренным. Если винт на крышке бензобака отвернут, но мотор вскоре после запуска глохнет, рекомендуем снять пробку бака и вновь запустить двигатель. Если без пробки он работает нормально, отказ был вызван засорением суфлирующего отверстия в пробке.
Аналогичный результат получается при сильном загрязнении бака. Частицы грязи, постепенно осаждаясь на сетке топливозаборника, через некоторое время облепляют ее полностью, подача топлива прекращается. При остановке мотора частицы грязи, удерживаемые на сетке разрежением насоса, падают на дно бака. Если мотор запустить вновь, он будет работать до следующего засорения топливоприемника.
Если груша бензошланга после сжатия и отпускания долго остается сплющенной, это свидетельствует о засорении бензобака шланга или самой груши. Для устранения дефекта нужно снять пробку, отвернуть заборник, очистить сетку от грязи, тщательно промыть бак. Топливо, которым промывался бак, следует сливать в несколько приемов, каждый раз энергично: перемешивая, чтобы не допустить осаждения крупных частиц грязи у внутреннего выступа горловины. Профилактическую промывку топливного бака рекомендуется проводить в начале каждого.
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ШЛАНГ. Для проверки шланга закрепите муфту (штуцер) в тисках, утопите подходящим стержнем шариковый клапан муфты, сожмите грушу и, освободив клапан, отпустите. Повторите эту операцию несколько раз. Если шланг исправен, из муфты польется топливо. При проверке перепад высоты между топливным баком и штуцером должен составлять не более 0,5 м. Если шланг не работает, осмотрите внимательно все соединения и убедитесь в целости самого шланга. Затем проверьте исправность клапана в штуцере груши, отсоединив от него шланги. Муфта соединительного шланга неразборная, при неисправности ее необходимо заменить.
Чтобы избежать случайного неправильного соединения шланга с баком, продуйте шланг воздухом. В направлении движения топлива воздух должен проходить свободно.
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС (рис. 3). Если мотор работает только при подкачивании топлива грушей, это является признаком неисправности топливного насоса.
Подачу топлива бензонасосом можно проверить, прокручивая двигатель пусковым механизмом при снятом с карбюратора шланге; топливо должно выходить с некоторым напором. Если оно не подается, проверьте исправность клапанов бензонасоса. Возможны следующие неисправности: неплотная посадка корпуса клапана, износ корпуса и пластины, раковины или трещины на корпусе, потеря эластичности и разрыв диафрагмы.
Бензонасос выходит из строя по причине поломки запорных клапанов; чаще всего происходит выпадение из клапана пластины, ее износ и коробление, в результате чего клапан пропускает топливо в обе стороны — к карбюратору и баку. Всасывающий клапан можно осмотреть, сняв расположенный под сеткой отстойник. Для осмотра нагнетающего клапана (рис. 4) необходимо разобрать карбюратор. Покоробившуюся пластину клапана следует вынуть, отрихтовать и вставить в клапан, слегка подогнув вмятины отбортовки клапана; при этом необходимо проследить, чтобы клапан имея достаточную высоту подъема (рис. 5).
Наиболее целесообразно установить новый клапан, выпрессовав из гнезда неисправный. При замене клапана следует обратить внимание на его положение (см. рис. 4), а также на плотность посадки в гнезде.
КАРБЮРАТОР (рис. 6). Основные его неисправности: не работает запорная игла поплавковой камеры, негерметичность поплавка, засорение топливных каналов, неправильная регулировка (рис. 7).
Если при подкачивании топлива (иногда и при работе мотора) топливо льется из карбюратора, проверьте поплавковую камеру. Для этого извлеките поплавок, отверните гайку сальника вместе с регулировочной иглой, промойте поплавковую камеру и все топливные каналы. Затем проверьте канал подвода топлива в крышке поплавковой камеры. Далее извлеките иглу из поплавка, проверьте ее прямолинейность, при необходимости выправьте. При значительном износе запорного конуса (появлении кольцевой канавки) иглу замените.
Негерметичный поплавок следует либо заменить, либо отремонтировать. Место нарушения герметичности паяного шва определяется следующим образом. Погрузите полностью поплавок в горячую воду. Через отверстие в шве нагретый воздух будет вытесняться в воду. Обнаружив место, подлежащее ремонту, на днище поплавка проткните острым инструментом (иглой) отверстие диаметром 1-1,5 мм. Нагрейте поплавок паяльником до полного выпаривания просочившегося в него бензина, а затем пропаяйте нарушенный шов и отверстие в днище. Закончив ремонт, поплавок «новь проверьте на герметичность. При засорении канала главной дозирующей системы мотор работает неустойчиво, отрегулировать его не удается. В большинстве случаев такое засорение является следствием чрезмерной затяжки гайки сальника регулировочной иглы. При очень сильной затяжке разрушаются резиновые шайбы-сальники регулировочной иглы, обрывки резины попадают в канал главной топливной системы карбюратора. Чтобы избежать этого, сборку узла (см. рис. 8) выполняйте в следующем порядке:
-заверните в гайку сальника регулировочную иглу так, „чтобы цилиндрическая часть выступала за торец гайки на 2-3 мм;
— наденьте на иглу две резиновые шайбы и рукой заверните гайку до отказа;
— ключом подтяните гайку до положения, обеспечивающего ее неподвижность при вращении регулировочной иглы.
Если резиновые сальники затвердели или оказались поврежденными, их следует заменить (рис. 9).
После профилактики и ремонта отрегулируйте карбюратор. Прежде всего проверьте уровень топлива в поплавковой камере. Пропускная способность жиклеров зависит не только от разрежения в диффузоре карбюратора, но и от статического подпора столба топлива, который определяется уровнем топлива в поплавковой камере; при повышенном уровне подпор больше, производительность жиклера увеличивается, получается обогащенная смесь.
Все детали поплавковой камеры карбюратора, определяющие уровень топлива (поплавок, запорная игла), способствуют обеспечению оптимального уровня топлива (17,5 ± ±2 мм от верхнего среза поплавковой камеры), но вследствие изменения размеров износившихся деталей уровень в камере может нарушиться.
Чтобы определить уровень топлива, в поплавковую камеру вместо сливной пробки следует ввернуть штуцер с резьбой М4, затем подсоединить к нему кусок бензошлан-га длиной 100-110 мм, в один конец которого вставлена стеклянная трубка (рис. 10).
Совместив верхнюю метку с верхним торцом поплавковой камеры, карбюратор слабым подкачива-нием ручной грушей заполняют топливом. Запорная игла должна перекрыть подачу топлива в тот момент, когда его уровень совпадет с нижней риской. Если несовпадение составляет не более 1-2 мм, можно считать, что уровень топлива установлен правильно.
Видео:Сборка (как собрать) редуктор мотора Ветерок 8 , замена сальников и подшипников. Некоторые лайфхаки.Скачать
На вопросы по «Ветерку» и другим моторам отвечает Е. И. Фишбейн
Видео:Лодочный мотор - ВЕТЕРОК 8 в разобранном виде | Доработки мотора | Восстановление работоспособностиСкачать
Магдино для «Ветерка»
Вы приобрели магдино МБЭ-3А, предназначенное для мотонасосного агрегата «Свияга», выпускаемого тем же Ульяновским моторным заводом. Оно отличается от магдино МБЭ-3 для «Ветерка» наличием дополнительных выводов для выдачи аварийных сигналов к блоку защиты при остановке двигателя на аварийных режимах. Кнопку «Стоп» нужно подключать к точкам обмоток управляющих катушек.
Видео:Ветерок 8М, восстановление и доработка.Скачать
Как «усилить» искру на «Москве-12,5»
Свечи могут не очищаться, если они не подходят к двигателю по тепловой характеристике, т.е. «холодные». Подходящая свеча для «Москвы-12.5» — это А11 или А14.
Усилить искру можно установкой маховика от мотора «Ветерок», который имеет 3 магнита вместо одного у «Москвы-12.5». Посадочные конуса этих маховиков одинаковы.
Видео:Полная рестоврация плм Ветерок 8 доработки модернизация капитальный ремонт двигателя.Скачать
О моторе «Стрела»
1. Величина зазора в контактах прерывателя магнето 0.4-0.55 мм.
2. Запуск холодного мотора производится в следующие порядке:
- отвернуть на 4-5 оборотов воздушный винт на пробке топливного бака;
- открыть топливный кран, поставив рукоятку крана в горизонтальное положение;
- нажать пальцем на рычажок утопителя поплавка карбюратора (снизу вверх) до момента появления капель бензина, вытекающих из поплавковой камеры;
- закрыть воздушную заслонку карбюратора, поставив ее рукоятку в положение «подсос»;
- приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора, поставив рукоятку управления в среднее положение между малым и полным газом;
- придерживая мотор левой рукой за топливный бак или за румпель, плавным движением правой руки потянуть пусковую ручку на себя Эту операцию следует произвести два-три раза, что обеспечит подачу горючей смеси в цилиндр;
- открыть воздушную заслонку карбюратора, поставив ее в положение «Газ», и запустить мотор.
Чтобы отрегулировать карбюратор, нужно дозирующую иглу (спереди) завернуть до отказа, а затем отвернуть на 3/4-1 оборот. После запуска окончательная регулировка дозирующей иглы производится на максимальном режиме до достижения равномерной и устойчивой работы мотора.
Для регулировки состава смеси на малом газе нужно завернуть винт регулировки малого газа (справа на карбюраторе) до отказа, а затем отвернуть на 1/2-1 оборот.
3. Диаметр цилиндра двигателя мотора «Стрела» — 62 мм. Такой же диаметр имеют двигатели ряда мотоциклов, но, по имеющимся у нас сведениям, поршневые кольца от них не подходят из-за меньшей их высоты.
4. Размеры сальника горизонтального вала «Стрелы»:
Подойдет сальник от мотора «Ветерок». Его обозначение — 600622.
Конструкция гайки обтекателя, в которой располагается этот сальник, позволяет устанавливать сальник или манжету меньшего наружного диаметра.
5. Путем форсирования двигателя скорость лодки с мотором «Стрела» увеличится незначительно, но возрастет вибрация, что может привести к поломкам деталей.
Желающим повозиться с мотором можно предложить такой минимум: увеличение степени сжатия подторцовкой плоскости головки цилиндра на 1 мм, полировка редуктора и гребного винта.
Видео:Реставрация лодочного мотора. Ветерок 12.Скачать
О стационарном двигателе «Л-12»
Стационарный двигатель «Л-12/4» имеет мощность 12 л. с., при 2200 об/мин; его степень сжатия — 5.0, число цилиндров — 4. рабочий объем — 1195 см 3 , расход топлива — 4.02 кг/ч.
Зазор между стержнем выпускного и впускного клапанов и болтом толкателей равен 0.25 мм.
При изготовлении поршня из сплава алюминия АК-4 зазоры в паре поршень-цилиндр должны быть в пределах 0.16-0.20 мм.
Видео:О фрезеровки головок "Ветерок-8,12" Ремонт часть 4Скачать
О моторе «Нептун-М»
В разделе «Возможные неисправности и способы их устранения» заводского руководства рекомендуется при проявлении данной неисправности выполнить следующие работы:
1. Неисправная система зажигания. Зачистить электроды свечей от нагара. Установить зазор между электродами 0.5-0.6 мм. Зачистить контакты прерывателей, установить зазор 0.3-0.35 мм. Установить угол опережения зажигания на более ранний.
2. Бедная смесь. Обогатить смесь. Поднять дозирующую иглу карбюратора в крайнее верхнее положение путем перестановки защелки в канавках.
Видео:Ремонт стартера лодочного мотора Ветерок 8мСкачать
О моторе «ЗИФ-5»
Мотор иногда заводится, но лишь на несколько секунд, сразу после чего происходит произвольный обратный удар и двигатель глохнет. После каждой такой попытки сминался штифт гребного винта, наблюдался выброс топлива из диффузора карбюратора. Попытки изменить зазор в прерывателе и заводить с открытой дроссельной заслонкой ни к чему не привели. Правда, с открытой заслонкой мотор заводился чаще, но все равно тут же глох от обратного удара.
Помогите, пожалуйста, разобраться в причинах и, если можно, приведите такие данные этого мотора, как зазор в прерывателях, максимальный угол опережения до ВМТ, применяемые свечи, уровень топлива в поплавковой камере.
Сообщаем интересующие вас данные:
- зазор в контактах прерывателя — 0.4-0.55 мм;
- максимальный угол опережения — 28° до ВМТ;
- свечи А11 ГОСТ 2043-74;
- уровень топлива в поплавковой камере — 17 мм от торца поплавковой камеры.
Рекомендуем уменьшить максимальный угол опережения зажигания.
Видео:Смазка для фиксации иголок наборного игольчатого подшипника , лодочный мотор Ветерок 8, 12Скачать
Масло для мотора «Сузуки»
Приобрел подвесной лодочный мотор «ДТ6» фирмы «Сузуки» (Япония), для которого рекомендовано масло марок ОСИ фирмы «Сузуки» или SAE-90.
Поскольку с приобретением этих масел имеются трудности, хотелось бы узнать, какие отечественные масла могут их заменить?
Для мотора фирмы «Сузуки» подойдут освоенные отечественной промышленностью специальные масла для двухтактных двигателей МГД-14М и МТ-12П. Использовать их нужно в смеси с бензином: при обкатке — 1:20. при работе — 1:50.
Видео:Ремонт электронного зажигания лодочного мотора Ветерок 8.Скачать
Усовершенствование узла газораспределения моторов «Вихрь»
Для улучшения работы (25- и 30-сильных моделей) узла газораспределения картера подвесного мотора «Вихрь» рекомендую следующую переделку.
Предлагаю у пальца №3 выступ, имеющий диаметр 18 мм (обозначен цифрой 3 на эскизе), сделать диаметром 8 мм, как у пальца №4 (4 и 5 на эскизе; остальные обозначения 1 — коленвал №1; 2 — шатун №2). В текстолитовой шайбе диаметром 104 мм и толщиной 8 мм оба отверстия сделать диаметром 8.5 мм.
Это позволит уменьшить перепуск топливной смеси из одной полости картера в другую и вместо двух разных по усилиям прижатия шайб применить две малые одинаковые, равномерно прижмет диск к опорной поверхности картера.
💥 Видео
Переборка лодочного мотора "Ветерок 8". Казанка+Ветерок 8.Скачать
Ремонт лодочного мотора Ветерок 8 часть 1Скачать
Ветерок 12 разбираем двигательСкачать
Ветерок 12 ремонт (полная версия)Скачать
Ветерок 8 полная реставрация и модернизация.Скачать
САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ МОТОР СССР // Ветерок-8 "Неубиваемый"Скачать
Ремонт мотора Ветерок 8 М замена крыльчатки помпы !Скачать
Ветерок 8 тонкостиСкачать