Если поискать в словарях и другой подобной литературе обозначение термина «фланец», то окажется, что в классическом исполнении, это плоская часть (обычно перпендикулярная общей оси) какой-нибудь детали – трубы или вала, которая служит для крепления их к другим элементам системы. К автомобилестроению это относится в полной мере, и фланец кардана МАЗ, это в первую очередь компонент крепления валов, но не только.
- Что такое фланец кардана
- Основные проблемы и возможности
- Ремонт и замена
- Статьи
- Фланец карданного вала
- Фланец карданного вала
- Карданный вал
- Устройство карданного вала
- Подшипники
- Какую функцию выполняет карданный вал?
- Виды карданных валов
- Проверка состояния карданного вала
- Обслуживание карданного вала
- Неисправности карданных валов
- Снятие и установка карданного вала
- 📽️ Видео
Видео:ВИБРАЦИЯ КАРДАННОГО ВАЛА.ЕЩЕ ОДНА ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ.Скачать
Что такое фланец кардана
Передача крутящего момента между основными агрегатами трансмиссии автомобиля – коробкой передач и раздаткой, либо между ними и редукторами ведущих мостов, или же от проходящего среднего до концевого заднего редуктора выполняется при помощи карданов. По сути, это вал с шарниром, позволяющий передавать вращение под углом, причем на приличное расстояние. И когда речь заходит о карданных валах, то фланцами называют крайние его детали, с помощью которых и выполняется крепление к сопрягаемым агрегатам.
Но на коммерческой технике всегда стремятся к максимальной целесообразности конструкции, поэтому крепежная часть здесь обычно совмещена с одной из деталей шарнира, а именно с вилкой. Собственно, так эту деталь и называют – фланец-вилка. У нее с одной стороны шипы-проушины, а с другой, перпендикулярная им плоская часть с отверстиями под резьбовое крепление.
Форма плоской части может быть круглой, квадратной, скругленной, здесь главное, обеспечить максимальную равномерность вращения (равновесие) и прочность соединения. На отдельных валах для более точной и правильной посадки фланцы снабжаются кольцевыми буртиками и шлицевой насечкой. Старые модели МАЗов обычно комплектовались круглыми фланец-вилками на 8 отверстий, на новых больше используют фланцы под 4 болта.
В случае с мазами, очень редко, но бывает, что используются фланцы классической формы, то есть, «тарелки», наваренные на трубу или вал, либо их съемная вариация с шлицевым хвостовиком (наконечником или втулкой). Чаще всего такие формы применяются в составных передачах в местах соединения двух соседних валов.
Основные проблемы и возможности
Как и другие детали кардан-передачи, фланец кардана МАЗ испытывает значительное деформирующее воздействие. Со временем, это может вызвать погнутость плоскости, что в свою очередь приведет к биениям и износу. Как вариант, ослабнут болты-гайки, появиться люфт, что тоже приведет к биениям и проблемам функционала.
Именно поэтому, следи обязательных процедур ТО-1 и ТО-2 присутствует пункт по непременной проверке степени затяжки болтовых креплений фланцев кардана. Игнорировать этот пункт мы вам не рекомендуем ни в коем случае!
Выполняется перетяжка крепления просто – ослабляем все болты, если фланец еще не изношен, выравниваем его по посадочным деталям, и затягиваем с моментом, прописанным в технической документации автомобиля. Обратите внимание, что для большинства моделей и модификаций автопроизводитель устанавливает разную величину момента затяжки резьбовых креплений карданных валов. Поэтому, будьте внимательны. Если затянуть слабее, люфт появиться очень быстро, а чрезмерное усилие может повредить резьбу и ослабить соединение в потенциале.
Помимо степени затяжки (момента силы), автостроитель обычно также указывает допустимые допуски по износу фланца. Если дефекты «укладываются» в установленные рамки, фланец-вилку можно попробовать восстановить, но если повреждений много или они слишком значительные, быстрее и проще будет заменить фланец.
Видео:Фланец карданного вала Massey FergusonСкачать
Ремонт и замена
Разломать и погнуть фланец, используемый в автомобилях Минского Автозавода очень сложно. Поэтому чаще всего перед владельцем встает задача по восстановлению именно отверстий под болты или если это фланец-вилка, то проушин под цапфы крестовины. Обычно восстановление выполняется следующим образом:
- После правки плоскости отверстия рассверливаются
- Туда закладываются ремонтные втулки и завариваются
- Все шлифуется и балансируется в сборе
Погнутость проушин устраняется на станке, с обязательной проверкой допуска по осевым отклонениям. Если же требуется провести замену фланца на карданном валу МАЗа, то использовать нужно только аналогичные по конфигурации детали, причем обязательно сертифицированные. Если износ проушин очень большой, то это повод проверить противопоставленную вилку и крестовину – скорее всего, лучше провести замену шарнира в сборе. Ведь система взаимосвязана, любые дефекты одной составляющей обязательно сказываются на других, а эксплуатация изношенного и нового фланцев станет причиной быстрого нового износа.
Видео:Сделай это и ты забудешь про кардан! "Лайффаки" от IZHSWAP.Скачать
Статьи
Видео:Эксклюзивный карданный вал, фланцы на 8 и 6 болтов | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Фланец карданного вала
Как для нормального функционирования автомобиля в целом важно техническое соответствие всех его систем, так и для трансмиссии имеет значение состояния каждой ее составляющей. Даже такая относительно небольшая деталь, как фланец карданного вала, о котором мы и хотели поговорить…
В технологическом плане так называют крайние детали, предназначенные для крепления узла или соединения его с другим агрегатом. Данный случай не исключение – наш «герой» предназначается для присоединения кардана к ведущей шестерне главной пары моста, раздатки и КПП. Отдельной категорией идут варианты для крепления частей составной передачи, встречаются они достаточно редко, по большей мере используется шарнирный тип перехода, поэтому рассматривать будем именно стандартную конструкцию.
Читайте также: Первичного вала renault trafic
А она весьма интересна хотя бы из-за того, что в самой распространенной вариации конструкции фланец это не только элемент крепления, но часть основы – карданного шарнира. Поэтому больше всего он напоминает собой вилку, у которой вместо хвостовика круглое или прямоугольное основание с отверстиями под крепеж, так что более привычное название – фланец-вилка вполне обоснованное.
Как уже понятно из специфики применения, первоочередные требования, это прочность, размерное соответствие и геометрическая точность. Только при соблюдении всех этих параметров возможна нормальная эксплуатация. Еще одно непременное условие – идеальное центрирование к контактным элементам, правда здесь часть «ответственности» лежит и на них – крестовинах и их подшипниках, а также посадочных фланцах сопрягаемых агрегатов. Отсюда проистекают и отличия фланцев:
— форма и размер посадочных плоскостей и количество «дырок» под пары «болт-гайка»;
— длина зубцов-щек, а также ширина между внутренними и наружными поверхностями щек;
— диаметр и расположение проушин;
— тип и величина центровочного элемента;
— вид контактной поверхности – гладкая или со шлицами (нарезкой).
Характерные и потенциальные проблемы
Их тоже следует искать в предназначении и особенностях использования:
Постоянное истирающее воздействие под нагрузкой вызывает изнашивание ушек – подшипники в них, а, следовательно, крестовины, начинают буквально болтаться снижается надежность всего шарнира
Превышение нагрузок, старение метала и просто удары (в том числе и при неаккуратном монтаже) могут привести к деформации щек – нарушается осевой зазор цапф, выряжается в биениях и вибрации
Максимум нагрузок, а также изначально неправильная установка становятся причинами разрушения центрирующего кольца (шипа, выемки) – приводит к отклонению всего узла от оси, проще говоря, к дисбалансу со всеми вытекающими
Не проблема конкретно фланец-вилок, но тесно с ними связанная – ослабление резьбового крепежа. Приводит к той же потере пространственного равновесия по отношению к оси, также увеличивает физическое воздействие на входящий (или) выходящий вал того редуктора, к которому прикреплен
Игнорирование любой из названных проблем приводит к ее усугублению, а также становиться базой для появления неисправностей шарнира.
Что будет, если фланец карданного вала выйдет из строя совсем, можно было бы и не объяснять, но на всякий «пожарный» напомним – работа всей передачи будет невозможна!
О чем помнить
Продолжаем логически мыслить – во-первых, необходимо регулярно проверять затяжку болтов. Обратите внимание, что для каждой машины и даже для каждой зоны рекомендуемый момент не одинаковый.
Во-вторых, необходимо периодически выполнять тщательный визуальный осмотр на предмет явных следов механических повреждений и износа (здесь глаз может оказаться мало, поэтому ручками пробуем нет ли люфтов).
Третье – при ремонтных работах не стоит сильно усердствовать с молотком, плюс нежелательно использовать стальные монтажки при контактах с посадочными поверхностями (фланец-вилка хоть и «железная», но не противоударная, а царапины это отменная база для ускоренной коррозии).
В некоторых случаях возможен ремонт восстановлением, например выправка щек на станке или «наращивание» отверстий втулками. Но при сильных повреждениях лучше заменить деталь, и отсюда четвертое правило – всегда берите для замены только качественные комплектующие!
Купить такие вы можете у нас, в интернет-магазине ООО «Лидер». Все наши товары изготовлены исключительно проверенными предприятиями и в обязательном порядке проходят сертификацию. Цены существенно ниже, чем в розничных магазинах, и бывают еще меньшими, если вы решите сделать оптовый заказ. Предоставляем отсрочки на оплату, расчет – наличными, юридическим лицам доступен безнал. Доставка по Москве и области выполняется курьерскими службами, в регионы – транспортными компаниями.
Видео:Установка и обслуживание карданного вала производства ООО СТО22Скачать
Фланец карданного вала
Существует несколько способов присоединения фланцев карданного вала.
Соединение с кинематическим замыканием
Фланец с разнонаправленными зубьями (Kreuzverzahnung), в соответствии со стандартом
ISO 8667 для соединительного фланца и ISO 12667 для фланца карданного вала.
- Однозначное определение положения при монтаже
- Сокращённое время монтажа, возможность механизированной затяжки резьбовых соединений
- Меньшее количество крепежных отверстий
Существуют: KV120, KV150, KV165, KV180, KV210.
где 120…208 – максимальный диаметр фланца, мм.
Стандарт DIN в соответствии со стандартом ISO 7646 для фланцевого соединения.
Центрирование происходит по выточке (углублению) во фланце. Применяется от 4 до 10 отверстий.
Существуют DIN30, DIN 35, DIN42, DIN47, DIN57, DIN67, DIN 75, DIN90, DIN95, DIN110, DIN140 и др.
где 30…140 – диаметр центрирующей выточки фланца, мм.
Стандарт SAE в соответствии со стандартом ISO 7647 для фланцевого соединения.
Читайте также: Какие валы есть в авто
Центрирование происходит по цилиндрическому выступу. Применяется от 4 до 16 отверстий.
Существуют SAE40 SAE42 SAE45 SAE50 SAE56 SAE57,1 SAE60,3 SAE65 SAE69,9 SAE95,25 SAE168,2 SAE177,7 SAE196,8 и др.
где 40…196,8 – диаметр центрирующего выступа фланца, мм.
В настоящее время при изготовлении карданных валов все чаще применяются фланцы с торцевыми шлицами KV или XS . Это обусловлено повышенной точностью центрирования, простотой обслуживания, удобством установки благодаря сокращению количества болтов.
Соединения карданных валов
Необходимость в последовательном соединении карданных валов может потребоваться для получения большей длины передачи, для обведения (обхода) других деталей автомобиля/оборудования
Основные виды соединений карданных валов
Карданный вал с промежуточным валом | |
Карданный вал с двумя промежуточными валами | |
два карданных вала с двойным промежуточным подшипником |
В данных конфигурациях положения отдельных вилок и углов поворота следует отрегулировать таким образом, чтобы степень неравномерности вращения и сила реакции на соединительные подшипники были минимальными.
Видео:Как восстановить проушину на карданеСкачать
Карданный вал
Карданные валы (КВ) наряду с карданными шарнирами, промежуточными опорами и соединительными устройствами являются элементами трансмиссии автомобиля.
Карданный вал – это агрегат, который непосредственно передает крутящий момент (энергию вращения) колёсам.
Новички иногда путают понятие «карданный вал» и «карданная передача». Чтобы этого не происходило, важно усвоить следующие вещи:
- Карданный вал имеет две точки опоры, никаких промежуточных опор у него не существует.
- Карданная передача может иметь несколько опор и включает в себя несколько карданных валов.
Карданные валы легко встретить на легковом транспорте (полноприводные и заднеприводные авто), малотоннажных грузовиках, автобусах, самосвалах, фурах, автокранах, погрузчиках, тракторах, квадроциклах. А вот у переднеприводных авто карданные валы непопулярны. Сложно добиться синхронного вращения валов. Исключение – транспорт с КВ со ШРУСом.
Видео:Вибрация карданного вала которая связанна с подвесным.Скачать
Устройство карданного вала
Основные элементы наиболее популярной модификации устройства:
- Центральный вал (карданная труба, ось). Полая труба из металла. Цельнотянутая деталь. Конструктивный элемент, на который крепятся другие детали.
- Крестовина. Важна для реализации функции контроля углов переменного наклона и, соответственно, вращающихся элементов. Корректный диапазон углов переменного наклона — от 0 до 20 градусов. Это важно для того, чтобы вал не прерывал вращения. Качественные крестовины изготавливаются из легированной стали путём горячей штамповки.
- Приварная вилка. Соединительный элемент между промежуточным и основным валом. Играет роль компенсатора расстояния по высоте между валами. Значение приварной вилки особенно легко оценить на бездорожье. При подборе вилки для КВ (например, в случае замены) важно учитывать величину крестовины, посадочный диаметр трубы, максимальный угол шарнира и тип крепления.
- Фланец-вилка шарнира (фланец кардана). Фланец-вилка монтирована в области крепления вала к мосту. Состоит из фланца (плоского диска) и двух рогов, в которых сделаны отверстия под крестовину, для болтов. Вилка крепится к ответному фланцу на ведущих мостах или коробке передач. Наиболее перспективные — вилки–фланцы с 4-мя шлицевыми «пятками» в зонах установки болтов и шлицами на ответных фланцах. Такие решения — гарант качественного соединения узлов. При выборе фланца при замене детали важно учитывать диаметр отверстий и их количество, диаметр самого фланца.
- Шлицевое соединение. Ответственно за трансформацию рабочей длины при движении. Одна точка шлицевого соединения фиксируется на коробке передач, другая — на редукторе. Когда транспортное средство вынуждено преодолевать ухабы, ямы, то интервал между точками опоры возрастает, и благодаря шлицевому соединению кардан «растягивается».
Обе вилки, крестовина и шлицевое соединение образуют так называемый шарнирный узел. Его основная задача — передача крутящего момента с изменяющимся углом.
Исключение! На некоторых внедорожниках вместо крестовины можно встретить карданы с ШРУС. В этом случае шлицевое соединение отсутствует.
Устройство ряда КВ включает эластичную муфту. Она помогает сгладить колебания крутящего момента и компенсировать осевые, угловые отклонения.
Подшипники
Если же речь идёт не только о карданном вале, но и карданной передаче в целом, рассматривая устройство, нужно не забывать про подшипники. Для поддержания карданного вала в технически корректном положении на нем установлен подвесной металлический подшипник с металлической обоймой и резиновой подушкой.
Именно подвесной подшипник принимает на себя нагрузку (осевую, радиальную), обеспечивает вращение, качение. Это один из наиболее нагруженных элементов трансмиссии, поэтому требует регулярного технического обслуживания.
Промежуточный подшипник выполняет функцию поддержки основного вала, обеспечивает ему возможность вращаться в необходимом направлении. Наиболее лучшими демпфирующими свойствами обладают подшипники в виде кольца, сделанного из эластомера.
Видео:КАРДАННЫЙ ВАЛ.ЧТОБ НЕ БЫЛО ВИБРАЦИИ!!!Скачать
Какую функцию выполняет карданный вал?
КВ способен выполнить две важные функции.
- Базовая. Передача крутящего момента от КП или же раздаточной коробки автомобиля к задним колесам. Кардан позволяет мягко передать момент с трансмиссии на колеса, погасить вибрацию на бездорожье, обеспечить ходу плавность.
- Дополнительная. Играет роль звена между рулевой колонкой и рейкой. То есть это уже часть рулевого механизма. КВ помогает улучшить чувствительность руля.
Читайте также: Как снять шкив с компрессора кондиционера тойота ярис
Благодаря КВ транспортному средству даже на неровной дороге обеспечен хороший разгон. КВ – это фактически оптимизатор эффективной разгрузки передних колёс и инструмент для снижения рисков пробуксовки.
Видео:Устранение неисправности в работе фланца вторичного вала ВАЗ 2102Скачать
Виды карданных валов
Видео:Карданный вал - что это такое, проблемы, балансировкаСкачать
Проверка состояния карданного вала
Даже, если авто эксплуатируется в неэкстремальных условиях (езда по городским дорогам), проверка состояния карданного вала нужна каждые 5 тысяч километров. При езде по грунтовым дорогам проверка рекомендуема еще чаще: каждые 3 тысячи км. К спецтехнике предъявляются свои требования. Всё зависит от того, на каких объектах она используется. Наибольшее внимание при проверке уделяется крестовине, которая может начать перекатываться, заедать, а также подвесному подшипнику. Появление люфтов после определенного пробега – вполне закономерное явление.
Очень уязвимо и шлицевое соединение. Прежде всего, потому что это движущийся механизм, который постоянно встречается с динамическими нагрузками.
Проверку деталей рекомендуется проводить в следующем порядке:
- Соединительные элементы (гайки, шайбы) подшипников, муфт, фланцевых вилок. Важно, чтобы не только все соединения были на месте, но и моменты затяжки соответствовали требованиям условий эксплуатации.
- Муфты в момент кручения вала. Недопустимо присутствие на муфтах трещин, а тем более разрывов. Если такая проблема есть, менять деталь нужно в срочном порядке.
- Шлицевое соединение в момент вращения вала. Здесь важно понять, нет ли люфтов. Чтобы оценка состояния шлицевого состояния была максимально достоверной, вращение производить целесообразно в обе стороны.
- Шарниры. Здесь недостаточно просто визуального осмотра. Нужно разместить между вилками отвертку и основательно прокачать. Неприятный момент – это опять-таки нахождение люфта. В этом случае придётся ставить новую крестовину.
- Подшипники. Принципиальное значение имеет, как происходит проверка. Важны навыки. Для того, чтобы не упустить люфт, одной рукой нужно держать КВ, другой дёргают его в разные стороны.
А вот в случае, если есть подозрение на дисбаланс КВ, не обойтись без диагностики узла на балансировочном стенде. Особенно без такой проверки не обойтись, если во время езды чувствуются постоянные вибрации, а при переключении передач регулярно возникает неприятный скрежет.
Видео:Как ремонтировать шлицевую карданного вала | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Обслуживание карданного вала
Традиционная схема обслуживания базируется на трёх операциях:
- Проверка состояния вала (см. выше).
- Замена неисправных деталей (именно замена, восстановление при наличии люфтов и трещин – неграмотное решение проблемы).
- Смазка шлицевого соединения. При подборе смазки обращайте внимание на нагрузку сваривания (ответственная за противозадирные свойства). Дорогостоящие продукты ориентированы на нагрузку сваривания до 3920 Ньютонов. Для шлицев на КВ на тяжёлом грузовом транспорте их применение только приветствуется. Для легковых же автомобилей достаточно смазки для низконагруженных шлицев. Переплата за продукт здесь нецелесообразна.
У некоторых автомобилей смазывать также нужно подшипники крестовин КВ. Но транспорта, нуждающегося в такой процедуре, не очень много. Это транспортные средства с КВ с тавотницей (пресс-масленкой). Пример КВ с пресс-масленкой представлен на рисунке ниже.
Видео:Карданные валы, вилки в одной плоскости или нет? Раздатка ГАЗ 66 на Газель/Соболь, вибрации.Скачать
Неисправности карданных валов
Проблема может возникать как у всего устройства, так и только у отдельных его узлов, деталей:
- Поломка приварной вилки. Возникает из-за изначального неправильного монтажа крестовины, повреждения посадочных отверстий под эту деталь, разрушения вилки.
- Поломка фланец-вилки. Возникает из-за износа, появления сколов, трещин или повреждения болтов крепления.
- Выход из строя подшипника. Чаще – из-за естественного износа, ошибках монтажа, постоянного соприкосновения подшипника с пылью, стиля вождения, основанного на постоянном жестком переключении передач.
- Деформация, погнутость КВ. На основании осмотра мастер принимает решение, можно решить проблему сугубо механическим восстановлением или требуется замена ряда элементов.
- Вибрация карданного вала. Чаще всего это «ответная реакция» на некорректную центровку деталей, увеличение зазоров между деталями при эксплуатации транспортного средства в тяжелых условиях эксплуатации, некорректного ремонта (непрофессионально выполненных сварочных работ).
- Кардан начинает «звенеть». Причины могут быть разные. Если повреждена опора, лучший вариант – заменить кардан, если расслабился защитный пыльник – достаточно провести ремонт методом сварки. Самый простой вариант: проблема с крышкой шлицов – достаточно просто заменить на новую.
Видео:ТЫ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЭТО ПЕРЕД ПОКУПКОЙ КРЕСТОВИНЫ!!!Скачать
Снятие и установка карданного вала
Операции по восстановлению, ремонту авто сопряжены с их демонтажем и, напротив, установкой на трансмиссию.
Главное, при снятии КВ требуется соблюдать строгий порядок действий:
- Открутите болты и гайки отвести фланец кардана от редуктора.
- Опустите фланец вниз.
- Открутите болты крепления.
- Отведите кардан от КПП.
- Открутите болты крепления подшипника.
При установке КВ процедуры выполняйте в обратном порядке. Соблюдение этой схемы позволит избежать ошибок.
Дополнительную информацию вы можете посмотреть в модулях LCMS ELECTUDE — платформе для обучения автомехаников, автомехатроников, автодиагностов.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Механика © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер📽️ Видео
Изготовление нестандартного карданного вала из доступных запчастей. Часть 1. "Изготовление фланцев".Скачать
Подозрительные звуки в районе кардана, вибрация и т.д.Скачать
Что такое карданный валСкачать
Дефектовка карданного вала. Просто об основных нюансах.Скачать
Крестовина болтается в ухе вилки кардана | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Фланец карданного вала 2101 "ушастик" ВолгаАвтоПром RIO-VСкачать
Фланец крепления карданного вала УАЗСкачать