Вал первичный КПП МАЗ, УРАЛ, КрАЗ дв. ЯМЗ-236, 238 (ПАО Автодизель)
- 7 575 ₽
- 34 шт
- 8-ступенчатая КПП ЯМЗ-238
- Купить КПП ЯМЗ-238
- Вал первичный МАЗ КПП ЯМЗ-236, 238, 238ВМ 2381-1701030
- Вал 2381-1701030 первичный, шлиц D=50 мм МАЗ КПП ЯМЗ-2361, 2381, 238ВМ.
- Ремонт КПП ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Запрессовка шестерни и замена промежуточного вала
- Характеристики и технические параметры данной коробки передач
- Устройство дополнительных элементов
- Дополнительные параметры
- Популярные комплектации коробок передач ЯМЗ-236
- Прайсы
- На автомобиле установлена коробка передач модели ЯМЗ-236У.
- Ремонт КПП ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Запрессовка шестерни и замена промежуточного вала
- 💥 Видео
Видео:установка маховика ЯМЗ-236м2Скачать
7 575 ₽
Видео:Основные неисправности фланца первичного вала. Части фланцаСкачать
34 шт
Раздел в стадии наполнения
Возможные замены не найдены
Раздел в стадии наполнения
Пожалуйста, расскажите о вашей проблеме
Спасибо! Ваши комментарии очень важны для нас и помогают улучшить наши результаты поиска для всех наших клиентов
Как только цена на товар снизится,
вы сразу об этом узнаете
Динамика изменения средней цены за полгода
- Двигатель ЯМЗ 238М2-2: путеремонтные машины Р-2000, ВПР-1250, ВПРС-500, моторные платформы МПД-2, железнодорожные краны КЖС-16, КЖ-462, -562, КЖ-661, автомотрисы АГД-1А, АС-5, АРВ-1;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-4: автомобили КрАЗ-6510, -65101-40, -6444;
- Двигатель ЯМЗ 238АМ2-1: скрепер МоАЗ-6014, одноосный тягач МоАЗ-6442, самоходный каток МоАЗ-6442-9890;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-4: автопоезда: УРАЛ-4320-10, -43202-10; шасси: УРАЛ-43203-10; самосвал: УРАЛ-5557-10; тягачи: УРАЛ-4420-10, -44202-10; лесовоз: УРАЛ-43204-10;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-19: автомобили УРАЛ-43206 , -4320-10 с обеспечением бродоходимости 1,2 м;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-31: автопоезда: УРАЛ-4320-10, -43202-10; шасси: УРАЛ-43203-10; самосвал: УРАЛ-5557-10; тягачи: УРАЛ-4420-10, -44202-10; лесовоз: УРАЛ-43204-10;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-33: автомобили УРАЛ-4320-10 с обеспечением бродоходимости 1,2 м;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-39: автомобили УРАЛ-43206 с обеспечением бродоходимости 1,7 м;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-40: автомобили, шасси УРАЛ-432067, -432007-10, самосвалы УРАЛ-5557-10;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-41: автомобили, шасси УРАЛ-432067, -432007-10, самосвалы УРАЛ-5557-10;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-43: автомобили УРАЛ-43206 с обеспечением бродоходимости 1,7 м;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ2-3: автомобили УРАЛ-43206-41, 4320-40, 5557-40, 44202-41;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ2-20: автомобиль УРАЛ-4320-41 с обеспечением бродоходимости 1,7 м;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-6: автопоезда, шасси УРАЛ-4320-31, -43202-31; тягач УРАЛ-43204-31, самосвал УРАЛ-5557-31 и их модификации;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-12: автомобиль УРАЛ-4320-31;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-20: автомобили УРАЛ-4320-31 с обеспечением бродоходимости 1,7 м;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-24: автопоезд УРАЛ-4320-31, 43202-31; шасси УРАЛ-4320-30; тягач УРАЛ-44202-31; лесовоз УРАЛ-43204-31; самосвал УРАЛ-5557-31;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-26: автомобиль УРАЛ-432007-31;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-32: автомобили УРАЛ-4320-31 с обеспечением бродоходимости 1,7 м;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-38: автомобили УРАЛ-4320, -4320-0911, -432009, -55571, -44202 с обеспечением бродоходимости 1,7 м;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-39: автомобили УРАЛ-4320-31, -43202-31, -43203-31, самосвалы УРАЛ-5557-30;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-40: автомобили 6×6 УРАЛ-4320-31;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-41: автомобиль УРАЛ-432007-31 с фрикционной муфтой привода;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-20: автобус МАЗ 104;
- Двигатель ЯМЗ 236А-10: автобусы: ЛАЗ-42078, ЛАЗ-А1414;
- Двигатель ЯМЗ 236А-11: автобус: Неман-5251;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-3: автобусы городские МАЗ-103, МАЗ-104; автобус пригородный МАЗ-104С;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-5: автобус Волжанин-5270;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-6: автобус ЛиАЗ-5256;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-9: автобусы ЛАЗ-52528, ЛАЗ-52078;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-14: автобус ЛАЗ 52528;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-16: автобусы МАЗ-104, МАЗ-104С; МАРЗ-5266, МАРЗ-52661, МАРЗ-4219, МАРЗ-42191;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-17: автобус Неман-5201 (52012);
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-24: автобусы ЛАЗ-52528, ЛАЗ-52078;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ2-4: автобус МАРЗ-52661;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ2-6: автобусы ЛАЗ-52523, ЛАЗ-4207, ЛАЗ-5207;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ2-8: автобус Волжанин-5270;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ2-12: автобус ЛиАЗ-5256;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ2-16: автобусы Неман-5201, Неман-52012;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-1: автомобили, шасси МАЗ-53371, МАЗ-53371-020, МАЗ- 53371-031, МАЗ-5337, самосвал МАЗ-5551, седельные тягачи МАЗ-54331, МАЗ-54328, лесовоз МАЗ-54341;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-6: шасси МАЗ-5337, 53371, 53371-020, 53371-031; самосвалы МАЗ-5551; седельные тягачи МАЗ-54331, 54328; лесовозы МАЗ-54341 и их модификации;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-23: шасси МАЗ-5337, 53371, 53371-020, 53371-031; самосвалы МАЗ-5551; седельные тягачи МАЗ-54331, 54328; лесовозы МАЗ-54341 и их модификации;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-29: автомобили, шасси МАЗ-53371, МАЗ-5337, самосвал МАЗ-5551, седельные тягачи МАЗ-54331, МАЗ-54328, лесовоз МАЗ-54341 (для запасных частей);
- Двигатель ЯМЗ 236М2-30: шасси МАЗ-5337, 53371, 53371-020, 53371-031; самосвалы МАЗ-5551; седельные тягачи МАЗ-54331, 54328; лесовозы МАЗ-54341 (для запасных частей) и их модификации;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-34: шасси МАЗ-5337, 53371, 53371-020, 53371-031; самосвалы МАЗ-5551; седельные тягачи МАЗ-54331, 54328; лесовозы МАЗ-54341 (для запасных частей) и их модификации;
- Двигатель ЯМЗ 236М2-35: автомобили, шасси: МАЗ-53371, МАЗ-53371-020, МАЗ- 53371-031, МАЗ-5337; самосвал: МАЗ-5551; седельные тягачи: МАЗ-54331, МАЗ-54328; лесовоз: МАЗ-54341 (для запасных частей);
- Двигатель ЯМЗ 236А: автомобили ЗИЛ-452632, -534332;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ: автомобили МАЗ-533602, -543202, -555102;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-8: автомобили ЗИЛ-541730, ЗИЛ-54432, ЗИЛ-54432, ЗИЛ-544332, ЗИЛ-6309;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-20: автомобили, седельные тягачи МАЗ-533702, МАЗ-533602, МАЗ-543202, МАЗ-543302 и их модификации;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ2-1: автомобили, шасси МАЗ-533602, МАЗ-533702, седельные тягачи МАЗ-543202, МАЗ-543403 и их модификации;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ2-5: автомобили, шасси МАЗ-533602, -543202, -555102;
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ2-14: автомобили, шасси МАЗ-533602, -543702, -555102;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-5: автомобили, шасси МАЗ-53366, МАЗ-63038; седельный тягач МАЗ-54329; самосвалы МАЗ-55513, МАЗ-55514; лесовоз МАЗ-533400 (в запасные части);
- Двигатель ЯМЗ 238М2-9: тягач МАЗ-54329; бортовой автомобиль МАЗ-53366, МАЗ 63038-040; лесовоз МАЗ-54342, МАЗ-543400-030;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-22: тягач МАЗ-54329; бортовой автомобиль МАЗ-53366; лесовоз МАЗ-54342;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-23: тягач МАЗ-54329; бортовой автомобиль МАЗ-53366; лесовоз МАЗ-54342;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-34: тягач МАЗ-54329; бортовой автомобиль МАЗ-53366, МАЗ 63038-040; лесовоз МАЗ-54342, МАЗ-543400-030;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-35: тягач МАЗ-54329; бортовой автомобиль МАЗ-53366, МАЗ 63038-040; лесовоз МАЗ-54342, МАЗ-543400-030;
- Двигатель ЯМЗ 238Б-20: автомобиль УРАЛ-532301;
- Двигатель ЯМЗ 238Б-23: автомобиль УРАЛ-532301 (бродоходимость 1,2 м);
- Двигатель ЯМЗ 238Б-28: автомобиль УРАЛ-532301, УРАЛ-532301, -532361, -542301 (бродоходимость 1,2 м);
- Двигатель ЯМЗ 236НЕ-21: автомобили типа МАЗ-54329;
- Двигатель ЯМЗ 236БЕ-1: автомобиль МАЗ-54329 и его модификации;
- Двигатель ЯМЗ 236БЕ-13: автомобили, седельные тягачи, шасси МАЗ-54329, МАЗ-543203, МАЗ-630303, МАЗ-543403 и их модификации;
- Двигатель ЯМЗ 236БЕ-14: шасси МАЗ-533603, -630303;
- Двигатель ЯМЗ 236БЕ2-1: седельный тягач МАЗ-543203-220, лесовоз МАЗ-543403-220;
- Двигатель ЯМЗ 236БЕ2-2: бортовые автомобили, шасси, седельные тягачи, самосвалы МАЗ-533603, -630303, -543203, -543403, -551603;
- Двигатель ЯМЗ 236БЕ2-8: автомобили МАЗ-543203-220, МАЗ-543403-220;
- Двигатель ЯМЗ 236БЕ2-11: шасси МАЗ-533603-240, -245;
- Двигатель ЯМЗ 236БЕ2-19: шасси МЗКТ-8022-020;
- Двигатель ЯМЗ 7601.10-01: междугородный автобус МАЗ-152;
- Двигатель ЯМЗ 238Д-22: автомобили МАЗ-53363, МАЗ-6303, МАЗ-631705, МАЗ-63035, МАЗ-54323, МАЗ-64229, МАЗ-5552, МАЗ-5516-021, МАЗ-543255, МАЗ-6303-026 (в запчасти);
- Двигатель ЯМЗ 238ДЕ-10: автомобили МАЗ-533605, МАЗ-630305, МАЗ-631705;
- Двигатель ЯМЗ 238ДЕ2-3: автомобили, шасси МАЗ-533605, -630305, -543205, -551605;
- Двигатель ЯМЗ 238ДЕ2-9: крановая установка на шасси МАЗ-630305;
- Двигатель ЯМЗ 236БЕ2-4: автомобиль КрАЗ-6510;
- Двигатель ЯМЗ 238М2-29: автомобиль КрАЗ 6124ВЕ-Д10;
- Двигатель ЯМЗ 238БЕ-2: самосвалы КрАЗ-7133С4, КрАЗ-7133С6; седельный тягач КрАЗ-64431; шасси КрАЗ-7133Н4, КрАЗ-7133Н6;
- Двигатель ЯМЗ 238Д-8: автомобили КрАЗ-7133С4, -65053, -635133Н2;
- Двигатель ЯМЗ 238Д-28: автомобиль КрАЗ-6322;
- Двигатель ЯМЗ 238ДЕ-2: самосвалы КрАЗ-7133С4, КрАЗ-7133С6; седельный тягач КрАЗ-64431; шасси КрАЗ-7133Н4, КрАЗ -7133Н6;
- Двигатель ЯМЗ 238ДЕ2-2: самосвалы КрАЗ-7133С4, КрАЗ-7133С6; седельный тягач КрАЗ-64431; шасси КрАЗ-7133Н4, КрАЗ-7133Н6.
Видео:Замена сальника первичного вала кпп ЯМЗ 238Скачать
8-ступенчатая КПП ЯМЗ-238
Коробки переключения передач семейства ЯМЗ-2381 относятся к модернизированным КПП ЯМЗ-238.
Их конструкция предусматривает:
- увеличенный диаметр первичного вала;
- установку пневматического усилителя переключения передач;
- применение электропневматического управления различной степени автоматизации;
- установку электронного датчика спидометра;
- применения хода-уменьшителя, обеспечивающего скорость движения до 0,9 км/ч (совместное производство ЯМЗ и ТМЗ);
- дополнительный отбор мощности.
Данные коробки переключения передач могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления с крышкой выходного вала под механический или электронный привод спидометра. Объем масла в картере коробки передач 11,5 +0,5 л.
Тип | Модель, комплектация | Основное применение | Макс. входной крутящий момент, Н.м | Масса с картером сцепления, кг | Передаточные числа |
8-ступенчатая, механическая; четырехступенчатая основная коробка с двухдиапазонным планетарным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода | ЯМЗ-2381-02 ЯМЗ-2381-05 | Автомобили МАЗ | 1275 | 365 | 1 — 7,3 2 — 4,86 3 — 3,50 4 — 2,48 5 — 2,09 6 — 1,39 7 — 1,00 8 — 0,71 Задний ход — 10,46 |
ЯМЗ-2381-31 | Автомобили КрАЗ | 365 | |||
ЯМЗ-2381-52 | Автомобили«Урал» | 365 |
Видео:Устранение течи масла с КПП Ямз-236. А так-же о других её косяках...Скачать
Купить КПП ЯМЗ-238
Купить коробку переключения передач ЯМЗ-238 по конкурентной цене, Вы можете направив заявку на нашу почту.
Видео:Замена сальника первичного вала кпп ЯМЗ 236.#маз4370#зубреноксямзСкачать
Вал первичный МАЗ КПП ЯМЗ-236, 238, 238ВМ 2381-1701030
Видео:Ремонт КПП МАЗаСкачать
Вал 2381-1701030 первичный, шлиц D=50 мм МАЗ КПП ЯМЗ-2361, 2381, 238ВМ.
Вал первичный 2381-1701030 изготавливается из легированной стали вместе с ведущей шестерней. Передней опорой вала является подшипник 6-205А, установленный в расточке коленчатого вала двигателя ЯМЗ. Задней опорой вала служит подшипник 170314Л.
Передний подшипник при сборке уплотняется манжетой 240-1307090 и в процессе эксплуатации ухода не требует. Задний подшипник первичного вала затягивается кольцевой гайкой 311810-П2 и фиксируется кольцом 200-1701034.
Шестерня с наклонным зубом, находится в постоянном зацеплении с шестерней 236Н-1701056-А, имеет внутренний зубчатый венец для соединения с зубчатым венцом каретки синхронизатора 236-1701151-А и осевую цилиндрическую расточку для переднего подшипника 76-592708М1опоры вторичного вала 238М-1701105. Задняя часть шестерни первичного вала имеет наружную коническую поверхность для создания момента трения между шестерней и синхронизатором 236-1701151-А при включении прямой передачи.
В осевое отверстие первичного вала вставлена втулка для подачи масла в осевой канал вторичного вала 238М-1701105. Для отвода масла из полости крышки подшипника 2381-1701040 в первичном валу выполнено наклонное сверление. Полость подшипника вала уплотняется манжетой 52х72 201-1701230, установленной в крышке подшипника первичного вала.
На приведённой ниже схеме позиция №7
ВОЗМОЖНО ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Видео:установка маховика ямз 238Скачать
Ремонт КПП ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Запрессовка шестерни и замена промежуточного вала
КПП на ЯМЗ 2361 является механической (5 ступеней), оснащенной синхронизаторами на нескольких передачах. Данное устройство производится Ярославским моторным заводом. Им оснащаются большегрузные машины МАЗ. В зависимости от комплектации, ЯМЗ может встречаться на автомобилях Урал, автобусах МАРЗ.
Внешний вид коробки передач
Следует рассмотреть основные технические характеристики системы трансмиссии.
Видео:Перенос 205 подшипника на ямз 238Скачать
Характеристики и технические параметры данной коробки передач
Итак, коробка передач ЯМЗ-236 обладает такими характеристиками:
Вид | 5 ступеней, механическое управление, имеет синхронизаторы на 2–5 скоростях |
Максимально возможный крутящий момент | 930 |
Масса | 240 кг |
Передаточные числа | 5,22-2,9-1,52-1,00-0,66 — для передачи с 1 по 5 соответственно; 5,22 — для заднего хода |
Управление переключением | Рычаг или фланец |
Фланец крепления карданного вала | Гладкий, имеет 8 болтов ISO 8667-T180 |
Дополнительная мощность | 1. От шестерни промежуточного вала через картер. 2. От муфты, расположенной там же (устанавливается по дополнительному заказу) |
Сфера применения | МАЗ, ЗИЛ |
КПП ЯМЗ-236 имеет три вала: промежуточный, первичный и вторичный. Между собой они отличаются конструкцией и функциями.
Первичный стоит на двух шарикоподшипниках.
Продольный разрез коробки передач ЯМЗ-236
- Передний соединяется с коленчатым валом мотора. Внутри него находится специальная смазка (Литол-24) и уплотнительная манжета.
- Задний элемент надежно зафиксирован стопорным кольцом. Он не двигается.
Вторичный вал крепится на роликовом подшипнике, который находится в первичном. Его задняя часть также закрепляется с помощью стопорного кольца. На нем находится фланец крепления.
Промежуточный вал крепится на паре подшипников. Только здесь раз они не шариковые, а роликовые. На его передней части оборудован паз для привода масляного насоса КПП.
Все зубчатые колеса коробки передач ЯМЗ-236 снабжены особыми спиральными зубчиками. Исключением являются шестерни первой передачи, механизма переключения на задний ход КПП и забора мощности. Они снабжены прямыми зубьями.
Шестерня первой передачи ЯМЗ-236
Зубчатые колеса 2, 3 и 5 передач все время сцеплены друг с другом. Они закрепляются на подшипниках скольжения, которые отличаются от других не только конструкцией, но и покрытием и пропиткой.
Устройство дополнительных элементов
Чтобы обеспечить безударное переключение передач (со второй по пятую), механизм КПП ЯМЗ-236 снабжен двумя синхронизаторами инерционного вида. Они соединяют муфты каретки и шестерни. Но происходит это только в том случае, когда угловые скорости вращения шестерни и вала становятся одинаковыми.
Чтобы скорости стали равными, в коробке передач ЯМЗ-236 вмонтирована фрикционная пара:
- конусное кольцо синхронизатора;
- конус, расположенный на зубчатом колесе.
В верхнюю крышку КПП вмонтирован механизм переключения. На нем есть специальные вилки, участвующие в движении кареток синхронизаторов и шестерней первой скорости и механизма заднего хода.
Схема стартера ЯМЗ-236
А также в конструкции есть защита от незапланированного включения сразу двух передач – система блокирования. Она состоит из таких элементов:
Как только один из штоков начинает перемещение, шарики закрывают два других. Для защиты же от включения заднего хода предусмотрен пружинный предохранитель. Он же затрудняет включение 1 скорости.
Дополнительные параметры
К дополнительным характеристикам коробки передач ЯМЗ-236 можно отнести следующие параметры:
Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-236
- Управление КПП ЯМЗ-236 происходит с помощью качающегося рычага. Это процесс имеет определенную схему.
- Система смазки у КПП отличается в зависимости от детали. Одна часть элементов смазывается под высоким давлением, а другая — разбрызгиванием.
- Маслозаборник КПП имеет сетку и магнит, позволяющие выполнять очистку масла от металлических примесей.
- В крышке вторичного вала расположен привод спидометра.
- Внутренняя часть картера КПП имеет сообщение с атмосферой. Это происходит благодаря сапуну.
Работа коробки в целом зависит от сцепления. При включении стартера сцепления коробка передач временно отсоединяется от мотора, чтобы потом произвести плавное переключение скорости.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-236
Первичный вал 2 (рис. 119) коробки передач установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник запрессован в расточку коленчатого вала двигателя. Полость подшипника при сборке заполнена смазкой Литол-24 по ГОСТ 21150-87 и уплотнена манжетой. Задний подшипник с помощью стопорного кольца закреплен от осевых перемещений в передней стенке картера коробки передач и крышке подшипника.
Вторичный вал 14 передним концом опирается на роликовый подшипник, помещенный в гнезде первичного вала. Задний конец вторичного вала опирается на шарикоподшипник, закрепленный стопорным кольцом в стенке картера и крышке. На шлицах заднего конца вторичного вала установлен фланец 16 крепления карданного вала автомобиля.
Рис. 119. Коробка передач ЯМЗ-236П: 1- муфта выключения сцепления; 2-первичный вал; 3, 15-крышки подшипников; 4-картер сцепления; 5, 10- синхронизаторы; 7-шарик фиксатора; 8, 22-шестерни пятой передачи; 9, 21-шестерни третьей передачи; 11, 19-шестерни второй передачи; 12-шестерня первой передачи и заднего хода; 13-верхняя крышка; 14-вторичный вал; 16-фланец; 17- промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18-картер коробки передач; 20-заборник масляного насоса с магнитом; 23-шестерня отбора мощности; 24-шестерня привода промежуточного вала; 25-масляный насос; 26-ось блока шестерен заднего хода; 27-блок шестерен заднего хода; 28-шестерня привода спидометра.
Промежуточный вал 17 установлен на двух роликовых подшипниках. Передний конец промежуточного вала имеет паз для привода масляного насоса. Блок шестерен заднего хода 27 вращается на двух роликовыми подшипниках, установленных на неподвижной оси 26.
Все шестерни коробки передач имеют спиральные зубья, кроме прямозубых шестерен первой передачи, блока заднего хода и шестерни отбора мощности. Шестерни второй, третьей и пятой передач и пара шестерен привода промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении.
Шестерни второй, третьей и пятой передач вторичного вала установлены на стальных подшипниках скольжения, имеющих специальные конфигурацию, покрытие и пропитку.
Безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач обеспечивается двумя синхронизаторами 6 и 10. Синхронизатор инерционного типа позволяет произвести зацепление зубчатой муфты каретки с зубчатой муфтой шестерни только при уравнении угловых скоростей вращения шестерни и вала. Уравнение скоростей производится с помощью фрикционной пары — конусного кольца синхронизатора и конуса на шестерне. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется перемещением шестерни 12 по шлицам вторичного вала до полного зацепления с соответствующей шестерней.
В верхней крышке коробки размещен трехходовой механизм переключения передач. На штоках механизма переключения закреплены вилки, которые при перемещении штоков перемещают каретки синхронизаторов или шестерню первой передачи и заднего хода. Штоки в нужном положении удерживаются шариковыми фиксаторами 7. Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач имеется блокирующее устройство (вид А-А), состоящее из штифта и двух пар шариков, при движении какого-либо штока два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на штоках. Для предохранения от ошибочного включения заднего хода и первой передачи служит пружинный предохранитель 32. Чтобы включить задний ход или первую передачу, нужно преодолеть дополнительно усилие пружины предохранителя.
Управление коробкой передач ЯМЗ-236Н осуществляется рычагом качающегося типа по схеме (рис. 120).
Рис. 120. Схема положений рычага переключения передач ЯМЗ-236Н
Рис. 121. Схема системы смазки: А-засасывание масла; В-высокое давление; 2-магнит маслозаборника; 3-сетка маслозаборника; 4-сливная пробка; 5-масляный насос; 6-редукционный клапан; 7-пробка заливного отверстия
Через шестерню 23 (рис. 119) можно производить отбор мощности для привода дополнительных агрегатов. Механизм отбора мощности крепится к одному из фланцев с люками, находящимися с обеих сторон картера коробки передач.
Коробка передач оборудована механизмом привода спидометра, расположенным в крышке 15 заднего подшипника вторичного вала (вид Б-Б).
Система смазки коробки передач — смешанная (рис. 121). Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен вторичного вала. Подшипники качения, зубчатые зацепления и механизм переключения передач смазываются разбрызгиванием.
Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник и систему каналов шестеренчатым масляным насосом 5, установленным на передней стенке картера коробки передач и приводимым от промежуточного вала. Маслозаборник закрыт сеткой 3 и имеет постоянный магнит 2 для улавливания мелких металлических частиц, находящихся в масле.
Масляный насос снабжен редукционным клапаном 6, отрегулированным на давление 80±10 кПа (0,8±0,1 кгс/см2). В коробку передач масло заливается через отверстие в верхней крышке, закрытое пробкой 1 (рис. 121), до уровня контрольного отверстия 3, находящегося с левой стороны картера. Заправочная емкость системы смазки коробки передач 5,5 л.
Внутренняя полость картера коробки передач с помощью сапуна сообщается с атмосферой.
Видео:Урал. ЯМЗ-238. Замена сальника коленвала. СборкаСкачать
Популярные комплектации коробок передач ЯМЗ-236
Есть несколько вариантов комплектации КПП такого типа.
- 236П. Считается базовой моделью. На крышке устройства находится заглушка, а на крышке выходного вала — фланец, обеспечивающий работу спидометра, и фланец карданного вала.
- 236П3. Коробка, изготовленная под диафрагменное сцепление. Имеет несколько особенностей. Это муфта отключения сцепления и скоба, зацепляющая цилиндрическую пружинку муфты.
- 236П4. Конструкция коробки практически такая же, как и в предыдущем устройстве. Единственное отличие – торцевые шлицы на фланце карданного вала.
- 236П5. Базовая модель КПП, на которой вместо заглушки на крышке установлен короткий рычаг. Карданный вал имеет обычный фланец.
- 236П7. Это модель 236П5, сделанная специально для диафрагменного сцепления. От базовой модели отличается габаритами муфты, которая выключает механизм сцепления, и наличием зацепляющей скобы.
Все детали КПП выполнены из высококачественных материалов по установленным ранее стандартам. Вся конструкция в целом известна своей надежностью, что позволяет использовать ее на транспортных средствах с большой грузоподъемностью. Если коробка выйдет из строя, есть возможность заменить одну или несколько поврежденных и изношенных деталей. При необходимости можно заменить устройство целиком.
Видео:Ремонт двигателя ЯМЗ-238НЕ. Причины отрыва маховика или неправильная установка при ремонтеСкачать
Прайсы
Коробки передач семейства ЯМЗ-236 являются механическими трехходовыми, пятиступенчатыми (для движения вперед – пять передач, назад – одна передача). Синхронизаторы есть на 2-3 передачах и 4-5 передачах.
По назначению коробки передач выпускаются в различных модификациях: ЯМЗ-236П, ЯМЗ-236ПО, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Л, ЯМЗ-236У, ЯМЗ-236УО. Также каждая из указанных модификаций может иметь различные комплектации.
Передаточные числа передач: 1-я – 5,26, 2-я – 2,90, 3-я – 1,52, 4-я – 1,00, 5-я – 0,664, задняя – 5,48.
1– муфта выключения сцепления; 2–первичный вал; 3, 15– крышки подшипников; 4–картер сцепления; 5, 10– синхронизаторы; 7–шарик фиксатора; 8, 22–шестерни пятой передачи; 9, 21–шестерни третьей передачи; 11, 19–шестерни второй передачи; 12–шестерня первой передачи и заднего хода; 13–верхняя крышка; 14–вторичный вал; 16–фланец; 17– промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18–картер коробки передач; 20–заборник масляного насоса с магнитом; 23– шестерня отбора мощности; 24–шестерня привода промежуточного вала; 25–масляный насос; 26–ось блока шестерен заднего хода; 27–блок шестерен заднего хода; 28–шестерня привода спидометра
Первичный вал коробки передач устанавливается на двух шарикоподшипниках. Передний подшипник запрессовывается в расточку коленвала двигателя. При сборке полость подшипника заполняется смазкой Литол-24 по ГОСТ 21150-87 и уплотняется манжетой. При помощи стопорного кольца задний подшипник закреплен от осевых перемещений в передней стенке картера коробки передач и крышки подшипника. Вторичный вал коробки передач опирается передним концом на роликовый подшипник, который помещен в гнезде первичного вала. Задним концом вторичный вал опирается на шарикоподшипник, который закрепляется стопорным кольцом в стенке картера и крышке. На шлицевой части заднего конца вторичного вала устанавливается фланец для крепления карданного вала грузовика.
Промежуточный вал опирается на два роликовых подшипника. На переднем конце промежуточного вала есть паз привода масляного насоса. Блок шестерен заднего хода вращается на роликовых подшипниках, которые установлены на неподвижной оси. В коробке передач все шестерни имеют спиральный профиль зубьев, за исключением прямозубых шестерен первой передачи, шестерни отбора мощности и блока заднего хода. У второй, третьей, пятой передач и пары шестерен привода промежуточного вала шестерни находятся в постоянном зацеплении.
Для безударного включения второй, третьей, четвертой и пятой передач вторичного вала применены два синхронизатора. Синхронизаторы инерционного типа позволяют осуществить зацепление зубчатой муфты каретки с зубчатой муфтой шестерни при уравнивании угловых скоростей вращения шестерни и вала. У
равнивание скоростей осуществляется при помощи фрикционной пары – конусное кольцо синхронизатора и конус на шестерне. Включение первой передачи и заднего хода производится за счет перемещения шестерни по шлицевой части вторичного вала до полного зацепления с соответствующей ей шестерней.
№ | Каталожный номер | Наименование |
1 | 236П-1700004 | Коробка передач в сборе |
Видео:Камаз с двигателем ямз 7601 ,про стакан первичного вала и стыковку двигателя и кпп камаз,кпп зфСкачать
На автомобиле установлена коробка передач модели ЯМЗ-236У.
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 33Следующая ⇒
Характеристика: механическая, пятиступенчатая, трехвальная, с непостоянным зацеплением зубчатых колес, частично синхронизированная.
Установка и крепление:крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, крепится к раме. Задняя часть коробки передач устанавливается на специальной поддерживающей опоре.
Устройство(в соответствии с рисунком 101):картер 64 с крышками, редуктор, привод управления, механизм переключения передач, система смазывания, детали крепления и уплотнения.
Отливается из серого чугуна и является базовой деталью коробки передач. В картере, в соответствии с рисунком 2.21, выполнены 4 расточки для установки подшипников валов, в правой и левой боковых стенках люки для монтажа коробки отбора мощности, верхняя часть картера закрывается съемной крышкой, в которой монтируется механизм переключения передач. Все люки и расточки закрываются крышками (проходными и глухими).
Рис.101. Коробка передач Урал – 4320.31:
1 — первичный вал; 2 — крышка подшипника первичного вала; 3 — картер сцепления; 4 — сальник; 5 — подшипник первичного вала; 6 — маслоотводная трубка; 7 — передний подшипник вторичного вала; 8 — синхронизатор IV и V передач; 9-вилка; 10 — рукоятка рычага; 11 — фиксатор; 12 — втулка шестерни III передачи; 13 — сапун; 14 — вилка переключения II и III передач; 15 — синхронизатор II и III передач; 16 — шестерня II передачи ведомого вала; 17 — упорное кольцо; 18 — вилка переключения I передачи и заднего хода; 19 — шестерня I передачи и заднего хода; 20 — задний подшипник вторичного вала; 21 — вторичный вал; 22 — стакан пружины предохранителя; 23 — пружина предохранителя; 24 — ось поводка; 25 — штифт предохранителя; 26 — защитный колпак; 27 — штифт-фиксатор; 28 — пружина рычага; 29 -опора рычага; 30 — крышка коробки передач; 31 — пробка маслозаливного отверстия; 32 — шарик замка штоков; 33 — штифт замка штоков; 34 — установочный винт; 35 -поводок; 36 — фланец; 37 — ось блока шестерен заднего хода; 38 -промежуточная втулка; 39 — игольчатый подшипник; 40 — блок шестерен заднего хода; 41 — сальник; 42 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 43 -крышка заднего подшипника промежуточного вала; 44 — упорная шайба; 45 — задний подшипник промежуточного вала; 46 — промежуточный вал; 47 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 48 — пробка маслосливного отверстия; 49 — шестерня II передачи промежуточного вала; 50 — распорная втулка; 51 — крышка; 52 — пружинное кольцо магнита; 53 — магнит; 54 — заборник масла; 55 — шестерня III передачи промежуточного вала; 56 — шестерня V передачи промежуточного вала; 57-шлицевая втулка синхронизатора; 58 — шестерня III передачи вторичного вала; 59 — пробка маслосливного отверстия; 60 — втулка шестерни V передачи вторичного вала; 61 — шестерня V передачи вторичного вала; 62 — шестерня отбора мощности; 63 — шестерня привода промежуточного вала; 64 — картер коробки передач; 65-масляный насос; 66 — кольцевая гайка
Картер имеет раздельно заливное отверстие (на верхней крышке) и контрольное на левой боковой стенке картера. В средней части картера внутри выполнена перегородка.
Назначение:служит для изменения крутящего момента по величине, путем увеличения или уменьшения передаточного числа, и направлению, за счет дополнительного блока шестерен.
Характеристика: основной, одноприводный, шестеренчатый, с неподвижными осями, передаточные числа: первая – 5,26; вторая – 2,90; третья – 1,52; четвертая – 1,0; пятая – 0,664; задний ход – 5,48.
Устройство: (в соответствии с рисунком 101):первичный вал с ведущей шестерней 1, промежуточный вал 46 в сборе с зубчатыми колесами 49,55,56,62,63, вторичный вал 21 в сборе с зубчатыми колесами 16,20,58,61, блок шестерен заднего хода 40.
Первичный вал 1изготавливается из легированной стали вместе с ведущей шестерней. Спереди его опорой является игольчатый подшипник, установленный в расточке коленчатого вала двигателя. Сзади его опорой, в соответствии с рисунком 101, является шариковый подшипник 5.
Передний подшипник при сборке заполняется смазкой, уплотняется манжетой и в процессе эксплуатации ухода не требует. Задний подшипник на валу стягивается кольцевой гайкой.
Шестерня косозубая, имеет внутренний зубчатый венец для соединения с зубчатым венцом каретки синхронизатора и осевую цилиндрическую расточку для роликового подшипника передней опоры вторичного вала. Задняя часть шестерни имеет наружную коническую поверхность для создания момента трения между шестерней и синхронизатором при включении прямой передачи.
В осевое отверстие вала вставлена втулка для подачи масла в осевой канал вторичного вала. Для отвода масла из полости крышки подшипника в первичном валу выполнено наклонное сверление. Полость подшипника вала уплотнена сальником, установленным в крышке подшипника.
Вторичный вал 21 изготовлен из легированной стали и установлен в соответствии с рисунком 101, на двух опорах соосно с первичным валом: передняя опора – роликовый цилиндрический подшипник 7, установленный в расточке шестерни первичного вала, задняя опора – шариковый подшипник 20, установленный в расточке задней стенки картера коробки передач.
Вторичный вал на переднем конце имеет шлифованную шейку под подшипник. На заднем конце нарезаны шлицы для установки фланца карданного вала и резьба для гайки крепления фланца. От самоотворачивания гайка стопорится шплинтом, который вставляется в прорези, гайки и отверстие в резьбовой части вала. Выход вала уплотняется сальником. На шлицах вторичного вала установлена каретка синхронизатора 4 и 5 передач 8. Синхронизатор 2 и 3 передач 15 установлен на шлицевой втулке, закрепленной на вторичном валу с помощью сегментной шпонки.
Внутри вала выполнено осевое сверление, в которое поступает смазка от первичного вала. Для подвода смазки к подшипникам шестерен во вторичном валу выполнены радиальные сверления. При установке втулок шестерен при сборке вала, необходимо следить, чтобы отверстия в валу и втулках совпадали. Включение передач первой и заднего хода осуществляется перемещением шестерни-каретки по шлицам вала вперед — 1-я передача, назад — передача заднего хода.
На валу в соответствии с рисунком 101, установлены шестерни 16, 19, 58, 61. Шестерни изготовлены из легированной стали, их рабочие поверхности цементированы и закалены для повышения твердости зубьев.
Шестерня 19 (I передачи и заднего хода) установлена и перемещается по прямым шлицам, нарезанным на валу 21.
Шестерни 61, 58, 16 (V,III,II передач) косозубые, постоянного зацепления с соответствующими шестернями промежуточного вала, установлены на валу на подшипниках скольжения (втулках) и зафиксированы в сборе с одной стороны – упорным кольцом 17, а с другой – специальной упорной зубчатой шайбой и фигурной шпонкой, запирающей шайбу. Втулки изготовлены из стали, цементированы и закалены, имеют отверстия для подвода смазки. На наружных поверхностях втулок выполнены полукруглые канавки, образующие карманы для смазки и удержания частиц износа. Шестерни 61, 58, 16 имеют дополнительные зубчатые венцы для обеспечения переключения передач, зубья которых выполнены с небольшой конусностью по длине. Для обеспечения создания необходимого момента трения между поверхностью шестерни и поверхностью фрикционного кольца синхронизатора шестерни выполнены заодно с конусом.
Промежуточный вал 48 изготовлен из легированной стали и установлен в соответствии с рисунком 101, на двух опорах: переднем роликовом и заднем щариковом 45 (в последних модификациях роликовом) подшипниках. От осевых перемещений задний подшипник зафиксирован стопорным кольцом и крышкой.
Вал откован заодно с венцами прямозубых шестерен первой передачи и заднего хода, в соответствии с рисунком 101, причем на указанных передачах зубчатые колеса входят в зацепление только при включении передач. Зубчатые колеса привода промежуточного вала 63, привода отбора мощности 62, пятой 56, третьей 55 и второй 49 передач косозубые и напрессованы на промежуточный вал, от проворачивания стопорятся сегментными шпонками.
Блок шестерен заднего хода 37 установлен в левой стороне картера и имеет, в соответствии с рисунком 101, два прямозубых зубчатых венца, установлен на оси 37 на двух роликовых подшипниках 39. Ось в картере фиксируется двумя упорными шайбами. В переднем торце промежуточного вала выполнено сверление со шлицами для соединения с валиком масляного насоса 65.
Порядок передачи крутящего момента в коробке передач.
Нейтральное положение – синхронизаторы 5,10 и шестерня-каретка включения первой передачи и заднего хода 12, в соответствии с рисунком 101, выключены. Первичный вал 2 вращается двигателем и вращает через свою шестерню промежуточный вал 17. Шестерни промежуточного вала 19, 21, 22 вращают зубчатые колеса вторичного вала 8, 11. Поскольку зубчатые венцы колес вторичного вала выведены из зацепления с синхронизаторами или шестерней-кареткой, то крутящий момент на вал не передается.
Первая передача – шестерня-каретка, в соответствии с рисунком 102, перемещена назад и зубчатый венец находится в зацеплении с зубчатым венцом шестерни первой передачи промежуточного вала.
Рис.102.Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на первой передаче
Крутящий момент от первичного вала передается на промежуточный, с него на шестерню-каретку вторичного вала и шлицы, вторичного вала. Вторичный вал вращается с частотой (скоростью) в 5,26 раза меньшей, чем первичный, а крутящий момент, подведенный к первичному валу, увеличивается на эту же величину.
Рис.103. Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на второй передаче
Вторая передача – каретка синхронизатора 10, в соответствии с рисунком 103, введена в зацепление с зубчатым венцом шестерни второй передачи 11.
Крутящий момент передается от первичного вала на промежуточный, с него на зубчатое колесо (шестерню) второй передачи вторичного вала, каретку синхронизатора и вторичный вал. Частота вращения вторичного вала в 2,9 раза меньше первичного, крутящий момент на вторичном валу на эту же величину больше.
Третья и пятая передачи – крутящий момент передается, в соответствии с рисункам 104, 105, аналогично второй передаче, за исключением соединяемых с вторичным валом ведомых шестерен.
Рис.104. Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на третьей передаче
Рис.105. Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на пятой передаче
При этом на третьей передаче вторичный вал вращается с частотой (скоростью) в 1,52 раза меньшей, чем первичный, а крутящий момент, подведенный к первичному валу, увеличивается на эту же величину; на пятой передаче частота вращения вторичного вала в 0,664 раза больше первичного, а крутящий момент на эту же величину меньше.
Четвертая передача – каретка синхронизатора 5, в соответствии с рисунком 106, введена в зацепление с зубчатым венцом шестерни первичного вала.
Рис.106. Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на четвертой передаче
Крутящий момент с первичного вала передается на каретку синхронизатора и с нее на вторичный вал. Крутящий момент не преобразуется, прямая передача.
Передача заднего хода – шестерня-каретка, в соответствии с рисунком 107, введена в зацепление с блоком шестерен заднего хода.
Рис.107. Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на передаче заднего хода
Крутящий момент от первичного вала через промежуточный передается на блок шестерен заднего хода, затем на – шестерню-каретку и на вторичный вал. Крутящий момент увеличивается в 5,48 раза, скорость вращения вторичного вала меньше на эту же величину, а направление вращения меняется на обратное.
Механизм переключения передач.
Назначение:служит длянадежного включения требуемой передачи.
Установка и крепление:собран в верхней крышке картера коробки передач, синхронизаторы установлены на шлицах вторичного вала.
Общее устройство:в соответствии с рисунком 108, ползуны 3 (3 шт.), вилки 4 (3 шт.), фиксаторы 2, 6 (3 шт.), блокировочное устройство (замок) 5, предохранитель, в соответствии с рисунком 101, синхронизаторы в соответствии с рисунком 101 (2 шт.).
Рис.108. Механизм переключения передач коробки передач ЯМЗ-236У
1 – верхняя крышка коробки передач; 2 – пружина фиксатора; 3 – ползун; 4 – вилка; 5 – блокировочное устройство (замок); 6 – шарик фиксатора
Фиксаторыслужат дляудержания (фиксации) ползунов в определенном положении.
1 – крышка коробки передач; 2 – пружина; 3 – шарик; 4 – ползун; 5 – лунка ползуна
Каждый из трех фиксаторов, в соответствии с рисунком 109, представляет собой подпружиненный шарик 3, находящийся в лунках 5 ползуна и удерживающий его от перемещения.
При воздействии водителя на ползун 4 при переключении передач шарик утапливается в крышку, сжимая пружину 2, и при подходе другой лунки опускается в нее, фиксируя положение ползуна.
Блокировочное (замок) устройствослужитдля исключения одновременного перемещения двух ползунов а, следовательно, и включения двух передач.
Блокировочное устройство включает,в соответствии с рисунком 110, шарики 3 (4 шт.), штифт 4.
Рис.110. Схема блокировочного устройства:
1 — крышка, 2 — ползуны, 3 — шарики, 4 -штифт, 5 — выемки в ползунах.
Размеры шариков 3 и штифта 4, в соответствии с рисунком 110, подобраны таким образом, что суммарная величина диаметров двух соседних шариков больше толщины, разделяющей ползуны перегородки в крышке.
При перемещении одного из крайних ползунов 2 пара шариков перекатывается в выемку 5 среднего ползуна и стопорят его. Одновременно с помощью штифта они воздействуют на два других шарика и перекатывают их в выемку другого крайнего ползуна, осуществляя его стопорение. При перемещении среднего ползуна шарики перекатываются в выемки крайних ползунов и вызывают их стопорение (запирание).
Предохранительслужит дляпредотвращения случайного включения первой передачи или заднего хода и включает,в соответствии с рисунком 111, толкатель 3, шток 2, пружину 1.
Рис.111. Устройство предохранителя:
1 – пружина; 2 – шток; 3 – толкатель
Толкатель не дает возможности ввести в паз головки ползуна нижний конец наконечника рычага переключения передач. Поэтому для включения первой передачи или заднего хода необходимо, вначале, сжать пружину, перемещая шток с помощью толкателя, и только затем перемещать соответствующий ползун.
Синхронизаторы установлены на шлицах вторичного вала.
Назначение: служат для выравнивания частоты вращения соединяемых элементов при включении передач.
Принцип действия: основан на выравнивании угловых скоростей, включаемых (соединяемых) элементов за счет трения между конусными поверхностями синхронизатора и зубчатого колеса.
Характеристика: инерционные, конусные, обоймовые, двухсторонние с блокировочными окнами неразборные.
Устройство (в соответствии с рисунком 112):обойма 1, муфта 5, каретка 3, конусные кольца 7 (2 шт.).
Синхронизаторы 2-3 и 4-5 передач по устройству аналогичны и отличаются только размерами.
представляет собой полый цилиндр, в соответствии с рисунком 112, имеющий фигурные пазы 10.
бронзовые фрикционные, приклепаны к торцам обоймы.
Рис.112. Синхронизатор коробки передач Урал – 4320.31:
1 — шарик фиксатора каретки; 2 – пружина фиксатора; 3 – каретка; 4 – обойма; 5 – муфта; 6 – штифт обоймы; 7 – конусные кольца; 8 – заклепка крепления кольца; 9 – шип каретки; 10 — фигурный паз обоймы
Муфта 5 закреплена на четырех выступах каретки 3, входящих в пазы 10 обоймы синхронизатора. Через муфту синхронизатор связан с вилкой переключения передач.
Каретка 3 синхронизатора имеет шлицевое отверстие, которое устанавливается на шлицы вторичного вала (синхронизатор 4 и 5 передач) или на шлицы распорной втулки вторичного вала (2 и 3 передач).
Для соединения с муфтой на каретке выполнены 4 шипа, проходящие через пазы обоймы. Фиксирование нейтрального положения обоймы и каретки осуществляется фиксаторами, представляющими собой подпружиненные шарики, расположенные в 4-х сверлениях каретки. При выключенной передаче шарики входят в канавки обоймы, при включенной — утапливаются в сверления. Для соединения с зубчатыми венцами шестерен на каретке с обеих сторон нарезаны наружные зубья.
Рис.113. Действие синхронизатора:
а – нейтральное положение; б – выравнивание угловых скоростей соединяемых деталей; в – включение передачи (соединение зубчатых венцов)
Действие синхронизатора.При включении передачи, в соответствии с рисунком 113 б, вилка перемещает муфту синхронизатора, которая передвигает вдоль вала связанную с ней каретку и обойму синхронизатора. При соприкосновении конусного фрикционного кольца с конусом зубчатого колеса изменяются их скорости вращения, в результате чего прямоугольные выступы каретки, входящие в прорези обоймы, смещаются и входят в средние боковые углубления прорезей. До тех пор, пока не прекратится взаимное скольжение конических поверхностей и не выровняются скорости вращения обоймы и зубчатых колес, дальнейшее продвижение каретки вдоль оси вала невозможно.
После выравнивания угловых скоростей, в соответствии с рисунком 113 в, каретка перестает прижиматься к средним боковым углублениям прорезей и муфта перемещается вместе с кареткой вдоль оси вала, при этом шарики фиксаторов утапливаются в сверления каретки, освобождая ее от связи с обоймой. Зубчатый венец каретки соединяется с зубчатым венцом шестерни и происходит безударное включение передачи.
Назначение:служит для передачи управляющего усилия водителя на механизм переключения передач.
Характеристика:непосредственный.
Установка и крепление:крепится к верхней крышке картера коробки передач.
Рис.114.Привод управления коробкой передач ЯМЗ-236У:
1 – корпус; 2 – защитный колпак; 3 – рычаг; 4 – пружина рычага; 5 – опора рычага, 6 – штифт-фиксатор
Устройство(в соответствии с рисунком 114):корпус 1,защитный колпак 2, рычаг управления 3, пружина рычага 4, опора рычага 5, штифт-фиксатор 6.
Рычаг управления рычаг переключения передач, в соответствии с рисунком 114, выполнен цельным, без наконечника. Имеет шаровую опору 5 и установлен в специальном корпусе 1 на штифте — фиксаторе 6 и поджимается пружиной 4. В шаровой опоре выполнен паз, позволяющий рычагу с наконечником качаться в продольной (вдоль оси машины) и поперечной плоскостях. Нижний конец наконечника при этом перемещается в пазах головок ползунов. Качанием в поперечной плоскости производится выбор ползуна, в продольной — включение передачи.
Для уверенного пользования механизмом переключения передач водитель должен четко знать положение рычага при включении той или иной передачи. Для этого в кабине на видном месте передней панели крепится табличка со схемой переключения передач, в соответствии с рисунком 115.
Рис.115. Схема переключения передач в коробке передач Урал – 4320.31
Назначение:служит для смазывания под давлением роликовых подшипников зубчатых колес вторичного вала.
Рис.116. Схема смазки коробки передач ЯМЗ-236У:
1 — канал первичного вала; 2 — масляный насос; 3 — канал картера; 4, 6 — сливная пробка; 5 – маслозаборник
Характеристика:комбинированная.
Устройство(в соответствии с рисунком 116):масляный насос 2,заборник масла 5, магистрали 1, 3.
Назначение: служит для подачи масла под давлением в систему.
Характеристика:односекционный, шестеренного типа.
Установка и крепление(в соответствии с рисунком 117):крепится к переднему торцу картера коробки передач и приводится в действие от носка промежуточного вала коробки передач.
1 — валик; 2 — ось; 3, 11 — втулки; 4 — ведомая шестерня; 5 — основание насоса; 6 — пружина клапана; 7 — шарик клапана; 8 — корпус насоса; 9 — пробка клапана; 10 — ведущая шестерня
Устройство(в соответствии с рисунком 117):основание 5, корпус 8, ведущая шестерня 10 с валиком 1, ведомая шестерня 4 с осью 2, редукционный клапана 6, 7, 9.
Редукционный клапан насоса отрегулирован на давление 0,07 — 0,09 МПа (0,7-0,9 кГс/см2).
Заборник масла служит для очистки масла.
Установка и крепление(в соответствии с рисунком 116):крепится изнутри к днищу картера коробки в задней части.
Устройство(в соответствии с рисунком 118):корпус 1,сетка 2, магнит 3, пружина 4.
Точки смазывания и заправки.
Передний подшипник первичного вала коробки передач, расположенный в расточке коленчатого вала, смазывается при сборке сцепления и коробки передач смазкой МЛи-Ка 3/13-3 (№ 158). В процессе эксплуатации пополнения смазки не требуется.
Заправочная емкость коробки передач 5,5 л.
Применяемое масло: основное при температуре до –30оС — ТМ-3-18 (ТСп-15к), до–50°С-ТМ-5-12РК; дублирующее: до –30оС — М-16-А (т) (МТ-16п), ниже –30оС допускается применять масло ТМ-3-9 (ТСп-10), или масло ТМ-3-18 (к) с добавлением 10-15% дизельного арктического или зимнего топлива.
Заправку производить через заливную горловину (пробку), контроль уровня — с помощью контрольного отверстия. Слив производить через два сливных отверстия. После слива отработавшего масла очистить магнит пробки переднего сливного отверстия от металлических частиц.
Раздаточная коробка
Назначение: служит дляраспределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля, его увеличения при движении в тяжелых дорожных условиях и отбора мощности на привод дополнительного оборудования.
Характеристика: механическая, двухступенчатая, дифференциальная, с постоянно включенным передним мостом.
Установка и крепление: установлена на раме автомобиля позади коробки передач на 4-х опорах с резиновыми подушками. Привод раздаточной коробки – от коробки передач с помощью карданного вала.
Устройство(в соответствии с рисунком 119): картер 30 с крышками, редуктор, дифференциал, механизм переключения передач и блокировки дифференциала, привод управления, детали крепления и уплотнения.
Картер 30 отлит из чугуна и является, в соответствии с рисунком 119, базовой деталью раздаточной коробки. В картере выполнено 6 расточек для подшипников вала и люки для монтажа раздаточной коробки. Люки и места выхода валов из раздаточной коробки, а также расточки подшипников промежуточного вала закрываются крышками 4, 17, 20, 23, 31, 35. Для заправки, слива и контроля уровня смазочного масла в картере выполнено заливное (оно же контрольное) и сливное отверстия, закрываемые резьбовыми пробками, в сливной пробке 8 имеется магнит.
Характеристика:шестеренчатый, с неподвижными осями, четырехвальный, с соосными выходными валами;передаточные числа: низшая передача — 2,15; высшая передача — 1,21.
Рис.119. Коробка раздаточная Урал – 4320.31:
1, 15, 22 — фланцы; 2 — маслосгонное кольцо; 3 — гайка; 4, 17 — крышка подшипников; 5 — корпус заднего подшипника дифференциала; 6- задняя обойма; 11 — передняя обойма; 7 -эпициклическая шестерня; 8 — пробка; 9 — обойма с шестерней нижнего вала; 10 — солнечная шестерня дифференциала; 12 — муфта блокировки дифференциала; 13 — болт; 14 — вал привода переднего моста; 16 — отражатель; 18 — сателлит дифференциала; 19, 25 -шестерни высшей передачи; 20, 23, 31, 35 — крышки подшипников; 21 — кольцевая гайка; 24, 34 — подшипники; 26 — втулка; 27 — крышка; 28 — муфта включения передач; 29, 38 — шестерни низшей передачи; 30 — картер; 32 — штуцер системы герметизации; 33 — первичный вал; 36 — промежуточный вал; 37 — распорная втулка; 39 — вал привода промежуточного и заднего мостов; 40 — шток вилки переключения передач; 41 -шток вилки блокировки дифференциала; 42 — фиксатор; 43 — вилка блокировки дифференциала; 44 — вилка переключения передач 45 – шестерня привода спидометра 46 — червяк привода спидометра
Устройство(в соответствии с рисунком 119): первичный вал в сборе 33, промежуточный вал в сборе 36, вал привода переднего моста в сборе 14 , вал привода задней тележки в сборе 39.
Первичный валв сборе 33, в соответствии с рисунком 119, устанавливается в картере на двух опорах, представляющих собой роликовые конические радиально-упорные подшипники 24 расположенные бочкообразно. На первичном валу устанавливаются фланец карданного вала 22, зубчатые колеса первой (низшей) 29 и второй (высшей) передач 25 и муфта переключения передач механизма управления 28.
Первичный вал изготавливается из легированной стали. В передней и средней частях вала нарезаны шлицы, на которых устанавливаются, соответственно, фланец карданного вала и муфта переключения передач. На заднем конце вала нарезан зубчатый венец для соединения с муфтой включения коробки дополнительного отбора мощности. На шлифованных поверхностях вала устанавливаются на бронзовых втулках зубчатые колеса высшей (спереди) и низшей (позади) передач. Для подвода смазки к втулкам зубчатых колес при работе коробки дополнительного отбора мощности в первичном валу выполнено осевое и радиальные сверления.
Зубчатые колеса косозубые, имеют на ступице дополнительный зубчатый венец соединения с муфтой переключения передач. Для подвода смазки к втулкам в зубчатых колесах выполнены сквозные сверления, через которые масло поступает при движении автомобиля.
Фиксация вала от осевых перемещений осуществляется крышками подшипников 23 и 31, между передней крышкой 23 и картером устанавливаются регулировочные прокладки. В передней крышке устанавливаются две манжеты, уплотняющие выход вала из картера раздаточной коробки.
Промежуточный валв сборе 36, в соответствии с рисунком 119, установлен в картере также на двух опорах – роликовых конических радиально-упорных подшипниках 34, расположенных бочкообразно. На валу устанавливаются зубчатые колеса высшей 19 и низшей 38 передач, дистанционная (распорная) втулка 37 и червяк привода спидометра 40.
Промежуточный вал изготовлен из легированной стали. На поверхности вала нарезаны шлицы для установки зубчатых колес. В местах установки подшипников на валу выполнены шлифованные шейки. Внутренние обоймы подшипников с зубчатыми колесами и дистанционной втулкой стянуты двумя гайками.
Зубчатые колеса – косозубые, имеют внутренние шлицы для соединения с валом. Колесо 19 меньшего диаметра устанавливается впереди (высшей передачи), большего диаметра 38 – сзади (низшей передачи). Длинные стороны ступиц колес направлены друг к другу и между ними устанавливается на валу дистанционная (распорная) втулка.
Червяк привода спидометра 40 установлен на переднем конце промежуточного вала на призматической шпонке и крепится планкой с болтами.
Места установки подшипников в картере закрываются крышками 20 и 35. Под задней крышкой устанавливаются регулировочные прокладки подшипников. В задней крышке имеется резьбовое отверстие, в которое ввернут штуцер трубки системы герметизации агрегатов (сапунирования полости картера).
Вал привода переднего мостав сборе 14, в соответствии с рисунком 119, установлен в нижней части картера. Передний конец вала опирается на шариковый радиально-упорный подшипник, установленный в крышке картера 17, задний шлицованный конец – на детали межосевого дифференциала. На валу устанавливаются муфта блокировки дифференциала 12, солнечная шестерня дифференциала, маслосгонное кольцо и фланец карданного вала привода переднего моста 15.
Вал изготовлен из легированной стали и имеет три шлицевых участка. На переднем конце – для установки фланца карданного вала, на средней части – для установки муфты блокировки дифференциала, в задней части – для солнечной шестерни межосевого дифференциала.
Выход вала из крышки картера уплотняется самоподжимным резиновым сальником. Для снижения нагрузки на сальник перед ним установлено маслосгонное кольцо с меткой «П». При вращении вала винтовые канавки маслосгонного кольца отбрасывают просочившееся масло обратно в картер. Осевые нагрузки на вал воспринимает стопорное кольцо подшипника и крышка.
Вал привода задней тележкив сборе,в соответствии с рисунком 119, также имеет в качестве опор шариковый радиально-упорный подшипник и детали межосевого дифференциала. На валу устанавливаются фланец карданного вала 1 и коронная шестерня (эпицикл) 7 межосевого дифференциала.
Вал изготовлен из легированной стали и имеет два шлицованных участка. На переднем шлицованном конце устанавливается коронная шестерня дифференциала, на заднем – фланец карданного вала. Шлифованная шейка вала опирается на подшипник, устанавливаемый в крышке картера. Выход вала из крышки уплотняется самоподжимным резиновым сальником. Для разгрузки сальника устанавливается маслосгонное кольцо 2 с меткой «3». Действует кольцо также как и на валу привода переднего моста.
Раздаточная коробка, на которую устанавливается коробка дополнительного отбора мощности, имеет удлиненный первичный вал и измененный в зоне крепления дополнительного отбора картер.
Параметры шестерен привода спидометра зависят от передаточного отношения главной передачи ведущего моста и размеров установленных на автомобиле шин.
Дифференциал раздаточной коробки.
Назначение: служит дляобеспечения вращения валов привода переднего моста и задней тележки с разными угловыми скоростями и распределения крутящего момента между ними в соотношении 1:2.
Характеристика: межосевой, несимметричный, планетарный, блокируемый.
Установка и крепление:устанавливается,в соответствии с рисунком 119, в картере раздаточной коробки на двух шариковых радиально-упорных подшипниках. Передний подшипник размещается в перегородке картера, задний – в картере заднего подшипника дифференциала.
Устройство(в соответствии с рисунком 120): передняя обойма 2; обойма с шестерней нижнего вала 7, задняя обойма 8, солнечная шестерня 3, коронная (эпициклическая) шестерня 6, опорное кольцо передней обоймы 4, сателлиты с осями — 4 шт. 5, детали крепления.
Передняя обойма 2, обойма с шестерней нижнего вала 7 и задняя обойма
8 в сборе образуют корпус дифференциала, внутри которого размещаются его остальные элементы.
Рис.120. Межосевой дифференциал раздаточной коробки:
1 — зубчатый венец, 2 — передняя обойма, 3 — солнечная шестерня; 4 – опорное кольцо передней обоймы; 5 сателлиты; 6 — эпициклическая шестерня; 7 — обойма с шестерней нижнего вала, 8 — задняя обойма
Обойма с шестерней нижнего вала
, в соответствии с рисунком 119, имеет удлиненную ступицу, на которой выполнена шлифованная шейка под подшипник и нарезан зубчатый венец для зацепления с зубьями муфты блокировки дифференциала 12. На диске обоймы выполнено четыре отверстия для установки осей сателлитов 18. Второй опорой осей является, в соответствии с рисунком 120, опорное кольцо передней обоймы 4, которое болтами крепится к обойме.
Шестерня нижнего вала – косозубая, находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом низшей передачи промежуточного вала. Таким образом, корпус является ведущим элементом дифференциала, на который передается крутящий момент от промежуточного вала.
изготовлена в виде чашки с удлиненной ступицей, на которую устанавливается подшипник и гайка крепления подшипника.
изготовлена в виде кольца, на наружной поверхности которого нарезаны зубья. Между собой обоймы соединяются болтами.
– прямозубая, имеет внутренние шлицы, которыми она устанавливается на вал привода переднего моста. Наружные зубья находятся в постоянном зацеплении с сателлитами.
Коронная (эпициклическая) шестерня 6
представляет собой деталь чашеобразаной формы. В ступичной части эпицикла нарезаны шлицы для установки на вал привода задней тележки. В уширенной части выполнен внутренний прямозубый венец, находящийся в постоянном зацеплении с сателлитами.
– прямозубые шестерни, выполненные заодно с осями. Сателлиты устанавливаются в отверстия передней обоймы и опорного кольца и находятся в постоянном зацеплении с одной стороны – с солнечной шестерней, с другой – с эпициклом. Зацепление сателлитов с эпициклом – внутреннее, с солнечной шестерней – наружное.
Механизм переключения передач и блокировки дифференциала.
Назначение: служит для переключения передач и блокировки дифференциала.
Устройство: (в соответствии с рисунком 119) муфты 12, 28 (2 шт.), штоки 40, 41; вилки 43, 44 (2 шт.), фиксаторы 42 (2 шт.).
Муфта переключения передач 28 и муфта блокировки дифференциала 12
подобны муфте переключения первой передачи и заднего хода коробки передач.
Шток 40 переключения передач
вилкой 44 связан с муфтой 28 переключения передач. На штоке выполнены три лунки для фиксирования положений включения высшей и низшей передач и нейтрали.
Шток 41 блокировки дифференциала
связан вилкой 43 с муфтой 12 блокировки дифференциала. На штоке имеются две лунки, позволяющие фиксировать положение разблокированного и заблокированного дифференциала.
представляют собой подпружиненные шарики и аналогичны фиксаторам коробки передач.
Привод управления раздаточной коробки.
Назначение: служит для передачи управляющего воздействия водителя на механизм переключения передач и блокировки дифференциала.
Характеристика:дистанционный, механический.
Устройство(в соответствии с рисунком 121): рычаги управления 1, 2 (2 шт.), поводки 7, 8 (2 шт.), тяги 5, 6 (2 шт.).
, в соответствии с рисунком 121, установлены на кронштейне и выведены через прорези в кабину. Нижние концы рычагов управления соединены с поводками с помощью тяг 5 и 6 .
имеют резьбовые наконечники, позволяющие изменять их длину.
установлены на кронштейне, закрепленном на раздаточной коробке, и с помощью пальцев соединены со штоками механизма переключения передач 9, и блокировки дифференциала 10.
Рис.121. Управление раздаточной коробкой Урал – 4320.31:
Видео:Делаю скоростную КПП на МАЗе. Замена шестерней на промвалу КПП ЯМЗ, на скоростные.Скачать
Ремонт КПП ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Запрессовка шестерни и замена промежуточного вала
В рейсе начала выскакивать первая передача на КПП ЯМЗ-236. Вторичный вал мне пообещали и как раз приближалась суббота. Дело за немногим — снять, разобрать и перебрать коробку. Придя в выходной на стоянку, принялся снимать коробку. В связи с тем, что работа заставляла это делать минимум дважды в год, я сильно не расстроился. КПП была демонтирована, вытащена из под машины и разобрана.
Проводя дефектовку КПП, сразу же бросилось в глаза, что зубья на промежуточном валу большей частью были выкрошены, а кое где вообще отсутствовали в месте соприкосновения с большой шестерней первой передачи. Сама же шестерня первой передачи на первичном валу не требовала замены. Одним словом, разборка КПП только подтвердила мои догадки — нужно было ехать за валом.
Шестерня включения первой и задней передачи вторичного вала КПП ЯМЗ-236
Приехав за промежуточным валом к моему старому знакомому, я нисколько не удивился, что он отдает его вместе с набором шестерен. Он сказал, что у запчастей есть один недостаток — нужно перепрессовывать шестерню постоянного зацепления с первичным валом, так как 2/3 зуба выломано и ставить соответственно ее сразу нельзя. На первых порах, я приуныл. Перебросить вал в сборе пара пустяков, а вот возиться с перепрессовкой шестерни нужно под прессом, а в выходные к прессу доступа нет. Пару раз мне в автобазе перепрессовывали вторичный вал и я сам видел и слышал, как со страшным писком слазят шестерни с вала под усилием старенького пресса.
Хорошо понимал, что из под домкрата такую работу не сделаешь. Терять еще и понедельник, мне никак не хотелось, поэтому стал размышлять, стараясь найти хоть какое то решение для выхода из ситуации.
Бракованную шестерню, резаком или сваркой, я мог срезать или сбить, а вот как снять целой шестерню с вала для меня оставалось непонятно. Ведь греть ее нельзя, т.к. можно загубить. Одним словом, что сделаешь, если из инструмента: резак, сварка и кувалда.
Решил почистить фильтр КПП с магнитом. Пока занимался чисткой магнита и постановкой на место, меня не покидало чувство, что решение где то совсем рядом. Через некоторое время, меня осенило. Надо сначала с моего промежуточного вала снять подшипники и замочное кольцо, а затем постараться выдуть вал из нужной мне шестерни.
Начал потихоньку исполнять задуманное. Снял подшипники и замочное кольцо, положил на верстаке вал таким образом, чтобы расплав выдуваемого металла легко стекал из вала и принялся за работу.
Надо отметить, что выдувание металла из вала — это не такая уж и сложная работа, но бесспорно, это сложнее, чем просто резать металл. Не быстро, конечно, но работа продвигалась и через некоторое время, мне удалось выдуть вал на ¾ длины шестерни.
После нескольких ударов, шестерня сошла. Для меня, это была победа профессионального плана. Пришла очередь приниматься за обрезку негодной шестерни с нового вала. Эта работа была намного проще предыдущей и я просто начал резать шестерню так, чтобы расплавленный метал не летел на блок шестерен.
Таким образом, я прорезал негодную шестерню практически до вала и потому с ее снятием с вала никаких трудностей не возникло. Однако, пришлось ждать, чтобы комплект моих деталей окончательно остыл, особенно промежуточный вал.
Для запрессовки подшипников, шестерен втулок и так далее, можно применять нагрев, но не выше 200 градусов, иначе меняется структура металла. Сам раньше при запрессовке подшипников, клал их на электроплитку, закрытую железной пластиной, а на нее сверху ложил подшипники.
Проверял температуру, периодически прыская на них водой. Если вода начинала кипеть, значит пора набивать подшипник на вал. Брал подшипник войлочными рукавицами, надевал его на вал и легкими постукиваниями молотка ставил на место.
В этот раз, под рукой такой плитки у меня не было. Поэтому, положив шестерню на треногу, стал горелкой прогревать ее снизу по середине диаметра. Пока грел шестерню, между делом присмотрел место, где я буду забивать вал в шестерню. Такое место нашлось и я сразу же приготовил металлическую полосу и кувалду.
После того, как вода на шестерне начала закипать, переложил ее на место сборки и легонько стукнув по валу, направил шпонку в шестерню. Затем, несколько раз стукнул через пластину кувалдой по валу и судя по звуку, вал сел на место. Тогда, не теряя времени, я стопорным кольцом окончательно проверил посадку шестерни на вал и защелкнул кольцо на место. Вот таким образом, мне удалось перепрессовать шестерню на промежуточном валу.
Поставить остальные подшипники на вал и собрать КПП, большой проблемы для меня не составило. Затем, пришло время установить КПП на место. На все это у меня ушел целый день, но в понедельник машина была уже на линии.
Также, хотелось бы рассказать о ремонте промежуточного вала КПП ЯМЗ-238. У моего коллеги в рейсе пропали все передачи, за исключением 7-ой. Он позвонил мне и поинтересовался, что это может быть. Скорее всего, полетел передний подшипник первичного вала.
Коллега с 30-ю тоннами на 3 и 7 передачах, проехал около 40 км и разгрузился, а затем пустым вернулся домой, проехав еще 70 км. На стоянке снял КПП, а там промежуточный вал разбил передний подшипник. Гнездо в КПП осталось целое, а вот внутреннюю обойму подшипника разбило полностью и заострило вал.
Что можно сделать в такой ситуации? Подумали и пришли к выводу, что покупать вал и перепрессовывать шестерни — это долгая история. Поэтому, пошли другим путем. Сняли замочное кольцо держащее шестерню и купили новый подшипник, а также сальник на первичный вал. Промежуточный вал наварили и отвезли к токарю.
Промежуточный вал в месте привода шестеренчатого насоса имеет центр, вот за него в конус и зажал в патрон токарь вал, вместе с набором шестерен. Проточил передний конец вала под подшипник и нарезал канавку под замочное кольцо. КПП после такого ремонта, ходила у него несколько лет.
💥 Видео
Урал 4320 часть 17. Ремонт, замена первичного вала ,сальников кпп.Скачать
Сборка вторичного вала КПП ЯМЗ-238. Бонус-разборка. (Перезалито).Скачать
Ремонт КПП ЯМЗ 238 с демультипликатором или что то хрустит, изучаем МАЗЗ!Скачать
Замена сальника коленвала ЯМЗ-236Скачать
Т15ОК переделка с СМД- 62 на ЯМЗ-236 возникли вопросыСкачать
Фланец коленвала ЯМЗ-236 (6/140)Скачать
Маз.Как вынуть из КПП Первичный,вторичный и промежуточные валы.Скачать
Часть 7. Регулировка подшипников первичного и вторичного валов КПП 154 Камаз. Виктор Илюшкин.Скачать