Итак, имеется целый «букет» сил сопротивления, который постоянно действует на баллоны катамарана. И эти силы надо постоянно преодолевать, чтобы катамаран в итоге двигался. В зависимости от общей скорости надувного катамарана, эти силы играют разную по значимости роль. Давайте рассмотрим разные ситуации движения надувного катамарана с привязкой к относительной скорости Fr (число Фруда). Как уже говорилось, при Fr от 0 до приблизительно Fr=0,4 вдоль баллона располагается несколько гребней поперечных волн.
Иначе говоря, баллон «опирается» на несколько зон с повышенным давлением (гребни) и несколько зон с пониженным давлением (впадины). Баллоны катамарана при этом сохраняют горизонтальное положение, катамаран не имеет дифферента. При этом какая-то часть тяги все равно будет уходить на образование волн и преодоление разности давления в носу баллона для катамарана (гребень носовой волны) и в корме (сложение впадины кормовой волны с приходящей носовой волной). Это значит, что на относительных скоростях от нуля до 0,4 важна такая форма баллона, которая создает наименьшие по амплитуде гребни и впадины соответственно в носу и в корме катамарана. Оптимальной в таких режимах считается так называемая форма вельбота (от англ. whale-boat — китобойная лодка) – баллон с плавно заостренными носом и кормой по ватерлинии.
Как получить надувной баллон для катамарана такой формы, и так ли это нужно, мы поговорим позже. Сейчас же желательно лишь понять, что в диапазоне указанных скоростей надувной катамаран идет без дифферента, и вся масса катамарана удерживается архимедовой выталкивающей силой. Тяга не требуется для создания и поддержание динамической подъемной силы, и уходит лишь на горизонтальное перемещение надувного катамарана. Эту ситуацию можно сравнить с лыжником, бегущим по равнине. Пока он движется по горизонтальной плоскости, пускай даже в мелких застругах, вся его энергия идет лишь на расталкивание снега перед лыжами и на преодоление трения скольжения лыж о снег. Так и с надувным катамараном. Баллоны для катамарана в указанном диапазоне скоростей должны создавать минимальное лобовое сопротивление, обеспечивать наименьшее по амплитуде волнообразование и иметь максимально скользкую и несмачиваемую поверхность для уменьшения трения скольжения баллона о воду.
Загрузка надувного катамарана должна быть максимально равномерной по длине и ширине судна. Движение с относительными скоростями до Fr = 0.4 считается классическим режимом движения судна в водоизмещающем режиме. В момент старта с места и разгона надувного катамарана, пока движение происходит с ускорением, часть тяги уходит еще на преодоление силы инерции, которая зависит от массы катамарана. После выхода на крейсерский режим, когда движение осуществляется равномерное и без ускорений, вся тяга используется на преодоление сил сопротивления. Для движения судна в классическом водоизмещающем режиме (до Fr=0.4) считается достаточным удельная тяга приблизительно 1,5 л.с на одну тонну массы судна. Иначе говоря, для четырехместного надувного катамарана с оптимизированными обводами при средней загрузке в 500 килограмм теоретически до скоростей Fr=0.4 достаточно двигателя в 1 лошадиную силу! И это действительно так. Все «лишние» силы двигателя вы будете тратить на более быстрый разгон надувного катамарана при старте, на компенсацию неблагоприятных условий плавания и… на превышение скорости Fr более 0,4. Чему реально равна относительная скорость надувного катамарана Fr=0,4, что происходит после превышения катамараном этой скорости, и как это влияет на оптимальную форму баллона для катамарана — мы поговорим в следующей статье.
Видео:Надувные баллоны ПВХ для катамарана ∅50смСкачать
Конструкция катамарана для водных походов глазами туриста-водника
На первый взгляд, конструкция катамарана не сложна: два надувных поплавка и рама между ними. Однако, немногочисленные основные элементы имеют массу специфических нюансов, знание которых необходимо всем, кто увлекся сплавами на катамаранах. Обладая нужной информацией, проще выбрать плавсредство под задачу, усовершенствовать имеющуюся модель и отремонтировать его в походе.
Перед судами, объединёнными общим названием «катамаран», изначально ставятся разные по сложности задачи, начиная с «матрасных» сплавов и заканчивая покорением рек 6-й категории опасности (список лучших грозных и не очень рек для сплавов прилагается). Каждый производитель по-разному подходит к решению вопросов удобства и безопасности, что нашло отражение в конструкциях рам, баллонов и сидушек.
Читайте также: Мотор стеклоподъемника шевроле круз передний левый артикул
Разобраться во всех существующих тонкостях и характеристиках, прочитав лишь прилагающуюся к судну инструкцию, однозначно не получится. Попробую раскрыть тему конструкции туристического катамарана в этом материале.
Видео:Баллоны для катамарана 6 метров D70Скачать
Конструкция баллонов
Поплавки — важнейшая часть судна. От них зависит устойчивость, грузоподъёмность, ходовые качества. Существует 2 основных вида баллонов — однослойные и двухслойные.
Как следует из наименований, речь идёт о количестве слоёв материала, образующего каждый поплавок — герметичная ёмкость без внутреннего баллона либо двухслойная конструкция, где верхняя силовая оболочка защищает надувную камеру.
Оба вида имеют плюсы и минусы, и к сожалению, окружены рядом мифов, навеянных производителями.
Однослойные баллоны
Легче, компактнее, быстро собираются. Изготовленные из качественного лодочного ПВХ-материала, не менее надежны, чем двухслойный поплавок. Склейка при производстве усиливает места соединений, а в случае вынужденного ремонта, спецзаплатка справляется со своей задачей «на ура». Ремонтировать моно конструкцию в полевых условиях проще.
Моно баллоны так же разделены на внутренние секции, и повреждение одной из них не утопит судно. Хорошими характеристиками для однослойных гондол считаются немецкие ткани VALMEX Boat Mainstream 1000 г/м2 и Powerstream 1200 г/м2, HEYTex Boat H5559 1200 г/м2.
Valmex 1200 грамм
Недостаток однослойной модели один — правильный материал для его изготовления выходит дороже, чем для двухслойных поплавков, это не рентабельно для производства «на поток».
Двухслойные
Герметичный надувной слой расположен внутри силовой оболочки. Такие поплавки тяжелее в сухом весе, а после сплава прибавляется вес воды во внутреннем межслойном пространстве. Их гораздо сложнее высушить и правильно собрать — сборка может занять несколько часов. Они занимают больше места при хранении. Пробоин боятся не меньше моно.
Внутренняя ёмкость сшита из лёгкого материала средней прочности. Она отчасти повторяет форму основного баллона, чтобы избежать лишних складок, но длиннее него. Благодаря этому камера не накачивается воздухом до упора, а отсутствие давления снижает нагрузку на швы. Лучшие ткани: финская Viniplan 6331 boat 550 г/м2, VALMEX Boat Life raft 7326 500 г/м2.
Ремкомплект MEHLER PLASTEL® boat TE 70
Для ремонта хорошо себя зарекомендовала ПВХ PLASTEL boat TE 90 и TE 70: отлично клеятся, прочность на разрыв полоски 5 см 2800/2800N. С клеем сложнее, на производстве пользуются двухкомпонентными. Один из компромиссных вариантов французский BOSTIK.
Форма гондол
Гондолы первых катамаранов имели простую сигарообразную форму. Шить их нетрудно, а при желании увеличить объём можно сделать изменения в выкройке без сложных расчётов.
На судно с такими баллонами удобно крепить палубу и приспособления для мотора или паруса, поэтому «сосисочные» катамараны – лучший выбор с точки зрения туристов, не ищущих экстрима.
Верблюд Биг Фокс от Рафтмастера
Спортивные двухместные модели шьются в стиле «верблюд». Такое название они получили из-за наплывов-«горбов» на корме и носу. При этом средняя часть, где находятся гребцы и багаж, получается пониженной. Центр тяжести судна тоже смещается вниз, что делает его более устойчивым и управляемым. Кроме того, горбы частично защищают спортсменов от ударов встречных валов.
Количество секций
Внутреннюю ёмкость нередко снабжают перегородками, разделяющими её на несколько независимых секций. Это увеличивает вес катамарана и при сборке придётся каждую секцию накачивать отдельно. Но, даже если судно получит пробоину, в баллоне всё равно останется изрядный запас воздуха, и гребцы успеют самостоятельно зачалить судно к берегу.
Объём
Важная характеристика, от которой зависит грузоподъёмность судна и его способность преодолевать препятствия. Огромный поплавок запросто проходит умеренно сложные бочки, а при грамотной работе экипажа – опасные пенные котлы. Его не опрокидывают жёсткие валы, словом, в любых подобных ситуациях такой катамаран отличается высокой устойчивостью.
Максимальный груз для Урекса Турист-1: 350 кг, для Берег К6: 1700 кг.
Чем больше объём баллонов, тем ниже способность судна к маневрированию, поэтому на слаломных участках тоннажный кат будет чувствовать себя неуверенно.
Читайте также: Звук мотора газель некст
Дополнительные особенности
- Отверстия для надувных емкостей могут иметь разные варианты исполнения. Например, самозакрывающийся клапан (модели от «Рафтмастера»), молния («Басег»), рояльные петли («Сварог»).
- Крепления продолин. У некоторых судов рама на шнуровке, для чего по бокам баллонов есть специальные гребни с люверсами, через которые пропускается верёвка. У такого крепления имеется недостаток – верёвку можно запросто перебить, к примеру, ударившись о камень. Из-за этого многие производители предлагают другой способ: коридор вдоль баллона. Однако вариант нередко подходит только для «родной» рамы, поэтому заменить повреждённую трубу, к примеру, деревянной штакетиной будет проблематично. С этой целью производители иногда совмещают оба крепления: коридор и гребни.
- Карманы, ручки. Для удобства катамаранщиков на баллонах могут быть отдельные карманы для спасконца, насоса или ремнабора, а также специальные ручки, за которые можно поднимать судно или хвататься, оказавшись в воде.
- Индивидуальный пошив. Производители предлагают готовые серийные модели, но многие по просьбе заказчика готовы внести изменения в имеющиеся конструкции. Так, при отсутствии внутренних перегородок в надувной ёмкости можно попросить их вклеить, или выбрать более плотный материал для днища. Кому-то хочется увеличить наплывы, проклеить швы, добавить ручки. Подобные улучшения позволят получить плавсредство «под себя».
Не менее важная деталь, от которой зависит прочность готовой конструкции. Рама катамарана должна быть лёгкой, надёжной и крепкой, чтобы не сломаться при ударах, а это качество достигается разными способами. Начну с правильного материала для рамы.
Материал
Дюралюминий применяют чаще других сплавов. Особенно часто рекомендуют трубы Д16Т, обеспечивающие лучшее соотношение прочности и веса. Изредка встречаются титановые рамы, но они достаточно хрупкие и являются исключением из правил.
Дерево. При экстремально сложной заброске с длительной пешкой многие туристы предпочитают делать каркас на месте стапеля. Разумеется, это возможно лишь в тех районах, где удастся найти подходящие молодые деревья.
Манипуляции с деревом потребуют больше времени, чем сборка «родной» рамы, но позволят существенно сэкономить вес транспортируемого снаряжения. Готовая деревянная конструкция получается прочной и не очень тяжёлой, поэтому на катамаране можно спокойно проходить любые препятствия, которые по силам экипажу.
Дерево часто выручает и тех, у кого случилась поломка, ведь на реке других вариантов починить раму попросту нет.
Форма и длина
- Обычная рама – это скреплённые между собой прямые отрезки трубы. Продолины крепятся по бокам гондол и соединяются поперечинами. У некоторых «верблюдов» имеется ещё и специальная выжимная труба, проходящая под сидушкой и выравнивающая площадку под коленями гребца. Её концы зажимаются под поперечинами.
- Изогнутые трубы . Существуют модели катамаранов с изогнутыми трубами, например, тритоновский «Аргут». Подобное исполнение каркаса позволяет сформировать баллон и повысить жёсткость конструкции, но имеет ряд недостатков. Один из них – невозможность починить раму в условиях похода.
- Длинные продолины имеют два варианта исполнения: прямые трубы и гнутые. Они увеличивают жёсткость баллона, благодаря чему катамаран лучше держит курс и режет валы. Однако при нырянии в бочку с крутого слива жёсткие носы глубоко зарываются, и вода может вытолкнуть катамаран на носовую свечку. В свою очередь, жёсткая корма, попав под слив, передаёт усилие на всю раму, что опять же может закончится кормовой свечой.
- Короткие продолины бывают только прямыми. Оконечности носа и кормы у таких катамаранов мягкие, поэтому в бочке носы «всплывают», спасая судно от свечи и переворота, а корму под сливом притапливает и выталкивает. Вот только расплатой за устойчивость в бочках будет меньшая управляемость.
Способы сборки каркаса
Жесткое болтовое соединение. Поперечины и продолины скреплены болтами, поэтому рама получается жёсткой. Катамаран становится максимально послушным и реагирует на все действия участников экипажа, однако такой каркас неустойчив к деформирующим нагрузкам.
Другие недостатки подобного соединения: болты могут погнуться, усложняя тем самым сборку и разборку, а иногда теряются, поэтому в ремнабор для катамарана с жёстким каркасом лучше на всякий случай положить несколько скруток.
Читайте также: Выпускной коллектор 402 мотор
Болт и скрутка
Гибкое соединение на скрутках. Раму на скрутках легче собрать: в качестве соединительных элементов здесь используются жгуты с дюралевым воротком, фиксирующимся манжетой. Другой вариант – обычные полоски резины, нарезанные из старых автомобильных камер. Видел даже бамбуковую раму, скрученную одним лишь скотчем.
Каркас на скрутках получается мягким, прощает значительные деформации, нейтрализует энергию удара, но судно на действия гребцов отзывается с небольшим запозданием.
Цельные и разборные поперечины
Продолины длинные, поэтому разделены на две половины. Это не влияет на прочность рамы, так как значительного напряжения в местах соединения не возникает. Зато с поперечинами, испытывающими разные виды нагрузок, не всё так просто.
Цельная труба надёжней разборной, но мощная вода может сломать что угодно, поэтому нет смысла лишать себя удобства.
Разборные поперечины. Причина их появления связана с удобством и правилами перевозки багажа, которые делаются всё строже. Многие туристы решились на разборную конструкцию – свёрток с вёслами и каркасом становится короче и легко помещается на третью полку.
Такая мера усложняет сборку и есть риск срезать болты на торчащих из воды обливняках.
В целом, конструкция приживается, и на водных маршрутах всё чаще можно встретить плавсредства с разборными поперечинами. Некоторые туристы додумались сдвинуть место соединения от центра ближе к баллону, где нагрузка на каркас меньше.
Видео:Баллоны для катамарана.Скачать
Сидушки
Количество сидушек в идеале равно числу гребцов и кратно двум, так как экипаж распределяется поровну по обоим баллонам. Но возможны и варианты: на «латвийской» двойке сиденья находятся между гондолами.
При матрасном сплаве допустимо размещение пассажиров на рюкзаках. На сложных маршрутах посадка гребца должна обеспечивать безопасность и удобство, поэтому сидушки заранее пришиты к внешней обшивке, либо жёстко закрепляются на месте.
Затекание ног в коленной посадке — нерешенная проблема сплавов на катамаранах. На плёсовых участках удастся передохнуть, распрямив ноги, но даже сойти с ката на берег порой бывает сложно.
Понятие удобства для каждого катамаранщика индивидуально, но не подлежит сомнению лишь одно – сиденье должно быть достаточно высоким, чтобы снизить нагрузку на колени.
На спортивных катамаранах встречается две разновидности сидений: «пулемёты» и более привычные надувные:
- «Пулемёты» получили столь неожиданное название из-за опоры, напоминающей пулемётную сошку. Конструкция довольно удобная, не сдуется в неподходящий момент, но широкого распространения не получила и воспринимается как экзотика.
- Надувные сидушки, или банки, более популярны. Они проще в сборке, удобны и имеют всего один недостаток – если случайно вылетит заглушка, сиденье сдуется. Однако такое бывает редко, а во всём остальном приспособление показало себя с лучшей стороны.
Коленные упоры – обязательная часть сидушек, они удерживают гребца на месте, не давая выпасть и позволяя без затруднений работать веслом. Свободным концом они крепятся за продолины и регулируются в зависимости от нужд и габаритов конкретного человека.
У катамаранов «Белрафт» предусмотрено даже по две лямки с каждой стороны, однако по-настоящему оценить подобное удобство сумеют разве что люди с ростом выше среднего.
Фиксирующие ремни способны удерживать ногу в разных местах: кому-то удобней, чтобы они располагались максимально близко к корпусу, но есть и те, кому больше нравится опора на середину бедра. Такие моменты индивидуальны и каждый спортсмен регулирует лямки под себя, благо производители катамаранов дают такую возможность.
Дополнительная деталь на упорах – пряжка-самосброс, как у моделей «Рафтмастера». Она нужна, чтобы освободиться при перевороте, если за ремни зацепилась защита или другие элементы снаряжения.
Видео:Надувные баллоны ПВХ для катамарана ∅40см Форма 2Скачать
Дополнительные детали
Палуба или тент встречаются на большинстве плёсовых и тяжеловесных моделей, видел даже палатки на палубах. Необходимы так же водоотталкивающие сумки для багажа.
Не помешает возможность установки паруса и съемного транца для мотора. Словом, совершенству нет предела, и до тех пор, пока существуют катамараны, их конструкции будут модернизироваться.
Создать универсальное судно, подходящее для всех видов сплава, вряд ли получится, но существующие модели имеют все шансы стать лучше.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📹 Видео
Солнечный катамаран, подготовка к гонке!Скачать
Катамаран для рыбалки, туризма, сплава.Скачать
Катамаран под моторСкачать
Пвх катамаран, рама под моторСкачать
Катамаран ПВХ , под моторСкачать
Как построить большой надувной катамаран для водных путешествийСкачать
Баллоны на катамаран длинна 600см диаметр 70смСкачать
Накачка баллонов надувного катамарана МастеркатСкачать
Быстросборный надувной катамаран Рыбак-2Скачать
Самодельный моторный катамаран. Обзор конструкции #катамаран #сделайсам #отдыхнареке #обзорСкачать
Надувной катамаран, транец ,моторСкачать
Сравнение двух пвх баллонов для катамарана.Скачать
Пример качества дешевых катамаранов. До конца смотреть.Скачать
Моторные катамараны - мифы и реальность .Скачать
ТРАНСФОРМЕР КАТЕР-КАТАМАРАН. Остойчивость судна своими руками из баллонов ПВХ. Испытания под мотоСкачать
Сравнение двух баллонов разной формы для катамарана.Скачать