На рис. 143 показаны основные типы шестигранных гаек: с односторонней фаской диаметром D1 = S (рис. 143, I); с односторонней фаской диаметром D1 = 0,95·S (рис. 143, II); с двусторонней фаской (рис. 143, III); с кольцевой заточкой на опорном торце (рис. 143, IV); с буртиком на опорном торце (рис. 143, V).
На рис. 144 и 145 приведены гайки различных типов; прорезные (рис. 144, I); корончатые (рис. 144, II); прорезные с укороченным шестигранником (рис. 144, III); с конической коронкой (рис. 144, IV); с укороченными шестигранниками (рис. 145, I); с заходным конусом под торцовый ключ (рис. 145, II); с конической и сферической опорными поверхностями (рис. 145, III, IV).
В зависимости от назначения гайки могут иметь различную высоту от 0,3d до 1,25d (d — диаметр резьбы). Низкие гайки применяют в качестве контргаек и для слабонагруженных соединений, высокие гайки — для сильнонагруженных соединений, а также для часто разбираемых соединений. Для средних условий работы применяют гайки высотой (0,8—1)d. При этих соотношениях приблизительно соблюдается условие равнопрочности гайки и нарезного стержня.
На рис. 146—153 показаны гайки с разными формами завертных элементов; на рис. 154 — гайки с внутренними завертными элементами (шестигранником, шлицами), применяемые в случаях, когда требуется силовая затяжка при ограниченных радиальных габаритах; на рис. 155 — колпачковые гайки, применяемые в случаях, когда требуется обеспечить герметичность резьбового соединения; на рис. 156, 157 представлены гайки с наружной резьбой.
Видео:Как вытащить, достать стальное тело, шайбу, гайку с цилиндра ДВС, с двигателя. не снимая гбцСкачать
Шлицевые гайки. Конструкция цилиндрическом гайки с мелкими треугольными шлицами по образующим (рис. 158) является прогрессивной.
Такие гайки в будущем, возможно, вытеснят шестигранные. Их основное преимущество заключается в более благоприятном распределении сил при затягивании гайки. Из рис. 159 видно, что плечо сил, действующих при затяжке на шлиц треугольного профиля с углом при вершине 60°, примерно в 2 раза больше, чем в случае затяжки шестигранной гайки.
Число шлицев на окружности гайки может в 6—7 раз превышать число граней шестигранника. Следовательно, при одинаковом моменте затяжки сила, приходящаяся на каждый шлиц, будет в 12—15 раз меньше, чем сила, действующая на грань шестигранной гайки при затяжке трубчатым ключом, и в 36—45 раз меньше, чем при затяжке накидным ключом. Опасность смятия поверхностей затяжки, столь реальная у шестигранных гаек, в данном случае исключается. Благодаря форме завертных элементов исключается и опасность срывания ключа при затягивании.
Читайте также: Кот в цилиндре рисунок
Другое преимущество заключается в возможности проворачивания гайки при затяжке практически на любой угол, что облегчает завертывание в тесных местах, где размах ключа ограничен.
Шлицевые гайки при одинаковом диаметре резьбы имеют меньшие радиальные габариты и меньшую массу, чем шестигранные гайки. Недостаток шлицевых гаек в том, что их можно завертывать только трубчатым ключом.
При проектировании крепежных узлов со шлицевыми гайками следует предусматривать над гайкой свободное пространство для надевания трубчатого ключа. Высоту этого пространства при завертывании открытым трубчатым ключом можно сократить уменьшением толщины ключа. Уменьшение высоты шлицев (рис. 160, I—III) облегчает манипулирование ключом: при снятии и повторном надевании ключ центрируется цилиндрической частью гайки. Возможно также применение специальных ключей с разводными губками, допускающими подход к гайке сбоку.
Видео:гайка попала в цилиндр , что будет?Скачать
Запас прочности на смятие у шлицевых гаек (рис. 161, I) настолько велик, что можно без большого ущерба для надежности сократить число шлицев (рис. 161, II—IV). Масса гайки при этом уменьшается; преимущества при завертывании гайки сохраняются в полной мере, если шлицы на ключе нарезаны по всему периметру.
При конструировании шлицевых гаек рекомендуется соблюдать следующие соотношения (рис. 162):
1) диаметр гайки по впадинам шлицев D1 = (1,35—1,50)d где d — номинальный диаметр резьбы; верхний предел (1,5) относится к малым гайкам, нижний — к средним и большим;
2) наружный диаметр гайки по выступам шлицев D = (1,10—1,15)D1; здесь верхний предел также относится к малым гайкам, нижний — к средним и большим;
Шлицевые гайки (рис. 160) стопорят чаще всего шплинтами.
Кольцевые гайки. Кольцевые гайки применяют для затяжки насадных деталей, подшипников качения и подобных деталей на валах большого диаметра.
К этому типу гаек относятся гайки, называемые по ГОСТ 11871—80 круглыми шлицевыми.
Особенность кольцевых гаек — относительно малая высота при большом диаметре. Вследствие большого диаметра резьбы гайка обычной высоты получается избыточно прочной и очень тяжелой.
Нетрудно определить высоту гайки, необходимую по условию равнопрочности гайки и вала (для случая полого вала).
Условие равнопрочности полого вала, работающего на растяжение от действия силы затяжки, и резьбового пояса, работающего на срез от действия той же силы, имеет следующий вид:
Видео:Гаечная заклёпка (резьбовая заклёпка) принцип работыСкачать
где [τ] — допустимое напряжение среза в резьбе; [σр] — допустимое напряжение растяжения вала; Н — длина работающего пояса резьбы (высота гайки); Dcр и D0 — соответственно средний диаметр резьбы и диаметр отверстая в вале.
Читайте также: Любую четырехугольную призму можно вписать в цилиндр верно
Для средних условий, учитывая концентрацию напряжения в витках резьбы, можно принять, что допустимое напряжение среза в резьбе в 2 раза меньше допустимого напряжения растяжения для вала. Тогда
Из этого выражения видно, что высота гайки уменьшается с увеличением диаметра отверстия вала (рис. 163).
При стандартизации кольцевых гаек трудно учитывать фактор D0/Dcp; обычно высоту гаек устанавливают только в зависимости от диаметра D резьбы. При этом высота Н гаек (рис. 164) составляет примерно (0,15—0,25)D (меньшие значения относятся к гайкам большого диаметра, а большие — меньшего диаметра).
Из-за малой высоты кольцевых гаек в них используют только резьбы с мелким шагом. Применение крупных резьб (рис. 165, I) привело бы к уменьшению общего числа ниток на гайке с понижением прочности (вследствие относительного уменьшения числа ниток с полным профилем), ухудшило бы осевое направление гайки по валу и, кроме того, ослабило бы вал из-за уменьшения внутреннего диаметра резьбы.
Шаг s резьбы у кольцевых гаек обычно принимают примерно равным (0,015—0,050)D, где D — диаметр резьбы; верхний предел относится к резьбам малого диаметра (20—50 мм), нижний — к резьбам большого диаметра (100—120 мм). При проектировании кольцевых гаек рекомендуется шаг резьбы (и высоту гайки) выбирать с таким расчетом, чтобы общее число ниток на гайке было не менее 5—6 (рис. 165, II).
Как и во всех резьбовых соединениях, следует предусматривать запасы резьбы по обе стороны от номинального положения гайки. Рекомендуемые величины запасов приведены на рис. 166.
Видео:Как достать гайку из цилиндра двигателяСкачать
Размер гайки по впадинам шлицев, определяющий минимальную толщину рабочего кольца гайки, выполняют равным S = (1,2—1,3)D. Наружный диаметр гайки D2 колеблется в пределах
Участки гайки, на которых расположены пазы, не должны выходить на опорную поверхность торца гайки, так как при сминании боковых граней пазов при затяжке или отвертывании гайка не будет плотно прилегать к затягиваемой детали. Для этого делают выточки или фаски, односторонние или (лучше) двусторонние (рис. 167). Наружный диаметр D1 опорной поверхности должен быть меньше размера S между впадинами пазов по крайней мере на 0,5—1 мм.
На рис. 168 представлены кольцевые гайки с внутренней резьбой и с различным расположением завертных пазов; на рис. 169—177 — гайки с завертными элементами других типов.
Видео:#гараж54#Что будет если гайка упала в карбюратор#гараж54#ответСкачать
Чаще всего применяют гайки с наружными пазами, число которых колеблется в пределах 4—12. Такие гайки завертывают накидными «рожковыми» ключами (рис. 178, I) или ключами с торцовыми (рис. 178, II) или внутренними радиальными (рис. 178, III) зубьями.
Читайте также: 3d max как сделать дырку в цилиндре
Число и форма пазов и выступов гайки заметно влияют на ее массу. В машинах, где требование уменьшения массы стоит на первом плане и где применяется большое число кольцевых гаек, конструкции пазов уделяют значительное внимание.
На рис. 179 приведены относительные массы гаек с пазами различной конструкции. За единицу принята масса гайки с четырьмя пазами. Как видно из рис. 179, I—IV, простое увеличение числа пазов позволяет значительно уменьшить массу. Масса гайки с двенадцатью пазами (рис. 179, IV) составляет 86% массы гайки с четырьмя пазами (рис. 179, I). Дальнейшее уменьшение массы достигается выборкой нерабочих участков выступов между пазами (рис. 179, V), уменьшением высоты и ширины выступов (рис. 179, VI) и уменьшением их числа (рис. 179, VIII).
Наиболее выгодна конструкция (рис. 179, IX) с небольшим числом выступов треугольного профиля; масса гайки составляет 53% массы исходной гайки. Профили пазов, изображенные на рис 179, V—IX, могут быть получены высокопроизводительным способом обката с применением червячной профильной фрезы.
Гайки, конструкция которых изображена на рис. 179, VI—IX, завертывают только трубчатыми ключами.
При затяжке кольцевыми гайками насадных деталей нужно, чтобы торец гайки опирался в деталь не менее чем на 3/4 своей высоты (размер S на рис. 180, I). Если высота ступеньки на валу не позволяет осуществить это условие, между гайкой и деталью устанавливают массивную подкладную шайбу (рис. 180, II).
Важно, чтобы подкладная шайба была центрирована. На рис. 181, I показана неправильная установка: шайба может сместиться в выточку за резьбой. На рис. 181, II—IV показаны способы центрирования шайбы, из которых самым простым является способ центрирования по наружному диаметру резьбы (рис. 181, II).
В случаях, когда необходим равномерный нажим на затягиваемую деталь, применяют сферические подкладные шайбы (рис. 182). Другие способы решения этой задачи — соблюдение строгой перпендикулярности между торцом гайки и средним диаметром резьбы или применение резьбы с осевыми и радиальными зазорами н витках, позволяющими гайке несколько самоустанавливаться на валу.
На рис. 183—188 приведены конструкции круглых гаек с наружной резьбой, различной формы и с различными элементами для завинчивания.
🎬 Видео
Уронили шайбу в цилиндр и автосервис закрылся.Скачать
Жесть! Шайба в цилиндре ГрантыСкачать
Как достать предмет из цилиндра двигателя не разбирая его?Скачать
Комплект для восстановления резьбы в действии 😎👍Скачать
ЧТО ЕСЛИ БРОСИТЬ ГАЙКУ в ДВИГАТЕЛЬ???Скачать
Что происходит когда не герметична или пробита шайба под форсунками на Chevrolet Nubira I 2.0d, Z20SСкачать
Как достать инородное тело из цилиндра не снимая гбцСкачать
ГАЙКА ПОПАЛА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ.Скачать
Что будет, если в цилиндр попадет посторонний предметСкачать
Что делать если упала гайка?Магнит для упавших гаек и болтов или как достать упавшие гайки.Скачать
Как надёжно закрутить болт, если резьба сорванаСкачать
Гайка в коллекторе. Откуда?Скачать
как прессовать резьбовые клепки (бонки) без пресса. самый легкий способСкачать
Гидравлические соединения. Штуцера, Уголки и Тройники для РВДСкачать
Как открутить скрученный болт? Есть решение...Скачать