Один из самых первых в нашей стране серийных дизельных среднетоннажных грузовиков – ГАЗ-4301, имел очень долгий, многолетний путь к конвейеру и очень короткую историю серийного производства. Те 28 158 автомобилей данной марки, которые были, в общей сложности, произведены на Горьковском автозаводе, конечно, являются «каплей в море», имея в виду масштабы нашей страны. Но модель это, безусловно, интересная, хотя бы потому, что это был начальный шаг отечественной автомобильной отрасли в правильном направлении – от бензиновых грузовиков к дизельным.
- Об истории модели
- Отличительные черты ГАЗ-4301
- Двигатель ГАЗ-4301
- Трансмиссия
- Рулевое и тормозное управление
- Ходовая часть, подвеска
- Технические характеристики в цифрах
- Кабина ГАЗ-4301
- Отзывы владельцев ГАЗ-4301
- Стоимость б/у грузовика ГАЗ-4301
- Как внедряли шестицилиндровый дизель на грузовиках ГАЗ?
- Как появился дизельный мотор на ГАЗе?
- 🌟 Видео
Видео:сборка двигателя Газ 542 с автомобилей Газ 4301 или Газ Саз 4509. Часть 2Скачать
Об истории модели
Разработка модели грузовика ГАЗ-4301 стартовала на Горьковском автомобильном заводе ещё в начале 80-х годов. В 1982-1983 годах опытная партия этих машин прошла серьёзные испытания. Поскольку такие грузовики предназначались в основном для сельского хозяйства, первые испытания производились в подмосковных колхозах. Затем был организован тестовый автопробег на девять тысяч километров – из Горького на Куйбышев, за тем до Аральска, Ташкента, с финишем в горах Памира.
Испытания прошли успешно, но до серийного производства дизельный ГАЗ-4301 добрался только в 1992-м году. В стране с плановой экономикой и абсолютным господством государства во всех сферах хозяйства острой необходимости в переходе на дизельные машины не было, хотя и признавалось, что его нужно обеспечить. Бензин был ещё дёшев, заказами на бензиновые грузовики автозаводы были обеспечены стабильно.
Параллельно с постановкой на конвейер ГАЗ-4301 организован выпуск самосвала-«сельхозника» на его шасси – под маркой ГАЗ-САЗ-4509. Этот сельскохозяйственный самосвал-зерновоз предназначался для работы в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008 (вместе с прицепом ГКБ-8536). В целом, перспективы у грузовика ГАЗ-4301 в сельском хозяйстве советского образца были бы хорошие. Однако, после развала СССР в стране не стало и сельского хозяйства, во всяком случае, в его прежнем виде. Оно было полностью разрушено.
Заметка 1984 года про прототип дизельного самосвала-«сельхозника» ГАЗ-4301, выставленный на ВДНХ.
Поскольку архаичной была сама концепция грузовика, созданного на базе ГАЗ-3307, а экономические условия в стране коренным образом изменились (нет государственный дотаций, нет спроса на такие машины), новый дизельный грузовик уже к 1995 году был снят с производства.
Видео:пуск двигателя газ 542.Скачать
Отличительные черты ГАЗ-4301
Кабина и грузовая платформа у ГАЗ-4301 являются идентичными базовой модели – ГАЗ-3307. Но видимые различия имеются. Внешними отличительной чертами ГАЗ-4301 является высоко выведенная труба забора воздуха; рама, которая на этом ГАЗоне мощнее и шире, чем у бензинового «собрата»; а также колёса с иными вентиляционными отверстиями, которые подходят только на эту модель.
Видео:Пробный пуск двигателя газ 542.Скачать
Двигатель ГАЗ-4301
Грузовики ГАЗ-4301 комплектовались шестицилиндровыми 125-сильными дизельными двигателями воздушного охлаждения ГАЗ-542.10. Это был первый дизель, разработанный специалистами Горьковского автозавода. Для внедрения его в производство они воспользовались лицензионными технологиями немецкой фирмы «Дойтц».
Цилиндры данного мотора легкосъёмные, с наружным оребрением. Уплотнение масляной полости на стыке цилиндр-картер осуществляется медной прокладкой. Головки цилиндров – отдельные на каждый цилиндр, с наружным и внутренним оребрением для обеспечения охлаждения проходящим воздухом, со вставными чугунными сёдлами и направляющими втулками клапанов, с V-образно расположенными клапанами.
На поршнях располагаются три компрессионных и одно маслосъёмное кольца. Шатуны – с косым разъёмом нижней головки. Шатун окончательно обрабатывается вместе с крышкой, поэтому крышки шатунов не являются взаимозаменяемыми. Коленчатый вал – семиопорный, со съёмными противовесами.
На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения, с нижним расположением распределительного вала. Распредвалздесь семиопорный, на заднем конце которого располагается распределительная шестерня. С её помощью, через шестерни коленчатого вала, осуществляется привод вала распределительного.
Читайте также: Порядок работы цилиндров гольф 2 бензин
Топливный насос высокого давления (ТНВД) – рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором. Топливный насос низкого давления – поршневого типа. Топливноподкачивающий насос – плунжерный, с ручной подкачкой топлива.
В двигателе ГАЗ-542.10 использованы форсунки закрытого типа, давление начала подъёма иглы составляет 22 МПа (220 кгс/см2).
Система охлаждения – воздушная, с шестерёнчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту.
Для топливной системы предусмотрено два фильтра: грубой очистки (фильтр-отстойник с сетчатым элементом) и тонкой очистки (со сменными бумажными фильтрующими элементами). Воздушный фильтр двигателя установлен со сменным элементом и сигнализатором предельной заполненности.
Для облегчения пуска двигателя в морозное время предусмотрено электофакельное устройство (ЭФУ) и воздушный дизельный пусковой подогреватель.
Технические характеристики дизельного двигателя ГАЗ-542.10:
- Мощность, при 2800 об/мин – 82 кВт или 125 лошадиных сил.
- Максимальный крутящий момент, при 1600-1800 об/мин. – 37 Н.м.
- Максимальная частота вращения двигателя на холостом ходу – 3040 об/мин.
- Минимальная частота вращения двигателя на холостом ходу – 575-625 об/мин.
- Диаметр цилиндра – 105 мм, ход поршня – 120 мм.
- Степень сжатия – 18.
- Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4.
Контрольный расход горючего при замере в летнее время на обкатанном автомобиле с полной загрузкой, движущемся по ровной дороге с твёрдым покрытием со скоростью 60 км/ч, составляет 15 литров дизтоплива на 100 километров.
Видео:4 причины, почему отказались от двигателей с воздушным охлаждениемСкачать
Трансмиссия
В составе трансмиссии грузовика ГАЗ-4301 – однодисковое сцепление сухого трения, с диафрагментарной пружиной и гидравлическим приводом. А также механическая пяти-ступенчатая коробка переключения передач, трёхходовая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и задней. Синхронизаторов на данной КПП два, инерционного типа.
Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; заднего хода — 5,429.
Карданная передача – двумя валами открытого типа с промежуточной опорой; три карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Главная передача – коническая, гипоидного типа. Передаточное число – 5,857. Дифференциал – конический, шестеренчатый, с принудительной блокировкой. Управление механизмом блокировки – дистанционное, пневматическим краном.
Видео:Газ 4509 4301 542 регулировка клапановСкачать
Рулевое и тормозное управление
Конструкция рулевого управления представляет собой глобоидальный червяк с трехгребневым роликом на шарикоподшипнике. Передаточное число – 21,3 (среднее). Рулевую систему автомобиля ГАЗ-4301 дополняет гидравлический усилитель, совершенно не лишний для автомашины подобного класса.
Грузовик оснащается современной двухконтурной системой тормозов (рабочих, запасных и стояночного). Барабанные тормозные механизмы, смонтированные на каждом колесе, имеют по два автономных привода для работы с ними. Двухконтурные тормоза данного грузовика оснащены пневматическими усилителями, с гидравлическим приводом.
Бензовоз-топливозаправщик ГАЗ-4301 1994 года выпуска.
Тормозные барабаны каждого колеса – цельные, чугунные, литые. Передние барабаны сцентрованы и смонтированы на кромках ступиц, а задние барабаны – на кромках полуосей. Для облегчения контроля они производятся съёмными. Кроме этого, тормозная система грузовика ГАЗ-4301 оборудована устройством автоматического регулирования величины зазора в рабочей паре «колодка-барабан». Роль стояночных тормозов возложена на тормозные механизмы задних колёс, которые оборудованы механическим приводом.
Видео:Газ 4509 двс 542Скачать
Ходовая часть, подвеска
На ГАЗ-4301 использована передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительным резиновым буфером сжатия. Схема задней подвески – на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими рессорами-амортизаторами. Амортизаторы на передней оси установлены гидравлические, телескопические, двустороннего действия.
Для увеличения энергоёмкости рессор и ограничения их прогиба на лонжероне рамы в районе передней оси установлены резиновые рессоры сжатия. На нижней полке лонжеронов задней рамы, над заднем мостом, также установлены резиновые буферы, ограничивающие степень прогиба рессор.
Читайте также: Цилиндры для подъема кузова
Колёса на ГАЗ-4301 установлены дисковые, с двухкомпонентным ободом, с разрезным бортовым кольцом. Шины – пневматические, радиальные, размера 8,25 R20, нормы слойности – НС-12. рекомендуемое давление в шинах составляет: передних колёс – 370 кПа, или 3,8 кгс/см2; задних колёс – 540 кПа, или 5,5 кгс/см2.
Видео:ремонт двигателя Газ 542 с автомобилей газ 4301 и газ саз 4509. часть 4Скачать
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 6,42 м; ширина – 2,38 м; высота – 2,42 м (по кабине), 2,87 м (по тенту).
- Колёсная база – 3,7 м.
- Колея передних колёс – 1,7 м; колея задних колёс (между серединами двойных скатов) – 1,71 м.
- Минимальный дорожный просвет (с максимальной загрузкой) – 245 мм.
- Углы свеса с полной нагрузкой: передний – 36 градусов; задний (по буксирному крюку) – 31 градус.
- Минимальный радиус поворота, по оси следа переднего внешнего колеса – 8 м.
- Максимальный подъём, преодолеваемый автомобилем с полной загрузкой – 25 градусов.
- Грузоподъёмность: бортового – 5 тонн; с тентом – 4,85 тонны.
- Габаритные размеры грузовой платформы – длина 3490 мм, ширина 2170 мм; высота бортов 510 мм.
- Масса снаряжённого автомобиля – бортового – 3,9 тонны; с тентом – 4,050 тонны.
- Полная масса машины – 9,05 тонн.
- Распределение нагрузки: на переднюю ось – 2,35 тонны; на заднюю ось – 6,7 тонн.
- Допустимая масса буксируемого прицепа – 7 тонн.
Видео:Газ 4301 двигатель 542Скачать
Кабина ГАЗ-4301
На автомобиле установлена двухдверная и двухместная цельнометаллическая кабина, оснащённая местами для крепления ремней безопасности. Отопитель кабины – с двумя включёнными в систему смазки двигателя радиаторами. Независимый отопитель – воздушный, двухрежимный, работающий на дизельном топливе.
Сиденья у водителя и пассажира раздельные, в отличие от общего «дивана», которыми оснащались ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Водительское кресло снабжено подвеской, которая состоит из цилиндрической пружины и гидравлического амортизатора.
Для обеспечения удобной посадки водителя любой комплекции. Изменение продольного положения сиденья обеспечивается салазками, которые имеют восемь фиксированных положений. Общий ход салазок составляет 136 мм.
Подушка сиденья имеет три фиксированных положения, которые обеспечивают уровень её наклона в 4, 7 и 10 градусов к горизонтали. Изменение угла наклона спинки сиденья обеспечивается шарнирным механизмом, который бесступенчато изменяет степень наклона данной спинки. Пассажирское сиденье в кабине ГАЗ-4301 выполнено откидным, с целью облегчения свободного доступа к независимому отопителю.
Видео:ГАЗ 4301 на продажуСкачать
Отзывы владельцев ГАЗ-4301
В целом, отзывы владельцев ГАЗ-4301 об этих автомобилях – положительные. Грузовик выносливый, неприхотливый, обладающий большой грузоподъёмностью. «Рабочая лошадка», которая «возит всё, что угодно, и куда угодно». Подвеска мягкая, работающая эффективно. Реальный расход дизтоплива, по свидетельству владельцев, составляет 19-22 литра на 100 км пути в городском цикле и 16-17 литров на 100 км – при движении по трассе.
Двигатель ГАЗ-542.10 характеризуется многими владельцами как достаточно надёжный, долговечный и тяговитый: «На пробег в более 1,5 млн км, был всего один ремонт двигателя, и два ремонта топливной системы»; «Как-то ехал гружёный, и спокойно тянул за собой гружёный ЗИЛ. Рабочая температура двигателя – до 170 градусов, но выше 120 градусов не греется никогда. Свой рабочий ресурс до «капиталки» он выхаживает без проблем, меняются только кольца и вкладыши. И – никаких проблем с системой охлаждения, поскольку оно воздушное.
Но повезло не всем. Есть также отзывы о том, что данные двигатели «долго не ходят», а также имеют чрезвычайно неприятную «болезнь»: у них лопается коленвал, причём так «удачно», что делает дыру в блоке. Любой же ремонт данного двигателя, уже только потому, что он относится к категории «автоэкзотики», становится серьёзной проблемой. Запчастей на него днём с огнём не найти, и стоят они очень дорого.
Читайте также: Размер колец по диаметру цилиндра
Очень бережного отношения к себе требуют синхронизаторы, которые установлены на КПП данной машины. Сама коробка передач работает чётко и надёжно, скорости включаются мягко. Положительных отзывов заслуживает и работа тормозной системы (тормоза на ГАЗ-4301 – пневмогидравлические, как на ПАЗике). Гидроусилитель руля стоит как на ГАЗ-66, хороший, но при сильных морозах (порядка -30 градусов) может работать не всегда. Металл, из которого изготовлена кабина грузовика, не отличается высоким качеством – после 5-7 лет начинает ржаветь и гнить безостановочно.
В целом, многие владельцы называют ГАЗ-4301 «вечной машиной» – поскольку её «никогда и никому не продашь». «В 1995 году я покупал новый ГАЗ-4301 за 5000 долларов… Вот бы сейчас такие цены на новую технику!»
Видео:ГАЗон 3309 дизель рядная 6 ка заводСкачать
Стоимость б/у грузовика ГАЗ-4301
Действительно, несмотря на слабую распространённость денной модели, объявлений о продаже такого грузовика на вторичном авторынке немало. Особенно много ГАЗ-4301 почему-то продаётся на Украине. В России цена на дизельный ГАЗ-4301 1992-1995 годов выпуска варьируется от 75 до 250 тысяч рублей; на Украине – от 2 до 12-ти (!) тысяч долларов.
Видео:Газ 4301Скачать
Как внедряли шестицилиндровый дизель на грузовиках ГАЗ?
Путь дизельных двигателей к газовским автомобилям был длительным и тернистым. Серийные ГАЗ-4301 с дизелями появились апреле 84-го года. Кратко о процессе внедрения дизельных моторов на Горьковском автомобиле читайте ниже.
Как появился дизельный мотор на ГАЗе?
Первые попытки установки импортных дизелей на опытные горьковские грузовики датируются 60-ми годами. Дизели были экономичнее и надёжнее бензиновых моторов. К их отрицательным характеристикам относили шум, вибрацию и большее количество вредных выбросов. Мировой автопром справился с этими проблемами в 70-х годах.
Для организации своего производства дизелей на Горьковском автозаводе долгие годы в государстве не находилось денег. Для строек социализма стали покупать чешские Татры и немецкие Магирусы. Автомобили этих фирм отличались от большей части выпускаемых в мире грузовиков тем, что на них применялись дизели с воздушным охлаждением. Для нашей северной страны такие моторы подходили лучшим образом и вдохновили специалистов ГАЗа на создание своих дизельных грузовиков.
Газовскими специалистами во главе с А.М. Бутусовым был разработан техпроект ГАЗ-4301. Его изучили специалисты Минавтопрома в начале 78-го года и дали добро на продолжение проектирования. Вёл машину В.Д. Запойнов. Правительственное «добро» было получено в конце 79-го года. Оно было закреплено Постановлением Совмина и узаконило применение грузовика в качестве тягача сельскохозяйственного автопоезда в бортовом исполнении и самосвальном.
Государственный документ определил основные характеристики автопоезда: грузоподъёмность бортового 9 тонн, поровну на тягач и прицеп. Самосвальный автопоезд, проектируемый совместно со специалистами Саранского завода, мог везти 8 тонн. Самосвальная установка всегда снижала грузоподъёмные возможности транспортного средства. Бортовой автопоезд получил индекс ГАЗ-6008. Самосвальный тягач — ГАЗ-САЗ-4509, прицеп — ГКБ-САЗ-8536 .
Поворотным моментом к созданию горьковских дизелей стала «Продовольственная программа» принятая в мае 82-го года. Основным потребителем горьковских грузовиков было село. Это связано с малой осевой нагрузкой горьковских автомобилей, что позволяло им передвигаться по грунтовым дорогам лучше, чем более тяжёлым автомобилям столичного автозавода ЗИЛ.
Искали прототип дизеля долго, с привлечением специалистов НАМИ, Ярославского моторного и Владимирского тракторного заводов. Решили грузовик комплектовать лицензионным немецким дизельным мотором газовского производства. Семейство состояло из четырёх, пяти и шестицилиндровых дизелей воздушного охлаждения. Для автопоезда предназначалась «шестёрка» мощностью 125 л.с. с объёмом 6,23 л. Мотору дали заводской индекс ГАЗ-542 и планировали пробег до 300 тысяч километров.
Оборудование для производства дизеля купили импортное бюджетного варианта, что впоследствии оказалось «злой шуткой» для газовского дизеля. Внедряли непростительно долго. Серийное производство шло малыми сериями в течение десяти лет.
🌟 Видео
Мой ГАЗ 4301.Рабочие 125 лошадей.Скачать
ТНВД ЯЗДА-36, или ГАЗ-542Скачать
Новый проект полного капремонта Газ 4301 Газон. часть 1.Скачать
⛔️РОССИЯ НЕ РАСТЕРЯЛАСЬ❗❗❗ ЗМЗ ВОЗОБНОВИЛ ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГЕНДАРНОГО V8 60-Х ГОДОВ🔥 НОВОСТИ СЕГОДНЯ✅Скачать
сборка двигателя газ 542 с автомобилей Газ 4301 и Газ-Саз 4509. Часть 6 ЗАПУСКСкачать
капремонт Газ 4301.часть 4Скачать
Газ 4301Скачать
Выставляем угол впрыска дизель Газ 4301Скачать
капремонт Газ 4301. часть 2. двигатель"вступительное"Скачать