Группа ГАЗ сделала ход, которого мы не ожидали: объявлено о начале серийного оснащения газовских автомобилей, сходящих с конвейера, телематикой, причем в основе своей бесплатной! Такого еще не делал ни один российский производитель автомобилей — да и в Европе подобные решения для мало- и среднетоннажного транспорта пока далеко не массовые.
Начиная с июня блок телематики будет устанавливаться на цельнометаллические фургоны Газель Next, а в течение года его получат все сходящие с конвейера модификации Газелей Next (включая микроавтобусы) и Газонов Next, а также спецтехника. Цена автомобилей при этом не возрастет.
Система устроена вкратце так. В машине, изначально оснащенной датчиками и CAN-шиной, находится блок, который подключается к интернету и связывается со спутниками ГЛОНАСС/GPS: он аккумулирует и передает данные со спутников и CAN-шины. Эта информация поступает на заводской сервер, который способен перерабатывать огромные массивы данных, а клиентам предлагаются мобильное приложение GAZ Connect и интернет-портал. Правда, на момент подготовки материала этот ресурс еще недоступен, и приложения пока нет ни в Google Play, ни в App Store.
Но, судя по заводской информации, достаточно зарегистрироваться в скачанном приложении, добавить туда данные своего автомобиля — и с мобильника или компьютера будут доступны онлайн различные параметры. У системы предусмотрены два основных уровня — бесплатный ограниченный и платный (по нашей информации, 200—300 рублей в месяц).
Бесплатно можно просмотреть, к примеру, пробеги — общий и до ТО, уровень топлива, температуру охлаждающей жидкости и время последнего выхода устройства на связь.
А после заявки и подключения к порталу GAZ Fleet будут видны также средняя скорость, расход топлива, давление масла, уровень охлаждающей жидкости, исправность генератора, напряжение сети, ошибки, которые выдает борткомпьютер, наконец, включено ли зажигание - и геолокация, то есть местонахождение автомобилей.
Обещана и масса других онлайн-услуг — от управления автопарком с полноценными подробнейшими отчетами о машинах и онлайн-страхования до помощи на дорогах и развлечений. Система позволит связываться с дилерами, вести переписку и т.д. При этом доступ к системе (но на разных уровнях) может быть у различных пользователей — от водителей до бухгалтерии и руководства. Все это, конечно, очень удобно для автопарков — как больших наподобие Газелькина, так и не очень. «Иванов! Почему не на маршруте? Я вижу, Газель во дворе стоит и зажигание выключено!»
А еще по нашему опыту телематические отчеты об автомобилях позволяют ощутимо экономить за счет изучения стилей езды водителей, маршрутов и дальнейшего улучшения показателей. В общем, газелисты и их руководство получат все то, чем уже не первый год пользуются владельцы европейской дальнобойной техники: к примеру, у Скании подобная система называется FMS, Fleet Management System, а у Volvo — Dynafleet. Остается надеяться, что все это будет работать без сбоев и глюков. А еще жаль, что автомобили прежних выпусков (например, Газель Next 2015 года, которую я эксплуатирую) дооснастить такой системой уже не получится.
- Учет расхода газа ГЛОНАСС-трекером через CAN шину на Газели
- Для чего подключать CAN-шину к системе мониторинга
- Подключение спутникового трекера и его настройка
- Настройка нестандартных пакетоd CAN шины
- Настройка подключения газового оборудования в диспетчерской программе
- Настройка CAN в программе
- Учет расхода газа и бензина ГЛОНАСС-трекером через CAN шину
- Итоги подключения ГЛОНАСС трекера для работы с CAN
- Газель Next + Can
- 12/11/2013 21:12:14 Газель Next + Can
- 🎦 Видео
Видео:ГАЗ NEXT Контроль топлива: CAN шина и датчик уровня топлива.Скачать
Учет расхода газа ГЛОНАСС-трекером через CAN шину на Газели
Видео:Чем отличается Газон Некст 8,7 и 10 тонн???Скачать
Для чего подключать CAN-шину к системе мониторинга
CAN шина в автомобиле, это та линия связи по которой «мозг» машины получает информацию о всех подключенных умных устройствах. Попробуем настроить учет расхода газа ГЛОНАСС-трекером через CAN шину.
Так почему бы не использовать эти данные, раз уж они уже существуют в электронном виде в системе мониторинга? Разумеется, в зависимости от автомобиля, набор параметров может быть довольно ограничен.
Это вторая статья по подключению дополнительного оборудования к трекеру Локарус в цикле. В первой мы рассказывали про контроль топлива автомобиля с газовым оборудованием.
Читайте также: Шины диски аккумуляторы подбор
Статья дополняют друг друга, на Газели мы пошли дальше и кроме ГБО подключили ещё и CAN шину.
Трекер который мы используем в этой статье: Locarus 702x
Видео:Наконец в шиномонтаж на ГаЗон NEXT новая резина и ремон печки отопителяСкачать
Подключение спутникового трекера и его настройка
Первым делом подключаем ГБО, так как было описано в предыдущей статье. Для полноты картинки напомним настройки подключения.
Настройки подключения газового оборудования к спутниковому трекеру
Нам нужны — напряжение бортовой сети, факт включения газового оборудования, и уровень газа.
Теперь подключаемся к CAN шине. Само подключение простое, тем более что Газель работает по стандарту FMS. Базовый набор параметров на следующей картинке.
Настрой CAN шины для автомобиля Газель в спутниковом трекере
Раскидываем имеющиеся параметры по свободным виртуальным входам для того чтобы обработать их в диспетчерской программе.
Галочками отмечены стандартные пакеты данных которые есть в шине конкретного автомобиля. Для Газели у нас есть обороты двигателя, скорость, температура двигателя, круиз-контроль, текущий расход топлива.
Текущий расход топлива, не уровень. Но это то что поможет настроить нас учет расхода газа или бензина ГЛОНАСС-трекером через CAN шину.
Видео:Газель NEXT Контроль топлива и температуры: CAN шина.Скачать
Настройка нестандартных пакетоd CAN шины
Теперь маленькое отступление — как определяются эти пакеты. Если просто понаставить галочки в конфигураторе — то половина этих данных окажется пустыми. Поэтому перед настройкой с автомобиля снимается «дамп», образец данных которые есть в его CAN шине, которые потом разбираются в офисе специалистами. В любом случае все эти данные это всего-лишь биты и байты в огромном потоке данных который непрерывно передается внутри автомобиля.
Какие-то из этих байтов могут соответствовать стандарту, а какие-то нет. На первой странице настройки трекера перечислены значения которые задаются стандартом FMS. Мы изучили заранее снятый дамп, нашли там значения которые есть именно в этой машине, и передаём только то, что реально есть в шине.
Но при изучении дампа мы увидели ещё одно значение, которое не прописано в стандарте, но тем не менее передается в шине. Было предположение, что это уровень топлива. Предположение не подтвердилось, но для своих коллег и полноты изложения, я покажу как мы его настраивали.
Настройка чтения отдельного PGN не по стандарту
В дампе мы нашли отдельный PGN с десятичным номером 64962 у которого в седьмом байте передаётся какое-то значение, остальные байты заполнены заполнителями #FF. Возможно он связан с уровнем топлива. Для проверки гипотезы настраиваем его на отдельный вход Локаруса и передаем в диспетчерскую программу.
Прибор настроен. Для упрощения экспериментов коллег прикладываем образец настроек трекера. Настройки сделаны для следующих физических входов:
A_IN3: уровень газа в баллоне с оптического датчика
Видео:Неужели на заводе ГАЗ сделали что-то хорошее? Gazon Next | Грузовики с пробегомСкачать
Настройка подключения газового оборудования в диспетчерской программе
Переходим к настройке Locarus Informer. Посмотрите сколько данных мы получим в результате подключения всего лишь двух дополнительных проводов!
Общий список данных в программе спутникового мониторинга
Для начала пробежимся про теме прошлой статьи, быстренько настроим подключение ГБО.
Настройка входа газового клапана
Напомним что для надежности работы мы подключаем клапан на аналоговый вход, а затем программно преобразуем его в дискретный. Это нужно чтобы было меньше ложных срабатываний. И затем на этот дискретный датчик вешаем контроль работы двигателя, газ или бензин.
Настройка контроля газового клапана
Подключаем уровень газа в баллоне с оптического датчика. Подробнее про сами датчики и принцип их работы мы писали в статье «Подключаем уровень газа к ГЛОНАСС». На этой машине установлен оптический, который показывает уровень «ступеньками», дальше мы покажем график который получается.
Настройка датчика уровня газа
Не забывайте перевернуть график калибровки, сигнал с датчика идет инвертированный. Делается вписыванием простой калибровки:
Читайте также: Как сбросить датчик давления в шинах киа спортейдж 4 2020
Вписывается в раздел «Калибровка», в калибровочную таблицу
Ну и разумеется на забываем про бортовое напряжение, которое пригодится для формирования отчетов.
Настройка датчика бортового напряжения
Разумеется уровень напряжения отсечки для каждой машины проверяется индивидуально, не забывайте про это.
Видео:CAN шина👏 Как это работаетСкачать
Настройка CAN в программе
Переходим к самому интересному. Для начала просто добавляем все имеющиеся входы с данными.
Скорость с CAN-шины
Обращаем внимание что это не скорость с системы мониторинга, а скорость с CAN шины. То есть та скорость которая будет показываться на спидометре. Можно например посмотреть как различается приборная и реальная скорость на 100 км/ч.
Температура двигателя
На всех автомобилях с CAN есть показания температуры двигателя.
Обороты двигателя
А вот гораздо более интересные данные — показания оборотов двигателя. Можно смотреть как эксплуатируется машина, сколько она работает на холостых оборотах, насколько экономично ездит по трассе.
Обратите внимания что все эти параметры задаются сразу же в настройках датчика и появляются в интерфейсе сразу после его добавления. Ставим значения холостого хода — и получаем время работы на холостых за каждый рейс или день.
Пример данных при подключенном датчике оборотов двигателя
Теперь переходим к более интересному и сложному датчику — потребленное топливо. Как оказалось в данном автомобиле нет данных в шине по уровню топлива. Тем не менее мы получаем данных по моментальному расходу. То есть не зная что творится в баке, мы можем посчитать сколько топлива автомобиль реально потребил за нужный отрезок пути. Добавляем датчик расхода топлива.
Датчик потребленного количества топлива
Разумеется датчик требует первоначальной калибровки, но это не сложно и мы сделаем это в дальнейшем. Суть в том, что по данным получаемым из CAN шины мы можем определить сколько топлива реально поступило в двигатель.
Видео:Подробно про CAN шинуСкачать
Учет расхода газа и бензина ГЛОНАСС-трекером через CAN шину
Но у нас же автомобиль работает на двух видах топлива, вспомнит тут внимательный читатель! Да, для этого мы и подключали клапан газового оборудования, ведь благодаря ему мы знаем на чём именно сейчас работает автомобиль. И можем подключить другой, чуть более сложный расчёт.
Автоматический подсчет расхода газа и бензина
Смотрите что в итоге получается! Благодаря клапану мы знаем на каком виде топлива работает автомобиль, поэтому всего-лишь два хронометража для замера норм, и мы будем знать сколько и какого топлива реально потребил автомобиль. И это достигается простым подключением всего трёх проводов.
Видео:Поменял Газель на Газон Некст!Радоваться или Плакать?Скачать
Итоги подключения ГЛОНАСС трекера для работы с CAN
Ну и покажем итоговую картинку. Часть входных данных мы получаем с аналоговых входов, часть с CAN.
Итоговый вид Locarus Informer с подключенными входами.
Маленькое пояснение. Мы не использовали для отчетов или виртуальных датчиков уровень газа с баллона, потому что он идет с ощутимыми дискретными уровнями. Это светлая кривая на графике. Но как вы видите по нему можно определять моменты заправки автомобиля и то, насколько был заправлен бак. С большими погрешностями, но тем не менее это работает. Это единственный недостаток.
Все остальное пригодно для целей автоматического учета. В результате подключения CAN шины к трекеру ГЛОНАСС мы получили большое количество параметров, которые можно использовать для дальнейшей автоматизации и построения интересных отчетов. Учет расхода газа ГЛОНАСС-трекером через CAN шину реален и вполне работает.
Для коллег выкладываем файл шаблона настроек подобного автомобиля для диспетчерской программы Locarus Informer.
Видео:VIP ГАЗель ЧТО ВНУТРИ????!!!Скачать
Газель Next + Can
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Видео:ГАЗ «Садко Next» – смена родной резины КИ-115АМ на КАМА 431Скачать
12/11/2013 21:12:14 Газель Next + Can
- balandinav
- Gurtam Partner
- Неактивен
- Откуда: Челябинск
- Зарегистрирован: 17/06/2012
- Сообщений: 1,142
- Продукты: Wialon HostingWialon ProWialon Local
- Карма: 185
🎦 Видео
«ГАЗон NEXT» в лизингСкачать
Газон NEXT Отзыв.Скачать
подмотка газон некст без лишних затратСкачать
Осмотр и компьютерная диагностика ГАЗон NEXT перед покупкойСкачать
РЕДКАЯ ГАЗель НЕКСТ ФЕРМЕР С НАКРЫШНЫМ СПАЛЬНИКОМСкачать
Газон Next 10.0. Пятитонный трудяга ⚡Газ Некст В НАЛИЧИИ г. Ярославль #грузовик #грузоперевозкиСкачать
новая газель некст 23 год. нет слов одни эмоции #газелист #россия #дальнобойСкачать
Газон Next проводим воздух по заводским отверстиям от ресивера в кабину для продувки, все просто!Скачать
🚑Болотоход на шасси ГАСЗ С41А23/ ШИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ НА САДКО НЕКСТСкачать
Газон NEXT. Нюансы по тормозам.Скачать