Газообмен в цилиндре поршневого двигателя

Авто помощник

В двухтактных двигателях рабочий цикл совершается за два такта (за один оборот коленчатого вала), в то время как у четырехтактных двигателей это совершается за 4 такта (2 оборота коленчатого вала). В отличие от четырехтактных двигателей в двухтактных очистка рабочего цилиндра от продуктов сгорания и наполнение его свежим зарядом, т. е. процессы газообмена, происходят только при движении поршня вблизи НМТ, практически одновременно. При этом очистка цилиндра от выпускных газов осуществляется путем вытеснения их не поршнем, а предварительно сжатым до определенного давления воздухом или горючей смесью. На рисунке 3.1 приведены схемы наиболее распространенных в настоящее время двухтактных двигателей.

Газообмен в цилиндре поршневого двигателя

Рисунок 3.1. Схемы двухтактных двигателей: а — петлевая; 6 — прямоточная клапанно-щелевая; в — прямоточная щелевая с противоположно движущимися поршнями; 1 — впуск свежего воздуха; 2 — выпуск отработавших газов; 3 — форсунка; 4 — поршень; 5 — поршень, управляющий впуском; 6 — поршень, управляющий выпуском; 7 — продувочный насос

Предварительное сжатие воздуха или смеси производится в специальном продувочном насосе или компрессоре, выполненном в виде отдельного агрегата. В небольших двигателях в качестве продувочного насоса иногда используют внутреннюю полость картера (кривошипная камера) и поршень двигателя. В процессе газообмена в двухтактных двигателях некоторая часть воздуха или горючей смеси неизбежно удаляется из цилиндра вместе с выпускными газами через выпускные органы. Эта утечка воздуха или горючей смеси учитывается при выборе подачи продувочного насоса или компрессора.

Петлевая схема газообмена (рисунок 3.1, а) значительно упрощает конструкцию двигателя по сравнению с клапанно-щелевой, но при этом ухудшается качество газообмена и возникают потери воздуха или смеси при наполнении. Петлевая схема газообмена отличается большим разнообразием конструктивного выполнения и применяется в двигателях различного назначения (от маломощных для мопедов и до крупных мощностью в несколько десятков тысяч киловатт для судов).

Прямоточные схемы газообмена делятся на 2 типа: прямоточно-клапанные (рисунок 3.1., б) и прямоточно-щелевые (рисунок 3.1., в). Прямоточно-клапанные схемы газообмена широко применялись на всех размерностях дизелей и в настоящее время, среди промышленных двухтактных двигателей, остались только они. Далее будет подробно описана работа двухтактного двигателя на этом типе дизеля.

Прямоточно-щелевая схема газообмена с противоположно движущимися поршнями (рисунок 3.1, в), в которой один поршень управляет впускными окнами, а другой — выпускными, обеспечивает высокое качество газообмена.

Для предварительного сжатия горючей смеси или воздуха, как было указано выше, в двухтактных двигателях может быть использована внутренняя полость картера (кривошипная камера). Такие двигатели называются двигателями с кривошипно-камерной схемой газообмена. Они имеют герметично закрытый картер, который и служит продувочным насосом. При движении поршня 1 от НМТ к ВМТ объем пространства под ним увеличивается и давление падает ниже атмосферного, т.е. в кривошипной камере 2 создается вакуум. Вследствие этого атмосферный воздух устремляется в картер через автоматически действующий впускной клапан. При обратном движении поршня до момента открытия впускных окон происходит сжатие свежего заряда в кривошипной камере. После открытия впускных окон сжатый свежий заряд вытесняется из камеры в цилиндр. Двухтактные двигатели с кривошипно-камерной схемой газообмена отличаются простотой устройства и будут подробно рассмотрены позже. Однако при данном способе газообмена очистка цилиндра и наполнение его свежим зарядом ухудшаются, в результате чего уменьшается мощность двигателя, увеличивается расход топлива.

Традиционно работа двухтактного двигателя объясняется на примере прямоточного клапанно-щелевого двигателя. На рисунке 3.2 приведена схема работы двухтактного двигателя с внутренним смесеобразованием и прямоточной клапанно-щелевой схемой газообмена. Основными особенностями устройства двигателя этого типа являются:

Видео:Работа двигателей наглядно с разным количеством цилиндров.Скачать

Работа двигателей наглядно с разным количеством цилиндров.
  • впускные окна 8, расположенные в нижней части цилиндра, высота которых составляет около 10 . 20% хода поршня;
  • открытие и закрытие впускных окон производится поршнем 3 при его движении в цилиндре;
  • выпускные клапаны 4, размещенные в крышке цилиндра, с приводом от распределительного вала, частота вращения которого обеспечивает открытие клапанов один раз за один оборот коленчатого вала;
  • продувочный насос 2, нагнетающий воздух под давлением в ресивер для очистки цилиндра от продуктов сгорания и наполнения свежим зарядом.

Газообмен в цилиндре поршневого двигателя

Рисунок 3.2. Схема работы двухтактного прямоточного клапанно-щелевого двигателя: а — первый такт (сгорание, расширение, выпуск, продувка и наполнение); б — второй такт (выпуск, продувка и наполнение, сжатие); 1 — впускной патрубок; 2 — продувочный насос; 3 — поршень; 4 — выпускные клапаны; 5 — форсунка; 6 — выпускной патрубок; 7 — воздушный ресивер; 8 — впускное окно

Рабочий цикл в двигателе осуществляется следующим образом:

    Первый такт соответствует ходу поршня от ВМТ к НМТ. В цилиндре только что произошло сгорание (линия cz) и начался процесс расширения газов, т. е. осуществляется рабочий ход. Перед тем, как поршень достигнет НМТ (

Читайте также: Расход топлива камаз 4308 с двигателем камминз 6 цилиндров

75° . 65° до НМТ) в крышке цилиндра открываются выпускные клапаны, и продукты сгорания начинают вытекать из цилиндра в выпускной патрубок, при этом давление в цилиндре резко падает (линия zn). Двигаясь дальше к НМТ поршень откроет впускные окна (

Следует еще раз заострить внимание, что у двухтактного двигателя большинство процессов совмещено по времени, и поэтому однозначно их отделить (как в четырехтактном двигателе) сложно, но все 4 процесса: рабочий ход, выпуск, впуск, сжатие так же как и в четырехтактном двигателе должны пройти. Без осуществления данного порядка чередования процессов осуществить рабочий цикл невозможно. Тем не менее, двигатель называется двухтактным, так как для осуществления рабочего цикла необходимо затратить 2 перемещения поршня из одной мертвой точки в другую.

Из индикаторной диаграммы рабочего цикла двухтактного двигателя видно, что на части хода поршня, когда происходит газообмен, полезная работа очень мала, т. е. практически не совершается.

Объем Vп, соответствующий этой части хода поршня, называется потерянным.

Тогда объем, описываемый поршнем при движении от точки b, определяющей момент начала сжатия, до ВМТ и называемый действительным рабочим объемом, рассчитывается по формуле

Видео:Как работает двигатель внутреннего сгорания автомобиля?Скачать

Как работает двигатель внутреннего сгорания автомобиля?

Газообмен в цилиндре поршневого двигателя

.

Используя действительный рабочий объем следует определить и действительную степень сжатия:

Газообмен в цилиндре поршневого двигателя

.

Тогда геометрическая степень сжатия выражается той же формулой, что и для четырехтактных двигателей:

Газообмен в цилиндре поршневого двигателя

.

Отношение потерянного объема Vп к геометрическому объему Vh представляет собой долю потерянного объема на процесс газообмена:

Газообмен в цилиндре поршневого двигателя

.

Видео:Принцип работы двигателя. 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) в 3DСкачать

Принцип работы двигателя. 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) в 3D

В двухтактных двигателях ψ = 10 . 38 %.

Из сравнения рабочих циклов четырех- и двухтактных двигателей следует, что при одинаковых размерах цилиндра и частотах вращения мощность двухтактного двигателя значительно, больше. Поскольку число рабочих циклов больше в 2 раза, ожидаемый рост мощности двухтактного двигателя выше в 2 раза. В действительности мощность двухтактного двигателя увеличивается приблизительно в 1,5 . 1,7 раза вследствие потери части рабочего объема, ухудшения очистки и наполнения, а также затрат мощности на приведение в действие продувочного насоса. К преимуществам двухтактных двигателей следует отнести большую равномерность крутящего момента, так как полный рабочий цикл осуществляется при каждом обороте коленчатого вала (а не за два, как в четырехтактных). Существенным недостатком двухтактного процесса по сравнению с четырехтактным является малое время, отводимое на процесс газообмена. Очистка цилиндра от продуктов сгорания и наполнение его свежим зарядом более совершенно происходят в четырехтактных двигателях. Кроме того, в двухтактном двигателе температура поршня, крышки цилиндра и клапанов выше, чем в четырехтактном.

При внешнем смесеобразовании в результате продувки цилиндра горючей смесью она частично выбрасывается через выпускные окна, поэтому двухтактный процесс чаще применяется в дизелях. Исключение составляют мотоциклетные, лодочные и другие двигатели небольшой мощности, для которых большее значение имеют простота и компактность конструкции, чем экономичность.

Как в четырехтактных, так и двухтактных двигателях, рабочие процессы осуществляются только в одной полости цилиндра, расположенной над поршнем. Такие двигатели принято называть двигателями простого действия.

Для увеличения цилиндровой мощности можно использовать также полость, расположенную под поршнем. Двигатели, в которых рабочие циклы осуществляются в полостях, расположенных с обеих сторон поршня, называются двигателями двойного действия (рисунок 3.3). Увеличение мощности двигателей двойного действия по сравнению с двигателями простого действия составляет только 80 . 85% вследствие уменьшения рабочего объема нижней полости из-за проходящего через эту полость штока.

Читайте также: Опрессовка блока цилиндров что это такое

Газообмен в цилиндре поршневого двигателя

.
Рисунок 3.3. Схема устройства двухтактного двигателя двойного действия: а — схема; б — реальный двигатель (D=820 мм, S=1500 мм); 1, 3 — нижняя и верхняя крышки; 2 — рабочий цилиндр; 4 — поршень; 5 — шток; 6 — крейцкопф (ползун); 7 — шатун

Ввиду значительного усложнения конструкции и малой надежности двигатели двойного действия закончили производить в 50-х годах 20-ого века. Необходимое увеличение цилиндровой мощности достигается применением наддува, что проще и надежнее.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение верхней мертвой точке и нижней мертвой точке;
  2. Дайте определение двигателей внутреннего сгорания и двигателей с внешним подводом теплоты;
  3. Дайте определение рабочему циклу двигателя;
  4. Напишите формулу для расчета рабочего объема цилиндра поршневого ДВС;
  5. Дайте определение и напишите формулу для расчета степени сжатия поршневого ДВС, раскройте значение и смысл входящих в формулу элементов;
  6. Дайте определение такта;
  7. Перечислите последовательно все такты четырехтактного двигателя внутреннего сгорания;
  8. Расскажите о процессах происходящих в каждом из тактов четырехтактного ДВС;
  9. Дайте определение для двигателей с внешним и внутренним смесеобразоанием.

Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Двигатели внутреннего сгорания: устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей/ В. П. Алексеев, В. Ф. Воронин, Л. В. Грехов и др.; Под общ. ред. А. С. Орлина,М. Г. Круглова., М.: Машиностроение, 1990
  2. Учебник для втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / Д. Н. Вырубов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.; Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1983. — 372 с.
  3. Конструирование двигателей внутреннего сгорания: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» направления подготовки «Энергомашиностроение» / Н. Д. Чайнов, Н. А. Иващенко, А. Н. Краснокутский, Л. Л. Мягков; под. ред. Н. Д. Чайнова. М.: Машиностроение, 2008. 496 с., ил.
  4. Jorn Dragsted. The first 50 years of turbocharged 2-stroke, crosshead, marine diesel engines. CIMAC Central Secretariat, Lyoner Str. 18, 60528 Frankfurt am Main, Germany. 2013. 98 pages.
  5. Doug Woodyard. Pounder’s Marine Diesel Engines and Gas Turbines. Eighth edition. Elsevier Butterworth-Heinemann. Linacre House, Jordan Hill, Oxford OX2 8DP. 200 Wheeler Road, Burlington, MA 01803. 2004. pp.915

Процессы газообмена в поршневых двигателях. Пути улучшения процессов газообмена.

Действительный цикл двигателя состоит из ряда последова­тельных процессов, которые взаимосвязаны и зачастую перекры­вают друг друга. В них происходит изменение количества и состава рабочего тела, а также теплообмен между рабочим телом и дета­лями, формирующими камеру сгорания.

Видео:Порядок работы цилиндров в рядном 4 цилиндровом двигателеСкачать

Порядок работы цилиндров в рядном 4 цилиндровом двигателе

Газообмен- совокупность процессов выпуска и впуска, обеспечивающих смену рабочего тела.

Качество очистки цилиндра от отработавших газов и эффективность наполнения его свежим зарядом определя­ют показатели рабочего процесса двигателя. В действительном цикле начало и конец процессов газообмена (впуска и выпуска) не со­ответствуют началу и концу тактов впуска и выпуска.

Процессы газообмена взаимосвязаны друг с другом и оказыва­ют существенное влияние на другие процессы, происходящие в действительном цикле. Например, создание направленного дви­жения заряда в цилиндре путем профилирования и расположения впускных каналов в головке цилиндров способствуют улучшению смесеобразования и сгорания.

Для повышения эффективности газообмена необходимо обес­печить возможно большую пропускную способность проходных сечений клапанов f, см 2 , называемую «время—сечение». Графи­чески она представляет площадь под кривой текущей площади проходного сечения клапана между мертвыми точками в зависи­мости от времени.

Работа газообмена (насосные потери) в двигателях без наддува и при газотурбинном наддуве отрицательна. При применении при­водного компрессора работа газообмена положительна, однако воз­растают затраты его на привод.

Процесс выпуска отработавших газов начинается в конце такта расширения за 40. 70° поворота коленчатого вала (ПКВ) до при­хода поршня в НМТ (точка b’ на рис. 1.2). При этом давление в цилиндре двигателя без наддува составляет 0,4 . 0,6 МПа. Выпуск отработавших газов вначале происходит со скоростью истечения газов через клапанную щель 500. 700 м/с. В НМТ завершается пе­риод свободного выпуска, в течение которого из цилиндра удаляет­ся 50. 70 % отработавших газов.

При движении поршня от НМТ к ВМТ выпуск отработавших газов происходит вытеснением поршнем — принудительный выпуск.

В начале выпуска из-за резкого изменения давления образуется волна давления в системе выпуска, которая распространяется в сторону открытого конца трубопровода. Здесь она отражается, те­ряя часть энергии, и затем в виде волны разрежения перемещает­ся в обратном направлении к выпускному клапану и снова отра­жается, и т.д.

Читайте также: Цилиндры минераловатные в новосибирске

Момент начала выпуска (открытия выпускного клапана) вы­бирают исходя из компромисса между необходимостью обеспече­ния хорошей очистки цилиндра при минимальной затрате работы на принудительный выпуск (желательно открывать раньше) и уменьшения потерь полезной работы газов в период предварения выпуска (желательно открывать позже).

Газообмен в период перекрытия (одновременного открытия) кла­панов в области ВМТ имеет свои особен­ности. В двигателях без наддува для лучшей организации газообме­на впускной клапан открывается за 10. 30° ПКВ до прихода поршня в ВМТ, а выпускной клапан закрывается после прохождения поршнем ВМТ через 10. 50° ПКВ. В двигателе с наддувом эти углы увеличивают. Желательно, чтобы в этот период рк > р > рр. Тогда через впускной клапан в цилиндр поступает свежий заряд, а через выпускной удаляются отработавшие газы, т.е. происходит продувка цилиндра, позволяющая обеспечить хорошую очистку цилиндра от отработавших газов и увеличить поступление свеже­го заряда в процессе впуска.

Видео:Принцип действия поршневого авиационного двигателяСкачать

Принцип действия поршневого авиационного двигателя

В двигателях с наддувом от приводного нагнетателя рк > рр. При газотурбинном наддуве давление на впуске рк может быть больше, равно или меньше давления на выпуске рр.

В двигателях без наддува обычно рк рр.

При р > рр часть свежего заряда может переместиться из ци­линдра в выпускной трубопровод. К тому же при рр > рк отра­ботавшие газы могут возвращаться в цилиндр, а смесь свежего заряда и отработавших газов — во впускной трубопровод, т.е. будет происходить обратное течение газов. Оно может возникать в двигателе с искровым зажиганием на режимах холостого хода, когда дроссельная заслонка сильно прикрыта и при этом рр / рк > 2.

Процесс впуска свежего заряда начинается во время пере­крытия клапанов. При отсутствии наддува свежий заряд поступает в цилиндр под действием разрежения при пе­ремещении поршня к НМТ, а при наддуве он нагнетается в цилиндр компрессором.

После начала открытия впускного клапана (точка А), когда рк > р, начинается наполнение цилиндра свежим зарядом. Коли­чество свежего заряда, поступающего в цилиндр двигателя, опре­деляется разностью между давлением окружающей среды или дав­лением после компрессора и давлением в цилиндре р, которая изменяется в процессе впуска.

После прохождения поршнем НМТ в ходе процесса сжатия при условии рк > р впуск свежего заряда будет продолжаться до момента рк = р (точка В). Эта фаза впуска называется дозарядкой. Она обусловлена действием сил инерции и волновыми явления­ми в системе впуска. В итоге впускной клапан закрывают после прохождения поршнем НМТ через 35. 85° ПКВ.

При малой частоте вращения инерция свежего заряда неболь­шая, а время, отводимое на процесс впуска, велико. Поэтому при р > рк происходит запаздывание закрытия впускного клапана и поршень вытесняет часть заряда из цилиндра обратно во впуск­ную систему, т. е. происходит обратный выброс.

В процессе впуска внутренние поверхности впускного трубо­провода, канала в головке и камеры сгорания имеют температуру больше, чем свежий заряд и нагревают его. Поэтому масса свеже­го заряда уменьшается и наполнение цилиндра снижается.

Параметры процессов газообмена. В цилиндр двигателя поступа­ет свежий заряд, который после завершения газообмена, смешива­ясь с отработавшими газами, оставшимися в цилиндре после за­крытия впускных и выпускных клапанов, образует рабочую смесь.

Условно будем считать, что свежий заряд поступает в цилиндр и заполняет рабочий объем Vh, а остаточные газы — объем каме­ры сгорания Vc.

Качество очистки цилиндра от продуктов сгорания характери­зует коэффициент остаточных газов γ — отношение количества молей остаточных газов Мr к количеству молей свежего заряда М, заполнившего цилиндр после завершения процесса впуска: γ = Мr / М.

Видео:Как работает двухтактный двигатель скутера | АнимацияСкачать

Как работает двухтактный двигатель скутера | Анимация

Так как Vc = Vh /(ε — 1), то с увеличением ε уменьшается γ. Поэтому у дизелей γ значительно меньше, чем у двигателей с искровым зажиганием. В двухтактных двигателях γ выше из-за ухуд­шения процессов продувки и наполнения.

Качество процесса наполнения цилиндра свежим зарядом ха­рактеризует коэффициент наполнения ηV — отношение действи­тельного количества свежего заряда М, заполнившего цилиндр после завершения газообмена, к тому количеству свежего заряда МТ, которое теоретически могло бы заполнить рабочий объем ци­линдра Vh при атмосферных условиях р0, Т0 (в четырехтактных двигателях без наддува) или при рК, ТК (в четырехтактных двига­телях с наддувом и двухтактных двигателях): ηV = МТ

Для бензинового двигателя при определении ηV учитывают толь­ко воздух. Влияние топлива, содержащегося в смеси, на ηV не существенно.

🌟 Видео

Как работает Двигатель Внутреннего Сгорания ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ #ShortsСкачать

Как работает Двигатель Внутреннего Сгорания ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ #Shorts

Общее устройство бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгоранияСкачать

Общее устройство бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания

Двигатели внутреннего сгорания, 1976Скачать

Двигатели внутреннего сгорания, 1976

Почему на современных двигателях постоянно образуются задиры в поршневой?Скачать

Почему на современных двигателях постоянно образуются задиры в поршневой?

Работа двигателя внутреннего сгоранияСкачать

Работа двигателя внутреннего сгорания

Как устроен автомобильный двигательСкачать

Как устроен автомобильный двигатель

Все конфигурации двигателя | B2B На РусскомСкачать

Все конфигурации двигателя | B2B На Русском

Двигатель внутреннего сгорания в разрезе...Скачать

Двигатель внутреннего сгорания в разрезе...

Самый НЕОБЫЧНЫЙ двигатель!Скачать

Самый НЕОБЫЧНЫЙ двигатель!

Устройство двигателя - ПоршеньСкачать

Устройство двигателя - Поршень

Почему поршни двигателя бывают разной формы: выпуклые, вогнутые, фигурныеСкачать

Почему поршни двигателя бывают разной формы: выпуклые, вогнутые, фигурные

Устройство двигателя - Блок цилиндровСкачать

Устройство двигателя - Блок цилиндров

работа звездообразного двигателяСкачать

работа звездообразного двигателя

Система смазки автомобильного двигателя.Скачать

Система смазки автомобильного двигателя.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток