Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 24 января 2019 .
Категория: Автотехника.
Подвеска автомобиля – это узел, от которого напрямую зависит уровень комфорта водителя авто и его пассажиров. Амортизаторы позволяют «гасить» колебательные движения вертикального направления, создаваемые пружинами, которые удерживают авто от наклонов. Поэтому кузов не раскачивается и не подпрыгивает на каждой незначительной кочке.
Несмотря на то, что амортизаторы отличаются небольшим размером и довольно простым строением, их нужно периодически менять. Именно в этот момент автовладелец и начинает гадать, какую систему лучше выбрать.
- Особенности работы стандартного устройства
- Разновидности амортизаторов
- Масляные амортизаторы
- Плюсы и минусы
- Масляные амортизаторы с газовым подпором
- Плюсы и минусы
- Двухтрубные газонаполненные амортизаторы
- Плюсы и минусы
- Что же выбрать
- Противники колебаний: что представляют собой современные амортизаторы
- Гидравлический двухтрубный
- Двухтрубный с газовым подпором низкого давления
- Рынок амортизаторов: основные игроки
- Однотрубный с газовым подпором высокого давления
- Амортизаторы с ручной регулировкой
- Амортизаторы с автоматической регулировкой
- Каков итог?
- 🔍 Видео
Видео:Работа Газомаслянного и газового амортизатора KYBСкачать
Особенности работы стандартного устройства
При обычной схеме на каждое колесо должно быть установлено по одному амортизирующему элементу (между самой подвеской и кузовом авто). Некоторые ставят и больше, полагая, что это сделает и обычной легковушки гоночный болид. Но, при выборе той или иной модели амортизирующего элемента, это не так важно.
По сути главным элементом, отвечающим за предотвращение колебаний, является сама пружина (рессора). Хоть она действительно гасит колебания, делает она это исключительно в одном направлении. В свою очередь амортизирующий элемент двигается в противоположную сторону. Если говорить о его конструкции, то стандартная модель представляет собой небольшой цилиндр, внутри которого движется поршень. Он оборудован клапанами с разными показателями пропускной способности. Поэтому в момент сжатия масло (или другая среда) расходуется больше, а во время растяжения меньше.
Но и внутри самого амортизатора могут происходить довольно сильные колебания. Чтобы их гасить также требуются демпфирующие элементы. Их роль выполняют так называемые компенсационные камеры, заполненные амортизирующей жидкостью. Они могут отличаться по принципу устройства, но суть у них одна – гасить колебания, обеспечивая более мягкое движение авто.
Видео:новые технологии газового подпора амортизаторов. ГАЗСкачать
Разновидности амортизаторов
Хоть многие и уверены в том, что есть три разновидности амортизаторов, на деле же их две: газовые и масляные. Если речь о газомаслянных элементах, то это по сути те же газовые. И независимо от устройства изделия, в нем все равно присутствует масло. То есть в любом газовом амортизаторе есть эта рабочая жидкость (смазка). Газомаслянными иногда называют двухтрубные амортизирующие элементы, но, в отдельную категорию их точно выделять неправильно.
А почему же в продаже не встречаются только газонаполненные модели? Все предельно просто. Любой металлический элемент, который постоянно находится в движении нуждается в смазке. Если бы в газовом амортизаторе не было масла, то ресурс его службы был бы ничтожно мал. Без смазки многие «жизненно важные» элементы (например, сальники или штоки) быстро выйдут из строя.
Но, называть все модели масляными тоже не совсем корректно. Они отличаются по своему устройству и обладают своими плюсами и минусами.
Видео:Как работает газовая пружина. Подробно.Скачать
Масляные амортизаторы
Такие изделия можно назвать классическими и наиболее простыми. Маслонаполненный амортизатор – это цилиндр, наполненный маслом, в котором приходит в движение шток с поршнем, на котором монтированы клапаны, прошедшие калибровку. Клапан, который открывается «на вылет» отличается меньшим диаметром, благодаря чему жидкость перегоняется медленнее, а соответственно и тратится меньше энергии.
В подобных амортизаторах нет газа или любой другой жидкости. Это простейшее устройство, за что его хвалят, а некоторые наоборот находят массу недостатков.
Плюсы и минусы
- Широкую распространенность.
- Низкую стоимость. Так как конструкция простая и не подразумевает никаких «наворотов», то и переплачивать не придется.
- Долгий эксплуатационный период. В среднем такого амортизатора хватает не менее, чем на 60 000 км.
- Хороший уровень комфорта. Хоть конструкция и простая, она справляется со своей задачей.
Но, если и «анти-фанаты» таких изделий. Их тоже можно понять, ведь амортизаторы этого типа обладают и большим количеством минусов:
- Низкой производительностью. Масло имеет свойство закипать при долгой работе. Это означает, что по кочкам не наездишься. Если довести рабочую жидкости почти до кипящего состояния, то работа поршня ухудшится, машина будет хуже «глотать кочки». Кроме этого частый перегрев скажется на вязкости состава, масло приобретет большую текучесть.
- Так как в устройстве такой модели предусмотрена воздушная компенсационная камера, то при снижении давления кислорода, масло будет проще проходить в камеру. Из-за этого амортизатор не сможет выполнять свою прямую функцию.
- Если в масло попадут воздушные пузырьки (плотность у воздуха меньше), то в момент сжатия амортизатора будет сжиматься воздух, а не перетекать масло.
- В условиях заморозков вязкость масла начинает повышаться, и оно намного медленнее перетекает из одной камеры в другую. Из-за этого первое время, пока рабочая жидкость не прогреется, подвеска будет довольно жесткой.
Читайте также: Амортизаторы двухстороннего действия как работают
Еще одна отрицательная особенность таких моделей заключается в том, что они работают исключительно на сжатие (только в одном направлении). После этого шток не способен самостоятельно выйти обратно, вместо этого он вытягивается посредством пружины. Если ехать на небольшой скорости, то этот недостаток практически не заметен, но при быстром разгоне или резкой остановке начнет проседать задняя или передняя часть авто. Поэтому автовладельцы отдают предпочтение более современным моделям.
Видео:Что делать, если газовый упор не держит дверь багажника: Бюджетный вариант.Скачать
Масляные амортизаторы с газовым подпором
В таких моделях помимо масла (без него никуда) присутствует также и газ. Однако эти две среды не контактируют друг с другом. В газовом амортизаторе также есть шток с поршнем и обратным клапаном. Масляный цилиндр дополнен второй (отдельной) камерой. В ней и находится газ (как правило, азот) под давлением в пределах 12-30 атмосфер.
Такие амортизаторы относятся к более жестким. Камера, наполненная газом, способна работать как на сжатие, так и на разжатие. Как только сверху поступает нагрузка, шток начинает движение вниз. Отсек с азотом сжимается благодаря давлению, которое оказывает масло из верхней камеры. При снижении нагрузки отсек с азотом начинает расширяться, а шток выдавливается наверх. В этом случае колеса автотранспортного средства намного лучше прижимаются к дороге. Но, что это дает?
Плюсы и минусы
Прежде всего, благодаря более жестким амортизаторам управлять машиной намного легче и удобнее. Она не коренится, не проседает во время резких торможений и отлично входит даже в самые крутые повороты без крена. Именно такие элементы подвесок часто можно увидеть на спортивных автомобилях, которые предполагают далеко не самую спокойную езду.
Среди остальных плюсов стоит выделить:
- Отсутствие серьезных нагрузок. Газ отводит избыточную температуру от масла, благодаря чему рабочая жидкость не «закипает», а соответственно и не меняется его вязкость.
- Подвеска работает сразу в двух направлениях (сжатие/разжатие).
- Газонаполненным амортизаторам не страшны холода. Подвеска не изменит своих характеристик даже при сильном морозе.
- Больший ресурс работы (если сравнивать с масляными аналогами).
Но, не обошлось и без ложки дегтя. Эти амортизаторы:
- Стоят дороже масляных (почти на 30%), так как обладают более сложной конструкцией.
- Оптимально подходят только для ровного дорожного полотна. Если проехаться по проселочной дороге, то будет ощущаться каждая кочка.
- Чаще выходят из строя. Виной всему опять же усложненная конструкция, ведь «полететь» может одна из двух камер.
Видео:Как отремонтировать автомобильные амортизаторы ХОЛЯВА 100 ВАЗ 2115,2114,2113,2199,2109,2108Скачать
Двухтрубные газонаполненные амортизаторы
Они отличаются еще большим количеством элементов. Одна камера наполнена маслом. В ней движется поршень со штоком и клапанами. В нижней части отсека есть еще один элемент, который очень напоминает поршень. На нем тоже присутствуют обратные клапаны. Но, он выполняет немного другую функцию – отвечает за соединение первого и второго контура, в которых находится воздух при давлении примерно в 3 атмосферы.
Когда происходит сжимание, поршень начинает давить на масло, которое от этого проходит через клапан и направляется в воздушную камеру. При разжатии шток устремляется наверх, создавая относительно небольшое давление в 1-й камере. Благодаря этому масло, которое во время сжатия «посетило» воздушную камеру, возвращается обратно.
Плюсы и минусы
Такие изделия обеспечивают необходимую жесткость, но без неприятных последствий в виде ощущения каждой выбоины. При этом от рабочей камеры отводится тепло, значит и масло перегреваться не станет.
Но стоимость такого варианта выше, так как конструкция в этом случае еще больше усложнена. Также из-за наличия двух камер, амортизаторы этого типа намного меньше служат.
Видео:Восстановление амортизаторов.Скачать
Что же выбрать
В этом случае все зависит от условий среды. Масляные модели подойдут тем, кто предпочитает ездить без спешки. Они дешевле, реже выходят из строя. Но, они не должны сильно перегреваться. Езда по кочкам не принесет неприятных эмоций, но она не должна быть долгой.
Читайте также: Амортизаторы асоми для уаз патриот
Газовые модели относят к так называемым эластичным и нелинейным, но только при условии езды по ровным поверхностям. Если шток будет вынужден постоянно перемещаться, то подвеска автоматически становится более жесткой.
Золотой серединой комфорта справедливо будет назвать двухтрубные газонаполненные модели. Они отлично подстраиваются под любую поверхность, поэтому даже при долгой езде по проселочным дорожкам серьезного дискомфорта не будет. Они подходят практически для любых автомобилей, но стоят дороже всего.
Видео:Ремонт газлифтов капота и багажника Ниссан НотСкачать
Противники колебаний: что представляют собой современные амортизаторы
Двухтрубные и однотрубные, «масляные» и «газовые», регулируемые и адаптивные — все это современные амортизаторы. Будем разбираться в конструкциях, их достоинствах и недостатках.
Напомним, что амортизатор представляет собой специальный компонент ходовой части, предназначенный для гашения колебаний кузова, вызываемых работой упругих элементов подвески — листовых рессор, пружин или пневмобаллонов. Комфортность езды и управляемость автомобиля напрямую зависят от работы и характеристик амортизаторов, что во многом определяется их конструкцией. Попробуем рассмотреть основные виды амортизаторов: от проверенных временем до технологических новшеств.
Видео:СТОЙКИ БАГАЖНИКА. бесплатный ремонт ГАЗОВЫХ УПОРОВ своими рукамиСкачать
Гидравлический двухтрубный
Конструкция, появившаяся еще в 30-е годы прошлого столетия и до сих пор не потерявшая актуальность. Телескопический гидравлический двухтрубный амортизатор (он же «масляный») состоит из двух полостей в виде труб, вставленных одна в другую. Во внутренней трубе располагается шток с поршнем, прикрепляемый к кузову.
При наезде колесом на препятствие происходит процесс сжатия амортизатора — шток с поршнем во внутренней (рабочей) трубе перемещается вниз, выдавливая специальную жидкость определенной вязкости во внешнюю (компенсационную) трубу. При прохождении препятствия можно наблюдать обратный процесс — отбой амортизатора, при котором жидкость возвращается в рабочую полость. Гашение колебаний кузова происходит за счет вязкости жидкости — при перекачивании из одной полости амортизатора в другую она поглощает кинетическую энергию.
Двухтрубный амортизатор в разрезе: 1 — перепускной клапан; 2 — рабочая камера; 3 — поршень; 4 — компенсационная камера
На основе данной конструкции и по тому же принципу к настоящему времени разработано множество других амортизаторов, таких как трехтрубные, регулируемые и адаптивные. Но о них поговорим чуть позже.
Видео:Самый легкий способ восстановить стойку или амортизаторСкачать
Двухтрубный с газовым подпором низкого давления
Конструктивно практически полностью схож с «масляным». Единственная разница: во внешней трубе у такого амортизатора закачан газ (как правило, азот). Такое решение позволяет уменьшить вредное пенообразование в жидкости амортизатора, из-за которого масло перекачивается неравномерно и амортизатор теряет в функциональности.
Рынок амортизаторов: основные игроки
Формально двухтрубные газовые амортизаторы считаются средними по жесткости. Благодаря наличию газового подпора они оказываются более жесткими, чем двухтрубные гидравлические. Но при этом за счет двухтрубной конструкции и невысокого давления газа такие амортизаторы мягче, чем однотрубные «газовые».
Видео:причина выхода из строя газового лифта.Скачать
Однотрубный с газовым подпором высокого давления
Конструкция имеет одну трубу, где перемещается поршень с клапаном, через который перекачивается рабочая жидкость. Также в трубе амортизатора находится механически не связанный ни с чем плавающий поршень, разделяющий рабочую жидкость и газ под высоким давлением.
По сравнению с двухтрубной однотрубная конструкция считается более совершенной, обеспечивающей лучшую теплоотдачу и демпфирующие свойства. Единственный серьезный недостаток — полная непереносимость механических воздействий. Если стенку однотрубного амортизатора даже совсем немного замять, его сразу заклинит и он выйдет из строя. При этом гидравлический двухтрубный небольшой вмятины даже не заметит.
Однотрубный амортизатор в разрезе: 1 — газонаполненная область; 2 — плавающий поршень; 3 — область с рабочей жидкостью; 4 — рабочий поршень
Однотрубные амортизаторы считаются самыми жесткими, так как обеспечивают большее усилие сжатия. На практике это означает, что автомобиль с такими амортизаторами меньше кренится при скоростном прохождении поворотов. Но при езде по грунтовке с множеством мелких ям вибрация и толчки на кузов будут передаваться сильнее, чем у двухтрубных амортизаторов.
Видео:Если устал газовый амортизатор капота/задней двериСкачать
Амортизаторы с ручной регулировкой
Возможность изменять характеристики амортизатора в зависимости от дорожного покрытия привлекала конструкторов достаточно давно, и уже к 80-м годам прошлого столетия было предложено несколько систем. Так появились амортизаторы с выносной камерой, соединяемой с рабочей полостью через трубку или канал, в котором находится клапан. Поворачивая его в то или иное положение, можно изменять жесткость амортизатора.
Читайте также: Опоры задних амортизаторов ауди а4 б8
Также были разработаны трехтрубные амортизаторы, у которых одна рабочая полость (где перемещается поршень) и две компенсационные (куда выдавливается жидкость). Компенсационные полости соединены между собой через клапан, задав положение которого также можно менять жесткость амортизатора.
Амортизаторы с внешней выносной компенсационной камерой
На практике это выглядит так: нужно остановиться, залезть под машину и повернуть регулировочные болты на каждом из амортизаторов. Поэтому в серийных версиях автомобилей такие амортизаторы не устанавливаются и являются компонентом для тюнинга.
Кроме того, для спорта и тюнинга предназначаются байпасные (от англ. bypass — обводная трубка) амортизаторы и койловеры. В первых перетекание рабочей жидкости происходит не внутри корпуса амортизатора, а по внешним трубкам, снабженным регулируемыми клапанами. При этом здесь можно отдельно настроить характеристики амортизатора на сжатие и отбой.
В свою очередь, койловер ( от англ. сoil-over) представляет собой амортизатор с надетой на него пружиной. Некоторые модели позволяют отрегулировать высоту амортизатора и, соответственно, клиренс автомобиля.
Амортизаторы с внешней пружиной и возможностью ручной регулировки по высоте
Видео:Твои газовые упоры багажника стоят не правильно.Скачать
Амортизаторы с автоматической регулировкой
Настраивать жесткость амортизатора, не выходя из машины, — вот основной современный тренд разработчиков подвесок. Весьма интересно здесь выглядит гидромеханическая адаптивная система с дополнительным клапаном, предложенная Koni. В зависимости от частоты колебаний подвески клапан открывается, перепуская жидкость и делая амортизатор более мягким. Таким образом, на ровной дороге амортизаторы сохраняют жесткость, не давая кузову крениться в поворотах, а при въезде на разбитую грунтовку, где колеса начинают прыгать, клапаны в амортизаторах открываются, обеспечивая более плавную езду.
Другой вариант — изменение давления газового подпора. Здесь применяются амортизаторы с выносными камерами, в которых установлены вентили и подведены пневматические магистрали. Нагнетая компрессором или сбрасывая давление, можно регулировать жесткость амортизаторов, а в некоторых системах — и клиренс автомобиля. Регулировка давления осуществляется из салона через специальный электронный блок управления компрессором. Используется данная система для тюнинга, в продаже множество комплектов для установки в гаражных условиях.
Элеуктронно-управляемые амортизаторы, в которых жесткость меняется постредством изменения степени пропускания жидкости перепускными клапанами
Свое видение автоматически регулируемого амортизатора предложила компания Monroe. Конструкторы фирмы разработали систему с управляемыми электроникой перепускными клапанами. Получая сигнал, встроенный в клапан соленоид меняет его сечение, делая амортизатор более жестким или мягким. В зависимости от модели система либо управляется вручную, когда водитель может выбрать один из нескольких режимов, либо работает как адаптивная, автоматически меняя жесткость амортизаторов по показаниям датчиков.
Иным путем пошли инженеры Delphi, создав технологию MRC (Magnetic Ride Control). Здесь для амортизаторов была разработана специальная магнитореологическая рабочая жидкость, меняющая вязкость в магнитном поле. В шток амортизатора встроен электромагнит, управляемый отдельным контроллером. В данной системе удалось добиться самой быстрой реакции, когда амортизаторы могут менять жесткость практически мгновенно и бесступенчато, в зависимости от скорости движения, положения руля и работы подвески каждого колеса. Технология выглядит весьма перспективно, однако остаются проблемы со сроком службы рабочей жидкости и стабильности ее свойств при разных температурах.
Принципиальная схема работы технологии MRC: под воздействием электромагнитного поля рабочая жидкость меняет вяхкость, частицы «выстраиваются в линию», отчего изменяется и жесткость амортизатора
Видео:Ремонт газового упора капота автомобиля, своими руками (юмор)Скачать
Каков итог?
Сохраняя свою принципиальную конструкцию, сейчас амортизаторы превратились в высокотехнологичный компонент с электронным управлением, незаменимый при создании различных «умных» подвесок, адаптирующихся к дорожному покрытию и режиму движения. Есть где разгуляться и любителям тюнинга: разнообразие амортизаторов для доводки очень велико — выбирай на вкус и настраивай подвеску как угодно. Но не будем сбрасывать со счетов и старую проверенную двухтрубную «гидравлику»: пока существует парк бюджетных автомобилей и доступного секонд-хенда, недорогим «обычным» амортизаторам всегда найдется работа.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔍 Видео
Однотрубный амортизатор ( заправка газа )Скачать
Замена газовых упоров багажника. Легко и просто, каждый может сам сделать.Скачать
не держится капот в открытом состоянии, замена амортизатора капота golf 4, boraСкачать
Как правильно установить амортизаторы багажника и капота - штоком вниз или штоком вверхСкачать
Не держит газовый упор багажника. Решение проблемыСкачать
Восстановление и ремонт стоек. "надувательство" и газовый подпорСкачать
Как починить амортизатор багажникаСкачать