Клапана ваз 2110 требуют периодической регулировки (после определённого пробега) только на восьми клапанных двигателях десятого семейства вазовских автомобилей. На 16-ти клапанных моторах установлены гидравлические компенсаторы зазоров клапанов, которые автоматически (под действием давления масла) корректируют клапанные зазоры и их регулировка на таких двигателях не требуется. Поэтому в этой статье будет описана система газораспределения восьми клапанных моторов ваз 2110, а так же регулировка тепловых зазоров их клапанов, инструмент для этого и другие нюансы.
Наверное каждый начинающий владелец десятых Вазов (или других моделей с восьми-клапанным мотором), услышав из под клапанной крышки посторонний звук, задавался вопросом — как проверить зазоры в клапанах и при необходимости сделать их правильную регулировку. Но прежде чем начинать описывать последовательность действий по проверке и регулировке клапанных зазоров, следует написать несколько строк для новичков: для чего нужны зазоры между торцом стержня клапана и кулачком распредвала и почему нельзя обойтись без них.
Ещё из школьной физики известно, что металлы и сплавы металлов имеют свойство увеличиваться в размерах (расширяться) при нагревании и уменьшаться в размерах (сжиматься) при охлаждении и ещё более сжиматься при минусовой температуре. То есть металлы и сплавы имеют тепловое расширение, которое зависит от температуры нагрева и от состава материала (металла или сплава).
У разных материалов (сплавов) разный коэффициент расширения и именно поэтому у разных двигателей могут быть немного разные требуемые производителем клапанные зазоры. Но из какого бы сплава не были бы изготовлены клапаны и кулачки распредвала любого двигателя (да и вообще все детали) они при нагревании расширяются и тем больше тепловое расширение, чем больше температура деталей.
Так вот, если не сделать так, что бы на холодном двигателе между торцом клапана и вершиной кулачка, регулировочной шайбой (или между стержнем клапана и толкателем) не образовался требуемый зазор, то при нагревании деталей, торец клапана расширится и упрётся в расширенный кулачок и от этого тарелка клапана уже не сможет плотно прижаться к своему седлу в камере сгорания двигателя. Клапан попросту не закроется полностью в нужный момент и значит компрессии в камере сгорания и в цилиндре двигателя не будет нормальной и любой двигатель нормально работать не способен.
А чтобы компенсировать тепловое расширение деталей (а именно стержня клапана и кулачка, толкателя, или шайбы — зависит от конструкции двигателя) для этого и делаются при регулировке клапанные тепловые зазоры. Эти зазоры должны быть не больше и не меньше требуемого значения, который указывает производитель в мануале двигателя или на клапанной крышке вашего двигателя. Если зазор будет меньше требуемого, или его вообще не будет, то как было сказано выше — клапан попросту не закроется полностью и между тарелкой клапана и седлом останется зазор — тарелки и сёдла начнут пригорать, да и нужной компрессии не будет.
Если же зазор будет больше требуемого производителем значения, то при работе двигателя большой зазор не выберется от теплового расширения деталей и клапана начнут стучать при работе, будут немного запаздывать закрываться, или открываться и к тому же торец клапана и сопрягаемая с ним деталь (кулачок, толкатель) будут испытывать ударные нагрузки и быстро изнашиваться. Поэтому важно при регулировке клапанов выставить точный требуемый зазор, не больше и не меньше положенного.
Подтверждением того, что пора произвести проверку требуемых зазоров и регулировку клапанов могут быть симптомы описанные чуть ниже:
- стук клапанов, который отчётливо слышен на холостых оборотах.
- при замере компрессии обнаруживается недостаточное её значение, даже если в цилиндр залить немного масла (такая же неисправность может быть при не герметичности тарелки клапана и седла и устраняется притиркой клапанов).
- потеря мощности двигателя.
- увеличение расхода топлива.
- двигатель хуже заводится.
- могут быть выстрелы в глушитель (при проблемах с выпускными клапанами) или в карбюратор (при проблемах с впускными).
Ниже будет подробно описано, как и с помощью чего отрегулировать клапана на восьмиклапанном двигателе автомобиля ВАЗ 2110.
Инструмент для проверки клапанных тепловых зазоров и их регулировки.
И так, прежде чем начинать проверку и регулировку требуемых производителем клапанных тепловых зазоров, сначала необходимо подготовить нужный инструмент, а именно:
- Гаечный ключ на 10 (лучше накидная головка), для откручивания болтов клапанной крышки и для ослабления и снятия кронштейна троса газа.
- накидной ключ, с помощью которого можно будет прокрутить коленвал вашего двигателя (за болт шкива привода генератора, установленного на коленвале). Хотя вполне можно обойтись и без него, если поддомкратить одно из ведущих колёс и установив коробку передач на 4 передачу, крутить за колесо.
- набор щупов, в котором должны присутствовать щупы, толщиной 0,20 и 0,35 мм.
- реечное приспособление, которое будет показано на фото ниже и которое можно будет закрепить за отверстия болтов клапанной крышки и с помощью которого можно будет отжимать нужный клапан, для извлечения или вставки регулировочных шайб.
- приспособление (фиксатор), которое так же будет показано на фото ниже и с помощью которого можно будет зафиксировать в отжатом положении толкатель нужного клапана.
- отвёртки, пинцет, или плоскогубцы с узкими носиками, для извлечения регулировочных шайб (очень удобен для этого медицинский зажим).
Так же потребуется приобрести в магазине новые регулировочные шайбы нужной толщины, а как определить эту толщину, я напишу подробно ниже в разделе про проверку и регулировку требуемых зазоров.
Читайте также: Замена сальников клапанов оки
Кстати, перед проверкой советую замерить щупы выше описанной толщины с помощью микрометра, так как старые щупы могут быть изношены, а новые щупы от азиатских производителей могут не соответствовать толщине, написанной на их мерительном инструменте. Подготовив необходимый инструмент, приступаем к работе.
Клапана ваз 2110 — проверка и регулировка тепловых зазоров.
О проверке и регулировке клапанов разных двигателей (в том числе и с регулировочными шайбами, как у ВАЗ 2110) я подробно написал вот в этой статье. Ну а здесь я подробно опишу именно по регулировке зазоров на восьми-клапанном двигателе Ваз 2110. Хотя восьми-клапанные моторы других вазовских моделей автомобилей (ВАЗ 2110, 2114, Калина, Гранта, 2109, 2108) практически одинаковые по конструкции, за исключением некоторых незначительных мелочей.
Для начала даём вашему двигателю остыть (в идеале до 20 — 22ºС), иначе проверка и регулировка тепловых зазоров будет не точной, ведь нагретые детали двигателя расширены и значит все зазоры или отсутствуют, или уменьшены. Поэтому обязательно проводим проверку и регулировку клапанов ваз 2110 (да вообще любой модели) на холодном двигателе.
А чтобы ваш мотор быстрей остыл, открываем капот и снимаем клапанную крышку (перед этим отсоединяем шланги с штуцеров клапанной крышки), ну и затем нужно будет снять крышку, закрывающую ремень ГРМ.
Далее, вращая ключом по часовой стрелке коленвал двигателя (или вращая за ведущее колесо), необходимо выставить шкив распределительного вала по меткам, показанным на фото чуть ниже (метки на шкиве и на заднем кожухе ремня ГРМ должны совпасть).
Совместив метку на шкиве распредвала с заганутой частью кожуха, указанной красной стрелкой на фото слева (это соответствует ВМТ поршня первого цилиндра), ещё доворачиваем шкив примерно на 40 -50°.
совмещаем метки на шкиве и заднем кожухе ремня ГРМ
Это 2 — 3 зуба на шкиве распредвала, и при таком положении распределительного вала в первом цилиндре будет фаза сгорания, при которой оба клапана первого цилиндра (впускной и выпускной) должны быть закрыты и можно начинать проверять и регулировать нужные клапанные зазоры обоих клапанов первого цилиндра двигателя.
регулировки клапанов ваз 2110 -таблица градусов проворота коленвала и номера кулачков
Кстати опытные механики в таком положении проверяют клапана и других цилиндров, например показанных цифрами кулачков в таблице слева — там же указаны градусы, на которые нужно будет прокручивать коленвал двигателя, для проверки и регулировки клапанов других цилиндров.
регулировка клапанов — вставляем щуп между шайбой и кулачком распредвала.
Для проверки тепловых зазоров (между кулачком и регулировочной шайбой нужного клапана) из набора берём щуп, толщиной 0,20 мм и вставляем его между регулировочной шайбой и кулачком распредвала и проверяем зазоры впускного клапана первого цилиндра.
Также берём щуп, толщиной 0,35 мм и вставляем его между кулачком выпускного клапана и регулировочной шайбой. Щупы должны вставляться плотненько, с некоторым небольшим усилием.
Если щупы свободно вставляются — зазор больше нормы, если не вставляются вообще, то зазор меньше нормы. И если зазоры больше нормы, то запоминаем (лучше записываем), насколько больше.
Отжимаем нужный клапан (толкатель) с помощью реечного приспособления, которое закрепляется на головке двигателя и по которому можно передвигать рычаг, отжимающий нужный клапан.
Далее устанавливаем на головку реечное приспособления и переставив по рейке рычаг напротив нужного клапана, с помощью рычага отжимаем нужный толкатель (см. фото слева).
Затем вставив между толкателем и распредвалом клиновое приспособление (см. фото справа, чуть ниже) и таким образом фиксируем с помощью него толкатель нужного клапана в отжатом положении и затем извлекаем регулировочную шайбу (фото ниже) и с помощью микрометра измеряем её толщину.
Отжимаем клапан и вставляем фиксатор распредвала и толкателя, который фиксирует толкатель в отжатом положении, затем вынимаем шайбу, как на фото ниже.
Читайте также: Как проверить генератор дэу нексия 8 клапанов
После этого определяем толщину новой шайбы по формуле: Т = В + (А — Б), где Т — толщина новой шайбы, А — замеренный зазор, В толщина снятой шайбы, Б — номинальный зазор мм.
Например : А= 0,28 мм; В = 3,80 мм; Б = 0,25 мм, то получаем Т = 3,80 + ( 0,28 — 0,25 ) = 3,83 мм — толщина новой шайбы.
Отжав и зафиксировав в отжатом положении толкатель, извлекаем с помощью пинцета, или тонких плоскогубцев старую шайбу (фото чуть ниже).
Зафиксировав толкатель в отжатом положении, вынимаем шайбу
Затем устанавливаем новую более толстую шайбу нужной толщины, далее заново перепроверяем клапанный зазор. Как было сказано выше, щуп должен входить между толкателем и кулачком плотненько, с лёгким защемлением.
Теперь, для проверки зазоров клапанов в остальных трёх цилиндрах, остаётся последовательно прокручивать коленвал на пол оборота ( а метка на шкиве распредвала при этом проварачивается на 90° — удобно заранее нанести на шкиве метки маркером, или просто после каждого цилиндра отсчитать 11 зубов на шкиве) и заменить изношенные регулировочные шайбы более толстыми новыми и таким образом отрегулировать зазоры на клапанах остальных цилиндров.
Новые регулировочные шайбы следует приобретать в магазине у официальных дилеров и если есть сомнения в качестве, то советую взять с собой надфиль.
У качественных регулировочных шайб (с твёрдым цементированным покрытием) при проверке надфиль будет просто скользить по поверхности шайбы и не сможет обработать твёрдое покрытие шайбы.
После проверки клапанных зазоров и установки новых шайб нужной толщины, заново перепроверяем тепловые зазоры и убедившись в том, что зазоры между кулачками впускных клапанов и новыми шайбами составляют 0,20 мм, а между кулачками и новыми шайбами выпускных клапанов составляют 0,35 мм, теперь можно собирать всё в обратной последовательности (закрывать клапанную крышку и кожух ремня ГРМ) и наслаждаться как после запуска ваш мотор тихо мурлычет, без посторонних шумов и стуков.
Надеюсь теперь, прочитав эту статью, или посмотрев видеоролик чуть ниже, начинающие водители, или ремонтники, теперь смогут самостоятельно отрегулировать клапана ваз 2110, или другой модели автомобиля, с подобным простейшим восьми-клапанным двигателем, успехов всем.
Видео:Замена и притирка клапанов ГБЦ на ВазСкачать
Самостоятельная регулировка тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2110
Несмотря на возраст, старый добрый восьмиклапанник во всех его вариациях не только не уходит с дорог, но и во все новых инкарнациях продолжает выпускаться тольяттинским заводом. Но несмотря на неприхотливость и достаточный ресурс, в чем-то он уже давно устарел – и в немалой степени устарел газораспределительный механизм. Как бы ни была проста и «неубиваема» система «распредвал-толкатель-клапан», износ в ней неизбежен, а отсюда и необходимость в регулярной регулировке тепловых зазоров.
Видео:РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ ВАЗ 2110,2111,2112 8 КЛАПАННАЯ.Скачать
Периодичность регулировки
В необходимости регулировки зазоров в клапанах ВАЗ 2110 вспоминают, когда из-под капота раздается характерный звук тарахтящих толкателей. С этим ВАЗовскому 8-клапаннику повезло: есть моторы, у которых клапанные зазоры по мере износа умудряются уменьшаться, и здесь уже напомнил бы о себе прогар клапанов и необходимость в демонтаже головки.
Однако откладывать регулировку «до последнего» все равно не нужно. Сам по себе шум газораспределительного механизма уже прямое следствие роста ударных нагрузок в нем: верхушка кулачка не накатывается на толкатель, а бьет по нему. Даже при работе на холостых оборотах каждый кулачок за минуту испытает более 400 таких ударов – а сколько их будет за одну поездку? А удары – это и рост износа, и риск развития усталостных напряжений, причем на самой нагруженной части распредвала.
Заводской регламент предписывает первую регулировку клапанов на 3000 пробега (приработка деталей), затем на 45000 и далее каждые 45000 пробега. Приобретая ВАЗ 2110 с рук, стоит совместить регулировку клапанов с заменой ремня ГРМ, чтобы сразу иметь гарантированную точку отсчета регламентных процедур. С увеличением пробега может понадобиться процедура притирки клапанов.
Видео:Спортивные клапана ваз 2108 -2110 автостандарт- можно ставить на не спортивные моторы автомобилейСкачать
Инструмент для проведения работ
Помимо обиходного набора головок и накидных ключей, которые у владельца ВАЗовской «десятки» и так должны быть, потребуется еще несколько инструментов:
- Приспособление, отжимающие толкатели для извлечения регулировочных шайб из них. Можно обойтись и парой мощных отверток, но вопрос цены здесь не так велик, чтобы расплачиваться за экономию меньшим удобством. Можно и вовсе снять распредвал – но тогда придется снимать и ремень ГРМ, снова выигрыша во времени нет.
- Набор щупов – ими мы и будем измерять зазоры.
- Микрометр – он не обязателен, но очень полезен. Толщина новой шайбы при регулировке высчитывается исходя из толщины старой и измеренного зазора, а что делать, если маркировка толщины на шайбе стерта (да и износ никто не отменял?). Микрометр 0-25 мм можно и одолжить, благо поверить его можно простым сведением без калибров.
Читайте также: Регулировка клапанов ваз 2111 8 клапанов инжектор своими руками
Ещё кое-что полезное для Вас:
Видео:Притирка клапанов Ваз 2110 в ручную и дрелью Проверка на герметичностьСкачать
Процесс регулировки
Открыв капот, первым делом стоит выкрутить свечи: вращать коленчатый вал будет гораздо удобнее. Также демонтируется все, что помешает снятию клапанной крышки: кронштейн тросика газа, патрубки вентиляции картера.
Далее снимаем саму клапанную крышку, открутив две фасонные гайки по краям. Отделять крышку лучше аккуратнее, чтобы не повредить прокладку и уплотнения шпилек.
В восьмиклапаннике ВАЗ 2110 два кулачка открыты, и иллюстрировать работу проще на втором цилиндре. Однако постели распредвалов не будут мешать и на остальных цилиндрах.
При работе рядной четверки каждые два цилиндра работают в противофазе – когда в верхней мертвой точке (ВМТ) первого цилиндра кончается такт сжатия, то в четвертом поршень также находится в верхней точке, но в конце такта выпуска. Аналогично и во втором-четвертом, но с разницей на пол-оборота коленчатого вала. Для нас же это значит, что мы за один раз измерим зазор в двух клапанах:
Градусы поворота коленвала | Выпускной клапан | Впускной клапан |
40-50 | 1 | 3 |
220-230 | 5 | 2 |
400-410 | 8 | 6 |
580-590 | 4 | 7 |
Номера кулачков, под которыми измеряется зазор, указаны считая от шкива распредвала.
Для начала работы устанавливаем шкив распредвала по меткам (выступ на шкиве напротив выступа на кожухе). Шкив вращаем по часовой стрелке накидным ключом или головкой с трещоткой.
В момент совпадения меток 1 и 4 цилиндры выставляются в верхней мертвой точке. Однако у любого реально существующего двигателя фазы впуска и выпуска не только шире одного такта (90 градусов по коленвалу или 180 по распредвалу), но и смещены относительно мертвых точек. Поэтому в вышеприведенной таблице и указаны точки, когда кулачки встают на толкателях строго затылками. Можно было бы измерять зазор и без такой точности – затылок кулачка имеет форму дуги, центр которой совпадает с осью вращения распредвала, но никто не застрахован от неравномерно изношенного или изначально неточно обработанного распредвала.
Для отсчета углов удобно использовать зубцы шкива: 3 зуба по распредвалу приблизительно равны 50 градусам по коленвалу.
Выставив распредвал, измеряем щупами зазоры в паре клапанов: в первом случае под первым и третьим кулачками. Начиная от щупа толщиной 0,2 мм, перебираем пластины из набора, пока очередная не начнет входить в зазор без ощутимого усилия, но с едва ощутимым натягом. Полученный зазор записываем. Номинальный зазор для впускного клапана – 0,2 мм, для выпускного – 0,35 мм (выпускные клапана нагреваются при работе двигателя сильнее, и для компенсации их удлинения зазор дается больше).
Если измеренный зазор «уплыл», извлекаем регулировочную шайбу с помощью приспособления, отжав толкатель и подцепив шайбу тонким предметом. Возможно, перед этим придется провернуть толкатель для удобства пазом к себе.
Теперь рассчитайте толщину шайбы, которая нужна. Проще, если извлеченная шайба имеет маркировку на нижнем торце (именно поэтому они и укладываются при установке маркировкой вниз), а верхний торец не имеет ощутимых следов износа. Тогда достаточно добавить к маркированной толщине разницу между измеренным зазором и номинальным. Например, если зазор на выпускном клапане измерен в 0,5 мм, а шайба в толкателе стояла номиналом 2,2 мм, то новая должна иметь толщину 2,2+(0,5-0,35)=2,35 мм. Если же маркировка на шайбе стерта или неразборчива, заметен износ – лучше замерить ее толщину микрометром.
Проверив и установив зазоры на двух клапанах, проворачиваем распредвал и переходим к следующей паре. Главное при этом не забывать то, что работа неизбежно будет связана с маслом на руках – не допускайте попадания на ремень ГРМ, который после контакта с маслом долго не прослужит.
Если же Вы решили совместить замену ремня ГРМ с регулировкой клапанов ВАЗ 2110, то поступите иначе. Сначала, не снимая старый ремень ГРМ, вымеряем все зазоры и записываем их на бумаге. Затем выставим ГРМ вновь по метке на распредвале и снимем ремень, после чего снимем и распредвал, отвернув болт шкива и сняв постели. После этого доступ ко всем толкателям очень прост.
Регулировочные шайбы извлекаем строго по порядку, считывая или измеряя их толщину. Затем, руководствуясь измеренным зазором, подбираем нужную шайбу и только после установки шайбы в один толкатель переходим к следующему.
У такого метода есть дополнительный плюс: можно заодно оценить состояние шеек распредвала, его постелей и сальника. На моторе с приличным пробегом (или даже «свежем», но без надлежащего ухода) можно, например, встретиться с задирами и наволакиванием алюминия на шейки.
В этом случае лучше начать с ремонта «по факту», а уж потом сделать ТО.
📽️ Видео
Регулировка клапанов (ВАЗ восьмиклоп), КОРОТКО ПО ДЕЛУСкачать
Регулировка клапанов на ВАЗ 2110, 2114, Калина, Гранта, 2109, 2108Скачать
Вот почему троит двигатель ваз 2110-11-12 8клп. Расход топливаСкачать
Ошибки при ремонте ГБЦ 2108(1118) Торцуем клапана.Экономим на регулировочных шайбахСкачать
РАСЧЕТ ПОДКЛАДНЫХ ШАЙБ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ КЛАПАНОВ автомобилей ВАЗСкачать
ПРИЗНАКИ ПРОГАРА КЛАПАНА.Как определить прогар клапана!Клапана или поршневая. Самый точный диагнозСкачать
Регулировка клапанов . ВАЗ 2110Скачать
Прогар клапана ВАЗ 2110Скачать
Правильный люфт клапана в направляющей ВАЗ 2110Скачать
Простой Способ Регулировки Клапанов ВАЗ 8 КЛСкачать
минимально допустимый размер регулировочной шайбы вазСкачать
Замена сальников клапанов ваз 2110Скачать
#Ваз2108#2109#2110#2113#2115#2115#клапанаваз Порядок регулировки клапанов Ваз.Скачать
Регулировка клапанов ВАЗ 2110, ВАЗ 2108, ВАЗ 2111 (8 кл.)Скачать
Замена маслосьемных колпачков ваз 2110 2114 2115 двигатель 8 клапановСкачать
ЗАМЕНА МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛПАЧКОВ ВАЗ 2110,2111,2112 8 КЛАПАННЫЙ.Скачать