Казалось такой незаметный элемент, который на первый взгляд, не важен для автомобиля, но без которого он не может нормально работать. Появляются провалы, двигатель «троит» может даже разрушаться бензобак! И все это из-за неисправного клапана адсорбера. Многие не знают что это такое, как он работает и САМОЕ ВАЖНОЕ на что он влияет. Сегодня я постараюсь простыми словами все разложить по полочкам, а также описать основные признаки неисправности. Однозначно будет полезно, так что читайте – смотрите …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Для начала начнем с определения.
Адсорбер (от лат. sorbeo — поглощаю) – это система автомобиля, которая служит для улавливания паров бензина, которые выходят из бака. При работающем двигателе они направляются в систему впрыска топлива, а именно во впускной коллектор. При заглушенном моторе часть паров улавливается сепаратором (он их направляет обратно в бак), а оставшиеся пары поступают в адсорбер, где они нейтрализуются.
- Для чего создавали адсорбер
- Составные части
- Как работает система – принцип работы
- На что влияет клапан адсорбера
- Признаки неисправности клапана адсорбера
- Можно ли убрать
- Для чего нужен адсорбер?
- Признаки неисправности
- Какой фирмы лучше уставить?
- Инструкции по замене
- Замена продувочного клапана
- Замена адсорбера
- Подробное видео об адсорбере Шнивы:
- 🌟 Видео
Видео:Запах бензина в салоне.Ремонт гравитационного клапана нива шевроле.Запах бензина в салоне нива.Скачать
Для чего создавали адсорбер
Собственно это дань экологическому стандарту, а именно ЕВРО-2. По сути это большой фильтр который улавливает легкие углеводороды. По новым стандартам недопустимо попадание паров бензина в атмосферу, потому как это способствует загрязнению атмосферы.
Также пары не должны проходить в салон автомобиля, ведь это мягко сказать вредно! НА старых карбюраторных машинах, такого фильтра и его клапана просто не было, там система немного другая. НО карбюратор ушел вместе со старыми стандартами, сейчас только инжектор и ОБЯЗАТЕЛЬНА система фильтрации.
Видео:Вакуум в БЕНЗОБАКЕ Шевроле НИВА. Проблема решена!Скачать
Составные части
По сути это большая пластиковая банка, внутри находится активированный уголь, ведь именно этот состав прекрасно борется с парами бензина. Основные части можно описать так:
- Сепаратор + клапан гравитации
- Датчик давления
- Фильтрующая часть (обычно из угля)
- Соединительные трубки
- Электромагнитный клапан
Как видите абсолютно ничего сложного. Сепаратор — служит для улавливания части бензина, после отправляет их обратно в бак. Клапан гравитации – практически никогда не используется, однако он нужен в экстренных ситуациях, например при авариях, он предотвращает переливы топлива из бака (например, когда автомобиль перевернулся).
Датчик давления, очень нужная вещь – он контролирует давление паров бензина внутри бака, при необходимости открывается и сбрасывает его, не давая конструкции повредиться.
Фильтрующая часть – как я писал сверху, большая банка, в который насыпан угольный порошок, в достаточно крупных гранулах. Делается это для того чтобы пары могли беспрепятственно проходить и конденсироваться.
Соединительные трубки – нужны для соединения всех основных частей, фильтров, датчиков и клапанов, думаю это понятно.
Электромагнитный клапан – служит для переключения режимов улавливания паров бензина, про него мы поговорим подробнее чуть ниже.
Видео:Гравитационный клапан Шевролет Нива.Доработка клапана.Скачать
Как работает система – принцип работы
Почему я заостряю внимание именно на электромагнитном клапане, да потому что он практически ключевой в этой системе.
Для лучшего понимания выкладываю схему инжекторного автомобиля, а данном случае это ВАЗ 10 – го семейства.
Читайте также: Замена клапана тнвд паджеро 4 дизель
Итак, пары топлива поднимаются вверх бака и останавливаются на сепараторе, который совмещен с датчиком гравитации (как я писал выше — он предотвращает вытекание топлива при авариях — опрокидываниях из бака). В нем они частично конденсируются и возвращаются обратно (в виде жидкого топлива).
Однако другая часть испарения, минует гравитационный клапан, проходят в адсорбер, где они собственно накапливаются. Накопление происходит при незапущенном двигателе! ЭТО ВАЖНО.
После пуска двигателя, электромагнитный клапан, открывается – тем самым соединяет полость адсорбера (где находятся газы как бы в заключении) с впускным коллектором или дроссельным узлом (в различных машинах по-разному). НАЧИНАЕТСЯ ПРОЦЕСС ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ПРОДУВКИ! Пары смешиваются с воздухом (с улицы), который подается через дроссельный узел, далее поступают во впускной коллектор и после в цилиндры двигателя, где они дожигаются с воздушно-топливной смесью.
Система очень простая, если понимать, как она работает.
Видео:Ремонт адсорбера или непонятный свист из под капотаСкачать
На что влияет клапан адсорбера
Многие проблемы связаны именно с клапаном адсорбера. По сути это очень простое устройство, которое открывается или закрывается при определенных условиях (запущен двигатель или заглушен).
Если клапан работает хорошо, то проблем нет вообще, вы можете даже не знать про его наличие в вашей системе.
Однако когда происходит поломка, например — забивается сама полость адсорбера, либо не работает клапан. То автомобиль впоследствии, может получить серьезные поломки. Потому как не проходит продувка полости, а также не сбрасывается давление из бака.
Видео:Замена родного адсорбера Нивы Шевроле на адсорбер Ваз 2112Скачать
Признаки неисправности клапана адсорбера
Как становится понятно, возникают проблемы с системой питания:
- Плавают обороты. Но не сразу, а примерно после 5 – 10 минут на прогретом двигателе
- На холостой, если двигатель запущен, давишь педаль газа – чуть не глохнет. Такое ощущение, что заканчивается топливо
- На ходу машина не развивает нужной мощности, такое ощущение, что убрали 10 – 15% мощности двигателя
- Может сходить с ума датчик топливного бака. Показывает то – «полный», то – «пустой» и т.д.
- Если открываете бак для заправки. Слышан сильный свист, как будто внутри создан вакуум.
- Увеличивается расход топлива
- НА холодную датчик абсорбера может сильно стучать, зачастую его путают с клапанами двигателя
Также стоит заметить, что причина не всегда именно в клапане, зачастую может забиваться сама банка с активированным углем (то есть сама полость адсорбера). При необходимости его нужно заменить или разобрать и прочистить – просушить, то есть восстановить фильтрацию газов, чтобы они беспрепятственно проходили.
Если у вас проявляются эти неисправности, то обязательно нужно смотреть — проверять клапан и при необходимости менять его, благо стоит он копейки. А также саму полость с активированным углем.
Видео:Как проверить клапан продувки адсорбера, типичные признаки неисправностиСкачать
Можно ли убрать
Некоторые автомобилисты пренебрегают экологическими стандартами и убирают клапан адсорбера. Слова в принципе такие – «да зачем он мне нужен, машина стала медленнее, расход стал больше, вообще выкину его». Но реально, а можно ли это делать? Не будет ли от этого хуже автомобилю?
Стоит понимать, что исправная система, вообще никак не влияет на работу двигателя, а даже экономит немного топлива, ведь пары которые остались в основном корпусе затем дожигаются в двигателе, конечно ждать что экономия будет огромной не стоит, но несколько километров пробега получается.
Читайте также: Сколько тосола в ваз 21099 инжектор 8 клапанов
Убирать, конечно можно, автомобилю попросту на это «ВСЕРАВНО»! Даже будет лучше, ведь испарение из бака не будет конденсироваться (очищаться), а проходить на прямую в атмосферу. То есть вы как бы удаляете все банки – клапана и даете, открытый приток воздуха до бака.
Физически это делают так – на шланг от сепаратора вешают фильтр тонкой очистки от карбюраторного ВАЗ, пары бензина уходят в атмосферу. Шланг от клапана адсорбера, перекрывают, прошивают двигатель (чип-тюнинг), иначе появится ошибка, вот и все!
Однако в этом есть и минусы:
- Например, в салоне зачастую будет пахнуть бензином, испарения пойдут (зачастую) именно в него.
- Атмосфера загрязняется легкими углеводородами
- Будет присутствовать стойки запах бензина рядом с авто (хотя это спорно)
Плюсы отключения:
- Освобождается место в подкапотном пространстве, банка занимает достаточно много места
- Уходит неустойчивая работа на холостом ходу
- Не нужно платить большие деньги за новый адсорбер и его клапан
Мне кажется система достаточно полезная, лично меня зачастую раздражало — когда в карбюраторной машине воняло бензином, откуда только можно. Надышишься и голова потом болела, эта система позволяет избегать этого, немного экономит топливо и не загрязняет атмосферу.
НА этом заканчиваю, думаю моя статья была вам полезна, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал.
(32 голосов, средний: 4,47 из 5)
Рис. 2-77а. Система улавливания паров бензина ЕВРО-2:
1 — шланг адсорбера и клапана бензобака;
2 — клапан бензобака;
3 — шланг клапана бензобака паропровода;
4 — дроссельный патрубок с ресивером;
5 — шланг адсорбера и дроссельного патрубка;
6 — адсорбер;
7 — хомут;
8 — болт;
9 — кронштейн крепления адсорбера;
10 — гайка;
11 — шланг паропровода и гравитационного клапана;
12 — гравитационный клапан;
13 — трубка паропровода;
14 — топливный бак.
Система улавливания паров бензина (СУПБ) состоит из угольного адсорбера 6 (рис. 2-77а) с электромагнитным клапаном продувки, клапана 2 бензобака, гравитационного клапана 12, трубки паропровода 13 и шлангов 1, 3, 5 и 11.
Пары бензина проходят через гравитационный клапан 12 и клапан 2 бензобака. Гравитационный клапан предотвращает вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля, а клапан бензобака препятствует чрезмерному повышению или понижению давления в топливном баке.
После прохождения клапанов пары бензина попадают в адсорбер 6, где поглощаются активированным углем. Второй штуцер адсорбера соединен шлангом 5 с дроссельным патрубком, а третий — с атмосферой. При выключенном двигателе электромагнитный клапан закрыт, в этом случае пары бензина не поступают в дроссельный патрубок. После пуска двигателя контроллер системы впрыска начинает подавать управляющие импульсы на клапан. Клапан открывается и происходит продувка сорбента: пары бензина отводятся через шланг 5 и дроссельный патрубок в ресивер.
Рис. 2-77б. Система улавливания паров бензина ЕВРО-3:
1 — шланг дроссельного патрубка и клапана продувки адсорбера;
2 — электромагнитный клапан продувки адсорбера;
3 — шланг клапана продувки и адсорбера;
4 — адсорбер;
5 — шланг трубки паропровода;
6 — дроссельный патрубок с ресивером;
7 — болт;
8 — кронштейн крепления адсорбера;
9 — гайка;
10 — шланг паропровода и переходника;
11 — переходник;
12 — шланг переходника и гравитационного клапана;
13 — пробка бензобака с предохранительным клапаном;
14 — гравитационный клапан;
15 — трубка паропровода;
16 — топливный бак.
Запрет на выброс паров бензина в атмосферу был введен еще в стандарте Евро-3. При этом испарение топлива из бака— естественное явление.
Читайте также: Съемник для седел клапанов 406
Чтобы предотвратить попадание бензиновых паров в окружающую среду, вентиляционный шланг бензобака (паропровод) подключается к специальному устройству — адсорберу.
Фильтрующий элемент этой детали поглощает вредные выбросы и обеспечивает соответствие автомобиля экологическим стандартам.
Видео:ЛАДА Нива ТРЕВЕЛ 2021. Небольшая ДОРАБОТКА линии АДСОРБЕРА, на всякий случай....Скачать
Для чего нужен адсорбер?
При заглушенном двигателе пары бензина, которые скапливаются в топливном баке, поднимаются к заливной горловине. Оттуда они направляются в сепаратор, конденсируются и стекают в бензобак. Однако часть паров не успевает превратиться в жидкость. Их пропускает гравитационный клапан и отправляет по паропроводу к адсорберу. Там пары проходят через активированный уголь и поглощаются им.
Когда двигатель заведен, вступает в действие система продувки адсорбера. ЭБУ открывает электромагнитный клапан и скопившиеся пары вместе с воздухом отправляются в цилиндры. Таким образом испарившийся бензин сгорает в двигателе и не попадает в атмосферу.
Адсорбер Нивы Шевроле расположен в подкапотном пространстве недалеко от расширительного бачка.
Видео:Клапан адсорбера, нормально работает? chevrolet nivaСкачать
Признаки неисправности
Срок службы адсорбера и клапана, как любой детали автомобиля, ограничен. Со временем фильтр забивается, уплотняется и препятствует свободному выходу паров из бензобака. Механизм клапана клинит, электромагнитная катушка перегорает или теряется контакт в районе разъема. Определить это можно по косвенным признакам:
- Высокое давление в топливном баке, выраженное в шипении при откручивании крышки.
- Слишком громкий стук клапана при нажатии на газ.
- Плавающие обороты холостого хода. Возможных причин этой проблемы немало, но одна из них — неисправный адсорбер.
- Горящая лампа Check Engine на приборной панели и коды ошибок при диагностике.
- Отсутствие щелчка при включении клапана адсорбера.
- Запах бензина в салоне.
Клапан можно почистить или отрегулировать. Ремонт адсорбера не предусмотрен. Единственный выход — заменить его новым.
Видео:Расход топлива упадет, если поменять этот клапанСкачать
Какой фирмы лучше уставить?
Чтобы не возникло проблем с креплением и подключением шлангов, покупать надо «родную» деталь производства ДААЗ, Bosch или другой компании. Артикул изделия — 21103-1164010. Цена начинается с 700 рублей.
Клапан адсорбера также продается в нескольких вариациях. Минимальная цена — 350 рублей.
Важно: перед покупкой убедитесь, что адсорбер и клапан совместимы именно с Нивой Шевроле.
Видео:Лада Нива ТРЕВЕЛ 2021. Почему ОТЩЕЛКИВАЕТ пистолет при ЗАПРАВКЕ и для чего нужен АДСОРБЕР. Ликбез.Скачать
Инструкции по замене
Замена продувочного клапана
При громком стуке клапана его необходимо отрегулировать. Для этого в нем предусмотрен регулировочный винт. Его головка залита эпоксидкой. Полимер предотвращает самопроизвольное откручивание винта. Нарушение цепи питания электромагнита можно устранить, почистив контакты разъема.
Работа выполняется одной отверткой в следующем порядке:
- Ослабьте хомуты на штуцерах клапана.
- Снимите продувочный и вакуумный шланг.
- Отожмите пластиковую защелку отверткой и демонтируйте клапан продувки.
- Вставьте новую деталь.
- Наденьте шланги.
- Затяните хомуты.
Замена адсорбера
Вам понадобится, кроме отвертки, ключ на 10. Порядок работы выполняется следующей последовательности:
- Ослабьте хомуты.
- Снимите шланги.
- Открутите болт хомута крепления.
- Достаньте адсорбер и вставьте новый.
- Затяните стягивающий болт хомута крепления.
- Наденьте шланги.
- Затяните хомуты.
Удаление адсорбера из топливной системы недопустимо. Эта деталь компенсирует перепады давления, которые возникают при охлаждении и нагреве бензобака. Кроме того, работа продувочного клапана контролируется ЭБУ двигателя. Поэтому просто заглушить выход шланга нельзя — бортовой компьютер выдаст ошибку. Если же оставить трубку не заглушенной, пыль и грязь будут затянуты в бензобак.
Видео:Клапан Адсорбера. Проверяем без приборов.Скачать
Подробное видео об адсорбере Шнивы:
🌟 Видео
Прокладка гравитационного клапана 2123-1164185-10 Chevrolet Niva 48х11х27х34Скачать
Ошибки адсорбера. Симптомы неисправности и проверка клапана продувки адсорбераСкачать
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КЛАПАН В ЗАПРАВОЧНОЙ ГОРЛОВИНЕ БАКА АВТОСкачать
Запах бензина в автомобиле. Система питания. Адсорбер. Работа двигателя Lada Niva 4х4 2-я ч.Скачать
Зачем нужен адсорбер и как работает клапан адсорбераСкачать
Неисправный клапан адсорбера.СимптомыСкачать
Нива шевроле давление в бензобаке.Скачать
Запах бензина в салоне автомобиля. Все причины. Устранение утечек бензина. VAZ Lada Niva 4х4 1-я ч.Скачать
Адсорбер - в топку! Система улавливания паров топлива ВАЗ 2110Скачать