- Все о масляных фильтрах: строение, типы очистки, рекомендации по замене
- Назначение фильтра в системе смазки двигателя
- Устройство масляного фильтра
- Как работает перепускной клапан масляного фильтра
- Назначение перепускного клапана масляного фильтра
- Смотрите больше с Garage Gurus
- Виды фильтров для моторного масла
- Центробежный масляный фильтр
- Конструкция
- Особенности обслуживания
- Так ли страшен перепускной клапан масляного фильтра, как его малюют?
- Конструкция масляного фильтра.
- Установка нового фильтра
- Об одном неприятном случае
- Масляный фильтр в системе смазки ДВС
- Назначение
- Расположение
- Конструкция
- Разновидности
- Полнопоточный
- Частичнопоточный
- Комбинированный
- Центробежный маслофильтр
- Не упусти момент
- Основные критерии выбора
- Виды фильтра по объёму пропускаемого масла
- Системы очистки: какими они бывают
- 🌟 Видео
Видео:Как работает масляный фильтрСкачать
Все о масляных фильтрах: строение, типы очистки, рекомендации по замене
Видео:Масляные фильтра и их клапана - как проверить клапан масляного фильтра-чтоб не звенела моторная цепьСкачать
Назначение фильтра в системе смазки двигателя
Расположение фильтра на двигателе
В процессе работы системы смазки масло циклично проходит через основные узлы и механизмы двигателя, смывая с них нагар, сажу и другие продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с излишками масла попадают в поддон (в системах с мокрым картером) или в специальный бак (в конструкциях с сухим картером). Чтобы такое масло могло использоваться в последующих циклах, очень важно предотвратить повторное попадание отходов в систему.
Определить, где находится в системе масляный фильтр, несложно. Как правило, он расположен в нижней части корпуса двигателя таким образом, чтобы его можно было легко заменить. Внешне он представляет собой цилиндрический корпус с резьбой (черного, синего, белого или зеленого цветов), внутри которого находится фильтрующий элемент.
Видео:Перепускной клапан масляного фильтра не держитСкачать
Устройство масляного фильтра
Устройство масляного фильтра
Конструктивно фильтры для моторного масла состоят из следующих элементов:
- Цилиндрический корпус с крышкой. Он имеет несколько входных отверстий и одно выходное с резьбой для крепления.
- Фильтрующий элемент. Задерживает частички загрязнений, пропуская далее в систему только очищенное масло. Чаще всего его изготавливают из специального картона. Чтобы увеличить полезную площадь фильтрующего элемента, его складывают в форме гармошки или скручивают в рулон. Для более эффективной службы картон также имеет специальную пропитку, не дающую ему разрушаться под воздействием масла.
- Перепускной клапан (нижний) масляного фильтра. В экстренных случаях он выполняет перенаправление потока масла напрямую в систему, минуя фильтрующий элемент. Логика проста – пусть лучше двигатель работает на неочищенном масле, чем вовсе без него. Такая ситуация может возникнуть, например, зимой: из-за действия пониженных температур масло становится более вязким, а потому не может пройти через фильтрующий элемент до момента выхода двигателя на рабочую температуру. Либо клапан срабатывает, если фильтрующий элемент “забит” и не справляется с объемом проходящего масла.
- Обратный клапан (противодренажный). Препятствует сливу масла из системы назад в фильтр. Это сделано для мгновенной подачи масла к вращающимся деталям при запуске двигателя.
- Прижимная пружина. Удерживает обратный клапан при отключенном двигателе.
- Уплотнитель (резиновая прокладка). Необходим для того, чтобы масло не вытекало в местах крепления.
На практике принцип работы стандартного масляного фильтра заключается в следующем: в момент запуска двигателя насос начинает всасывать из поддона (бака) моторное масло, которое проходит в отверстия фильтрующего элемента и затем поступает в магистраль системы смазки. Частицы нагара, сажа и другие отходы задерживаются в фильтре.
Видео:Давление масла и неисправный фильтрСкачать
Как работает перепускной клапан масляного фильтра
Масло необходимо для смазки двигателя. Но загрязненное масло может приводить к сильному и дорогостоящему повреждению двигателя. Это значит, что рабочий масляный фильтр крайне важен для хорошего состояния вашего двигателя.
Масляный фильтр выполняет три основные задачи:
- Удаляет загрязнения из масла. В том числе грязь, окисленное масло, частицы металла.
- Улавливает и удерживает загрязнения до следующей замены масляного фильтра.
- Устраняет избыточное сопротивление, позволяя достаточному количеству чистого масла попадать в двигатель для обеспечения оптимальной работы.
Можно увеличить срок службы масляного фильтра, если использовать хорошее синтетическое масло – оно лучше очищено, чем обычное масло, поэтому служит дольше, и в нем меньше загрязнений. Однако этого не всегда достаточно.
Назначение перепускного клапана масляного фильтра
Со временем фильтр забивается, и масло больше не может свободно проходить через него. Кроме того, иногда масляный насос в соответствии с потребностями двигателя подает больше масла в фильтр, чем фильтр может пропустить. Если в двигателе не окажется масла для смазки всех движущихся деталей, он будет серьезно поврежден. Даже грязное нефильтрованное масло лучше, чем никакого. Поэтому в хороших масляных фильтрах есть перепускной клапан, гарантирующий постоянную подачу масла при любых условиях.
Перед тем как рассмотреть принцип работы перепускного клапана, начнем с того, что является нормальными условиями работы масляного фильтра. В этом случае масло проходит через фильтр, очищающий его от загрязнений для защиты двигателя.
Однако если двигатель не прогрет или работает с высокой частотой оборотов, масла, проходящего через фильтр, недостаточно для полной смазки. В этом случае масло проходит через перепускной клапан, что гарантирует подачу достаточного количества масла для смазки. Если масло проходит через перепускной клапан, это означает, что оно отфильтровано лишь частично.
Кроме того, если фильтр забит, то пружина в масляном фильтре открывает подачу масла через перепускной клапан без какой-либо фильтрации.
Следует отметить, что при низкой частоте вращения двигателя, и если двигатель прогрет, перепускной клапан не открывается, и в двигатель попадает только очищенное масло.
Смотрите больше с Garage Gurus
Хотите узнать подробнее? Посмотрите ролик, в котором эксперт Garage Gurus рассказывает подробно о масляном фильтре и перепускном клапане.
Видео:Обратный клапан фильтра масляного охладителя двигателя односторонний клапан для Chevrolet Opel AveoСкачать
Виды фильтров для моторного масла
Полнопоточная и комбинированная схемы смазки
Основными параметрами при выборе фильтра являются пропускная способность (сколько масла пройдет за единицу времени) и его объем (размер). Эти характеристики определяют, как быстро и насколько эффективно будет выполняться очистка. В зависимости от конструкции масляного фильтра и схемы его установки выделяют три группы устройств:
- Проточный (полнопоточный). Наиболее распространенный вариант. Он имеет простую конструкцию и устанавливается последовательно с другими элементами системы смазки. Это означает, что через него проходит все масло, всасываемое насосом, и очистка осуществляется максимально быстро. Когда такой фильтр засоряется, срабатывает перепускной клапан и неочищенное масло в полном объеме поступает в двигатель.
- Частично проточный (частичнопоточный). Он подключается в систему таким образом, чтобы через него проходила только часть масла. Преимущество данной схемы установки – в более качественной очистке. С другой стороны, скорость прохождения масла в систему уменьшается.
- Комбинированная схема фильтрации. Она используется преимущественно на дизельных двигателях. В этом случае в системе устанавливается и полнопоточный, и частичнопоточный фильтры. Через первый проходит до 90% смазки, а второй выполняет очистку лишь 10%. Это позволяет получить преимущества обеих схем: высокое качество очистки и защищенности мотора.
- одноразовые конструкции (неразборные);
- разборные масляные фильтры со сменным фильтрующим элементом.
Одноразовый и разборной масляный фильтр
Внешне такие конструкции почти не отличаются, но у разборного на верхней крышке расположена специальная гайка. Она откручивается и позволяет выполнить промывку или замену внутренней части фильтра.
Читайте также: Симптомы если погнуло клапана
Центробежный масляный фильтр
Кроме перечисленных типов в системе смазки тяжелых машин (тракторов, внедорожников, строительной техники) могут применяться центробежные масляные фильтры. Конструктивно они состоят из корпуса, внутри которого находится ротор и ось. Нагнетание масла внутрь центрифуги осуществляется через отверстия в оси (радиальные и продольные). Это обеспечивает попадание смазки на ротор.
Поскольку скорость подачи масла достаточно высока, оно ударяется о крышку центрифуги и провоцирует вращение ротора под действием реактивных сил.
Возникающая в этот момент центробежная сила выталкивает из масла примеси и загрязнения, которые задерживаются в виде осадков на крышке фильтра. После этого очищенное моторное масло подается в основную магистраль системы.
Видео:Для чего нужен перепускной клапан масляного фильтра?Скачать
Конструкция
Современные масляные фильтры чаще всего неразборные и состоят из следующих деталей:
- Фильтрующий элемент. Изготовлен из гофрированной фильтровальной бумаги со специальной пропиткой для защиты от воздействия масла или синтетических волокон. Именно он отвечает за очистку масла от грязи и примесей.
- Корпус. У него несколько входных отверстий, один выход с резьбовым креплением и уплотнительное кольцо. Если в двигателе автомобиля предусмотрен специальный стакан, то фильтрующий элемент может быть без корпуса.
- Перепускной клапан. Он не только регулирует давление масла в системе. Он срабатывает даже при использовании очень вязкого смазочного материала. Например, зимой, когда непрогретая смазка становится более вязкой, клапан пропустит ее в двигатель, даже минуя фильтр.
- Противодренажный клапан. Предотвращает отток масла из фильтра при выключенном моторе и гарантирует начало его циркуляции одновременно с запуском.
Видео:Опель,как заменить масляный клапан,масляного канала фазорегуляторов.Скачать
Особенности обслуживания
Как правило, замена масляного фильтра (фильтрующего элемента) осуществляется одновременно с заменой масла, но это необязательное условие. Согласно рекомендациям производителей, менять масло и фильтр необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше делать это чаще: примерно каждые семь тысяч. При эксплуатации в сложных условиях, а также при использовании некачественного топлива или масла интервал замены следует сократить на 30%.
Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50% твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.
Чтобы точно определить сроки эксплуатации, нужно учитывать тип масляного фильтра, а также его марку. Неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше, а иногда потребуется осуществлять замену поддельного масляного фильтра каждые 2-3 тысячи километров. Проблема кроется в качестве, а также в количестве фильтрующего элемента, на которых стараются экономить нелегальные производители. Конечно, оригинальный масляный фильтр стоит дороже, но и служит он намного дольше.
Ключи для снятия масляного фильтра
Для замены фильтра моторного масла его необходимо снять с двигателя, что бывает нелегко сделать, поскольку уплотнительное кольцо под действием высоких температур нередко “прикипает” к картеру двигателя. Для решения этой проблемы используются специальные ключи:
- Специальная накидная головка (имеет определенный размер) – наиболее правильный способ.
- Накидной ключ – имеет подвижный округлый захват с зубьями.
- Ключ в размер – представляет собой округлый хомут с зазубринами фиксированного размера. Такой ключ подбирается под конкретную модель фильтра.
- Ключ-краб – универсальный вариант, имеющий три ножки, обхватывающие и зажимающие корпус.
Помимо ключей, могут применяться съемники ленточного и цепного типа, которые накидывают на корпус и плотно затягивают. Если специальных приспособлений нет, существуют способы, как открутить масляный фильтр без использования ключа:
- Веревка (ремень) и рычаг. Первой обматывают фильтр и привязывают рычаг, в качестве которого может быть использована отвертка или гаечный ключ.
- Отвертка и молоток. Этот способ применяют для одноразовых конструкций. Корпус просто пробивается отверткой, которая далее используется как рычаг для отвинчивания.
Нормальное состояние фильтра для очистки моторного масла обеспечит правильность работы и длительный срок эксплуатации двигателя автомобиля. Не стоит пренебрегать своевременной заменой и использованием оригинальных деталей.
Видео:Неисправность Перепускного Клапана Масляного Фильтра?Скачать
Так ли страшен перепускной клапан масляного фильтра, как его малюют?
— устройство предназначенное очищать моторное масло от загрязняющих его в процессе работы двигателя внутреннего сгорания механических частиц, смол и других примесей. Это значит, что без масленого фильтра система смазки двигателей внутреннего сгорания обойтись не может. Типы масляных фильтров получившие наибольшее распространение: центробежные и пластинчато-щелевые, со сменным бумажным патроном.
Видео:Зачем перепускной клапан в масляном фильтре # bypass valve # 旁通阀Скачать
Конструкция масляного фильтра.
Существуют три основных конструкции масляного фильтра:
Самый распространенный – классический – неразборный полно-поточный фильтр. Данный фильтр состоит из корпуса, фильтрующего элемента и двух клапанов: перепускного(обводного) и обратного (противосливного). Перепускной клапан обеспечивает подачу масла в двигатель при невозможности прохождения масла через фильтрующий элемент. Клапан срабатывает при сильном загрязнении фильтрующего элемента, при резком увеличении оборотов, при густом масле (вызвано отрицательной температурой). Обратный клапан не допускает выход масла из фильтра при заглушенном моторе для быстрого подъема давления при пуске. Традиционно в фильтрах в качестве материала для фильтрующего элемента применяется специальная бумага которая пропитана фенол-формальдегидными смолами с целью придания водостойкости.
Масляные фильтры с синтетическими нано-волокнами (ЕАО, Ea15K).
Ea15K рекомендуется менять каждые 15000 км или один раз в год (что наступит раньше);
ЕАО рекомендуется менять каждые 25000 миль или один раз в год (что наступит раньше), в обычных условиях эксплуатации и 15000 км или один раз в год, при тяжелых условиях эксплуатации.
Видео:Клапан масляного фильтра ОПЕЛЬСкачать
Установка нового фильтра
Итак, автолюбитель смог подобрать и приобрести нужный фильтр. Остается вопрос: как снять масляный фильтр и далее установить новый? Особых сложностей здесь нет, хотя специфика работы во многом зависит от того, какова марка и модель автомобиля. Мы постараемся дать общие рекомендации.
Для выполнения работ автолюбителю понадобится следующее: ленточный или многогранный ключ (первый предпочтительнее), отвертка, смазочный материал (подойдет моторное масло), перчатки. Надев перчатки, нужно открутить старый фильтр. Иногда это сделать сложно – фильтр мог прикипеть или же он был сильно вкручен специальным инструментом. Может помочь отвертка, с помощью которой в фильтре проделывается несколько отверстий, после чего его проще вывернуть рукой.
Старый фильтр демонтирован – время заняться новым. На резиновую прокладку масляного фильтра нужно нанести немного моторного масла или иного смазочного материала. Далее, его нужно вкрутить рукой, после чего затянуть ключом. Теперь остается долить в двигатель новое масло, дать ему поработать в течение нескольких минут и проверить, не наблюдается ли утечка масла через новый фильтр. Контрольный момент: проверка уровня масла и его долив в случае необходимости.
Читайте также: Как отрегулировать клапана двигатели 402 волга
Видео:Как Масляный Фильтр может угробить Ваш двигатель!Скачать
Об одном неприятном случае
Количество и расположение клапанов существенно зависит от конструкции двигателя и размещения фильтра. А вариантов рабочих положений у него несколько: горизонтальное, наклонное отверстиями вниз, наклонное отверстиями вверх, вертикальное отверстиями вниз, вертикальное отверстиями вверх…
Так, в последнем случае антидренажный и противосливной клапаны становятся ненужными – масло из фильтра и так не вытечет. А если и перепускной клапан установлен в блоке, фильтр может оказаться вообще бесклапанным. И не дай вам бог поставить его на обычный мотор, даже если резьба подойдет.
И совсем уж беда, если применять «не тот» фильтр советует производитель автомобиля. А такие случаи были. Так, в документе 3100–3902008РЭ 2003 на с. 57 сказано буквально следующее: «…на двигателях ЗМЗ‑4062 допускается в послегарантийный период применение масляных фильтров зарубежного производства C113 ».
Выдержка из каталога
А что такое фильтр С113? Смотрим в каталог: этот фильтр имеет антидренажный и противосливной клапаны и не имеет перепускного. Следовательно, предназначен для двигателей, у которых перепускной клапан находится в блоке.
Сколько моторов работало на загрязненном масле из-за этой ошибки, история умалчивает. К счастью, завод довольно быстро исправился и выпустил новое руководство по эксплуатации с правильными рекомендациями.
Вот почему необходимо подбирать фильтр строго по каталогу – там содержится вся необходимая информация, в том числе и о количестве клапанов.
Видео:УВИДЕВ ЭТО ВЫ БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ КУПИТЕ МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТРСкачать
Масляный фильтр в системе смазки ДВС
Подвижные элементы ДВС смазываются масляной ванной. При их работе в картер сыплется мельчайшая стружка баббитов, алюминия и стальных сплавов. Для очистки масла его пропускают через съемный заменяемый фильтрующий элемент – картридж или корпусной фильтр.
Назначение
В настоящее время не существует достойной замены технологии масляной смазки деталей трения ДВС. Основными эксплуатационными проблемами являются:
- высокая цена качественной смазки;
- прямая зависимость эксплуатационного ресурса мотора от чистоты масла;
- снижение экологичности и мощности при загрязнении смазки.
Для решения указанных задач нужно использовать фильтрующие элементы внутри системы смазки. Масло достаточно долго сохраняет рабочие характеристики:
- вначале инородные вещества просто накапливаются в смазке, не влияя на его свойства;
- при достижении критического порога концентрации в смазке начинается процесс старения.
Масленный фильтр, способный очистить смазку от сторонних примесей, то есть задержать частицы на шторке, позволяет отодвинуть срок старения и замены смазки, соответственно. Другими словами, при достаточно низкой стоимости масляный фильтр позволяет снизить эксплуатационный бюджет и сэкономить серьезные деньги.
Расположение
Смазка обычно отбирается для фильтрации из картера, поэтому узнать, где находится и как снять масляный фильтр в конкретной модели авто, можно, заглянув под капот.
Местонахождение масляного фильтра
Реже фильтрующий элемент откручивается и устанавливается снизу после демонтажа защиты двигателя на яме или подъемнике.
Нижнее расположение маслофильтра
Очень редко на прилавках специализированных автомагазинов можно встретить «удлинитель» для размещения маслофильтра в более удобное для эксплуатации и замены место.
Приспособление для выноса маслофильтра в другое место под капотом
Цена тюнинга двигателя составить около 2,5 – 3 тысяч, зато фильтр можно будет, не только закручивать, но и снимать руками, а не специальными ключами и съемниками.
Конструкция
Поскольку изделие считается не ремонтируемым, то есть расходным, устройство масляного фильтра предельно простое:
- цилиндрический корпус из листовой стали;
- несколько клапанов внутри;
- цилиндрическая шторка фильтрующего элемента из синтетического полотна или бумаги;
- защитная обойма внутри картриджа;
- присоединительная внутренняя резьба с одного его торца;
- шлицевая кромка с противоположного торца снаружи;
- сквозные отверстия для поступления масла возле посадочной поверхности.
Нижний или верхний клапан обхода обычно называют перепускным клапаном. Он открывает обходной (байпасный) канал, масло проходит через внутреннюю часть фильтра напрямую, минуя шторку.
Силиконовая или резиновая мембрана называется обратным или анти дренажным клапаном. Поскольку в 90% случаев маслофильтр вкручивается резьбой вниз, входные отверстия также находятся с этой стороны фильтра.
Сливной клапан устанавливается в дополнение к двум основным (обратному и перепускному), обычно в фильтрах для дизельных моторов.
Разновидности
В эксплуатационном руководстве каждого транспортного средства в обязательном порядке указано, какой масляный фильтр лучше именно для этого ДВС. Имеются варианты полноценной замены и основные характеристики – диаметр резьбы, площадь шторы и давление открытия перепускного клапана.
Полнопоточный
При установке в разрыв магистрали полнопоточный масляный фильтр постоянно пропускает сквозь шторку весь поток рабочей среды. В этом варианте обычно применяется сменный картридж масляного фильтра, устанавливаемый в специальный корпус устройства.
Основным недостатком является масляное голодание при старте и прогревании мотора, когда смазка слишком вязкая, чтобы просочится сквозь шторку картриджа.
Частичнопоточный
Гораздо сложнее схема установки частичнопоточного фильтра, через который обычно пропускают до 20% рабочей среды. Зато масло очищается здесь более качественно, отсутствуют обводные каналы, скопившаяся грязь не может вытечь из корпуса физически.
Схема подключения частичнопоточного фильтра
Чаще всего эти модификации устанавливают в паре с полнопоточными фильтрами для повышения эффективности очистки.
Комбинированный
В зависимости от конструкции двигателя комбинированный фильтр бывает трех типов:
- модульный – полнопоточный и частичнопоточный в одном корпусе с отдельно стоящими клапанами и переливами;
- разборный – съемный картридж масляного фильтра эксплуатируется внутри стационарного корпуса;
- неразборный – в стальном, реже полимерном корпусе без клапанов или с 1 – 3 клапанами.
Модульный фильтр производителя Mann-Hummel для Audi и VW
Разборный и одноразовый маслофильтр одной модификации
Фильтр Cummins для дизельного мотора в пластиковом корпусе
Большинство картриджей задерживают примеси величиной до 40 микрон, то есть не пропустят волос. Улучшенные модификации отсеивают из смазки частички величиной 20 микрон, которые можно увидеть только под микроскопом.
Существуют варианты с фильтрацией 10 микрон и 5 микрон, но на практике сквозь такие плотные шторы смазка протекает очень медленно, возможно масляное голодание деталей трения при повышенных нагрузках и запуске ДВС.
Картридж TSN с уровнем фильтрации 5 микрон
Видео:КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА ОРИГИНАЛЬНЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ. ВСКРЫЛИ КАЖДЫЙ И АФИГЕЛИ#БУДНИСЕРВИСА #ЗАПЧАСТИСкачать
Центробежный маслофильтр
Центробежные фильтры чаще всего используются в двигателях тракторов, внедорожников, строительной техники и других тяжелых машин. Они состоят из корпуса, в котором на статичной полой оси расположен ротор с соплами. Ротор представляет собой корпус и стакан, нижняя или боковая часть которого оснащена жиклерами, установленными под углом к оси.
На практике центробежный масляный фильтр работает так, что под давлением масло подаётся на ось, оттуда сквозь отверстия попадает в стакан и к соплам. Последние обладают небольшим диаметром, поэтому смазка вытекает из них струйками и на высокой скорости, чем создаёт реактивный момент. Так сам ротор начинает активное вращение до 5-6 тысяч оборотов в минуту. В процессе вращения возникает центробежная сила, которая выталкивает из жидкости все загрязнения на стенки роторного стакана, где они и остаются. Чистое масло, выходящее из форсунок, поступает в корпус и далее в магистраль двигателя.
Читайте также: Атеросклеротическое поражение клапанов сердца
Чаще всего центробежные фильтры являются частичнопоточными.
Видео:Клапан масляного фильтра OPELСкачать
Не упусти момент
Масляные фильтры относятся к изделиям, назначение которых ясно из названия. Загрязнение масла в двигателе происходит непрерывно. Избыток загрязняющих примесей вызывает повышенный износ и преждевременный выход из строя смазываемых деталей – особенно в кривошипно-шатунной и цилиндропоршневой группах. Иными словами, от чистоты моторного масла зависят ресурс и надежность ДВС, а также его мощностные и экологические показатели. Важна и экономия высококачественных моторных масел – они сегодня недешевы, а срок их службы напрямую зависит от степени загрязнения.
Откуда же берется губительная грязь? Ответить на этот вопрос поможет классификация. Загрязняющие примеси делятся на две основные группы: органические и неорганические. Органические образуются в результате неполного сгорания топлива, а также термического разложения, окисления и полимеризации масла и топлива. Свою лепту вносят реакции с участием соединений серы и вездесущей воды.
А неорганические примеси – это банальная пыль, технологические загрязнения, внесенные при изготовлении или ремонте двигателя, частицы механического износа деталей, а также продукты отработавших зольных присадок.
Загрязнение масла в дизелях происходит интенсивнее, чем в бензиновых и газовых двигателях. Оно характеризуется большим содержанием сажи, подавляющей противоизносные свойства присадок и усиливающей выпадение отложений. Поэтому для дизельных двигателей выпускают особые, так называемые «дизельные» масла со специальным пакетом присадок.
Однако даже при интенсивном загрязнении масло не сразу ухудшает свои свойства. На первом этапе происходит простое накопление инородных веществ, лишь со временем вызывающих старение и необходимость замены масла. Вот почему так важно своевременно удалять загрязняющие примеси. Для этого и существует система очистки масла и ее главное звено – масляный фильтр.
Видео:Почему выдавливает сальник из под масленного фильтра и масло выливается.Скачать
Основные критерии выбора
При выборе новой запчасти следует рассматривать только качественные экземпляры от надежных производителей.
При выборе фильтра стоит придерживаться следующих основных критерий:
- прочный металлический корпус;
- качественно выполненная уплотнительная кромка;
- идеальный внешний вид, без каких-либо видимых дефектов (трещины, царапины, сколы);
- наличие сертификатов качества, соответствия и полных данных о производителе.
Важно! Не стоит экономить при покупке масляного фильтра, ведь он влияет на стабильность работы и срок службы мотора.
Видео:Замена обратного (сливного) масляного клапана Opel Zafira Z18XERСкачать
Виды фильтра по объёму пропускаемого масла
При выборе масляного фильтра руководствуются несколькими параметрами, один из которых пропускная способность (количество за единицу времени). Эта характеристика позволяет определить эффективность очистки при помощи того или иного фильтрующего элемента. Выделяют три вида устройств:
- Полнопоточный. Самый популярный и простой вариант, который устанавливается последовательно с другими компонентами системы. Всё масло, всасываемое насосом, проходит через него, что соответствует максимально быстрой очистке всего объема жидкости. Как только фильтр засоряется, происходит сработка перепускного клапана, и весь объем смазки в неочищенном виде поступает в магистраль системы.
- Частичнопоточный. Конструкция устанавливается в систему таким образом, чтобы моторное масло проходило сквозь него частично. Значительным преимуществом такого фильтра является – качественная очистка, однако в этом случае теряется скорость прохождения смазочной жидкости через систему.
- Комбинированный. Принцип фильтрации в основном применяется для дизельных двигателей. Сразу используются полно- и частичнопоточный фильтры. Первый берёт на себя 90% очищения масла, а второй соответственно 10%. Комбинированная схема позволяет получить преимущества от обоих видов фильтров: качество и скорость очистки.
Также, исходя из конструкции, различают:
- одноразовые, неразборные конструкции;
- разборные, со сменным фильтрующим элементом.
Принципиально эти фильтры не отличаются между собой, однако у второго на крышке расположена гайка. Она позволяет разбирать конструкцию для замены отработанной мембраны и промывки внутренней части фильтра.
Видео:СЕКРЕТ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА О КОТОРОМ ВАМ НЕ РАССКАЖУТ ДАЖЕ МЕХАНИКИСкачать
Системы очистки: какими они бывают
В современных двигателях применяют две схемы очистки масла: полнопоточную и комбинированную. Наиболее распространена полнопоточная схема, когда масло многократно проходит по кругу «масляный насос – фильтр – пары трения – картер». За примерами далеко ходить не надо – так очищается масло в двигателях большинства легковых автомобилей. Фильтры для них так и называют – полнопоточные.
В комбинированной системе параллельно полнопоточному фильтру включают дополнительный фильтрующий элемент или центрифугу.
В зарубежной литературе дополнительный фильтр именуют bypass filter, у нас же его называют «частичнопоточным», и вот почему. За время, когда через полнопоточный фильтр проходит 100% масла, частичнопоточный в зависимости от калибровки впускного канала пропускает от 1 до 10% – но с более тщательной «отбраковкой» инородных частиц. В качестве примера назовем такие цифры: тонкость отсева полнопоточного фильтра составляет около 45 мкм, а частичнопоточного – 1–3 мкм.
Испытания, проведенные в НАМИ, показали, что в сравнении с полнопоточными комбинированные системы в 2–3 раза снижают износ подшипников коленчатого вала и маслосъемных колец. Кроме того, они позволяют продлить срок службы моторного масла и почти в 2 раза увеличить ресурс полнопоточных фильтров.
Но вместе с тем комбинированная система очистки масла усложняет двигатель и увеличивает его стоимость. И здесь у читателя может возникнуть вопрос: а нельзя ли сделать полнопоточный фильтр с трехмикронной тонкостью отсева и не городить дополнительную магистраль? К сожалению, нельзя. Такой фильтр имел бы ничтожный срок службы из-за быстрого засорения.
Есть такая поговорка: новое – это хорошо забытое старое. Она удивительным образом подходит к теме данного раздела. Так, принцип комбинированной очистки масла известен очень давно. В свое время наши «Победы» и «двадцать первые» «Волги» имели два масляных фильтра: полнопоточный пластинчатый и частичнопоточный картонный. Их и называли соответственно: фильтры грубой и тонкой очистки.
Первый не менялся никогда – его пластины очищались поворотом специального рычажка, после чего грязь оказывалась в нижней части корпуса и удалялась при замене масла. Второй имел сменный элемент – сейчас его назвали бы «картриджем». Именовался он АСФО – автомобильный суперфильтр-отстойник. Аналогичные решения применялись и на зарубежных автомобилях.
Эти фильтры были хороши для моторных масел того времени. А сегодня они оказалась бы неработоспособными, и вот почему. Благодаря эффективным моющим и диспергирующим присадкам уровень измельчения загрязнений в современных маслах очень высок – следовательно, посторонние частицы беспрепятственно пройдут через пластины фильтра грубой очистки и быстро забьют поры картонного элемента тонкой очистки.
Поэтому с появлением качественных масел модернизировались и системы очистки – они стали полнопоточными, а пластинчатые фильтры ушли в историю, уступив место «коллегам» с бумажной шторой.
Но комбинированные системы вовсе не канули в Лету. Когда двигатели обрели множество прецизионных узлов, комбинированный способ очистки вновь оказался востребованным – но уже на ином, более высоком уровне.
А вы, читатель, можете задать своим друзьям вопрос «на засыпку»: что общего у «Победы» с современным Mercedes? И когда те пожмут плечами или снобистски поморщатся, щегольните эрудицией: обе машины имеют комбинированные системы очистки моторного масла и два фильтра: полнопоточный и частичнопоточный.
🌟 Видео
Как работает масляный фильтр. Принцип действияСкачать
Противодренажный (обратный) клапан фильтра масляного фильтра Mahle OC204Скачать
Масляный фильтр никогда не фильтрует? Как это работаетСкачать