Рис. 26. Система смазки:
1 — фильтр; 2 — штуцер; 3 — винт крепления крышки; 4 — крышка насоса; 5 — крышка маслоотделителя; 6, 8, 11, 15, 18, 20, 24 — прокладки; 7 — маслозаливная крышка; 9 — корпус насоса; 10 — болт; 12 — приемник насоса; 13 — шарик редукционного клапана; 14 — пружина; 16 — пробка; 11 — масляный картер; 19 — маслосливная пробка; 21 — ведомая шестерня масляного насоса; 22 — ведущая шестерня масляного насоса; 23 — маслоуспокоитель; 25 — трубка указателя уровня масла; 26 — указатель уровня масла.
Система смазки двигателя (рис. 26 и 27) включает маслозаливную горловину, приемник масляного насоса, стержневой указатель уровня масла, масляный картер и масляный насос, и фильтр, и систему вентиляции картера. Система смазки двигателя комбинированная.
Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов и коромысла клапанов. Кулачки распределительного вала смазываются струей масла, поступающего из специального отверстия, выполненного в коромысле. Стенки цилиндров, поршни с поршневыми пальцами, втулки верхних головок шатунов, привода распределителя зажигания и топливного насоса, стержни клапанов в их направляющих втулках смазываются маслом, вытекающим из зазоров, и разбрызгиванием.
Навесные агрегаты — водяной насос, датчик-распределитель зажигания, генератор и стартер имеют подшипники, не требующие в процессе эксплуатации пополнения смазки.
Маслозаливная горловина (см. рис. 26), через которую в двигатель заливают масло, находится на крышке головки цилиндров.
Приемник масляного насоса представляет собой штампованный колпак с фильтрующей сеткой и масло подводящей трубкой. К масляному насосу приемник крепится фланцем через уплотни тельную прокладку болтами.
Стержневой указатель уровня масла установлен в трубке с правой части блока двигателя и уплотнен прокладкой. На нижней части стержня сделаны две метки, расположенные на расстоянии 15 мм одна от другой. Нижняя соответствует минимальному, а верхняя максимальному уровню.
Масляный картер отлит из магниевого сплава. Он закрывает двигатель снизу и служит резервуаром для масла. Крепится картер к нижнему фланцу блока двигателя болтами. Уплотнение достигается установкой прокладки толщиной 3 мм. Полость масляного картера корытообразной формы имеет развитую переднюю часть, в которой размещается масло приемник.
Для предотвращения чрезмерного расплескивания масла при движении автомобиля в картере отлиты вертикальные поперечные перегородки, а верхняя часть закрыта штампованным масло успокоителем. В нижней части картера отлита бонка с резьбой М18Х 1,5 для маслосливной пробки.
Масляный насос (рис. 28) — шестеренчатого типа внутреннего зацепления, односекционный, установлен в передней части блока цилиндров. Корпус масляного насоса отлит из алюминиевого сплава и одновременно является передней крышкой блока цилиндров. В корпусе расположены ведущая 5 и ведомая 4 шестерни, редукционный клапан и манжета 6 переднего носка коленчатого вала.
Ведущая шестерня 5 имеет проточку диаметром 39 мм для установки на выступ корпуса насоса и выступы 12, которыми приводится во вращение непосредственно от носка коленчатого вала, имеющего лыски. Ведомая шестерня 4 вращается в расточке корпуса, в нижней части ее внутренние зубья входят в зацепление с наружными зубьями ведущей шестерни.
Крышка 2 масляного насоса — стальная, шлифованная, крепится к корпусу без прокладки шестью винтами М 6.
Для защиты каналов и уплотнений от разрушения при чрезмерном повышении давления масла служит редукционный клапан 8. Диаметр шарика клапана 8 и жесткость его пружины подобраны так, что при увеличении давления в системе смазки выше 0,55 МПа клапан приоткрывается и перепускает часть масла в блок цилиндров.
Видео:Эксперименты: Заклинил редукционный клапан давления маслаСкачать
Рис. 27. Схема смазки двигателя:
1 — блок цилиндров; 2 — фильтр тонкой очистки масла; 3 — масло сливные каналы; 4 — головка цилиндров; 5 — распределительный вал; 6 — каналы подвода масла к шейкам распределительного вала; 7 — внутренняя полость оси коромысел; 8 — ось коромысел; 9 — сапун; 10 — маслозаливная горловина; 11 — коромысло; 12 — отверстия подвода масла к коромыслам и кулачкам распределительного вала; 13 — крышка головки цилиндров; 14 — жиклер масляного канала; 15 — канал подвода масла к оси коромысел; 16 — датчик давления масла; 11 — каналы подвода масла к коренным шейкам; 18 — коленчатый вал; 19 — каналы подвода масла к шатунным шейкам коленчатого вала; 20 — датчик минимального уровня масла; 21 — указатель уровня масла; 22 — маслосливная пробка; 23 — масло приемник с фильтром грубой очистки; 24 — масляный картер; 25 — канал подвода масла к масляному насосу; 26 — канал слива масла через редукционный клапан; 27 — масляный насос; 28 — продольный канал от масляного насоса к фильтру тонкой очистки; 29 — редукционный клапан.
Рис. 28. Масляный насос:
1 — корпус; 2 — крышка; 3 — винт; 4 — ведомая шестерня; 5 — ведущая шестерня; 6 — манжета; 7 — заглушка; 8 — шариковый редукционный клапан; 9 — пружина редукционного клапана; 28 10 — пробка редукционного клапана; 11 — прокладка пробки; 12 — выступ на ведомой шестерне; 1 — полость разрежения; 11 — нагнетающая полость.
Рис. 29. Система вентиляции (а) картерных газов и масляный фильтр (б):
1 — воздушный фильтр; 2 — шланг вентиляции картера; 3 — крышка головки цилиндров; 4 — маслоотражатель; 5 — головка цилиндров; 6 — блок цилиндров; 7 — впускной коллектор; 8 — трубка отсоса картерных газов в карбюратор; 9 — карбюратор; 10 — корпус фильтра; 11 — резьбовое отверстие; 12 — противодренажный клапан; 13 — впускные отверстия; 14 — прокладка фильтра; 15 — фильтрующий элемент; 16 — наружная полость; 11 — центральная полость; 18 — пружина перепускного клапана; 19 —перепускной клапан; В — калиброванное отверстие ф 1,5 мм.
Масляный фильтр (рис. 29, б) полнопоточный, с основным бумажным фильтрующим элементом, перепускным клапаном и противодренажным клапаном. Крепится фильтр на резьбовом штуцере. Уплотнение обеспечивается резиновой прокладкой.
Фильтр неразборный и установлен горизонтально на левой части блока двигателя. Он смонтирован в стальном штампованном корпусе и заменяется в сборе. Фильтр включен последовательно в главную масляную магистраль двигателя непосредственно после масляного насоса (см. рис. 23). Таким образом обеспечивается очистка всего масла, подводимого под давлением к трущимся поверхностям. Масло проходит через поры бумажного и пластмассового фильтрующих элементов, очищается при этом от загрязнений и поступает в центральную полость, откуда через отверстие штуцера попадает в главный масляный канал блока двигателя.
При чрезмерном загрязнении фильтрующего элемента или при повышенной вязкости применяемого масла в результате перепада давления между наружной и центральной полостями фильтра открывается перепускной клапан, пропускающий в масляную магистраль неочищенное масло.
Кроме перепускного клапана, фильтр имеет противодренажный клапан, выполненный в виде манжеты из специальной резины. Он пропускает масло в фильтр и не позволяет ему вытечь в масляный картер. Следовательно, полость фильтра и часть каналов системы смазки при выключенном двигателе оказываются заполненными маслом.
Об отсутствии давления масла водителю сигнализирует лампочка, датчик ММ 111Д которой установлен на главном масло раздаточном канале в средней части блока цилиндров с левой стороны. При нормальном состоянии двигателя давление масла в системе смазки при температуре масла 80 °С и частоте вращения коленчатого вала 4000 минл должно быть 0,3. 0,5 МПа и при частоте вращения 1000 мин»1 не менее 0,07 МПа.
При работе двигателя в его картер через неплотности прилегания деталей поршневой группы и клапанного механизма попадают пары топлива и продукты сгорания. Взаимодействуя с распыленным нагретым маслом, эти вещества способствуют образованию пены и различных отложений летучих веществ, которые вместе с продуктами сгорания объединяются под общим названием «картерные газы». Кроме того, проникающие в картер отработавшие газы могут создать в нем избыточное давление, способствующее вытеканию масла из двигателя через уплотнения.
Для удаления картерных газов и снижения давления во внутренней полости картера в двигателе применена принудительная система вентиляции картера (см. рис. 29, а) закрытого типа, включающая в себя крышку 3 головки цилиндров со штуцером, прокладку и маслоотражатель 4.
Система обеспечивает отсос картерных газов в очищенную полость воздушного фильтра и под дроссельную заслонку смесительной камеры карбюратора через калибровочное отверстие диаметром 1,5 мм для их дожигания. Такое устройство вентиляции картера позволяет регулировать количество отсасываемых из картера газов в зависимости от режима работы двигателя.
При холостом ходе двигателя, а также его работе на малых нагрузках отсос картерных газов происходит в смесительную камеру под дроссельную заслонку карбюратора. С открытием дроссельной заслонки разрежение 29 в смесительной камере уменьшается, а скорость потока и количество воздуха, проходящего через воздушный фильтр, увеличивается, обеспечивая наибольший отсос картерных газов через воздушный фильтр.
Техническое обслуживание. Через каждые 500 км пробега автомобиля необходимо проверять уровень масла в картере двигателя и при необходимости доливать его. После первых 5 тыс. км пробега нового автомобиля необходимо выполнить следующие операции:
проверить герметичность уплотнений; заменить масло в картере двигателя;
заменить масляный фильтр;
очистить и промыть детали вентиляции двигателя.
Через каждые 15 тыс. км пробега, а на новом автомобиле после пробега первых 15 тыс. км необходимо выполнять те же операции, что и при пробеге 5 тыс. км, кроме последнего пункта.
Через каждые 30 тыс. км пробега автомобиля необходимо очищать и промывать детали вентиляции двигателя.
Проверка уровня масла и герметичности уплотнений. Уровень масла проверяют на холодном неработающем двигателе. Он должен находиться между рисками «MIN» и «МАХ» на указателе уровня масла. Категорически запрещается эксплуатация двигателя с уровнем масла ниже нижней и выше верхней меток.
Герметичность соединений и манжет на коленчатом валу проверяют визуально по наличию подтеканий масла, при необходимости устраняют подтекания подтяжкой соединений или заменой манжет новыми с предварительной разборкой двигателя.
Замена масла и масляного фильтра. Замену масла необходимо выполнять на хорошо прогретом двигателе. Для этого следует вывернуть сливную (предварительно сняв крышку заливной горловины) пробку и слить масло в емкость. Выдержать 10 мин, пока масло стечет.
Снять масляный фильтр (фильтр унифицирован с фильтром автомобиля ВАЗ-2105). Фильтр отворачивается от руки с приложением незначительного усилия. При возникновении затруднений при отворачивании следует воспользоваться специальным приспособлением, состоящим из плотно охватывающего корпуса фильтра хомута и рукоятки.
При установке нового фильтра следует убедиться в наличии и целостности уплотнительного кольца на фильтре, чистоте плоскостей фильтра и блока цилиндров. Новый фильтр завертывать только усилием руки, предварительно смазав уплотнительное кольцо маслом для двигателя. Как только прокладка фильтра коснулась блока, довернуть фильтр еще на 3/4 оборота.
Если при смене масла и фильтра было обнаружено, что масло очень темное (на указателе масла не просматриваются риски), надо, не снимая фильтра, слить масло и дать ему полностью стечь. Завернуть пробку и залить 2,5. 2,75 л моющего масла ВНИИНП-ФД в двигатель и дать ему поработать с минимальной частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода 10 мин. После чего слить моющее масло, заменить фильтр новым и залить свежее масло в количестве 3,4 л в соответствии с сезоном. Завести двигатель, дать ему поработать 5. 10 мин и проверить герметичность установки фильтра и пробки.
Очистка и промывка деталей вентиляции двигателя. Для промывки отсоединить шланги, снять крышку головки цилиндров и маслоотражатель. Промыть бензином или керосином шланги и маслоотражатель, а также трубку отсоса картерных газов в карбюраторе.
🌟 Видео
Устройство масляного насоса Таврия,Славута,СенсСкачать
надёжный способ вынуть редукционный клапанСкачать
Какие признаки неисправности масляного насоса. Симптомы и причины поломкиСкачать
Как легко достать клапан масляного насоса на ваз 2109Скачать
Редукционный клапанСкачать
Редукционный клапан и регулировка давления. Когда знания экономят деньги или не будь лохом!Скачать
Не качает маслянный насос. Устанавливаю новую пружину на редукционный клапан. Какой результат?Скачать
Ремонт клапана редукційного (редукционного) клапана. Течет масло через масляной фильтр.Скачать
КАК ВЫКРУТИТЬ РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН,МАСЛЯНЫЙ НАСОС ВАЗ 2114!Скачать
Редукционный клапан. Устройство и принцип работыСкачать
Нет давления масла (часть 2) доработка маслонасоса разборка масляный насосСкачать
ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ЗАСТОПОРИТЬ РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН НА КАММИНС ?Скачать
Осторожно с редукционным клапаном.Скачать
Принцип действия регулируемого масляного насоса на ДВС Volkswagen FSI 1.4 и 1.6Скачать
Заклинил редукционный клапан масляного насоса,на 99,устраняем проблемку))))Скачать
Погнало МАСЛО - причина в этом датчике. Славута, Таврия...Скачать
Как проверить масляный насосСкачать
Как поднять давление масла без разбора двигателя.Скачать
регулятор давления топливаСкачать