Бензопила – весьма полезная вещь в хозяйстве. Ведь с ней быстро и относительно легко решается масса задач домашнего строительства, садоводства и благоустройства территорий. Бензопилы – достаточно капризный инструмент, однако при правильном обращении это незаменимый помощник. У которого есть одно уязвимое место: направляющая шина. Именно на неё приходится большинство эксплуатационных нагрузок. А это означает, что знания о том, почему шины чаще прочих деталей бензопил выходят из строя и как их правильно заменить случае необходимости, ещё не раз помогут вам сохранить денежные средства и время при сезонных или проектных работах инструментом.
- Крепление шины бензопилы
- Слабые места пильной шины
- Параметры и варианты исполнения бензопильных шин и их элементов на фото
- Замена шины бензопилы и элементов её крепления
- Последовательность действий при снятии шины бензопилы на фото
- Замена шины и цепной гарнитуры бензопилы своими руками, видео
- Шина бензопилы: как измерить, подобрать, установить и починить
- Конструкция и устройство шины
- Как подобрать шину для бензопилы
- Как измерить длину шины бензопилы
- Установка шины на бензопилу
- Ремонт шины бензопилы
- 💡 Видео
Видео:Цепь и шина бензопилы. Как обслужить. Как одеть. Как узнать шаг и количество звеньев.Скачать
Крепление шины бензопилы
Шина и элементы её крепления принадлежат к расходным деталям. Износ этого узла происходит и под рабочими нагрузками, и в результате неправильного режима эксплуатации. Наличие неисправностей на этом участке вы определите сразу. Шина не сможет обеспечить нормальное натяжение, смазку и плавный ход цепи, а её крепление — фиксацию оси распила относительно корпуса инструмента.
Работать пилой с неисправной шиной небезопасно. Поэтому при первых признаках поломки узла нужно выключить мотор и выяснить в чём дело. Успешно устранить причину неисправности поможет знание конструктивных особенностей шины и её крепления на вашей бензопиле.
Шина определяет ось и длину распила, направляя цепь. Но основой механизма всё же является крепление. Оно устанавливается в паз между внутренней пластиной на корпусе мотора и внешней пластиной, расположенной на кожухе цепной гарнитуры. Шина и кожух фиксируются при помощи болтового соединения. Эта часть крепления называется «узлом двигателя», а её форма и конструктивное исполнение зависят от модели бензопилы. Крепление шины и ведущая звёздочка закрываются отдельной крышкой.
Шпильки крепления шины бензопилы
Ведущие звенья пильной цепи устанавливаются в направляющий паз на кромке шины и приводятся в зацепление с ведущей звёздочкой, соединённой с валом отбора мощности. При ослаблении фиксирующих болтов шина может двигаться. Натяжение цепи может регулироваться вручную или, как на профессиональных бензопилах, автоматически. Наконец, в передней части крепления шины расположен упор. Он служит для надёжной фиксации оси распила при контакте движущейся цепи с деревом.
Исполнение ведущей звёздочки бензопилы: со сменным и стационарным венцом
Исправная шина должна обеспечивать нормальное натяжение цепи. Для его проверки нужно отпустить цепной тормоз и рукой оттянуть цепь в направлении её движения. Если цепь не двигается, значит крепление затянуто слишком туго. Его нужно слегка отпустить, после чего снова проверить свободный ход цепи.
Регулировка натяжения цепи с помощью ключа
Видео:Ремонт шины с бензопилыСкачать
Слабые места пильной шины
Главные части шины – тело и паз. Ширина последнего называется зазором. Передняя часть пильных шин изготавливается из стали повышенной прочности. Тело шины также подвергается закалке.
В настоящее время в продаже встречаются различные типы пильных шин, которые различаются по:
- длине и ширине тела;
- величине зазора;
- наличие насадки повышенной прочности на передней части;
- наличию и типу ведомой звёздочки, скрытой в передней части тела шины.
Различные типы пильных шин
Форма хвостовика и расположение технологических отверстий в шинах для большинства любительских и профессиональных бензопил являются стандартными, но конструктивно их можно разделить на открытые и закрытые. Очевидно, что первые уступают надёжностью крепления к корпусу вторым, т.е. на кожух шины и болтовое соединение приходятся повышенные нагрузки. Также нужно следить за целостностью зубьев звёздочки – при затуплении или сколе она довольно быстро приведет в негодность ведущие звенья цепи.
Параметры и варианты исполнения бензопильных шин и их элементов на фото
Шина бензопилы нуждается в регулярном уходе. После каждого сеанса работы её пазы нужно очищать от грязи и опилок, иначе смазка не будет поступать на цепь. Износ паза шины должен быть равномерным, поэтому время от времени её следует переворачивать. Кроме того, перед началом работы всегда нужно проверять наличие масла на теле цепи и в зазоре.
Проверка работы системы смазки
Больше трёх цепных гарнитур с одной шиной использовать не рекомендуется. В процессе эксплуатации зазор, несмотря на всю прочность металла тела шины, расширяется, что приводит к появлению люфта при движении цепи и её провисанию даже при крайнем переднем положении шины.
Читайте также: Шины лонг марч 315
Ведомая звёздочка, расположенная в передней части шины, смазывается отдельно. Масло туда, в отличие от остального направляющего паза, не попадает. Она заливается в специальные отверстия в передней части шины, а если звёздочка отсутствует – наносится на носок шины.
Отдельная система смазки носовой звёздочки
Видео:Как подобрать шину и цепь на бензопилу. Все нюансыСкачать
Замена шины бензопилы и элементов её крепления
Для замены элементов крепления, шины и цепной гарнитуры необходимо выполнить разборку всего механизма крепления. Не помешает заранее приготовить прямоугольный кусок ткани или картона, а также свободное место на столе для разборки инструмента и временного размещения снятых деталей.
Схема крепления шины бензопилы
Замена элементов крепления и шины бензопилы необходима при:
- Критическом износе посадочного паза или элементов хвостовика.
- Повреждениях кожуха.
- Нарушении фиксации болтов крепления.
- Повреждении или деформации тела шины.
- Истирания или поломки зубьев ведущей и ведомой звёздочки.
- Повреждении канавок для подачи смазки на цепь.
- Износе натяжителя цепи.
- Износе посадочного паза и фиксатора шины.
Поэтому-то пильная шина и элементы крепления и являются расходными деталями – для их замены нужен всего один универсальный ключ, поставляемый в комплекте с инструментом. Ну и, конечно же, знание алгоритма разборки, сборки и регулировки механизма.
Бензопила со снятой шиной
Для разборки крепления шины следует:
- поставить двигатель вертикально и, открутив соответствующие гайки, снять крышку ведущей звёздочки;
- приподнять шину за передний конец и повернуть зажимной винт цепи, высвобождая её из канавки шины;
- оттянуть цепь снизу и, поворачивая зажимной винт, высвободить её из канавки;
- снять цепь с ведущей звёздочки и вытащить её из под кожуха, после чего отложить в сторону;
- при наличии повреждений или следов износа кожух и прокладки крепления следует заменить;
- снять подлежащую ремонту или замене шину цепи с пазового крепления.
Последовательность действий при снятии шины бензопилы на фото
После этого цепь нужно одеть на новую шину и установить последнюю в устанавливаемую её в паз. Далее гарнитура приводится в зацепление с ведущей звёздочкой и закрывается крышкой. Непосредственно перед началом работы не не забудьте проверить отсутствие провисания цепи и качество её натяжки.
Если крепление новой шины и монтаж гарнитуры выполнен правильно, бензопила снова готова к работе. Кстати, в этом на всякий случай следует убедиться, распилив несколько тонких веток.
Видео:Как подобрать шину для бензопилыСкачать
Замена шины и цепной гарнитуры бензопилы своими руками, видео
Видео:Вечная шина для бензопилы.Скачать
Шина бензопилы: как измерить, подобрать, установить и починить
Видео:Шины для цепных пил. Как выбирать. Как работать. Чем отличается шина электропилы от шины бензопилы.Скачать
Конструкция и устройство шины
Общее представление об устройстве любого элемента, складывается из знания его составных частей и понимания их взаимодействия. Чтобы эксплуатировать шину максимально долго и эффективно, полезно иметь внятную картину принципа её действия. Функциональная роль детали в системе бензопилы предельно ясна каждому, кто наблюдал этот инструмент в работе. В первую очередь, шина служит направляющей для цепи, а также средством её натяжения и смазки.
При беглом осмотре элемента, складывается впечатление, будто он вырезан из цельного листа металла. На самом же деле, шина состоит из 3х пластин (2х боковых и одной центральной), надежно скрепленных заклепками. Центральный элемент на порядок короче и тоньше боковых, что обусловлено формированием направляющих пазов, в которые погружаются хвостовики цепи. Свободное пространство в передней части (на носу) шины, занято ведомой звёздочкой, обеспечивающей свободный ход цепи при натяжении.
Для облегчения движения и защиты от стирания, звёздочка устанавливается на подшипник, центральная часть которого крепится заклепками к боковым пластинам. Для технического обслуживания механизма, выраженного в чистке и смазке роликов, с обеих сторон шины предусмотрены специальные отверстия.
В хвостовой части направляющей, имеется ряд технологических отверстий. Самый большой, вытянутый проем, обеспечивает ровную установку полотна, вдоль двух шпилек, зафиксированных на картере двигателя. В одно из 2х симметрично расположенных отверстий, вставляется палец натяжителя цепи, а в самое маленькое входит штуцер маслонасоса, подающий смазку на хвостовик цепи при работе.
Видео:Правильный уход и обслуживание шины бензопилы и электропилыСкачать
Как подобрать шину для бензопилы
Разнообразие направляющих для цепи достаточно обширно, однако чрезмерно внушительным его назвать нельзя. Современные пильные шины классифицируются по ширине паза, длине полотна, шагу ведомой звёздочки и хвостовику. На основе значений данных показателей, происходит выбор сменной периферии. Разберем каждый параметр по порядку, начиная с наиболее важного.
Читайте также: Как узнать приора с can шиной или нет
Длина пильного полотна определяет максимальную глубину погружения в материал и допустимый размер цепи, которую можно на него установить. По стандарту, значения выражаются в дюймах и указываются на самой детали (в районе хвостовика), вместе с рекомендуемым количеством звеньев. Стандарты разнятся в зависимости от шага ведомой звездочки. Данные, по самым распространенным разновидностям, приведены в следующей таблице.
Во избежание снижения моторесурса бытовой пилы, крайне не рекомендуется устанавливать на неё длинную направляющую (более 45 см). Чем больше площадь контакта с древесиной, тем тяжелее работать двигателю, тем самым, быстрее износ ЦПГ. Многие китайские аппараты комплектуются шинами на 45 см, с целью привлечь внимание к товару. Разумеется, инструмент справляется с нагрузкой, но, если установить на него 38 см, работать станет гораздо бодрее.
Хвостовик шины может быть универсальным или брендированным, который не подойдет для большинства моделей пил. Каждый производитель рекомендует свою оснастку, и порой откровенно навязывает продукцию, делая невозможным использование иных вариантов за счет уникального расположения технологических отверстий. К примеру, при установке шины Stihl на пилу любого другого бренда, возникают серьёзные проблемы с надеванием цепи, сопровождаемые несостыковками отверстий натяжения и смазки.
Рекомендация. При выборе шины для простой, бытовой бензопилы (не Stihl, Makita, Husqvarna), берите универсальный хвостовик закрытого типа. Для надежности, ориентируйтесь по старой направляющей или по модели инструмента.
Ведомая звёздочка шины обеспечивает свободный ход полотна в месте изгиба. По стандарту, зубья могут быть заточены под шаг цепи 0.325 и 3/8 дюйма (редко встречаются 0.404 и 1/4). Даже при возможном совмещении элементов разных размеров, работать с подобной комбинацией категорически запрещено, поскольку резко повышается износ и вероятность обрыва.
Узнать требуемый шаг звездочки, можно из маркировки на боковой пластине шины. Если данные стерты, можно измерить используемую цепь, узнав расстояние между центрами первой и третьей заклепками, в любом месте. Переводя дюймы в метрическую систему, получаются следующие значения: 0.325” = 8.25 мм, 3/8” = 9.3 мм, 0.404” = 10.2 мм, а 1/4” = 6.35 мм.
Ширина паза определяет допустимые размеры погружаемого в него хвостовика. Данный показатель, косвенно указывает на класс устройства. Простые, бытовые направляющие, оснащаются цепями с самым тонким хвостовиком – 1.1 – 1.3 мм. Любительская оснастка имеет более широкий паз, на 1.4 – 1.5 мм, а шины для профессиональных пил могут размещать хвостовики от 1.6 до 2.0 мм.
Для повышения стабильности и эффективности работы, следует исключить даже минимальный люфт. Расположение цепи в направляющей должно быть плотным, но без помех для движения. Узнать требуемую ширину паза, можно измерив хвостовик цепи штангенциркулем, или опытным путем, приложив его к новой оснастке.
Выяснив значения всех, указанных выше параметров, вы сформируете четкую картину требуемой детали, и ошибка выбора будет исключена. В качестве финального штриха, полезно узнать, как измеряется длина шины бензопилы и насколько важную роль играет количество звеньев цепи. Краткий разбор темы, ниже.
Как измерить длину шины бензопилы
Правильный выбор направляющей зависит от знания конкретных показателей, отражающих особенности конструкции детали. К наиболее важным и неоднозначным параметрам, относится длина шины бензопилы, измерение которой выполняется двумя способами.
Самый быстрый, но не очень точный вариант сводится к использованию обычной линейки или рулетки. Главное, что измеряется не все полотно от начала до конца, а лишь его рабочая часть, которая начинается после конца главной выемки крепления (примерно). Полученное значение делим на 2.54 (сантиметры в дюймы) и округляем число до одного из общепринятых стандартов: 10”, 12”, 14”, 16”, 18”, 20”. Полный список актуальных размеров, приведен в таблице выше.
Второй способ подразумевает вычисление с помощью имеющейся цепи. Для начала следует узнать шаг, замерив расстояние между центрами любых 3х заклепок и разделив значение на 2 (8.25 мм это 0.325 дюйма, а 9.3 мм — 3/8”). Далее подсчитываем количество звеньев по хвостовикам. Для 3/8” значение может варьироваться от 40 до 68, а для 0.325 шага – от 64 до 76 хвостовиков цепи. Зная точное количество звеньев и шаг, переходим к вышеупомянутой таблице размеров и определяем длину шины сопоставив 2 значения.
Читайте также: Что лучше зимние шины с шипами или без них
Видео:Про шины для бензопил и не только.Скачать
Установка шины на бензопилу
Процесс оснащения инструмента пильной гарнитурой не требует технических навыков и подробно описывается в технической документации конкретной модели. При отсутствии подобного руководства, всегда можно обратится к следующей инструкции, кратко и показательно демонстрирующей каждое действие. Пояснение основывается на классической конструкции, актуальной для большинства аппаратов.
1. Пильная шина располагается с правой стороны корпуса, под пластиковой крышкой, закрепленной на 2 гайки. Откручиваем обе и снимаем защиту.
2. На 2 шпильки, которые удерживали крышку, устанавливаем шину, продевая их через продольную выемку в хвостовике.
3. Надеваем цепь, размещая хвостовики на ведущей звездочке и в пазах шины. Режущие зубья, в верхней половине, должны смотреть вперед.
4. Верните защитную крышку на свое место, но пока не закручивайте. Для точной стыковки, продвиньте цепь по пазу направляющей вручную.
5. Убедившись, что полотно ходит свободно, можно установить на шпильки крепежные гайки и слегка подтянуть их руками (чтобы крышка не болталась). Не затягиваем, поскольку нужна свобода перемещения шины.
6. Остается натянуть цепь, путем вращения специального винта, располагаемого с торцевой или передней стороны защитной крышки. Оптимальное натяжение, позволяет без усилий вынуть 3 хвостовика цепи, взявшись за звено в центральной части шины.
Обратите внимание. Новая цепь достаточно быстро растягивается и требует постоянной проверки натяжения. Следить за состоянием гарнитуры необходимо не только ради безопасности, но и для повышения эффективности работы. Хорошо натянутая цепь, двигается без затруднений, и при этом не вибрирует в местах контактов с направляющей.
Видео:Шприц со смазкой для смазывания ведущей звездочки пильной шины бензопилы.Скачать
Ремонт шины бензопилы
Среди немногочисленных проблем, возникающих при эксплуатации направляющей, самая актуальная связана с износом или деформацией ведомой звёздочки. Это относительно простая неприятность, поддающаяся ремонту в бытовых условиях. Выражается в заклинивании звездочки или большом люфте хвостовиков цепи с зубьями. Для ремонта потребуется сварочный аппарат, болгарка и подходящий ремкомплект.
- В первую очередь, необходимо вынуть поврежденную деталь. Для этого стачиваем заклепки абразивным кругом и аккуратно выбиваем молотком.
- Снимаем поврежденный элемент и тщательно вычищаем паз (лучше пропитанной керосином тряпкой).
- Перед помещением новой звездочки в шину, на ролики подшипника необходимо нанести слой консистентной смазки (литола).
- В качестве фиксирующего элемента, можно использовать выбитые ранее заклепки, посадив их на пару капель сварки с обеих сторон. Выпирающий припой снимается шлифовальным кругом.
Если приобретение сменной звездочки равноценно покупке новой шины, можно попробовать восстановить старую. Актуально при заклинивании, когда ролики рассыпаны, стерты, но сама деталь ещё может поработать. В качестве источника сменных элементов, может выступить обыкновенное сверло, диаметром около 2.5 мм (чтобы совпадал со штатными роликами).
Просто зажимаем сверло в тиски, и нарезаем ювелирные шайбочки (можно абразивным, но аккуратнее алмазным). Чтобы мелкие части не разлетелись, лучше установить поблизости магнит, который будет притягивать элементы при обрезке. Для получения полного набора роликов и заполнения окружности, потребуется около 2х сверл стандартной длины. Напилив необходимое количество кругляшей, укладываем их в звёздочку и переходим к пункту 3, 4, предыдущей инструкции.
Изложенный метод восстановления, позволит продлить срок службы направляющей, но вскоре возникнет проблема с износом звездочки, и её придётся менять (либо гарнитуру целиком). Более полная демонстрация процесса реставрации представлена в следующем ролике, где наглядно показан весь ремонт шины бензопилы своими руками. Видео, с полезными комментариями автора передаёт все основные аспекты работы.
Старайтесь регулярно ухаживать за шиной и продолжительность её эксплуатации значительно увеличится. Прочищайте паз от грязи, смазывайте подшипник ведомой звёздочки и убирайте заусенцы напильником. Уделив 5 минут на обслуживание за 10 часов эксплуатации, вы повысите эффективность работы и убережете себя от лишних расходов.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💡 Видео
Как измерить шину бензопилы - как измеряется длина шины бензопилыСкачать
Почему ломается шина на бензопиле как продлить срок службы шины бензопилыСкачать
Миллионы бензопил криво пилят от этого. ТОП неисправностей шины и цепиСкачать
Выбор шины для бензопилы. Что лучше -штиль, чемпион, орегон, калибр,хютер?Скачать
Замена шины бензопилы: Как заменить шину и цепь на бензопиле самомуСкачать
Длинная шина для бензопилы своими руками.Скачать
Ремонт шины бензопилыСкачать
Замена шины цепной пилы на не оригинальную, с доработкой. Sparky & BeaverСкачать
Шины для бензопил STIHL. История, технологии, видыСкачать
Реанимация шины бензопилыСкачать
Выбор шины для бензопилыСкачать