Клапан запорный (вентиль) – служит для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе, движущегося в одном направлении. Направление движения рабочей среды по стрелке на корпусе. Запирающий элемент перемещается параллельно оси потока.
Применяют запорные клапаны, чаще всего, на паро- и водопроводах, поскольку они создают высокое сопротивление потоку, выше чем задвижки. При течении поток искривляется, меняет свое направление, сужается, затем расширяется до первоначальных размеров. При этом возникают интенсивные вихреобразования.
Поэтому их применяют когда движение среды происходит только в одном направлении и не вызывает больших гидравлических сопротивлений. Специальные клапаны применяют для ручного дросселирования давления (например, редукционный вентиль на установках термического крекинга).
Следует заметить, что до 1982 года клапаны, в которых затвор перемещается при помощи резьбовой пары шпиндель – ходовая гайка, назывались вентилями. В настоящее время клапаном называют и арматуру с резьбовым шпинделем и с гладким штоком.
Запорные клапаны должны соответствовать требованиям ГОСТ 5761 (в части клапанов сальниковых и сильфонных, стальных и из цветных металлов), ТУ и КД.
Номинальные давления от PN1,6 МПа (PN16) до PN25МПа (PN250) включительно.
- Конструкция
- Уплотнение шпинделя
- Классификация
- Проходные
- Угловые
- Прямоточные (вентиль Косва)
- Принцип работы
- Коэффициенты местного сопротивления
- Подбор запорного клапана (вентиля)
- Преимущества и недостатки
- Технические характеристики
- Где находится запорная арматура
- Материал для изготовления этих деталей
- Краткая характеристика каждого вида деталей
- Детальная характеристика кранов. Их классификация, функциональная характеристика и область применения
- Выводы
- Характеристика запорной арматуры
- Краны
- Вентили
- Заслонка
- Задвижка и ее отличия от заслонки
- Какая запорная арматура нужна при работе с агрессивными средами
- Видео по теме: Трубопроводная арматура
- Что такое запорная арматура
- История возникновения
- Рис 1. История
- Что такое арматура трубопроводная?
- А вот какими процессами она управляет:
- Типы арматуры
- Трубопроводная арматура подразделяется на:
- По способу перекрытия подачи рабочей среды бывают следующие устройства:
- В качестве рабочей среды, для которой предназначаются вышеперечисленные устройства, выступает:
- Для каких отраслей применяется?
- Устройства регулирования потока вещества используются в:
- Арматура разделяется на две группы:
- Что такое промышленная трубопроводная арматура?
- Основные эксплуатационные характеристики
- Запорная арматура классифицируется по:
- Задвижка
- Конструкция прибора имеет 3 узла.
- Рис. 2
- Задвижки используют для перекрытия потока:
- Сибирский завод трубопроводной арматуры производит клиновые задвижки моделей:
- Разберем на примере 30с41нж.
- Запорный клапан
- Рис. 3
- Обозначение по ЦКБА:
- Дисковый затвор
- Рис. 4
- Обозначение по ЦКБА:
- Обратный клапан
- Что такое запорная арматура
- Запорная арматура: это что?
- Главные особенности задвижки
- Кран – очередной вид запорной арматуры!
- 🌟 Видео
Видео:ОБРАТНЫЙ КЛАПАН ОБРАТНОГО ОСМОСА | ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН | ГДЕ НАХОДИТСЯСкачать
Конструкция
Клапан состоит из следующих основных элементов:
- корпус
- крышка
- штурвал
- сальник
- шпиндель (шток)
- затвор (золотник)
- седло
Запорным органом является затвор, поступательно перемещающийся в вертикальной плоскости. Уплотнительные поверхности затвора запорного клапана могут иметь форму:
- Плоскую (золотник) – хорошо работают в жидких и газообразных средах, не содержащих взвешенных частиц;
- Конусовидную – используются для высоких давлений со взвешенными частицами.
Седло клапана ввинчивается или вваривается в корпус изделия.
Конструкция верхнего уплотнения защищает сальниковую набивку, когда клапан находится в полностью открытом положении, чем исключается долговременное воздействие давления рабочей среды на набивку. Сальниковая набивка выполнена из терморасширенного графита и имеет хорошую уплотнительную способность.
Крышка крепится на корпусе при помощи шпилек с навернутыми на них шестигранными гайками, что позволяет быстро и удобно производить разборку изделия. Спирально навитая прокладка надежно уплотняет соединение крышки с корпусом даже при высокотемпературных условиях эксплуатации.
На клапанах высокого давления возможно применение металлической прокладки овального или восьмиугольного сечения. Втулка шпинделя изготавливается из латуни, что позволяет обеспечивать свободное и мягкое открытие клапана.
Уплотнение шпинделя
По способу герметизации соединения шпиндель-крышка, клапаны делятся на:
Сальниковая – для уплотнения места прохода шпинделя используется сальниковая набивка – пропитанная антисептическими и гидрофобными составами специальная формованная лента из материалов растительного происхождения. Набивка сжимается в направлении оси штока или шпинделя и, благодаря своим упругим свойствам, расширяется в радиальном направлении, плотно заполняя пространство зазора между стенкой и штоком. Сальниковое уплотнение наиболее распространенный тип уплотнения благодаря своей простоте, низкой стоимости и возможности ремонта.
Сильфонная, мембранная – отличается отсутствием подвижных соединений с зазорами, через которые рабочая среда может вытечь наружу, благодаря тому, что устройство управления движением затвора находится по одну сторону упругого элемента, а рабочая среда – по другую сторону. Иначе говоря, стенка сильфона или мембрана выступают в роли герметизирующего элемента подвижного соединения.
Видео:НИКОГДА НЕ ПОКУПАЙ обратный клапан НЕ ПОСМОТРЕВ ЭТО ВИДЕОСкачать
Классификация
Проходные
Самые распространенные. В таком вентиле поток делает два поворота на 90°, что приводит к высокому сопротивлению и появлению застойных зон в корпусе.
Иногда ось выходного патрубка смещена относительно входного.
Угловые
Размещаются на поворотных участках трубопровода, в них поток поворачивает на 90° один раз, что позволяет снизить сопротивление по сравнению с проходными.
Прямоточные (вентиль Косва)
Для снижения гидравлического сопротивления применяют вентили со шпинделем расположенным под углом 45 градусов к потоку (вентиль Косва). Это позволяет выпрямить поток внутри вентиля и уменьшить его сопротивление. Но при этом увеличивается ход штока, строительная длина и масса изделия.
Видео:Обратный клапан для воды – как работает и где устанавливаетсяСкачать
Принцип работы
При вращении штурвала происходит поступательное (перпендикулярно потоку) перемещение шпинделя, который прижимает золотник к седлу.
Основной особенностью конструкции запорного клапана является уплотнение затвора. При закрытии клапана золотник плотно прилегает к седлу.
Видео:Обратный клапан в системе водоснабженияСкачать
Коэффициенты местного сопротивления
Коэффициенты местного сопротивления для различных элементов трубопровода:
Видео:ОБРАТНЫЙ КЛАПАН НЕ ДЕРЖИТ , РЕМОНТ ЗА 5 МИНУТСкачать
Подбор запорного клапана (вентиля)
Поскольку запорные клапаны создают высокое сопротивление потоку применяют их, чаще всего, на паро- и водопроводах.
Выбор запорного клапана будет зависеть от следующих параметров:
- Назначение и условия работы.
- Управление: ручное, редукторное, электрическое
- Гидравлические характеристики: класс герметичности, удельный расход и прочие.
- Монтажные условия: масса и размеры, вид соединения с трубопроводом, условный диаметр прохода.
- Дополнительные требования, если имеются.
Движение потока рабочей среды относительно запорного клапана, выбирается в зависимости от давления:
- При низком давлении – движение потока над седлом
- При высоком давлении – движение потока над золотником
В клапанах низкого давления рабочая среда протекает непосредственно над седлом. Крутящий момент при закрытии клапана будет более высоким.
В клапанах высокого давления поток рабочей среды поднимается над золотником, создавая прижимающие усилия, уменьшающие крутящий момент при закрытии затвора. При открытии золотник поднимается на расстояние 25-40% от своего полнопроходного положения.
Видео:Как поставить обратный клапан на насос!?Скачать
Преимущества и недостатки
По сравнению с задвижками клиновыми, также являющимися запорной трубопроводной арматурой, конструкция клапанов позволяет использовать внутреннее рабочее пространство изделия более рационально.
Простота конструкции клапанов обеспечивает быстроту их производства и обслуживания. Надежное уплотнение затвора и незначительная сила трения сопрягаемых поверхностей позволяют эксплуатировать вентиля в течение продолжительного периода.
Основные преимущества клапанов запорных:
- Высокие эксплуатационные характеристики изделия совместно с его простой и надежной конструкцией позволяют эффективно эксплуатировать запорные клапаны в различных отраслях промышленности.
- малый ход затвора для полного открытия (обычно не более 0,25 номинального диаметра, в то время как у задвижек – не менее диаметра) и, соответственно, малая строительная высота и масса;
- в клапанах гораздо проще, чем в задвижках, обеспечить требуемую герметичность затвора (путём применения уплотнительных колец из различных неметаллических материалов);
- при закрытии и открытии клапана в отличие от задвижки практически исключается трение уплотнения затвора о седло, что существенно уменьшает износ уплотнительных поверхностей;
- возможность применения сильфона в качестве уплотнения арматуры по отношению к внешней среде.
- высокое (по сравнению с шаровыми кранами и задвижками) гидравлическое сопротивление, что при больших диаметрах прохода и высоких скоростях среды создаёт большие потери энергии и вызывает необходимость соответственно повышать начальное давление в системе;
- ограничение пределов применения по диаметру, о котором было сказано выше;
- наличие в большинстве конструкций застойных зон, в которых скапливаются механические примеси из рабочей среды, шлам, что приводит к интенсификации процессов коррозии в корпусе арматуры.
Видео:Клапан запорный(вентиль)Скачать
Технические характеристики
Основные технические характеристики клапанов запорных:
- Управление клапанными запорными: ручное, редукторное, электрическое.
- Технические условия по ГОСТ 3326, ГОСТ 9697,
- Номинальный диаметр: DN 15-400 мм,
- Номинальное давление: от вакуума 5·10−3 мм рт. ст. до 250 МПа.
- Температура: от -200 до +600 °C
Материальные исполнения из сталей:
- углеродистая,
- легированная холодостойкая,
- жаростойкая нержавеющая,
- нержавеющая сталь со специальными свойствами.
Видео:Сборка насосной станции, два варианта подключения обратного клапанаСкачать
Где находится запорная арматура
Запорная арматура — это разновидность трубопроводной арматуры, выполняющей функцию перекрытия хода потоку жидкости (воды, газа или любой другой текучей среды).
Этот вид арматуры характеризуется широким распространением — порядка 80% от общего количества используемых деталей.
Читайте также: Регулировка клапанов honda vtx 1300 c
Пробно-спускная и контрольно-спускная арматура, применяемая с целью контроля уровня жидкости (воды, газа или любой другой текучей среды) в резервуарах, отбора проб, изгнания воздуха из верхних полостей, дренажа и т.д. — также разновидности запорной арматуры.
Набор разновидностей запорной арматуры
Видео:Для чего нужен винтик на предохранительном клапане водонагревателя (бойлера).Скачать
Материал для изготовления этих деталей
Материалом для изготовления этих деталей может быть только ковкий чугун или же нержавеющая сталь.
Это связано с тем, что внутренняя поверхность запорной арматуры постоянно контактирует с водой, паром, газом, маслами и прочими химически активными средами — однако коррозия металла в данном случае категорически недопустима в виду того, что при повреждении целостности стенки произойдет утечка среды.
Важно! Благодаря своей функциональности, запорная арматура нашла применение в самых различных направлениях производства.
В зависимости от области использования, можно провести ее разделение на два вида:
- Запорная арматура, которая применяется в особых условиях («узкопрофильное» использование);
- Запорная арматура, имеющая некое общетехническое применение;
Примерами полнооткрывающейся запорной арматуры могут быть пробковые краны, вентили, арматура с проходным каналом, который имеет строение трубки Вентури.
Важно. Какие виды деталей используются больше всего?
Максимальных объемов достигло изготовление в промышленных масштабах следующих деталей из разряда запорной арматуры:
Краткая характеристика каждого вида деталей
Запорная арматура может быть самого разного диаметра
Следует сразу же отметить одну отличительную особенность запорных вентилей — их габариты не превышают 300 мм в диаметре прохода. Применимы эти детали исключительно в тупиковых участках системы подачи жидкости (воды, газа или любой другой текучей среды). Кроме того, возможно их использование и для сильфонного уплотнения шпинделя.
Помимо этой разновидности деталей, получили признание среди мастеров-гидравликов так называемые шаровые краны и заслонки простой конструкции в виду своей надежности и полифункциональности.
Вентели, предназначенные для использования на трубах маленького диаметра
Важным преимуществом задвижек является относительно простое строение: короткая длина, слабое гидравлическое сопротивление. Классифицируют их на два типа: параллельные двухдисковые и клиновые.
В том случае, если же давление, оказываемое жидкой или же газообразной средой, будет незначительным, то следует использовать двухдисковые задвижки, высокое давление обуславливает необходимость установки клиновых (сам клин может быть цельным, упругим или составным).
Детальная характеристика кранов. Их классификация, функциональная характеристика и область применения
Сложно даже представить, насколько широка область их применения — трубопроводы, водопроводы, паропроводы и газопроводы в обязательном порядке комплектуются этими деталями. Как правило, используются краны имеющие небольшие размеры, слабое сопротивление. Масса подобного рода детали составляет от 0,881 кг до 8,64 кг. Диаметр d в дюймах от одного до трех.
Газопровод также не может функционировать без элементов запорной арматуры
По другой классификации (структурной) чаще всего применяются следующие типы кранов: пробковые и шаровые. Они, уже, в свою очередь, подразделяются на натяжные и сальниковые (основной критерий различия — это способ их герметизации). Подсоединение к трубопроводу осуществляется с помощью муфты, фланца или сварки.
Краны пробковые (газовые, муфтовые, чугунные) нашли применение на трубопроводах, по которым производится подача природного газа. Прикрепление осуществляется при использовании резьбовой муфты.
Следует отметить, что нормальное функционирование кранов этих видов возможно при следующих показателях: рабочее давление — Pp=0,1 МПа, tp Читайте также: Характеристика волжского трубного завода
Выводы
Применение различных элементов запорной арматуры необходимо для нормального функционирования любого трубопровода, вне зависимости от того, что по нему поставляется — будь то газ, вода или же какая-то еще химически активная жидкость.
Посредством управления элементами запорной арматуры (это происходит как вручную, так и в автоматическом режиме) возможно осуществление регулирования давления в системе.
Благодаря передовым технологиям было сконструировано уже большое количество самых разнообразных элементов запорной арматуры (вентелей, кранов, задвижек, заслонок), каждый из которых идеально выполняет ту или иную функцию.
На фото, приведенных выше, есть изображения различных деталей, которые уже вмонтированы в трубопровод (или только изготовлены) и благодаря ним и обеспечивается благополучное управление всей системой подачи жидкости.
Видео:Как проверить впускной клапан стиральной машины (на любой модели)Скачать
Характеристика запорной арматуры
Запорная арматура необходима для контроля различных газов и жидкостей, транспортируемых по трубопроводу. Ее можно разделить на арматуру общетехнического назначения и используемую в особых условиях.
Материалом для создания арматуры служат чугун и сталь. Такой выбор материала обусловлен тем, что внутренняя поверхность арматуры должна выдерживать взаимодействие с химически активными средами и быть устойчивой к коррозии, которая может привести к нарушению герметизации и утечке среды.
- Без арматуры безопасное использование трубопровода невозможно.
- Полнооткрывающаяся арматура, а именно пробковые краны, вентили, арматура с проходным каналом, имеющая строение трубки Вентури, относится к запорной.
- Любое запорное устройство обладает следующими характеристиками:
- диаметр трубопровода, на который оно монтируется;
- значение избыточного давления в трубе при температуре 20 °C.
Бывает четыре вида запорной арматуры.
Краны
Краны – самый популярный вид запорных деталей. Он используется при работе с разными средами: жидкостями, газом, паром. Его размер может быть о двух с половиной сантиметров до восьми, а масса – от 0,5 кг до девяти. Присоединяют краны к трубе с помощью фланца, муфты или сварки.
По структуре краны делят на пробковые и шаровые.
Пробковые краны обычно используются при транспортировке природного газа, нефти, воды, пара, смазочных масел. У устройств такого типа есть ряд существенных недостатков:
- необходимо постоянно следить, чтобы кран не прикипел к корпусу;
- необходимость использовать редуктор, чтоб создать большой крутящий момент;
- они могут изнашиваться неравномерно, что может вызвать разгерметизацию трубы.
Шаровые краны представляют собой деталь, состоящую из корпуса и пробки, и используются для трубопроводов с большим диаметром, если температура рабочей среды будет неизменной. Такие краны характеризуются небольшим размером. В настоящее время они используются в основном в бытовых условиях: в водопроводах и системе отопления, бытовых приборах, использующих воду и т. д.
По принципу герметизации краны классифицируют на натяжные и сальниковые. Основные детали сальниковых кранов изготовляются из чугуна. Их устанавливают на трубах, по которым осуществляется транспортировка текучих сред. Сальниковые краны эксплуатируются при температуре до 100 °C.
Вентили
Запорные вентили используются только для перекрытия потока и не позволяют влиять на давление в трубопроводе. Размер не больше 300 мм в диаметре прохода. Конструкция включает в себя золотник, установленный на опускающемся шпинделе. Когда рабочую среду перекрывают, золотник опускается на седло. Чтобы избежать гидроудара, он движется параллельно потоку.
По способу герметизации вентили бывают:
Как правило, большие вентили соединяют с трубой посредством фланцевого соединения, а для закрепления маленьких используются муфты. Для работы в условиях высокого давления используются устройства с толстыми стенками, которые подсоединяются к трубам с помощь сварки.
Управление осуществляется с помощью маховика или электропривода. Некоторыми из них можно управлять на расстоянии.
Выбирая вентиль, нужно ориентироваться на температуру вещества, которое будет транспортироваться по трубам.
Кран шаровой полнопроходной
Для рабочей среды, температура которой не будет подниматься выше 50 °C, используются устройства из чугуна, соединенные с трубопроводом с помощью муфты. Уплотнительное кольцо у них сделано из кожи, а прокладки паронитовые. Сальники заполнены асбестом.
Если диапазон температур узок и находится строго в промежутке между 45 и 50 °C, можно установить устройства с электромагнитным приводом. Золотник и крышка у них стальные, а корпус выполнен из ковкого чугуна. Во время монтажа электропривод должен быть установлен в положении сверху.
Вентили устанавливаются только в тупиковых частях системы подачи жидкости, а также используются для сильфонного уплотнения шпинделя.
Заслонка
Заслонки монтируются на трубопроводах, диаметр которых около 2200 мм. Их можно использовать при условии, что давление в трубах будет невысоким. Управление осуществляется вручную, с помощью гидро- или электропривода. Привод есть только у заслонок с диаметром от 300 до 1600 мм и номинальным давлением 1,0 МПа.
Заслонки с электроприводом нужно устанавливать так, чтобы он был наверху, а приводной вал при этом располагался вертикально. У заслонок без привода ограничений в установке нет.
Устройство заслонки для трубопровода
Заслонка устроена очень просто, но при этом она не уступает другим видам запорной арматуры по эффективности.
Запорным механизмом служит поворотный диск, который может двигаться вокруг своей оси, находящейся перпендикулярно или под углом к потоку. У большинства заслонок корпус изготовлен из чугуна, а поворотный диск – из стали. Благодаря тому, что чугун способен контакт с химическими веществами, заслонку можно использовать для трубопроводов, по которым транспортируются кислоты и щелочи.
Читайте также: Поршень с выемками под клапана
Для установки применяется фланцевое соединение или сварка.
На водопровод устанавливают бесфланцевые заслонки. В канавке поворотного диска такой заслонки вставлено резиновое кольцо, уплотняющее запорный механизм. Корпус выполнен из чугуна, поворотный вал является стальным.
У этого типа запорной арматуры есть ряд достоинств:
- низкая цена;
- небольшой вес;
- они просты в эксплуатации;
- способны пропускать рабочую среду, в которой содержатся твердые частицы;
- они практически не ломаются и редко нуждаются в ремонте.
Задвижка и ее отличия от заслонки
Из-за особенностей строения использование заслонок является целесообразным только на магистралях и технологических производствах. В отличие от них, в конструкцию задвижек входит шпиндель, который в зависимости от вида может быть выдвижным или невыдвижным.
Разновидности стальных параллельных задвижек
Задвижки с выдвижным шпинделем могут быть дополнительно оснащены электроприводом. Благодаря этому их контроль может осуществляться на расстоянии.
Задвижки используются в трубопроводах с неагрессивной рабочей средой. Они способны выдерживать высокие температуры и давление.
При работе с топливным газом, температура которого может достигать 100 °C, используются двухдисковые клиновые задвижки из чугуна. Шпиндель у них невыдвижной. Прокладочным материалом является паронит. На дисках и корпусе находятся чугунные кольца, которые служат для повышения плотности запорного механизма. У таких заслонок нет дистанционного управления.
Для работы с коксовым газом на трубы монтируют двухдисковые клиновые задвижки, у которых шпиндель выдвигается. Все детали, кроме стального шпинделя, создаются из ковкого чугуна. Задвижки с диаметром 1300 мм выдерживают температуру 200 °C и рабочим давлением 1,8 МПа. Устройства с диаметром 1500 мм используются в условиях рабочего давления 0,05 МП и 85 °C.
Контроль осуществляется с использованием электропривода мощностью 3 кВт.
На трубы, по которым перекачивают нефть и масло, устанавливают сварные клиновые задвижки из стали. Шпиндель у них выдвигается. Они выдерживают до 250 °C. Положение при установке может быть любым.
Устройство задвижек с выдвижным шпинделем
Какая запорная арматура нужна при работе с агрессивными средами
При работе с агрессивными средами используются краны, вентили и задвижки. Чтобы правильно подобрать арматуру, нужно принять во внимание вещество, с которой она будет контактировать.
Запорные клапаны – Агрессивная среда
Благодаря герметичному соединению седла и золотника и незначительному уровню трения, в таких условиях преимущественно используются вентили. Для работы в жидких средах рекомендуется применять вентили из латуни. Если работать приходится в условиях высокой температуры, устанавливаются сильфонные вентили, способные работать при нагреве до 350 °C.
Для того чтобы запорную арматуру можно было использовать при работе с агрессивными веществами, она должна обладать коррозионной стойкостью, поэтому популярными стали фланцевые вентили, изготовленные из фарфора и покрытые глазурью для защиты от коррозии. Применяются также диафрагмовые вентили, на которые нанесено покрытие из резины.
Реже всего для работы с агрессивными веществами применяются задвижки, так как их необходимо покрывать коррозионностойкой сталью, что является нерентабельным. Кроме того, если у задвижки выдвижной шпиндель, то она требует регулярного ремонта.
Видео по теме: Трубопроводная арматура
Видео:Топливный обратный клапанСкачать
Что такое запорная арматура
Работа каждого современного предприятия сопряжена с эксплуатацией трубопроводной системы. Они упрощают транспортировку сырья, снабжают энергетическими ресурсами жилые и производственные здания. Бесперебойную работу этих систем обеспечивает арматура трубопроводная.
В статье рассказывается об истории возникновения, разновидностях арматуры и о ее основных параметрах.
История возникновения
Трубопроводную арматуру человек начал использовать давно. По отчетам историков, в 5000 году до нашей эры люди строили простые трубопроводные системы, на которых были клапаны и краны.
Но вот доказала существование арматуры в древние времена Римская Империя. Археологи, изучающие эту культуру, на раскопках нашли пробковый кран. С помощью этого устройства римляне открывали и закрывали воду. Кран отлит из бронзы.
История создания промышленной трубопроводной арматуры началась в 19 веке. Это время первых разработок паровых машин, конструкции которых требовали устройства, которое могло перекрыть поток горячего пара по трубам.
Рис 1. История
Первые заметные шаги в промышленном арматуростроении принадлежат Тимоти Хакворту и ДжосефуХопкинсону, которые разработали первую в мире клиновую задвижку.
Для России промышленное арматуростроение стало возможно благодаря работе иностранного промышленника по фамилии Грош. Он основал литейный завод (1878г.) в С.
Петербурге, который занимался серийным выпуском арматуры. А через 10 лет предприятие купил немец. Предприятие получило название АО «Лангензипен и Ко».
В дальнейшем, под этим именем по всей России откроется еще несколько заводов, которые начнут серийное производство:
- арматуры для котельных и пожарных частей;
- пожарных кранов;
- насосов;
- манометров;
- медных труб.
После национализации, в 1922 завод Лагензипена переименовали в Петроградский арматурный завод «Знамя труда». Именно с этого момента началась история советского арматуростроения.
Что такое арматура трубопроводная?
Устройство для управления потоком вещества в трубе называется арматурой.
Технология работы трубопровода – сложный процесс, который постоянно надо контролировать и корректировать. Особенность таких систем в:
- наличии постоянного давления в трубе;
- повышенных температурах вещества;
- бесперебойности и большом объеме транспортировки.
Чтобы своевременно регулировать тот или иной технологический процесс, нужна трубопроводная арматура.
А вот какими процессами она управляет:
- Полностью перекрывает поток вещества в трубе.
- Регулирует давление и напор системы.
- Защищает оборудование и систему от аварийного увеличения давления (предохранительная).
Типы арматуры
Трубопроводная арматура подразделяется на:
Промышленная бывает общего и специального назначения.
По способу перекрытия подачи рабочей среды бывают следующие устройства:
- Задвижка. Служит для прекращения подачи среды. Имеется три вида: клиновая, параллельная и шиберная.
- Запорный клапан (вентиль). Выполняет те же функции, что и задвижка, но отличается от нее устройством рабочего органа, который называется затвор.
- Кран. Также служит для перекрытия потока.
Все 5 типов перечисленной арматуры выполняют функцию полного перекрытия потока. Для этого внутри имеются две уплотнительные (герметизирующие) поверхности, образованные в корпусе и на подвижном затворе.
Главный параметр, определяющий качество работы, является степень герметичности затвора при рабочих температуре и давлении.
В качестве рабочей среды, для которой предназначаются вышеперечисленные устройства, выступает:
- вода морская и пресная, пар;
- нефть сырая, бензин, керосин, мазут;
- машинные масла;
- химические вещества (аммиак, кислоты, щелочи);
- природный газ.
Трубопроводная арматура обеспечивает бесперебойное функционирование любой отрасли, где в процессе работы задействованы трубы.
Для каких отраслей применяется?
Устройства регулирования потока вещества используются в:
- водоснабжении, теплоснабжении и канализационных системах (коммунальные);
- газоснабжении и транспортировке природного газа;
- нефтяной промышленности;
- энергетических предприятиях, атомных и ядерных станциях, гидроэлектростанциях;
- химическом производстве;
- судовом строительстве.
Габаритные размеры, масса, материалы изготовления арматуры для каждой отрасли разнятся. Это характеризуется особенностями эксплуатации трубопроводных сетей в каждой конкретной сфере. К примеру, для судового строительства арматура выпускается компактная и облегченная.
А вот для химического производства – стойкая к сильноагрессивным рабочим средам и высоким давлениям.
Арматура разделяется на две группы:
Первая изготавливается серийно большими партиями и является общеотраслевой. Вторую изготавливают по спецзаказам.
Что такое промышленная трубопроводная арматура?
Главное отличие промышленной арматуры от сантехнической – эксплуатационные характеристики трубопровода, в котором используются приборы.
Для больших диаметров труб нужны габаритные устройства. Также, наличие высокой температуры и давления определяет конструкционные особенности.
Около 80% арматуры в промышленности приходится на запорные устройства. Это запорные клапаны, краны, задвижки, поворотные затворы.
Серийным выпуском запорных устройств занимается ООО «СибЗТА». Выпуск продукции осуществляется по техническим условиям, разработанным в строгом соответствии с госстандартами. Ознакомится с моделями, их характеристиками, а также узнать цену и наличие товара можно на сайте завода в разделе «Каталог» (https://sibzta.su/catalog/ ).
Основные эксплуатационные характеристики
Запорная арматура классифицируется по:
- номинальному диаметру DN;
- номинальному давлению PN;
- классу герметичности по ГОСТ 9544-2015г.;
- максимальной и минимальной температуре пропускаемой среды;
- пропускной способности;
- стойкости к образованию коррозии.
Производители указывают эти данные в технических паспортах и руководствах по монтажу/эксплуатации запорных приборов. Ознакомиться с типовой документацией можно на сайте Сибирского завода трубопроводной арматуры в разделе «Документы» (https://sibzta.su./company/licenses/).
Задвижка
Конструкция прибора имеет 3 узла.
Основной рабочий орган – затвор, включает 2 элемента. Это подвижный клин с дисками, и седла, установленные в корпусе с кольцами. Затвор расположен перпендикулярно потоку рабочей среды. Устройство характеризуете малой строительной длиной, но большой строительной высотой.
Рис. 2
Отключение подачи вещества происходит при опускании клина в седло корпуса и плотном прилеганииуплотнительных поверхностей друг к другу. Качество подгонки поверхностей дисков к кольцам определяет класс герметичности задвижки по ГОСТу 9544-2015г.
Читайте также: Клапан вентиляции картерных газов из клапанной крышкой
Задвижки используют для перекрытия потока:
Изготовители контролируют качество приборов при помощи лабораторных испытаний. Перед тем, как выставить на продажу, устройство проверяют на герметичность и присваивают класс.
После этого, задвижка может использоваться на трубопроводах по транспортировке газа или жидкости.
Порядок применения задвижек для определенных рабочих сред определен в ГОСТе 9.908-85г. По общим нормативам, скорость коррозии металла корпуса не должна превышать 0,1-0,2 мм в год.
Задвижки изготавливают из стали и чугуна. На уплотнительных поверхностях наплавляют стойкие к коррозии сплавы, богатые хромом и никелем.
Сибирский завод трубопроводной арматуры производит клиновые задвижки моделей:
Данное обозначение разработано ЦКБА и является общепринятым для всех каталогов заводов-изготовителей.
Разберем на примере 30с41нж.
- 30 – означает, что это задвижка;
- с – материал корпуса сталь (если ч – чугун);
- 41 – номер модели (конструкция);
- нж – материал уплотнительных поверхностей нержавеющая сталь.
Если в обозначении 2 цифры, значит тип привода – ручной. В случае с моделью 30с941нж, 9 обозначает электрический привод. Для модели 30с515нж, 5 обозначает привод с понижающим редуктором.
Для указания типоразмера и номинального давления, производитель использует такую маркировку: 30с41нж Ду150 Ру16, где:
- Ду150 – диаметр условного прохода 150мм;
- Ру16 – номинальное давление 16 атмосфер (1,6 МПа).
Задвижки крепятся к трубе на фланцевое соединения. При эксплуатации трубопроводов большого диаметра, используется соединение «под приварку».
Модельный ряд представлен устройствами диаметром от 15 до 1600 мм.
Запорный клапан
В этом приборе затвор движется параллельно потоку среды. Такое устройство характеризуется большим гидравлическим сопротивлением. Строительная длина большая. При диаметре прохода 200мм, длина составляет 600мм.
Рис. 3
Благодаря наличию золотника в конструкции, клапаны способны нормально работать при давлении 40 атмосфер (4 МПа).
Обозначение по ЦКБА:
Маркировка 15 означает тип арматуры – клапан запорный. Остальные обозначения аналогичны маркировке задвижки.
Клапаны с такой маркировкой выпускает ООО «СибЗТА». Ознакомится с техническими и эксплуатационными характеристиками можно на сайте производителя по адресу https://sibzta.su./catalog/ventili-klapany-zapornye/.
Запорные клапаны предназначены для прекращения подачи воды, пара, а также нефтепродуктов при условии, что коррозия металла не превышает установленных ГОСТом 9.908-85г нормативов.
Дисковый затвор
Нужен для перекрытия потока вещества. В отличии от двух предыдущих, дисковый затвор – самым компактный прибор. При максимальном диаметре 1200мм, строительная длина устройства всего 300мм.
Запирающий орган в затворе – диск, вращающийся вокруг своей оси, которая устанавливается перпендикулярно потоку вещества.
Рис. 4
Благодаря небольшим габаритам, а также малому гидравлическому сопротивлению, дисковые затворы устанавливаются на трубопроводы малых и больших диаметров, по которым транспортируют жидкие, газообразные и даже абразивные среды.
Обозначение по ЦКБА:
Корпуса дисковых затворов изготавливаются из чугуна GGG40. На запорный диск наносится никелированное покрытие.
Дисковые затворы выпускаются с размерами DN от 32 до 1200мм. Устройства от 600мм и более могут комплектоваться электроприводом.
Обратный клапан
Устройство предназначено для блокировки обратного хода вещества в трубе. По конструкции запирающего органа, клапан схож с дисковым затвором. Отличие в механизме привода. Срабатывание клапана происходит при изменении направления движения рабочей среды.
- Обозначение по ЦКБА – 19ч21р.
- Материал корпуса – чугун GGG40.
- Запорный диск – чугун GGG40 с никелированным покрытием.
Модельный ряд представлен клапанами, диаметром от DN от 32мм, до 1000мм для пропуска воды только в одном направлении.
Видео:Зачем и как установить обратный клапан на насосной станции?Скачать
Что такое запорная арматура
Что такое запорная арматура трубопроводов? Это очень важный вопрос для огромного количества людей.
В действительности под изделием подразумевается специальная разновидность трубопроводной арматуры, предназначающейся только для перекрытия главного потока среды. Современная запорная арматура располагается непосредственно внутри самого трубопровода.
Дополнительно изделие предназначается для пуска потока в тот момент, когда это действительно нужно для организации определенного технического процесса.
Запорная арматура: это что?
Главное предназначение этих деталей заключается в обеспечении максимально герметичного перекрытия присутствующего в трубопроводе потока самой среды.
С использованием устройства невозможна регуляция размера, а также интенсивности потока. В продаже сегодня можно встретить наиболее разнообразные варианты такой арматуры.
В зависимости от такого показателя, как сфера использования, существуют такие разновидности:
- Судовая.
- Сантехническая.
- Специальная.
- Промышленная.
Отвечая на вопрос, что такое запорная арматура, стоит заметить, что эти изделия способны функционировать только в таких режимах, как “открыто” или “закрыто”. А вот в зависимости от разновидности конструкции можно выделить следующие типы:
Дополнительно существуют и другие разновидности продукции. Она отличается функциональными возможностями. Сюда стоит отнести такие виды: предохранительные, контрольные, защитные, а также распределительно-смесительные – подробнее узнать о видах и при желании запорную арматуру купить https://giacom.market/truboprovodnaya-armatura/.
Под такой разновидностью понятия первоначально подразумевается специальное устройство, которое предназначается для управления силой потока определенной разновидности среды. Зачастую такой элемент находится именно в трубопроводах. Изделие может осуществлять регуляцию потока жидкости в трубопроводе, от минимального снижения подачи и до полноценной остановки.
Сфера использования изделия – инженерные системы.
Хотя существуют и варианты, которые предназначаются для общетехнического использования или для применения при присутствии действительно особенных условий.
В ситуации, когда задвижка применяется только для полноценного перекрытия потока, арматура этого вида может не просто перекрывать поток, но и соответственно осуществлять регуляцию его интенсивности.
Все существующие сегодня виды такого устройства обладают аналогичной конструкцией. Изделие представляется под видом герметичного и полностью закрытого корпуса, где располагается узел самой специальной запорной арматуры.
Там зачастую имеется еще и два конца, с использованием которых устройство максимально плотно крепится к трубопроводной системе. Предназначение запорного узла заключается в герметичном разделении трубопровода на определенные части.
Дополнительно в составе находится запорный орган, а также специальное седло. Они постоянно прикасаются и к самой уплотнительной поверхности.
Главные особенности задвижки
Задвижка – это разновидность современной запорной арматуры.
Она представляется под видом специального устройства, которое от обычного крана отличается именно тем, что имеющийся здесь запорный элемент осуществляет не вращательное движение, а возвратно-поступательное.
Дополнительно он двигается в перпендикулярном образе по отношению к среде непосредственно внутри самой трубы. Вследствие этого осуществляется перекрытие и течения.
Сами задвижки представлены сегодня в наиболее разнообразных вариантах. Первоначально сюда стоит отнести: клиновые, параллельные, а также виды с наличием или отсутствием выдвижного штока. Применять подобную разновидность элемента можно при присутствии давления, находящегося в пределах 2-200 атмосфер. Но диаметр при этом может находиться в районе 8-2000 мм.
Кран – очередной вид запорной арматуры!
Кран – это специальное устройство, которое предназначается для монтажа на трубопровод с наличием газового, парового, а также водяного носителя. Изделие характеризуется присутствием достаточно компактного размера, вес которого может находиться в пределах 1-9 кг.
Дополнительно устройству характерно и наличие не слишком большого сопротивления. Сам диаметр при этом может находиться в районе 1-3 дюймов. Самой популярной разновидностью крана принято считать, как пробковый, так и шаровой вариант.
С учетом способа герметизации можно выделить натяжные и сальниковые краны.
Соединение крана с трубопроводной системой осуществляется с использованием муфт, а также специального предназначения фланца. На газовой разновидности современного трубопровода применяются отдельные газовые краны.
В качестве главного материала для их изготовления чаще всего применяется именно чугун. А чтобы соединение оказалось максимально надежным, необходимо применение резьбовой муфты.
Газовая разновидность крана в первую очередь предназначается для работы при присутствии давления в пределах 0,1 МПа, а также температурного режима – до 50 градусов.
При присутствии значительно большей нагрузки рекомендовано применение муфтового крана. Устройство предназначается для водопроводов, главные детали, где производятся на основе качественного чугуна, а также для нефтепроводов.
Одновременно с этим чугунный сальник стоит набить пенькой или обычной резиной. Такая разновидность крана может функционировать при присутствии давления в пределах 1 МПа.
Он может выдерживать даже температурный режим в пределах 100 градусов.
Наиболее миниатюрным размером обладают именно шаровые краны. Они представляются под видом устройства, которое характеризуется присутствием высочайшего показателя качества. Именно поэтому изделие без проблем может применяться в трубопроводных системах огромного диаметра. Производится такое устройство из качественного чугуна.
При этом рабочие параметры этого вида продукции полностью соответствуют особенностям сальникового варианта муфтового крана. А вот присоединение устройства к трубе осуществляется с использованием специального предназначения фланца. Если кран обладает довольно большим диаметром, тогда должен присутствовать и червячный редуктор.
🌟 Видео
Запорный клапан для канализацииСкачать
Обратный клапан для воды / Check valve for waterСкачать
Клапан аварийного сброса давления в бензонасосеСкачать
Обратный клапан в скважине. Так куда его же ставить?Скачать
ОБРАТНЫЙ КЛАПАН ОСМОСА | ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН и ГДЕ НАХОДИТСЯ?Скачать
клапан запорныйСкачать
Обратный клапан для слива стиральной машиныСкачать
Обратный клапан DAFСкачать