Изолированные гибкие шины — современный, удобный и надёжный способ соединения в электрических щитах. Благодаря особой конструкции, гибкие шины выдерживают больший ток по сравнению с обычной шиной при том же сечении. При этом в отличие от провода не требуют для подключения наконечников и обладают меньшим радиусом изгиба.
Гибкая шина состоит из медных полос толщиной 0,8. 1 мм в оболочке из специального ПВХ-пластиката. Гибкие шины имеют широкую номенклатуру типоразмеров — как правило от 20×2 до 120×10, где первая цифра указывает на ширину медной пластины, а вторая — количество медных пластин толщиной 1 мм в пакете. Гибкие изолированные шины, как правило, используют для подключения электрических аппаратов к распределительным шинам, но с их помощью можно выполнить и любые другие виды электрических соединений, например, подключить шинопровод к трансформатору по стороне 0,4 кВ. При подключении НКУ к шинопроводам и трансформаторам гибкую шину используют также для компенсации процессов теплового расширения и защиты от вибрации.
В отличии от провода гибкая шина не требует наконечников для присоединения, а чем меньше соединений, тем выше надёжность. Кроме того, гибкая шина, в отличие от провода не имеет минимального радиуса изгиба — её можно сгибать под 90°, скручивать винтом, сгибать «конвертом». С гибкой шиной удобно работать — она хорошо держит форму и не разгибается.
При том же сечении, гибкая шина выдерживает больший ток по сравнению с жёсткой, что позволяет снизить вес и габариты шкафа, а так же даёт больше возможностей по компановкам. Кроме того, замена жестких шин на гибкие позволяет снизить количество неизолированной ошиновки в шкафу, что повышает безопасность НКУ в целом.
Гибка
Гибкая шина по сравнению с обычной жесткой шиной гнётся легче. Однако это вовсе не значит, что любую шину можно легко согнуть. Чем больше толщина шины, тем сложнее её изгибать. Гибкую шину толщиной более 5мм гнут с помощью гидравлического пресса или ручного шиногиба. В ПУЭ нет требований к радиусу изгиба гибких шин, что иногда вызывает дополнительные вопросы, так как соблюдение радиуса изгиба у провода влияет на сохранность изоляции с течением времени, так как именно на сгибах изоляция стареет в первую очередь и, чем меньше радиус, тем больше вероятность что изоляция растрескается с течением времени. Мы рекомендуем соблюдать минимальный радиус изгиба равный толщине шины по меди (без учёта толщины изоляции). Таким образом для гибкой шины 32×10×1 минимальный радиус изгиба будет равен 10мм.
Резка
При необходимости отрезать гибкую шину можно и ножовкой, но если операций много, необходим специализированный инструмент. Для резки гибких шин используются специальные гильотины, где резка происходит за счет смещения — так же как при работе канцелярских ножниц, но сами лезвия при этом расположены параллельно друг другу во избежание замятия и смещения пластин. Сама гильотина может быть с ручным приводом и гидравлической.
Читайте также: Размер шин хонда лого
Пробивка отверстий
В отличии от провода гибкая шина не нуждается в наконечниках — отверстие для присоединения делается непосредственно в самой шине. Сверлить гибкую шину обычным сверлом трудоёмко и неудобно, так как медь вязкий материал. При сверлении сверло часто закусывает, при этом само отверстие получается неровным, часто с рваными краями. Поэтому отверстия в медной шине не сверлят, а пробивают. Для гибкой шины при этом используют специальное приспособление, не позволяющие пластинам смещаться. Гидравлический пресс-перфоратор позволяет получить наиболее качественное отверстие: ровное, без смещения пластин и необходимости зачистки (удаления грата).
Гидравлический станок с установленным пуансоном для перфорации и блок резки гибких шин
Ручной универсальный станок
Влияние качества изоляции на монтажные работы
Изоляция шины должна быть достаточно прочной, так как через изоляцию прикладывается механическое усилие во время гибки. Однако, какой бы качественной не была изоляция, мы рекомендуем использовать специализированный инструмент для гибки и скрутки гибких шин, чтобы минимизировать механическое воздействие на изоляцию.
Видео:АЛЮМИНИЕВАЯ ШИНА-400А ТОКАСкачать
Крепление гибких шин в НКУ
При монтаже гибких шин, так же как и жёстких, необходимо использовать специальные крепления, обеспечивающие стойкость ошиновки к динамическим нагрузкам, возникающих во время короткого замыкания. Дополнительной функцией крепления может быть обеспечение воздушного зазора между шинами, чтобы улучшить естественное охлаждение и избежать перегрева.
Иллюстрация крепежа из инструкции Schneider Electric и шинодержателей Rittal, арт.: 3079.010 и 3079.000
Наборные шинодержатели АйДи
Выбор количества держателей и ограничения по току
Гибкие шины должны крепиться на не реже, чем через каждые 400 мм, если максимальный расчётных ток короткого замыкания не превышает 45 кА. В случае больших токов, рекомендуется использование жёсткой ошиновки. Среди производителей комплексных решений для сборки НКУ встречаются рекомендации по эксплуатации гибких шин с допустимым током до 100 кА, при этом оговаривается ряд условий. Расстояние между центрами шин должно быть минимально возможным для снижения влияния электродинамических сил, а количество шинодержателей и их тип должны быть подтверждены испытаниями.
Кабельные стяжки вместо держателей
Помимо специальных шинодержателей, для закрепления пакетов гибких шин могут использоваться стяжки. Для избежания прорезания изоляции шин в момент короткого замыкания, необходимо использовать стяжки шириной не менее 9 мм с выдерживаемой нагрузкой не менее 80 кг.
Видео:Гибка медных шин на гибочном станке StierliСкачать
Выбор гибких шин по току нагрузки
В зависимости от способа прокладки (в пучке, раздельно и т.п.) и принимаемого допустимого превышения температуры шина надо температурой окружающей среды, шину одного и того же сечения можно использовать на разный длительно допустимый ток. При выборе гибкой шины по току в каталоге производителя можно найти таблицу, где в зависимости от Δt указываются разные допустимые токи.
Читайте также: Мерседес гелендваген размеры шин
Например, для шины 32×10 в каталоге Elexo 3 значения:
657A при Δt 30°С,
894A при Δt 50°С
1085A при Δt 70°С
Δt это допустимое превышение температуры шины над температурой окружающей среды. Например, если температура окружающего воздуха 30°С, а ток протекает 1085A, то шина 32×10 нагреется до температуры 100°С. Если, при тех же условиях будет протекать ток 657A, то шина нагреется до 60°С.
Какое Δt выбрать
Тепловыделение шин участвует в тепловом расчёте НКУ. Чем больше допустимое Δt принято проектировщиком, тем сильнее греется электроустановка. Температура окружающей среды в летнее время может достигать 50°С. Температура шин будет выше минимум на Δt, а при неэффективном охлаждении ещё выше. Чем выше температура, тем быстрее происходит старение изоляции. Максимальная длительно допустимая температура изоляции шин составляет 105°С. Поэтому мы не рекомендуем выбирать Δt более 50°С. Использования принудительной вентиляции следует избегать, так как возникает необходимость обслуживания и замены фильтров, а в случае выхода вентиляторов из строя возможен локальный перегрев шин. Соответственно, чем меньше Δt принято в расчётах, тем надёжнее электроустановка и выше её срок службы.
Видео:Различие гибких медных шин к МТ-1928Скачать
Выбор гибкой шины по сечению
Помимо рекомендаций по токовой нагрузке в каталогах производителей гибких шин, существуют рекомендации, указанные в каталогах производителей автоматических выключателей, а так же в нормативных документах. В этой статье мы собрали информацию, которую нам удалось найти.
В техническом руководстве Schneider Electric «Сборка низковольтных комплектных устройств» указаны следующие рекомендации по подключению автоматов гибкими шинами (стр. 100)
Оборудование | Сечение |
NSX100 | 20×2 мм |
NSX160/250 | 20×3 мм |
NSX400 | 32×5 мм |
NSX630 | 32×8 мм |
INS125/160 | 20×2 мм |
INS250 | 20×3 мм |
INS400 | 32×5 мм |
INS630 | 32×6 мм |
Распред. блок Linergy FM 200 А | 20×3 мм |
Распред. блок Linergy FC 3P | 32×8 мм |
Распред. блок Linergy FC 4P | 32×8 мм |
Fupact 250 | 24×5 мм |
Fupact 400 | 32×5 мм |
Fupact 630 | 32×8 мм |
В каталоге ОЕЗ можно найти следующие рекомендации:
Рекомендуемые размеры шин и мин. сечения. Каталог Arion стр. 53 | |||||
Выключатель | Номинал | Габарит | Кол-во шин в пакете | Размеры Cu шин | Мин. сечение |
ARION WL1106. | 600 А | 1 | 1 шина | 60×10 мм | 600 мм² |
ARION WL1108. | 800 А | 1 | 1 шина | 60×10 мм | 600 мм² |
ARION WL1110. | 1 000 А | 1 | 1 шина | 60×10 мм | 600 мм² |
ARION WL1112. | 1 250 А | 1 | 2 шины | 50×8 мм | 800 мм² |
ARION WL1116. | 1 600 А | 1 | 2 шины | 50×10 мм | 1000 мм² |
ARION WL1120. | 2 000 А | 1 | 3 шины | 50×10 мм | 1500 мм² |
ARION WL1208. | 800 А | 2 | 1 шина | 80×8 мм | 500 мм² |
ARION WL1212. | 1 250 А | 2 | 2 шины | 80×5 мм | 800 мм² |
ARION WL1216. | 1 600 А | 2 | 2 шины | 80×8 мм | 1000 мм² |
ARION WL1220. | 2 000 А | 2 | 4 шин | 80×5 мм | 1500 мм² |
ARION WL1225. | 2 500 А | 2 | 3 шины | 80×8 мм | 2000 мм² |
ARION WL1232. | 3 200 А | 2 | 4 шины | 80×10 мм | 3000 мм² |
ARION WL1340. | 4 000 А | 3 | 4 шины | 120×10 мм | 4000 мм² |
ARION WL1350. | 5 000 А | 3 | 5 шин | 120×10 мм | 6000 мм² |
ARION WL1363. | 6 300 А | 3 | 6 шин | 120×10 мм | 7200 мм² |
Читайте также: Как залудить медную шину
ГОСТ IEC 60947-1 2017 «Аппаратура распределения и управления низковольтная» даёт следующие размеры гибких шин в зависимости от токовой нагрузки:
Диапазон испытательных токов | Шины | |
Число | Размеры | |
400…500 А | 2 шт | 30×5 мм |
500…630 А | 40×5 мм | |
630…800 А | 50×5 мм | |
800…1000 А | 60×5 мм | |
1000…1250 А | 80×5 мм | |
1250…1600 А | 100×5 мм | |
1600…2000 А | 3 шт | |
2000…2500 А | 4 шт | |
2500…3150 А | 3 шт | 100×10 мм |
Гибкие шины, предназначенные для соединения между сборными шинами, выбираются с учётом следующих характеристик:
— максимальная температура внутри НКУ 60 °С,
что соответствует температуре окружающей среды 35 °С;
— максимально допустимая температура изоляции 125 °С.
Видео:Станок для резания и гибки медных и алюминиевых шинСкачать
Гибкие плетеные шины, шинные компенсаторы, косички, шлейфы заземления, гибкая связь
КАТАЛОГ ГИБКИЕ ПЛЕТЕНЫЕ ШИНЫ FC Скачать каталог
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ЗАКАЗА Скачать каталог
Предлагаем Вам гибкие плетеные шины, шинные компенсаторы, косички, шлейфы заземления для коммутации электротехнического оборудования.
Гибкие плетеные шины компенсируют: передачу вибрации, температурные изменения размеров, а также недочеты при проектировании или строительстве (монтаже) электротехнических объектов. Простота монтажа обеспечивает надежность эксплуатации оборудования.
Видео:Клепальный станок для обжима шинного моста шинопровода MXY255-125Скачать
Область применения
Гибкие плетеные шины, шинные компенсаторы:
- низковольтные установки
- шкафы автоматизации
- температурные компенсаторы
- при монтаже шинных сборок
- токопроводы
- в установках с вибрациями
- подключение переключателей и контакторов
- производство распределительных устройств
- электроустановки высокого класса надежности
- атомная энергетика, авиастроение и др.
- автоматические контакторы
- питание промышленных печей, емкостей для электролиза
Видео:Медные и алюминиевые шины в НКУСкачать
Преимущества и особенности конструкции
Наконечники и плетенка проводов заземления изготовлены из меди и имеют покрытие, нанесенное электролитическим методом, которое обеспечивает надежную защиту от коррозии.
Благодаря своей многостренговой конструкции и малому диаметру проволок, гибкая медная плетенка обеспечивает неограниченное количество циклов сгибания-разгибания, упрощает конструкцию изделия, снижает трудозатраты на проектирование и монтаж, гарантируя быстрое, простое и надежное соединение.
Провода заземления с плоской опрессовкой обеспечивают наиболее высокое качество контактного соединения, обладают лучшей прочностью на растяжение, по сравнению с опрессовкой наконечником, а также отличаются надежностью и большей устойчивостью к перегреву, так как плоская форма лучше рассеивает тепло, следовательно, увеличивает ресурс.
Сформировать заявку вы можете по примеру данного эскиза. Длина, ширина, расположение и диаметр отверстий контактных площадок изготовляется по вашим чертежам.
Примеры маркировок, и размеры приведены в таблице:
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💡 Видео
Медные шины и алюминиевая шина АД31Скачать
КВТ | Обзор инструмента для изготовления изделий из медной \ алюминиевой шины.Скачать
Алюминиевая шинаСкачать
Чем резать медные шины? Шинорезы серии NEO (КВТ)Скачать
Портативный шинопроводный станок MOTI-200B / Станок для шинопровода / гибка шинСкачать
Положила Шарик в Унитаз и не ожидала Такого Эффекта 💥 Унитаз Блестит и СияетСкачать
Фрезерный станок с ЧПУ для обработки медных шин LJMA-160Скачать
Как согнуть медную или латунную трубу без обжига, песка, льда, забытые хитростиСкачать
Станок по производству узловых соединений шин MX.JCX-130Скачать
Это 100 лучший способ москитной сетки без рамки, который когда либо былСкачать
Блог №6. Плетёные шиныСкачать
Применение иммобилизационной шины ГепоглосСкачать
Гибка медной и алюминиевой шины ШГ-150 NEO (КВТ)Скачать
Провода, токопровод, шиныСкачать