В предыдущих статьях мы подробно писали о таких изделиях, как блочномодульные комплектные трансформаторные подстанции (БМКТП) классов напряжения 6(10), 35, 110, 220 кВ, жесткая ошиновка, комплектные токопроводы класса напряжения 6(10) кВ. В этой статье речь пойдет о новом, небольшом, но необходимом на объектах электроэнергетики изделии ООО «ИЦ «МКТ» — гибких токопроводящих шинах.
- Назначение
- Типовое условное обозначение токопровода и его расшифровка
- Основные технические характеристики шин
- Конструкция шин
- Габаритные и присоединительные размеры шин
- Срок службы и гарантии предприятия-изготовителя
- Преимущества гибких шин производства «ИЦ «МКТ»
- Примеры применения гибких шин
- Сведения о сертификации и испытаниях
- Гибкая шина — инструкция по выбору и установке
- Крепление гибких шин в НКУ
- Выбор гибких шин по току нагрузки
- Выбор гибкой шины по сечению
- 📸 Видео
Видео:Гибкие изолированные шины "Media" - решение для оборудования низкого и среднего напряженияСкачать
Назначение
Шины гибкие токопроводящие (далее «шины») изготавливаются серийно по технической документации ООО «ИЦ «МКТ» и предназначены для передачи и распределения электрической энергии в составе открытых и закрытых распределительных устройств.
Шины разработаны на основе и с учетом требований:
- стандарта ПАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-29.060.
10.005-2008 «Руководящий документ по проектированию жесткой ошиновки ОРУ и ЭРУ 110-500 кВ»;
- стандарта ПАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-29.060.
10.006-2008 «Методические указания по расчету и испытаниям жесткой ошиновки ОРУ 110-500 кВ»;
- правил устройства электроустановок.
Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать
Типовое условное обозначение токопровода и его расшифровка
Пример записи и расшифровка обозначения шин: ШГТ-2000 — Шины гибкие токопроводящие на номинальный ток 2000 А.
Видео:Самовулканизирующаяся Липкая Лента для ГерметизацииСкачать
Основные технические характеристики шин
Основные технические характеристики шин приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные технические характеристики шин
Ток термической стойкости, кА
Ток электродинамической стойкости (ударное значение), кА
Время протекания тока термической стойкости, с
Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150-69
Шины изготавливаются нескольких типоисполнений по сечению / номинальному току. Характеристики шин разных типоисполнений приведены в таблице 2.
По требованиям заказчика, технические характеристики, а также габаритные и присоединительные размеры шин могут иметь значения, отличные от указанных в табл. 1, 2.
Таблица 2. Технические характеристики шин различных типоисполнений
Поперечное сечение S, мм 2 не менее
Номинальный ток, А не менее
Присоединительный размер р, мм
Толщина контактной площадки шины s, мм
Видео:Шина гребёнка ИЕК для электрощитов под автоматыСкачать
Конструкция шин
Шины представляют собой пакет из нескольких жгутов, каждый из которых имеет в сечении прямоугольную форму и состоит из большого количества тонких медных проволок. Жгуты в пакете плотно укладывают в несколько рядов. Концы пакета подвергают лужению и прессуют в специальные медные заготовки-наконечники.
Внешний вид шин показан на рис. 1, 2.
Рис. 1. Гибкая токопроводящая шина. Внешний вид одного из исполнений
Рис. 2. Гибкие токопроводящие шины перед упаковкой
Цветовая маркировка шин выполняется полимерными маркировочными кольцами из цветных термоусадочных трубок. Цвет маркировки — в соответствии с фазировкой.
Видео:Монтаж электрощитка. Как не надо делать!Скачать
Габаритные и присоединительные размеры шин
Габаритные и присоединительные размеры шин показаны на рисунке 3.
Рис. 3. Габаритные и присоединительные размеры шин
Стандартные значения длины шин (размер «а» на рис. 3) составляют 600, 800, 1000 и 1200 мм. Стандартные размеры диаметра присоединительных отверстий (размер «D») — 12, 18 мм.
Видео:Гибкая шина EricoСкачать
Срок службы и гарантии предприятия-изготовителя
Средний срок службы шин — не менее 30 лет. Гарантийный срок эксплуатации шин три года со дня ввода в эксплуатацию, но не более трех с половиной лет со дня отгрузки с предприятия-изготовителя при соблюдении заказчиком условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.
Видео:Различие гибких медных шин к МТ-1928Скачать
Преимущества гибких шин производства «ИЦ «МКТ»
Гибкие шины производства ООО «ИЦ «МКТ» имеют следующие преимущества:
- высокая пропускная способность шин по номинальному току, не уступающая основному сечению шин распредустройства;
- трехкратное лужение шин в процессе их изготовления;
- высокая надежность электрического соединения;
- температуры нагрева шин, соответствующие ГОСТ 8024;
- большой срок службы;
- гибкость шин, позволяющая выполнять соединение аппаратов при значительном отклонении их положения от проектного;
- применение в составе шин проводов малого диаметра, позволяющее ослабить негативное влияние поверхностного эффекта и эффекта близости на величину и распределение тока в шине.
Читайте также: Сколько носить шину шанца при остеохондрозе
Видео:Производство медной катанки и шины на Кабельном Заводе "ЭКСПЕРТ-КАБЕЛЬ"Скачать
Примеры применения гибких шин
Примеры применения гибких шин показаны на рисунках 4, 5.
Рис. 4. Соединение гибкими шинами шинного моста 10 кВ с ячейкой ЗРУ. ПС «Гафури», февраль 2016 г.
Рис. 5. ПС «Зубово», сентябрь 2016 г. Соединение гибкими шинами шинного моста 10 кВ с выводами силового трансформатора. По заявке заказчика гибкие шины одеты в плотную термоусадочную трубку черного цвета
Видео:Изготавливаем ошиновку ВРУСкачать
Сведения о сертификации и испытаниях
Образцы гибких шин прошли успешные испытания на нагрев номинальным током в длительном режиме в аккредитованной испытательной лаборатории ОАО «СЗТТ», г. Екатеринбург, протокол испытаний № 07-019-17 от 08.02.2017 г.
ООО «ИЦ «МКТ»
620144, г. Екатеринбург, ул. Фрунзе, дом 96, оф. 510
8 (343) 220-37-42
info@gkmkt.ru
www.gkmkt.ru
Источник: Материал размещен в журнале «Электротехнический рынок», №2 (74) Март-Апрель 2017
Видео:Шина меднаяСкачать
Гибкая шина — инструкция по выбору и установке
Изолированные гибкие шины — современный, удобный и надёжный способ соединения в электрических щитах. Благодаря особой конструкции, гибкие шины выдерживают больший ток по сравнению с обычной шиной при том же сечении. При этом в отличие от провода не требуют для подключения наконечников и обладают меньшим радиусом изгиба.
Гибкая шина состоит из медных полос толщиной 0,8. 1 мм в оболочке из специального ПВХ-пластиката. Гибкие шины имеют широкую номенклатуру типоразмеров — как правило от 20×2 до 120×10, где первая цифра указывает на ширину медной пластины, а вторая — количество медных пластин толщиной 1 мм в пакете. Гибкие изолированные шины, как правило, используют для подключения электрических аппаратов к распределительным шинам, но с их помощью можно выполнить и любые другие виды электрических соединений, например, подключить шинопровод к трансформатору по стороне 0,4 кВ. При подключении НКУ к шинопроводам и трансформаторам гибкую шину используют также для компенсации процессов теплового расширения и защиты от вибрации.
В отличии от провода гибкая шина не требует наконечников для присоединения, а чем меньше соединений, тем выше надёжность. Кроме того, гибкая шина, в отличие от провода не имеет минимального радиуса изгиба — её можно сгибать под 90°, скручивать винтом, сгибать «конвертом». С гибкой шиной удобно работать — она хорошо держит форму и не разгибается.
При том же сечении, гибкая шина выдерживает больший ток по сравнению с жёсткой, что позволяет снизить вес и габариты шкафа, а так же даёт больше возможностей по компановкам. Кроме того, замена жестких шин на гибкие позволяет снизить количество неизолированной ошиновки в шкафу, что повышает безопасность НКУ в целом.
Гибка
Гибкая шина по сравнению с обычной жесткой шиной гнётся легче. Однако это вовсе не значит, что любую шину можно легко согнуть. Чем больше толщина шины, тем сложнее её изгибать. Гибкую шину толщиной более 5мм гнут с помощью гидравлического пресса или ручного шиногиба. В ПУЭ нет требований к радиусу изгиба гибких шин, что иногда вызывает дополнительные вопросы, так как соблюдение радиуса изгиба у провода влияет на сохранность изоляции с течением времени, так как именно на сгибах изоляция стареет в первую очередь и, чем меньше радиус, тем больше вероятность что изоляция растрескается с течением времени. Мы рекомендуем соблюдать минимальный радиус изгиба равный толщине шины по меди (без учёта толщины изоляции). Таким образом для гибкой шины 32×10×1 минимальный радиус изгиба будет равен 10мм.
Читайте также: Шины зимние шипованные r16 4х4
Резка
При необходимости отрезать гибкую шину можно и ножовкой, но если операций много, необходим специализированный инструмент. Для резки гибких шин используются специальные гильотины, где резка происходит за счет смещения — так же как при работе канцелярских ножниц, но сами лезвия при этом расположены параллельно друг другу во избежание замятия и смещения пластин. Сама гильотина может быть с ручным приводом и гидравлической.
Пробивка отверстий
В отличии от провода гибкая шина не нуждается в наконечниках — отверстие для присоединения делается непосредственно в самой шине. Сверлить гибкую шину обычным сверлом трудоёмко и неудобно, так как медь вязкий материал. При сверлении сверло часто закусывает, при этом само отверстие получается неровным, часто с рваными краями. Поэтому отверстия в медной шине не сверлят, а пробивают. Для гибкой шины при этом используют специальное приспособление, не позволяющие пластинам смещаться. Гидравлический пресс-перфоратор позволяет получить наиболее качественное отверстие: ровное, без смещения пластин и необходимости зачистки (удаления грата).
Гидравлический станок с установленным пуансоном для перфорации и блок резки гибких шин
Ручной универсальный станок
Влияние качества изоляции на монтажные работы
Изоляция шины должна быть достаточно прочной, так как через изоляцию прикладывается механическое усилие во время гибки. Однако, какой бы качественной не была изоляция, мы рекомендуем использовать специализированный инструмент для гибки и скрутки гибких шин, чтобы минимизировать механическое воздействие на изоляцию.
Видео:КГтп-ХЛ 4х6. Гибкий кабель. Силовой кабель. Кабель из термоэластопласта. Выпуск № 65(О)Скачать
Крепление гибких шин в НКУ
При монтаже гибких шин, так же как и жёстких, необходимо использовать специальные крепления, обеспечивающие стойкость ошиновки к динамическим нагрузкам, возникающих во время короткого замыкания. Дополнительной функцией крепления может быть обеспечение воздушного зазора между шинами, чтобы улучшить естественное охлаждение и избежать перегрева.
Иллюстрация крепежа из инструкции Schneider Electric и шинодержателей Rittal, арт.: 3079.010 и 3079.000
Наборные шинодержатели АйДи
Выбор количества держателей и ограничения по току
Гибкие шины должны крепиться на не реже, чем через каждые 400 мм, если максимальный расчётных ток короткого замыкания не превышает 45 кА. В случае больших токов, рекомендуется использование жёсткой ошиновки. Среди производителей комплексных решений для сборки НКУ встречаются рекомендации по эксплуатации гибких шин с допустимым током до 100 кА, при этом оговаривается ряд условий. Расстояние между центрами шин должно быть минимально возможным для снижения влияния электродинамических сил, а количество шинодержателей и их тип должны быть подтверждены испытаниями.
Кабельные стяжки вместо держателей
Помимо специальных шинодержателей, для закрепления пакетов гибких шин могут использоваться стяжки. Для избежания прорезания изоляции шин в момент короткого замыкания, необходимо использовать стяжки шириной не менее 9 мм с выдерживаемой нагрузкой не менее 80 кг.
Видео:Заливная гибкая соединительная муфта 3M на кабель с резиновой изоляцией, серия 91 AV 720Скачать
Выбор гибких шин по току нагрузки
В зависимости от способа прокладки (в пучке, раздельно и т.п.) и принимаемого допустимого превышения температуры шина надо температурой окружающей среды, шину одного и того же сечения можно использовать на разный длительно допустимый ток. При выборе гибкой шины по току в каталоге производителя можно найти таблицу, где в зависимости от Δt указываются разные допустимые токи.
Например, для шины 32×10 в каталоге Elexo 3 значения:
657A при Δt 30°С,
894A при Δt 50°С
1085A при Δt 70°С
Δt это допустимое превышение температуры шины над температурой окружающей среды. Например, если температура окружающего воздуха 30°С, а ток протекает 1085A, то шина 32×10 нагреется до температуры 100°С. Если, при тех же условиях будет протекать ток 657A, то шина нагреется до 60°С.
Читайте также: Как правильно установить камеру в бескамерную шину
Какое Δt выбрать
Тепловыделение шин участвует в тепловом расчёте НКУ. Чем больше допустимое Δt принято проектировщиком, тем сильнее греется электроустановка. Температура окружающей среды в летнее время может достигать 50°С. Температура шин будет выше минимум на Δt, а при неэффективном охлаждении ещё выше. Чем выше температура, тем быстрее происходит старение изоляции. Максимальная длительно допустимая температура изоляции шин составляет 105°С. Поэтому мы не рекомендуем выбирать Δt более 50°С. Использования принудительной вентиляции следует избегать, так как возникает необходимость обслуживания и замены фильтров, а в случае выхода вентиляторов из строя возможен локальный перегрев шин. Соответственно, чем меньше Δt принято в расчётах, тем надёжнее электроустановка и выше её срок службы.
Видео:Прибыльная бизнес ниша 2023 Станок из Китая который окупается за один деньСкачать
Выбор гибкой шины по сечению
Помимо рекомендаций по токовой нагрузке в каталогах производителей гибких шин, существуют рекомендации, указанные в каталогах производителей автоматических выключателей, а так же в нормативных документах. В этой статье мы собрали информацию, которую нам удалось найти.
В техническом руководстве Schneider Electric «Сборка низковольтных комплектных устройств» указаны следующие рекомендации по подключению автоматов гибкими шинами (стр. 100)
Оборудование | Сечение |
NSX100 | 20×2 мм |
NSX160/250 | 20×3 мм |
NSX400 | 32×5 мм |
NSX630 | 32×8 мм |
INS125/160 | 20×2 мм |
INS250 | 20×3 мм |
INS400 | 32×5 мм |
INS630 | 32×6 мм |
Распред. блок Linergy FM 200 А | 20×3 мм |
Распред. блок Linergy FC 3P | 32×8 мм |
Распред. блок Linergy FC 4P | 32×8 мм |
Fupact 250 | 24×5 мм |
Fupact 400 | 32×5 мм |
Fupact 630 | 32×8 мм |
В каталоге ОЕЗ можно найти следующие рекомендации:
Рекомендуемые размеры шин и мин. сечения. Каталог Arion стр. 53 | |||||
Выключатель | Номинал | Габарит | Кол-во шин в пакете | Размеры Cu шин | Мин. сечение |
ARION WL1106. | 600 А | 1 | 1 шина | 60×10 мм | 600 мм² |
ARION WL1108. | 800 А | 1 | 1 шина | 60×10 мм | 600 мм² |
ARION WL1110. | 1 000 А | 1 | 1 шина | 60×10 мм | 600 мм² |
ARION WL1112. | 1 250 А | 1 | 2 шины | 50×8 мм | 800 мм² |
ARION WL1116. | 1 600 А | 1 | 2 шины | 50×10 мм | 1000 мм² |
ARION WL1120. | 2 000 А | 1 | 3 шины | 50×10 мм | 1500 мм² |
ARION WL1208. | 800 А | 2 | 1 шина | 80×8 мм | 500 мм² |
ARION WL1212. | 1 250 А | 2 | 2 шины | 80×5 мм | 800 мм² |
ARION WL1216. | 1 600 А | 2 | 2 шины | 80×8 мм | 1000 мм² |
ARION WL1220. | 2 000 А | 2 | 4 шин | 80×5 мм | 1500 мм² |
ARION WL1225. | 2 500 А | 2 | 3 шины | 80×8 мм | 2000 мм² |
ARION WL1232. | 3 200 А | 2 | 4 шины | 80×10 мм | 3000 мм² |
ARION WL1340. | 4 000 А | 3 | 4 шины | 120×10 мм | 4000 мм² |
ARION WL1350. | 5 000 А | 3 | 5 шин | 120×10 мм | 6000 мм² |
ARION WL1363. | 6 300 А | 3 | 6 шин | 120×10 мм | 7200 мм² |
ГОСТ IEC 60947-1 2017 «Аппаратура распределения и управления низковольтная» даёт следующие размеры гибких шин в зависимости от токовой нагрузки:
Диапазон испытательных токов | Шины | |
Число | Размеры | |
400…500 А | 2 шт | 30×5 мм |
500…630 А | 40×5 мм | |
630…800 А | 50×5 мм | |
800…1000 А | 60×5 мм | |
1000…1250 А | 80×5 мм | |
1250…1600 А | 100×5 мм | |
1600…2000 А | 3 шт | |
2000…2500 А | 4 шт | |
2500…3150 А | 3 шт | 100×10 мм |
Гибкие шины, предназначенные для соединения между сборными шинами, выбираются с учётом следующих характеристик:
— максимальная температура внутри НКУ 60 °С,
что соответствует температуре окружающей среды 35 °С;
— максимально допустимая температура изоляции 125 °С.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Автоподбор © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер📸 Видео
шина соединительная трёх фазная /монтаж/режим на частиСкачать
Станок для резания и гибки медных и алюминиевых шинСкачать
Гибка медной и алюминиевой шины ШГ-150 NEO (КВТ)Скачать
Соединение автоматов с помощью шиныСкачать
Провода, токопровод, шиныСкачать
Станок для выравнивания шин MXJP-160 -260Скачать
03_Как собрать ЩИТОВУЮ - Гибкая шина вместо медной гребенкиСкачать