Для реализации передачи электроэнергии на малые расстояния активно применяется шинопровод. Шина медная часто используется для реализации токопроводов. В зависимости от того, при каких условиях будет эксплуатироваться токопровод, применяют разные типы шин, изготавливаемых из меди или алюминия.
- 1 Почему медь и какие виды шин существуют
- 2 Как подбирать шины
- 3 Как производится монтаж
- Зачем нужна гибка шин и почему этот процесс становиться востребованным при воплощении проектов?
- Как происходит обработка шины: все возможные варианты преображения шины
- Основные и самые востребованные гибочно-пробивочные способы
- Когда гибкая медная изолированная шина может быть полезна и почему она считается проводником тока разной величины?
- Из чего изготавливаются и как выглядят медные гибкие шины и почему они считаются лидерами продаж?
- Почему гибку шин алюминиевых лучше выполнять при помощи станка-пресса для резки: определим все технические данные инструмента
- 📹 Видео
Видео:Работа с гибкой изолированной шиной EricoСкачать
1 Почему медь и какие виды шин существуют
Выбор типа, марки, параметров должен быть осуществлен специалистом (инженером-конструктором). Для некоторых нестандартных задач шины могут быть изготовлены под заказ, под строго указанные спецификацией параметры. Электротехнические шины являются незаменимыми элементами при создании распределительных устройств, систем автоматизации и управления. При этом наиболее часто в качестве основного материала используется медь. О том, почему рекомендуется применять шины электротехнические, какому материалу отдать предпочтение, как выбрать и произвести монтаж, как не допустить ошибок при монтаже и выборе, рассказано ниже.
Для начала стоит описать, что такое шина. Шиной называют проводник, обладающий низким сопротивлением, независимо от формы, размера, сечения и материала изготовления. Их применяют в различных электрических установках. Например, в низковольтных установках их используют для соединения с отдельными электрическими цепями. В высоковольтных могут применяться на участках, которые требуют наличие низких активных и реактивных сопротивлений проводника.
Шина медная представляет собой либо полосу металла различных размеров, либо несколько сплетенных проводников круглого сечения (плетеные) — именно эти 2 формы встречаются наиболее часто.
Наиболее часто все провода, кабели и шины изготавливают из 2 материалов: алюминия и меди. Все профессиональные электрики советуют выбирать медные проводники, потому что медь, в отличие от алюминия, имеет более высокую механическую прочность, обладает высокой гибкостью, благодаря чему очень просто производить монтаж медных проводников, она прекрасно стыкуется с другими проводниками (медными) и не окисляется. Алюминий, хоть и имеет примерно сходные с медью параметры, на воздухе очень быстро окисляется, что существенно ухудшает его проводимость. Кроме того, при соединении алюминиевых проводников с проводниками из других материалов, образуется гальваническая пара, которая стимулирует развитие коррозии, и проводник будет быстро разрушаться. Именно поэтому настоятельно рекомендуется использовать медь, несмотря на дешевизну алюминия.
Шина медная, как и любой другой материал, имеет свои характеристики и типы, все они регламентируются ГОСТ 434-78. Начать стоит с разделения шин на твердые и мягкие:
- Твердые (ШМТ). Применяются реже, чем мягкие. Изготавливается из обычной меди, имеет более низкую проводимость, чем шины мягкие. Шина медная ШМТ используются в местах, где требуется обеспечить прочность и неподвижность шинопровода.
- Мягкие (ШММ). Получили широкое распространение во всех отраслях промышленности: от авиастроения до металлургии, в быту, в космической отрасли и т.д. Для их изготовления используется мягкая медь марок М1, М1М, М2 и т.д.
- Медная шина из бескислородной меди (ШМТВ). Это особый сплав меди, не имеющий в своем составе оксидов. На данным момент все брендовые производители изготавливают продукцию именно из такой меди. Она имеет несколько преимуществ перед обычной: нет жестких условий для термообработки, не происходят испарения меди при нагреве проводника, менее ломка и хрупка. Однако цена на такие изделия очень высока и не оправдывает их покупку.
Шину электротехническую подбирают не только по материалам, но и по условиям ее применения. Так, луженая применяется в электротехнических установках, которые находятся во влажных условиях (улица, навес, влажное помещение). Часто такие проводники используют на подстанциях, для перехода с трансформаторов и выключателей элегазовых. Шина медная гибкая может быть как плетеной, так и плоской (в форме полосы). Применяют шины медные гибкие для монтажа шинопроводов различных установок, потому что они обладают высокой проводимостью и механической прочностью. Другая разновидность шина — плетеная медная гибкая изолированная.
Используют шину медную гибкую изолированную для создания защищенных токопроводов в помещениях, где может произойти контакт с другими проводниками или объектами.
Каждый тип шин имеет свое сечение (все возможные сечения указаны в ГОСТ 434-78), однако при необходимости ряд фирм может изготовить шину электротехническую нестандартных размеров. Для этого необходимо составить спецификацию и начертить чертеж такой нестандартной детали. Без спецификации изготовление по индивидуальным размерам затруднительно, кроме того, такую деталь нельзя применять в промышленных установках.
Видео:Гибкие изолированные шины "Media" - решение для оборудования низкого и среднего напряженияСкачать
2 Как подбирать шины
Для реализации токопровода используют несколько шин. Количество их зависит от количества подводимых фаз, от наличия/отсутствия шины заземления, нулевой шины. Подсчет фаз дело несложное, и производится на начальном этапе проектирования, как и определение наличия земли или нуля.
Чтобы осуществить выбор шин по сечениям, необходимо рассчитать максимальный ток, который будет протекать по шинопроводу и, исходя из его значения, определить по ПУЭ и ГОСТ 434-78 сечения шин. Сечение определяется шириной и толщиной полосы, выбор не зависит от длины шинопровода. Согласно ПУЭ, значение допустимого тока может изменится в меньшую сторону, если в шинопроводе проложен более чем 1 проводник. Так шина электротехническая 40х4, проложенная в однофазном токопроводе, позволяет питать установку током в 625 А. Для двухфазного шинопровода допустимый ток составляет уже 1090 А, а не 1250. Для сечения 40х5 ток в однофазном токопроводе составляет 700 А или 705 А (для постоянного и переменного тока соответственно). Шина медная 50х10 обеспечивает работу при токе около 1000 А. Резкое увеличение значения допустимого тока наблюдается при увеличении сечения, так сечение 100х10 допускает токи 2310 А и 2470 А. А медная самолудящаяся 3×1 мм может использоваться для обеспечения питания током в 470А.
Читайте также: Can шина магнитола поло седан
В качестве примера: следует запитать установку НКУ постоянным током. Величина тока составляет 550 А. Поскольку расчетный ток находится между значениями допустимых токов шин сечением 40х3 (475А) и 40х4 (625А), выбирают шину, которая обеспечит расчетное значение тока. В данном случае это будет шина медная 40х4.
Шину заземления выбирают, исходя из расчетного тока, однако шина заземления будет обладать меньшим сечением.
При проектировании шинопроводов и при отсутствии каких-либо жестких требований к ним, следует отдать предпочтение гибким проводникам. Гибкая шина более прочна и долговечна, обладает лучшими характеристиками, чем твердые. Также особое внимание следует уделить фирмам-изготовителям материала. Предпочтение следует отдать отечественным производителям, поскольку все иностранные изготовители намеренно завышают характеристики своих изделий. В то время как отечественные компании их занижают. При этом важно приобретать продукцию у крупных и проверенных компаний. Например, «Норильск Никель», «Русская медная компания», «УГМК» и др. Многие мелкие компании торгуют импортным контрафактом, и высока вероятность приобретения некачественного материала.
Видео:Различие гибких медных шин к МТ-1928Скачать
3 Как производится монтаж
Обычно монтаж шин электротехнических не составляет особого труда. Для этого продаются специальный крепеж. В комплект обычно входит держатели из диэлектрического материала и метизы для крепления держателей к несущей конструкции. Крепление в таком случае осуществляется следующим образом: проводник вставляется в держатели и прикладывается к конструкции. Далее производится разметка под крепежные метизы. По разметкам сверлят отверстия для крепления держателей, в которые вставляется проводник.
После монтажа шины производят подключение. Для этого на полосе обычно имеются специальные отверстия, которые осуществляют соединение кабеля и шинопровода. Если отверстий нет или они находятся в неудобном для подключения месте, то их можно просверлить самостоятельно. Для подключения возможно использование и специальных приспособлений. При подключении очень важно:
- Обеспечить переход специальными деталями между алюминиевым проводом (жилой кабеля) и шиной электротехнической медной.
- Покрасить шины согласно ГОСТ в зависимости от назначения и фазы. Фаза А должна иметь желтый цвет, фаза В — зеленый, фаза С — красный, рабочая нейтраль — голубой, шина заземления — продольные полосы (желтого и зеленого цветов).
Монтаж должен обеспечивать надежное соединение проводников и надежное крепление к конструкции. Не допускается контакт шинопровода с другими устройствами, проводниками, элементами. Шинопровод должен быть защищен от посторонних контактов защитным экраном.
Часто, для экономии времени и материала, электромонтеры и монтажные организации не устанавливают защитные экраны. Цена этому — человеческая жизнь. Так, в 2011 году в Кемеровской области монтер, выполнив монтаж и подключение шинопровода, но не установив защитный экран, начал монтаж оборудования шкафа НКУ. При этом не была смонтирована система защиты и автоматического отключения питания шкафа, система оповещения (индикатор напряжения на шине). В тестовом режиме на объект было подано питание, и монтер, случайно задев головой шины, получил сильное поражение током.
Видео:Как просверлить медную шинуСкачать
Зачем нужна гибка шин и почему этот процесс становиться востребованным при воплощении проектов?
Понятие «гибка шин» возникло из-за потребности воплощать смелые строительные проекты, внутри которых выполняется надежная и разветвленная система подачи энергетического импульса ко всем площадям, объектам и предметам. Когда выполняется разводка энергетических кабелей от распределительной коробки, то трассы могут расходиться в разных направлениях, причем каждая трасса будет иметь свою приемлемую нагрузку. Если будут встречаться сложные участки для монтажа, то специалисты рекомендуют выполнить гибку шины, не нарушая технику безопасности. Вот и получается, что ничего нет невозможного, просто надо знать, как это сделать и при помощи чего. Вот как все бывает?
Обычно электрик монтирует по утвержденной схеме электрическую сеть, думая, что применять: шину или кабель. Уже по накопленному опыту становится понятно, что кабель при работе доставляет массу неудобств, да и срок его эксплуатации небольшой. Да еще в современном мире очень многое уделяют внимания эстетике в сфере строительства и коммуникаций, то есть все создаваемое должно быть не только практичным, но и красивым.
Хорошо, что в современном мире для воплощения смелых идей открылось больше горизонтов, чем это было, например, десять лет назад, когда мало кто мог поверить, что гибка шины вообще возможна. Выгодная «гибкость» аналогов энергетических кабелей стала возможной благодаря инженерам-технологам, которые на технических площадках проработали и протестировали гибкие медные шины, тем самым упростив работу электриков. Как бы парадоксально не звучала, но работа энергетиков стала более творческой и разноплановой.
Читайте также: Диски шины для оки
Видео:Ошибки электриков при обжатии проводов наконечниками НШВИ.Скачать
Как происходит обработка шины: все возможные варианты преображения шины
На этапе приема заказа и дальнейшей его обработки происходит вырабатывание концепции, когда думают специалисты, какие действия применить. Быть может, понадобится резка элементов создаваемой магистрали, пробивка плановых и дополнительных отверстий, а также гибка. Но стоит разобраться, насколько гибка гибкой шиной целесообразна в том или ином случае, потому что придется выполнить массу энергозатратных действий, используя специальные гибочные инструменты или стационарные комплексные станки для обработки современных токопроводящих шин.
Видео:Медная шинаСкачать
Основные и самые востребованные гибочно-пробивочные способы
Если появляется потребность что-то сделать или кардинально что-то изменить, то потребуется подобрать подручные средства, определить перечень важного инвентаря, чтобы добиться поставленной цели. Например, существуют в продаже разнообразные гибочно-пробивочные инструменты, которые позволят корректировать изделие, выполняя вырезку необходимых по проекту овальных или круглых отверстий. Диаметр может быть различный: от 8,5 до 21 мм. Обычно используют специальные гибочно-пробивочные инструменты, когда проект предусматривает работу с алюминиевыми или медными токопроводящими шинами. Бывали случаи, когда мастера работали и с большими параметрами, колеблющимися по ширине в интервале от 30 до 125 мм, а по толщине – от пяти до десяти миллиметров. Допустимый угол изгиба может приближаться даже к показателям в девяносто градусов, и прямой угол будет задан специальными «лекалами» инструмента, обеспечивающими повторяемость и точного заданного угла изгиба.
Если присмотреться к техническим инструментам, благодаря которым осуществляется гибка медных шин, то можно и рассмотреть силу нажима. В среднем она может составлять -190 кН.
Имеются в продаже и узкоспециализированные инструменты для гибки монтажной шины, направленные, например, на резку или на гибку токоведущих шин. Привычный технический период для гибки шин определяется специалистами от нуля до девяноста градусов. Чтобы погрешность была небольшой, обязательно гибка шин регулируется и задается электронными датчиками, которые могут быть запрограммированы на многократную гибку по образцу, дублируя один и тот же угол.
При этом одни гибочные инструменты предназначены для осевой гибки, другие – для поперечного форматирования гибкой шины медной или алюминиевой. Допустимая ширина шин – двадцать – пятьдесят миллиметров, а толщина токопроводящего элемента – 3-10 мм.
В арсенале специалиста по токопроводам могут оказаться станки для обработки токопроводящих шин, когда очень быстро и качественно можно в комплексе выполнить гибку образца, пробивку на нем отверстий, вдавливание гаек крепления, пережимку Al и Cu современных шин. При этом показатель шины нажима может быть равен 150 кН. Допустимая погрешность – 5 градусов.
Видео:Электромонтаж. Наконечники НШВИ и НКИ, важные нюансы и тонкости.Скачать
Когда гибкая медная изолированная шина может быть полезна и почему она считается проводником тока разной величины?
Все медные шины считаются достойными токопроводниками, рассчитанными на напряжение разной величины. Такой вид шин часто применяют при формировании основной или распределительной магистрали, нацеленной на подачу электрического импульса в любых автоматизированных системах, а именно: в трансформаторных городских подстанциях, промышленных распределительных щитках.
Потенциал у гибкой медной плетеной шины огромен, поэтому специалисты рекомендуют ее приобретать для самых сложных проектов, не боясь их монтировать даже в агрессивной среде, где идут колебания температуры, начались коррозийные процессы, повышен в помещении уровень влажности, он даже переходит допустимые нормы. В виду таких технических преимуществ, медную шину применяют в кораблестроении, станкостроении, авиационной сфере и даже космонавтике.
Определим основные технические преимущества гибких медных шин:
- Широкая сфера эксплуатации, потому что классификация типов изделия расширена, поэтому и применение ее практически безгранично.
- Медная гибкая шина Erico отличается удобным и быстрым монтажом, так как медные токопровода податливы на смену конфигурации. Они спокойно принимают нужную форму, укладываются по заданной траектории, не нарушая замыслы строителей и электромонтеров. Демонтаж – дело несложное, если использовать медные гибкие шины.
- Плетеные шинопровода из меди отличаются высокой гибкостью, поэтому их часто заказывают на сложные проекты, где территории присущи сложные погодные и геологические факторы или есть необходимость концентрировать массивный энергетический импульс, например, на трансформаторных подстанциях.
- Медная гибкая шина schneider electric способна выполнять еще одну функцию – соединительную, то есть объединять в общую цепь, например, распределительные шины. Во время работы специалисты смогут спокойно оформить размыкающие устройства, использовать элементы управления и контроля, создавать надежную энергетическую сеть типа «трансформатор-медный шинопровод-электрический специальный шкаф».
Читайте также: Летние шины continental ecocontact 6 195 60r15 h 88
Видео:Медные и алюминиевые шины в НКУСкачать
Из чего изготавливаются и как выглядят медные гибкие шины и почему они считаются лидерами продаж?
Добротная гибкая шина Rittal обычно создается из тонких пластин, изготовленных из электротехнической меди. Чтобы ей придать нужные параметры, в промышленных масштабах используют метод холодной и горячей деформации. Некоторые технологии предусматривают и обжиг медных пластин, поэтому впоследствии изделие будет способно выдерживать напряжение в 1000 В.
Обычный набор для стандартного изделия состоит в среднем из десяти пластин. В качестве изоляторов для медных гибких шин Rittal ипользуют высококачественный поливинилхлорид, сокращенно ПВХ. Современный изолятор отличается достаточным уровнем электротехнического сопротивления. Если присмотреться к изоляционному слою, то легко оценить его небольшую и равномерную толщину. ПВХ-слой защищает от возгораний и опасного тления, так как защитный слой дополнительно еще пропитан галогенами. В виду такого защитного слоя стало возможным использовать гибкие медные шины в помещениях с повышенным уровнем влажности, а также непредсказуемыми перепадами температуры. Кажется, что гибкая шина mafell может функционировать в агрессивной окружающей среде.
И если подытожить все достоинства медной гибкой шины, то можно, в первую очередь, акцентировать внимание существенной экономии места, поэтому оборудованное пространство не будет загромождено или утяжелено силовыми кабелями. При этом комплектация и монтаж не усложнены, потому что допускается конфигурация шин специальными инструментами rehau для гибки монтажной шины.
Все специальные инструменты малогабариты и просты в эксплуатации. С их помощью спокойно осуществляется осевая гибка медных и алюминиевых шин даже при выездных работах, при этом используется ножной гидравлический насос.
Видео:Как соединить провода в распределительной коробке без пайки — клемники, СИЗ, гильзы, что лучше?Скачать
Почему гибку шин алюминиевых лучше выполнять при помощи станка-пресса для резки: определим все технические данные инструмента
В сферу продаж поступил специальный станок для четкой резки, гибки токопроводящих шин из алюминия. Технические параметры станка-пресса позволяют также профессионально осуществлять пережимки энергетических кабелей на нужных участках, выполнять вдавливание гаек для крепежа и временной фиксации. Потребителям доступные разные модификации станков-прессов, но все они обладают фиксированным перечнем преимуществ.
В этой статье мы их и напомним.
- Станки-прессы «заточены» на определенный тип шин, поэтому при покупке обращайте внимание на максимальные размеры шин, у которых можно менять конфигурацию.
- В технических сопроводительных документах для инструмента по гибке шин определена погрешность. Обычно на станки-прессы отличаютсяточностью резки шин, поэтому допустимое отклонение от заданных параметров составляет 1 мм, не более.
- Гибка шин при помощи данного инструмента происходит в периоде от нуля до девяноста градусов. Допустима и Z-образная гибка, при которой выполняется регулирование пережима токопроводящих шин.
- Для выполнения резки, гибки, прижима у станка-пресса предусмотрено рабочее давление. Средний показатель главного технического параметра составляет 630 бар.
- Управление станком ведется автоматизировано, так как имеется у большинства моделей электронная система измерения и контроля параметров прежде, чем начнется резка, пробивка, гибка или пережимка изделия. Сам станок-пресс обычно оснащен сенсорной панелью управления, на которой и осуществляется настройка параметров, всех необходимых требований по конфигурации токопроводящих шин.
- Для удобства все программное обеспечение русифицировано, чтобы упростить пользователю жизнь. Режимы у многих моделей станков переключаются просто, без долгих настроек, потому что имеющиеся встроенные датчики точно и автоматически определяют характеристики современного кабеля и выполняют с ним заданные действия.
- Многие прессы оснащены для удобства гидравлическими приводами.
- Многие модели поддерживают режим выполнения стандартных круговых и овальных отверстийпод диаметр от 6 до 21 мм.
- Вес габаритных станков может превышать даже 300 кг. Минимальный вес – 30 кг.
- Процесс гибки шин выполняется с учетом параметров металла, например, алюминия или меди. Всегда учитывается степень допустимой деформации.
При таком широком перечне преимуществ, многие специалисты склоняются к многофункциональным станкам, особенно, если их планируется использовать на крупном предприятии, и в индивидуальном предпринимательстве со средним уровнем достатка. Станки могут быть стационарными и передвижными, и это никак не влияет на их функционал. Многих электриков привлекает точность работ, когда погрешность минимизирована, поэтому намного проще выполнить заданный проект, использовав выгодно всю предлагаемую поверхность для монтажа, особенно в тех случаях, когда используется гибкая шина dkc.
Таким образом, гибка шин, как алюминиевых так и медных, достаточно востребована, поэтому на рынке и появились многочисленные инструменты, при помощи которых можно легко выполнить обрезку, пробивку, гибку шин. И теперь к таким важным преимуществам токопроводящих шин, как долговечность эксплуатации, эстетика монтажа, надежность, добавилась еще и их гибка. И вот такие изменения конфигурации расширяют сферу их применениях, делают достойным аналогом силовых кабелей. Современные инструменты облегчают труд электромонтеров, автоматизируя тяжелый физический труд, улучшая производительность, подводя уверенно к желаемому результату. Сегодня многие малые и крупные предприятия оптимизируют производственный процесс, предлагая потребителям качественный продукт.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
Изготавливаем ошиновку ВРУСкачать
Станок для резания и гибки медных и алюминиевых шинСкачать
Провода, токопровод, шиныСкачать
🦾😎Соединяем медный и алюминиевый провод, как правильно и надежно, видео,энергомагСкачать
Медные шины и алюминиевая шина АД31Скачать
Медная и алюминиевая электропроводка в квартире. Разоблачим мифыСкачать
Чем резать медные шины? Шинорезы серии NEO (КВТ)Скачать
Metaenergy блог с Анатолием. Как резать гибкую шинуСкачать
Шинопровод METAENERGY Руководство по монтажуСкачать
Гибка мелкой шины с помощью кабельного преса ПГР 300Скачать
Гибка медной и алюминиевой шины ШГ-150 NEO (КВТ)Скачать