- Гидротолкатель клапанов. Устройство и принцип действия
- Работа гидротолкателя
- Устройство автомобилей
- Гидравлический толкатель клапана
- Общее устройство гидрокомпенсатора
- Принцип действия гидравлического толкателя (гидрокомпенсатора)
- Достоинства и недостатки гидрокомпенсаторов
- Основные причины поломок гидрокомпенсаторов
- Принцип работы гидрокомпенсаторов клапанов
- Гидрокомпенсатор. Принцип работы
- Как работают гидрокомпенсаторы
- Разновидности гидрокомпенсаторов
- Неисправности
- Преимущества и недостатки
- Виды гидрокомпенсаторов
- Устройство и принцип действия гидрокомпенсатора
- Причины стука гидрокомпенсаторов
- Устранение неисправности
- Как промыть гидрокомпенсатор?
- Замена гидрокомпенсатора
- Как работает гидротолкатель (гидрокомпенсатор) клапанов двигателя ВАЗ-21126 Lada Granta
- 💡 Видео
Видео:✅ Гидрокомпенсатор или толкатель. Почему не регулируют клапана?Скачать
Гидротолкатель клапанов. Устройство и принцип действия
Клапаны газораспределительного механизма приводятся в действие непосредственно кулачками распределительных валов через цилиндрические гидротолкатели (гидрокомпенсаторы зазора), которые расположены в направляющих отверстиях головки цилиндров по оси отверстий под клапана.
Благодаря гидротолкателям (гидравлическим толкателям) уменьшаются стуки, механизм работает более плавно и четко, устраняются неисправности двигателя, которые могли быть при нарушении зазоров (прогары клапанов, потеря мощности и т.п.). В связи с отсутствием зазора, не изменяются фазы газораспределения при износе деталей клапанного механизма. Кроме того, при техническом обслуживании автомобиля не требуется регулировать зазор в клапанном механизме.
Гидротолкатель состоит из корпуса толкателя 1, цилиндра 2, плунжера 5 и обратного шарикового клапана 3, который поджат к отверстию в поршне пружиной. Поршень и плунжер разжимаются возвратной пружиной 4, находящейся между ними.
Масло для работы гидротолкателей подводится из системы смазки по каналу Н, а затем по каналам, выполненным на нижней плоскости корпуса подшипников. По этим же каналам подводится масло и для смазки шеек распределительных валов. Кулачки валов смазываются маслом, находящимся в ваннах головки цилиндров под кулачками. В канале Н расположен обратный шариковый клапан 15, не допускающий слива масла из верхних каналов после остановки двигателя.
Рис. Гидротолкатель:
1 – корпус; 2 – цилиндр; 3 – шариковый клапан; 4 – пружина; 5 – плунжер; 6 – распределительный вал; 7 – жиклер; 8 – разрез головки блока; 9 – кулачок; 10 – гидротолкатель; 11 – клапанная пружина; 12 – направляющая втулка; 13 – клапан; 14 – головка блока; 15 – обратный шариковый клапан; а – накопительная камера; b – поршневая камера; c – рабочая камера; H – канал подачи смазки
Видео:Гидроцилиндр - устройство и принцип работыСкачать
Работа гидротолкателя
Когда клапан закрыт, масло из канала Н поступает в толкатель через канавку и отверстие в боковой поверхности. Масло проходит через паз, расположенный в верхней части толкателя и поступает в цилиндр толкателя. Пружина и масло, находящиеся между цилиндром 2 и плунжером 5, разжимает их и прижимает верхнюю плоскость корпуса толкателя 1 к кулачку, а нижнюю плоскость плунжера к торцу клапана, выбирая зазор в клапанном механизме. Жесткость этой пружины и давление масла намного меньше жесткости пружины клапана и поэтому клапан остается закрытым, когда толкатель касается затылочной части кулачка.
Когда на толкатель начинает воздействовать набегающая часть кулачка, происходит короткий ускоряющий удар по корпусу толкателя, а т.к. шариковый клапан закрыт, то в камере «с» создается высокое давление. Поскольку жидкость (масло) в камере «с» практически несжимаема, узел цилиндр-плунжер становится жестким и передает усилие от кулачка на клапан.
Рис. Принцип работы гидротолкателя
По мере дальнейшего поворота кулачка давление в камере «с» увеличивается и небольшая часть масла из камеры «с» перетекает в камеру «а» через зазор между поршнем и плунжером. Поэтому общая длина узла цилиндр-плунжер уменьшается, но не более, чем на 0,1 мм.
После закрытия клапана 13 начинается процесс выборки зазора в клапанном механизме. Силы от кулачка и клапана 15 уже не действуют на гидротолкатель. Возвратная пружина снова раздвигает цилиндр с плунжером, прижимая верхнюю плоскость корпуса толкателя 1 к кулачку, а нижнюю плоскость плунжера — к торцу клапана. При этом давление в камере «с» становится меньше, чем в камере «а», шариковый клапан открывается и в камеру «с» доливается масло из камеры «а».
Кроме чашечных гидротолкателей в двигателях могут применяться гидротолкатели 3, на которые воздействуют коромысла 4. Коромысла качаются на вставных осях 6. Гидротолкатель находится в каждом рычаге непосредственно над стержнем клапана. Масло подводится к гидротолкателю от вставной оси через продольное сверление 5 в рычаге клапана. Равномерное распределение давления в зоне контакта рычага с клапаном обеспечивается подпятником 2. Для уменьшения потерь на привод клапанов в указанном коромысле трение скольжения заменено трением качения, за счет применения ролика.
Рис. Гидротолкатель с коромыслом:
1 – стержень клапана; 2 – подпятник; 3 – гидротолкатель; 4 – коромысло; 5 – продольное сверление; 6 – ось
Принцип действия гидротолкателя с коромыслом аналогичен чашечному гидротолкателю.
Видео:Гидрокомпенсатор - строение и принцип работы в 3D анимацииСкачать
Устройство автомобилей
Видео:Система Multiair - принцип работы и НЕДОСТАТКИ (Гидравлическое управление клапана)Скачать
Гидравлический толкатель клапана
Общее устройство гидрокомпенсатора
Еще совсем недавно мэтрами автомобильного мира считались механики, техники, автослесари и домашние «самородки», умеющие правильно отрегулировать зазор в клапанах двигателя, и знающие наизусть величины этих зазоров для разных марок автомобильных двигателей.
Но в последнее время у этих «авторитетов» от техники кусок хлеба все чаще отнимают устройства, способные автоматически, в следящем режиме следить за состоянием зазоров между деталями ГРМ, и своевременно устранять выявленные недостатки в этом плане.
К таковым относятся, в первую очередь, гидравлические устройства, использующие в своей работе давление моторного масла принудительной системы смазки двигателя. Их называют гидравлическими толкателями, гидротолкателями или гидрокомпенсаторами.
Впрочем, название не меняет сути, тем более, что конструктивных решений для этих устройств в последние годы разработано немало.
Итак – представляем на суд автомобилистов злостного конкурента механиков и техников автомобильного мира – гидрокомпенсатор («девичье имя» – гидравлический толкатель клапанов).
Читайте также: Клапана 406 под газ
Существует несколько технических решений конструкции гидравлических толкателей (гидрокомпенсаторов, гидротолкателей), которые принципиально почти не отличаются.
Гидротолкатель (гидрокомпенсатор) представляет собой корпус, внутри которого установлена подвижная плунжерная пара с шариковым клапаном. Корпус подвижен относительно направляющего седла, сделанного в головке блока цилиндров.
Если гидрокомпенсатор вмонтирован в рычаги привода клапанов (в рокеры или коромысла), его подвижной частью является только плунжер, выступающая часть которого выполнена в виде шаровой опоры или опорного башмака.
Основная часть гидрокомпенсатора — плунжерная пара. Зазор между втулкой и плунжером составляет всего 5…8 мкм, что обеспечивает высокую герметичность соединения, при этом подвижность деталей сохраняется. В нижней части плунжера сделано отверстие для поступления масла, которое закрывается подпружиненным обратным шариковым клапаном. Между втулкой и плунжером установлена достаточно жесткая возвратная пружина.
Принцип действия гидравлического толкателя (гидрокомпенсатора)
Принцип действия гидрокомпенсатора заключается в автоматическом изменении его длины на величину, равную зазору в газораспределительном механизме. Для функционирования компенсатор использует масло принудительной системы смазки двигателя, которое циркулирует по масляным магистралям под давлением.
По специальному каналу смазочное масло может поступать в корпус толкателя, когда тот, под действием пружины, находится в верхнем положении (кулачок распредвала не давит на него, рис. 2, а), и заполнять его объем. Под давлением кулачка распределительного вала толкатель начинает перемещаться вниз и перекрывает масляный канал, превращаясь в жесткий замкнутый сосуд, наполненный маслом.
Рассмотрим подробнее работу гидрокомпенсатора, схематически изображенного на рисунке 2.
Примечание: для детального осмотра схемы щелкните по рисунку мышкой — полное изображение откроется в отдельном окне браузера.
а) При запуске холодного двигателя, в момент, когда кулачок распределительного вала расположен тыльной стороной к корпусу толкателя, нагрузка на толкатель отсутствует, и между его корпусом и кулачком распредвала образуется зазор h .
б) Возвратная пружина выталкивает плунжер до тех пор, пока он не упрется в кулачок вала и зазор h уменьшается практически до нуля. В это время масло из системы смазки двигателя через шариковый клапан и перепускной канал под давлением поступает во внутреннюю полость плунжера и заполняет ее.
Небольшой диаметр плунжера не позволяет давлению масла развить усилие, способное открыть клапан, поэтому масло лишь плотно прижимает плунжер толкателя к кулачку.
в) По мере того, как вал поворачивается, кулачок распределительного вала начинает давить на корпус толкателя и перемещает его вниз, перекрывая масляные каналы системы смазки двигателя и перепускной канал.
Шариковый клапан при этом закрывается, и давление масла под плунжером увеличивается. Так как жидкость практически несжимаема, плунжерная пара начинает работать как жесткая деталь, передавая усилие кулачка распредвала на стержень клапана.
Некоторое количество масла продавливается обратно через технологический зазор между плунжером и втулкой, поэтому толкатель опускается («проседает») на 10…50 мкм. Величина «просадки» зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя. При увеличении оборотов, за счет уменьшения времени нажатия на корпус гидротолкателя (гидрокомпенсатора), снижаются утечки масла из-под плунжера, и гидротолкатель работает без «проседания».
Образование зазора при сходе кулачка с толкателя исключается благодаря действию возвратной пружины плунжера и давлению масла в системе смазки двигателя. Таким образом, гидрокомпенсатор является своеобразной следящей системой, обеспечивающей отсутствие зазоров за счет поддержания постоянной жесткой связи между элементами и деталями ГРМ. Из-за нагревания двигателя длина деталей самого гидрокомпенсатора тоже несколько меняется, но он автоматически компенсирует и эти изменения.
Достоинства и недостатки гидрокомпенсаторов
Применение гидрокомпенсаторов позволяет избежать регулировки зазоров клапанного механизма и сделать его работу более «мягкой»; уменьшить ударные нагрузки, то есть снизить износ деталей ГРМ и исключить повышенную шумность двигателя; более точно соблюдать длительность фаз газораспределения, что положительно сказывается на надежности и долговечности двигателя, его мощности и расходе топлива.
Тем не менее, при всех своих достоинствах и преимуществах, гидрокомпенсаторы обладают и недостатками, а двигатели, оборудованные ими, некоторыми особенностями эксплуатации, которые следует знать и учитывать.
Так, один из существенных конструкционных недостатков простых гидрокомпенсаторов — запоздалое функционирование в первые секунды пуска холодного двигателя, когда давление масла в системе смазки отсутствует или оно минимально. Это приводит к повышенным динамическим нагрузкам в ГРМ при запуске холодного двигателя.
Кроме того, очевидно, что гидравлические толкатели сложнее и дороже в изготовлении, чем детали классической системы газораспределения с чисто механическим приводом.
Основные причины поломок гидрокомпенсаторов
Основные причины выхода из строя гидрокомпенсаторов — загрязнение масляных каналов двигателя и износ рабочих поверхностей обратного клапана и плунжерной пары, изготовленных с высокой степенью точности. К загрязнению приводит использование несоответствующего масла, несоблюдение сроков его замены или неисправность масляного фильтра, пропускающего грязное масло через перепускной клапан.
Читайте также: Соленоидный клапан нормально открытый это
При увеличении посадочного зазора в плунжерной паре повышается утечка масла из камеры высокого давления. Гидрокомпенсатор теряет «жесткость», поэтому эффективность передачи усилия кулачка на стержень клапана ГРМ снижается. То же самое происходит при износе обратного клапана камеры высокого давления. Неисправности системы смазки двигателя замедляют наполнение гидрокомпенсатора маслом и не позволяют поглощать зазоры в ГРМ. При выходе из строя одного или нескольких гидрокомпенсаторов в двигателе появляется характерный «клапанный» стук.
Необходимо знать, что долговечную работу гидрокомпенсаторов обуславливает применение в двигателе маловязких масел высокого качества — синтетических или полусинтетических (SAE 0W40, 5W40, 10W30 и др.). Использовать минеральные масла (например, SAE 15W40) из-за их повышенной вязкости и склонности к смолистым отложениям не рекомендуется.
Видео:Пневмораспределитель - устройство и принцип работы.Скачать
Принцип работы гидрокомпенсаторов клапанов
Видео:Гидрокомпенсаторы. Принцип работы гидрокомпенсаторов и почему они стучат?Скачать
Гидрокомпенсатор. Принцип работы
Принцип работы гидрокомпенсаторов достаточно прост — при помощи плунжерной пары, пружины и давления масла регулируется зазор между профилем распределительного вала и клапаном ГРМ.
Видео:Как испортить стаканчик толкатель клапана распредвал посадочное место выполняя регулировку зазораСкачать
Как работают гидрокомпенсаторы
Устройство представляет собой металлическую конструкцию цилиндрической формы. С внешней стороны компенсаторы не имеют каких-либо характерных элементов.
Весь механизм находится внутри: подпружиненный плунжер и его клапан (шарик), отдельная пружина этого узла (плунжерной пары), специальный канал, по которому подводится масло из ГБЦ.
Также во внутренней части имеется специальная компенсационная емкость-накопитель, где скапливается масло в момент нажатия кулачком распредвала на компенсатор.
Видео:Регулировка клапанов подпил шлифовка подгон стаканчика толкателя Adjusting the valves for the pusherСкачать
Разновидности гидрокомпенсаторов
Гидротолкатели с плоским внешним подпятником под кулачок распредвала.
Видео:Редукционный клапан. Устройство и принцип работыСкачать
Неисправности
1. Использование низкокачественного масла и/или несвоевременная замена ГСМ.
При заливке в мотор дешевых и некачественных масел, детали гидрокомпенсаторы подвергаются преждевременному износу: засоряются масляные каналы и клапан компенсатора (шарик), из-за чего компенсатор не полностью закрывается. Кроме того, при низкокачественном масле и неправильной работе плунжерной пары, часто происходят утечки масла и неправильный выбор зазора.
2. Несвоевременная замена ГСМ.
Редкая смена моторного масла также является одной из причин стука компенсаторов. Масло потерявшее свои рабочие свойства склонно к пригоранию и закоксовыванию, из-за чего отложения на стенках каналов мешают нормальному проходу и оттоку масла от компенсаторов.
3. Недостаточное количество масла в системе.
Видео:Как подогнать толкатели клапановСкачать
Преимущества и недостатки
— отсутствие необходимости в обслуживании;
— тишина при работе (по сравнению с толкателями).
— высокая стоимость деталей (по сравнению с классическими толкателями);
— необходимость использования качественного масла.
Видео:Устройство и схемы работы гидрораспределителейСкачать
Виды гидрокомпенсаторов
- Гидротолкатель. Стоит на современных моделях автомобилей. Регулирует зазоры между распредвалом и клапаном.
- Гидроопора.
- Гидравлическая опора для работы в коромыслах и рычагах. Теперь это устройство почти не используется. Активно применялось оно в прежних моделях газораспределитильных механизмов.
- Гидротолкатель на роликовой основе.
Видео:Дроссель для регулирования скорости потока. Дроссель с обратным клапаномСкачать
Устройство и принцип действия гидрокомпенсатора
Основные элементы гидрокомпенсатора:
- плунжерная пара (шарик, пружина, втулка плунжера);
- канал для поступления масла внутрь компенсатора;
- корпус.
Компенсатор устанавливается в головку блока цилиндров в специально отведенное место.
Принцип работы достаточно простой. Кулачок распредвала имеет неправильную форму. Когда он не давит на толкатель, зазор между ними увеличивается. В этот момент плунжерная пружина давит на клапан плунжера и внутрь компенсатора поступает масло из системы смазки, рабочая часть компенсатора немного приподнимается, приводит в движение толкатель и зазор между кулачком и толкателем исчезает.
Когда же распредвал делает оборот и кулачок начинает производить нагрузку на толкатель, рабочая часть гидрокомпенсатора начинает опускаться до тех пор, пока не перекроется канал поступления масла. Соответственно давление внутри компенсатора увеличивается и передается на шток клапана двигателя.
Благодаря внедрению гидрокомпенсаторов удалось достичь таких преимуществ новых двигателей перед старыми:
- отпала необходимость постоянно регулировать зазоры клапанов;
- работа двигателя стала более мягкой и тихой;
- уменьшилось количество ударных нагрузок на клапаны и распредвал.
Небольшим недостатком от применения гидрокомпенсаторов является характерный стук, который можно услышать в первые секунды запуска неразогретого двигателя. Это происходит из-за того, что давление масла в системе недостаточное, а нужные показатели давления достигаются тогда, когда масло разогревается до определенной температуры и расширяется, заполняя внутренние полости компенсаторов.
На этом видео специалист расскажет об устройстве и принципах работы гидрокомпенсаторов.
Видео:Как проверить гидрокомпенсаторы (гидротолкатели) и почему стучат гидрикиСкачать
Причины стука гидрокомпенсаторов
Проблемы с механикой могут быть следующими:
- Детали гидрокомпенсатора загрязнены из-за постепенного нагара масла и попадания чужеродных примесей.
- В гидравлический компенсатор попал воздух, поскольку масло в механизм подавалось в недостаточном количестве.
- Залипание клапана подачи масла из-за его засорения.
- Заводкой брак отдельных элементов гидравлического компенсатора.
- Ударная поверхность плунжерной пары со временем изнашивается, поскольку на рабочей поверхности плунжера появляются вмятины от кулачков распределительного вала.
Что касается неполадок в системе двигателя, они могут быть следующими:
- попадание в масло воздуха, если его уровень в двигателе ниже или выше необходимого;
- выход масляного фильтра из строя;
- засорение масляных каналов грязью и нагаром;
- изменение характеристик моторного масла ввиду перегрева двигателя;
- неподходящие характеристики масла (климатические условия, качество, вязкость).
Читайте также: Воздушный клапан для канализации от запаха
Стучат гидрокомпенсаторы на холодную и на горячую. Если двигатель уже прогрет, а стук не прекращается, проблема может быть в масле. Его нужно заменить на более качественное или просто залить новое. Проблема также может заключаться в грязном масляном фильтре. Проверьте его и замените новым при необходимости. Если проблема не исчезла, первопричину стука нужно искать в других узлах.
Стук на холодную может возникать из-за вязкости масла, поскольку при непрогретом двигателе оно не может попасть внутрь компенсатора. После прогрева вязкость меняется и стук пропадает.
Видео:Секционные и моноблочные гидрораспределителиСкачать
Устранение неисправности
Поскольку гидрокомпенсаторов в автомобиле несколько, стоит применить акустическую диагностику для определения неисправного, т.е. на звук. После обнаружения неисправного, его надо промыть, вернуть на место и повторно запустить двигатель. Но если это не поможет, тогда требуется его замена.
Как промыть гидрокомпенсатор?
Промывать рассматриваемый механизм необходимо в условиях защищенного от пыли и сквозняков помещения.
Подготовить три емкости под размер компенсатора и промывочную жидкость, например, керосин или 92-й бензин.
Перед промыванием оставьте автомобиль на сутки в гараже, чтобы в поддон стекло как можно больше масла.
Дальнейшие действия следующие:
- Отключите аккумуляторную батарею, чтобы обесточить авто.
- Избавьтесь от воздушного фильтра.
- Открутите болты, чтобы снять крышку ГБЦ.
- Извлеките гидравлический компенсатор из гнезд после снятия осей коромысел.
- Используйте щетку с синтетической щетиной для очищения наружных сторон деталей.
- Промойте гидрокомпенсаторы в первой емкости. Для этого погрузите в жидкость каждый из них и надавите на шариковый клапан через отверстие в плунжере с помощью проволоки. Будьте аккуратны и не сломайте пружину. Далее нажимайте на сам плунжер. Как только вы заметите, что ход стал более легким, тщательно отожмите шарик клапана и слейте жидкость из компенсатора. Используйте шприц для дополнительного промывания каналов в корпусе и переходите к аналогичному промыванию во второй емкости.
- На завершающем этапе вас ожидает проверка, для этого понадобится третья емкость с промывочной жидкостью. Как проверить гидрокомпенсаторы перед установкой на место? Достаточно окунуть их в третью емкость, набрать жидкость в ГК и опустить клапан, после чего плунжером вверх вынимайте деталь. Если надавить на плунжер пальцем, он не должен двигаться.
- При отсутствии движения возвращайте детали на место путем установки коромысел, крышки головки блока цилиндров и остальных элементов. Помните о необходимости зажимать болты от середины к краям.
После того как сборка будет завершена, запустите двигатель и подождите пару минут, пока он поработает на холостых оборотах, на которых стука не должно быть после промывки. Очистка также помогает избавиться от стука после прогревания двигателя и его выхода на рабочий температурный режим.
Замена гидрокомпенсатора
- Демонтируйте неисправный механизм с помощью съемника или магнита. Последний способ целесообразен только при свободном движении гидрокомпенсатора. Если же он прикипел к наружной поверхности, поможет только съемник.
- Промойте всю систему подачи масла, замените масляный фильтр и залейте новое масло, проверьте его подачу в посадочное место компенсаторов путем прокручивания коленчатого вала. Гидравлический компенсатор уже должен быть снят.
- Категорически запрещена установка компенсаторов без масла, в противном случае возникают критические ударные нагрузки.
- После установки на посадочное место нового механизма не заводите силовой агрегат сразу. Используйте ключ для проворачивания коленвала на несколько оборотов и подождите полчаса. За это время детали найдут свои рабочие места, а внутреннее давление нормализуется.
Видео:Редукционный клапан.Скачать
Как работает гидротолкатель (гидрокомпенсатор) клапанов двигателя ВАЗ-21126 Lada Granta
На автомобиле Лада Гранта с двигателем ВАЗ-21126 гидротолкатели выполняют две функции: передачи усилия от распредвала к клапанам и устранения зазоров в их приводе.
Гидротолкатели клапанов (гидрокомпенсаторы)
Схема работы гидротолкателя в клапанном механизме двигателя ВАЗ 21126:
а – работа гидротолкателя в момент открытия клапана;
б – работа гидротолкателя в момент закрытия клапана;
2 – пружина обратного клапана;
3 – обратный клапан;
4 – головка блока цилиндров;
5 – кулачок распределительного вала;
6 – толкатель;
7 – плунжер;
8 – пружина плунжера;
10 – корпус обратного клапана;
А, Б – полости гидротолкателя;
В – масляный канал.
Масло под давлением подается в полости А и Б из канала В системы смазки двигателя через боковое отверстие в толкателе 6 При закрытом клапане 1 толкатель 6 (через плунжер 7) и гильза 9 распирающим усилием пружины 8 прижаты соответственно к кулачку 5 распредвала и торцу стержня клапана. Давление в полостях А и Б одинаково, обратный клапан 3 гидротолкателя прижат к седлу в плунжере 7 пружиной 2 — зазоры в клапанном механизме отсутствуют. При вращении распределительного вала кулачок 5 набегает на толкатель 6, перемещая его и связанный с ним плунжер 7. Перемещение плунжера 7 в гильзе 9 приводит к резкому повышению давления в полости Б.
Размещение противодренажного клапана масляного канала в ГБЦ
Противодренажный клапан масляного канала ГБЦ
💡 Видео
Как работают предохранительные клапаны прямого и непрямого действия?Скачать
Гидравлика. Гидравлический клапан, его актуатор и система управления. Проблемы и решения.Скачать
Стучат гидрокомпенсаторы. Что делать?Скачать
Толкатели клапанов и колодцы ВАЗ 2108.Устранение люфтаСкачать
толкатели клапанов 1Скачать