Что такое перелом нижней челюсти? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Козлова П. Ю., стоматолога-хирурга со стажем в 6 лет.
Видео:Лекция: Консервативные и хирургические методы лечения переломов челюстейСкачать
Определение болезни. Причины заболевания
Перелом нижней челюсти — это нарушение целостности кости в одном или нескольких отделах.
Наиболее частой причиной возникновения перелома нижней челюсти является травматический фактор. В ряде случаев речь может идти о патологическом переломе из-за деструктивных процессов в костной ткани. [1] К таким патологическим процессам относятся:
- кисты челюстей;
- остеомиелит (гнойное воспаление костных тканей);
- онкологический процесс.
Кисты челюстей в основной массе протекают бессимптомно, медленно, но верно разрешая костную ткань. Часто патологический перелом вызвают радикулярные (корневые) и фолликулярные кисты. [2] Первые связаны с изменениями в периапикальных тканях одного или нескольких зубов, вторые являются результатом нарушения прорезывания зубов, чаще нижних зубов мудрости.
При онкологическом процессе нижняя челюсть может быть как первичным очагом, так и местом метастазирования посредством либо прорастания из близлежащих областей, либо распространением с током крови или лимфы. [3] Патологический процесс распространяется до тех пор, пока не разрушит костную ткань нижней челюсти до той стадии, в которой обычное пережевывание пищи может перевести к перелому.
По собственным наблюдениям, считаю, что переломы нижней челюсти можно отнести к сезонным заболеваниям: пик частоты наступает с приходом весны, спад — ближе к зиме. Сезонность объясняется получением травмы в ходе драк, чаще уличных.
Обстоятельства возникновения перелома нижней челюсти многообразны.
Видео:Переломы верхней челюсти по ЛефоруСкачать
17.4. Лечение больных с переломами нижней челюсти
Целью лечения больных с переломами нижней челюсти является создание условий для сращения отломков в правильном положении в возможно самые короткие сроки. При этом проведенное лечение должно обеспечить полное восстановление функции нижней челюсти. Для выполнения ранее сказанного врачу необходимо: во-первых — проведение репозиции и фиксации отломков челюстей на период консолидации отломков (включает удаление зуба из линии перелома и первичную хирургическую обработку раны); во-вторых — создание наиболее благоприятных условий для течения репаративной регенерации в костной ткани; в-третьих — профилактика развития гнойно-воспалительных осложнений в костной ткани и окружающих мягких тканях.
Прежде чем рассмотреть методы иммобилизации отломков при переломах нижней челюсти, хочу высказать свое мнение по отношению к зубу, который находится в щели перелома. Могут быть самые разнообразные варианты расположения зубов по отношению к щели перелома (рис. 17.4.1).
• переломанные корни и зубы или полностью вывихнутые из лунки зубы;
• периодонтитные зубы с периапикальными хроническими воспалительными очагами;
• зубы с явлениями пародонтита или пародонтоза средней и тяжелой степени течения;
• если обнаженный корень находится в щели перелома или ретенированный зуб, мешающий плотному (правильному) сопоставлению фрагментов челюсти (зуб, вклинившийся в щель перелома);
• зубы, неподдающиеся консервативному лечению и поддерживающие воспалительные явления.
В дальнейшем проводится первичная хирургическая обработка раны т.е. отграничивают костную рану от полости рта. Таким образом превращают открытый перелом в закрытый.
На слизистую оболочку накладывают швы из хромированного кетгута. Лунку стараются ушить наглухо, чтобы меньше была вероятность инфицирования кровяного сгустка и развития гнойно-воспалительных осложнений.
Читайте также: Максимальный индекс скорости для зимних шин
Рис. 17.4.1. Возможные варианты расположения зубов по отношению к щели перелома
нижней челюсти (поданным рентгенограмм): а, б) в области тела челюсти; в) в ментальном отделе; г, д, е, ж, з) в области угла челюсти.
♦ Временная иммобилизация отломков
Осуществляется на месте происшествия, в автомобиле скорой помощи, в любом неспециализированном медицинском учреждении средними медицинскими работниками или врачами, а также может быть выполнена в порядке взаимопомощи. Проводится временная иммобилизация отломков нижней челюсти на минимальный срок (желательно не более, чем на несколько часов, иногда до суток) до поступления пострадавшего в специализированное лечебное учреждение.
Рис. 17.4.2. Межчелюстное лигатурное связывание зу-бов проволокой: а) наложение лигатуры; б, в) межче-люстное связывание.
Основная цель временной иммобилизации — прижатие нижней челюсти к верхней с помощью различных повязок или приспособлений. К временной (транспортной)
• круговая бинтовая теменно-подбородочная повязка;
• стандартная транспортная повязка (состоит из жесткой шины — пращи Энтина);
• мягкая подбородочная праща Померанцевой — Урбанской;
• межчелюстное лигатурное связывание зубов проволокой (рис. 17.4.2).
♦ Постоянная иммобилизация отломков
Для иммобилизации отломков нижней челюсти используются консервативные (ортопедические) и хирургические (оперативные) методы.
Чаще всего для постоянной фиксации отломков нижней челюсти при ее переломе применяются назубные проволочные шины (консервативный метод иммобилизации).
Во время первой мировой войны для лечения раненых с челюстно — лицевыми повреждениями С.С. Тигерштедтом (зубным врачом русской армии) в 1915 г были предложены назубные алюминиевые шины, которые используются по настоящее время в виде гладкой шины -скобы, шины с распоркой (распорочным изгибом) и двучелюстных шин с зацепными петлями и межчелюстной тягой (рис. 17.4.3).
Рис. 17.4.3. Варианты назубных алюминиевых шин, предложенных С.С. Тигерштедтом (1915):
а) гладкая шина — скоба; б) шина с распоркой (распорочным изгибом);
в) двучелюстные шины с зацепными петлями и межчелюстной резиновой тягой.
Рис. 17.4.4. Внешний вид гладкой шины, наложен-ной на нижнюю челюсть при переломе между боко-вым резцом и клыком.
Рис. 17.4.5. Внешний вид в полости рта двучелюст-ной алюминиевой шины с зацепными петлями и межчелюстной резиновой тягой.
Гладкая шина — скоба используется при линейных переломах нижней челюсти, расположенных в пределах зубного ряда (от центральных резцов до премоляров), при переломах альвеолярного отростка верхней и нижней челюстей (на неповрежденном участке челюсти должно быть не менее 3-х устойчивых зубов с каждой стороны), при переломах и вывихах зубов.
Техника изготовления шины следующая: из отожжённой алюминиевой проволоки толщиной 1,8-2 мм, при помощи крампонных щипцов, по зубной дуге изгибают шину (рис. 17.4.4) проводят лигатуры (из бронзо-алюминиевой проволоки) в межзубные промежутки, охватывая каждый зуб с язычной или небной стороны и отгибают медиальный конец проволоки вверх, а дистальный вниз (чтобы дифференцировать медиальные концы лигатур, расположенных между центральными резцами, которые обе загнуты кверху, нужно один конец проволоки с левой или правой стороны всегда загибать вниз); после того, как шина уложена на зубной ряд, концы проволочных лигатур скручивают между собой (медиальный конец с дистальным), обрезают скрученные лигатуры, оставляя свободный конец длиной до 5 мм и подгибают их в межзубной промежуток в медиальную сторону (по направлению к средней линии).
Читайте также: Изолятор из полиэстера с армированным стекловолокном для крепления шины заземления
Шина с распоркой (рис. 17.4.3-6) изготавливают в тех же случаях, что и гладкую шину. Показанием для ее изготовления является отсутствие одного или нескольких зубов в месте перелома или при имеющемся дефекте костной ткани. Распорочный изгиб располагается всегда только в участке перелома челюсти. Края распорочного изгиба упираются в соседние зубы (во избежание смещения отломков), а глубина его должна соответствовать ширине боковой поверхности зуба, расположенного по краю дефекта.
Шина с зацепными петлями (рис. 17.4.5) накладывается на обе челюсти. Показанием для ее изготовления являются переломы нижней челюсти в пределах зубного ряда или за его пределами как без смещения отломков, так и с их смещением, а также при переломах верхней челюсти (в последнем случае обязательно дополнительно накладывается теменно-подбородочная повязка или стандартная подбородочная праща и головная шапочка).
На каждой алюминиевой шине делают по 5-6 зацепных крючков (петель), которые располагают в области четных зубов (второго, четвертого и шестого). Длина петель около 3-4 мм и они находятся под углом 35-40° к оси зуба. Шины укрепляют к зубам ранее описанным способом (см. технику изготовления шин). На шине, укрепленной на верхней челюсти, петли (крючки) направлены кверху, а на нижней челюсти — вниз. На зацепные петли надевают резиновые кольца (нарезают их из резиновой трубки диаметром около 8 мм). Подтягивать лигатурные проволоки нужно каждые 2-3 дня, а также каждые 5-6 дней (или по мере необходимости) требуется менять резиновую тягу.
Проволочные алюминиевые шины в настоящее время наиболее широко используются из-за их доступности и простоты изготовления. Нужно стремиться, чтобы контуры назубной шины максимально соответствовали изгибам зубной дуги. Но наряду с достоинствами гнутых проволочных шин имеются ряд их недостатков: травмирование слизистой оболочки губ и щек зацепными крючками (петлями); вследствие окисления шин и засорения их остатками пищи возникают сложности с гигиеническим содержанием полости рта; необходимость индивидуального изготовления; при глубоком прикусе мешают правильному смыканию зубных рядов; наличие дополнительных ретенционных пунктов; прорезывание мягких тканей лигатурами; появление гальванических токов и др.
Стандартные назубные ленточные шины из нержавеющей стали с готовыми зацепными петлями были предложены B.C. Васильевым в 1967 г. (рис. 17.4.6-17.4.7). Толщина шин 0,38-0,5 мм. Фиксация шин к зубам проводится лигатурной проволокой ранее описанным способом. Стандартные назубные ленточные шины лишены некоторых ранее перечисленных недостатков и находят широкое применение. Показания к использованию ленточных шин такие же как к проволочным.
Рис. 17.4.6. Внешний вид шин Васильева.
Рис. 17.4.7. Фиксация шины Васильева к зубам при переломе нижней челюсти.
Горобец Е.В. и Коваленко В.В. (1997) доказали, что назубные алюминиевые шины вызывают возникновение в полости рта больных гальванических токов, выраженность которых в 8-10 раз превышает таковую у пострадавших, которым накладывались назубные ленточные шины из нержавеющей стали (шины Васильева). Это указывает на преимущества последних перед шинами Тигерштедта.
Менее часто используются назубные шины из быстротвердеющей пластмассы. В.К. Пелипась в 1969 г. предложил такую шину. Техника наложения следующая: капроновой нитью к отдельным зубам привязывают стальные крючки, а затем быстротвердеющую пластмассу укладывают на зубной ряд с вестибулярной стороны, прикрывая основание прикрепленных к зубам крючков. К настоящему времени предложены и другие шины из быстротвердеющей пластмассы (М.Б. Швырков и др.).
Читайте также: Шины kumho модельный ряд отличия
Находит применение компрессионно-сближающее назубное шинирование с применением сдвоенной полиамидной нити и стальной проволоки по В.Г. Центило и соавт. (1997) и шинирование с помощью быстротвердеющей пластмассы по М.Б. Швыркову.
Рис. 17.4.8. Зубодесневые и надесневые шины: а) шина Вебера; б) шина Порта; в) шина Ванкевич.
Рис. 17.4.9. Использование съемных протезов больного в качестве шины. Оба протеза соединены в моноблок: а) лигатурной проволокой; б) быстротвердеющей пластмассой.
При недостаточном количестве зубов на нижней челюсти или их отсутствии изготавливают (в лабораторных условиях) зубодесневые и надесневые шины. Наиболее часто применяется шина Вебера. Пластмассовая шина охватывает зубы, плотно прилежит к десневому краю альвеолярного отростка и опирается на последний. Жевательные поверхности и режущие края зубов шиной не перекрываются. Показанием для ее использования являются переломы, проходящие в пределах зубного ряда и на каждом фрагменте челюсти имеется по несколько устойчивых зубов (рис 17.4.8-а).
Шина Порта (надесневая шина) применяется при переломе нижней челюсти у больных с беззубыми челюстями. Состоит из базисных пластинок на альвеолярный отросток верхней и нижней челюстей, которые скрепляются в единый блок, а в переднем отделе этой шины имеется отверстие для приема пищи (рис. 17.4.8-6). Используя шину Порта для прочной фиксации отломков нижней челюсти необходимо наложить теменно- подбородочную повязку или стандартную подбородочную пращу и головную шапочку.
Шину Ванкевич необходимо применять у больных с переломом нижней челюсти с дефектом костной ткани и отсутствии зубов на отломках. Шина фиксируется на зубах верхней челюсти, а боковые крылья — пилоты (отростки) опущены вниз и упираются во внутренние поверхности поломанных фрагментов, что удерживает их в правильном положении (рис.17.4.8-в). Основой для шины Ванкевич является пластмассовый нёбный базис, а для шины Ванкевич — Степанова — стальная дуга.
В качестве шины можно использовать съемные протезы больного (рис. 17.4.9). Протезы верхней и нижней челюстей соединяют между собой при помощи лигатурной проволоки или быстротвердеющей пластмассы.
Остеосинтез — хирургический метод соединения костных отломков и устранения их подвижности с помощью фиксирующих приспособлений.
• недостаточное количество зубов для наложения шин или отсутствие зубов на нижней и верхней челюстях;
• наличие подвижных зубов у больных с заболеваниями пародонта, препятствую-щих использованию консервативного метода лечения;
• переломы нижней челюсти в области шейки мыщелкового отростка с невправи-мым отломком, при вывихе или подвывихе (неполном вывихе) головки челюсти;
• интерпозиция — внедрение тканей (мышцы, сухожилия, костных осколков) между фрагментами поломанной челюсти, препятствующая репозиции и консолидации отломков;
• оскольчатые переломы нижней челюсти, если костный осколок не удается сопо-ставить в правильное положение;
• несопоставляемые в результате смещения костные фрагменты нижней челюсти.
Классификацию современных методов остеосинтеза фрагментов нижней челюсти с учетом устройств для его реализации Ю.Д. Гершуни (1986) представил в следующем виде
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💡 Видео
Перелом нижней челюстиСкачать
Транспортная иммобилизация при травмах позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей.Скачать
Наложение ШинСкачать
Как правильно лечить перелом челюсти?/Семейный доктор/АСЫЛ АРНАСкачать
Питание при переломе костей. Как ускорить заживление? Кальций, БАДы, витамины для сращенияСкачать
Перелом челюсти. Рекомендации по восстановлению. Двойной открытый перелом челюсти. Павел Шульский.Скачать
Переломы верхней челюсти по Лефору для чайников! 😅 + симптомы!Скачать
Атрофия альвеолярного гребняСкачать
Перелом челюсти. Совет #1Скачать
Перелом челюсти, шинирование, на сколько больно?Скачать
Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
Перелом челюсти!На своей шкуре!Советы и рекомендации. Часть 1я.Скачать
Первая помощь: шина на бедроСкачать
Лекция: Травматология ЧЛО: переломы верхней и нижней челюстейСкачать
🦷 Лечение после перелома челюстиСкачать
Перелом челюсти. Шинирование и остеосинтез. Чем питаться и вообще.Скачать
Транспортная иммобилизация шиной Крамера при переломе плечевой костиСкачать
Переломы нижней челюсти. Клиника. Диагностика.Скачать