Что такое перелом нижней челюсти? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Козлова П. Ю., стоматолога-хирурга со стажем в 6 лет.
Видео:Перелом нижней челюстиСкачать
Определение болезни. Причины заболевания
Перелом нижней челюсти — это нарушение целостности кости в одном или нескольких отделах.
Наиболее частой причиной возникновения перелома нижней челюсти является травматический фактор. В ряде случаев речь может идти о патологическом переломе из-за деструктивных процессов в костной ткани. [1] К таким патологическим процессам относятся:
- кисты челюстей;
- остеомиелит (гнойное воспаление костных тканей);
- онкологический процесс.
Кисты челюстей в основной массе протекают бессимптомно, медленно, но верно разрешая костную ткань. Часто патологический перелом вызвают радикулярные (корневые) и фолликулярные кисты. [2] Первые связаны с изменениями в периапикальных тканях одного или нескольких зубов, вторые являются результатом нарушения прорезывания зубов, чаще нижних зубов мудрости.
При онкологическом процессе нижняя челюсть может быть как первичным очагом, так и местом метастазирования посредством либо прорастания из близлежащих областей, либо распространением с током крови или лимфы. [3] Патологический процесс распространяется до тех пор, пока не разрушит костную ткань нижней челюсти до той стадии, в которой обычное пережевывание пищи может перевести к перелому.
По собственным наблюдениям, считаю, что переломы нижней челюсти можно отнести к сезонным заболеваниям: пик частоты наступает с приходом весны, спад — ближе к зиме. Сезонность объясняется получением травмы в ходе драк, чаще уличных.
Обстоятельства возникновения перелома нижней челюсти многообразны.
Видео:Лекция: Консервативные и хирургические методы лечения переломов челюстейСкачать
17.4. Лечение больных с переломами нижней челюсти
Целью лечения больных с переломами нижней челюсти является создание условий для сращения отломков в правильном положении в возможно самые короткие сроки. При этом проведенное лечение должно обеспечить полное восстановление функции нижней челюсти. Для выполнения ранее сказанного врачу необходимо: во-первых — проведение репозиции и фиксации отломков челюстей на период консолидации отломков (включает удаление зуба из линии перелома и первичную хирургическую обработку раны); во-вторых — создание наиболее благоприятных условий для течения репаративной регенерации в костной ткани; в-третьих — профилактика развития гнойно-воспалительных осложнений в костной ткани и окружающих мягких тканях.
Прежде чем рассмотреть методы иммобилизации отломков при переломах нижней челюсти, хочу высказать свое мнение по отношению к зубу, который находится в щели перелома. Могут быть самые разнообразные варианты расположения зубов по отношению к щели перелома (рис. 17.4.1).
• переломанные корни и зубы или полностью вывихнутые из лунки зубы;
• периодонтитные зубы с периапикальными хроническими воспалительными очагами;
• зубы с явлениями пародонтита или пародонтоза средней и тяжелой степени течения;
• если обнаженный корень находится в щели перелома или ретенированный зуб, мешающий плотному (правильному) сопоставлению фрагментов челюсти (зуб, вклинившийся в щель перелома);
• зубы, неподдающиеся консервативному лечению и поддерживающие воспалительные явления.
В дальнейшем проводится первичная хирургическая обработка раны т.е. отграничивают костную рану от полости рта. Таким образом превращают открытый перелом в закрытый.
На слизистую оболочку накладывают швы из хромированного кетгута. Лунку стараются ушить наглухо, чтобы меньше была вероятность инфицирования кровяного сгустка и развития гнойно-воспалительных осложнений.
Читайте также: Максимальный индекс скорости для зимних шин
Рис. 17.4.1. Возможные варианты расположения зубов по отношению к щели перелома
нижней челюсти (поданным рентгенограмм): а, б) в области тела челюсти; в) в ментальном отделе; г, д, е, ж, з) в области угла челюсти.
♦ Временная иммобилизация отломков
Осуществляется на месте происшествия, в автомобиле скорой помощи, в любом неспециализированном медицинском учреждении средними медицинскими работниками или врачами, а также может быть выполнена в порядке взаимопомощи. Проводится временная иммобилизация отломков нижней челюсти на минимальный срок (желательно не более, чем на несколько часов, иногда до суток) до поступления пострадавшего в специализированное лечебное учреждение.
Рис. 17.4.2. Межчелюстное лигатурное связывание зу-бов проволокой: а) наложение лигатуры; б, в) межче-люстное связывание.
Основная цель временной иммобилизации — прижатие нижней челюсти к верхней с помощью различных повязок или приспособлений. К временной (транспортной)
• круговая бинтовая теменно-подбородочная повязка;
• стандартная транспортная повязка (состоит из жесткой шины — пращи Энтина);
• мягкая подбородочная праща Померанцевой — Урбанской;
• межчелюстное лигатурное связывание зубов проволокой (рис. 17.4.2).
♦ Постоянная иммобилизация отломков
Для иммобилизации отломков нижней челюсти используются консервативные (ортопедические) и хирургические (оперативные) методы.
Чаще всего для постоянной фиксации отломков нижней челюсти при ее переломе применяются назубные проволочные шины (консервативный метод иммобилизации).
Во время первой мировой войны для лечения раненых с челюстно — лицевыми повреждениями С.С. Тигерштедтом (зубным врачом русской армии) в 1915 г были предложены назубные алюминиевые шины, которые используются по настоящее время в виде гладкой шины -скобы, шины с распоркой (распорочным изгибом) и двучелюстных шин с зацепными петлями и межчелюстной тягой (рис. 17.4.3).
Рис. 17.4.3. Варианты назубных алюминиевых шин, предложенных С.С. Тигерштедтом (1915):
а) гладкая шина — скоба; б) шина с распоркой (распорочным изгибом);
в) двучелюстные шины с зацепными петлями и межчелюстной резиновой тягой.
Рис. 17.4.4. Внешний вид гладкой шины, наложен-ной на нижнюю челюсть при переломе между боко-вым резцом и клыком.
Рис. 17.4.5. Внешний вид в полости рта двучелюст-ной алюминиевой шины с зацепными петлями и межчелюстной резиновой тягой.
Гладкая шина — скоба используется при линейных переломах нижней челюсти, расположенных в пределах зубного ряда (от центральных резцов до премоляров), при переломах альвеолярного отростка верхней и нижней челюстей (на неповрежденном участке челюсти должно быть не менее 3-х устойчивых зубов с каждой стороны), при переломах и вывихах зубов.
Техника изготовления шины следующая: из отожжённой алюминиевой проволоки толщиной 1,8-2 мм, при помощи крампонных щипцов, по зубной дуге изгибают шину (рис. 17.4.4) проводят лигатуры (из бронзо-алюминиевой проволоки) в межзубные промежутки, охватывая каждый зуб с язычной или небной стороны и отгибают медиальный конец проволоки вверх, а дистальный вниз (чтобы дифференцировать медиальные концы лигатур, расположенных между центральными резцами, которые обе загнуты кверху, нужно один конец проволоки с левой или правой стороны всегда загибать вниз); после того, как шина уложена на зубной ряд, концы проволочных лигатур скручивают между собой (медиальный конец с дистальным), обрезают скрученные лигатуры, оставляя свободный конец длиной до 5 мм и подгибают их в межзубной промежуток в медиальную сторону (по направлению к средней линии).
Читайте также: Изолятор из полиэстера с армированным стекловолокном для крепления шины заземления
Шина с распоркой (рис. 17.4.3-6) изготавливают в тех же случаях, что и гладкую шину. Показанием для ее изготовления является отсутствие одного или нескольких зубов в месте перелома или при имеющемся дефекте костной ткани. Распорочный изгиб располагается всегда только в участке перелома челюсти. Края распорочного изгиба упираются в соседние зубы (во избежание смещения отломков), а глубина его должна соответствовать ширине боковой поверхности зуба, расположенного по краю дефекта.
Шина с зацепными петлями (рис. 17.4.5) накладывается на обе челюсти. Показанием для ее изготовления являются переломы нижней челюсти в пределах зубного ряда или за его пределами как без смещения отломков, так и с их смещением, а также при переломах верхней челюсти (в последнем случае обязательно дополнительно накладывается теменно-подбородочная повязка или стандартная подбородочная праща и головная шапочка).
На каждой алюминиевой шине делают по 5-6 зацепных крючков (петель), которые располагают в области четных зубов (второго, четвертого и шестого). Длина петель около 3-4 мм и они находятся под углом 35-40° к оси зуба. Шины укрепляют к зубам ранее описанным способом (см. технику изготовления шин). На шине, укрепленной на верхней челюсти, петли (крючки) направлены кверху, а на нижней челюсти — вниз. На зацепные петли надевают резиновые кольца (нарезают их из резиновой трубки диаметром около 8 мм). Подтягивать лигатурные проволоки нужно каждые 2-3 дня, а также каждые 5-6 дней (или по мере необходимости) требуется менять резиновую тягу.
Проволочные алюминиевые шины в настоящее время наиболее широко используются из-за их доступности и простоты изготовления. Нужно стремиться, чтобы контуры назубной шины максимально соответствовали изгибам зубной дуги. Но наряду с достоинствами гнутых проволочных шин имеются ряд их недостатков: травмирование слизистой оболочки губ и щек зацепными крючками (петлями); вследствие окисления шин и засорения их остатками пищи возникают сложности с гигиеническим содержанием полости рта; необходимость индивидуального изготовления; при глубоком прикусе мешают правильному смыканию зубных рядов; наличие дополнительных ретенционных пунктов; прорезывание мягких тканей лигатурами; появление гальванических токов и др.
Стандартные назубные ленточные шины из нержавеющей стали с готовыми зацепными петлями были предложены B.C. Васильевым в 1967 г. (рис. 17.4.6-17.4.7). Толщина шин 0,38-0,5 мм. Фиксация шин к зубам проводится лигатурной проволокой ранее описанным способом. Стандартные назубные ленточные шины лишены некоторых ранее перечисленных недостатков и находят широкое применение. Показания к использованию ленточных шин такие же как к проволочным.
Рис. 17.4.6. Внешний вид шин Васильева.
Рис. 17.4.7. Фиксация шины Васильева к зубам при переломе нижней челюсти.
Горобец Е.В. и Коваленко В.В. (1997) доказали, что назубные алюминиевые шины вызывают возникновение в полости рта больных гальванических токов, выраженность которых в 8-10 раз превышает таковую у пострадавших, которым накладывались назубные ленточные шины из нержавеющей стали (шины Васильева). Это указывает на преимущества последних перед шинами Тигерштедта.
Менее часто используются назубные шины из быстротвердеющей пластмассы. В.К. Пелипась в 1969 г. предложил такую шину. Техника наложения следующая: капроновой нитью к отдельным зубам привязывают стальные крючки, а затем быстротвердеющую пластмассу укладывают на зубной ряд с вестибулярной стороны, прикрывая основание прикрепленных к зубам крючков. К настоящему времени предложены и другие шины из быстротвердеющей пластмассы (М.Б. Швырков и др.).
Читайте также: Шины kumho модельный ряд отличия
Находит применение компрессионно-сближающее назубное шинирование с применением сдвоенной полиамидной нити и стальной проволоки по В.Г. Центило и соавт. (1997) и шинирование с помощью быстротвердеющей пластмассы по М.Б. Швыркову.
Рис. 17.4.8. Зубодесневые и надесневые шины: а) шина Вебера; б) шина Порта; в) шина Ванкевич.
Рис. 17.4.9. Использование съемных протезов больного в качестве шины. Оба протеза соединены в моноблок: а) лигатурной проволокой; б) быстротвердеющей пластмассой.
При недостаточном количестве зубов на нижней челюсти или их отсутствии изготавливают (в лабораторных условиях) зубодесневые и надесневые шины. Наиболее часто применяется шина Вебера. Пластмассовая шина охватывает зубы, плотно прилежит к десневому краю альвеолярного отростка и опирается на последний. Жевательные поверхности и режущие края зубов шиной не перекрываются. Показанием для ее использования являются переломы, проходящие в пределах зубного ряда и на каждом фрагменте челюсти имеется по несколько устойчивых зубов (рис 17.4.8-а).
Шина Порта (надесневая шина) применяется при переломе нижней челюсти у больных с беззубыми челюстями. Состоит из базисных пластинок на альвеолярный отросток верхней и нижней челюстей, которые скрепляются в единый блок, а в переднем отделе этой шины имеется отверстие для приема пищи (рис. 17.4.8-6). Используя шину Порта для прочной фиксации отломков нижней челюсти необходимо наложить теменно- подбородочную повязку или стандартную подбородочную пращу и головную шапочку.
Шину Ванкевич необходимо применять у больных с переломом нижней челюсти с дефектом костной ткани и отсутствии зубов на отломках. Шина фиксируется на зубах верхней челюсти, а боковые крылья — пилоты (отростки) опущены вниз и упираются во внутренние поверхности поломанных фрагментов, что удерживает их в правильном положении (рис.17.4.8-в). Основой для шины Ванкевич является пластмассовый нёбный базис, а для шины Ванкевич — Степанова — стальная дуга.
В качестве шины можно использовать съемные протезы больного (рис. 17.4.9). Протезы верхней и нижней челюстей соединяют между собой при помощи лигатурной проволоки или быстротвердеющей пластмассы.
Остеосинтез — хирургический метод соединения костных отломков и устранения их подвижности с помощью фиксирующих приспособлений.
• недостаточное количество зубов для наложения шин или отсутствие зубов на нижней и верхней челюстях;
• наличие подвижных зубов у больных с заболеваниями пародонта, препятствую-щих использованию консервативного метода лечения;
• переломы нижней челюсти в области шейки мыщелкового отростка с невправи-мым отломком, при вывихе или подвывихе (неполном вывихе) головки челюсти;
• интерпозиция — внедрение тканей (мышцы, сухожилия, костных осколков) между фрагментами поломанной челюсти, препятствующая репозиции и консолидации отломков;
• оскольчатые переломы нижней челюсти, если костный осколок не удается сопо-ставить в правильное положение;
• несопоставляемые в результате смещения костные фрагменты нижней челюсти.
Классификацию современных методов остеосинтеза фрагментов нижней челюсти с учетом устройств для его реализации Ю.Д. Гершуни (1986) представил в следующем виде
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💥 Видео
Переломы верхней челюсти по ЛефоруСкачать
Питание при переломе костей. Как ускорить заживление? Кальций, БАДы, витамины для сращенияСкачать
Наложение ШинСкачать
Транспортная иммобилизация при травмах позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей.Скачать
Перелом челюсти. Рекомендации по восстановлению. Двойной открытый перелом челюсти. Павел Шульский.Скачать
Как правильно лечить перелом челюсти?/Семейный доктор/АСЫЛ АРНАСкачать
Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
Атрофия альвеолярного гребняСкачать
Перелом челюсти. Совет #1Скачать
Переломы верхней челюсти по Лефору для чайников! 😅 + симптомы!Скачать
Перелом челюсти, шинирование, на сколько больно?Скачать
Перелом челюсти!На своей шкуре!Советы и рекомендации. Часть 1я.Скачать
Перелом челюсти. Шинирование и остеосинтез. Чем питаться и вообще.Скачать
🦷 Лечение после перелома челюстиСкачать
Первая помощь: шина на бедроСкачать
Лекция: Травматология ЧЛО: переломы верхней и нижней челюстейСкачать
Транспортная иммобилизация шиной Крамера при переломе плечевой костиСкачать
Переломы нижней челюсти. Клиника. Диагностика.Скачать