Главный цилиндр сцепления газ 3302 схема

Авто помощник

Содержание
  1. Главный цилиндр сцепления. «Газель»: устройство и ремонт главного цилиндра сцепления
  2. Характеристика устройства
  3. Как устроен гидравлический привод «Газели»
  4. Принцип работы гидропривода
  5. Устройство гидравлического привода
  6. Когда требуется ремонт главного цилиндра сцепления
  7. Утечка жидкости
  8. Воздух в системе
  9. Прокачка жидкости через цилиндр
  10. Частичный ремонт главного цилиндра при помощи ремонтного комплекта
  11. Демонтаж и дефетовка
  12. Замена главного цилиндра сцепления
  13. Как удалить воздух?
  14. Регулировка педали
  15. Сцепление ГАЗ 2705 / 3302 Газель с 1994 года
  16. Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам: сцепление GAZ 2705 , регулировка сцепления GAZ 2705 , трансмиссия GAZ 2705 , коробка передач GAZ 2705 , сцепление GAZ 3302 , регулировка сцепления GAZ 3302 , трансмиссия GAZ 3302 , коробка передач GAZ 3302 , сцепление ГАЗ 2705 , регулировка сцепления ГАЗ 2705 , трансмиссия ГАЗ 2705 , коробка передач ГАЗ 2705 , сцепление ГАЗ 3302 , регулировка сцепления ГАЗ 3302 , трансмиссия ГАЗ 3302 , коробка передач ГАЗ 3302
  17. Сцепление
  18. Устройство
  19. Особенности эксплуатации и техническое обслуживание сцепления и привода выключения
  20. Возможные неисправности сцепления и способы их устранения
  21. Ремонт сцепления
  22. Проверка состояния деталей сцепления
  23. Проверка состояния деталей гидравлического привода выключения сцепления
  24. Проверка биения и правка ведомого диска
  25. Установка сцепления на автомобиль
  26. Оправка для установки ведомого диска.
  27. 📽️ Видео

Видео:Ремонт главного цилиндра сцепления УАЗ, газель, соболь, волга и пр.Скачать

Ремонт главного цилиндра сцепления УАЗ, газель, соболь, волга и пр.

Главный цилиндр сцепления. «Газель»: устройство и ремонт главного цилиндра сцепления

Чтобы привести автомобиль в движение, необходимо передать крутящий момент от двигателя на коробку. За это отвечает сцепление. Именно этот узел передает вращательный момент через определенные передаточные шестерни на колеса. Основная функция сцепления – временное отсоединение силового агрегата от коробки передач. Также механизм отвечает за плавный запуск передаточных звеньев, когда двигатель запущен.

Видео:Главный цилиндр сцепления на газели, ремонт, замена манжет. Газель, соболь, Волга.Скачать

Главный цилиндр сцепления на газели, ремонт, замена манжет. Газель, соболь, Волга.

Характеристика устройства

С помощью сцепления удается предотвратить резку смену нагрузки, чем обеспечивается плавный старт автомобиля с места. Также сцепление защищает всю трансмиссию от нагрузок инерционных моментов, что возникают в результате резкого замедления вращения коленчатого вала на запущенном моторе в тот момент, когда водитель переключает передачу.

Главный цилиндр сцепления газ 3302 схема

Ниже мы рассмотрим устройство главного цилиндра сцепления. «Газель» — это коммерческий транспорт, поэтому периодически он требует обслуживания. Какие неполадки случаются со сцеплением, как ремонтировать, обслуживать и при необходимости менять этот узел? Расскажем обо всем по порядку.

Видео:Провалилась педаль сцепления, определяем поломку главный или рабочий цилиндр сцепленияСкачать

Провалилась педаль сцепления, определяем поломку главный или рабочий цилиндр сцепления

Как устроен гидравлический привод «Газели»

Он состоит из небольшого количества деталей и узлов. Так, в системе имеется бачок главного цилиндра сцепления. «Газель» комплектуется им с 1995 года. В бачке содержится тормозная жидкость, которая и работает в приводе. Также узел включает в себя главный и рабочий цилиндр, трубки, шланги и патрубки. В системе применяется и возвратная пружина.

Видео:Провалилась педаль сцепления где искать причины?Скачать

Провалилась педаль сцепления где искать причины?

Принцип работы гидропривода

Если не вдаваться в подробности того, как устроен главный цилиндр сцепления, «ГАЗель» работает следующим образом. Когда водитель автомобиля нажимает на педаль, то это усилие посредством штока передается на главный привод. Здесь оно воспринимается и через сеть трубок переходит на рабочий цилиндр. Последний, посредством вилки сцепления и выжимного подшипника отключает или подключает двигатель к трансмиссии.

Видео:Замена манжет главного цилиндра Сцепления ПАЗ ГАЗ и т дСкачать

Замена манжет главного цилиндра Сцепления ПАЗ ГАЗ и т д

Устройство гидравлического привода

Среди основных узлов, которые входят в конструкцию элемента, можно выделить толкатель. С помощью него педаль сообщается с механизмом. Также это сам цилиндр, поршень, пробки и возвратная пружина.

Главный цилиндр сцепления газ 3302 схема

В нижней половине находится рабочая зона. В обычном исходном состоянии поршень цилиндра поджимается с помощью пружины к стенке, разделяющей цилиндр на две зоны. Между поршнем и толкателем есть зазор. За счет него жидкость попадает в рабочую часть. Когда водитель нажимает на педаль, толкатель движется и перекрывает зазор. Жидкость больше не может попадать из верхней зоны в нижнюю. Поршень перемещается, и усилие передается от ноги водителя прямо на рабочий цилиндр.

Главный цилиндр сцепления газ 3302 схема

Видео:Ковыряюсь потихоньку 🤣 ремонт главного цилиндра сцепления.Скачать

Ковыряюсь потихоньку 🤣 ремонт главного цилиндра сцепления.

Когда требуется ремонт главного цилиндра сцепления

«Газель» может потребовать ремонта при утечках жидкости или попадании воздуха в систему. Даже несмотря на простоту конструкции цилиндра, с ним также случаются проблемы. Выделяют несколько неисправностей. Подробно о каждой из них – далее.

Видео:Как прокачать сцеплениеСкачать

Как прокачать сцепление

Утечка жидкости

Ремонт может понадобиться, если обнаружен недостаток рабочей жидкости. Причинами могут служить обрывы или повреждения в манжете цилиндра, нарушение герметичности соединений. В этом случае рекомендуется убедиться, достаточен ли уровень в расширительном бачке. Если жидкости мало, тогда ее доливают. Затем периодически проверяют уровень при регламентных работах или техническом осмотре. Иногда простая доливка рабочей жидкости может не помочь. Тогда проводят тщательный осмотр, выявляют место утечки и затем обеспечивают герметичность. В этом случае можно не ремонтировать, а просто поменять главный цилиндр сцепления на «Газели».

Видео:Прокачка сцепления в одного. Лучший и быстрый способ прокачки сцепления.Скачать

Прокачка сцепления в одного. Лучший и быстрый способ прокачки сцепления.

Воздух в системе

Еще одна типовая неисправность – это воздух в системе. Такая проблема может привести к полной неработоспособности узла. Сцепление не выжмется полностью, а работа педали будет сопровождаться характерным хрустом или вибрациями на рычаге КПП. Среди причин, по которым в систему и непосредственно в цилиндры попадает воздух, можно выделить различные разрушения шлангов, естественный износ деталей. Не исключают утечки жидкости в местах, где между собой соединяются участки гидропривода. Как в данном случае делается ремонт главного цилиндра сцепления? «Газель» ставится на ровную поверхность, производится замена поврежденных шлангов с последующей прокачкой системы.

Видео:Как прокачать сцепление на Газели, после замены главного, если не прокачивается!?Скачать

Как прокачать сцепление на Газели, после замены главного, если не прокачивается!?

Прокачка жидкости через цилиндр

Также есть еще одна неисправность – в данном случае цилиндр может перекачивать рабочую жидкость через себя. Причиной неисправностей служит манжета, которая, скорее всего, повреждена. Возможно, есть выработка по причине естественного износа поршня.

Главный цилиндр сцепления газ 3302 схема

Если наблюдаются первые признаки неисправностей цилиндра, нужно провести диагностику и обслуживание системы сцепления. Это поможет избежать необходимости замены цилиндра полностью.

Видео:Замена главного цилиндра сцепления на газель бизнес.Скачать

Замена главного цилиндра сцепления на газель бизнес.

Частичный ремонт главного цилиндра при помощи ремонтного комплекта

При помощи него можно избежать необходимости замены узла полностью. Ремонтный комплект состоит из следующих деталей:

  • Защитный колпачок.
  • Стопорное кольца.
  • Поршень.
  • Возвратная пружина.
  • Манжета главного цилиндра сцепления «Газелей».

Чтобы разобрать цилиндр полностью, на нем ищут специальную пробку. Ее необходимо открутить. В процессе сборки под эту пробку нужно установить прокладку-уплотнитель.

Видео:главный тормозной цилиндрСкачать

главный тормозной цилиндр

Демонтаж и дефетовка

Первым делом снимают и разбирают цилиндр. Найти его можно в левом заднем углу под капотом автомобиля.

Главный цилиндр сцепления газ 3302 схема

Далее проводят замену изношенных комплектующих, которые предусмотрены в ремкомплекте. Прежде чем собрать главный цилиндр сцепления, “Газель” требуется поставить на ручной тормоз. Каждая деталь должна быть смазана тормозной жидкостью. На поверхность поршня, что будет контактировать с толкателем, наносят немного консистентной смазки. Далее цилиндр собирают, устанавливают на его место и прокачивают.

Видео:Замена главного цилиндра сцепления - газель, соболь. Как прокачать сцепление давлением?Скачать

Замена главного цилиндра сцепления - газель, соболь. Как прокачать сцепление давлением?

Замена главного цилиндра сцепления

«Газель» требует этой операции по тем же причинам, что и в предыдущем случае. Это утечки, естественный износ, неправильная работа механизма сцепления. Как уже было замечено, расположен этот цилиндр слева задней углу под капотом автомобиля.

Прежде чем будет выполнена сама замена, необходимо слить тормозную жидкость из системы. Для этого шланг соединяют со специальным штуцером. Последний находится на рабочем цилиндре.

Главный цилиндр сцепления газ 3302 схема

Когда трубка подачи рабочей жидкости от главного цилиндра будет отсоединена, можно начать отворачивать две гайки, которые удерживают сам главный цилиндр сцепления. «Газель-3302» продолжает стоять на ручном тормозе. После того как гайки будут откручены, цилиндр можно снять и на его место установить новый. Процесс монтажа производится в обратном порядке. После сборки системы нужно обязательно выполнить прокачку привода.

Видео:Принцип работы сцепления, работа сцепленияСкачать

Принцип работы сцепления, работа сцепления

Как удалить воздух?

После любых ремонтов гидравлической части сцепления, систему необходимо обязательно прокачивать. Для этого жидкость заливают в бачок буквально до краев, а штуцер необходимо отвернуть до упора. Далее несколько раз нажимают на педаль. Это делается для того, чтобы тормозная жидкость попала во все трубки. Затем педаль фиксируют. Далее закручивают штуцер и снова несколько раз выжимают педаль, а затем фиксируют ее. Далее на штуцер надевают трубочку. Ее опускают в бутылку с жидкостью. Штуцер откручивают, чтобы спустить воздух. Все эти шаги необходимо повторять до тех пор, пока воздуха в системе совсем не останется.

Главный цилиндр сцепления газ 3302 схема

Видео:КАК ПРОВЕРИТЬ ГИДРО СЦЕПЛЕНИЕ. ПРОВАЛИВАЕТСЯ ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯСкачать

КАК ПРОВЕРИТЬ ГИДРО СЦЕПЛЕНИЕ. ПРОВАЛИВАЕТСЯ ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ

Регулировка педали

После того как отремонтирован или заменен на новый главный рабочий цилиндр сцепления, «Газель» требует регулировки педали. Это простой процесс. Для этой операции необходима линейка, однако первым делом следует провести диагностику. Если при попытках начать движение на автомобиле педаль западает, в процессе переключения слышны различные звуки, при движении наблюдаются удары и рывки, необходимо запустить мотор, отпустить сцепление медленно и постараться плавно тронуться. Если автомобиль не спешит трогаться, то это говорит о том, что педаль выставлена неверно. Ее ход больше, чем это определено нормой. Далее при помощи линейки измеряют расстояние от пола до накладки на педали. Оно должно быть не более 14-16 см. Если же оно выше, тогда педаль необходимо отрегулировать. Для этого под капотом следует найти болт с контргайкой. Он расположен там, где заканчивается трос. Гайка подворачивается. При этом достигается нужный ход педали. Для увеличения хода, гайку необходимо закрутить. Если ход нужно уменьшить, ее откручивают. После регулировки снова проверяют педаль. Повторно измеряют линейкой расстояние. Настройка продолжается до тех пор, пока не будет достигнут нужный результат.

Читайте также: Пропуск газов в цилиндре

Видео:Главный цилиндр сцепления.Скачать

Главный цилиндр сцепления.

Сцепление ГАЗ 2705 / 3302 Газель с 1994 года

Видео:Ремонт главного цилиндра сцепления ,замена манжетов не снимая цилиндра с автомобиляСкачать

Ремонт главного цилиндра сцепления ,замена манжетов не снимая цилиндра  с автомобиля

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
сцепление GAZ 2705 , регулировка сцепления GAZ 2705 , трансмиссия GAZ 2705 , коробка передач GAZ 2705 , сцепление GAZ 3302 , регулировка сцепления GAZ 3302 , трансмиссия GAZ 3302 , коробка передач GAZ 3302 , сцепление ГАЗ 2705 , регулировка сцепления ГАЗ 2705 , трансмиссия ГАЗ 2705 , коробка передач ГАЗ 2705 , сцепление ГАЗ 3302 , регулировка сцепления ГАЗ 3302 , трансмиссия ГАЗ 3302 , коробка передач ГАЗ 3302

Видео:Как прокачать сцепление#Новый цилиндр сцепления не прокачиваетсяСкачать

Как прокачать сцепление#Новый цилиндр сцепления не прокачивается

Сцепление

Устройство

Сцепление (рис. 4.1) автомобиля «ГАЗель» сухое, однодисковое, постоянно замкнутое, состоит из двух основных частей: ведущего диска в сборе (кожух, нажимной диск, нажимная диафрагменная пружина, соединительные пластины, опорные кольца) и ведомого диска в сборе с фрикционными накладками.

Сцепление и привод выключения сцепления:

  1. главный цилиндр выключения сцепления;
  2. картер сцепления;
  3. маховик;
  4. ведомый диск сцепления;
  5. опорные кольца;
  6. оттяжная пружина педали;
  7. опорные кольца;
  8. нажимной диск;
  9. пружина нажимная диафрагменная;
  10. подшипник выключения сцепления;
  11. толкатель главного цилиндра;
  12. педаль;
  13. поролоновые кольца;
  14. муфта выключения сцепления;
  15. шаровая опора;
  16. кожух;
  17. вилка выключения сцепления;
  18. толкатель рабочего цилиндра;
  19. пластины соединительные;
  20. рабочий цилиндр;
  21. усилитель;
  22. блок двигателя

Управление сцеплением осуществляется посредством привода выключения сцепления (подвесная педаль, главный и рабочий цилиндры гидропривода) и механизма выключения (вилка выключения сцепления и муфта выключения с подшипником в сборе).

Располагается сцепление и механизм его выключения в колоколообразном алюминиевом картере, крепящемся к фланцу блока двигателя 10-ю болтами.

Нижняя часть торца картера сцепления закрыта фланцем усилителя, крепящегося одновременно к блоку двигателя и торцу картера сцепления для обеспечения повышенной жесткости системы блок двигателя – картер сцепления. Центрирование картера сцепления относительно оси коленвала двигателя осуществляется с помощью 2-х штифтов, запрессованных во фланец блока двигателя и входящих в отверстия на картере сцепления.

Ведущий диск (рис. 4.2 и 4.3). Кожух сцепления 1 закреплен на маховике коленчатого вала двигателя шестью центрирующими (специальными) болтами.

Усилие нажимной диафрагменной пружины 3 создает необходимую силу трения на поверхностях фрикционных накладок и обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через нажимной диск 4, кожух и соединительные пластины 5 на ведомый диск сцепления и первичный вал коробки передач. Нажимная диафрагменная пружина 3 представляет собой тарельчатый усеченный конус, имеющий за счет прорезей в центральной и внутренней части пятнадцать лепестков, выполняющих роль рычажков выключения сцепления. Наружная неразрезанная часть внутренним диаметром зажимается между двумя опорными кольцами 2 за счет загибки 15-ти усиков, выполненных на кожухе. При их загибке нажимная пружина на специальном приспособлении должна быть зафиксирована в плоском состоянии. Опорные кольца выполняют роль шарнира, относительно которого происходит поворот неразрезанной верхней части диафрагменной пружины при нажатии на концы лепестков. Наружным диаметром диафрагменная нажимная пружина опирается на кольцевой выступ нажимного диска и отжимает нажимной диск в сторону маховика. Соединительные пластины (3 группы по 3 пластины в группе) одним концом приклепаны к выступам нажимного диска, а другим — к кожуху сцепления. С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха на нажимной диск и отвод нажимного диска в сторону от маховика при выключении сцепления.

Ведущий диск балансируется в сборе путем установки на фланец кожуха специальных балансировочных грузиков или высверливанием во фланце кожуха на диаметре 273 мм отверстий диаметром 9 мм. Допустимый дисбаланс — не более 15 г·см.

Ведущий диск сцепления в сборе:

  1. кожух;
  2. опорные кольца;
  3. нажимная диафрагменная пружина;
  4. нажимной диск;
  5. соединительная пластина

Детали ведущего диска:

Ведомый диск сцепления (рис. 4.4 и 4.5) имеет две фрикционные накладки 7, прикрепленные независимо одна от другой заклепками 4 к пластинчатым пружинам 8. При увеличении нажатия на нажимной диск пластинчатые пружины постепенно распрямляются, обеспечивая более плавное включение сцепления. Пластинчатые пружины 8 прикреплены заклепками 5 к диску 6, который при помощи пальцев 10 соединен с диском 11. Цилиндрические демпферные пружины 9, расположенные одновременно в окнах ступицы 12 и дисков 6 и 11, при передаче крутящего момента от фрикционных накладок к ступице сжимаются в зависимости от его величины и обеспечивают плавную передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Поворот фрикционных накладок с дисками относительно ступицы ограничен упором пальцев 10 в края U-образных вырезов.

Ведомый диск сцепления:

  • А – отверстие для установки балансировочных грузиков;
  1. нажимная пружина;
  2. теплоизолирующая шайба;
  3. фрикционная шайба;
  4. заклепки;
  5. заклепки;
  6. диски;
  7. фрикционные накладки;
  8. пластинчатая пружина;
  9. пружина демпфера;
  10. палец;
  11. диски;
  12. ступица

Ведомый диск сцепления снабжен фрикционным гасителем крутильных колебаний, состоящим из стальной фрикционной шайбы 3, сидящей на лысках ступицы 12 и зажатой между диском 6 и теплоизолирующей шайбой 2.

Гашение колебаний происходит благодаря трению между этими деталями при повороте диска 6 с фрикционными накладками относительно ступицы.

Постоянство усилия сжатия шайбы 3, и следовательно, постоянство момента трения в гасителе обеспечивается пластинчатой нажимной пружиной 1, зафиксированной в канавке ступицы ведомого диска.

Детали ведомого диска:

  1. нажимная пружина;
  2. теплоизолирующая шайба;
  3. фрикционная шайба;
  4. заклепки;
  5. заклепки;
  6. диски;
  7. фрикционные накладки;
  8. пластинчатая пружина;
  9. пружина демпфера;
  10. палец;
  11. диски;
  12. ступица;
  13. балансировочный грузик

Для балансировки ведомого диска применяют специальные балансировочные грузики 13 (см. рис. 4.5), которые вставляют в отверстия пластины ведомого диска и расклепывают. Число грузиков должно быть не более трех. Наружный диаметр фрикционной накладки равен 240 мм, внутренний — 160 мм, толщина накладки 3,5 мм. Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4x23x29 мм, число шлиц 10. В подшипник выключения сцепления и муфту подшипника заложены специальные смазки, не требующие замены в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Привод выключения сцепления (см. рис. 4.1) — гидравлический, состоит из подвесной педали, главного цилиндра, трубопровода и рабочего цилиндра.

Расстояние от площадки педали до наклонной части пола (при снятом коврике) должно быть 185-200 мм. Положение педали регулируется изменением длины разрезного толкателя главного цилиндра. Полный ход педали (включая и свободный ход), обеспечивающий выключение сцепления, должен быть 145- 160 мм. Свободный ход педали 12-28 мм. Он обеспечивается конструкцией и не регулируется.

Главный цилиндр привода выключения сцепления показан на рис. 4.6.

Главный цилиндр привода выключения сцепления:

  • А – компенсационное отверстие;
  • В — перепускное отверстие;
  1. манжеты;
  2. поршень;
  3. пластинка;
  4. манжеты;
  5. корпус главного цилиндра;
  6. пружина;
  7. крышка;
  8. отражатель;
  9. наполнительный бачок;
  10. штуцер;
  11. проушина;
  12. контргайка;
  13. толкатель поршня главного цилиндра;
  14. чехол;
  15. упорная шайба;
  16. стопорное кольцо;
  17. кольцо упорное;
  18. обойма клапана;
  19. клапан

Пружина 6 постоянно отжимает поршень в крайнее заднее положение до упора в шайбу 15. Между головкой толкателя и сферической впадиной на поршне предусмотрен постоянный зазор 0,3-0,9 мм, в результате которого обеспечивается гарантированный свободный ход педали выключения сцепления.

При нажатии на педаль происходит перемещение поршня и перекрытие компенсационного отверстия А, после чего рабочая жидкость вытесняется из главного цилиндра и перемещает поршень и толкатель рабочего цилиндра, передавая усилие от педали на вилку выключения сцепления. При плавном отпускании педали сцепления происходят падение давления в системе и возвращение вытесненной жидкости в главный цилиндр.

При резком отпускании педали жидкость, вытесняемая из системы в главный цилиндр, не успевает заполнить освобожденное поршнем пространство и в главном цилиндре перед головкой поршня создается разрежение. Под его действием жидкость из питательного бачка через перепускное отверстие В и отверстия в головке поршня проходит в полость перед головкой поршня, отодвигая при этом пружинную пластину 3 и сжимая края уплотнительной манжеты 4. В дальнейшем эта избыточная жидкость вытесняется через компенсационное отверстие обратно в питательный бачок.

Благодаря наличию обратного клапана (детали поз. 17, 18, 19), в системе поддерживается избыточное давление, препятствующее попаданию в нее воздуха и выбору зазоров в соединениях. Рабочий цилиндр привода выключения сцепления показан на рис. 4.7.

Пружина 10 постоянно отжимает поршень, толкатель и наружный конец вилки выключения сцепления в положение, при котором подшипник выключения сцепления воздействует с небольшим усилием на концы лепестков диафрагменной пружины, и наружное кольцо подшипника вращается вместе с ними.

Рабочий цилиндр привода выключения сцепления:

  1. колпачок защитный;
  2. клапан перепускной;
  3. кольцо стопорное;
  4. кольцо защитное;
  5. чехол;
  6. толкатель;
  7. манжета;
  8. поршень;
  9. корпус цилиндра;
  10. пружина.

При износе фрикционных накладок и перемещении в связи с этим концов лепестков диафрагменной пружины в сторону коробки передач через те же детали происходит перемещение поршня и дополнительное сжатие пружины 10. Так как жесткость этой пружины небольшая, то поджатие подшипника к концам лепестков увеличивается незначительно. Таким образом, компенсация износа фрикционных накладок происходит автоматически за счет смещения рабочей зоны поршня по длине рабочего цилиндра.

Читайте также: Рисунок цилиндра указать его элементы

Особенности эксплуатации и техническое обслуживание сцепления и привода выключения

Долговечность и надежность работы сцепления в большой мере зависит от правильного и умелого пользования им. Для этого необходимо:

  • выключать сцепление быстро, до упора педали в пол;
  • включать сцепление плавно, не допуская как броска сцепления, сопровождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длительной пробуксовкой;
  • не держать сцепление выключенным при включенной передаче и работающем двигателе на стоящем автомобиле (на переезде, у светофора и т. д.). Обязательно использовать в таких случаях «нейтраль» в коробке передач и полностью включенное сцепление;
  • не держать ногу на педали сцепления при движении автомобиля;
  • не использовать пробуксовку сцепления, как способ удержания автомобиля на подъеме;
  • трогаться с места на 1-ой передаче.

Уход за сцеплением заключается в периодической проверке и доливке, при необходимости, рабочей жидкости в бачок главного цилиндра и в замене рабочей жидкости в гидроприводе. В качестве рабочей жидкости используется тормозная жидкость «РОСДОТ» или «Томь» класса III марки А. Смена жидкости производится один раз в два года. Объем — 0,18 л.

Порядок заполнения системы и проведения прокачки для удаления из нее воздуха см. в подразделе «Установка гидропривода на автомобиль». После прокачки необходимо проверить перемещение наружного конца вилки при нажатии на педаль до отказа, которое должно быть не менее 14 мм. Меньшая величина перемещения конца вилки не обеспечивает полного выключения сцепления и указывает:

  • на наличие воздуха в гидравлической системе;
  • на возможное перекрытие компенсационного отверстия главного цилиндра кромкой манжеты;
  • на закупорку компенсационного отверстия из-за засорения.

В этих случаях необходимо прокачать систему, заменить манжету или промыть главный цилиндр.

О степени изношенности фрикционных накладок можно судить (при снятом картере сцепления) по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении. Если это расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для осмотра и замены фрикционных накладок. Рекомендуется при этом по возможности заменить ведомый диск в сборе с накладками.

Возможные неисправности сцепления и способы их устранения

Причина неисправностиМетод устранения
Неполное выключение сцепления — сцепление ведет (не включаются или включаются с трудом передачи)
Наличие воздуха в системе гидравлического приводаПрокачать систему гидравлического привода сцепления. Убедиться, что перемещение конца вилки не менее 14 мм
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего валаУстранить заедание на шлицах (зачистить шлицы)
Коробление ведомого дискаЗаменить ведомый диск или выправить его
Неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на концы лепестков диафрагменной пружиныОтрегулировать положение концов лепестков диафрагменной пружины в одной плоскости
Неполное включение сцепления — сцепление буксует (ощущается специфический запах, наблюдается замедленный разгон, падение скорости движения, замедленное преодоление подъемов)
Ослабление усилия нажимной диафрагменной пружиныЗаменить ведущий диск в сборе
Замасливание фрикционных накладок ведомого дискаЗаменить ведомый диск или фрикционные накладки. В случае небольшого замасливания промыть поверхность накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой
Чрезмерный износ фрикционных накладок (до заклепок), рабочих поверхностей маховика и нажимного дискаЗаменить ведомый диск или фрикционные накладки. Заменить маховик или нажимной диск или устранить на них задиры и кольцевые риски механической обработкой с учетом рекомендаций, изложенных в разделах «Ремонт сцепления» и «Ремонт двигателя»
Засорено или перекрыто кромкой манжеты компенсационное отверстие главного цилиндра из-за набухания манжетыПромыть рабочей жидкостью цилиндр или заменить манжету
Неплавное включение сцепления
Замасливание фрикционных накладок ведомого дискаЗаменить ведомый диск или фрикционные накладки
Износ фрикционных накладок (до заклепок)Заменить ведомый диск или фрикционные накладки
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного валаУстранить заедание на шлицах
Неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на лепестки нажимной пружиныОтрегулировать положение концов лепестков пружины в одной плоскости
Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого дискаЗаменить ведомый диск
Вибрация и шумы в трансмиссии при движении
Поломка или износ деталей демпферного устройства ведомого дискаЗаменить ведомый диск
Износ фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного гасителяЗаменить фрикционную шайбу или пружину гасителя
«Писк» и шум в сцеплении при работающем двигателе
Выход из строя подшипника выключения сцепленияЗаменить подшипник. Проверить и восстановить соосность картера сцепления и коленчатого вала (см. раздел «Ремонт двигателя»)
Скрип при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе
Отсутствует смазка или износились пластмассовые втулки оси педали сцепленияСмазать пластмассовые втулки коллоидно-графитным препаратом (ОСТ 08-420-74) или заменить втулки
Выключение сцепления происходит только при резком нажатии на педаль. При плавном нажатии — педаль легко доходит до упора, сцепление не выключается
Загрязнение или большой износ зеркала главного цилиндраПромыть, а при износе заменить главный цилиндр
Большой износ манжеты поршня главного цилиндраЗаменить манжету
Понижение уровня жидкости в наполнительном бачке главного цилиндра выключения сцепления
Износ или затвердение манжеты поршня рабочего цилиндра — подтекание жидкостиЗаменить манжету
Нарушение герметичности соединения трубопровода с главным и рабочим цилиндрами — подтекание жидкостиПодтянуть соединительные гайки

Ремонт сцепления

Для проведении ремонтных работ, сцепление можно снять с автомобиля, не снимая двигатель. Для этого автомобиль следует установить на эстакаду, подъемник или смотровую канаву.

Для снятия сцепления необходимо:

  • отсоединить систему выпуска газов от впускной трубы, коробки передач и кузова и снять с автомобиля;
  • изнутри кузова поднять вверх уплотнитель рычага коробки передач, отвернуть колпак, расположенный на горловине механизма переключения передач и вытащить рычаг вверх (см. рис. 4.13);
  • отвернуть болты крепления рабочего цилиндра к картеру и поднять вверх рабочий цилиндр с толкателем, не отсоединяя его от трубопровода;
  • отвернуть болт крепления рамки чехла вилки выключения сцепления и вынуть вилку;
  • снять карданную передачу, как указано в разделе «Карданная передача»;
  • заглушить отверстие в заднем картере коробки передач, если масло из коробки передач не сливалось;
  • отсоединить от коробки передач провода выключателя света заднего хода и датчика скорости;
  • отсоединить поперечину задней опоры двигателя от кронштейнов лонжерона;
  • отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с муфтой выключения сцепления;
  • отвернуть болты крепления и снять картер сцепления;
  • закрепить одним болтом стартер на фланце блока двигателя во избежание его выпадения;
  • постепенно отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику и снять ведущий и ведомый диски.

Для снятия гидравлического привода с автомобиля необходимо:

  • отсоединить от рабочего цилиндра выключения сцепления трубопровод;
  • слить жидкость из гидравлической системы через отсоединенный конец трубопровода в чистый сосуд;
  • отсоединить и снять рабочий цилиндр выключения сцепления и толкатель рабочего цилиндра;
  • снять оттяжную пружину педали выключения сцепления;
  • отсоединить толкатель главного цилиндра от педали, вынуть две пластмассовые втулки из проушины толкателя;
  • расшплинтовать и отвернуть гайку оси педалей сцепления и тормоза;
  • снять с оси педаль сцепления, вынуть две пластмассовые втулки из головки педали;
  • отсоединить от главного цилиндра выключения сцепления трубопровод и снять трубопровод;
  • отсоединить и снять главный цилиндр, выключения сцепления.

Ведущий диск сцепления в процессе эксплуатации не ремонтируется, а при его непригодности заменяется новым (ремонт возможен только на ремонтном предприятии при наличии специальных приспособлений, обеспечивающих точную установку деталей при сборке).

При разборке ведомого диска сцепления необходимо:

  • отжать усики нажимной пружины демпфера до выхода из пазов отбортовки фрикционной шайбы демпфера и повернуть нажимную пружину на 45°;
  • снять пружину, теплоизолирующую и фрикционную шайбы. При необходимости замены фрикционных накладок следует высверлить заклепки, не повреждая пружинные пластины, а затем выбить их.

При разборке главного цилиндра необходимо:

  • снять крышку и сетчатый фильтр наполнительного бачка главного цилиндра;
  • вывернуть штуцер крепления бачка к корпусу, снять бачок и прокладку штуцера;
  • снять с корпуса и сдвинуть к проушине толкателя резиновый защитный чехол;
  • вынуть из корпуса главного цилиндра стопорное кольцо упорной шайбы;
  • вынуть из корпуса главного цилиндра упорную шайбу и толкатель;
  • вынуть из корпуса главного цилиндра поршень с уплотнительными манжетами, клапан поршня, возвратную пружину с держателем, обратный клапан с упорным кольцом.

Внимание:
Во избежание повреждения уплотнительных манжет для удаления поршня необходимо подвести сжатый воздух в отверстие присоединения трубопровода.

Примечание:
Штуцер главного цилиндра с прокладкой при разборке отвертывать не следует, если на автомобиле не наблюдалось подтекание через него рабочей жидкости.

При разборке рабочего цилиндра необходимо:

  • отсоединить от рабочего цилиндра резиновый защитный чехол и вынуть толкатель вместе с чехлом;
  • снять чехол с толкателя;
  • вынуть из корпуса рабочего цилиндра стопорное кольцо;
  • вынуть поршень с уплотнительной манжетой из рабочего цилиндра.

Читайте также: Провернуло вкладыш 3 его цилиндра

Внимание:
Во избежание повреждения поршня и манжеты при разборке цилиндра необходимо подвести сжатый воздух в отверстие присоединения трубопровода к цилиндру.

  • снять с поршня уплотнительную манжету;
  • вынуть из цилиндра пружину;
  • вывернуть из рабочего цилиндра клапан прокачки;
  • снять с клапана резиновый защитный колпачок.

Проверка состояния деталей сцепления

После разборки детали сцепления необходимо тщательно промыть и подвергнуть внимательному осмотру, обратив внимание на надежность заклепочных соединений, отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и обломов на ведущем и ведомых дисках, пружинных пластинах, кольцах, нажимной пружине, ступице, кожухе, вилке выключения сцепления и на других деталях механизма.

Фрикционные накладки ведомого диска, а также фрикционную шайбу гасителя крутильных колебаний необходимо заменить, если на их поверхностях имеются следы перегрева, трещины или сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок сцепления до головок заклепок менее 0,2 мм.

При отсутствии на ведущем диске видимых повреждений, задиров, кольцевых канавок, прижогов на рабочей поверхности нажимного диска, износов концов лепестков диафрагменной пружины и т. п. необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменной пружины и нажимное усилие. Для этого закрепить ведущий диск на рабочую поверхность маховика, поместив между ними три равномерно расположенные шайбы толщиной 8 мм. Размер от торца маховика до концов лепестков должен быть 42,5±2 мм, отклонение от положения в одной плоскости ±0,25 мм, при необходимости подогнуть лепестки (рис. 4.8).

Регулировка концов лепестков и проверка нажимного усилия:

При перемещении концов лепестков на 8,5 мм отход нажимного диска должен быть не менее 1,4 мм.

Переместить концы лепестков на 10 мм и убрать шайбы. Замерить усилие на концах лепестков, отпуская их до получения расстояния между плоскостью маховика и нажимного диска 6 и 8 мм. В обоих случаях усилие должно быть не менее 200 кг·с.

Проверка состояния деталей гидравлического привода выключения сцепления

Детали гидравлического привода необходимо тщательно промыть в тормозной жидкости или в спирте, продуть сжатым воздухом и осмотреть.

Все резиновые уплотняющие манжеты должны быть мягкими и эластичными. Затвердевшие и разбухшие манжеты или имеющие на рабочих

поверхностях вырывы и трещины непригодны к дальнейшей эксплуатации, и их необходимо заменить.

На зеркалах рабочего и главного цилиндров не должно быть рисок, раковин, задиров и значительных износов. Небольшие следы коррозии и незначительную выработку зеркала цилиндра допускается устранять шлифованием или хонингованием с шероховатостью не ниже Rа=0,63 и размерами внутреннего диаметра не более 25,15 мм для рабочего цилиндра и не более 22,2 мм для главного цилиндра с обязательным применением новых уплотняющих манжет.

На присоединительных конусах и на резьбе штуцеров не должно быть механических повреждений (трещин, вмятин, забоин).

Концы толкателей и сферические поверхности поршней не должны иметь неравномерной выработки. При правильном сопряжении толкателя с поршнем след от их контакта на сферической поверхности поршня должен быть в виде сплошного пятна и находиться в центре указанной поверхности.

При сборке ведомого диска сцепления необходимо:

  • при приклепывании пластинчатых пружин к диску, а также фрикционных накладок к пластинчатым пружинам предварительно вставить все заклепки в отверстия склепываемых деталей;
  • приклепать фрикционные накладки к пластинчатым пружинам алюминиевыми заклепками. После развальцовки на головках заклепок не должно быть надрывов и трещин. Расстояние от головки заклепки до поверхности накладки должно быть не менее 1,2 мм;
  • собрать фрикционный гаситель, для чего:
  • установить фрикционную шайбу демпфера и теплоизолирующую шайбу;
  • установить нажимную пружину таким образом, чтобы два ее усика располагались на краях длинных отбортовок фрикционной шайбы;
  • сжать нажимную пружину и повернуть ее на 45°, чтобы два ее усика расположились в пазах отбортовки фрикционной шайбы.

Усилие пружины гасителя при сжатии до размера 1,5 мм должно быть 650- 800 Н (65-80 кгс).

Ведомый диск с новыми накладками необходимо проверить на биение плоскости трения (рис. 4.9). Биение накладок диска, замеренное у края диска, должно быть не более 1 мм. При большей величине биения, диск необходимо править с помощью специальной оправки. Затем диск необходимо подвергнуть статической балансировке, применяя специальные балансировочные грузики, которые вставляют в отверстия пластины ведомого диска и расклепывают.

Количество грузиков должно быть не более трех. Головки грузиков должны быть расположены со стороны фрикционного гасителя.

Допустимый дисбаланс ведомого диска должен быть не более 15 г·см.

При сжатии ведомого диска между двумя пластинами толщиной не менее 25 мм усилием 600-700 кг и раздвижении их на 1,3 мм момент проворота ведомого диска должен быть не более 0,051 кгс·м.

Проверка биения и правка ведомого диска

Сборка гидравлического привода выключения сцепления производится в порядке, обратном разборке. Перед сборкой зеркало цилиндра должно быть смазано касторовым маслом или свежей тормозной жидкостью.

При сборке главного цилиндра необходимо проверить, что возвратная пружина легко возвращает поршень в исходное положение. Далее следует проверить при помощи мягкой проволоки диаметром 0,3-0,5 мм, не перекрывает ли манжета компенсационное отверстие. Использование главного цилиндра с перекрытым компенсационным отверстием недопустимо. При сборке цилиндра нужно убедиться, что пружина легко перемещает поршень в цилиндре. Пенополиуретановое кольцо пропитать касторовым маслом.

Размеры сопрягаемых деталей сцепления приведены в таблице ниже.

Размеры сопрягаемых деталей сцепления, мм

Сопрягаемые деталиОтверстиеВалПосадка
Ведомый диск – первичный вал коробки передач (шлицевое соединение)4 +0,04 +0,014 -0,03 -0,06Зазор 0,04 0,10
Подшипник выключения – муфта
подшипника
Ø 50 -0,012Ø 50 +0,025 +0,009Натяг 0,009 0,037
Муфта выключения – крышка
подшипника первичного вала коробки
передач
Ø 38 +0,050Ø 38 -0,050 -0,112Зазор 0,050 0,162
Рабочий цилиндр – поршеньØ 25 +0,023Ø 25 -0,02 -0,05Зазор 0,020 0,073
Главный цилиндр – поршеньØ 22 +0,033Ø 22 -0,040 -0,070Зазор 0,040 0,103

Установка сцепления на автомобиль

Установка сцепления на автомобиль производится в порядке, обратном снятию:

  • перед установкой заложить смазку Литол-24 в отверстие шарикоподшипника первичного вала коробки передач, установленного в маховик и протереть поверхность трения маховика и нажимного диска куском чистой ткани, смоченной в бензине;
  • при установке сцепления на место ведомый диск должен быть обращен фрикционным гасителем к маховику (на диске имеется надпись ВПЕРЕД);
  • при установке необходимо сцентрировать ведомый диск по отношению к оси коленчатого вала. Для этого в шлицевое отверстие ведомого диска вставить специальную оправку (рис. 4.10) таким образом, чтобы ее конец вошел в шарикоподшипник маховика и отверстие картера сцепления. Для этой цели можно также использовать запасной первичный вал;

Оправка для установки ведомого диска.

  • затягивать болты крепления кожуха к маховику следует равномерно (во избежание коробления кожуха) моментом 20-25 Н·м (2,0-2,5 кгс·м).
  • при установке вилки выключения сцепления обеспечить правильное положение лапок на лысках муфты выключения сцепления, показанное на рис. 4.1.

Установка гидропривода на автомобиль производится в порядке, обратном снятию.

Заполнение системы гидропривода жидкостью и удаление воздуха производится в следующем порядке:

  • заполнить бачок главного цилиндра тормозной жидкостью до нормального уровня (15-20 мм ниже верхней кромки бачка);
  • снять защитный колпачок с головки клапана прокачки рабочего цилиндра и надеть на головку резиновый шланг;
  • погрузить свободный конец шланга в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд, емкостью не менее 0,5 л, заполненный на половину высоты;
  • создать в системе давление, резко нажав 4-5 раз с интервалом 1-2 с на педаль сцепления;
  • удерживая педаль нажатой, отвернуть на 1/2 – 3/4 оборота клапан прокачки рабочего цилиндра, следя за тем, чтобы свободный конец шланга оставался погруженным в жидкость. Жидкость с пузырьками воздуха будет выходить в сосуд;
  • после того, как истечение жидкости в сосуд прекратится, завернуть клапан до отказа, а затем отпустить педаль;
  • проверить наличие жидкости в бачке главного цилиндра. Не допускать во время прокачки снижения уровня жидкости в бачке более чем на 2/3 от нормального и добавлять жидкость по мере надобности;
  • повторять указанные выше операции прокачки до тех пор, пока не будет выходить, из шланга жидкость без пузырьков воздуха;
  • удерживая педаль нажатой, завернуть клапан прокачки рабочего цилиндра до отказа и плавно отпустить педаль;
  • снять с головки клапана шланг;
  • надеть на головку клапана резиновый колпачок;
  • долить жидкость в бачок главного цилиндра до нормального уровня.

Внимание:
Нельзя доливать в бачок жидкость, выпущенную при прокачке системы, так как в ней содержится воздух. Эту жидкость можно использовать только после отстаивания в течение суток и фильтрации.

📽️ Видео

регулировка сцепления газ 3302Скачать

регулировка сцепления газ 3302

Снятие и ремонт цилиндра сцепления главного ГазельСкачать

Снятие и ремонт цилиндра сцепления главного Газель

Газель - как я улучшил выжим сцепление и переключение передач.(Бесплатно)Скачать

Газель - как я улучшил выжим сцепление и переключение передач.(Бесплатно)
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток