Необходим главный цилиндр сцепления для того, чтобы усилие от педали передать на вилку и выжимной подшипник. Всего в механизме два цилиндра: рабочий и главный. Соединены они металлической трубкой, на нижний край которой устанавливается короткий резиновый шланг. Частая поломка в цилиндре – это образование течи. Почему она возникает и как можно устранить ее? Для ответа на эти вопросы нужно знать устройство механизма и принцип его работы.
Назначение цилиндра сцепления
Существует два вида передачи усилия на выжимной подшипник, установленный вокруг первичного вала. Первый – при помощи тросика, на сегодняшний день применяется на большей части бюджетных моделей автомобилей. Второй – гидравлический, используемый в более дорогих машинах, а также в семействе ВАЗ 2101-2107. Несмотря на то что эти модели в свое время были народными, себестоимость их увеличивалась именно за счет применения такого типа передачи. Ненамного, но если рассмотреть всю конструкцию автомобиля, то можно найти много нерентабельных узлов. И цена главного цилиндра сцепления в магазинах оказывается выше, чем стоимость тросика. Например, тросик на ВАЗ-2110 обойдется в 200-250 рублей. А главный цилиндр имеет стоимость 390-450 рублей в зависимости от производителя.
Поршень в цилиндре движется, сжимая жидкость, во время выключения сцепления педалью. Образуется давление в системе, которое заставляет поршень рабочего цилиндра выдвигаться, толкая вилку, которая перемещает выжимной подшипник по оси первичного вала. В результате этого диск отходит от корзины и крутящий момент не передается к коробке передач, сцепление выключается. Когда бросает водитель педаль, шток рабочего цилиндра под действием пружины возвращается в исходное положение, жидкость вытесняется к главному и поступает в расширительный бачок.
Основные элементы конструкции
Корпус главный цилиндр сцепления ВАЗ, например, имеет цельный. Внутри имеется отверстие, в котором осуществляет свой ход поршень. Выполнен он из металла, на нем имеются резиновые кольца. Служат они для уплотнения, чтобы тормозная жидкость, заливаемая в систему, не попадала наружу. Цельнометаллический шток, соединяемый с одной стороны с педалью, служит для приведения в движение поршня.
В верхней части корпуса есть три отверстия. В одном устанавливается переходник для крепления резиновой шланги, которая соединяет цилиндр с расширительным бачком. Во второе отверстие вкручивается металлическая трубка. Она служит для передачи давления в сторону рабочего цилиндра. И третье отверстие необходимо для установки штуцера, используемого для проведения прокачки системы.
Замена трубки и шланги
Осуществляется замена этих элементов в случае их полного или частичного разрушения. Признаками этого явления для металлической трубки является наличие механических повреждений, сколов, присутствие коррозии из-за воздействия агрессивной среды (например, попадание электролита). Также необходимо заменять трубку при разрушении граней штуцеров, находящихся на ее концах. Резиновые шланги под действием воды, высокой температуры и влажности могут высыхать. Появляются трещины, через которые выходит тормозная жидкость.
Для замены трубки и шланга вам потребуется специальный ключ обжимного типа. С его помощью необходимо сорвать наконечники трубки с резьбы. Эти элементы сделаны из сплавов алюминия, поэтому они слишком мягкие, при использовании рожковых ключей разрушение граней гарантировано. Сначала нужно слить всю тормозную жидкость, для этого используйте штуцеры для прокачки, расположенные на обоих цилиндрах. После выкручиваете наконечники трубки и шланг. Заменять медные шайбы нужно в обязательном порядке. После того как вы зальете свежую тормозную жидкость, нужно прокачать систему, чтобы не осталось в ней воздушных пробок.
Замена главного цилиндра
Заменить главный цилиндр сцепления ГАЗ, как и на «Ладе», не очень сложно. Проводить ремонт иногда неразумно, так как качество нового узла значительно выше, нежели у восстановленного. Нужно только придерживаться определенной последовательности действий. Выполните все, что было указано в предыдущем пункте: слейте жидкость из системы, выкрутите из цилиндра трубку.
Кроме того, вам потребуется отсоединить расширительный бачок. На некоторых автомобилях иностранного производства он устанавливается непосредственно на цилиндре. В классической линейке ВАЗ – на кузове, соединение с цилиндром — при помощи резинового шланга. Крепление корпуса производится двумя гайками. Они накручиваются на шпильки, выходящие из кузова. Нужно эти гайки выкрутить, после чего беспрепятственно снять корпус главного цилиндра.
Замена рабочего цилиндра
В этом случае работа немного сложнее проводится, так как придется забираться под автомобиль. Удобно ремонтировать, используя яму или эстакаду. Но если вы худощавого телосложения и у вас длинные руки, все действия можно быстро провести сверху. Доступ, правда, немного затруднен, но немного проворства — и задача будет решена. Крепление рабочего цилиндра осуществляется при помощи двух шпилек. Когда будете разбирать, не потеряйте металлическую пластину, к которой крепится пружина. После снятия можно использовать ремкомплект главного цилиндра сцепления, но лучше поставить новый узел целиком.
Читайте также: Если выкрутить тормозной цилиндр
По сути, работа проста, как и замена главного цилиндра. Действия выполнять нужно те же самые. Главное – не забывайте слить тормозную жидкость. Если она уже много отслужила, то после проведения ремонта рекомендуется залить свежую. При продолжительной эксплуатации теряются свойства жидкости, полезные присадки улетучиваются, отчего она может даже разрушать металл. Старайтесь проводить замену примерно раз в два года. Аналогичное требование и для тормозной системы, если пробег за год — в пределах 25-30 тыс. км. Если больше, то следует жидкость заменять ежегодно.
Прокачка системы
Вот и проведена замена всех цилиндров, трубки и шланга. Вполне возможно, что вы приобрели ремкомплект главного цилиндра сцепления, установили его элементы на все детали конструкции. Теперь остается только залить свежую тормозную жидкость — и можно смело ездить на машине. Сразу же запаситесь куском силиконовой прозрачной трубки. Она вам пригодится для контроля качества жидкости. Специальный ключ и рожковый на 8, небольшая баночка с тормозной жидкостью — вот и весь инструмент, не помешает только помощник. Степень его квалификации не сильно важна, так как придется только педаль выжимать.
Усаживаете напарника за руль, выжимаете ручник, а для верности еще и ставите машину на скорость. Забираетесь под днище, чтобы удобно было ослаблять штуцер для прокачки. Только не забудьте перед этим наполнить расширительный бачок жидкостью. Напарник делает несколько качков педалью, фиксирует ее в нажатом положении. Вы в это время ослабляете штуцер с надетым на него шлангом, второй конец которого опущен в баночку с тормозной жидкостью. Когда выйдет немного воздуха, вы закручиваете штуцер, напарник повторяет свои действия: делает еще несколько качков педалью. И так до тех пор, пока не перестанет идти воздух.
Можно обойтись при прокачке и без помощника, но придется тогда пожертвовать небольшим количеством тормозной жидкости. А вообще все процедуры, которым подвергается главный цилиндр сцепления 2106, аналогичны с теми действиями, которые необходимы при ремонте и обслуживании тормозной системы. Суть практически одинакова, только в последнем не один контур для движения жидкости, а четыре.
- Сцепление трактора МТЗ-1221
- Сцепление трактора МТЗ-1221
- Устройство и регулировки муфты сцепления трактора Беларус МТЗ 1221
- Устройство сцепления
- Порядок установки и демонтажа муфты
- Регулировка сцепления
- Положение и зазор лапок
- Свободный ход педали управления
- Порядок настройки
- Свободный ход управления с гидроприводом
- Настойка главного рабочего цилиндра прямого хода
- Настройка рабочего цилиндра реверсного хода
- Настройка зазора отжимных рычагов
- Лепестковое сцепление для МТЗ 1221
- 📽️ Видео
Видео:Провалилась педаль сцепления, определяем поломку главный или рабочий цилиндр сцепленияСкачать
Сцепление трактора МТЗ-1221
Видео:#10СМТ🚜 Цилиндр сцепления + переходник + тормозная трубка = тормоза на самодельный мини тракторСкачать
Сцепление трактора МТЗ-1221
adminИнструкции по эксплуатации06.08.2013
Сцепление МТЗ-1221 (рис. 1) – фрикционное, двухдисковое, постоянно-замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления МТЗ-1221 является маховик (1), нажимной диск (3) и средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика.
К ведомой части сцепления МТЗ 1221 относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установленные на силовом валу (7).
Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей сцепления МТЗ-1221 для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24). Средний диск (2) имеет рычажные механизмы (12), обеспечивающие автоматическую регулировку его положения при выключении сцепления.
Опорами отжимных рычагов служат вилки (14), закрепленные на опорном диске сцепления МТЗ-1221 с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).
Рис. 1. Сцепление МТЗ-1221
1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной; 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регулировочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 —диск ведомый.
Управление сцеплением трактора МТЗ-1221
Выключение сцепления МТЗ-1221 производится педалью сцепления (1) (рис. 2) через рычажную передачу (1), (8), (5), отводку (18) (рис. 1) и выжимной подшипник (17).
Включение сцепления МТЗ-1221 при отпускании педали (1) (рис. 2) осуществляется нажимными пружинами (24) (рис. 1). Пружина сервоустройства облегчает выключение сцепления и постоянно поджимает рычаг (9) педали к полу кабины во включенном положении сцепления.
Рис. 2. Управление сцеплением трактора МТЗ-1221
1 — педаль; 2 — регулировочный болт сервоустройства; 3 — кронштейн; 4 — болт крепления; 5 — рычаг; 6 — палец; 7 — вилка; 8 — тяга; 9 — рычаг; 10 — пружина сервоустройства
Управление сцеплением МТЗ-1221 с реверсом
Включение сцепления реверсивного трактора МТЗ-1221 производится педалью (1), рис. 3, действующей на рабочий цилиндр (2) гидроусилителя (6) и далее на тягу (9) и рычаг (10) вала вилок выключения сцепления.
Гидроусилитель служит для снижения усилия на педали при выключении сцепления и обеспечивает перемещение рычага (10) пропорционально ходу педали.
Рис. 3. Управление сцеплением реверсивного трактора МТЗ-1221
1 – педаль сцепления; 2 – рабочий цилиндр с тягой; 3 – ось; 4,8 – оттяжная пружина; 5 – шланг; 6 -гидроусилитель; 7- кронштейн; 9 -тяга; 10 – рычаг; 11 – маслопровод отводящий; 12 – маслопровод подводящий; 13 – оттяжная пружина; 14 – педаль подвесная; 15 – палец; 16 – ось; 17 чехол; 13 – оттяжная пружина; 19 – шток.; 20 – поршень; 21 – главный цилиндр; 22 – маслопровод; 23 – колпачок; 24 – клапан перепускной.
При отпускании педали сцепления МТЗ-1221 все элементы управления возвращаются в исходное состояние оттяжными пружинами (4,8). Для работы гидроусилителя используется сливной поток масла, подводимого из насос-дозатора по маслопроводу (12).
Читайте также: Как ремонтировать гидравлический цилиндр
Пройдя через гидроусилитель, масло по отводящему маслопроводу (11) сливается в бак ГОРУ. При неработающем двигателе управление функционирует как механическое (см. рис. 2).
Для управления сцеплением МТЗ-1221 применен гидростатический привод, состоящий из подвесной педали (14) с оттяжной пружиной (13), главного цилиндра (21), маслопровода (22) и рабочего цилиндра (2) с тягой.
Выключение сцепления МТЗ-1221 производится педалью (14), действующей на шток (19) и поршень (20) главного цилиндра. Под действием поршня жидкость через маслопровод (22) и шланг (5) перемещает толкатель гидроусилителя (6), обеспечивая выключение сцепления как описано выше для прямого хода. При этом корпус рабочего цилиндра с тягой (2) и педаль (1) остаются в исходном положении.
Видео:Волговский цилиндр сцепления на тормоза мини-трактора .Скачать
Устройство и регулировки муфты сцепления трактора Беларус МТЗ 1221
Трактор МТЗ 1221, учитывая его тяговый класс 2 т.с. и мощность дизеля в 130 конских сил оборудован усиленной трансмиссией. В части силовой передачи машина оснащена двухдисковой фрикционной муфтой сцепления постоянно замкнутого типа. Функцией сцепления является передача потока мощности от двигателя на трансмиссию машины, а также разрыв и соединение потока при необходимости изменения передаточного числа коробки передач или остановки трактора.
Видео:МТЗ 1523.3 пропало сцепление часть 1Скачать
Устройство сцепления
Механизм муфты размещён в сухом отсеке корпуса промежуточной части трансмиссии на маховике дизеля. Своим пакетом дисков муфта взаимодействует с маховиком и передаёт вращение на силовой вал трансмиссии через свои шлицевые ступицы ведомых фрикционных дисков. Выключение сцепление производится отводкой (выжимным подшипником) с механическим приводом при нажатии на отводные рычаги корзины. Прижатие дисков муфты во включённом положении обеспечивается девятью пружинами в составе корзины.
Если говорить о отличиях в конструкции муфты в сравнении с однодисковой корзиной МТЗ 82 то они заключается том, что муфта МТЗ 1221 собрана из двух пар фрикционных и нажимных дисков. Основной нажимной и средний диски муфты взаимодействуют с пазами маховика через три щипа в своих наружных частях. Фрикционные ведомые диски при соединении с маховиком гасят вращательные колебания демпферными элементами. Выключение сцепления осуществляется за счёт отводных рычагов корзины и разжимных механизмов на среднем диске муфты. При выключении разжимные механизмы обеспечивают одинаковое расстояние среднего диска от поверхностей трения маховика и нажимного диска. Отводные рычаги опираются на вилки в опорном диске и зафиксированы регулировочными гайками с фиксирующими шайбами.
Для справки! Муфты сцепления МТЗ 1221 и современные модификации МТЗ 82 комплектуются одинаковыми ведомыми фрикционными дисками под каталожным номером 85-1601130-01 и одинаковыми отводками с номером 50-1601185-А.
Видео:#18 Гидровыжим вместо тросика на сцепление самодельного трактораСкачать
Порядок установки и демонтажа муфты
Для ремонта механизма муфты необходимо раскатить трактор, то есть отсоединить корпус сцепления от плиты дизеля. После закручиваются три технологических болта (М12Х40) в отверстия нажимного диска через отверстия в опорном диске корзины. Затем откручиваются болты крепления корзины к маховику дизеля и демонтируется корзина муфты в сборе.
Для соблюдения баланса при разборке механизма предварительно необходимо метками обозначить взаимное положение всех дисков муфты относительно друг друга, включая маховик дизеля. В последующем, сборку механизма осуществляют в соответствии с метками изначального расположения деталей.
Установку муфты на дизель осуществляют с помощью вспомогательного приспособления, выполненного в виде имитирующего силовой вал шлицевой оправки. Данный фальшвал обеспечивает центровку всех дисков в пакете корзины относительно оси вращения маховика дизеля.
Монтаж муфты осуществляют в следующем порядке:
- Монтажную оправку устанавливают в подшипник маховика дизеля.
- Устанавливают первый ведомый фрикционный диск на шлицы оправки удлинённой стороной его ступицы к маховику.
- Устанавливают средний диск в пазы маховика.
- Второй ведомый диск устанавливают на оправку короткой стороной ступицы к маховику ( то есть оба ведомых фрикционных диска устанавливаются короткими частями своих ступиц друг к другу).
- Затем устанавливают отжимной диск в сборе с упорным диском на пальцы маховика и затягивают гайками.
- Осуществив сборку выкручивают технологические установочные три болта и переходят к регулировке положения лапок сцепления.
Видео:Провалилась педаль сцепления где искать причины?Скачать
Регулировка сцепления
Как и в случае с МТЗ 82(80) настройку сцепления осуществляют в два этапа. Первая настройка осуществляется непосредственно на двигателе с рассоединённой трансмиссией трактора, где регулируют положение отжимных лапок корзины. Второй этап заключается в настройки свободного хода педали привода управления муфтой.
Положение и зазор лапок
Для равномерного прилегания и отвода дисков механизма по всей своей плоскости очень важно, чтобы отжимные рычаги своими тремя контактирующими частями с рабочей плоскостью выжимного подшипника (отводкой) были в положении одной вертикальной плоскости. Данная настройка обеспечит органичную работу механизма сцепления с равномерным прилеганием ведущих и ведомых дисков по всей рабочей плоскости. Это условие максимально продлит рабочий ресурса узла и исключит возможность частичного рассоединения потока мощности от двигателя к трансмиссии при выключении муфты.
Положение лапок изменяют отворачиванием или затягиванием регулировочных гаек, где зазор от контактной поверхности каждого отдельного отжимного рычага до торца ступицы упорного диска должна составлять 14+/-0,5 мм. Допустимая разность зазоров в регулировке отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. Фиксацию положения каждого отжимного рычага осуществляют стопорной пластиной.
Читайте также: Главный цилиндр сцепления для грейт вол сейф
Свободный ход педали управления
Данная регулировка не допускает недовключения муфты в отпущенном положении педали управления и неполного отключения сцепления при выжатой педали. Настройка осуществляется изменением длинны регулируемых тяг в приводе управления. Нормальным свободным ходом для педали управления муфтой сцепления на МТЗ 1221 есть ход в пределах 40-50 мм.
Порядок настройки
- Путём ослабления контргаек тяги 5 и расшплинтовкой соединительных пальцев в шарнире вилки отсоединить тягу от рычага 1.
- Затем ослабить контргайку 9 и отвернуть регулировочный болт 8 до полного прикасания педали 6 пола кабины и зафиксировать положение затяжкой контргайки 9.
- Установить рычаг 1 в положение касания выжимного подшипника с отжимными рычагами, повернув его против часовой стрелки.
- Установить длину тяги 5 до совпадения с соответствующими отверстиями шарнирного соединения вилки с рычагом 1.
- Затем укоротить тягу вворачиванием вилки 3 на пять — пять с половиной оборотов.
- Соединить вилку 3 тяги 5 с рычагом 1 с помощью пальца, зашплинтовать шарнир и законрить длину тяги 5.
При этом важно проконтролировать, что на участке свободного хода педаль обязательно возвращается до упора в пол кабины. В случае неполного возврата педали регулируют усилие пружины сервоустойства 7 привода управления с помощью затяжки болта, либо поворотом кронштейна 10 против часовой стрелки на оси болта крепления.
Свободный ход управления с гидроприводом
Отдельный порядок регулировки свободного хода привода управления сцеплением проводят на тракторах с реверсным постом управления, где в приводе установлен гидравлический рабочий цилиндр. Настройка заключается в регулировке зазора между толкателем и штоком рабочего цилиндра, а также зазора между отжимными лапками и рабочей поверхностью отводки. В данном случае оба зазора образуют суммарный свободный ход педали.
Настойка главного рабочего цилиндра прямого хода
В первую очередь регулируют гидропривод прямого управления, где при снятом цилиндре 18 устанавливают 21 шток в крайнее правое положение до упора в крышку, затем устанавливают рабочий цилиндр 18 в гидроусилитель 26 до касания штоку 21 с толкателем 22. Вращением вилки 4 на резьбе тяги добиваются совмещения соединительных отверстий с рычагом педали пальцем 5. Затем вворачивают вилку на 1,5-2 оборота, что обеспечивает свободный ход педали на величину А (8-11 мм). После соединяют пальцем рычаг педали с тягой толкателя и затягивают контргайку.
Настройка рабочего цилиндра реверсного хода
На реверсном главном цилиндре 14 привода управления по тому же принципу устанавливают зазор между толкателем 12 и поршнем 13. Отпускают контргайку вилки толкателя 8 и вращением в резьбе толкателя 12 добиваются свободного хода педали от исходного положения до касания толкателем поршня в пределах 4,5-9,5 мм (размер В на рисунке).
Настройка зазора отжимных рычагов
После настройки главных цилиндров устанавливают зазор лапок корзины. Отсоединяют тягу 30 от рычага 34. Поворачивают рычаг против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги. Вращением вилки 32 по резьбе тяги добиваются совпадения соединительных отверстий и вворачивают вилку на 5,5-5 оборотов, после соединяют рычаг с тягой шплинтующимся пальцем и фиксируют вилку тяги контргайкой. Таким образом обеспечивается полный свободный ход «В» педали прямого хода в пределах 45-60 мм и суммарный свободный ход «Г» педали сцепления реверсного управления 60-80 мм.
Видео:Ремонт главного цилиндра сцепления ,замена манжетов не снимая цилиндра с автомобиляСкачать
Лепестковое сцепление для МТЗ 1221
На сегодня для трактора Беларус 1221 на рынке запчастей компания разработчик ООО «Дженерал Партс» под торговым брендом «Rus Disк» предлагает диафрагменное лепестковое двухдисковое сцепление. Данный узел был одобрен заводом МТЗ, где в процессе проведенных испытаний на базе испытательной станции ОАО «МТЗ» диафрагменная муфта отлично показала себя на всех режимах работы в составе трансмиссии трактора и нареканий выявлено не было.
Для скептиков применения диафрагменной корзины на тракторах нужно отметить, что ряд мировых производителей тракторов такие как: Kubota, Hyundai, Mahindra, Case, New Holland, AGCO, John Deere, Mitsubishi, Ford активно используют в составе трансмиссии муфты сцепления данного типа. В ряде известных производителей муфт диафрагменного типа находятся компании Luk, Valeo, Sachs.
Касаемо процесса установки лепестковой корзины на МТЗ 1221, нужно отметить, что порядок не отличается от монтажа рычажного сцепления, единственным условием является удаление на среднем диске рычажных механизмов-делителей, которые в составе диафрагменного сцепления не нужны.
Преимущества
- Конструкция нажимной части корзины состоит из меньшего количество деталей, что значительно снижает его массу, повышает надёжность конструкции и сбалансированность узла.
- Диафрагменная муфта не требует регулировок при установке сцепления, а также в процессе эксплуатации.
- Особенностью диафрагменного сцепления является его более комфортный лёгкий выжим вне зависимости от степени износа фрикционных дисков.
Касаемо дополнительных улучшений лепестковой муфты бренда «Rus Disк» для МТЗ 1221 можно отметить: следующие особенности конструкции.
- Ступица ВОМ имеет модернизированное надёжное крепление с использованием пружинного демпфера.
- Ведомые диски являются улучшенным аналогом заводских дисков 85-1601130-01/02 с фрикционными безасбестовыми накладками повышенной стойкости, где плавность включения обеспечивается двухуровневым демпфером в составе диска.
- Накладки диска наклёпаны через секторные пружинные сегменты диска, что также положительно влияет на плавность работы муфты и повышает рабочий ресурс диска.
- Выжимной подшипник имеет необслуживаемую конструкцию, что снижает эксплуатационные расходы.
📽️ Видео
МТЗ 1523.3 пропало сцепление часть 2Скачать
Ремонт главного цилиндра сцепления УАЗ, газель, соболь, волга и пр.Скачать
Деу Нексия Заклинил главный цилиндр сцепления ..Скачать
Главный цилиндр сцепления.Скачать
Главный цилиндр сцепления износСкачать
Главный цилиндр сцепления на газели, ремонт, замена манжет. Газель, соболь, Волга.Скачать
переходник под главный цилиндр сцепления вазСкачать
Устройство СЦЕПЛЕНИЯ (3D анимация)Скачать
главный цилиндр сцепленияСкачать
Как поменять главный цилиндр сцепления.Скачать
ремонт главного цилиндра сцепления камаз (старого образца)Скачать
Как прокачать главный цилиндр сцепления Камаз!Скачать
Opel Astra H. Как вытащить главный цилиндр сцепленияСкачать