Сегодня, 17 декабря, команды обязаны окончательно определиться с типами покрышек, которые они будут использовать в первой гонке сезона-2016. Выбор для каждого пилота мы узнаем всего за две недели до Гран-при. К старту сезона мы с вами уже будем знать, какие три компаунда привезет Pirelli на гонки первой половины сезона. А пока предлагаем окунуться в шинную историю Формулы 1 и вспомнить времена, когда все было намного проще.
- Меняли, как перчатки
- Появление сликов
- Шестиколесные
- Первая шинная
- Согрел бы кто
- Вторая шинная
- Эра искусственной монополии
- В «Ф-1» решают мельчайшие детали: гонщикам даже охлаждают шею, чтобы в мозг поступала только холодная кровь
- В «Формуле-1» критичны любые мелочи. На кроссовках Хэмилтона даже укоротили шнурки ради скорости
- Резиновая история. Как эволюционировали шины в Формуле 1
- За 67-летнюю историю существования Ф1 шины в ней прошли большой путь – от незначительного элемента до высокотехнологичного продукта, определяющего облик всей серии. Motorsport.com Россия вспоминает главные вехи шинной истории Ф1.
- 📸 Видео
Видео:F1 - Радиатор из диска | Из чего состоит Шина | Вес колеса, Давление | Зачем КОЛПАКИСкачать
Меняли, как перчатки
Вот только более или менее достоверной информации на этот счет совсем немного. И это очень странно, ведь современные инженеры считают шины одной из самых важных деталей гоночного автомобиля. Такова ситуация сейчас, а в 1950-х годах никто особо не задумывался над этим. Важно было соорудить мощный мотор и надежный в целом автомобиль. На одном комплекте шин нередко ехали не одну, а несколько гонок. Команды, в зависимости от трассы и характеристик покрышек, часто меняли поставщиков — по несколько раз за сезон. Поэтому сначала был не один, как сейчас, и даже не два производителя. Так, в 1954 и 1958 годах команды «обувались» у шести различных шинников – Avon, Continental, Dunlop, Englebert, Firestone и Pirelli.
Видео:ШИНЫ В ФОРМУЛЕ-1. Разрушение мифовСкачать
Появление сликов
Поначалу гоночные шины почти ничем не отличались от дорожных, и никто не задумывался о сцеплении с трассой вплоть до конца 1960-х. К тому времени из-за растущей мощности двигателей шины «растолстели», но на них все еще присутствовал протектор. Тогда же появилась почти «лысая» резина. В ней еще оставались несколько неглубоких извилин, которые стирались по ходу гонки. Можду тем, слики уже вовсю использовались в драгрейсинге еще с 1950-х годов, но такие покрышки не выдерживали нагрузок в скоростных поворотах. Над этим шинники работали вплоть до 1971 года. Тут снова хочется напомнить, что достоверной информации о дебюте сликов не очень много. По данным одних источников, впервые слики использовали в ЮАР, по данным других – во Франции (Goodyear) и в Испании (Firestone). Тем не менее, к концу чемпионата на болиды ставили только резину без протектора (разумеется, только в сухую погоду).
Видео:FORMULA Energy /// после 60 тысяч км.Скачать
Шестиколесные
Инженеры постоянно экспериментировали с размерами и количеством колес. И самым ярким творением стал Tyrrell P34. Четвертая гонка на этом болиде подарила команде победный дубль за счет большего пятна сцепления. Но Кэн Тиррелл не договорился с Goodyear.
Видео:Обзор летних шин Formula Energy | Стоит ли покупать?Скачать
Первая шинная
В середине сезона-1977 в Michelin решили бросить вызов Goodyear и пришли в Формулу 1 с радиальными шинами. Через полгода Бибендум совместно с Ferrari отпраздновал первую победу в гонке, а чуть позже и во всем чемпионате. Радиальные покрышки оказались мягче и лучше держали трассу – все команды перебрались к французским шинникам. Но соперники не собирались отступать и вернулись в чемпионат со своими предложениями. Началась первая шинная «гонка вооружений». И Michelin, и Goodyear, и Pirelli, и даже Avon были вынуждены вкладывать огромные суммы в разработку и тестирование новых конструкций шин и состава резины. Как результат – французы, несмотря на успешный 1984 год, закрыли формульную программу, оставив американцев безраздельно властвовать в Королеве автоспорта.
Видео:В чем отличие шин Pirelli и Formula? Интервью с PirelliСкачать
Согрел бы кто
То, без чего невозможно представить современный болид перед стартом гонки и что неоднократно пытались упразднить, появилось в конце 1985 года и не имело особого спроса. Как вы возможно догадались, речь идет о грелках для покрышек. Быстрый износ холодных шин заставлял инженеров команды согревать их обычными одеялами, но это не особо спасало ситуацию. На помощь пришел бизнесмен Майк Друри. Он придумал грелки, наблюдая за событиями Гран-при Европы в Брэндс-Хэтч. В 1986 году в Испании после долгих уговоров в Williams решились использовать изобретение Майка и не прогадали. Мэнселл после пит-стопа, на котором ему установили подогретые колеса, стал проходить своих соперников одного за другим и едва не выиграл гонку. С тех пор компания, основанная Друри, поставляет грелки практически всем командам пелотона.
Видео:Почему колеса Формулы-1 2022 года медленнее, но всё равно лучше? Регламент 2022 года, диски и шины.Скачать
Вторая шинная
После ухода Goodyear два года длилась монополия Bridgestone, прежде чем возвращение Michelin породило новую шинную войну. Пытаясь ее обуздать, FIA в 2005 году запретила менять колеса по ходу гонки. Ferrari, безраздельно доминировавшая в последние годы, потеряла свое преимущество. Но и клиенты Бибендума частенько страдали от недостаточной выносливости французских шин. После скандала в США, когда из-за проблем с шинами Michelin на старт вышли всего 6 машин, было решено отменить этот странный запрет.
Читайте также: Размер шин мерседес глц
Видео:Эволюция шин Формулы-1. От первых велосипедных шин до сликов и шин с рисунком протектора. 1950 2022Скачать
Эра искусственной монополии
Для сдерживания растущих расходов на исследования и тесты, Федерация ввела другое сомнительное новшество – один поставщик шин на всех. В Michelin резонно посчитали это неприемлемым и спешно покинули чемпионат. Так в 2007 году в Формуле 1 наступила эра шинной монополии. А еще через два сезона Большие призы вернулись к сликам.
B 2010 неинтересно стало и японцам – они уступили свое место Pirelli, которые согласились попытаться решить абсурдную задачу: сделать шины, которые будут быстро изнашиваться. С тех пор итальянцев все время критикуют, и они вынуждены оправдываться и выдумывать какие-то новшевства. Их последняя идея может спасти ситуацию. Если нет желания отменять монополию, то почему бы не разнообразить варианты жесткости шин и разрешить командам самим определяться с покрышками.
Из-за сложностей логистики от команд потребовали определяться с выбором шин за 3 месяца до Гран-при (к счастью, это касается только выездных гонок). Да, доставка шин морем в Австралию занимает немало времени, вот только вся эта идея эта в итоге может превратиться только в иллюзию выбора — без тестов и понимания особенностей новых составом все команды наверняка предпочтут один и тот же консервативный набор, предложенный самими шинниками.
Видео:Стоит ли покупать Formula Energy? Расскажу всю правдуСкачать
В «Ф-1» решают мельчайшие детали: гонщикам даже охлаждают шею, чтобы в мозг поступала только холодная кровь
Вы не могли представить себе такой уровень детализации.
В гонках высшего уровня огромную роль играет не только техническое оснащение, креативность инженеров и чистый талант пилотов: на итоговый результат влияют еще и тысячи практически незаметных и никому не известных мелочей.
В «Формуле-1» критичны любые мелочи. На кроссовках Хэмилтона даже укоротили шнурки ради скорости
И в ролике «Макларена» про охлаждение пилотов в дни самых жарких Гран-при п ерсональный тренер Карлоса Сайнса Руперт Мануорин показал еще пару интереснейших для поддержания комфортной температуры тела девайсов.
К примеру, охлаждающий жилет.
Работает он так: в эти сетки засовывают охлаждающие подушки, которые предварительно держат в холодильнике.
А затем гонщик надевает его перед стартом квалификации или гонки на комбинезон, чтобы не перегреться раньше времени.
«Особо на температуры внутри это не влияет, но это немного облегчает им жизнь», – объяснил Руперт.
А это — охлаждающая повязка для шеи.
«Она охлаждает поток крови, идущий в голову, – объяснил тренер. – Благодаря этому пилоты чувствуют себя комфортнее и спокойнее».
И, конечно же, ледяная ванна с уточкой.
«Карлос ее просто ненавидит, он немного чувствителен к холодной воде», – рассказал тренер испанца.
Чего не сделаешь ради классного результата!
Видео:Летние шины Formula Energy - обзор 2023Скачать
Резиновая история. Как эволюционировали шины в Формуле 1
Видео:САМАЯ НЕОБЫЧНАЯ МАШИНА В ФОРМУЛЕ 1 — ШЕСТИКОЛЁСНЫЙ TYRELL P34 / FORMULA 1 / Ф1 / F1Скачать
За 67-летнюю историю существования Ф1 шины в ней прошли большой путь – от незначительного элемента до высокотехнологичного продукта, определяющего облик всей серии. Motorsport.com Россия вспоминает главные вехи шинной истории Ф1.
На заре возникновения Формулы 1 инженеры не слишком задумывались о важности шин, рассматривая их в качестве элемента, без которого машина не сдвинется с места, но при этом не влияющего на уровень выступлений. Технических спецов того времени гораздо больше волновали мощность моторов и общая техническая надежность автомобилей.
Шины тех лет были очень узкими и скорее напоминали колеса карет XIX века, нежели покрышки современных автомобилей. И, разумеется, отличались катастрофическим уровнем сцепления по сравнению с нынешней резиной. Впрочем, в суровые 50-е годы никто не считал это проблемой.
Кроме того, в 1950-е в чемпионате было немало поставщиков резины (с 1954 по 1958 год – целых шесть), но никакой войны между ними не велось. А команды легко меняли шинников прямо по ходу сезона, причем по несколько раз. Можно было провести этап на шинах Continental, на следующем Гран При поставить продукцию Pirelli, а к концу сезона опробовать Firestone – такое непостоянство было свойственно многим участникам Ф1 тех лет.
Этой машине удалось завоевать несколько подиумов и даже выиграть одну гонку: на Гран При Швеции-1976 победу за рулем P34 одержал Джоди Шектер. Однако добиться большего не удалось во многом из-за нежелания Goodyear тратить ресурсы на разработку маленьких покрышек, которые использовала только Tyrrell. В итоге результаты P34 постепенно стали ухудшаться, и команда отказалась от смелой идеи шестиколесного автомобиля.
Хотя до 1977 года в Ф1 почти всегда присутствовало минимум два поставщика резины, жесткой гонки вооружений они не вели. Но все изменил приход Michelin – французские шинники ворвались в Формулу 1 с по-настоящему революционной идеей, в итоге вознесшей их на самую вершину. Первым и единственным их клиентом в том сезоне стала Renault, также впервые появившаяся в Формуле 1.
Читайте также: Размер шин для фиат добло
Michelin разработала для Ф1 радиальные шины, нити корда которых расположены вдоль радиуса колеса. В диагональных шинах, использовавшихся в Ф1 до этого, нити корда располагались под углом к радиусу. Конструкция радиальных шин имеет ряд преимуществ перед диагональными – такие колеса жестче, меньше подвержены деформации, обладают стабильностью на прямых, обеспечивают лучшее сцепление в поворотах и при этом меньше весят.
Радиальные шины перевернули Ф1 – выступления клиентов Michelin шаг за шагом доказывали превосходство инновационных колес. Уже в сезоне-1978 французские шинники выиграли первый Гран При – на этапе в США победу одержал Карлос Рейтеманн из Ferrari. В 1979 году Michelin завоевала первый титул – тот чемпионат выиграл другой пилот Скудерии Джоди Шектер. А к 1981 году Michelin просто уничтожила конкурентов – абсолютно все команды перешли на их продукцию. Радиальные шины окончательно вытеснили из Формулы 1 диагональные.
Но уже в 1981 году конкуренты вернулись в чемпионат, подготовив свои версии радиальных колес. Бросить вызов Michelin осмелились в Goodyear, Pirelli и Avon. В Формуле 1 развернулась настоящая шинная война – важность резины стала окончательно очевидна всем и в разработку покрышек начали вкладывать по-настоящему большие деньги.
Едва ли не каждый месяц специалисты всех четырех компаний создавали улучшенные составы и проводили их масштабные тесты, неся огромные затраты. Первой не выдержала Avon – в 1982 году английская компания покинула Формулу 1. Оставшиеся три поставщика продолжали борьбу, в которой побеждала Michelin, собравшая у себя большинство ведущих команд. В сезоне-1984 использующие французскую резину McLaren и Brabham выиграли 14 гонок из 16.
Однако постоянные успехи Michelin привели к тому, что малейшая их неудача расценивалась как провал. Например, на этапе в Далласе нежная резина французов оказалась не готова к адской техасской жаре и крошащемуся на глазах асфальту, в результате чего до финиша добрался только один гонщик на Michelin. Падающая маркетинговая отдача и огромные расходы на гоночную программу заставили французскую компанию уйти из Формулы 1 – однако Michelin покидала серию победителем.
Поначалу идею термочехлов команды восприняли в штыки, но перед Гран При Испании-1986 Друри уговорил парней из Williams опробовать его изобретение в деле. В итоге коллектив сэра Фрэнка не прогадал – за несколько кругов до финиша механики поставили Найджелу Мэнселлу разогретые с помощью термочехлов покрышки. И англичанин, ко всеобщему удивлению, просто полетел по трассе, обогнал нескольких соперников и едва не выиграл гонку.
Того перформанса Мэнселла оказалось достаточно, чтобы термочехлы заинтересовали решительно всех. Сегодня Формулу 1 просто невозможно представить без грелок для шин – хотя в FIA уже не первый год задумываются об их запрете ради сокращения расходов. Современные термочехлы позволяют разогреть шины до температуры в 100 градусов и даже больше.
А Майк Друри неплохо поднялся благодаря своему изобретению – англичанин основал компанию M A Horne Tyre Tec England Ltd, которая уже много лет поставляет термочехлы командам Ф1.
Мощные моторы, распространение электроники, совершенствующаяся аэродинамика и растущая прижимная сила – все это привело к тому, что рост скоростей в Ф1 90-х годов стал угрожать безопасности гонок. В FIA это понимали – и решили замедлить машины путем ухудшения их механического сцепления с трассой, введя шины с продольными канавками. Новые шины с меньшим пятном контакта с асфальтом не могли обеспечить столь же высокую скорость в поворотах, как слики, и скорости в Ф1 действительно упали.
Это решение многим пришлось не по душе – пилотам и инженерам пришлось бороться с быстрым гранулированием и пузырением шин вследствие перегрева и привыкать к новым условиям. Да еще и внешний вид «псевдосликов» вызывал у многих недовольство – однако резина с канавками задержалась в Ф1 на 11 лет. А после ухода Goodyear в конце 1998 года монопольным поставщиком новых шин стала Bridgestone.
Однако японские шинники недолго оставались в одиночестве – в 2001 году в чемпионат вернулась компания Michelin, сходу оттяпавшая у Bridgestone почти половину клиентов, в числе которых оказалась и Williams-BMW. В Формуле 1 снова началась гонка вооружений между поставщиками – Michelin и Bridgestone постоянно обновляли химические составы резины и совместно с командами выкидывали десятки миллионов долларов на тесты новых спецификаций шин.
Читайте также: Кто производит шины вольтури
И несмотря на то, что все больше коллективов предпочитало перейти на французскую резину, победы в чемпионате доставались клиентам Bridgestone из Ferrari – причем это были разгромы, за исключением разве что сезона-2003. Секрет успеха был в том, что Скудерия была приоритетной командой для японцев. Их резина разрабатывалась с учетом пожеланий Ferrari и в тесной кооперации с итальянской командой, в то время как Michelin не выделял никого из своих клиентов.
Однако необходимость экономить шины не понравилась ни гонщикам, ни зрителям, ни поставщикам резины. Этот запрет продержался всего сезон, и смена покрышек на пит-стопах вернулась уже в 2006 году.
Во многом отмене запрета поспособствовали события Гран При США-2005, где произошел один из самых известных скандалов в истории Формулы 1. По ходу уик-энда выяснилось, что шины Michelin не выдерживают нагрузок в бэнкинге трассы в Индианаполисе – во время тренировки взорвалось колесо на машине Ральфа Шумахера, в результате чего тот попал в серьезную аварию. И хотя расследование выявило вину инженеров Toyota, установивших слишком низкий уровень давления в шинах, никому не хотелось рисковать попасть в аварию на скорости в 300 км/ч. Особенно учитывая близость отбойников на «Индианаполис Мотор Спидвей».
После прогревочного круга все машины на резине Michelin дружно вернулись на пит-лейн, и старт в гонке приняли всего шесть пилотов. Свист с трибун, недовольные промоутеры, спонсоры и ТВ-компании – тот Гран При нанес огромный ущерб репутации как Michelin, так и Формулы 1 в целом.
Однако Michelin были интересны только победы, одержанные в конкурентной борьбе – вскоре после новостей о введении шинной монополии с сезона-2008 французская компания объявила о сворачивании программы в Формуле 1 и в итоге покинула серию в конце 2006 года, выиграв напоследок титулы в личном и командном зачетах вместе с Renault. А Bridgestone стала единственным поставщиком резины. С тех пор представители Michelin неоднократно заявляли о своей заинтересованности в Ф1, но только при условии возобновления конкуренции между поставщиками шин.
Проблема малого количества обгонов в Ф1 остро стояла уже не один год, и в FIA пошли на радикальные меры, чтобы исправить ситуацию. Перед сезоном-2009 технический регламент Формулы 1 пережил очередную революцию – чтобы облегчить пилотам борьбу, под нож пошли все мелкие аэродинамические элементы, создающие множество завихрений, затруднявших пилотам преследование. В целом, аэродинамику существенно упростили, в результате чего уровень прижимной силы у машин резко упал.
По задумке FIA, улучшившееся механическое сцепление с асфальтом должно было компенсировать потери в аэродинамической эффективности – и спустя 11 лет в Ф1 вернулись слики.
Тот этап понравился всем, и новых поставщиков резины из Pirelli попросили создать именно такие шины – быстро изнашивающиеся и требующие двух-трех остановок в боксах по ходу гонки. Новые покрышки, а также внедрение системы DRS, в разы увеличили число обгонов уже в сезоне-2011 – в некоторых Гран При гонщики в сумме проводили по сотне и более успешных атак. В первых гонках сезона-2012 на трассах и вовсе царил хаос – команды не понимали работу покрышек, подготовленных Pirelli к тому чемпионату. В итоге в семи первых Гран При 2012 года было семь разных победителей из пяти команд.
Поначалу гонки с обилием пит-стопов и обгонов всем нравились, но затем появилось раздражение – большую часть заезда пилотам приходилось заниматься экономией резины и не атаковать на максимуме. Многие в Формуле 1 пришли к выводу, что серия идет по неверному пути – и в результате перед сезоном-2017 были анонсированы большие перемены, которые затронули и шины.
В новой Формуле 1 колеса стали больше – ширина передних шин увеличилась на 60 мм (с 245 до 305 мм), а задние прибавили 80 мм (с 325 до 405 мм). За счет увеличившегося пятна контакта вырос уровень механического сцепления – благодаря этому, а также более продвинутой аэродинамике скорость машин в поворотах резко выросла. И что более важно, в Pirelli наконец отказались от концепции быстро деградирующих шин и создали более-менее износостойкую резину – в Ф1 снова можно атаковать и не думать о сбережении покрышек.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📸 Видео
Шины формула 1 1Скачать
Как выхлопные газы разогревают шины (Формула 1, Pirelli)Скачать
Шины формула 1Скачать
Где производятся шины Pirelli и Formula для России?Скачать
/✅🎁КТО ЧЕСТНО ПИШЕТ ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ ШИН? Formula Energy 175/65! ЕСЛИ ХОЧЕШЬ МЯГКУЮ ВИАТТИ!Скачать
Pirelli Powergy – обзорСкачать
Шины Formula 1. История Формула 1. Гонки на машинах. Ф1Скачать
Pirelli Cinturato P1 /// реальный отзывСкачать
Pirelli Formula Energy обзор. Выбор летней резины 2021.Скачать
Производство шин Мишлен - Мегазавод (national geographic)Скачать