- Устройство и принцип работы гидроуселителя руля МТЗ-80. Регулировки и ремонт.
- Устройство и принцип работы
- Регулировки
- Зацепление червяк-сектор
- Подтяжка сферической гайки червяка
- Регулировка зацепления сектор — рейка
- Равномерность хода золотника
- Давление в системе
- Неисправности и ремонт
- 4 лучших способа замены ГУР на ГОРУ для тракторов МТЗ
- Немного истории
- Достоинства и недостатки гидроусилительных и гидрообъемных систем рулевого управления
- Основными преимуществами замены ГУР на ГОРУ на МТЗ дозатора являются:
- В полный комплект для переоборудования МТЗ 80 и МТЗ 82 входят :
- Способы замены ГУР на ГОРУ
- Первый способ: простой и самый распространенный
- Второй способ: установка насоса-дозатора на дополнительный гидробак
- Третий способ: с кронштейном
- Четвертый способ: заводской
- Подводим итоги
- 📸 Видео
Видео:Модернизация (ГУР) рулевой на мтз 80Скачать
Устройство и принцип работы гидроуселителя руля МТЗ-80. Регулировки и ремонт.
Для комфортного и эффективного вождения рулевой механизм трактора МТЗ 80(82) оснащён гидроусилителем рулевого управления — ГУР. Узел выполняет функцию передачи вращения от рулевого колеса на рулевую сошку с одновременным облегчением усилия при повороте и смягчении обратной вибрации при движении по дорогам с неровной поверхностью. Усиление достигается давлением жидкости, действующей на рабочие органы механизма.
Узел устанавливался на более ранних моделях МТЗ-80(82) не уступает по своим функциональным и эксплуатационным качествам устанавливаемой позже системы гидрообъёмного усилителя руля — ГОРУ.
Видео:ГУР мтз-80 модернизацияСкачать
Устройство и принцип работы
Чугунный корпус ГУРа МТЗ 80 (82) размещён на переднем брусе рамы между передней фронтальной стенкой капота и радиатором охлаждения дизеля машины. Узел представляет собой механизм с червячным редуктором, оснащённый автономной гидросистемой с золотником управления потоками рабочей жидкости, шестерёнчатым гидронасосом левого вращения НШ-10-Л-У ГОСТ 8753-71, силовым цилиндром двухстороннего действия и предохранительным клапаном. Гидронасос системы приводится от шестерни газораспределения двигателя.
В корпусе усилителя установлен червяк, связанный витками с сектором и свей торцевой частью с золотником распределителя узла. На концах золотника стоят упорные подшипники, в которые под давлением пружин упираются плунжеры. Одновременно наружными сторонами плунжеры упираются в корпусные детали распределителя. Плунжеры и пружины через подшипники удерживают золотник в нейтральном положении. При вращении рулевого колеса червяк витками начинает передвигать сектор, поворачивая вал сошки. Возникающее сопротивление колёс передаётся через механизм на червяк, образуя усилие, передвигающее его в осевом направлении вперёд или назад в зависимости от направления поворота. Своим смещением червяк взаимодействует с золотником распределителя узла передвигая его относительно оси. Таким образом, золотник управляет потоками масла под давлением. При движении прямо золотник распределителя подпружиненный пружинами стоит в нейтральном положении, давление подаваемое насосом, сбрасывается в корпус усилителя, являющийся гидробаком системы.
Вращением рулевого колеса червяк перемещает золотник, открывающий своими поясками магистрали полостей силового цилиндра. При этом в зависимости от стороны поворота одна полость связана с магистралью, подающей масло под давлением, другая со сливом. Золотник падает давление в полость цилиндра только во время непосредственного вращения рулевого колеса. С остановкой руля червяк перестаёт действовать на золотник распределителя, который под усилием пружин занимает нейтральное положение, сбрасывая масло в сливную полость.
Поршень цилиндра 25 взаимодействует через шток с рейкой 14, связанный с сектором 12. При подаче золотником давления в одну из полостей шток передаёт усилие рейке передвигающий сектор, облегчая вращение вала 28, связанного с сошкой 13. Рабочее давление в гидросистеме равно 2-4 мПа. Поворачивая руль до максимального угла поворота — давление достигает своего максимального значения 8 мПа и ограничивается предохранительным клапаном 7.
Ощущение «Чувства дороги» водителя сопротивления повороту при управлении обеспечивается давлением от нагнетательного канала в полостях с пружинами, действующих на плунжера. При управлении без усилия червяк не взаимодействует с золотником и гидросистема не участвует в усилении.
Дополнительно узел оборудован датчиком автоблокировки дифференциала размещённый в упоре рейки. В состав устройства входит золотник 21, поворотный кран 18 с маховиком, толкателя и щупа 20. Нерегулируемый редукционный клапан поддерживает в гидросистеме блокировки давление 0,7- 0,9 мПа. Устройство обеспечивает блокировку дифференциала при движении прямо и автоматически выключает её при повороте колёс больше 8 ̊.
Читайте также: Что делать при низкой компрессии в одном цилиндре
Видео:Модернизация рулевой мтз 80 Гур на цилиндрСкачать
Регулировки
Настройку узла осуществляют в исправном состоянии. Её правильность является важным фактором в эффективной работе усилителя и сохранения эксплуатационного ресурса. Наладка делится на настройку зазоров зацеплений механических пар и хода золотника.
Зацепление червяк-сектор
Регулировку производят при исправном состоянии рулевых тяг и сочленений привода руля, свободный ход рулевого колеса не должен превышать 30 ̊ с работающим двигателем.
- Поддомкрачивается передний мост трактора или отсоединяется сошка от рулевых тяг.
- Отпускают болт регулировочной эксцентриковой втулки.
- Поворачивают по часовой стрелке втулку до упора червяка в максимальном зацеплении с сектором.
- При работающем двигателе, поворачивая рулевое колесо определяют положение зацепления без ощущения заклинивания, увеличивая зазор поворотом втулки против часовой стрелки.
- Затягивают болт крепления втулки, снимают мост с домкрата или подсоединяют сошку к рулевым тягам.
Подтяжка сферической гайки червяка
Затяжка гайки нивелирует зазор между золотником и обоймами подшипников, образовавшийся в результате выработки или ослабления. Появления зазора отражается на увеличении свободного хода руля и появлению эффекта болтания рулевых колёс. При появлении люфта — золотник может произвольно подключать полости цилиндра к магистралям с давлением масла.
- Откручиваются болты крепления распределителя к корпусу усилителя.
- Снимают крышку и крепят распределитель на два размещённых по диагонали болта 5. Толщину фланца крышки компенсируют подложкой шайб 4 или гаек большого диаметра под головки болтов.
- Затем расшплинтовуют регулировочную гайку 1, и затягивают её до упора золотника в обоймы подшипников. Затяжку осуществляют с усилием 20 Нм.
- Отворачивая сферическую гайку до первого совпадения отверстия на валу червяка — гайку зашплинтовуют.
- Демонтируют установочные болты с шайбами и устанавливают крышку с прокладкой, затягивая четырьмя болтами в штатном режиме.
Правильная затяжка даёт плотное прилегание золотника к обоймам подшипников и обеспечивает возвращение золотника в нейтральное положение под действием пружин при прекращении вращении рулевого колеса. Излишняя затяжка увеличивает усилие на руле и приводит к быстрому износу упорных подшипников распределителя.
Регулировка зацепления сектор — рейка
Зазор в зацеплении сектор–рейка штока поршня цилиндра регулируется количеством прокладок между корпусом усилителя и упором рейки. Достаточный зазор 0,25-0,3 мм обеспечивает работу пары без заклинивания.
Равномерность хода золотника
Ход золотника регулируют прокладками между корпусом усилителя и распределителем, распределителем и крышкой сферической гайки. При недостаточном усилении поворота влево устанавливают дополнительную прокладку в 0,5-1 мм между корпусом колонки и распределителем, если недостаточно усиление вправо – устанавливают прокладку под крышкой сферической гайки. Таким образом, выравнивают амплитуду хода золотника влево — вправо.
Давление в системе
Настройка давления предохранительного клапана 7 осуществляется изменением сжатия пружины. Заворачивая винт клапана — увеличивается сжатие пружины и соответственно максимальное рабочее давление гидросистемы усилителя.
Видео:Мой вариант настройки рулевого МТЗ (версия с распределителем)Скачать
Неисправности и ремонт
Первым критерием, влияющим на эффективность работы узла — есть герметичности всех уплотнений гидросистемы, сохраняющих рабочее давление жидкости, обеспечивающее усилие на рабочие органы. Устранение течи масла и потери давления достигается заменой всех резиновых сальников, уплотнительных колец и прокладок входящих в полный ремкомплект ГУРа.
Исправность сочленений механического привода, регулировки зацеплений червячного редуктора и рейки поршня с сектором обеспечивают работу механизма без заклинивания.
Причиной тугого руля, при хорошей герметичности системы и достаточном уровне масла, может быть, плохая компрессия силового поршня цилиндра усилителя или недостаточный ход золотника распределителя, не позволяющий открывать нагнетательную магистраль к полостям цилиндра.
Заменой компрессионных колец на поршне и уплотнительного кольца на штоке устраняют перетекание масла из нагнетаемой полости в слив, повышая эффективность работы цилиндра и соответственно созданное полезное усилие.
При правильной регулировке в исправном состоянии для полного открытия каналов золотником рабочий ход в одну сторону должен составлять 1,2 мм. При нарушении хода распределитель не выполняет своей функции, что приводит к неполному открытию нагнетательного канала для подачи давления в полость цилиндра и достаточного гидравлического усиления не создаётся. Часто причиной являются недопустимые люфты в соединениях сборочных единиц усилителя, которые в своей сумме негативно влияют на обеспечение нужных параметров перемещения золотника. Поэтому нужно сказать, что успешность работы распределителя зависит от технического состояния соединений деталей и соответствия зазоров в зацеплениях.
Технически обоснованно и правильно при недопустимых люфтах или невозможности регулировки в результате износа контактных рабочих поверхностей зубьев, витков червяка, втулок, подшипников следует заменить вышедшие из строя детали.
Многие трактористы применяют в практике приём, который временно нивелирует зазоры при износе деталей ГУРа влияющих на работу распределителя. Нормального рабочего хода золотника добиваются двумя способами:
- Увеличивают линейный размер золотника путём проточки с обеих сторон внутреннего диаметра детали шириной 4 мм и глубиной по телу 1 мм. Вытачивают втулки-шайбы с соответствующей ширины и диаметром посадки во внутренний диаметр выточки золотника и выступающей части с шириной 1,2 -1,5 мм с соответствующим наружным диаметром. Модернизированную деталь устанавливают, подкладывая дополнительно прокладки между корпусом колонки и распределителем и крышкой распределителя. Таким образом, компенсируют увеличенный размер золотника. Для увеличения жёсткости пружин плунжеров вытачивают дополнительные шайбы соответствующего диаметра толщиной 1,5 мм и устанавливают между пружиной и деталью.
- Второй способ проще – протачивают на корпусе распределителя поверхность крепления крышки. Диаметр проточки от центра отверстия для установки золотника и оси червяка делают на 4 мм больше диаметра обоймы упорного подшипника глубиной 2-2,4 мм. В этом случае отпадает необходимость устанавливать дополнительные прокладки между корпусами и крышками, а также устанавливать шайбы под плунжеры.
Видео:Гур МТЗСкачать
4 лучших способа замены ГУР на ГОРУ для тракторов МТЗ
Немного истории
Универсально-пропашные колесные трактора МТЗ-80 выпускаются с середины 70-х годов прошлого века. Начиная с 2000-х годов они выпускаются под маркой «Беларус-80».
Трактор МТЗ-80 имеет полурамную конструкцию и переднее расположение двигателя. Передние колеса меньшие в диаметре, задние — большие и ведущие с полным приводом. |
У трактора МТЗ-82 — полный привод. |
Рулевое управление данной техники предусматривают гидроусилитель руля (ГУР) — мощный механизм, оборудованный червячным редуктором.
Достоинства и недостатки гидроусилительных и гидрообъемных систем рулевого управления
- Меньшее время отклика на управляющее воздействие руля
- Амортизация возникающих во время движения машины ударов и вибраций
- Высокий коэффициент полезного действия при преобразовании вращения рулевого колеса в поворотное движение колес.
К преимуществам гидрообъемной системы рулевого управления перед гидроусилителями руля относятся:
- Меньший в сравнении с гидроусилителем уровень физических усилий оператора, необходимый для поворота трактора
- Отсутствие люфтов при управлении направлением движения машины
- Небольшой вес дозаторного насосного устройства
- Возможность установки элементов гидрообъемной системы в различных частях трактора
Общий недостаток таких гидравлических систем – необходимость использования в них исключающих утечки рабочей жидкости высококачественных материалов и соединителей.
В последнее время большинство владельцев тракторов МТЗ-80 и 82 переходят на гидрообъемное рулевое управление, проще говоря: устанавливают насос-дозатор (ГОРУ). При установке насоса-дозатора ГУР служит в качестве масляного бака.
Основными преимуществами замены ГУР на ГОРУ на МТЗ дозатора являются:
- Управление машиной, оборудованной гидрорулем, требует намного меньше физических усилий (особенно актуально при работе с плугом и дискатором).
- Увеличивается точность управления колесами, что в свою очередь помогает соблюдать технологические требования работы в поле (актуально на междурядье) так как из-за отсутствия механических узлов отсутствуют люфты и задержки в работе рулевого управления.
- В случае выхода из строя питающего насоса или заглушения двигателя управление транспортным средством полностью не теряется.
- В случае поломки насос-дозатор действует как ручной насос, изменяя свой рабочий объем в зависимости от количества поворотов рулевого колеса. То есть в аварийной ситуации рулевое колесо требуется крутить в несколько раз больше для того, чтобы колеса повернулись на требуемый угол.
В полный комплект для переоборудования МТЗ 80 и МТЗ 82 входят :
Оригинальные готовые комплекты переоборудования c ГУР на ГОРУ для МТЗ 80 и МТЗ 82 вы можете приобрести у нас:
Есть варианты подешевле, с аналоговыми запчастями:
Почему стоит выбирать уже готовый комплект? Все просто: вам не придется собирать каждую деталь по-отдельности, все уже заранее предусмотрено для переоборудования.
Способы замены ГУР на ГОРУ
Переоборудование — относительно простая операция, доступная даже начинающему механику, тем более для этого сейчас есть все необходимое. Разработаны и собраны специальные комплекты переоборудования, включающие в себя все нужные запчасти и детали. Мы собрали для вас самые основные и работающие способы.
Первый способ: простой и самый распространенный
Чаще всего насосно-дозаторное устройство устанавливают на корпус гидроусилителя или на крышку клапанов головки цилиндров, используя для фиксации насоса их элементы крепления. Применяется в случаях, когда нужно оставить блокировку колес, а также сохранить вес на переднюю ось.
1. Убирается цилиндр ГУРа, глушится крышкой посадочное место через паронитовую прокладку.
2. Заменяем червяк на Ф80-3406030. Он есть в наших готовых комплектах.
3. Насос-дозатор* будет крепиться на место распределителя ГУРа на специальное крепление таким образом, чтобы он не подвергался осевым и радиальным нагрузкам.
У нас в наличии есть оригинальный насос-дозатор белорусского производства, а также польский и китайский аналоги, которые стоят дешевле.
4. Две стороны тяги убираются, ставится одна удлиненная тяга с артикулом 1220-3003010.
На нашем складе есть оригинальная тяга белорусского производства, а также бюджетные украинский и китайский аналоги.
Итого: Рулевое управление не меняется: вал, кардан, втулка.
*При необходимости насос легко демонтируется, после чего можно снова установить ГУР.
Возможен лишний вес на переднюю ось.
Выбирайте запчасти в зависимости от вашего бюджета. Мы рекомендуем приобретать оригинальные, так как они выпускаются в полном соответствии с технической документацией к трактору и обладают оптимальными характеристиками. Кроме того, риск выхода детали из строя раньше положенного срока сводится к минимуму.
Второй способ: установка насоса-дозатора на дополнительный гидробак
1. Убирается ГУР, заместо него устанавливается гидробак с фильтром на это же посадочное место*.
*Крепления совпадают, не нужно сверлить!
2. К гидробаку прикручивается насос-дозатор как и в первом способе, меняются местами рычаги и рулевые с корпуса редуктора.
3. Убираются рулевые тяги, заместо них ставится одна с артикулом 1220-3003010 (см. 1 способ) и крепится к левому и правому рычагу.
Итого: Рулевое управление также не меняется: вал, кардан, втулка.
Необходимы удлиненные рукава высокого давления.
Третий способ: с кронштейном
Дозатор устанавливается с помощью кронштейна дозатора с артикулом 85-3401120.
Гидробак для питания потребителей гидрообъемного управления вы сможете сделать сами, или же купить отдельно. Он в состав комплекта не входит.
Необходимы удлиненные рукава высокого давления.
Четвертый способ: заводской
Здесь присутствует кран блокировки 80-4801200-Б (датчик блокировки), который обеспечивает при необходимости блокировку дифферинциала.
В наличии есть белорусский оригинал и украинский аналог (подешевле) датчика блокировки.
Также мы рекомендуем вам посмотреть видео, где наш специалист подробно и наглядно объясняет весь процесс замены ГУР на ГОРУ:
Подводим итоги
Гидробак для питания потребителей гидрообъемного управления вы сможете сделать сами, или же купить отдельно. Он в состав комплекта не входит.
Если у вас есть и другие запчасти в наличии — гидроцилиндр, насос-дозатор, кронштейны, и прочее, то все не достающие детали вы сможете купить в разделе нашего интернет-магазина: Запасные части для тракторов МТЗ.
📸 Видео
Мадорнизачия гур мтз 80Скачать
Отвечаю на вопрос! Как я сделал цилиндр на рулевую МТЗ-80.Скачать
ГУР мтз-80 дороботка под цилиндрСкачать
ГУР МТЗ модернизация (альтернатива шайбам)Скачать
ремонт ГУР МТЗСкачать
переделка рулевого мтз 80 под целиндерСкачать
Дозатор и крепление цилиндра . Результат все норм .Скачать
модорнезация гур на мтз 80Скачать
Рулевые цилиндры мтз. Гидроцилиндр 50-3405215 с пальцами и без.Скачать
ГУР МТЗ ремонтСкачать
мтз 80 ремонт гураСкачать
Установка гидроцилиндра и насос-дозатора на рулевое управление трактора МТЗ (старый ведущий мост)Скачать
Гур Мтз 80 МК ремонт и модернизация.Скачать
Регулировка гур мтз 80Скачать
Мтз80 рулевое под дозатор. Бюджетный вариантСкачать