Подбор винта для лодочного мотора Ямаха выполняется на основе веса лодки, специфики и стиля предстоящей эксплуатации. Далеко не всегда штатный винт «из коробки» гарантирует оптимальную гидродинамику в реальных условиях использования. Инженеры завода в Японии не могут точно знать, будут их двигатель использовать на тихом озере или бурной реке, для плавания с грузом или скоростных прогулок с легкой лодкой. Поэтому стандартный вариант всегда ориентирован на усредненные показатели, которые одинаково неплохо подходят как для движения на скорости, так и для троллинга. И если вы желаете оптимизировать характеристики мотора путем раскрытия его потенциала в полной мере, то статья о том, как подобрать винт к лодочному мотору Ямаха – точно для вас.
Из какого материала лучше выбрать винт на лодку?
Есть три наиболее используемых вида материалов:
Алюминий. Самый распространенный вариант для Yamaha. На это есть следующие причины. Во-первых, алюминий легкий. Во-вторых, при ударе о камни он гнется с возможностью последующей рихтовки. Благодаря тому, что лопасти из «крылатого металла» не отличаются повышенной жесткостью, они легко принимают силу удара на себя, сохраняя шестерни трансмиссии в целости.
Нержавеющая сталь. У железа также есть свои сторонники, что обусловлено увеличенной прочностью конструкции. Стальные винты для лодочных моторов Ямаха могут выполняться с куда более тонкими лопастями (толщина в 2-3 раза меньше). Это обеспечивает меньшее сопротивление в плотной среде, винт охотнее врезается в воду, а значит, возрастает КПД. Таким нехитрым способом можно получить прибавку в скорости от 2 до 7 км/ч (в зависимости от мощности силового агрегата). Кроме того, железо лучше сопротивляется разрушительному действию кавитации.
Почему производитель не снабжает свои двигатели стальными винтами? Ответ прост: увеличенная жесткость уменьшает поглощение вибраций – при контакте с камнем сталь не гнется так, как алюминий. В результате сила удара в своем большинстве передается шестерням редуктора, и они могут не выдержать. Куда проще выровнять или заменить винт – это легко сделать прямо на воде, чего нельзя сказать о редукторе.
Пластик. Более дешевый в производстве винт, изготовленный с использованием мягких сортов полимерного сырья. Во многих ситуациях лопасти просто гнутся от контакта с препятствием. Но при поломке отремонтировать такую модель нельзя. Впрочем, не это главная проблема пластмассовых аналогов. Дело в том, что для обеспечения достаточной жесткости лопастей их делают утолщенными. А это негативно сказывается на скорости вращения. Двигателю приходится тратить мощность на борьбу с трением лопастей в воде. Нередко вызывает претензии и качество литья изделий – малейшие отклонения по геометрии гарантируют плохую гидродинамику, наличие вибраций, увода и т.д.
Если при покупке вы в первую очередь смотрите на то, сколько стоит винт на лодочный мотор Ямаха, то выбирайте среди пластиковых вариантов. Но когда вы ищете качественный движитель с высокой скоростью и минимумом вибраций – берите лучше алюминиевый винт оригинальных размеров. Что касается стальной альтернативы, то она опасна при ходьбе по мелководью, но оправданна для скоростных катеров, а также лодок с большим суточным пробегом. Ведь использование стали в таких случаях понизит расход топлива и масла на 3-5%.
Маркировка винтов лодочных моторов Ямаха
Необходимо научиться читать символы и цифры, обозначенные на самих изделиях и фирменных упаковках. Эти величины помогут сориентироваться в размерах винтов, количестве лопастей, величине шага. В качестве примера рассмотрим несколько типоразмеров для двигателей японской марки.
- Y– Yamaha;
- 15 – мощность;
- 9¼– диаметр в дюймах;
- 9– шаг в дюймах.
Читайте также: Крыша для мотора сканворд 5 букв
Также маркировка может включать дополнительную информацию. Например, в названии винта Y8 3×8.5x7RB указано, что направление вращения (Rotation), обозначенное литерой R – правое, то есть «right». В свою очередь, тройка в начале – это количество лопастей, 8.5 – диаметр, 7 – шаг.
Искать маркировку следует на ступице. Если там она отсутствует, то значит, она нанесена на одну из лопастей.
Подбор винта для лодочного мотора Ямаха по диаметру и шагу
Диаметр винта определяется по крайним точкам лопастей и всегда измеряется в дюймах, независимо от марки производителя. Чем меньше диаметр, тем меньше лопасти создают сопротивления воде. Тем легче двигателю вращать винт. Обычно агрегат уже по умолчанию заточен под определенный диаметр и радикально отклоняться в этой плоскости не стоит.
При использовании винтов увеличенного диаметра вырастает показатель упора, наблюдается уверенный подхват на старте. Но достичь высокой скорости на такой конструкции сложно, так как двигателю сложнее вращать большой винт. Обычно большие диаметры применяются либо на мощных двигателях, либо на тяговых суднах, не рассчитанных на глиссирование.
Шагом называется расстояние в дюймах, теоретически проходимое винтом в воде по результатам полного оборота. В рамках одного диаметра может предлагаться 2-3 и даже больше разновидностей шага. Чем больше шаг, тем ниже обороты и больше забор воды лопостями, лучше упор. С уменьшением шага лопасти «вгрызаются» в толщу воды чаще, это позволяет добиться больших оборотов и повышенной скорости.
Как выбрать винты Yamaha на конкретную лодку?
Предположим, вы приобрели четырехтактный двигатель F15CMHSмощностью 15 л.с., а вместе с ним винт размерностью 3X9¼x9. Это хороший выбор, обеспечивающий высокую скорость для небольшой лодки. Но точную подгонку можно выполнить только по факту полного снаряжения плавсредства с учетом общего веса, течения, количества пассажиров. Главным показателем, говорящим об оптимальности выбранного шага, является частота оборотов двигателя. Определить ее можно с помощью тахометра.
Подойдет самый обычный цифровой тахометр, один из проводков которого крепится на массу двигателя, а второй – наматывается на бронепровод (неважно, какой из двух). Лодка спускается на воду с ожидаемой загрузкой и разгоняется «до упора». При полностью утопленной рукоятке румпеля выполняется снятие показаний счетчика оборотов (тахометр реагирует на количество искр в единицу времени). По паспорту двигатель оптимально работает в диапазоне 5000-6000 об/мин. Поэтому и пустая, и полностью загруженная лодка в идеале должна двигаться именно в этих пределах.
Возможные сценарии тест-драйва:
- На полном газу обороты зашкаливают (выше 6 тысяч или на пределе) – налицо «перекрут», что чревато повышенным шумом, перегревом, увеличенным расходом топлива, а также снижением ресурса двигателя. Решение – необходимо взять винт с большим шагом, например 3X9¼x10.
- Обороты под нагрузкой не могут подняться выше 5000 в минуту или достигаются с трудом – это «недокрут», который негативно отражается на скорости и ресурсе двигателя. Значит, винт нужно заменить аналогом с уменьшенным шагом.
- Обороты колеблются в допустимом диапазоне – ничего менять не нужно, так как замена не даст ощутимого эффекта.
При увеличении либо уменьшении шага следует придерживаться рекомендаций производителя, которые обычно указаны в руководстве по эксплуатации. Завод изначально дает информацию о всех возможных типоразмерах, которые можно применять на конкретном моторе.
Установка винта на лодочный мотор Ямаха
Ничего сложного в замене либо первичной установке (если мотор шел без винта) нет. Оригинальные винты, а также изделия сторонних производителей, выполненные в соответствии с заводскими характеристиками, без труда сочленяются с гребным валом. На валу во избежание проскальзывания есть шлицы – втулка винта должна устанавливаться на шлицы плотно: без люфта и заклинивания. Фиксация выполняется с помощью обычной контрящейся гайки с проволочным шплинтом.
Читайте также: Фишерман чехол для мотора
Некоторые владельцы пытаются использовать неродные винты, предназначенные для установки на вал сторонних производителей. Чтобы достичь унификации, они извлекают оригинальную резинометаллическую втулку и запрессовывают ее в «чужой» винт. Это может повредить сам винт, втулку, а также обеспечить перекос, что негативно скажется на стабильности движения. Втулка призвана нивелировать вибрации от винта, способные при жестком соединении повредить редуктор, особенно в случае контакта с грунтом, скалами.
Многие используют сразу несколько винтов. Один – для скоростного движения на глиссере, другой – для троллинга или перевозки груза. Заменить аксессуар в полевых условиях не составит труда, ведь достаточно поднять дейдвуд из воды и с помощью гаечного ключа, плоскогубцев выполнить монтажно-демонтажные работы.
Если у вас возникают трудности при подборе лодочного винта, вы не знаете, какую модель выбрать в качестве базового варианта, то обращайтесь за консультацией к специалисту. Консультант официального дистрибьютора Yamaha лучше других знает, как винты допустимо ставить на японский двигатель, а какие не будут нормально работать. Это исключит ситуацию, когда приобретенный к мотору винт пылится в гараже, будучи невостребованным либо вообще несовместимым с выбранной моделью двигателя.
Видео:Какой винт поставить? Скоростной или грузовой? Ремонт лодочных моторов.Скачать
Винт на лодочный мотор Ямаха – подбор, скоростные винты
Чтобы увеличить срок эксплуатации лодочного мотора, а также повысить скоростные характеристики, необходимо правильно подобрать гребной винт. На выбор движителя влияют загрузка лодки и мощность мотора, поэтому в идеале человеку лучше иметь с собой несколько запасных винтов с разными характеристиками.
Видео:Как подобрать гребной винт для лодочного мотораСкачать
Принцип работы
Гребной винт был изобретен Архимедом. В то время он использовался не для приведения в движение судна, а для подъема воды. Широкое распространение на кораблях он получил только в 19 веке.
Соединяясь с двигателем гребным валом, винт обеспечивает движение пласредства. Лопасти создают зону низкого давления воды с одной стороны и высокого с другой. Возникающая при этом подъемная сила приводит судно в движение.
Видео:Как разобраться в маркировке гребного винтаСкачать
Подбор винта
Винты для лодочных моторов Ямаха изготавливаются из:
Алюминиевые. Их используют наиболее часто. Легкий материал оказывает меньшую нагрузку на двигатель. Во время удара о подводные препятствия они лопасти изгибаются, что позволяет провести ремонт в полевых условиях. Этот же момент предостерегает от повреждений двигатель, т.к. винт принимает на себя всю силу толчка, которая не передается на шестеренки.
Стальные. Ценятся за прочность. Благодаря особенностям материала их можно изготовить большего диаметра, что позволяет увеличить скорость лодки на 3 – 8 км/ч.
Пластиковые. Производятся их недорогих материалов, Если лопасть погнулась от контакта с подводным препятствием, ее можно отремонтировать в походных условиях, но при поломке придется полностью заменить устройство. Минусом данной конструкции является толщина лопастей. Это снижает скоростные характеристики плавсредства и увеличивает расход топлива. При некачественном производстве изделия лодка будет самостоятельно уваливаться с курса, а двигатель постоянно вибрировать.
Выбор зависит от района плавания. Если человек планирует эксплуатировать плавсредство в дальних переходах по глубокой воде, рекомендуется приобрести стальной вариант. Он позволяет увеличить скорость и снизить расход горючего. При плавании по мелководью, если произойдет столкновение с подводными препятствиями, стальной движитель может привести к повреждению мотора.
Читайте также: Бмв е34 мотор м40
Алюминий позволяет повысить скорость и избежать вибрации двигателя. Считается универсальным материалом для винтов.
Пластик выбирают люди, для которых в приоритете стоит не качество, а цена.
Видео:Сравнение трёх лопастного и четырёхлопастного винта на моторе Hidea 9.9 (аналог 2t Yamaha 9.9)Скачать
Маркировка
Нанесенные на изделие цифры и буквы позволяют лучше разобраться в характеристиках. Они указывают размер, шаг и количество лопастей.
Возьмем для примера стандартную модель Y15 9×9.
1. Y – марка производителя (Yamaha).
2. 15 – максимальная мощность.
3. 9 – диаметр (дюймы).
4. 9 – шаг.
В обозначения могут включаться данные о направлении вращения:
Маркировка располагается на ступице или лопасти.
Видео:Трех и ЧетырехЛопастные винты к подвесным лодочным моторам (сравнение)Скачать
Особенности
Диаметром винта называется расстояние между оконечностями лопастей. Оно измеряется в дюймах. Этот показатель влияет на сопротивляемость движителя водной среде. Чем ниже диаметр, тем меньше сопротивление.
Мотор изначально проектируется под модель определенного диаметра. Сильно отклоняться от стандарта не рекомендуется.
Винты больших диаметров используются на мощных двигателях с невысокими скоростными характеристиками. Выйти на глиссирование при таком движителе не получится.
Шаг винта говорит о расстоянии, которое движитель проходит за один оборот. Оно измеряется в дюймах. Для одного диаметра может быть 2 –5 вариантов шага. Чем больше этот показатель, тем меньше усилий требуется двигателю для произведения одного оборота гребного вала. Винты с маленьким шагом чаще проворачиваются в воде, что положительно влияет на скоростные характеристики.
Видео:Лодочный мотор Ямаха 9.9 (15) Флагман 350 .Тест винтов для лодочного мотора 12 ,11, 10 и 9 шага,Скачать
Выбор для определенной лодки
Для начала понадобится измерить количество оборотов двигателя. Сделать это можно с помощью тахометра. Присоединив один проводок к бронепроводу, а другой к массе, человек спускает лодку на воду и разгоняется на максимальную скорость. В этот момент снимаются показатели прибора. Далее возможны несколько вариантов:
1. Если обороты выше норм, прописанных в паспорте двигателя, необходимо приобрести винт с большим шагом.
2. Если обороты ниже норм, приобретается движитель меньшего шага.
3. Обороты в приделах нормы – замена винта не требуется.
Как правило, в документах на мотор прописываются советы касательно установки движителя увеличенного или уменьшенного шага. Следует придерживаться этих указаний при замене.
Видео:Как подобрать гребной винт? Шаг винта, грузовой или скоростной винт.Скачать
Установка винта
Замена движителя не представляет собой сложностей. Стандартные модели без труда устанавливаются на гребной вал. Здесь расположены шлицы, которые препятствуют проскальзыванию. На них устанавливается втулка винта. При этом важно избежать появления люфта или заклинивания. Установленный на шлицы движитель фиксируется гайкой со шплинтом из проволоки.
Важно! На лодочный мотор Ямаха могут быть установлены винты только этой же фирмы. Народные умельцы пытаются обойти это правило путем запрессовки втулки в движители сторонних производителей. Это приводит к увеличению вибрации мотора и выходу его из строя. Если такое плавсредство наткнется на подводное препятствие, будет поврежден не только сам винт, но и редуктор.
Видео:Миф о винтах Как подобрать гребной винт для лодочного мотора Реальные замеры. Перекрут НедокрутСкачать
Скоростные модели
Для увеличения скорости владельцы лодок прибегают к некоторым ухищрениям:
1. Установка винта из нержавейки. По общему мнению, движители из этого материала являются наиболее скоростными.
2. Установка специальных моделей. В магазинах существуют винты, которые изначально проектируются для достижения большой скорости передвижения.
3. Замена 3-х лопастного винта на 4-х лопастной.
4. Подборка по диаметру. Винты тестируются на различных оборотах двигателя. Сравнивая показатели определенных моделей человек подбирает для себя оптимальный вариант.
Многие водномоторники возят с собой 2-3 винта предназначение для определенных видов плавания. Один используется при движении на большой скорости, другой при перевозке грузов, третий для троллинга. Замена движителя в полевых условиях не представляет собой особых сложностей, поэтому использование нескольких моделей в одном плавании является наиболее оптимальным решением.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
Винт 9-го шага убьет ваш мотор! Что такое перекрут?Скачать
Винты YAMAHA(11 шаг) и SOLAS (11 шаг). В чем подвох?Скачать
Поговорим о винтах, какой винт выбрать для лодочного мотора ?Скачать
Винты на YAMAHA.Скачать
Изготовление винтов для лодочных моторов Ямаха.Скачать
Гребные винты Yamaha: как это сделано?Скачать
Чудо-винт для лодочного мотора. Тест винтов для мотора 5 л.с.Скачать
Лайфхак: как подобрать винт для лодочного мотораСкачать
Как выбрать правильный винт для лодочного мотораСкачать
Втулки и гребные винты для лодочных моторовСкачать
Самый скоростной винт на Ямаху 25-30-40-50-60 + приход винтовСкачать
Гребной винт с Алиэкспресс , что показали тесты?Скачать